Смутное время марина мнишек. Опасность для Марины Мнишек

Марина Мнишек стала одной из ярких героинь Смутного времени. Судьба женщины, коронованной на российский престол, полна любви, интриг, скитаний. Жизнь авантюристки семнадцатого столетия похожа на приключенческий роман с печальным исходом.

Детство и юность

Марина родилась в Ляшках Мурованных (ныне Львовская область), где находилось родовое поместье отца. У супругов - дочери придворного секретаря Ядвиги Тарло и Ежи Мнишка, который ходил в сандомирских воеводах – было, помимо будущей московской царицы, еще восемь отпрысков.

Дворянская семья была зажиточной, но изрядно обедневшей в сравнении со столетней давностью, в том числе и по вине батюшки Ежи. Выходец из Чехии отличался авантюрным характером, говорили, что мужчина помогал правителю Сигизмунду Августу обзаводиться любовницами – поставлял напрямик в его спальню молоденьких девушек. Поэтому шляхтичи недолюбливали Мнишка, а некоторые даже не считали нужным здороваться и вести дела.

И все же семья по меркам конца 16 века считалась состоятельной. Судьба Марины вполне могла бы сложиться счастливо – происхождение и финансовое положение открывали дорогу к удачному браку, жизнь была бы наполнена балами и другими развлечениями элиты общества.


Девушка выросла под присмотром католических монахинь, получила воспитание крайне суровое. Однако в будущем в Марине открылся талант манипулировать мужчинами и вообще окружением в целом - то ли природой было заложено, то ли кто научил. Эта яркая способность пришлась кстати, ведь девушка с юности не могла похвастать красотой: невысокий рост, худоба и излишняя чернявость были не в почете.

Лжедмитрий и правление

Когда Марине Мнишек исполнилось 16 лет (1604 год), в родном имении появился человек, который называл себя русским царевичем Дмитрием. Речь Посполитая ахнула – сын вовсе не убит в Угличе (удалось тайно сбежать за границу) и теперь по праву претендует на престол родной страны. Слухи быстро докатились до Москвы.


Увидев дочь воеводы, воспылал к ней любовью. Девушка была далека от политики, да и ухажер не особо нравился – историки свидетельствуют, что русский «царевич» имел маленький рост, слишком широкие плечи и руки разной длины, при этом рыжий, а лицо украшал нос «башмаком». Неудивительно, что в разлуке жених ни разу не получал от возлюбленной писем.

Ответить на ухаживания девушку заставили монахи, преследуя цель внедрить католичество на Русь. Духовников поддержали шляхты и король Сигизмунд собственной персоной. Однако отец невесты ставил серьезные условия: дочь обязательно должна стать царицей, в управление ей достается Псков и Новгород, при этом закрепляется право исповедовать католицизм. Если Дмитрию не удастся взойти на престол, Марина становилась свободной и могла пойти под венец за другого мужчину. Жених согласился, и обручение состоялось.


После того как Лжедмитрий взял власть государства российского, Марина Мнишек с пышным кортежем прибыла в русскую столицу. В начале мая 1606 года девушку обвенчали с новым правителем, также прошла церемония коронации полячки. Интересно, что она открыла список женщин, коронованных на территории России.

Жители златоглавой увидели в юной пани гонор и страсть к эпатажу. Москвичам девушка не понравилась – ни внешне, ни характером. А еще Марина не желала носить местную одежду, чаще одевалась в польские туалеты. Плюс ко всему питала нездоровую любовь к богатству и роскоши – тосканский герцог-посланец признавался в письмах, что таких драгоценных камней, украшавших прическу новой царицы, не видел никогда.

Началась королевская жизнь, наполненная яркими балами – то, о чем и мечтала девушка. Однако праздник длился недолго. Спустя неделю разразился страшный мятеж с участием стрельцов под руководством Василия Шуйского, вооруженные разгневанные самозванством заграничных гостей люди устроили погром в царском дворце. Мужа зарезали, а Марине удалось бежать.


Затем вместе с отцом девушку ждала ярославская ссылка, после чего польских самозванцев с миром отпустили домой. Но в родные пенаты Мнишек не попала – на пути встретилось войско под предводительством очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором, который заставил полячку признать его собственным мужем. Хотя часть исследователей уверена, что Марина добровольно согласилась на эту роль, мол, амбиции взяли верх – девушка во что бы то ни стало желала снова заполучить русский престол.

