Сочинения для школьников. Тема любви в поэзии В

Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого “ни одного седого волоса”, то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы “Облако в штанах” он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”.
Нервы на перделе. Трагически звучат строки:
Упал двенадцатый час,
Как с плахт голова казненного.
Можно сказать, что человек уже теряет надежду на встречу с героиней:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
Душа разрывается на куски, но вот раздается, казалось бы, спасительный скрип дверей, заходит героиня, “муча перчатки замш”, и нервно говорит о том, что выходит замуж. Кажется, что сейчас будет шквал эмоций, разбитая посуда… Но этого нет, потому что герой спокоен, “как пульс покойника”, а это еще страшнее, чем разломанная мебель и яростные крики. Но мужчина хватается за последнюю надежду, надеясь на то, что девушка пошутила. Но, увы, ее “украли деньги, любовь, страсть”.
И в доме, который выгорел,
Иногда живут бездомные бродяги,
– живут или существуют? Ведь столько разного в этих синонимичных словах!
Страшно, очень страшно, когда “сердце сгорает”, когда все эти огонечки человеческой души исчезают, потухают, и на месте окровавленного, стучащегося во все окна, двери и души, сердца образуется маленький черный огарок, осыпанный бедами, как золой. И уже понимаешь, что самые великие сердца тоже не могут избежать смерти…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Я говорил о нем: “Он поэт катастроф И конвульсий”, а каких катастроф – Не догадывался… К. И. Чуковский Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников Read More ......
  2. Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре Read More ......
  3. “Вы думаете, это бредит малярия?” В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное Read More ......
  4. Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”. Нервы на пределе. Трагически звучат строки: Read More ......
  5. Читая эту поэму, можно живо представить Маяковского, вышагивающего по берегу залива и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих мощных шагов. На мокром песке остаются следы громадных сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Read More ......
  6. Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка. Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление Read More ......
  7. Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначально название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась Read More ......
Тема любви в поэме Маяковского “Облако в штанах”

Тема любви в творчестве В. Маяковского. В. Маяковский - поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь - это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете - и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью;
В такие вот часы встаешь и говориш векам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда - главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-
цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны - это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время - бесконечная трепетность отношений:
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда - временем, а душой, сердцем, часто - непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои - радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь - бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих,
жутких, как штыков острия,
когда столетия выбелят бороду,
останемся только ты
и я,
бросающийся за тобой от города к городу.

силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме "Оза".

Героиня поэмы "Оза" работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и "величья бытия". Без любви к женщине и острого чувства природы "рушится человек", а "все прогрессы - реакционны". Поэма "Оза" подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в "Озе" могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: "Не могу приехать, цветет миндаль". Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное "Ты же не можешь людей подвести!" Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, "Оза" в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом "Озы", находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на "какой-то Зое", но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. "Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам", - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом "Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы". Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать "Озу". Так, в эпиграфе есть причастие "найденная", которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит "Аве, Оза…". Проанализируем пролог.

Предложение "Аве, Оза" с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение "Тебя" с большой буквы. Помимо этого он говорит "слушаю дыхание Твое". Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие "страшно" в сравнительной степени: "Но страшнее - если кто-то возле". Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. "Черт тебя сподобил красотой!" - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова "микробы", "люди" и "паровозы":

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: "печальным" и "светлым". В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов ("светлый" и "светло") еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении "Я тебя не огорчу собою" Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение "тебя" после подлежащего "я". Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон "Мимолетное непрекратимо". Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: "не укоряю", а "благодарю".

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с "травами от цинги". Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

речь мою прерывают.

Под "роботами" поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме "Оза" спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы ¾

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: "А на фига?" В конце диалога он говорит: "Жизнь была - а на фига?!" Повтор наречия "на фига" иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе "Озы" философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме "Оза" показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях "Бьют женщину", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро" и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза". Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза".

Маяковский - великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций.
Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все его творчество. «Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - писал поэт в письме к Л. Брик. В этих строках - вся жизнь Маяковского, со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Про это».
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три любовных увлечения оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии «Облака в штанах».
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лиличке» только в 1934 году.

Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события. За месяц их знакомства Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик. Оба эти стихотворения (и «Письмо товарищу Кострову...», и «Письмо Татьяне Яковлевой») о любви, но сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период. Если первое носит более глобальный, даже, где-то, философский характер, то второе - более личное.



Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк, охватывает тревожное чувство большой и страстной любви. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает:
«Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви.

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» - это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Вообще «Люблю» - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. После появления поэмы «Про это» Маяковского стали обвинять в «субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний». Поэма «Про это» не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь «пережиток буржуазного индивидуалистического искусства». Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а «черты, общие миллионам».
Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью.
В любовной лирике поэта встречаются и строки, которые, казалось бы, отрицают и высмеивают это чувство. «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...». Скорее всего, в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям.
Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одно переходит в другую. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.
Как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...