Сочинение Пушкин А.С.

Сочинения по литературе: Кто виноват в трагической судьбе самсона вырина(1) А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин - один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».

Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит». Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему.

Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом. Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая.

Однако знаем мы и другое - что Дуня действительно стала счастливой «барыней», обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен - и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями. Повесть А. С.

Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.

Сочинения по литературе: Кто виноват в трагической судьбе самсона вырина(3)

Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.

Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.

КТО ВИНОВАТ В ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ САМСОНА ВЫРИНА. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художествен­ного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы счита­ем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, рус­ский язык, русский характер…».

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведе­ний, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они на­писаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Бел­кина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, со­гретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает создан­ную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека об­щественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне ка­жется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вы- рина. У него была единственная любимая дочь - разумная и про­ворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хи­лого старика». В конце своей жизни станционный смотритель ока­зался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не ви­нит: «…от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговарива­ла «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим при­влекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прока­титься с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от это­го известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попыт­ку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чи­нам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попро­сить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрас­ная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя маленьки­ми барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судь­бе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по- человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смот­рителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

12 МОУ -СОШ № 13 Кто виноват в смерти Самсона Вырина? (по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель ") Направление: Литература выполн ила учениц а 7Б класса Воронкина Лия у читель О.В. Шаталова Клин,2015 Содержание Введение....................................................................................... ....... .... .. с. 3 Основная часть § 1. История создания повес ти А.С. Пушкина "Станционный смотритель "................. .......................................................................... .....с. 4 § 2. Сюжет произведения ………………………… …………… … … с. 5 § 3. Характеристика главных героев …………………………… … . с. 6 § 4. Роль прит чи о блудном сыне в понимании идеи текс та …… . с. 8 § 5. Кт о виноват в смерти Самсона Вырина …… … … ... ………… . с. 9 Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. с. 10 Использованная литература … … … … … … … … … … … … … … … … … с. 1 1 ВВЕДЕНИЕ А.С. Пушкин играет ведущую р оль в истории русской культуры. Он суме л представить в своих произведениях ид еалы русской нации. Сегодня особенно интересн ы произведения писателя, касающиеся основ сем ейной жизни. К таким произведениям можно о тнести повесть "Станционный смотритель " из цик ла "Повести покойного И.П.Белкина " . Цел ь работы: исследовать текст повести « Станци онный смотритель » и ответить на в опрос « Кто виноват в смерти главного героя – Самсона Вырина » ; Задачи: -изучит ь историю создания текста; - освоить сюжет произведения; - представить характеристику главных героев; - определить роль притчи о блудном сы не в понимании идеи текста; - определить идею текста; выяви ть варианты ответа на проблем ный вопрос. Актуальность работы автор видит в том, что произведение зас тавляет задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, а значит, оно так же интересно людям, живущи м в ХХ 1 веке, как и совреме нникам Пушк ина. Основная часть § 1. Исто рия со здания А.С. Пушкина "Стан ционный смотритель " . А.С. Пушкин осенью 1830 года соч инил 5 повестей и объединил их в цикл, который назвал " Повести покойного И.