Содержание романа пастернака доктор живаго. Роман Пастернака "Доктор Живаго": анализ произведения

Первая книга

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЯТИЧАСОВОЙ СКОРЫЙ

На кладбище хоронят мать десятилетнего Юры Живаго Марию Николаевну. Мальчик очень переживает: «Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась. Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал». К нему подошел Николай Николаевич Веденяпин, брат матери, расстриженный священник, в настоящем — сотрудник издательства. Он увел Юру прочь. Переночевать мальчик и его дядя отправляются в один из монастырских покоев. На другой день они планируют уехать на юг России, в Поволжье. Ночью мальчика будят звуки бушующей на дворе вьюги. Ему кажется, что их заметет в этой келье, что могилу матери заметет так, что она «бессильна будет оказать сопротивление тому, и уйдет еще глубже и дальше от него в землю». Юра плачет, дядя утешает его, говорит о Боге.

Жизнь маленького Юры протекала «в беспорядке и среди постоянных загадок». Мальчику не говорили о том, что их отец промотал миллионное состояние их семьи, а затем бросил их. Мать часто болела, ездила на лечение во Францию, а Юру оставляла на попечение посторонних людей. Он болезненно переживает смерть матери, ему настолько плохо, что порой он теряет сознание. Но ему хорошо с дядей, «человеком свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного».

Веденяпин привозит Юру в имение фабриканта и покровителя искусств Кологривова Дуплянку, к своему приятелю — педагогу и популяризатору полезных знаний Воскобойникову. У него воспитывается Ника, сын террориста Дудорова, отбывающего срок на каторге. Мать Ники — грузинская княжна Нина Эристова, женщина взбалмошная, постоянно увлекающаяся «бунтами, бунтарями, крайними теориями, знаменитыми артистами, бедными неудачниками». Ника производит впечатление «странного мальчика». Ему примерно четырнадцать лет, ему нравится дочь хозяина имения Надя Кологривова. По отношению к ней он ведет себя не слишком хорошо — грубит ей, грозит утопить, говорит, что сбежит в Сибирь, где начнет настоящую жизнь, станет сам зарабатывать, а затем поднимет восстание. Оба понимают, что их ссоры бессмысленны. Одиннадцатилетний мальчик Миша Гордон едет из Оренбурга в Москву на поезде вместе с отцом. Мальчик с раннего возраста понял, что евреем в России быть плохо. К взрослым мальчик относится с презрением, мечтает, что, когда станет взрослым, решит «еврейский вопрос» вместе с другими проблемами. Отец Миши неожиданно дергает стоп-кран, поезд останавливается. С поезда спрыгивает человек, который во время поездки заходил к Гордонам в купе, долго беседовал с отцом Миши, советовался по поводу векселей, банкротств и дарственных, удивляясь тому, что отвечал ему Гордон-старший. За этим попутчиком заходит его адвокат Комаровский, уводит его. Этот адвокат сообщил отцу Миши, что этот человек — «известный богач, добряк и шалопут, уже наполовину невменяемый» из-за чрезмерного употребления алкоголя. Этот богач дарил подарки Мише, рассказывал о своей первой семье, в которой у него рос сын, говорил о покойнице жене, которую бросил. Внезапно он спрыгнул с поезда, чему адвокат не удивился. Миша даже подумал, что самоубийство этого человека только на руку его адвокату. По прошествии многих лет Миша узнал о том, что этим самоубийцей был не кто иной, как отец его будущего самого близкого друга Юрия Живаго.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДЕВОЧКА ИЗ ДРУГОГО КРУГА

С Урала в Москву приезжает вместе с двумя детьми Ларисой и Родей Амалия Карловна Гишар, вдова бельгийского инженера. Адвокат Комаровский, друг покойного мужа, советует ей купить швейную мастерскую, чтобы сохранить свои капиталы. Она так и поступает. Кроме того, Комаровский советует ей определить Родю в корпус, а Л ару — в гимназию. Сам же своими нескромными взглядами заставляет краснеть девочку. Ка-кое-то время Амалия Карловна с детьми живет в убогих номерах «Черногории». Вдова боится двух вещей: нищеты и мужчин, от которых тем не менее постоянно попадает в зависимость. Комаровский становится ее любовником. На время любовных свиданий Гишар отправляет детей к соседу — виолончелисту Тышкевичу.

Амалия Карловна переезжает в небольшую квартиру при мастерской. Там Лара сдружается с подрабатывающей в этой мастерской Олей Деминой, с которой к тому же вместе ходит в гимназию. Комаровский начинает оказывать Ларе недвусмысленные знаки внимания, чего она страшится. Но близость все же происходит. Лара чувствует себя падшей женщиной, а Комаровский неожиданно для себя понимает, что обычное совращение невинной девушки для него перерастает в большое чувство. Он уже не может жить без Лары, стремится устроить ее жизнь. Лара пытается найти утешение в религии. За ней начинает ухаживать приятель ее знакомой Нади Кологривовой Ника Дудоров. Ника не представляет для Лары интереса, поскольку очень похож характером на нее, тоже горд, неразговорчив, прям. Жилище Гишар находится недалеко от Брестской железной дороги. В этом же месте живут Оля Демина, дорожный мастер привокзального участка Павел Ферапонтович Антипов, машинист Кипреян Савельевич Тиверзин, который заступается за сына дворника Гамазетдина ТОсупку, которого частенько избивает мастер Худолеев. Тиверзин и Антипов входят в состав рабочего комитета, устраивающего забастовку на железной дороге. Антипова вскоре арестовывают, а его сын Павел — аккуратный и веселый мальчик, который учится в реальном училище, остается один с глухой теткой. Пашу забирают к себе Тиверзины. Однажды его берут с собой на демонстрацию, на которую налетают казаки, избивая всех. Этой осенью 1905 года в городе идут кулачные бои.

Через Олю Демину Паша знакомится с Ларой, в которую не просто влюбляется, а боготворит ее. Он не умеет скрывать свои чувства, Лара же пользуется тем, какое влияние имеет она на Пашу. Но она не питает к нему никаких чувств, поскольку понимает, что взрослее его в психологическом плане. Гишар вместе с детьми переезжает на время в «Черногорию», поскольку опасается стрельбы.