В 1610 году женщина вновь овдовела. География путешествий Марины Мнишек затронула Астрахань и Рязань, побывала под покровительством поляков и казаков. Очередным супругом стал атаман Иван Заруцкий. А в 1611 году девушка родила сына, назвав Иваном. О том, кто отец ребенка, история умалчивает, однако Марина провозгласила его отпрыском наследника российского престола.


Эта афера снова не увенчалась успехом. Скитания полячки по просторам Руси окончились в 1614 году – Марину вместе с сыном схватили в окрестностях Урала московские стрельцы. Ребенка необходимо было уничтожить, ведь в столице уже выбрали претендента на царство – . Конкурент только мешал, ведь мальчик – отпрыск официально коронованной Марины Мнишек. Трехлетнего малыша ждала принародная казнь: Ивана повесили, забрав из рук спящей матери.

Смерть

Смерть полячки, мечтающей о московском троне, одна из исторических загадок. Согласно документам, Марина Мнишек не выдержала горя после потери сына и «умерла от тоски».


Другие свидетельства утверждают, что женщину утопили или повесили. Еще один вариант гласит, что Марина скончалась в заточении в круглой башне Коломенского кремля.

Память

  • Круглая башня в Коломенском кремле носит имя Мнишек, ее так и называют – Маринкиной башней.
  • 1604 - самый известный портрет Марины Мнишек из Вишневецкого замка.

Книги

  • 1825 – «Борис Годунов»,
  • 2005 - «Марина Мнишек», Вячеслав Козляков
  • 2013 – «Царица смуты», Леонид Бородин
  • 2017 – «Три любви Марины Мнишек. Свет в темнице», Елена Раскина
  • 1834 – переведены на русский язык «Дневники Марины Мнишек» - рукопись, авторство которой принадлежит кому-то из приближенных полячки.
  • Пьеса «Борис Годунов» впервые была поставлена в Мариинском театре в 1870 году. Мнишек сыграла Елена Струйская.
  • Произведение несколько раз экранизировалось. Яркой режиссерской работой стал фильм, снятый Борисом Небиеридзе по мотивам одноименной оперы Модеста Мусоргского в 1987 году. В российскую царицу польских кровей перевоплотилась Ирина Малышева. А в 2011 году мотивы трагедии Пушкина перенес на кинопленку Владимир Мирзоев, создав любопытную интерпретацию, в которой действия разворачиваются в наши дни. Постановщик пригласил на роль Марины Мнишек .

  • После смерти Мнишек родилось предание: якобы перед кончиной Марина наслала проклятие на династию Романовых. Согласно предсказанию женщины, представители рода будут умирать насильственной смертью, в конечном итоге династия исчезнет. И, кажется, слова обезумевшей от горя матери воплотились в жизнь – по крайней мере, история тому доказательство.
  • Еще одна легенда гласит, что тюрьму, которой стала Коломенская башня, Марина Мнишек покидала, когда вздумается – превращалась в птицу и вылетала в окно. Страже запрещалось смотреть в лицо невольнице, якобы при одном взгляде на эту женщину легко влюбиться и сгореть от страсти.
  • В кремле Коломны прижилось поверье, что душа Марины так и осталась навеки в здании: посетители часто ощущают на себе пристальный взгляд невидимого существа. А вот влюбленные превратили предание в выгодное для себя дело – считается, что если попросить дух умершей о помощи, то скоро ждет удача в любви. Особенно это касается тех, чьи чувства безответны.

Жизнь Марины Мнишек, этой удивительной женщины, истинной дочери авантюрного семнадцатого столетия, подобна приключенческому роману, в котором есть и любовь, и сражения, и погони. Нет только счастливого конца.

Марина была дочерью сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Она родилась в 1588 году в родовом замке своего отца. Ее происхождение, красота и богатство сулили ей жизнь польской панны, полную довольства и развлечений, в которой был бы и блестящий выезд в свет, и веселые пиры и охоты, и хозяйственные заботы по управлению имением мужа, и, наконец, нашлось бы место и романам, куда ж без них польской красавице в семнадцатом веке! Однако, судьба распорядилась иначе.

В 1604 году в имении Ежи Мнишека объявился некто, именовавший себя счастливо спасшимся царевичем Дмитрием, сыном русского царя Иоанна.

Вряд ли Марина сильно интересовалась делами соседней России, это были заботы вельможных панов на сейме, да и собой новоявленный «царевич» был не особенно хорош. Однако пришелец влюбился в Марину, и вскоре ее убедили ответить на его страсть католические монахи, надеявшиеся таким образом сделать первый шаг к окатоличиванию России. Свою помощь сандомирский воевода обещал «царевичу Дмитрию» только на следующих условиях: его дочь становится русской царицей, в вотчину она получает города Новгород и Псков, сохраняет за собой право исповедовать католичество, а в случае неудачи «царевича» может выйти за другого. На таких условиях состоялось обручение молоденькой Марины и Лжедмитрия.

