Соединительная гласная е корне слова. Русский язык6 класс
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Определение
Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образование и варианты написания
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
Правописание сложных слов
Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и». Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.
Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
В сложных словах после основы на твердый согласный (кроме ж, ш, ц) пишется соединительная гласная о: атомо ход, водо напорный, волно рез, восточно славянский, звуко изоляционный, рыбо ловный.
После основ на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишется е: больше глазый, змее видный, луче испускатель, огне мет, овоще хранилище, птице лов, свеже мороженый.
Примечание 1. В некоторых словах после основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е): дально бойный (дальне струйный), косто резный (косте дробильный), крово обращение, крово пускание (крове творный, крове заменитель), песно пение (песне творчество), шерсто прядильный, шерсто ткацкий (шерсте заготовительный, шерсте обрабатывающий) .
Примечание 2. В словах гази фикация, гази фицировать, электри фикация, электри фицировать и производных от них пишется и. Эти слова не являются сложными, так как в русском языке нет слов « фикация » и « фицировать ». Ср. написание сложных слов с аналогичной основой: газо провод, газо генератор, газо метр, газо трон, тепло воз, электро воз, электро кар, электро бритва и др., где действует общее правило.
Примечание 3. Слово агри культура имеет параллельное написание агрокультура, которое в современном языке является более распространенным. Это, видимо, объясняется тем, что греческий корень agros («поле») в русских образованиях выделяется как самостоятельный. Ср. также написание слов агро бизнес, агро городок, агро климатический, агро комбинат, агрок омплекс, агро промышленный, агро служба, агро химик, агро школа и др., которое не противоречит общему правилу.
2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.
Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.
В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.
Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.
2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.
К таким суффиксам относятся, например, следующие:
суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;
Мал о симпатичный, вечн о зелёный.
суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);
Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.
а) путём сращения группы слов в одно слово;
Cум а сшедший, ум а лишённый.
б) с использованием первой части – начальной формы слова;
Врем я препровождение, сем я почка.
суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;
Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;
суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .
Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.
3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.
Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.
4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.
Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:
О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.
Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.
2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :
В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.
Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.
Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).
Ср.: семен о хранилище, семен о водство.
Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:
о и е: авто- (авт о база
), агро- (агр о химия
), био- (би о стимулятор
), гео- (ге о политика
), гидро- (гидр о узел
), зоо- (зо о техник
), кино- (кин о альманах
), макро- (макр о элемент
), метео- (мете о сводка
), мото- (мот о спорт
), радио- (ради о механика
), теле- (тел е очерк
), фото- (фот о ателье
), электро- (электр о мотор
).
Исключение:
кин е скоп
;
а: авиа- (ави а почта, ави а линия );
и: квази- (кваз и научный ), мульти- (мульт и миллионер ), поли- (пол и витамины ), мини- (мин и -платье ).
В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и. В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .
Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.
Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:
ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.
В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а.
Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.
Исключения:
сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .
Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.
некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;
Сорок о ножка, сорок о уст.
некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .
Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.
Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .
Сложные слова без соединительной гласной
1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (псих + терапия) – психастения (псих + астения).
2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение: семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).
3. Без соединительной гласной образованы термины типа азотсодержащий, впередсмотрящий и т.п.
4. Сохраняется буква а на конце компонента -авиа- (сокращение от авиационный), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т.п.
5. С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишенный и подобные.
6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трехметровый, пятиразовый, семилетка. Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча, например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый. Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).
7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтер – электрификация, где в первых словах этих пар выделяются два корня и соединительная гласная, а во вторых – один корень. Ср. также сложные слова с соединительной гласной о – агротехника, агрокультура, агроминимум и полностью заимствованное устаревшее слово агрикультура – от лат. agriculture – полеводство, земледелие.
Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др. , например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперинфляция, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал, где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постмодернизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т.п.), суперобложка (но: супер-ЭВМ – перед прописной буквой), субтропики, транссибирский, ультразвук, экстраординарный (но: экстра-класс – перед существительным).
Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерианскин (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т.п. – перед собственными именами).
Слова с соединительной гласной «о» и «е»
В русском языке образуются новые слова методом сложения с помощью соединительных гласных -о- и -е- .
Методом сложения двух слов (основ) с помощью соединительной гласной -о- (интерфикса), пишущейся после твердых согласных, образуются, например, сложные существительные.
Сложные существительные с соединительной гласной «о»
Чистое сложение:
железобетон, лесостепь, газобаллон, лесопарк, сухофрукты, самооценка.
Сложение с суффиксацией:
самолет, самовар, самосвал, самокат, садовод, свекловод, вертолет, газопровод, скалолаз, снегопад, хлебопечь, соковарка, рыболов, тестомешалка, ледокол, верхолаз, водоворот, водопад, хлеборезка, паровоз, теплоход, звёздочёт, луноход.
Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»
бледно лицый, узко глазый, остро верхий, красно лицый, серно кислый, латино американский, северо морской, чугуно литейный, механо сборочный, низко сортный, черно бровый, бело мраморный, восточно славянский, коротко волосый, темно волосый.
Сложные существительные с соединительной гласной «е»
Соединительная гласная -е- пишется после мягких согласных, шипящих и «ц» в сложных существительных:
птице
фабрика, корабле
крушение, овоще
хранилище, старше
классник, чае
вод, земле
мер, пуле
мет, мыше
ловка, солнце
стояние, пеше
ход, птице
лов, жизне
любие, грязе
лечебница, земле
ройка, земле
черпалка, земле
трясение, пыле
сборник, овоще
Кафе и бар
Меню нашей гостиницы
Недорого забронировать номер в гостинице с полным пансионом и домашней кухней в СПб
Собираетесь посетить Санкт-Петербург и вас интересует недорогое проживание и питание в […]
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова
Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.
Определение
Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).
В русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.
Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.
Образование и варианты написания
Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:
Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.
Слова с соединительной "о"
Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:
- железнодорожный;
- фабрично-заводской;
- лесостепь;
- народно-освободительный;
- железобетон.
Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".
Слова с соединительной "е"
Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:
- древнерусский;
- пешеход;
- овощехранилище;
- птицелов;
- кожедел;
- кашевар;
- общежитие;
- путешественник;
- бурелом;
- дождемер.
Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".
Варианты основ
Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.
- Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
- Первая часть - глагол в вертихвостка, перекати-поле.
- Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
Когда соединительная гласная не нужна
В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:
- Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
- В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
- Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
- Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
- Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
- Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
Правописание сложных слов
Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.
Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.
Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.
Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.
Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.
Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.
Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.
Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.
Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.
Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).
Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)
Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)
Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово
Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.
Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний (Слайд 4)
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Веселые стихи
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )
III. Новый материал
Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
1. Исследовательская работа
Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)
Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).
Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?
(Слайд 6)
А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
Какие слова называются сложными?
Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний
Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.
Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.
1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)
Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.
2. Словарная работа (Слайд 9)
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Уровень «4»
«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.
4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
Уровень «4» (Слайд 10)
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.
5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)
Любая профессиональная деятельность требует от человека:
- Человек, который любит труд.
- Человек, который любит знания.
- Люди, которые помогают взаимно.
- Человек, который стремится к цели.
6. Подбери антоним (Слайд 13)
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)
1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.
9. Работа с карточками. Проверь себя
10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)
Уровень «5»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ |
2)______________________ |
3)___________________________ |
4)______________________ |
5)___________________________ |
6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
Уровень «4»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.
Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)
V. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Что нового вы узнали?
Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)
- Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
- Упражнение № 168.
- Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
- Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.
Литература
- Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
- В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
- Русский язык. Первое сентября.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.