Дядя Юры определяет племянника в московскую семью своего, приятеля профессора Громеко. Николай Николаевич, приезжая в Москву, останавливается у своих дальних родственников Светницких. Он знакомит Юру с детьми своих родственников. Дети — Юра Живаго, его одноклассник гимназист Миша Гордон и дочь хозяев Таня Громеко — очень сдружились между собой. «Этот тройственный союз... помешан на проповеди целомудрия». Родители Тони, Александр Александрович Громеко и Анна Ивановна, часто устраивали камерные вечера, приглашали музыкантов. Семья Громеко — «образованные люди, хлебосолы и большие знатоки музыки». Устраивая один из вечеров, Громеко пригласили виолончелиста Тышкевича, которого в середине вечера попросили срочно приехать в «Черногорию». Тышкевич отправляется туда вместе с Александром Александровичем, Юрой и Мишей. В «Черногории» они видят неприятное зрелище — Амалия Карловна пыталась отравиться, но неудачно. Она театрально рыдает. Появляется Комаровский, который оказывает Гишар помощь. Юра замечает за перегородкой Ларису, красота которой его поражает. Но его коробит то, как Комаровский и Лариса общаются между собой. Когда все выходят на улицу, Миша рассказывает Юре о том, что Комаровский и есть тот самый адвокат, при помощи которого отец Юры отправился на тот свет. Однако в тот момент Юра не в состоянии думать об отце — все его мысли — о Ларисе.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЁЛКА У СВЕТНИЦКИХ

Александр Александрович подарил Анне Ивановне огромный гардероб. Дворник Маркел приходит собирать этот гардероб. Анна Ивановна пытается помогать дворнику, но неожиданно гардероб разваливается, Анна Ивановна падает и расшибается. После этого падения у нее развивается предрасположенность к легочным заболеваниям. И весь ноябрь 1911 г. она болеет воспалением легких. Дети к этому времени совсем выросли, заканчивают университет. Юра — врач, Миша — филолог, а Тоня — юрист. Юра увлекается написанием стихов, которым «прощал грех их возникновения за их энергию и оригинальность», и считает, что литература не может быть профессией. Юра узнает, что у него есть сводный брат Евграф, отказывается от части наследства отца в пользу брата, поскольку хочет добиться всего в жизни сам.

Анне Ивановне становится все хуже, и Юра пытается оказывать ей медицинскую помощь. Но ей помогает совсем другое — когда она говорит, что боится приближающейся смерти, Юра долго и много рассказывает ей о воскресении душ. Он говорит, что «смерти нет. Смерть не по нашей части... талант это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем принятии есть дар жизни». Под воздействием речи Юры Анна Ивановна засыпает, а проснувшись, чувствует себя лучше. Болезнь отступает.

Анна Ивановна нередко рассказывает Юре и Тоне о своем детстве, проведенном в имении Варыкино на Урале. Она настаивает на том, чтобы Юра и Тоня ехали на елку к Светницким, надев новые наряды. Прежде чем молодые люди уезжают, Анна Ивановна вдруг решает благословить их, при этом говорит, что, если она умрет, Тоня и Юра должны пожениться, поскольку они созданы друг для друга.

Лара, которую содержал Комаровский, решает найти себе честный заработок. Надя Кологривова приглашает ее на работу воспитательницы своей, младшей сестры Липы. Лара живет у Кологривовых, которые очень состоятельны и оплачивают весьма щедро труд Лары. Девушка скапливает достаточно солидную сумму денег. Так продолжается в течение трех лет, пока не приезжает младший брат Ларисы Родя. Он требует у сестры денег, чтобы погасить карточные долги, грозит в противном случае застрелиться. Говорит, что встречался с Комаровским и что тот готов дать ему денег в обмен на возобновление отношений с Ларой. Она отказывается от этого варианта, отдает брату все сбережения, а недостающую сумму одалживает у Комаровского. Револьвер, из которого грозился застрелиться Родя, она забирает и в свободное время упражняется в стрельбе. Весьма преуспевает в этом занятии.

Лариса чувствует, что становится в доме Кологривовых лишней, поскольку Липа уже выросла. Она никак не может отдать Комаровскому долг, так как еще и тайно от своего жениха Паши Антипова оплачивает большую часть его квартплаты. Материальные трудности гнетут Лару, единственным ее желанием является бросить все, уехать в глубинку. Для этого она решает просить денег у Комаровского. Она считает, что после всего того, что было между ними, он должен ей помочь безвозмездно. Она узнает, что Комаровский будет у Светницких на елке, собирается туда, с собой берет револьвер Роди, на тот случай, если адвокат будет пытаться оскорбить ее. Перед поездкой на елку Лариса заезжает к Паше Антипову, просит о том, чтобы они как можно быстрее обвенчались, говори! , что у нее возникли трудности, в которых ей помочь может только он. Паша соглашается. При разговоре с Ларисой Паша ставит свечу на окно. Во время разговора Лары и Павла мимо дома в санях проезжают Тоня с Юрой, который обращает внимание на горящую в окне свечу. Ему приходят строки «Свеча горела на столе. Свеча горела...». Лара приезжает к Светницким. Прибывают туда и Юра с Тоней, которые на балу танцуют вместе. Юра открывает для себя новую Тоню — очаровательную женщину, а не только давнюю приятельницу. Она волнует его, Юра прижимает к губам платок Тони, наслаждается счастьем быть рядом с ней, и в этот момент раздается выстрел. Это Лара стреляет в Комаровского, но попадает в другого человека. Этот человек — товарищ прокурора Корнаков. Он легко ранен, и Юра оказывает ему первую врачебную помощь. Живаго потрясен тем, что виновницей происшествия стала та самая девушка, которую он видел в обществе Комаровского в «Черногории». И вновь он обращает внимание на то, как хороша собой Лариса. Внезапно Тоню и Юру вызывают домой — умирает Анна Ивановна. Тоня крайне тяжело переживает смерть матери, часами на коленях стоит у гроба. Анну Ивановну хоронят на том же самом кладбище, где похоронена мать Юры.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ

Дело о выстреле благодаря стараниям Комаровского и Кологривовых оказывается замятым. Долгое время Лара лежит в нервной горячке. Ко-логривов выписывает ей чек на десять тысяч рублей. Когда Лариса приходит в себя, она говорит Паше о том, что они должны расстаться, поскольку она недостойна его. Но, говоря все это, она так безутешно рыдает, что Паша не воспринимает всерьез ее слова о расставании.