Впрочем, возможно, свою роль сыграла и личная харизма самозванца. Он, по всему судя, был человеком очень незаурядным, а для молодых девиц харизма значит, иной раз, больше, чем красивая внешность.

Когда Лжедмитрий занял Москву, к нему с большой пышностью, в сопровождении огромной свиты, прибыла и Марина. 3 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины. Кстати, она была единственной женщиной до Екатерины I , коронованной в России.

Для Марины началась жизнь, полная балов и праздников. Началась и продлилась… всего неделю. 17 мая вспыхнул мятеж, стрельцы и взбунтовавшиеся против иноземцев москвичи ворвались во дворец, устроили резню. Лжедмитрий погиб, а Марина спаслась, поскольку ее не узнали.

Какое-то время Марина провела в ссылке в Ярославле, а затем была отправлена на родину. Однако, по пути она была перехвачена бунтовщиками, которые шли на Москву, прикрываясь новым самозванцем, Лжедмитрием II, который выдавал себя за будто бы вторично спасшегося царевича, сына Ивана Грозного. Марина была доставлена в его лагерь и вынуждена признать в этом человеке своего супруга. В Тушинском лагере она прожила до 1610 года, а затем сбежала, переодевшись гусаром. Однако, далеко бежать ей не удалось. Страна была охвачена гражданской войной, опасности подстерегали бедную Марину на каждом шагу, и она вынуждена была вернуться под покровительство Тушинского вора – так называли Лжедмитрия II.

Когда Тушинский вор пал, Марина меняла покровителей, убегая то с казаками, то с польскими воеводами, то в Рязань, то в Астрахань, то к Яику. Дело осложнялось тем, что в 1611 году у нее родился сын. Его нарекли Иваном, но чаще именовали «воренком». Марина стремилась не только сберечь его от опасностей, но и провозгласить наследником русского престола. В этом она не преуспела.

Скитания Марины по России и ее бурная жизнь завершились в 1614 году, когда она была схвачена московскими стрельцами и в оковах доставлена в Москву.

Там в ту пору уже был претендент на царство – избранный народом юный Миша Романов. И на его пути к престолу стоял маленький Иван, «воренок», сын Марины Мнишек и какого-то проходимца, скрывавшегося под именем Дмитрия. Марина была венчанной русской царицей, сын ее был прижит в освященном церковью браке, поэтому вполне понятно, что трехлетний малыш и в самом деле был серьезным препятствием. И понятно, что избавиться от него надо было публично, на глазах у всего народа, избавиться раз и навсегда, чтобы не возникало потом новых «царевичей Иоаннов».

Поэтому конец «воренка» был страшным. Палач повесил его принародно, взяв спящего ребенка из рук матери.

Говорят, Марина Мнишек прокляла весь род Романовых, пообещав, что ни один из мужчин Романовых не умрет своей смертью. Если посмотреть внимательно на историю этой царственной семьи, то невольно придет в голову, что проклятие обезумевшей от горя матери действительно сработало. Почти все Романовы умирали или от странных болезней, которые частенько приписывали действию ядов, или были убиты. Особенно показательна в этом смысле страшная судьба последних Романовых.

Сама Марина Мнишек умерла то ли в заточении (одна из башен Коломенского кремля так и называется «Маринкина башня»), то ли была утоплена или задушена. Это, в общем, уже неважно. Очевидно, что жизнь Марины закончилась в то мгновение, когда палач вырвал из ее рук спящего малыша.

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XIX-а. СПб., 1896

Мнишек (Марина, или, по-польски, Марианна) - дочь сандомирского воеводы, жена первого Лжедмитрия.

Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женою неизвестного и некрасивого бывшего холопа Мнишек согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего ее своим орудием для проведения католичества в «Московию». При помолвке ей были обещаны Самозванцем кроме денег и бриллиантов Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 2 мая 1606 г. она с большою пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа для нее начинается бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, поставлено отправить Мнишек на родину, с тем, чтобы она не называлась московской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине почти год. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Мнишек было предложено отказываться и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.) и с сыном Иваном, названным Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Мнишек бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний сын ее был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи».

Действующие лица повествования

Марина Юрьевна Мнишек , царица Всея Руси, супруга царя Дмитрия I Ивановича, дочь польского воеводы Юрия-Ежи Мнишка.

Дмитрий I Иванович , царь Всея Руси (сын Ивана Грозного? Самозванец?), супруг Марины Юрьевны.

