Сологуб биография. Основные даты жизни и творчества ф

Большинство крупных русских писателей предреволюционной эпохи вышли из культурных столичных семей, из верхушки среднего класса. Но самым лучшим, самым изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор Сологуб (настоящее имя – Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в 1863 г. Отец его был сапожником, а мать после смерти отца пошла в прислуги. С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в Учительском институте. Закончив учение, он получил место учителя в захолустном городишке, со временем стал инспектором начальных школ, а в девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа Мелкий бес он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки.

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников)

В 1905 г. Сологуб был настроен революционно, а в 1917 г. и позднее проявлял крайнее неприятие большевицкого режима. В годы гражданской войны , он терпел страшную нужду, но долго не хотел уезжать из России. Однако затем полная невозможность издаваться при коммунистах всё же толкнула его просить о разрешении выезда за границу. Позволения эмигрировать Федор Сологуб добился лишь после долгих мытарств. Отъезд был назначен на 25 сентября 1921, но буквально за два дня до этого, 23-го, нервная, склонная к сумасшествию жена Фёдора Кузьмича, писательница Анастасия Чеботаревская, не выдержав неустройств и лишений, покончила с собой – бросилась в реку с Тучкова моста в Петрограде. После смерти жены Сологуб не захотел покидать родины. В «нэповские » 1920-е годы было небольшим тиражом переиздано несколько его старых книг, но новых сочинений не печатали, несмотря на то, что в январе 1926 он был избран председателем петроградского Союза писателей. Сологуб кое-как существовал благодаря публичным чтениям стихов и постоянно проклинал «туполобую» советскую власть. Он умер 5 декабря 1927 года.

«Звезда Маир». Документальный фильм Евгения Потиевского о Федоре Сологубе

Сологуб начал писать с 1880-х годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы лишь в 1896 г. – сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман Тяжелые сны , над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа Мелкий бес , над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес Сологубу всеобщее признание и всероссийскую славу. Однако в позднейших книгах Сологуб стал давать слишком много воли своим настроениям, что не понравилось читателям; книги его уже не имели былого успеха, и после 1910 г. все решили, что талант его пошел на убыль. Творимая легенда (1908–1912) – очень интересная и странно своеобразная книга – была встречена равнодушно. Последний роман Сологуба – Заклинательница змей – решительно слаб, но стихи Сологуба сохраняли высокий уровень, хотя любителям новинок и сенсаций не нравилась некоторая их монотонность.

В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных между собой, – это его манихейский идеализм и особый «комплекс», являющийся результатом подавляемого, порочного libido . Нет сомнения, что многие произведения Сологуба, особенно последнего периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот «комплекс». Для изучения этого вопроса нужен опытный психоаналитик, а не историк литературы. Наслаждение жестокостью и унижением красоты – один из главных его симптомов. Второй симптом – вечно повторяющаяся деталь «босые ноги». Это как наваждение. Во всех романах и рассказах Сологуба бродят босые героини.

Рассказы Федора Сологуба – связующее звено между его поэзией и романами. Некоторые из них – короткие зарисовки в стиле Тяжелых снов и Мелкого беса . Другие, особенно написанные после 1905 г., откровенно фантастические и символические. В них Сологуб дает полную свободу своим патологическим чувственным запросам. Типичные примеры – Милый паж и Дама в узах . Чудо отрока Лина – революционный сюжет в условно-поэтической обстановке – один из лучших образцов тогдашней русской прозы. Вообще проза Сологуба прекрасна: прозрачная, ясная, уравновешенная, поэтичная, но с чувством меры. В поздних произведениях, правда, появляется раздражающая манерность. Особняком стоят Политические сказочки (1905): восхитительные по едкости сарказма и по передаче народного языка, богатого (как всякая народная речь) словесными эффектами и напоминающего гротескную манеру Лескова .

Пьесы Сологуба хуже других его произведений. В них мало драматических достоинств. Победа смерти и Дар мудрых пчел – пышные зрелища, символизирующие философские концепции автора. В них меньше искренности, чем в его поэзии, красота их фальшива. Более интересна пьеса Ванька-ключник и паж Жеан : забавно и иронически рассказанный привычный сюжет о молодом слуге, который соблазняет хозяйку дома, развивается в двух параллельных вариантах – в средневековой Франции и в Московской Руси. Это сатира на русскую цивилизацию, с ее грубостью и бедностью форм, и в то же время символ глубинной образности дурного разброда жизни во всем мире и во все века.

