Содержание повесть о настоящем человеке. Мой читательский дневник

Часть первая

Сопровождая Илы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома, летчик-истребитель Алексей Мересьев попал в “двойные клещи”. Понимая, что ему грозит позорный плен, Алексей попытался вывернуться, но немец успел выстрелить. Самолет начал падать. Мересьева вырвало из кабины и швырнуло на разлапистую ель, ветви которой смягчили удар.

Очнувшись, Алексей увидел рядом с собой тощего, голодного медведя. К счастью, в кармане летного комбинезона был пистолет. Избавившись от медведя, Мересьев попытался встать и ощутил жгучую боль в ступнях и головокружение от контузии. Оглядевшись, он увидел поле, на котором когда-то шел бой. Чуть поодаль виднелась, дорога, ведущая в лес.

Алексей оказался километрах в 35 от линии фронта, посреди огромного Черного леса. Ему предстоял нелегкий путь по заповедным дебрям. С трудом стянув с себя унты, Мересьев увидел, что его ступни чем-то прищемило и раздробило. Помочь ему никто не мог. Сжав зубы, он встал и пошел.

Там, где раньше была санитарная рота, он нашел крепкий немецкий нож. Выросший в городе Камышине среди приволжских степей, Алексей ничего не знал о лесе и не смог подготовить место для ночлега. Проведя ночь в поросли молодого сосняка, он еще раз осмотрелся и нашел килограммовую банку тушенки. Алексей решил делать двадцать тысяч шагов в день, отдыхая через каждую тысячу шагов, и есть только в полдень.

Идти с каждым часом становилось труднее, не помогали даже вырезанные из можжевельника палки. На третий день он нашел в кармане самодельную зажигалку и смог погреться у костра. Полюбовавшись на “фотографию тоненькой девушки в пестром, цветастом платье”, которую всегда носил в кармане гимнастерки, Мересьев упрямо пошел дальше и вдруг услышал впереди на лесной дороге шум моторов. Он еле успел спрятаться в лесу, как мимо него проехала колонна немецких броневиков. Ночью он услышал шум боя.

Ночной буран занес дорогу. Двигаться стало еще тяжелее. В этот день Мересьев изобрел новый способ передвижения: он выбрасывал вперед длинную палку с развилкой на конце и подтаскивал к ней свое искалеченное тело. Так он брел еще два дня, питаясь молодой сосновой корой и зеленым мхом. В банке из-под тушенки он кипятил воду с брусничными листьями.

На седьмые сутки он наткнулся на сделанную партизанами баррикаду, у которой стояли немецкие броневики, обогнавшие его ранее. Шум этого боя он и слышал ночью. Мересьев стал кричать, надеясь, что партизаны его услышат, но те, видимо, ушли далеко. Линия фронта, однако, была уже близко – ветер доносил до Алексея звуки канонады.

Вечером Мересьев обнаружил, что в зажигалке кончилось горючее, он остался без тепла и чая, который хоть немного притуплял голод. Утром он не смог идти от слабости и “какой-то страшной, новой, зудящей боли в ступнях”. Тогда “он поднялся на четвереньки и по-звериному пополз на восток”. Ему удалось найти немного клюквы и старого ежа, которого он съел сырым.

Вскоре руки перестали его держать, и Алексей начал передвигаться, перекатываясь с боку на бок. Двигаясь в полузабытьи, он очнулся посреди вырубки. Здесь живой труп, в который превратился Мересьев, подобрали крестьяне сожженного немцами села, которые жили в землянках неподалеку. Мужчины этой “подземной” деревеньки ушли в партизаны, оставшимися женщинами командовал дед Михайла. У него и поселили Алексея.

Через несколько дней, проведенных Мересьевым в полузабытьи, дед устроил ему баньку, после которой Алексею стало совсем худо. Тогда дед ушел, и сутки спустя привел командира эскадрильи, в которой служил Мересьев. Тот отвез друга на родной аэродром, где уже дожидался санитарный самолет, который переправил Алексея в лучший московский госпиталь.

Часть вторая

Мересьев попал в госпиталь, которым управлял знаменитый профессор медицины. Койку Алексея поставили в коридоре. Однажды, проходя мимо, профессор наткнулся на нее и узнал, что здесь лежит человек, 18 дней ползком выбиравшийся из немецкого тыла. Рассердившись, профессор велел перевести больного в пустующую “полковничью” палату.

Кроме Алексея, в палате оказалось еще трое раненных. Среди них – сильно обгоревший танкист, герой Советского Союза, Григорий Гвоздев, который мстил немцам за погибшую мать и невесту. В своем батальоне он прослыл “человеком без меры”. Уже второй месяц Гвоздев пребывал, а апатии, ничем не интересовался и ожидал смерти. За больными ухаживала Клавдия Михайловна, симпатичная палатная сестра среднего возраста.