Мнишек Юрий-Ежи, кастелян Радомский, воевода Сандомирский, староста Львовский, Самборский, Сокальский, Санокский.

Мнишек Ядвига, из дома Тарлов, иначе - Ядвига из Щекажовиц, его супруга.

Мнишек Зигмунт, их сын, брат Марины Юрьевны.

Мнишек Франтишек Бернард, их сын, брат Марины Юрьевны.

Вишневецкая Урсула, княгиня, их старшая дочь, супруга князя Константы Вишневецкого.

ГОДУНОВЫ:

Борис Федорович , царь Всея Руси.

Арина Федоровна , царица Всея Руси, супруга царя Федора Иоанновича (в монашестве инокиня Александра).

Мария Григорьевна , урожденная Скуратова, дочь сподвижника Грозного Малюты Скуратова, царица Всея Руси, супруга Бориса.

Федор Борисович , сын Бориса Федоровича и Марии Григорьевны, царь Всея Руси.

Ксения Борисовна , царевна, дочь Бориса Федоровича и Марии Григорьевны (в монашестве - Ольга).

Василий Иванович , царь Всея Руси.

Иван Иванович , по прозвищу Пуговка, боярин, брат царя.

Дмитрий Иванович , боярин, брат царя.

РОМАНОВЫ:

Михаил Федорович , царь Всея Руси, сын Федора Никитича (патриарха Филарета).

Великая Старица Марфа , его мать (в миру - Ксения Ивановна Шестова, костромская дворянка).

Мария Федоровна Нагая , царица Всея Руси, последняя супруга Ивана Грозного, мать последнего его сына Дмитрия (в монашестве - Марфа).

ДУХОВНЫЕ ЛИЦА:

Иов , патриарх Всея Руси.

Игнатий , патриарх Всея Руси.

Филарет (Федор Никитич Романов, боярин), патриарх Всея Руси. Отец избранного в 1613 г. царя Михаила Романова.

Острожский Константы , князь.

Острожская Урсула , княгиня, супруга князя Константы, сестра Ядвиги Мнишек.

Ярошек , доверенный дворецкий князя Острожского.

Паисий , монах, состоявший при царевиче Дмитрии.

Беата Зелинъска , племянница князя Константы Острожского.

Зайончковский Адам , библиотекарь в Острожском замке.

Симон Блох , итальянский лекарь в Острожском замке.

Зигмунт (в старорусском написании - Жигимонт, в современной транскрипции - Сигизмунд) III, польский король.

Густав , принц шведский, сын шведского короля Эрика XIV (в старорусском написании - Густав Ирикович).

Сапега Лев , польский канцлер.

Басманов Петр , боярин.

Бучиньские Ян и Станислав , братья, секретари Дмитрия I Ивановича в Москве.

Власьев Афанасий Иванович , думный дьяк.

Рангони , представитель папской курии в Польше, нунций.

Заруцкий Иван , казачий атаман.

Хворостинин Иван Дмитриевич , князь, стольник.

Шереметев Федор Иванович , боярин.

И многие другие.

Вместо предисловия

Господи! Господи Иисусе! Да что же это? Младенчика вешать! Махонького! Младенчи-и-и-ка!

Окстись, соседка! Какого еще младенчика?

Бирюч кликал - всем к заставе Серпуховской бежать. Там, надобыть, виселицу сколотили.

Виселицу-то чего сколачивать? Испокон веков там стоит. Подправить разве что - для мальца.

А младенчик-то чем завинился?

От-те бабы! Николи ничего толком не уразумеют. Какой вам младенчик - Ивашка-воренок, вот кто!

Сразу уж и воренок! Сколько мальчоночке-то?

Сотник сказывал: на ноги встал, за подол мамки держится.

Года три, значит!

Все едино: иродово семя. Маринки-еретицы отродье. Государь наш Михаил Федорович приговорил: чтоб ему не быть.

Чего брешешь, дядя! Царь наш молод в дела входить. Не иначе Великая Старица, родительница царская, решила. Ее нынче власть - ее и приказ.

Нишкни, парень! А то как бы к тебе места обок Воренка не сыскалось. У палача петельки конопляные всегда про запас есть.

; под име-нем Ма-рии Юрь-ев-ны вен-ча-на на цар-ст-во в Русском государстве в ус-ло-ви-ях Смут-но-го вре-ме-ни.

Дочь Ю. Мни-ше-ка. По-лу-чи-ла до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, в её вос-пи-та-нии уча-ст-во-ва-ли цис-тер-ци-ан-цы.