П. Белкина ". « Станционный смотритель » - одна из повестей, входящих в цикл. В этом цикле он касае тся философских основ жизни – что есть судьба (« М етель »), месть и её разрушающая власть (« Выстрел ») , человек и смерт ь (« Г робовщик »), преграды в любви (« Барышня -крестьянка »), взаимоотн ошения между родителями и детьми (« Станционный смотритель »). § 2. Сю жет произведения. Повесть открывается авторским отсту плением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает св о им долгом выместить раздражение. Сам повествователь изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, «смотрителе почтенного сословия, написана эта повесть» . В мае 181 6 г. п овествователь проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрите ля, подает чай. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. С мотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар, ротмистр Минский, провел н есколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкв и и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский выгоняет смотрителя и дает ему ден ь ги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясня ет, где живёт Дуня, Минский прогоняет стар ика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращат ь дочь. Пов ествователь третий раз проезжает через станцию. Узнает, что старый смотритель спилс я и умер. Просит показать ему могилу. М альчишка -проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тре мя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. § 3. Характеристика главных героев. Самсон ↓"76 чиновник 14 класса – самого низшего по Табели о р ангах ↓"76 его труд тяжелый и неблагодарный ↓"76 каждый проезжающий может обиде ть ↓"76 Самсон – «маленький» человек ↓"76 единственная радость – дочь -красавица и умница ↓"76 Самсон по нимает, что она спасает его от гнева п роезжающих: «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает» ↓"76 в отношении к дочери присутствует «довольное самолюбие» Дуня ↓"76 красивая: «красота её мен я порази л໠↓"76 «разумная и проворная» ↓"76 делает вс ех добрыми ↓"76 пробуждает высокие чувства ↓"76 красота души ↓"76 Вывод: в образе Дуни сосредоточены лучшие черты рус ской женщины § 4. Роль притчи о блудном сыне в понимании идеи текста. В сми ренной обит ели станционного смотрителя Пу шкин подчеркивает одну деталь: на стенах в исят картинки, иллюстрирующие притчу о блудно м сыне. Притча становится ключом к пониманию идеи текста Пушкина, потому что события повести повторяют ключевы е моменты притчи. Обратимся к сюжету притчи. У одного человека было два сына. Однажды младший попросил с вою часть наследства и отправился в другу ю страну. В той стране он весело жил и скоро растратил все деньги. Но вот в стране наступил голод. Юноша голодал некоторое время, а потом решил вернуться к отцу. Увидев сына, отец очень обрадо вался и велел богато накрыть стол. Младший сын попросил прощения, и все стали весело п ировать. В это время с поля вернулся с тарший сын. Узнав, что случилось, он очень рассердился на отца: - Сколько лет я служу тебе, а ты не дал мне даже козленка. А вер нулся брат, растративший деньги, и ты для него не пожалел теленка, — сказал он. Отец же ответил ему: - Ты всегда со мной. В се мое — твое. А брат твой был ка к бы мертв и ожил. С т о и т обратить внимание на отца и младшег о сына: отец отпускает сына, а потом пр ощает, когда он возвращается. Б олее того, он рад этому. Сын раскаялся в том, что неправиль но поступил, н е боится идти в отцовский дом. § 5 . Кто виноват в смерти Самсона Вырина? Самый очевидный ответ – виновата Дуня, но она уезжает с Минским как будто не по своей воле. « Чего же ты боишься? … ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись -ка до церкви » , - говорит Самсон дочери. Героиня понимает, что отец не отпустил бы ее по д оброй воле – на не й держится дом, она залог спокойной жизни Са м сона. Н о тем не менее она раскаи вается в том, что так поступила и приезжает к отцу. Н о уже ничего сделать нельзя – Самсон умер. Если взглянуть на соб ытия с другой стороны, то можно сказать, что Вырин сам подталкивает Д уню к « побегу » . О н отличается от отца в притче – Самсон гордится тем, что дочь его краси ва и что дворянин интересуется ей. В Самсоне нет бескорыстия, которое присуще отцу в библейской прит че. И если бы Дуня пришла бы к нему и открыто попросила об отъезде, он, наверняка, не согласился бы. О н не может принять свободный выбор дочер и, доказательством этого служит его поездка в Петербург, желание вернуть её обратно. Если бы было возможно, он применил бы и силу. А отец в притче принимает выбор своего ребенка и отпускает его. С амсон по -настоящему не отпустил Дуню. Причина трагического финал а жизни Самсона в нем самом – герой не смог отпустить и простить дочь. Заключение Пове сть « Станционный смотритель » из цикла « Повестей Белкина » так же интересна современному читателю, как и современникам Пушкина. Взаимоотношения отцов и детей – вечная тема, которую разрабатывает русская литература. Пушкинский текст открывает нам му дрость семейных от но шений: родит ели должны отпустить своего ребенка в бол ьшую жизнь, они д олжны быть лишены эгоизма, должны уметь жалеть и прощать. Дети должны понимать, что признава ть свои ошибки нужно вовремя, тогда будет возможность их исправить. П уш кинская героиня – Дуня – не успела попросить прощения у отца, он умер. В этом трагическое пре достережение всем нам. Использованна я литература 1. Детская Библия. Притча о блудном сыне: http://joymylife.org.ua/detskaya_bibliya/index-178.php 2. Петрунина Н.