"Слово о полку Игореве": описание, герои, анализ произведения. Природа в "Слове о полку Игореве"

К середине XI века у границ Руси появились воинственные степные кочевники - половцы. С тех пор «Поле половецкое» стало источником постоянной опасности для русских людей. Степняки совершали постоянные набеги, грабили скот и имущество, уводили пленников, которых обращали в рабов и продавали на невольничьих рынках. Половецкое войско, состоявшее в основном из легкой конницы, представляло такую силу, что XI веке половцы совершали походы на Венгрию и Византию.

Борьба Руси с половцами шла с переменным успехом. Победы, одержанные в начале XII века русскими войсками, сменились чередой неудач.

В 70-х годах XII столетия хан Кончак, объединивший половецкие орды и сначала участвовавший в княжеских междоусобицах, совершал неоднократные набеги на русские земли. Но в 1184 году русские князья совместными силами дважды разгромили степняков. В этих походах хотел, но не мог принять участия князь крупного удельного Новгород-Северского княжества Игорь Святославович. Поэтому в следующем, 1185, году он, втайне от других князей, пошел в свой собственный поход. Князь хотел единолично разбить половцев, не желая делить с другими победу и богатые трофеи. С собой Игорь Святославович взял только ближайших родственников с их дружинами, а именно: сына Владимира, княжившего в Путивле, брата Всеволода, князя Трубчевска и племянника, князя Святослава Ольговича из Рыльска.

Что произошло дальше, хорошо известно из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей и из памятника древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». В первом сражении с передовым половецким отрядом князь Игорь одержал верх. Но на следующий день, его войско столкнулось с основными, многократно превосходящими силами половцев на реке Каяле. Здесь князь Игорь Святославович потерпел полное поражение, вместе с сыном и другими князьями попал в плен.

«Единоличный» поход Игоря Святославовича на половцев закончился разгромом, не принес ни князю, ни его войску ни победы, ни богатой добычи. Тем не менее автор «Слова о полку Игореве» провозглашает славу новгород-северскому князю, которого с уважением и любовью сравнивает с соколом, с солнцем. Несмотря на тщеславие князя Игоря и его опрометчивое решение в одиночку идти в опасный поход, он проявил лучшие качества русского воина, защитника родной земли. Прежде всего - это решимость в борьбе с врагом. В «Слове о полку Игореве» князь произносит такие слова: «Лучше погибнуть, чем плененным быть… с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». Даже солнечное затмение, которое дружина посчитала плохим знаком, не остановило Игоря Святославовича в его намерении биться с половцами.

Вместе с отвагой князь Игорь проявил такое качество, как стремление не оставить в беде ближнего, прийти на выручку даже с риском для жизни (как через много веков у Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай). Когда стало ясно, что численное превосходство половцев слишком велико, князья со своей конной дружиной могли бы спастись, просто ускакав от врагов. Но они решили остаться и сражаться до конца, потому что в ином случае бросили бы своих пеших воинов один на один с половецкой ордой: «Либо умрем, либо всем вместе живы останемся». Получивший в начале сражения тяжелую рану Игорь не оставил поле боя, а поспешил на подмогу своему брату Всеволоду, которого одолевали половецкие полки. И затем, когда Игорю Святославовичу предлагали бежать из плена, то поначалу он отказывался оставить других пленных, и согласился на побег только, когда стало ясно, что его могут убить, и не будет ему «ни славы, ни самой жизни».

Свою главную победу князь Игорь одержал уже после пленения. Это была победа над устоявшимися представлениями о том, как надлежит поступать русским князьям. Ведь это было время, о котором автор «Слова о полку Игореве» говорит: «И начали князья… сами на себя смуту заводить, а поганые со всех сторон приходили победно на землю русскую». Размышляя о причинах своего поражения, Игорь Святославович вспомнил «что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил.. христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане». Князь Игорь воспринял свое поражение и плен как Божью кару за раздоры, междоусобицы и кровопролитие, которые устроили князья на Руси и в которых он принимал деятельное участие. В летописи приводятся его слова: «И связанного предал меня Бог в руки беззаконникам. Это все воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою».