Со-глас-но тай-но-му до-го-во-ру, за-клю-чён-но-му 25 мая1604 года Ю. Мни-ше-ком с Лже-дмит-ри-ем I, Марина Мнишек долж-на бы-ла по-сле за-ня-тия са-мо-зван-цем русского пре-сто-ла вый-ти за не-го за-муж и по-лу-чить в удел Нов-го-род и Псков. С со-гла-сия польского ко-ро-ля Си-гиз-мун-да III по ка-то-лическому об-ря-ду в Кра-ко-ве 22 ноября1605 года об-ру-че-на с Лже-дмит-ри-ем I (его роль на це-ре-мо-нии вы-пол-нял А.И. Влась-ев). С мно-го-численной сви-той сво-их род-ст-вен-ни-ков и гос-тей тор-же-ст-вен-но въе-ха-ла в Мо-ск-ву 2(12) мая 1606 года.

Ос-та-ва-лась ка-то-лич-кой. Тем не ме-нее 8(18) мая по-сле вто-рич-но-го об-ру-че-ния вен-ча-на на цар-ст-во в Ус-пен-ском со-бо-ре пат-ри-ар-хом Иг-на-ти-ем, а про-то-по-пом Бла-го-ве-щен-ско-го со-бо-ра Фё-до-ром об-вен-ча-на с Лже-дмит-ри-ем I. Све-де-на с русского пре-сто-ла по-сле убий-ст-ва Лже-дмит-рия I 17(27) мая то-го же го-да.

Ца-рём Ва-си-лием Ива-но-ви-чем Шуй-ским 16(26) августа вме-сте с от-цом со-сла-на в Яро-славль; в свя-зи с русско-польскими пе-ре-го-во-ра-ми о пе-ре-ми-рии оба воз-вра-ще-ны в Мо-ск-ву не позд-нее 3(13) июня 1608 года. Мни-ше-ки от-прав-ле-ны 23 ию-ля (2 августа) то-го же го-да на ро-ди-ну вме-сте с поль-ско-ли-товскими по-сла-ми А.К. Гон-сев-ским и Н. Олес-ниц-ким под ох-ра-ной от-ря-да князя В. Т. Дол-го-ру-ко-ва , од-на-ко 1(11) августа от-ка-за-лись сле-до-вать в Речь По-спо-ли-ту и в со-про-во-ж-де-нии слу-жив-ше-го у Лже-дмит-рия II поль-ско-ли-товского полководца А. Збо-ров-ско-го, а за-тем сол-дат Я.П. Са-пе-ги при-бы-ли в Ту-шин-ский ла-герь са-мо-зван-ца. В январе1609 года Ю. Мни-шек вер-нул-ся на ро-ди-ну.

В 1610 году Марина Мнишек по-сле-до-ва-ла за Лже-дмит-ри-ем II в Ка-лу-гу, где не позд-нее 16(26) апреля они вен-ча-лись, за-тем - в Ни-ко-ло-Уг-реш-ский монастыре и вновь в Ка-лу-гу по-сле не-удав-шей-ся по-пыт-ки сто-рон-ни-ков са-мо-зван-ца вы-дать Лже-дмит-рия II за за-кон-но-го ца-ря.

В январе 1611 года, вско-ре по-сле убий-ст-ва му-жа, ро-ди-ла сына - «ца-ре-ви-ча Ива-на Дмит-рие-ви-ча» (про-зван Во-рён-ком), кре-щён-но-го по пра-во-слав-но-му об-ря-ду. В том же го-ду вме-сте с И.М. За-руц-ким бе-жа-ла, по-ви-ди-мо-му, в Ту-лу, позд-нее в Ко-лом-ну, Ми-хай-лов, Ас-т-ра-хань. В ночь на 12(22) мая 1614 года, по-сле под-ня-то-го про-тив них вос-ста-ния ас-т-ра-хан-цев (пер-во-на-чаль-но при-сяг-ну-ли Марине Мнишек, её сы-ну и вновь яко-бы ос-тав-ше-му-ся в жи-вых «ца-рю Дмит-рию Ива-но-ви-чу»), Мнишек и За-руц-кий по-ки-ну-ли го-род.

Ле-том то-го же го-да они схва-че-ны пра-ви-тельственными от-ря-да-ми в Мед-вежь-ем го-род-ке на р. Яик (ныне Урал), под стре-лец-кой ох-ра-ной дос-тав-ле-ны в Мо-ск-ву. Сын Марины Мнишек каз-нён, об-стоя-тель-ст-ва её смер-ти не-из-вест-ны.