Вскоре молодые люди венчаются, затем покидают Москву, отправляются жить и работать в Юрятин. Комаровский просит уЛары разрешения навестить ее на новом месте, но она решительно отказывает ему. В первую брачную ночь Лара рассказывает Паше о своих отношениях с адвокатом. Утром Паша чувствует себя совсем другим человеком, «почти удивляясь, что его зовут по-прежнему».

В семье Юрия Андреевича Живаго и его жены Тони рождается первенец, которого называют в честь отца Тони Александр. Рождение ребенка глубоко волнует Живаго. У Юрия Андреевича к этому времени большая врачебная практика, его считают отличным диагностом. Идет вторая осень войны. Доктора Живаго отправляют в действующую армию, где он служит вместе с другом детства Мишей Гордоном.


Роман «Доктор Живаго» стал апофеозом гениального творчества Пастернака как прозаика. Он описывает шествие и трансформацию сознания русской интеллигенции сквозь драматические события сплошь пронизывающие первую половину 20-го века.

История создания

Роман создавался на протяжении десятилетия (с 1945 по 1955 год), судьба произведения была удивительно трудной - несмотря на мировое признание (вершиной его было получение Нобелевской премии), в Советском Союзе роман был разрешен к изданию лишь в 1988 году. Запрет романа объяснялся его антисоветским содержанием, в связи с этим на Пастернака началась травля со стороны властей. В 1956 году были предприняты попытки публикаций романа в советских литературных журналах, но они, естественно, не увенчались успехом. Заграничная публикация принесла поэту-прозаику славу и откликнулась в западном обществе небывалым резонансом. Первое русскоязычное издание увидело свет в Милане в 1959 году.

Анализ произведения

Описание произведения

(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым )

Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап - переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко. Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца - Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет. Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова. Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа - после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину. Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком. Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.

Главные герои

(Афиша к\ф "Доктор Живаго" )

Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» - свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго - интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем - в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами - доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа - его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.

Лара Гишар

(Лариса Федоровна Антипова) - яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.

Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.

Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев - Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.

В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».

Итоговый вывод

«Доктор Живаго» - роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа - взаимосвязь равновеликих начал - личности и истории. Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.

Представляющий собой вершину его творчества.

Создававшийся в течение десяти лет, с 1945 по 1955 годы, «Доктор Живаго» через изображение судьбы главного героя отразил крупные периоды в жизни России: Начало ХХ века; Революцию и Гражданскую войну; 30-е годы; Великую Отечественную войну.

Первое издание романа, однако, вышло за границей, поскольку советской цензурой он был воспринят негативно и запрещён.

Первая часть

Роман начинается с похорон матери маленького Юры. Семья Живаго некогда была очень богатой, однако брак родителей был несчастливым; отец в конце концов ушёл из семьи. Осиротевший Юра сначала воспитывается у дяди, бывшего священника, по собственному желанию ушедшего из церкви. Это сильный и невозмутимый человек. Также автор знакомит читателей с другими мальчиками - евреем Мишей Гордоном и Иннокентием Дудоровым - сыном осуждённого каторжника и революционно настроенной девушки. Дудоров во всём стремится подражать матери - вплоть до того, что хочет ехать в Сибирь, чтобы там поднять восстание.

Вторая часть

Юру дядя отправляет в интеллигентную семью Громеко, возглавляемую отцом - профессором-агрономом. Воспитание в этой семье сильно повлияло на Юру. Там же он познакомился с Тоней - дочерью профессора. В будущем она стала его первой женой. Показана Лариса Гришар - девушка, дочь немки Амалии Карловны. Мать Лары владеет швейной фабрикой. Их другом семьи является Комаровский - старый московский адвокат. Он начинает ухаживать за Ларисой, но она поначалу не отвечает ему взаимностью. Тем временем работницы на фабрике поднимают восстание. Они объясняют Амалии Карловне, что так будет лучше даже для неё самой. Лара становится воспитательницей сестры своей одноклассницы, а вырученные деньги переправляет семье Антиповых, надеясь вскоре выйти замуж за Патулю.

Третья часть

Юра Живаго рано проявляет себя как талантливый поэт. Но он хочет заниматься медициной, поэтому поступает в университет. Там он также реализует себя как выдающийся врач. На рождественском вечере у Свентицких Юрий знакомится с Ларисой. Теперь эта девушка - «невольница» старого адвоката Комаровского, которую он «пригрел» в обмен на взаимность. Ларисе совсем не нравится жизнь со стариком, и она решает избавиться от него. Однажды ночью она выстрелила в него, но случайно попала в другого человека. Комаровский, однако, не испытывает на неё гнева, избавляет её от наказания и снимает для неё небольшую комнату.

Четвёртая часть

Лара влюбляется в друга детства, Павла Антипова, и выходит за него замуж. Вместе они уезжают в Юрятино-на-Рыньве - город, в котором у них есть имение. У них рождается дочь Катя. У Юрия и Антонины Живаго тоже есть дети. Однако тихая семейная жизнь внезапно прерывается - начинается Первая мировая война. Юрий и Павел уходят на фронт. Лариса становится военной медсестрой и тоже отправляется на фронт - искать мужа. Она узнаёт, что его захватили в плен. Там же, на фронте, Лариса снова встречается с Юрием.

Пятая часть

Лариса и Юрий влюбляются друг в друга. Теперь они живут в Юрятино, где тайно встречаются. Юрий Живаго корит себя за неверность жене, но ничего не может поделать со своими чувствами. В Юрятино тем временем начинается восстание, и Лариса уезжает из города; чуть позже уезжает и Юрий. В дороге он познакомился с анархистом Погоревших.