Сама судьба князя Игоря и его покаяние должны были бы стать уроком в том, что необходимо единство и мир на русской земле. Может быть, тогда итоги битвы на Калке в 1223 году были бы совсем другими, по-другому сложилась бы история нашей страны. Но этот урок не был услышан.

А князь Игорь остался в истории примером мужественного воина, благородного борца с врагами, защитника родной земли.

"Слово о полку Игореве" - это, безусловно, одно из самых значимых произведений во всей древнерусской литературе. Образ природы в художественной системе поэмы играет очень важную роль. В этой статье мы подробно о нем поговорим.

Двойная функция природы

Природа в "Слове о полку Игореве" характеризуется тем, что она выполняет двойную функцию. Она, с одной стороны, живет своей собственной жизнью. Создатель поэмы описывает пейзаж, который окружает героев. С другой стороны, она является средством выражения авторских мыслей, его отношения к происходящему.

Природа - живое существо

Читая описание природы в "Слове о полку Игореве", мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В "Слове о полку Игореве" природа - это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа "переживает" за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, - это поэтический союз. Для автора природа - неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении "Слово о полку Игореве" - отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились "кровавыя зори", что с моря идут "чръныя тучи", в которых "трепещут синии млънии". Он заключает: "Быти грому великому!" Читая "Слово о полку Игореве" (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события - результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Природа - высшая сила

Следует отметить и то, что природа в "Слове о полку Игореве" выступает своего рода высшей силой, способной предсказывать события, а также управлять ими. К примеру, перед тем, как Игорь отправился в поход, она предупредила русские войска об опасности, грозящей им. Автор пишет: "Солнце ему тьмою путь заступаше".

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в "Слове о полку Игореве". Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит "светлое и тресветлое" Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны - это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему "милому ладе".

И природа в "Слове о полку Игореве" отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в "Слове о полку Игореве" помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор отмечает, что "солнце светится на небесе".

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий - это небесный цвет. В произведениях он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый - радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

Выражение мыслей автора

Описание природы в "Слове о полку Игореве" помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит "принести повинную голову" киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". Образ представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина живо изображенная им, - свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал "Слово". Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.

Произведение "Слово о полку Игореве" относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.

Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике - вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором "Слова о полку Игореве".

Анализ произведения

Основная идея «Слова»

Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».

У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.

Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.

Герои произведения

Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.

Князь Святослав

Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.

Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.

Князь Всеслав Полоцкий

Ничуть не лучше непоседливый князь Всеслав Полоцкий, ищущий жизни получше и власти побольше. В характеристике автора это «хитрый, гораздый», даже «вещий». Но и он дождался «суда Божьего», то есть смерти.

Боян

Боян олицетворяет символ образ «вещего» певца, берущего своё начало от языческих богов. Для автора он тот, кто волею свыше должен прославлять тех, кто избран Богом, русских князей.

Ярославна

Образ Ярославны это символ любящей и преданной жены, обобщённый образ русских женщин, их героические характеры. Любовь её спасает Игоря в бою. Она скорбит не только об Игоре, но и о всех русских воинах. Её плач - заклинание, обращение к силам природы спасает Игоря от верной смерти, помогает ему спастись из плена. С момента опубликования «Слова» образ Ярославны ассоциируется с образом преданной и любящей жены.

Буй-тур Всеволод

Буй-тур Всеволод сильный и храбрый воин. Однако в бою может быть безрассуден и забыть об осторожности, даже о жизни. Он - есть символ воинской доблести русских воинов, так же, как, впрочем, и его дружинники.

Половецкие князья Кончак и Гзак являют собой символы зла и олицетворение черной силы.

Князь Игорь

Лишь один герой «Слова» в «движении» образа - князь Игорь. Он отважен, честолюбив. Но «молод и буен». В этом он противопоставляется опытному Святославу. Но, в конце произведения автор указывает на произошедшие с ним перемены. То есть, не смотря на свою противоречивость, Игорь способен под влиянием определённых событий изменять свои взгляды, позиции.

Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.

Есть ещё один герой «Слова», которому уделено немало слов. Это - природа. В «Слове» она живая. Она выражает себя воем волков, клёкотом орлов, меркнущей ночью и погасшей зарёй. Природа здесь тревожится и скорбит. Она предчувствует поражение русских полков и это выражается в кровавых зорях и идущих с моря чёрных тучах. Эти тревожные картины сменяются патетическим призывом автора к единению. И в финале картины радости и торжества.