С име-нем Марины Мнишек свя-за-но название Ма-рин-ки-ной баш-ни крем-ля в Ко-лом-не (другое название - Ко-ло-мен-ская).

Её судь-ба на-шла от-ра-же-ние в русских народных пес-нях, дра-ме А.С. Пуш-ки-на «Бо-рис Го-ду-нов», опе-ре М.П. Му-сорг-ско-го «Бо-рис Го-ду-нов», по-эме В. Хлеб-ни-ко-ва «Ма-ри-на Мни-шек», сти-хо-тво-ре-ни-ях М.И. Цве-тае-вой, в ча-ст-но-сти в цик-ле «Ма-ри-на», и других.

Сочинения:

Пись-ма // Днев-ник М. Мни-шек. СПб., 1995.

Биография
Авантюрную свою натуру она унаследовала от отца, графа Мнишека. Род их происходил из Богемии. Львовский староста, управляющий королевской экономией в Самборе, Ежи Мнишек, казалось, вот-вот рухнет в глубочайшую пропасть безденежья. Брак его дочери Марины с Дмитрием Московским мог принести ему и славу, и кредиты, и звонкую монету.
Года за три до описанных событий Москву взбудоражили слухи о царевиче Дмитрии: мол, не погиб он в мае 1591 года в Угличе, а остался жив, перебрался за рубеж. Вскоре якобы он появился в Речи Посполитой. Называл себя сыном Ивана Грозного, чудесно спасшимся, и претендовал на трон «прародителей своих». Его поддержала часть магнатов и шляхты, а также сам король Сигизмунд. Лжедмитрий, как прозвали его на Руси, раздавал обещания налево и направо: королю – целые области, Мнишеку и другим – города и уезды, деньги и драгоценности…
Вряд ли жених так уж сильно понравился панне Марине. С виду он был весьма неказист: малорослый, приземистый, непропорционально широкий в плечах; хоть и сильные руки, но разной длины. Светлые рыжеватые волосы, нос «башмаком», бородавки... За всю долгую разлуку с суженым Марина не отправила ему ни единой строчки.
Многие польские магнаты, торопившие самозванца с походом, вовсе не желали, чтобы он в столь ответственный момент связывал себя с женщиной. Но в мае 1604 года помолвка авантюриста с Мариной все же состоялась. Счастливый избранник подписал брачный контракт, по которому в знак благодарности дарил отцу Марины один миллион злотых да Смоленское и Новгород-Северское княжества. Невесте же – города Новгород и Псков вместе с думными людьми, дворянами, духовенством, с пригородами и селами. Самозванец торжественно пообещал, что Новгород и Псков будут навсегда избавлены от опеки Москвы. Удел закреплялся за Мариной «в веки».
Но и это еще не все. За год Лжедмитрий должен был перевести все православное царство Московское в католическую веру. Если же обещание он свое нарушит, Марина вправе развестись с ним и вновь выйти замуж. Пожалованные земли и доходы с них при этом за ней сохранятся...
О чем думал Лжедмитрий, посылая в Краков своего порученца, дабы тот от имени государя московского обручился с чужеземкой? Что двигало им в тот момент – любовная горячка или неистребимая страсть к авантюрным приключениям? Наверное, в равной мере и то, и другое. Женолюбив был расстрига настолько, что почти перед самой свадьбой сошелся с дочерью Бориса Годунова – Ксенией. Об этом попенял ему в письме будущий тесть. Ксению срочно постригли и отправили от греха подальше в монастырь на Белоозеро.
Только после этого 12 ноября 1605 года состоялось заочное обручение нового русского царя и дочери польского воеводы. Марина блистала: пышное белое платье, корона в бриллиантах и самоцветах... Пишут, что, оставляя навеки отечество, она неутешно плакала – возможно, от горестных предчувствий…
Торжественно въезжала Марина в государство Московское. Везли ее на двенадцати белых конях, в санях, украшенных серебряным орлом. В каждом селении «цареву невесту» встречали хлебом-солью; жители Дорогобужа, Вязьмы, Смоленска подносили ей многоценные дары...
В Москву Марина въехала в роскошной колеснице, запряженной десятью пегими лошадьми, впереди шли триста гайдуков... Колесница остановилась в Кремле, у Девичьего монастыря. Невесту приняла инокиня-царица – мать царевича Дмитрия, якобы признавшая в Лжедмитрии своего сына (перед убийством самозванца царица Марфа с такой же легкостью отреклась от него). Свадьба состоялась под пятницу, чего по православным законам делать было нельзя… Марина появилась в русском красном бархатном платье с широкими рукавами и в сафьяновых сапогах, на голове ее сиял драгоценный венец. Сразу после венчания она сбросила непривычное русское платье, надела польское.
«8 мая состоялось бракосочетание царя Димитрия и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси, – рассказывал очевидец тех событий, германский наемник Конрад Буссов. – На этой свадьбе и коронации произошел немалый спор между царем и московитскими вельможами из-за одежды. Царь и польские вельможи хотели, чтобы невеста, когда ее поведут в церковь, была в польской одежде, к которой она привыкла с юности, тогда как в чужой она не умела держаться. Московиты требовали, чтобы при венчании она была, согласно обычаям страны, одета, так же как и царь, по-русски. После долгого спора царь сказал: «Хорошо, я не стану отменять обычай моей страны, уступлю моим боярам… Дело идет об одном дне», – и попросил свою невесту, чтобы она надела русскую одежду, на что та, в конце концов, и согласилась. Тогда на невесту надели очень дорогие царские одежды, в которых ее отвели в церковь Св. Марии и обвенчали с Димитрием. На следующий день, 9 мая, Димитрий приказал принести своей царице новые польские платья с просьбой, чтобы она надела и носила их из уважения к нему, поскольку вчера был день русских вельмож и он хотел угодить всей стране, а сегодняшний и последующие дни теперь будут принадлежать ему. Он будет царствовать и поступать, как ему будет угодно, а не так, как хотят его московиты. С того дня царица одевалась по-польски…»
Первой дамой Московского государства Марина побыла ровно десять дней. Еще голова ее кружилась от шумных и пышных праздников, когда началось восстание. Причин для него было несколько. Не последняя среди них та, что Марина потребовала и собственной коронации.
Утром 17 мая ударил набат. Изумленная полуодетая Марина услышала о смерти мужа и в беспамятстве выбежала в сени. Не без риска для себя пробралась в покои, где находилась ее польская гофмейстерина – толпа столкнула новоявленную царицу с лестницы. Худенькая и хрупкая, она спряталась у гофмейстерины под юбками. Верный слуга Марины встретил заговорщиков со шпагой в руке и долго сдерживал натиск толпы, но пал под ударами. Бояре прибыли вовремя: они выгнали толпу и приставили стражу, чтоб никто не мог ворваться к женщинам.