Ступни Мересьева почернели, а пальцы потеряли чувствительность. Профессор пробовал одно лечение за другим, но победить гангрену не смог. Чтобы спасти Алексею жизнь, ноги пришлось ампутировать до середины икры. Все это время Алексей перечитывал письма от матери и своей невесты Ольги, которым не смог признаться, что ему отняли обе ноги.

Вскоре в палату Мересьева подселили пятого пациента, тяжело контуженного комиссара Семена Воробьева. Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.

После ампутации Мересьев ушел в себя. Он считал, что теперь Ольга выйдет за него только из жалости, или из-за чувства долга. Алексей не хотел принимать от нее такую жертву, и поэтому не отвечал на ее письма

Пришла весна. Танкист ожил и оказался “веселым, разговорчивым и легким человеком”. Добился этого Комиссар, организовав Грише переписку со студенткой медицинского университета Анютой – Анной Грибовой. Самому Комиссару тем временем становилось все хуже. Его контуженное тело опухало, и каждое движение причиняло сильную боль, но он яростно сопротивлялся болезни.

Только к Алексею Комиссар не мог подобрать ключик. С раннего детства Мересьев мечтал стать летчиком. Поехав на стройку Комсомольска-на-Амуре, Алесей с компанией таких же, как он мечтателей организовал аэроклуб. Вместе они “отвоевали у тайги пространство для аэродрома”, с которого Мересьев впервые поднялся в небо на учебном самолете. “Потом он учился в военном авиаучилище, сам учил в нем молодых”, а когда началась война – ушел в действующую армию. В авиации заключался смысл его жизни.

Однажды Комиссар показал Алексею статью о летчике времен Первой Мировой войны, поручике Валериане Аркадьевиче Карпове, который, лишившись ступни, научился управлять самолетом. На возражения Мересьева, что у него нет обеих ног, а современные самолеты гораздо сложнее в управлении, Комиссар отвечал: “Но ты же советский человек!”.

Мересьев поверил, что сможет летать без ног, и “им овладела жажда жизни и деятельности”. Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки на одну минуту. Между тем Гриша Гвоздев все больше влюблялся в Анюту и теперь часто рассматривал в зеркале свое обезображенное ожогами лицо. А Комиссару становилось все хуже. Теперь по ночам около него дежурила медсестра Клавдия Михайловна, которая была в него влюблена.

Невесте Алексей так и не написал правду. С Ольгой они были знакомы со школы. Расставшись на время, они встретились вновь, и Алексей увидел в старом друге красивую девушку. Решающих слов он, однако, сказать ей не успел – началась война. Ольга первая написала о своей любви, Алесей же считал, что он, безногий, такой любви недостоин. Наконец он решил написать невесте сразу после возвращения в летную эскадрилью.

Первого мая умер Комиссар. Вечером того же дня в палате поселился новичок, летчик-истребитель майор Павел Иванович Стручков с поврежденными коленными чашечками. Это был веселый, общительный человек, большой любитель женщин, к которым относился довольно цинично. На следующий день хоронили Комиссара. Клавдия Михайловна была безутешна, а Алексею очень захотелось стать “настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь”.

Вскоре Алексею надоели циничные высказывания Стручкова о женщинах. Мересьев был уверен, что не все женщины одинаковые. В конце концов, Стручков решил очаровать Клавдию Михайловну. Палата уже хотела защищать любимую медсестру, но та сама сумела дать майору решительный отпор.

Летом Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством. Он часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем – на массивную старинную трость, подарок профессора. Гвоздев уже успел заочно объясниться Анюте в любви, но потом начал сомневаться. Девушка еще не видела, насколько он обезображен. Перед выпиской он поделился своими сомнениями с Мересьевым, и Алексей загадал: если у Гриши все образуется, то и он напишет Ольге правду. Встреча влюбленных, за которой наблюдала вся палата, получилась холодной – девушку смутили шрамы танкиста. Майору Стручкову тоже не везло – он влюбился в Клавдию Михайловну, которая его почти не замечала. Вскоре Гвоздев написал, что отправляется на фронт, ничего не сообщив Анюте. Тогда Мересьев попросил Ольгу не дожидаться его, а выходить замуж, в тайне надеясь, что настоящую любовь такое письмо не спугнет.

Через некоторое время Анюта сама позвонила Алексею, чтобы узнать, куда исчез Гвоздев. После этого звонка Мересьев ободрился и решил написать Ольге после первого сбитого им самолета.

Часть третья

Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-Воздушных Сил. За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез. Девушка призналась, что сначала ее смутили шрамы Гвоздева, но теперь она о них не думает.