Н. О повести « С танционный смотритель »: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-078-.htm 3. Пушкин А.С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. – М. , 1986. Защитное сл ово А.С. П ушкин играет ведущую роль в истории русск ой культуры. Он суме л представить в своих произведениях идеалы русской нации. С егодня особенно интересны произведения писателя, касающиеся основ семейной жизни. К т аким произведениям можно отнести повесть "Ста нционный смотритель " из цикла "Повести покойно го И.П.Белкина " . Цел ь работы: исследовать текст повести « Станци онный смотритель » и ответить на в опрос « Кто виноват в смерти главного героя – Самсона Вырина » ; Задачи: -изучить историю создания текста; - освоить сюжет произведения; - представить характеристику главных героев; - определить роль притчи о блудном сы не в понимании идеи текста; - определить идею текста; - выяви ть варианты ответа на проблемный вопрос. Актуальность работы автор видит в том, что произведение зас тавляет задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, а значит, оно так же интересно людям, живущи м в ХХ 1 в еке, как и современникам Пушк ина. А.С. П ушкин осенью 1830 года сочинил 5 повестей и объеди нил их в цикл, который назвал " Повести покойного И.П. Белкина ". « Станционный смотритель » - одна из повестей, входящи х в цикл. В цикле о н касается философских вопросов, ва жных для человека во все времена. Сюжет п овест и « Станционный смотритель » прост. Повествователь проезж ает через небольшую станцию. На станции Ду ня, дочь смотрителя, подает чай. Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. С мотрит ель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 г ода назад молодой гусар, ротмистр Минский, провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирае тся в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оп равившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский выгоняет смотрителя и дает ему ден ь ги, тот выбрасывает ас сигнации. Вечером смотритель видит дрожки Мин ского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь. Вскоре смотри тель умирает. Каки м же изображен отец – Самсон Вырин? О н чиновник 14 класса – самого низшего по Табели о рангах. Е го труд тяжелый и неблагодарный. К аждый проезжающ ий может оби де ть. Ед инственная радость – дочь -красавица и умница. Самсон понимает, что она сп асает его от гнева проезжающих: «Бывало, б арин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривае т» . В отноше нии к дочери присутствует «довольное самолюби е» . Дуня красива я, «разумная и проворная» . Д елает всех добрыми, пробуждает выс окие чувства: « Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит » . В образе Дуни сосредоточены лучшие черты русской женщины. В сми ренной обит ели станционного смотрителя Пу шкин подчеркивает одну деталь: на стенах в исят картинки, иллюстрирующие притчу о блудно м сыне. Притча становится ключом к по ниманию идеи текста Пушкина, потому что со бытия повести повторяют ключевые моменты прит чи. С т о и т обратить внимание на отца и младшего сына: отец отпускает сы на, а потом прощает, когда он возвращается. Б олее того, он рад этому. Сын раскаялся в том, что неправиль но поступил, не боится идти в отцов ский дом. Почему же жизнь Самсона так трагически закончилась? Кто виноват в его смерти? Самый очевидный ответ – в иновата Дуня, но она уезжает с М инским как будто не по своей во ле. « Чего же ты боишься? … ведь его высокоблаг ородие не волк и тебя не съест: прокат ись -ка до церкви » , - говорит Самсон дочери. Героиня понимает, что отец не отпустил бы ее по доб рой воле – на ней держится дом, она залог спокойной жизни Са м сона. Н о тем не менее он а раскаи вается в том, что так посту пила и приезжает к отцу. Н о уже ничего сделать нельзя – Самсон умер. Если взглянуть на события с другой стороны, то можно сказать, что Вырин сам подталкивает Д уню к « побегу » . О н отличается от отца в притче – Самсон го рдится тем, что дочь его красива и что дворянин интересуется ей. В Самсоне нет бескорыстия, которое присуще от цу в библейской притче. И если бы Дуня пришла бы к нему и открыто попросила об отъезде, он, наверняка, не согласился бы. О н не может принять свободный выбор дочери, доказат ельством этого служит его поездка в Петер бург, желание вернуть её обратно. Если бы было возможно, он применил бы и силу. А отец в притче принимает выбор своего ребенка и отпускает его. С амсон по -настоящему не отпустил Дуню. Причина трагического финал а жизни Самсона в нем самом – герой не смог отпустить и пр остить дочь. Таким образом, п овесть п ушкинский текст открывает нам мудрость семейных от но шений: родители должны отпусти ть своего ребенка в большую жизнь, они не могут быть эгои с тами, должны уметь жалеть и прощать. Дети должны понимать, что признава ть свои ошибки нужно вовремя, тогда будет возможность их исправить. П уш кинская героиня – Дуня – не успела попросить прощения у отца, он умер. В этом трагическое пре достережение всем нам.

Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.

Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...