Марине повезло: она так и не увидела тело растерзанного супруга. Кем он был на самом деле, так и осталось навеки тайной. Может, действительно являлся незаконным сыном покойного польского короля Стефана Батория, как сообщали многие знатные поляки? Если принять во внимание образованность Дмитрия и некую величавость, присущую ему, как и большинству представителей королевских фамилий, в это можно и поверить. Самая расхожая версия о сбежавшем монахе-расстриге Гришке Отрепьеве, назвавшемся именем царевича, все-таки не выдерживает критики: и в Польше, и в России оказалось достаточно свидетелей, видевших рядом и Лжедмитрия, и Гришку…
«Кроме того, – писал Ж. Маржерет, – совершенно бесспорно и достоверно то, что Расстриге было от тридцати пяти до тридцати восьми лет, в то время как Дмитрию, когда он вернулся в Россию, могло быть только от двадцати трех до двадцати четырех лет». Кстати, этот французский офицер верил, что так называемый Самозванец и на самом деле являлся настоящим сыном Ивана Грозного; об этом клялся его знакомым и Григорий Отрепьев, в свое время якобы выведший спасенного и подмененного в детстве царевича из России.
Новый царь, Василий Шуйский, сослал Марину с отцом и частью их свиты в Ярославль и два года держал там заложниками, ведя с Польшей бесконечные переговоры о возможной выдаче пленников. А тут пошли новые слухи: царь Дмитрий чудом спасся и движется на Москву.
Марину вместе с отцом под конвоем отправили было в Литву. Но по дороге отряд Тушинского вора (Лжедмитрия II) отбил их. Рассказывали, что, подъезжая к Тушину, Марина смеялась и пела. Когда до лагеря оставалось всего восемнадцать верст, к ее карете подъехал молодой шляхтич.
«Марина Юрьевна, милостивейшая госпожа, – сказал он, – вы очень веселы и поете, и стоило бы радоваться и петь, если бы вам предстояло встретить вашего законного государя, но это не тот Димитрий, который был вашим мужем, а другой».
«Марина решительно отказалась ехать к неизвестному мужчине и признавать в нем мужа, – рассказывает Лариса Васильева. – Пять дней уговаривали – не поддавалась. Отца не слушала. Насильно везти не было смысла – спектакль радостной встречи разлученных супругов мог сорваться.
Мнишек один съездил к новому Лжедмитрию… На другой день Лжедмитрий II сам явился к Марине. Она не захотела его видеть. Отец настаивал – не помогало. Однако возле Марины оказался иезуитский священник, уверивший ее, что признание незнакомого мужчины своим мужем и русским царем будет ее великим подвигом в пользу католической церкви…»
По свидетельству иезуитов, Лжедмитрий II был крещеным евреем, долго жил в Белоруссии, учительствовал в Шклове, а затем служил писцом при Лжедмитрии I.
Положение Марины при новом самозванце было почти позорным. Ежи Мнишек смиренно целовал ему руку в надежде получить грамоту на еще не завоеванное княжество Смоленское. Сохранилась переписка Марины с отцом (старый Мнишек уехал из тушинского лагеря рассерженным на дочь и не дал ей благословения). В одном из писем Марина просила отца напомнить Лжедмитрию, что тот обязан оказывать ей уважение хотя бы наружно. Дядя Марины склонял ее к возвращению в Польшу – Марина надменно отвечала в письме:
«Благодарю за добрые пожелания и советы, но правосудие Всевышнего не даст врагу моему, Шуйскому, насладиться плодом вероломства. Кому Бог единожды дает величие, тот уже никогда не лишается своего блеска, подобно солнцу, всегда лучезарному, хотя и затмеваемому на час облаками».