Шестая часть

Живаго возвращается домой. Антонина отдала часть дома под госпиталь. Юрий верит в победу социализма. Однако вскоре семья решает уехать в другое место, спасаясь от голода и разбоев. Этому способствовал приехавший Евграф, брат Юрия.

Седьмая часть

Семья Живаго находится в пути на новое место жительства. Юрий неожиданно узнаёт, что в Юрятино начались бурные революционные события, в которых командующим войсками выступает Галлиулин.

Восьмая часть

Герой приезжает в Варыкино, но происходит взрыв. Он узнаёт, что здесь живут и работают Павел Антипов и его жена Лариса.

Девятая часть

Эта часть посвящена размышлениям Юрия Живаго о медицине, искусстве, истории. Также он вновь видится с Ларисой. Она рассказала, что Павел ушёл с большевиками воевать в Сибирь против Галлиулина. Однако, по её словам, большевики его просто терпели, чтобы потом отказаться от него, если он перестанет быть им нужен. Юрий принимает тяжёлое для обоих влюблённых решение: он больше не будет посещать Ларису, чтобы не обманывать жену. По дороге домой его забрали партизаны, которым нужен был врач.

Десятая часть

Здесь изображено партийное собрание большевиков. «Красные» оказываются деморализованными уродами, не имеющими ничего человеческого.

Одиннадцатая часть

Живаго проводит в партизанском отряде два года, наблюдая ужасные изменения в душах своих невольных сослуживцев. В одном из сражений ему пришлось стрелять, из-за чего он ранил противника. Несмотря на то, что раненый был белогвардейцем, его вылечили и привели в порядок.

Двенадцатая часть

Живаго становится свидетелем кошмарного случая. В отряд красных приходит человек с семьёй. Сначала он ухаживал за женой и детьми, а затем всех их убил, мотивировав это тем, что лучше смерть от его руки, чем от белогвардейской. Не выдержав этого и других кошмаров, Юрий принимает решение сбежать, что ему и удаётся.

Тринадцатая часть

Измученный и поседевший Юрий приходит в дом, где жила Лариса. Он нашёл записку от неё, где она просила его оставаться в доме. Он уснул, а когда проснулся, увидел её. В них воспылала любовная страсть. Затем Лариса рассказала, что Антипова отправили на каторжные работы. Антонина, уехавшая за границу, присылает Юрию письмо. В нём она пишет, что знает о его любовной связи с Ларисой, но не держит на него зла.

Четырнадцатая часть

Юрий и Лариса жили в Варыкино. Он активно писал стихи. Но внезапно приехал Комаровский и предложил всем отправляться на Дальний Восток: Павла приговорили к расстрелу, и Ларису, как жену изменника, также могли в любой момент поймать и расстрелять. Юрий отказался от предложения уезжать, убедив Ларису, будто отправится за ними позже. После их отъезда он остаётся один, но постоянно думает о любимой. Вскоре появляется избежавший расстрела Павел. Они долго разговаривают, при этом Юрий убеждает Павла, что Лариса любила и ждала только его. Павел объясняет, что пошёл воевать только ради того, чтобы обрести больше свободы. На другой день он покончил с собой.

Пятнадцатая часть

Доктор Живаго решает пешком отправиться в Москву. По пути он знакомится с крестьянином Василием, который присоединяется к нему. В Москве они некоторое время живут вместе, а затем Юрий встречает своего бывшего дворника, который согласился его приютить. Дочь дворника Марина понравилась доктору и стала его третьей неофициальной женой. Она родила ему двух дочерей. Доктор получал из-за границы письма от Тони, которая знала о его новой супруге, но снова не сердилась на него. Жизнь Живаго стала налаживаться, он устроился на работу врачом. Но однажды он вышел из душного трамвая и упал замертво на дороге.

Эпилог

Лариса спасается от красных и оставляет свою дочь от Юрия сторожихе. Та вскоре попала в больницу, и девочка осталась одна. Некоторое время она скиталась, перебивалась случайными заработками, но затем её нашёл Евграф, брат Юрия, ставший генералом. Он приютил девочку и пообещал устроить её в университет. Также Евграф собрал все стихотворения брата. В заключительной части приводятся стихотворения Юрия Живаго.

Сначала кратко, потом по главам

У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко. Интеллигентная семья оставила отпечаток в душе мальчика. Он сдружился с дочерью Громеко – Антониной.

Вскоре Юра увидел 17-летнюю Ларису. Лара уступила настойчивым ухаживаниям адвоката Комаровского и тяготилась отношениями со взрослым покровителем. Спустя некоторое время Юрий вновь встретил Ларису на рождественском приёме у Свентицких. Их встреча произошла при странных обстоятельствах. Герой был уже с Тоней, на отношения их благословила перед смертью Анна Ивановна, мать Антонины. Ночью Лара выстрелила в Комаровского, но случайно убила другого человека. Адвокат помог девушке избежать наказания и снял для нее комнатку. Лара решила выйти замуж за давно и горячо любившего его Павла Антипина, и новобрачные уехали в Юрятино. Вскоре родилась дочь Катенька.

Тем временем Живаго тоже женился на Антонине. У супругов родились 2 дочери. Планам молодой семьи помешала начавшаяся война. Доктор уехал воевать. Павел был пленён. Лариса стала военной медсестрой и поехала искать мужа на фронт.

Живаго переехали в имение рядом с Юрятино. Здесь начался его тайный роман с Ларисой. Герой мучила совесть за неверность жене. Позже его насильно забрали в отряд партизан под командованием Микулицына, где ему пришлось пробыть вдали от дома 2 года. Антонина с детьми уехала в Москву. Сбежав наконец из отряда, доктор вернулся в Юрятино, в дом, где жили Лариса с дочерью. Влюбленные подолгу беседовали друг с другом, но неожиданно к ним приехал Комаровский. Выяснилось, что отца Павла сослали на каторжные работы, будущая судьба самого революционера была неизвестна, и женщине грозил расстрел. Адвокат предложил им уехать вместе с ним на поезде. Живаго, поняв, что это единственный шанс спасти любимую и ее дочь, отправляет их с адвокатом, а сам остаётся в их доме. Через какое-то время возвращается Павел. Мужчины долго разговаривают друг с другом, и революционер объясняет, почему надолго покинул семью. Наутро Павел покончил с собой во дворе дома.