Заключение

Не смотря на свою кажущуюся древность, «Слово о полку Игореве» глубоко современно, потому что любовь к Родине, к родной земле, призыв к единству государства, мужество защитников Отечества будут актуальны всегда. Особенно сейчас, когда враждебные России силы пытаются вновь расчленить её на мелкие удельные княжества, воюющие друг с другом. «Слово» получило своё дальнейшее воплощение в творчестве великого русского композитора А.П. Бородина в его опере «Князь Игорь», в кинематографе. Эти замечательные произведения, наряду с литературным текстом, воспитывают любовь к Родине и патриотизм.

Помогите пожалуйста написать анализ стиха Рубцова "По вечерам") 1. О чем это стихотворение? 2. Каким настроением проникнуто? Есть ли его

изменение?

3. Какие картины и образы нарисовал поэт?

4. С помощью каких изобразительно-выразительных средств он их создал?

5. Реалистичны или символичны пейзажи 9картины)?

6. Попробуйте определить стихотворный размер.

7. Какие чувства переживает лирический герой?

8. Что привлекло вас в этом стихотворении? Что нового, по-вашему, сказал поэт о Родине и природе?

1.В каком предложении НЕТ пунктуционной ошибки?

1)Благоухая травы сохли, дымясь, курились облака.
2)Листва берёз висит, не шелохнувшись роса стекает по белым стволам.
3)Туман, редея, ползёт вверх.
4)Журавли плыли купаясь, в голубезне неба.
2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Узнав о поражении своих войск,
1)страшный гнев овладел Дарием
2)Дарий страшно разгневался
3)царём дарием была собрана огромная армия.
4)Дарием было принято решение собрать новую армию.

Заранее..огромное спасибо:3

Выделить обособленные члены в тексте: Слово о полку Игореве" - настоящая жемчужина древнерусской

литературы. Автор "Слова..." был образованнейшим человеком своего
времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель
страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать,
что автор был дружинником, участником похода Игоря. Персонажи
произведения - это русские люди, жившие и действовавшие в один из
переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно
бившийся "с погаными половцами", - патриот и бесстрашный войн.
Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного
государственного деятеля и мыслителя. Его "золотое слово" - это
горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о
судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска - горький упрёк
самонадеянным князьям-братьям. Величественный образ Руси в поэме
неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной истории, о
её настоящем и будущем.

1.Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки.2. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко

укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
3.Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. 4.Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. 5.Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. 6.Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. 7.Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. 8.Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. 9.В мире воцарилась особенная тишина, изредка нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
10.Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

1. Выпишите грамматическую основу предложения 2
2. Выпишите слова с приставками из предложения 10
3. Выпишите глаголы сов. вида из предложений 1-2
4. Выпишите словосочетание сущ+сущ из предложения 2
5. Из предл. №5-10 выписать номер предложения с однородными сказуемыми
6. Из предл. 8-10 выписать № предложения с обособленным прич. оборотом
7. Указать грамматическую основу предл. 2

Сравнение тех ратей Олега Святославича с ратью нынешней - его потомков. Ожесточенность битвы Игорева войска

То было в те (давние) рати и в те походы, а такой рати (как эта - Игоря Святославича) еще не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Черная земля под копытами, костями (павших) была засеяна, а кровью полита: горем взошли (они) по Русской земле.

Поражение войск Игоря. Природа сочувствует несчастью русских.

Что мне шумит (что за шум до меня доносится), что мне звенит (что за звон мне слышится) издалека (с поля далекой битвы) рано (утром) перед зорями? (То) Игорь (Святославич) возвращает (бегущие) полки (черниговских ковуев), ибо жаль ему милого брата Всеволода. Бились (ведь они) день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы (Игорь потерпел поражение). Тут два брата (Игорь и Всеволод) разлучились (захваченные в плен и доставшиеся разным ханам) на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не достало, тут пир (битву) окончили храбрые русские: „сватов“ (половцев, половецких князей, постоянно вступавших в брачные союзы с русскими князьями) напоили, а сами полегли за землю Русскую. (Сама природа сочувствует поражению русских:) Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось.

Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже пустыня (нежилое пространство - степь) войско прикрыла (трупы убитых покрыла трава). Встала обида в (этих полегших) войсках Дажьбожья внука (т. е. русских), вступила девою на землю Трояню (на Русь), восплескала лебедиными крылами на синем море у Дона; плеская, прогнала времена обилия. Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату (князь князю): „Это мое и то (тоже) мое“. И стали князья про (всякую) малость „это великое“ говорить, и сами (тем самым) на себя крамолу ковать. А поганые (пользуясь этим) со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.

Оплакивание погибших в бою ратников Игоря.

О! (Увы!) далеко залетел сокол (Игорь), птиц (половцев) избивая, - к морю! Игорева храброго полка не воскресить (случившегося не воротишь)! По нем (по погибшем полку Игоря) кликнули (заплакали погребальным плачем) Карна и Желя (погребальные боги), поскакали по Русской земле, размыкивая огонь в пламенном (погребальном) роге. Жены русские восплакались, приговаривая: „Уже нам своих милых любимых ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра (и в руках своих) совсем не подержать“.

Последствия поражения Игоря.

И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная пошла посреди земли Русской. А князи сами на себя крамолу ковали, а поганые (половцы) , с победами нарыскивая на Русскую землю, сами брали дань по белке от двора.

Объяснение причин, по которым поражение Игоря оказалось столь тяжелым для всей Русской земли: Игорь своим неудачным походом уничтожил плоды предшествующего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

Ибо (потому это все произошло, что) те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, уже коварство (половцев) пробудили (своим) раздором (со своим главой Святославом и с другими князьями, не захотев сражаться вместе против половцев), а его (это коварство) усыпил было „отец“ их (их глава) Святослав (Всеволодович Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода) грозный великий киевский грозою (страхом, который на них нагнал): прибил (половцев) своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую (за год перед тем), притоптал холмы и овраги (половецкие), взмутил реки и озера (переходя их вброд), иссушил потоки и болота („мосты мостя“ по „грязивым местам“ - прокладывая дороги войску). А (самого) поганого (хана) Кобяка от лукоморья (у Азовского моря) из железных великих полков половецких, как вихрь, исторг (захватив в плен): и упал Кобяк в городе Киеве в Святославовой гриднице (в большой пиршественной палате, которую иногда, в случае большого количества пленных, использовали как тюрьму). Тут-то немцы и венецианцы, тут-то греки и чехи поют славу Святославу, укоряют князя Игоря, потопившего богатство на дне Каялы реки половецкой, - насыпавшего (на дно Каялы) русского золота (ведь для Руси прошли времена обилия после поражения Игоря). Тут-то Игорь князь пересел из седла золотого (княжеского) в седло рабское (стал из князя рабом - пленником). Приуныли у городов забралы (переходы на городских стенах, куда обычно высыпал народ, встречая или провожая войско, откуда плакали по павшим вдали), и веселье (в городах) поникло.

А Святослав мутный (непонятный, неясный для него) сон видел в Киеве на горах (где он жил). „В эту ночь, с вечера, одевают меня, - говорит (он), - черным погребальным покрывалом на кровати тисовой; черпают мне синее вино, с горем смешанное; сыплют мне пустыми (опорожненными от стрел) колчанами поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежат меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом (как при покойнике, когда умершего выносят из дому через разобранную крышу). Всю ночь с вечера серые вороны граяли (предвещая несчастье) у Плесеньска (под Киевом), в предградье стоял киевский лес, и понеслись (они - вороны) к синему морю (на юг, к местам печальных событий)“.

Бояре Святослава объясняют ему значение его сна, рассказывая о поражении Игоря.

И сказали бояре князю: „Уже, князь, горе ум (твой) полонило; ведь вот два сокола (Игорь Святославич и Всеволод Святославич) слетели с о?тчего престола золотого (как с соколиной колодки, с которой слетают сокола при соколиной охоте), чтобы добыть город Тмуторокань или испить шлемом из Дону (одержать победу на Дону). Уже (этим двум) соколам крыльица подсекли саблями поганых, а самих опутали в путины (надевающиеся соколам, чтобы они не улетели) железные (- заковали в кандалы).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...