Известно, что Марина беседовала с русскими послами и принимала иноземных вместо «Тушинского царя», не отличавшегося ни умом, ни образованием. Когда польский король Сигизмунд, ее бывший государь, предложил «из милости» этой чете Саноцкую землю и доходы с Самборской экономии за отказ от русского престола, она попросила у него Краков, обещая за это «из милости уступить королю Варшаву». Письма свои она подписывала не иначе как «императрица Марина».
Но и очередному самозванцу не довелось царствовать на Руси. Марина, которая должна была вот-вот родить, с боярами отправилась в санях за обезглавленным телом мужа и привезла его в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы… Заметив, что калужане остаются равнодушными к ее горю, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Командовал ими некто Иван Заруцкий…
Казачий атаман Иван Заруцкий неотступно следовал за обоими самозванцами и Мариной. Он не только брал целые города и волости себе в добычу – он возмечтал о престоле всея Руси. А для этого прежде всего нужно стать мужем «законной царицы». Марина была в его руках – она кинулась в объятия Заруцкого, снова надеясь стать всевластной московской государыней. Известно и другое: молодая женщина, как уверяют очевидцы, и в самом деле потянулась душой к этому храброму человеку, имея уже двоих детей – мальчиков (второго она родила, когда Лжедмитрий был убит).
Некоторые историки считают: Марина Мнишек хотела посадить на русский престол сына, «царевича Ивана», для чего и обвенчалась с казацким атаманом, тушинским боярином Иваном Заруцким. В народе малолетнего сына Марины называли Воренком…
После изгнания поляков из Москвы и избрания на престол в феврале 1613 года Михаила Романова власти преследовали бежавших в Астрахань Заруцкого и Марину. В конце концов их схватили и привезли в столицу. У Марины обманом отобрали сына, уверив, что царь не будет мстить ребенку. Ивашку повесили на Лобном месте, а Заруцкий принял страшную смерть на колу.
Есть пугающая закономерность в том, рассуждают исследователи, что восхождение на престол династии Романовых сопровождалось чередой кровавых преступлений. Говорят, что Марина Мнишек (в народе ее называли колдуньей), потеряв сына, прокляла весь род Романовых, предсказав, что ни один из них не умрет своей смертью…
Сама она окончила свои дни в коломенской темнице. Почему именно в коломенской? В пути Марина занемогла, с каждым днем чувствуя себя все хуже и хуже. И ее оставили в Коломне, заточив в восьмиярусную башню Кремля под особо строгим приглядом. Охрану предупредили: нельзя смотреть красавице в лицо и заговаривать с ней, а не то влюбишься и пропадешь.
По народным преданиям, из заточения Марина все же выходила, когда вздумается, обернувшись птицей. Выследив однажды момент, когда душа Марины вышла из тела, стрельцы-охранники окропили его святой водой. Вернулась Марина в башню, почуяв неладное, да воронья ее душа в тело уже войти не смогла…
До сих пор смотрители коломенского Кремля уверены, что дух Марины не покинул эти стены. Ощущение того, что кто-то пристально смотрит тебе в затылок и сопровождает в прогулке по башням, здесь испытывает на себе почти каждый. Впрочем, сотрудники музея привыкли к этому. Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни…



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...