Юрий жил один долгое время, скучая по любимой, и посвящал ей стихи. Позже он решил дойти пешком до Москвы. Здесь он вновь женился на дочери своего бывшего дворника, у него родились дети. Живаго писал письма Антонине. Бывшая жена знала про его новую семью, но не держала на него зла и не обижалась.

Спустя почти 10 лет Живаго умер от сердечного приступа. На похороны пришли Марина, Антонина и даже Лариса. Лара призналась брату Юрия Евграфу, что родила от доктора дочь. Спустя несколько лет Евграф, ставший генералом, нашёл Таню, дочь Ларисы от Живаго, и взял её под свою опеку.

Роман стал одним из знаковых произведений, в полной степени сумевших раскрыть судьбы людей в непростой для России XX век. Темы любви, семьи, духовной целостности личности тесно сплетаются с революционными и военными событиями той разрушительной эпохи.

Краткое содержание Доктор Живаго по частям (главам) Пастернак

Книга 1

Часть 1. ПЯТИЧАСОВОЙ СКОРЫЙ

Хоронили Марию Живаго. Её супруг давно разорился и бросил её с малолетним сыном Юрой. Маленький Юра сначала воспитывался у своего дяди Николая Николаевича. Николай – бывший священнослужитель, ставший расстригой по своему желанию. Племянник любил его, так как видел в нём черты своей матери. Дяде не были присущи какие-либо предубеждения и предрассудки, он не боялся ничего нового, не стоял на месте и имел свою точку зрения на историю и искусство.

Далее автор показывает нам следующего персонажа – Миша Гордон, еврейский мальчик 11 лет. Он никогда не мог понять, от чего существует неравенство в обществе и что означает «быть евреем». Мальчик начал даже презирать всех взрослых, которые были не в состоянии объяснить ему всё это.

Миша со своим отцом едет в поезде. Неожиданно состав останавливается: мужчина, часто наведывающийся к Гордонам в купе, покончил с собой. Он много рассказывал им про своего сына от первой, уже умершей, жены, и про свою вторую семью, из которой он, впрочем, тоже ушёл. Во время разговора он часто резко замирал и белел словно от страха. Отец говорил, что это был когда-то богатый, но спустивший своё состояние человек, и он явно не в себе и болен. К Мише странный собеседник испытывал странную, вполне вероятно, вовсе и не ему предназначенную симпатию и нежность. Становится понятно, что это Андрей Живаго, отец Юры. В поезде с ним ехал адвокат Виктор Ипполитович Комаровский.

Читателя знакомят с еще одним ребёнком: Иннокентий, сын Дементия Дудорова, осуждённого за терроризм каторжника, и юной красивой девушки, увлекающейся всякими бунтарями, крайними идеями, артистами и неудачниками. Иннокентий старался подражать матери парадоксальным и вызывающим поведением, чем часто удивлял окружающих. Ника задумывал даже бросить учёбу и уехать к отцу в Сибирь, чтобы вместе поднять восстание.

Часть 2. ДЕВОЧКА ИЗ ДРУГОГО КРУГА

У Нади Кологривовой новая одноклассница – Лара Гришар, чья мать, немка Амалия Карловна испытывала такой сильный страх перед мужчинами, что от испуга кидалась в их объятия. Амалия Карловна последовала совету своего покровителя Комаровского и выкупила швейную фабрику. Адвокат же давно положил взгляд на Лару, называя ее чистейшим человеком на земле. Юной девушке явно льстило его внимание, но она понимала, что его намерения несерьёзны. Её друг Дудоров же был, как и она сама, не слишком разговорчив и горд.

Тиверзин берёт на воспитание Патулю – сына Павла Антипова, ушедшего в армию. Юноша без ума от Лары Гришар.

Швеи с фабрики поднимают восстание, отказавшись работать и объясняя, что это только на пользу Амалии Карловны.

Спустя полгода с начала связи между Ларой и Комаровским, девушка принимает решение стать воспитательницей Липы, сестры Нади. Заработанные деньги она тайком отправляет Антиповым, надеясь после окончания учёбы в университете выйти замуж за их сына Патулю. Она тайно переводит деньги родителям Патули и мечтает после окончания университета обвенчаться с «любящим её до безумия» молодым человеком. Вскоре Лара попросила денег у Комаровского, так как не хотела более жить в семье Кологривовых, и начала жить одна.

Николай Николаевич отправляет Юру на воспитание к братьям Громеко. Здесь он подружился с Антониной, дочерью Александра Громеко, и Мишей Гордоном.

Часть 3. ЕЛКА У СВЕНТИЦКИХ

Тоня отучилась на юриста, Миша на филолога, а Юра – на доктора. После долгой болезни, умерла мать Антонины, перед смертью завещав им пожениться. Юра начал испытывать теплые чувства к Тоне. На рождественской ёлке у Свентицких Лара впервые встретила Юру. Ночью она выстрелила в Комаровского, но случайно попала в другого человека.

Часть 4. НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ

Адвокат снял комнатку для Лары и помог снять с неё все обвинения в убийстве. Лара вышла замуж за Павла, и новобрачные покинули город. Вскоре у них родилась дочь Катя. Молодая жена устроилась преподавателем в местной гимназии. Лара окружила супруга заботой, а он никогда не упрекал её за добрачный роман с Комаровским.

Началась война, и Павел отправился на войну, откуда часто ей писал, но позже письма резко прекратились. Лара стала военной медицинской сестрой и поехала искать супруга на фронт. Оказалось, он попал в плен.

В молодой семье Живаго тем временем также родилась девочка, но вскоре Юрия призвали военным врачом. На фронте они с Ларисой снова встретились.

