Социальные изменения и пути развития общества. Социальные изменения

- 207.13 Кб

ФЕДИРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНОСВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

(Финансовый университет)

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социология»

На тему: «Социальные изменения и пути развития общества»

Работу выполнила: Степанова Е.И.

Группа:№1

Факультет: бакалавр экономики

Личное дело №: 100.25/120218

Преподаватель: Голичев В.Д.

Введение 3

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение социальных изменений и различные пути развития общества.

1 Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и другое.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до начало ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» 3 . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Социальные объекты и процессы, составляющие общество как социальную систему, непрерывно изменяются: совершенствуются или, наоборот, деградируют, порождая сложные противоречия, которые стимулируют развитие общества в целом, и его относительно самостоятельных частей.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

Отдельные, частные изменения в обществе постепенно, за счет накопления различий и их последующей интеграции превращаются в глобальные изменения. Они отражаются:

В накоплении и передаче опыта предшествующих поколений;

В способах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

В социально-классовой структуре общества;

В характере взаимоотношений между индивидами и социальными группами.

В основе социальных изменений лежат противоречия, связанные с несовпадением интересов и целей индивидов и разных социальных групп. Если противоречия своевременно не устраняются, возникают социальные конфликты, которые ведут к дестабилизации общества в целом. Разрешение противоречий происходит через определенные изменения в структуре и функциях социальных общностей.

Нередко сложности возникают в отношениях между личностью и обществом, связанные с неспособностью людей, воспитанных в иных общественных отношениях, адаптироваться к условиям жизни.

Проблема социального выбора рельефно проявляется в кризисе социальных ролей, т.е. стереотипов поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям тех или иных социальных функций.

Социальное развитие - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию.

Существуют два пути развития общества: эволюционный и революционный.

Социальная революция в отличие от реформы - это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, и социальных групп, которые не устраивает их второстепенное место в обществе.

В противоположность разрушительным социальным, революциям возможен эволюционный (реформистский) путь развития общества. Он предполагает:

Постепенное проведение изменений под контролем властей;

Поэтапное улучшение социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

Стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных обсуждений);

Законодательный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Реформистский путь развития общества - это мягкий и наиболее целесообразный способ устране­ния социальных противоречий, направленный на созидание, а не на разрушение.

3.3 Социальная деятельность и социальное взаимодействие

Социальная деятельность - регулярно повторяющееся вмешательство индивидов или групп людей (субъектов деятельности) в социальные процессы (объекты деятельности) с целью изменить и подчинить их своим интересам. Это форма активного взаимодействия человека с социальной средой, сознательно направленного на преобразование внешних условий его существования, а также изменение взглядов, мировоззрения, ценностных ориентации окружающих людей.

Субъекты социальной деятельности - это исполнители конкретных действий. Среди них могут быть: отдельные личности; социальные группы; социальные организации и социальные институты.

Объекты социальной деятельности в данном контексте не что иное, как социальные процессы на всех структурных уровнях функционирования общества.

Социальную деятельность составляют конкретные социальные действия (поступки, акции, шаги), организованно (преднамеренно) или стихийно (спонтанно) осуществляемые людьми с желанием вызвать те или иные социальные последствия (результаты). Иными словами, социальные действия могут осуществляться индивидами или группами людей намеренно, целенаправленно или, наоборот, спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств.

Действие следует отличать от поведения. Поведение - это совокупность действий, совершенных индивидом. Определяя, скажем, поведение школьника учитель дает обобщенную оценку совершенных им действий (поступков). Иначе говоря, поступки характеризуют поведение индивида.

Социальное взаимодействие , или интеракция, предполагает регулярное влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактанты. Их интерактивные действия непременно должны быть направлены друг на друга.

Многообразие форм социального взаимодействия в значительной степени детерминируется разнообразием социальных связей между субъектами взаимодействия.

Социальные связи - это взаимозависимости индивидов друг от друга, сложившиеся в процессе совместной деятельности. Социальные связи могут проявляться как социальные контакты (кратковременная, неглубокая связь) или как социальные отношения (сложная система социального взаимодействия, когда поведение одних является причиной деятельности других).

Социальные отношения - это устойчивые, опосредованные формы социального взаимодействия, которые складываются в рамках деятельности социальных общностей и социальных институтов.

Социальные отношения различаются по своему составу и характеру связей:

Между индивидами, например любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность;

Между группами (классами, этническими группами, социальными институтами и другими общностями) по поводу одинаковых или противоположных интересов, часто связанных с распределением результатов общественного труда. Социальные отношения отличаются от простого взаимодействия тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

1. Сущность понятия «социальные изменения» и их виды.

2. Факторы социальных изменений.

3. Социальный процесс: сущность, типы и формы.

1. С самого начала своего возникновения, со времен О.Конта, социология изучает человека и общество не только в статике, но и в динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменяется: экономическая система и социальная структура, социальные ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения».

Социальные изменения – это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социальной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т.п.

Типология социальных изменений:

А. Типы изменений многообразны и могут различаться в зависимости от того, какие именно аспекты, фрагменты и изменения системы в них вовлечены. Изменения могут наблюдаться:

1) в составе (например, миграция из одной группы в другую, прекращение деятельности социального движения, распад группы и т.д.);

2) в структуре (возникновение неравенства, образование дружественных связей, установление кооперативных или конкурентных отношений);

3) в функциях (специализация и дифференциация работ, снижение экономической роли семьи, принятие университетами на себя руководящей роли);

4) в границах (слияние групп или конкуренция между ними, демократизация условий членства и т.д.);

5) в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.);

6) в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения, эпидемии).