В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который все никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его. Теперь к его ежедневным упражнениям добавились уроки танца. Вскоре весь госпиталь знал, что у этого парня с черными, цыганскими глазами и неуклюжей походкой нет ног, но он собирается служить в авиации и увлекается танцами. Через некоторое время Алексей уже участвовал во всех танцевальных вечерах, и никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой. Мересьев все меньше “ощущал сковывающее действие протезов”.

Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противотанковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война. В конце Ольга писала, что ждет его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разоренный муравейник, у всех на устах было слово “Сталинград”. В конце концов, отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт. В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС.

Узнав, что лишившись ног Мересьев хочет обратно, а авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его придти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий летчик. На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь. С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.

Мересьев остался “без вещевого, продовольственного и денежного аттестатов”, и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонил, и отправили летчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации. Ему везде сочувствовали, но помочь не могли – слишком строги были условия, по которым принимали в летные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский. С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в летную школу.

Для Сталинградской битвы требовалось много летчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продовольственного аттестатов и убрать подальше щегольскую трость. Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки – ими Алексей пристегивал протезы к ножным педалям самолета. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полета тот заметил трость Алексея, разозлился, и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног. В результате Алексея рекомендовали, как искусного, опытного и волевого летчика.

В школе переподготовки Алексей пробыл до ранней весны. Вместе со Стручковым он учился летать на ЛА-5, самых современных на тот момент истребителях. Поначалу Мересьев не ощущал “того великолепного, полного контакта с машиной, который и дает радость полета”. Алексею показалось, что мечта его не осуществится, но ему помог замполит школы полковник Капустин. Мересьев был единственным в мире летчиком-истребителем без ног, и замполит предоставил ему дополнительные летные часы. Вскоре Алексей овладел управлением ЛА-5 в совершенстве.

Часть четвертая

Весна была в разгаре, когда Мересьев прибыл в штаб полка, расположенный в небольшой деревушке. Там его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. В эту же ночь началось роковое для немецкой армии сражение на Курской дуге.

Капитан Чеслов доверил Мересьеву новенький ЛА-5. Впервые после ампутации Мересьев сразился с реальным противником – одномоторными пикировщиками Ю-87. Он делал по нескольку боевых вылетов в день. Письма от Ольги он мог читать только поздно вечером. Алексей узнал, что его невеста командует саперным взводом и уже успела получить орден Красной Звезды. Теперь Мересьев мог “говорить с ней на равных”, однако открывать девушке правду не спешил – он не считал устаревший Ю-87 настоящим противником.

Достойным врагом стали истребители воздушной дивизии “Рихтгофен”, в которую входили лучшие немецкие асы, летающие на современных “фоке-вульф-190”. В сложном воздушном бою Алексей сбил три “фоке-вульфа”, спас своего ведомого и с трудом дотянул до аэродрома на остатках горючего. После боя его назначили командиром эскадрильи. В полку уже все знали об уникальности этого летчика и гордились им. В тот же вечер Алексей, наконец, написал правду Ольге.

Послесловие

На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты “Правда”. Он встретился с Алексеем Мересьевым, готовя статью о подвигах летчиков-гвардейцев. Рассказ летчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя. Ее печатали в журналах и читали по радио. Одну из таких радиопередач услышал гвардии майор Мересьев и нашел Полевого. За 1943-45 годы он сбил пять немецких самолетов и получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, и у них родился сын. Так сама жизнь продолжила повесть об Алексее Мересьеве – настоящем советском человеке.

Вариант 2

Летчик-истребитель Алексей Мересьев, сопровождая звено бомбардировщиков, попадает в двойные клещи. В неравном бою Алексей катапультируется из кабины самолета и приземляется посреди огромного черного леса. Алексей оказывается в десятках километров от линии фронта, из снаряжения у раненого летчика только пистолет. А ранения его серьезны – ступни летчика были сильно повреждены. Помощи ждать неоткуда, а потому Алексей отправляется к линии фронта. По пути он находит стоянку санитарной роты, где находит добротный армейский нож, а позже, на третий день тяжелого пути, самодельную зажигалку. Ранения ступней не дают Мересьеву свободно передвигаться, не помогают даже вырезанные из можжевельника самодельные костыли.

Многие дни пути истощили Алексея, он передвигается с трудом, теряя силы, летчик уже не идет, а просто перекатывается в нужном направлении. Добыть пропитание ему невероятно сложно из-за полной потери сил, а потому он питается ягодами, сосновой корой и мхом. В очередной раз, потеряв сознание на лесной вырубке, Алексей оказывается в руках местных крестьян, чье село уничтожили силы Вермахта. Через несколько дней санитарный самолет увозит раненного летчика в Москву.