Часть 5. ПРОЩАНЬЕ СО СТАРЫМ

Лара и Юрий влюбились друг в друга. Рядом с Юрятино, где жила Лара, началось восстание. Лара покинула Юрятино, позже уехал оттуда и Живаго. В пути произошло его знакомство с Погоревших, сторонником анархизма.

Часть 6. МОСКОВСКОЕ СТАНОВИЩЕ

Доктор вернулся домой. Антонина отдала часть комнат госпиталю. Юрий чувствовал одиночество. Вскоре приехал Николай Николаевич. Живаго верил в то, что социализм в конце концов одержит верх. Внезапно появился единокровный брат Юрия, Евграф. Он предложил всей семье уехать подальше от голода и разрушений. Весной Живаго переехали на Урал, в имение рядом с Юрятино.

Часть 7. В ДОРОГЕ

В пути Живаго узнал, что войсками под Юрятино командует Галлиулин.

Книга 2

Часть 8. ПРИЕЗД

Город отказался принять поезд из-за взрыва. От попутчика доктор узнал о Павле Антипине, работавшем у них, и его жене - местной учительнице.

Часть 9. ВАРЫКИНО

Живаго размышлял об изменениях во внешности женщины во время беременности: лицо тускнеет, иначе блестят глаза, будущее больше не принадлежит ей одной. Далее герой думает об искусстве и истории.

В библиотеке Варыкино он увидел Лару. На следующий же день, отбросив все дела, он спешно отправился на её поиски. Лариса познакомила доктора со своей дочерью Катенькой. Они беседовали о Павле Антипове, сменившем фамилию на Стрельников. Лара считала, что большевики откажутся от него, как только он перестанет быть полезным для них, а пока они его лишь терпят. Павел воевал в Сибири с Галлиулиным.

Совесть терзала доктора, он не мог больше обманывать супругу и решил больше не навещать Лару. Она тяжело восприняла его решение, хоть и старалась держаться. По дороге Живаго схватили партизаны, нуждающиеся в враче.

Часть 10. НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

Партийное собрание. Казалось, что революция не оставила в людях ничего живого. Предводителем партизан был Ливерий Микулицын.

Часть 11. ЛЕСНОЕ ВОИНСТВО

Со дня пленения Живаго партизанами прошло почти 2 года. В одном из боев доктору пришлось выстрелить, и он ранил человека. Потерявший память раненый не скрывал, что хочет вернуться в армию Колчака, но, несмотря на это, его выходили. Перед глазами доктора происходят пугающие изменения в душах окружающих.

Часть 12. РЯБИНА В САХАРЕ

Красный партизан, боявшийся за свою семью, сам привёл жену и детей в лагерь. Сначала он самозабвенно заботился о супруге, играл с детишками, а позже собственноручно всех их убил, считая, что лучше быстрая смерть от его рук, чем мучения от белых. После этого Палых сбежал. Живаго, сказав, что хочет собрать рябину, бежал.

Часть 13. ПРОТИВ ДОМА С ФИГУРАМИ

Волосы доктора уже стали покрываться сединой. В поношенной чужой одежде, замерзший он направился в дом, где жила Лара. Тут он нашёл от нее послание, в котором она просила его оставаться в доме. Юрия как и прежде мучила совесть из-за своей неверности. Он уснул, и, проснувшись, увидел перед собой улыбающуюся Ларису. Влюбленных охватила страсть.

Антипова-старшего сослали на каторжные работы. Антонина в своем письме бывшему супругу призналась, что знала об его связи с Ларисой, но не злилась. То

Часть 14. ОПЯТЬ В ВАРЫКИНЕ

Юрий и Лара жили в Варыкино. Доктор посвящал свободное время поэзии. Вскоре приехал Комаровский и принёс весть о скором расстреле Павла. Ларе нельзя было более оставаться на месте, за ней в любую минуту могли прийти, и адвокат предложил влюбленным ехать вместе с ним на Дальний Восток. Доктор отказался от предложения, но адвокат, оставшись с ним наедине, убедил претвориться перед Ларисой, что он поедет за ними чуть позже. Живаго понял, что главное сейчас – спасти любимую. Таким образом Комаровский уехал вместе с Ларисой, а Живаго остался один. Он везде слышал её голос, везде видел её лицо и посвящал любимой стихотворения.

Вскоре вернулся Павел. Они долго разговаривали о Ларисе, доктор повторял, что она очень любила супруга. Павел объяснил свой уход на войну на долгие 6 лет тем, что хотел завоевать побольше свободы. Утром он покончил с собой.

Часть 15. ОКОНЧАНИЕ

Доктор знал о своей болезни сердца, правда, ещё не понимал, насколько она серьёзна. Он решил пешком дойти до Москвы. По пути к нему присоединился крестьянин Василий Брыкин. Доктор был жалким, истощённым и обросшим, в город он вошёл в грязных рваных обносках, выменяв в пути свою шубу и пиджак на хлеб. В Москве он жил сначала с Васей, который работал в типографии и начал рисовать. Брыкин часто укорял Юрия, что тот не уезжает к своей семье за границу. Вскоре доктор съехал в одну из комнат, которую ему выделил его бывший дворник. Тут он и познакомился с дочерью дворника Мариной. Голос девушки пленил доктора, и в один день она просто переехала в его комнату, став третьей незаконной супругой. Марина родила ему 2 дочерей. За это время Юрий восстановил связь с Антониной и бывшим тестем. Бывшая супруга, судя по всему, знала про его новую семью, но не держала зла. Доктор, наоборот, чувствовал какое-то потепление с той стороны.

В один день Живаго пропал, а на имя Марины от него пришла очень крупная сумма денег. Юрий встретил брата Евграфа, снявшего ему квартиру и хлопотавшего о воссоединении доктора с семьей. Юрий устроился на работу доктором. Как-то утром Живаго ехал в переполненном трамвае, было душно, и кое-как выйдя из транспорта, он мертвый упал на землю.

На похороны пришла Марина, Лариса, сбежавшая от Комаровского, и Антонина. Лара призналась Евграфу, что родила от Живаго дочку, и бесследно исчезла.