Б. Под социальными изменениями понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри ее. В первом случае изменения могут охватывать все (или по меньшей мере основные) компоненты системы, приводя к ее полному перерождению, когда новая система принципиально отличается от прежней. Это прекрасно иллюстрирует большинство социальных революций. Во втором случае изменения имеют частный, ограниченный характер и не находят заметного отклика в других звеньях системы, ее целостность сохраняется и не претерпевает глобальных преобразований несмотря на постепенные изменения, протекающие внутри. Таким образом, социальные изменения делятся на два вида: общесистемные и внутрисистемные .



В. В зависимости от уровня происходящих изменений:

1) социальные изменения на макроуровне (международные системы, нации, государства);

2) социальные изменения на мезоуровне (корпорации, политические партии, религиозные движения, крупные ассоциации);

3) социальные изменения на микроуровне (семьи, группы занятости, клики, компании друзей).

Г. По форме различают эволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения представляют собой постепенные, преимущественно количественные перемены, как правило, необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образовании и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ (например: реформирование экономической системы в стране).

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного, а качественного характера, направленные на радикальные преобразования социальной системы; б) органично связаны с кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят; в) охватывают основные структуры и функции изменяемой системы; г) чаще всего опираются на насилие.

Д. В зависимости от направленности осуществляющихся перемен:

Прогрессивные изменения – имеют такую направленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями (н-р: переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной).

Регрессивные изменения – имеют направленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям (н-р: утверждение в 30-х гг. ХХ века фашистского режима в Германии).

При этом надо иметь в виду, что прогресс – это ценностная категория, прогресс всегда соотносится с ценностями. Одни и те же изменения могут квалифицироваться в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Следовательно, мы постоянно должны задаваться вопросом: прогресс для кого и в каком отношении? Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Степень относительности ценностей может быть различной. Существуют так называемые универсальные ценности, именуемые еще абсолютными, например, человеческая жизнь, знания. Такие факты, как увеличение продолжительности жизни человека, уничтожение многих опасных эпидемий, возможность пересечь океан не за три месяца, а за шесть часов – это несомненные показатели прогресса в обществе.

Однако существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. Так, например, в XIX веке и в большей части ХХ века индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т.д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, новые болезни). Кроме того, стало очевидным, что прогресс в одной области зачастую возможен только за счет регресса в другой. Так, происходящие сейчас в посткоммунистических странах процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами.

Под прогрессом мы понимаем такие изменения, которые неуклонно подводят систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию, либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях. На протяжении длительного периода интеллектуальной истории разные мыслители предлагали в качестве измерения прогресса различные критерии, среди которых:

1) спасение религией как духовный и моральный прогресс;

2) знание как прогресс знаний, ведущий к «позитивной» науке;

3) свобода негативная (т.е. свобода от ограничений и барьеров, чтобы иметь возможность для индивидуального самовыражения и самореализации) и свобода позитивная (т.е. свобода для влияния на собственное общество и его формирование);

4) эмансипация как расширение поля деятельности членов общества, измеряемая ростом вовлеченности людей в общественную жизнь и исчезновением неравенства;

5) техническое развитие как способность господствовать над природой;

6) справедливость и равенство, определяющиеся гуманно организованным производством и равномерным распределением;

7) изобилие как реализация возможностей доступа к благам;

8) способность выбора и равные жизненные возможности.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят об общественном прогрессе. Прогресс и локален, и глобален.

Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени, он представляет преобладание негативных изменений над позитивными.

2. Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов:

Физическая среда. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, социальные изменения вызываются изменениями физической среды в результате негативного воздействия на нее человека. Так, захоронения вредных отходов, загрязнение воздуха и воды, кислотные дожди, истощение природных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Таким образом, люди связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, «старение» общества создает серьезные проблемы с рабочими местами.

Конфликты. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу, их цели несовместимы. Чаще всего, конечный результат конфликтов выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Инновации. Открытие – это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного; это новое достижение в процессе научного познания природы и общества. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Александрии была даже построена маленькая паровая машина для развлечения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использоваться людьми.

Изобретение – это новая комбинация или новое использование уже существующего знания. Именно таким образом изобретатель Дж.Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Изобретения подразделяются на два вида: материальные (телефон, самолет) и социальные (алфавит, выборная демократия).

Инновации – как открытия, так и изобретения – кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Она возможна только в тех обществах, которые вступают в тесный контакт друг с другом. Диффузия является селективным действием: группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

3. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные изменения представляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Т.о., социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:

1) кооперация (ко – вместе, операри – работать) – взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Основой кооперации является взаимная выгода;

2) конкуренция (соперничество) – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

У конкуренции есть свои «плюсы» (конкуренция – это средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям, т.е. усиления мотивации к деятельности) и «минусы» (например, если в организации существуют конкурирующие между собой группы, это может негативно повлиять на эффективность деятельности такой организации);

3) приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей, это:

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, правилам, обычаям может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления, это терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, эмигрант, выезжающий в другую страну, обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, пытаться понять их);

4) конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

5) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своемуразмеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая группы в одну большую с однородной культурой;

7) амальгамизация – биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...