В Москве Мересьев попадает в лучший военный госпиталь. Однако, несмотря на все усилия врачей, почерневшие, ничего не чувствующие ступни приходится ампутировать. Послеоперационный период проходит для летчика не только в физической боли, но и в душевных терзаниях. Алексей не может признаться своей невесте, Ольге, в том, что у него отняли обе ноги. Такая душевная травма загоняет летчика в депрессию. Позже в палату попадает раненный комиссар Воробьев, человек с оптимистичным характером. Именно Комиссар помогает остальным раненным справляться с депрессией. Комиссар уговаривает Мересьева всерьез заняться своими протезами, а также организовывает переписку другого раненного, танкиста Гриши, с медсестрой Аней.

Мересьев верит Комиссару, что сможет летать и без ног, жажда жизни закипела в душе Алексея, а потому он каждый день делает упражнения для развития ног. Несмотря на душевный подъем, он боится написать своей невесте о травме и просто игнорирует ее письма, а когда видит, что обезображенного ожогами Гришу отвергает симпатичная медсестра, то в отчаянии пишет Ольге письмо с пожеланием поскорее найти другого мужчину и выйти замуж.

Мересьев отправляется в санаторий. Там он находит любительницу танцев, у которой просит уроки. Теперь безногий летчик занимается не только лечебной физкультурой, но и танцами. Мечта вновь вернуться в небо полностью занимает мысли Алексея. Он приходит на медицинскую комиссию, где ему решают отказать в поступлении в авиационный полк. Однако Алексей убеждает доктора прийти вечером на танцы. Доктор дает разрешение для отдела кадров, и Алексей попадает в летную школу. Здесь он проходит обучение, сдает экзамены и направляется под Сталинград в должности пилота истребителя.

Позже, во время битвы на Курской дуге, Алексей вступает в бой сначала с пикировщиком Ю-87, а затем с современными “Фоке-Фульф 190”. Только после побед в небе Мересьев решается написать Ольге о том, что он потерял ноги в результате ранения.

Краткое содержание Повесть о настоящем человеке Полевой

Настоящая фамилия Бориса Николаевича Полевого (1908 – 1981) – Кампов. Псевдоним представляет собой дословный перевод с латинского (campus – поле). Он был профессиональным журналистом и писателем. В активе у этого автора несколько ярких образцов беллетристики, но всемирно известным Полевого сделала всего одна книга. Далее разберем самое точное и краткое содержание Повесть о настоящем человеке, которое нельзя найти на Брифли или других подобных сайтах.

С героем своей книги писатель встретился во время войны, будучи военным корреспондентом газеты «Правда». Приехав в один из летных полков с целью написать очерк, Борис Николаевич попросил познакомить его с лучшим летчиком.

Журналисту представили Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который только что вернулся из полета, сбив два «Мессершмитта». Алексей пригласил корреспондента переночевать в своей землянке.

Вечером Полевой увидел, как молодой истребитель, ложась спать, отстегнул и бросил на пол протезы. У него не было ног. И этот человек совершал ежедневные боевые вылеты, сбивая вражеские самолеты, за что был удостоен высшей воинской награды СССР – Золотой Звезды! Писатель был потрясен, не верил собственным глазам, а Маресьев начал рассказывать ему свою историю. Все, о чём поведал необыкновенный летчик, Полевой записывал в две ученические тетради, которые стали основой повести, прославившей обоих.

Обратите внимание! Написать книгу удалось лишь после войны – в 1946 году, повесть сразу же стала необыкновенно популярной.

Произведение издавалось не только в Советском Союзе, но и за рубежом – история летчика Алексея Маресьева, поднявшегося в небо после ампутации обеих ступней, была переведена на 22 языка. Повесть стала настоящим гимном упорству и силе воли, позволяющим человеку достичь, казалось бы, невозможного.


Подвиг Алексея Маресьева вдохновил многих людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на борьбу с непреодолимыми обстоятельствами и победу над ними.

Сделав летчика героем своего произведения, Полевой сохранил документальную основу, изменив лишь одну букву в фамилии – Алексей Маресьев стал Алексеем Мересьевым .

Краткое изложение

Повесть состоит из четырех частей, представляющих собой поэтапное описание героического подвига. Анализ содержания позволяет обозначить основную тему каждой части следующим образом:

  1. Воздушные «клещи», падение в лес и выход к людям.
  2. Госпиталь.
  3. Возвращение в строй.
  4. Фронт.

Центральным персонажем, вокруг которого происходит завязка и развитие сюжета, является Маресьев (Мересьев). Все остальные действующие лица играют роли второго плана. Излагая по главам краткое содержание Повесть о настоящем человеке, можно получить краткий пересказ книги, умещающийся на трех страницах.

Часть первая

Зимой 1942 года в разгар воздушного боя Мересьев, расстреляв все боеприпасы, был зажат с четырех сторон немецкими самолетами. Враги вели Алексея к своему аэродрому, чтобы заставить совершить посадку и взять в плен.