Часть 16. ЭПИЛОГ

Евграф стал генералом, и в 1943 году сумел найти Таню – дочь Лары от Живаго. Лариса, убегая от красных, была вынуждена оставить девочку на воспитание сторожихе, попавшей позже в дом сумасшедших. Девочка вела какое-то время беспризорную жизнь, скиталась и позже стала бельевщицей. Евграф собрал все сочинения брата, взял под свою опеку племянницу и пообещал устроить её в университет.

Эта книга о пути к успеху, о трудностях и сложностях которые готовит нам жизнь. Она задевает очень острую социальную проблематику. Книга рассказывает о бедности и богатстве, о нищете и амбициях, обо всем том, что гложет каждого человека.

  • Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой

    История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса.

  • Краткое содержание Айтматов Тополёк мой в красной косынке

    Молодой водитель Ильяс застревает на степной дороге и встречает юную тоненькую девушку в красной косынке Асель из местного аила.

  • Живаго Юрий Андреевич - главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя ассоциирует его с образом "Бога Живаго", т. е. Христа (ср. имя матери персонажа - Мария Николаевна). Словосочетание "Доктор Живаго" может быть прочитано как "исцеляющий все живущее". Имя Юрий перекликается с обоими основными топонимами романа - Москвой (ср. мифопоэтические коннотации имени Георгий - Юрий) и Юрятином. Ср. также ассоциативную связь слов "Юрий" - "юродивый". Существенно и значение отчества: Андрей - "человек", Андреевич - "сын человеческий".

    Роман начинается смертью родителей героя: мать умирает, а отец, разорившийся миллионер, кончает жизнь самоубийством, выбросившись на ходу из курьерского поезда. Дядя мальчика, Николай Николаевич Веденяпин, привозит его в Москву и поселяет в семье профессора Громеко. Однажды после прерванного музыкального вечера Живаго вместе с приятелем Мишей Гордоном сопровождают Александра Александровича Громеко в номера "Черногория": здесь Живаго впервые видит Лару - спящую в кресле девушку, затем наблюдает ее молчаливое объяснение с Комаровским. Почти через 20 лет Юрий будет вспоминать эту сцену: "Я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете".

    Живаго поступает в университет на медицинский факультет. Начинает писать стихи. Окончив университет, пишет работу о физиологии зрения. В рождественский вечер 1911 года Живаго вместе с Тоней Громеко едет на елку к Свентицким: проезжая по Камергерскому переулку, он обращает внимание на окно, за которым горит свеча (это окно той комнаты, где Лара разговаривает с Пашей Антиповым, но Юра об этом не знает). Возникает строка стихотворения: "Свеча горела на столе. Свеча горела..." ("Свеча горела на столе" - неосознанная цитата из стихотворения К. Романова 1885 г. "Смеркалось: мы в саду сидели..."). На елке у Свентицких Живаго видит Лару сразу после ее выстрела в прокурора и узнает ее, хотя и не знает ее имени. Вернувшись с елки, Юра и Тоня узнают, что мать Тони умерла; перед смертью она просила их пожениться. Во время похорон Живаго ощущает желание, в противовес смерти, "трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь".

    Юрий и Тоня женятся; осенью 1915 г. у них рождается сын Сашенька. Живаго призывают в армию; он ранен. Лежа в госпитале, встречает Лару. Из Москвы ему сообщают, что без его разрешения вышла книжка его стихов, которую хвалят.

    Работая в городке Мелюзееве, Живаго живет в одном доме с Антиповой, однако даже не знает ее комнаты. Они часто сталкиваются по работе. Он "честно старается не любить" ее, однако проговаривается, и она уезжает.

    Летом 1917 г. и Живаго уезжает в Москву с распадающегося фронта. В Москве, встретившись с семьей, он все же чувствует себя одиноким, предвидит социальные катаклизмы, "считает себя и свою среду обреченными". Он работает в больнице, а также пишет "Игру в людей" - дневник, включающий стихи и прозу. Дни октябрьских боев в Москве совпадают с тяжелой болезнью сына Сашеньки. Выйдя через несколько дней на улицу, Живаго в подъезде дома на углу Серебряного переулка и Молчановки читает в газете первый декрет советской власти. В этом же подъезде встречает неизвестного юношу, не зная, что это его сводный брат Евграф. Живаго принимает революцию с энтузиазмом, называя ее "великолепной хирургией". Зимой 1918 г. он переносит тиф.

    Когда Живаго выздоравливает, в апреле 1918г. вместе с женой, сыном и тестем они по совету Евграфа уезжают на Урал, в бывшее имение деда Тони Варыкино, недалеко от Юрятина. Едут несколько недель. Уже на подъезде к Юрятину на одной из станций Ж. ночью арестовывают красноармейцы, принимая за шпиона. Его допрашивает военком Стрельников (Живаго не знает, что это Антипов, муж Лары) и после беседы освобождает. Случайному попутчику Самдевятову Живаго говорит: "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь". Живаго с семьей благополучно добирается до Юрятина, затем они едут в Варыкино, где поселяются, занимая две комнаты в старом барском доме.

    Зимой Живаго ведет записи - в частности, записывает, что отказался от медицины и о врачебной специальности умалчивает, чтобы не связывать своей свободы. Периодически он посещает библиотеку в Юрятине и однажды видит в библиотеке Антипову; не подходит к ней, но списывает ее адрес с библиотечной карточки. Затем приходит к ней на квартиру; через не

    которое время происходит их сближение. Ж. тяготится тем, что обманывает жену, и он решает "разрубить узел силою". Однако когда он верхом возвращается из города в Варыкино, его останавливают партизаны красного отряда и "принудительно мобилизуют как медицинского работника".