Летчику удалось вывернуться из «клещей», но вдогонку пошла пулеметная очередь – машина была подбита и свалилась в густую лесную чащу. Пилота выбросило из кабины на ветви старой ели, откуда он упал в глубокий сугроб – это и помогло Алексею остаться в живых.

Очнувшись и сняв унты, Алексей обнаружил, что у него раздроблены обе ступни. Летчик понял, что упал за линией фронта, и решил во что бы то ни стало выходить к своим. Вырезав ножом две крепкие палки, Мересьев пошел по снегу, опираясь на них.

Идти было невероятно тяжело – каждый шаг отзывался острой болью в раздробленных ногах. Останавливаясь на ночлег, летчик разводил костер и пил чай из растопленного снега и мерзлых листьев брусники. Алексей попал в метель, потом едва не наткнулся на немецкую автоколонну, он слышал звуки боя вдалеке, понимая, что линия фронта приближается.

Когда парень не смог подняться, он стал ползти на четвереньках, потом выбрасывал вперед палку, втыкая ее в землю, и подтягивался, а затем просто перекатывался с боку на бок.

В полузабытьи Алексей выполз на вырубку, где его увидели дети из близлежащей деревни. Сначала они приняли летчика за немца, но Мересьеву удалось убедить ребят, что он – советский летчик. Мальчишки сказали, что деревню недавно освободили наши войска.

Затем ребята привели своего деда, который на санках отвез Алексея в свою землянку, где раненый лежал несколько дней. Летчика покормили, помыли, переодели, но ему становилось все хуже – ноги распухли, потемнели и болели нестерпимо.

Понимая, что летчику нужен врач, дед привел помощь – за Алексеем приехал командир его эскадрильи, которая расположилась в нескольких километрах от деревни. Мересьева отвезли на аэродром и переправили самолетом в один из лучших московских госпиталей.

Часть вторая

В госпитале Мересьеву сразу же предложили ампутацию. Поначалу Алексей не соглашался, но, осознав неизбежность операции, смирился. Оставшись без ног и понимая, что теперь не сможет летать, молодой человек совсем пал духом – он с юности мечтал о небе, стал летчиком, а теперь со всем этим придется распрощаться навсегда.

Алексею не хотелось никого видеть, ни с кем говорить, не хотелось жить. В голове крутилось одно и то же: «Рожденный ползать летать не может…» Своей девушке Ольге он решил ничего не рассказывать, написал, чтобы не ждала его и выходила замуж.

Из состояния отчаяния Мересьева вывел сосед по палате – полковой комиссар Семен Воробьев. Этот тяжелораненый человек терпеливо переносил страдания, никогда не жаловался и был необыкновенным оптимистом, заражая этим настроением всех остальных.

В него была влюблена палатная сестра Клавдия Михайловна. Стараясь вдохнуть в Алексея веру в себя, Комиссар, как называли его в госпитале, показал ему вырезанную из журнала статью о русском летчике времен Первой мировой войны Валериане Аркадьевиче Карпóвиче. Лишившись одной ступни, он изобрел протез собственной конструкции и продолжал летать.

В ответ на возражения Мересьева, что у Карпóвича не было только одной ступни, а самолеты того времени были просты, как этажерки, и управлять ими было куда легче, чем боевым истребителем, Комиссар отвечал: «Но ведь ты же советский человек!» Вскоре Воробьев умер, а Алексей наконец поверил в себя и решил тренироваться, чтобы научиться ходить, а затем и летать. Летчик хотел вернуться на фронт, и сразу же приступил к напряженным занятиям.

Оперировавший Алексея профессор привел старого мастера, который взялся изготовить для него легкие протезы.

Важно! Тренировки давались очень тяжело, протезы буквально вгрызались в кожу и кость, причиняя сильную боль, но летчик не отступал.

И вскоре он уже ходил, а потом и бегал – вначале по коридорам госпиталя, затем по дорожкам на его территории.

Часть третья

После госпиталя молодого человека отправили на долечивание в подмосковный санаторий военно-воздушных сил, где он продолжал упорно тренироваться.

Научившись уверенно держаться на протезах, Алексей стал просить молодую медсестру Зиночку научить его танцевать. Зиночка с энтузиазмом взялась за дело, и через некоторое время Мересьев уже вальсировал с девушкой на санаторских танцевальных вечерах.

Его поначалу неуклюжие движения с каждым днем становились все уверенней. Мужественный парень привык скрывать свою боль за ослепительной улыбкой, и постепенно она отступала под напором его несгибаемой воли.

Алексей получил разгневанное письмо от Ольги. Она писала, что будет ждать его, несмотря ни на что. Если бы не война, девушка никогда бы не простила за то, что Мересьев мог подумать, будто она способна о нем забыть. Переписка возобновилась, но летчик никак не мог решиться рассказать девушке о том, что с ним случилось. Он дал себе слово, что сделает это, когда вернется на фронт и собьет первый вражеский самолет.

В санаторий прибыла медицинская комиссия для отбора летчиков на фронт. Ее председатель, узнав, что среди кандидатов есть человек на протезах, вначале категорически отказался давать Мересьеву рекомендацию.

Тогда Алексей пригласил его вечером прийти на танцы, где доктор с изумлением наблюдал, как пациент кружится в вальсе с молоденькой медсестрой. После этого врач согласился подписать необходимые документы.

Из санатория парня направили в школу переподготовки, где курсанты осваивали новые самолеты ЛА-5. Протезы Алексей пристегивал к ножным педалям специальными ремнями, изготовленными сапожником по его заказу.

Узнав о том, что один из курсантов без ног, начальник школы распорядился выделить феноменальному человеку время для дополнительных занятий. По окончании школы Мересьев был аттестован как опытный и ответственный летчик, которому можно доверить управление истребителем.

Часть четвертая

Прибыв в полк, летчик получил распределение в эскадрилью капитана Чеслова и в первом же бою сбил одномоторный немецкий самолет.

Но Алексей считал, что большой чести в этом нет – модель была устаревшей, а вернувшемуся в строй пилоту хотелось проверить себя в бою с сильным противником. И желание сбылось: в одном из сражений Алексей подбил сразу три «фокке-вульфа» – современных самолета, управляемых гитлеровскими асами.

Вдобавок Мересьеву удалось спасти от гибели своего напарника-ведомого и дотянуть до аэродрома, израсходовав горючее практически до последней капли. Вечером молодой человек написал подробное письмо своей невесте. После этого боя Мересьева назначили командиром эскадрильи, и все летчики полка очень гордились тем, что у них служит такой геройский комэск.

Полезное видео

Подведем итоги

Так заканчивается «Повесть о настоящем человеке», которая и в наши дни пользуется такой же популярностью, как и 70 лет назад. Читать книгу, рассказывающую об удивительной судьбе Алексея Мересьева, с интересом будут и тогда, когда от описываемых в ней событий людей будут отделять не только годы, но и столетия.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.

Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передвигалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.

Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались. Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.

Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.

Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.

Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.

А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты – что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.

Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на поляну.

Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.

Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду. И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.

Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре…

Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

А получилось все это так. Звено истребителей под командой лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать «илы», отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома. Смелая вылазка прошла удачно. Штурмовики, эти «летающие танки», как звали их в пехоте, скользя чуть ли не по верхушкам сосен, подкрались прямо к лётному полю, на котором рядами стояли большие транспортные «юнкерсы». Неожиданно вынырнув из-за зубцов сизой лесной гряды, они понеслись над тяжелыми тушами «ломовиков», поливая их из пушек и пулеметов свинцом и сталью, забрасывая хвостатыми снарядами. Маресьев, охранявший со своей четверкой воздух над местом атаки, хорошо видел сверху, как заметались по аэродрому темные фигурки людей, как стали грузно расползаться по накатанному снегу транспортники, как штурмовики делали новые и новые заходы и как пришедшие в себя экипажи «юнкерсов» начали под огнем выруливать на старт и поднимать машины в воздух.

Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное, пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкере». Алексей погнался за ним. Атаковал – и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкере» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому.

Борис Николаевич Полевой
"ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ"

На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты «Правда». Он встретился с Алексеем Маресьевым (в книге он Мересьев), готовя статью о подвигах лётчиков-гвардейцев. Рассказ лётчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя, в 1946 году. Её печатали в журналах и читали по радио. Это невыдуманная история о стойкости и мужестве русского солдата, мужчины, человека с большой буквы.

Главные герои повести:

Алексей Мересьев – летчик-истребитель, после крушения самолета 18 дней полз по зимнему лесу с поврежденными ногами. Лишился ног, был единственным в мире человеком, который летал с протезами.

Воробьев Семен – полковой комиссар, который даже находясь при смерти не терял воли к жизни, «настоящий человек».

Григорий Гвоздев – лейтенант танковых воск, Герой Советского Союза. Во время одного из сражений обгорел в танке.

Стручков Павел Иванович – майор, летчик-истребитель из дивизии воздушного прикрытия столицы.

Другие персонажи:

Василий Васильевич – врач, профессор медицины.

Степан Иванович – старшина, снайпер, Герой Советского Союза, «сибиряк, охотник».

Кукушкин Константин – летчик, «вздорный и неуживчивый человек».

Клавдия Михайловна – медсестра в московском госпитале.

Анюта (Аня) – студентка мединститута, возлюбленная Гвоздева.

Зиночка – медсестра в санатории, научила Мересьева танцевать.

Наумов – лейтенант, инструктор Мересьева.

План повести:

1. Подбитый немцами самолёт А. Мересьева падает в заснеженном лесу.