    В плену у партизан Живаго проводит более года, причем командиру отряда Ливерию Микулицыну прямо говорит, что от нюдь не разделяет идей большевизма: "Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние. Материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий". О Ларе и своей семье Живаго ничего не знает - не знает о том, как прошли роды у жены (когда его захватили. Тоня была беременна). В конце концов, Живаго удается бежать из отряда, и, пройдя пешком десятки верст, он возвращается в Юрятин. Приходит на квартиру к Ларе, но та вместе с Катенькой, услышав о его появлении в окрестностях, уехала в пустующее Варыкино, чтобы ждать его там. В ожидании Лары Живаго заболевает, а когда приходит в себя, видит ее рядом.

    Они живут вместе. Живаго работает в амбулатории и на медицинских курсах. Несмотря на его выдающиеся способности диагноста, к нему относятся с недоверием, критикуя за "интуитивизм" и подозревая в идеализме. Он получает письмо из Москвы от жены, которое было написано пять месяцев назад: Тоня сообщала, что у них родилась дочь Маша, а также о том, что ее отца, дядю и ее с детьми высылают за границу.

    Приехавший в Юрятин Комаровский говорит Живаго: "Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы Вы - насмешка над этим миром, его оскорбление. Ваше уничтожение на очереди". Тем не менее, Живаго отказывается от предложения Комаровского уехать на Дальний Восток, и они с Ларой решают переждать опасность в Варыкине. Там Живаго начинает по ночам записывать ранее сочиненные стихи, а также работать над новыми вещами: "он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения".

    В Варыкино приезжает Комаровский, который в секретном разговоре с Живаго сообщает, что Стрельников-Антипов, муж Лары, расстрелян и она с дочерью в большой опасности. Живаго соглашается на то, чтобы Лара с Катенькой уехали с Комаровским, говоря ей, что сам присоединится к ним позже. Оставшись один в Барыкине, Живаго по ночам пьет и пишет стихи, посвященные Ларе, - "но Лара его стихов и записей, по мере вымарок и замены одного слова другим, все дальше уходила от истинного своего первообраза".

    Однажды в варыкинском доме появляется Стрельников, который, оказывается, жив. Они с Живаго разговаривают всю ночь, а утром, когда Живаго еще спит, Стрельников у крыльца дома пускает себе пулю в висок. Похоронив его, Живаго отправляется в Москву, куда приходит весной 1922 г. в сопровождении крестьянского юноши Васи Брыкина (с которым в свое время познакомился по дороге из Москвы в Юрятин). В Москве Живаго начинает писать маленькие книжки, которые "содержали философию Юрия Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича об истории и религии, очерки Пугачевских мест, где побывал доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы". Вася занимается их изданием, по постепенно их сотрудничество прекращается.

    Живаго хлопочет о выезде за границу, к семье, однако без особой энергии. Он поселяется в бывшей квартире Свентицких, где занимает маленькую комнатку; он "забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться с знакомыми и стал бедствовать". Затем он сходится с Мариной, дочерью дворника: "она стала третьей не зарегистрированной в загсе женой Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них пошли дети": "две девочки, Капка и Клашка".

    Однажды Живаго исчезает: на улице он встречает Евграфа, и тот снимает ему комнату в Камергерском переулке - ту самую, в которой некогда студентом жил Антипов и в окне которой Живаго видел горящую на столе свечу.

    Юрий Андреевич начинает работать над статьями и стихотворениями, предметом которых является город. Он поступает на службу в Боткинскую больницу; но, когда Живаго впервые едет туда на трамвае, у него начинается сердечный приступ: он успевает выйти из вагона и умирает на улице. Собранные Евграфом стихи Живаго составляют заключительную часть романа.

    Комаровский Виктор Ипполитович - богатый адвокат; персонаж воплощает "демоническое" начало (ср. фамилию актера, приятеля Комаровского - Сатаниди). Виктор повинен в разорении и гибели отца Живаго. Он любовник вдовы Гишар, затем - ее дочери Лары. После скандала на елке у Свентицких Комаровский поселяет Лару на квартиру к своей знакомой и решает не встречаться с ней, опасаясь новых скандалов, которые могут его скомпрометировать. Комаровский принимает участие в вечеринке накануне отъезда Лары и Паши Антиповых в Юрятин.

    Через 10 лет, встретившись в Юрятине, Лара рассказывает Живаго о Комаровском, и выясняется, что в судьбах их обоих он оказался "злым гением". Позже Комаровский сам появляется в Юрятине - проездом на Дальний Восток. Он убеждает Лару и Живаго, что их жизни в опасности, и предлагает взять их с собой; затем приезжает в Варыкино, рассказывает Живаго о том, что муж Лары якобы казнен, и предлагает, чтобы Живаго обманул Лару, притворно согласившись на отъезд с Виктором. Добившись этого, Комаровский уезжает вместе с Ларой и Катенькой.

    Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что "Комаров" (так она называет К.) был "русским министром в Беломонголии" и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену "Раису" (т. е. Ларису).

    Лара (Антипова Лариса Федоровна) - главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала, в Москву, мать Лары, по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Лары пытается отравиться, но остается жива.

    Все более тяготясь связью с Комаровским, Лара весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Лара занимает деньги у Кологривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Лара берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Пате; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Лара стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Лару, Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Лара переносит тяжелую нервную горячку.

    Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Лара "любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему"; он уходит на фронт, где попадает в плен. Лара, сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Лара часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает.

    Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Ларе. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Лара и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Ларе и о том, чем именно, "какой стороной своей" она хороша: "той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом". Для Живаго Лара - "представительница самой жизни, самого существования", "их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования". Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: "Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны". Живаго говорит Ларе: "Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть". Живя с Живаго, Лара предчувствует скорый арест: "Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать". Когда в Юрятине появляется Комаровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов-Стрелышков, казнен. Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Лара идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов. В его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Ларой брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Лары не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Лара пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, "кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла". Прощаясь с мертвым, Лара говорит ему о какой-то своей страшной вине: "Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна". После похорон Юрия Живаго Лара проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Лара больше не возвращается. "Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера". В то же время исчезновение, "растворение" героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Лары как символа России (ср. также значение имени Лариса - "чайка"). Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: "Татьяна, дочь Лары" - "Татьяна Ларина") Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью "русского министра в Беломонголии Комарова" и его жены "Раисы Комаровой"; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...