2.Чудом выживший лётчик с перебитыми ногами ползёт к своим.

3. Мересьева подбирают партизаны, переправляют за линию фронта.

4. Самое страшное испытание – остаться без ног.

5. Сила воли и стойкость помогли преодолеть массу испытаний.

6. Долгое и трудное возвращение в авиацию.

7. Алексей добился возвращения на фронт, снова сражается с фашистами.

"Повесть о настоящем человеке" - это рассказ о тяжёлой судьбе стойкого и мужественного русского лётчика Алексея Мересьева. Он очень любил небо, полёты для него были словно воздух, словно крылья для птицы. Но однажды в одном из воздушных боёв его самолёт был подбит немецким истребителем на вражеской территории. Лётчик уцелел, но при падении был тяжело ранен: ему перебило ноги. Алексей Мересьев принял решение двигаться в сторону фронта, восемнадцать дней и ночей, без пищи, зимой, один в снежном плену, превозмогая страдания и боль, он полз на звуки орудий, полз к своим... Отморозил обе ноги, но дополз. Партизаны спасли его от смерти (даже зарезали для него последнюю курицу по имени Партизанка) и на санитарном самолёте отправили в госпиталь. Самым страшным испытанием для спасшегося лётчика оказался диагноз врачей - необходима была ампутация ног. Другого выхода не было. Когда он понял, что ноги придётся ампутировать, он плакал в подушку навзрыд... Жизнь потеряла для него смысл. Но всё перевернула встреча с замечательным человеком, комиссаром. Комиссар возродил в лётчике не только желание жить, но и уверенность, что он сможет вернуться в строй и продолжать летать. И Мересьев стал тренироваться на протезах - бегал, прыгал, даже танцевал, превозмогая страшную боль. Ему пришлось преодолеть массу испытаний: научиться заново ходить, пройти комиссию и доказать себе и другим, что способен снова стать лётчиком. Преодолев все трудности, герой добился своего и вернул себе крылья. Никто из комиссии, оформлявшей допуск к полётам, даже не догадался, что перед ними был человек без обеих ног. Во время своего первого полёта Алексей Мересьев плакал в небе...

Читая эти сроки, я тоже еле сдерживался от слёз, настолько эта книга меня зацепила! Я думаю, неслучайно имя этого летчика стало легендой, неслучайно Борис Полевой посвятил ему свою книгу. Я считаю её название - «Повесть о настоящем человеке» - очень правильным. Мересьев – настоящий русский человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности, выйти из всех несчастий победителем. Я думаю, что с героя этой книги можно и нужно брать пример. Мужество и отвага, любовь к Родине и своему делу не каждому по силе. Вытерпев боль и страдания, Алексей смог восстановиться и сесть за штурвал самолета. Я восхищаюсь этим человеком. Именно такие люди 72 года назад одержали победу над гитлеровскими войсками и освободили мир от фашизма.
Немного из биографии...
Алексей Петрович Маресьев - Жизнь и подвиг настоящего человека.

20 мая 1916 года в г.Камышине Саратовской губернии родился Алёша Маресьев. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать - уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в лётное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенёс тяжёлую форму малярии, которая привела к ревматизму. В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на-Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева призвали в 1937 г. он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г.Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его лётная биография - а дальше была Великая Отечественная война...
4 апреля 1942 г. Алексей Маресьев был сбит немецким истребителем. 18 суток полз по снегу к своим. Из-за тяжёлого ранения у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию.
В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя.

Также не обошёл его стороной и кинематограф. Ещё в 1948 году был снят фильм "Повесть о настоящем человеке". В 2005 году была создана документальная картина "Судьба настоящего человека".

«Повесть о настоящем человеке» – художественное произведение на документальной основе. Ее автор, Борис Полевой, позаимствовал ее непосредственно у прототипа своей , советского летчика-истребителя Алексея Маресьева.

Впрочем, назвать Маресьева прототипом будет не совсем правильно, поскольку главный герой книги – реальный человек. Более того, он жив на момент повести. В книге Полевой только изменил одну букву в его фамилии.

История замысла повести

А началось все с прибытия молодого военного корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого в авиаполк, базировавшийся на Брянском фронте. Как водится в подобных случаях, он попросил командира полка познакомить его с кем-нибудь из героев. И знакомится с только что вернувшимся из боевого вылета Алексеем Маресьевым (в книге Мересьевым). Только что в жестоком бою Алексей уничтожил два самолета противника. Одним , то, что нужно военному журналисту главной газеты страны.

Герой для журналиста на войне - все равно, что кинозвезда в мирное время.

Уже вечером после обстоятельной беседы о нелегких боевых буднях Маресьев предложил военкору в избе, где сам был временно расквартирован.

Дальше начались бесконечные вопросы пораженного до предела Полевого. Летчик отвечал довольно сухо, но обстоятельно, его надолго врезался в писательскую память. Но до конца войны он так и не отважился его на бумаге. И лишь в 1946 году родилась «Повесть о настоящем человеке».

Сюжет повести не замысловат: на войне и не происходило. Цепь происходящих событий .

Зимой 1942 года советский летчик был сбит в Новгородской области. Приземлился на парашюте на оккупированной территории. С поврежденными ногами, без пищи, он 18 дней пытается по снежным сугробам пробраться к своим. Наконец, когда силы уже были на исходе, раненого летчика подбирают партизаны, переправляют на самолете за линию фронта. Диагноз, который ему в госпитале поставили военные медики, был неутешителен. Начиналась гангрена обеих ног. Для спасения жизни требовалась срочная ампутация.

Оставшись без ног, Алексей поначалу впадает в отчаяние. Но потом постепенно обретает уверенность в себе. Превозмогая нестерпимую боль, он учится ходить заново. Медсестра Олеся даже учит его танцевать. Он верит в то, что сможет заново летать.

И он достигает своей цели. Алексей возвращается в родной истребительный полк и уже в первом бою сбивает два вражеских самолета.

Книга о мужественном летчике сразу после своего первого выхода в свет стала очень популярной. Причем не только на родине. Она была переведена на белее чем 2 десятка иностранных языков и издавалась за рубежом большими тиражами.

На основе ее сюжета был снят кинофильм и была написана опера Сергея Прокофьева.

Кстати, последняя и, по мнению критиков, далеко не лучшая из всех опер великого композитора.

Сам же главный герой книги Алексей Маресьев прожил долгую жизнь. Много работал в ветеранских организациях. Избирался депутатом ВС СССР. Ушел из жизни в 2001 году.

Источники:

  • Сайт учебной литературы

Опера сочетает в себе сразу и музыку, и театральное представление. Такой симбиоз двух направлений делает оперу не только удивительным жанром, но и притягивает к себе все больше поклонников. Если опера так популярна по сей день, то интересно будет узнать, кто и когда придумал это направление.

Оперный жанр - ошибка итальянцев

Опера появилась в эпоху Возрождения в Италии. Существует много предположений по вопросу, кто заложил основу развития оперного жанра. Одна из теорий говорит о том, что , тогда она называлась «музыкальной драмой», появилась по ошибке.

В XV веке итальянцы проявляли большой интерес к культуре древнего Рима и Греции, как, собственно, и весь мир. Но особенно многих итальянских культуроведов интересовала античная драма. Изучая оригиналы трагедий, они заметили, что над словами в тексте греки ставили специальные знаки. В результате итальянцы предположили, что эти знаки вроде современных нот, и , играющие роли в трагедиях, произносили слова на распев.

Как выяснили позже историки, это не совсем соответствовало правде, т.к. никаких намеков на то, чтобы греки распевали свои речи в постановках, нет. Знаки же ставились, чтобы актер понимал, на каких словах акцент.

Но на тот момент это уже не имело значения, т.к. было решено, что теперь чтобы подражать античной культуре, необходимо писать музыку, которая могла бы выражать все чувства и давала возможность актерам пропевать слова.

Музыкальная драма

Жанр оперы динамично развивался с XVI века. Если проанализировать сегодняшнюю и оперы, поставленные пару веков назад, можно увидеть огромную разницу между этими произведениями. В связи с этим, очень трудно определить, какой из спектаклей XVI века стал первой оперой. По сохранившимся документам ученые нашли указание на то, что первый под музыкальное сопровождение был поставлен по древнегреческому мифу о боге Аполлоне, и он «Дафна».

Однако до наших дней первое музыкально-драматическое произведение так и не сохранилось, зато сохранилась вторая опера, которая называется «Эвридика». Композитором обеих опер был итальянец по имени Якопо Пери.

Две эти трагедии хоть и являются родоначальницами оперного жанра, но назвать их операми в том смысле, который мы привыкли видеть за термином, нельзя. Да и самого названия «опера» тогда не существовало. Сами итальянцы слово «опера» употребляли как « », а поставленные трагедии называли «музыкальной драмой». В действительности же это были обычные постановки с музыкальными между актами.

Первая опера

Первой же оперой, которая подходит под , стала трагедия «Орфей» композитора Клаудио Монтеверди. В 1615 году вышло его последнее издание партитуры, которая насчитывала до 40 инструментов. Эти инструменты не просто исполняли музыку между актами, а передавали характеры персонажей и сцен.

В XVII веке опера была забыта, как только Монтеверди умер. Вспомнили же о ней только через 200 лет. Несмотря на то, что опера «Орфей» имеет свои особенности, что отличает ее от более поздних произведений того же жанра, спектакли ставили в соответствии с задумкой автора, сохраняя все поправки и рекомендации.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...