(настоящее имя - Тетерников Федор Кузьмич)

(1863-1927) русский писатель-символист

Отец Федора был петербургским ремесленником, портным, который скончался от чахотки, оставив малолетних сына и дочь. Мать происходила из крестьян и вскоре после смерти мужа стала работать прислугой в семье своих знакомых Агаповых. Воспитание детей велось дедовским способом: их били по малейшему поводу. Удивительно, но маменька секла и взрослого сына, вплоть до 28 лет.

Впрочем, хозяева воспитывали Федора и его сестру Ольгу вместе со своими детьми. Это были интеллигентные и образованные люди, интересовавшиеся театром и музыкой, и иногда мальчику даже доставался от них абонемент в оперу. В доме Агаповых была неплохая библиотека, которой Федору разрешали пользоваться, и наибольшее впечатление на него произвели «Робинзон Крузо» Даниель Дефо , «Король Лир» Уильяма Шекспира и «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса .

Федора часто допускали и на беседы историко-литературного характера, и на детские праздники. Но дети дразнили его, сына прислуги, и он остро ощущал неравенство положения. Позже Федор Сологуб отразит свои переживания во многих стихотворениях и рассказах (например, в образе Гриши Игумнова из рассказа «Улыбка»).

Благодаря матери Федор смог закончить сперва приходскую школу, затем уездное училище. В 1882 году он заканчивает учительский институт и освобождает свою мать от тяжелой поденной работы.

Свою педагогическую деятельность он начинает в глухой провинции - в городке Крестцы Новгородской губернии, куда отправляется преисполненным наполеоновскими планами внести жизнь в школьную рутину, семена света и любви - в детские сердца. Однако в то время любое проявление свежей мысли воспринималось как инакомыслие.

Позже в романе «Тяжелые сны», начатом в 1883 году и опубликованном в 1896 году, Федор Сологуб покажет атмосферу клеветы, наветов, лжи, царившую в провинциальных школах. Его учительская деятельность в провинции продолжалась в течение десяти лет (в 1885 году он переезжает в Великие Луки, а затем в 1889 году - в Вытегру, уездный город Олонецкой области, где преподает в учительской семинарии.) И все это время он боролся с бедностью, отупляющим трудом и тяжким деспотическим домашним гнетом матери, который продолжался до самой ее смерти в 1892 году.

В письмах к сестре он делится своими откровенно фантастическими планами о том, как собирается разбогатеть и вырваться из бедности: напишет учебник математики с целью получения денежной премии, выиграет в лотерею, организует ссудо-сберегательную кассу для учителей.

Все годы учительской карьеры Федор Тетерников ведет своеобразный лирический дневник. Он описывает места, где живет, нравы обитателей, их внешность, привычки, уклад, попойки, любовные похождения.

Федор Сологуб отличался редкостным трудолюбием: за свою сорокалетнюю творческую жизнь он написал около четырех тысяч стихотворений. Однако, хотя он опубликовал первое стихотворение «Лиса и еж» уже в 1884 году в петербургском журнале «Еж», последующие произведения или не принимались, или проходили незамеченными.

Поворотным в его жизни стал 1892 год, когда ему удалось переехать в Петербург. Он получил место учителя математики в Рождественском городском училище, а в 1899 году стал учителем, а затем и инспектором Андреевского училища и членом Петербургского уездного училищного совета.

Он вышел в отставку только в 1907 году, причем не по своей воле: ему не простили тех взглядов, которые он высказывал в печати по поводу образования.

В Петербурге Федор Сологуб сразу же входит в литературную среду, знакомится с вождями нового направления (символизма) Дмитрием Мережковским и Н. Минским, начинает сотрудничать с журналом «Северный вестник», где печатает свой первый рассказ «Тени». В печатном органе символистов ему придумали псевдоним, отбросив одну букву из фамилии известного литератора В. Соллогуба.

По тематике стихотворения Федора Сологуба не отличаются разнообразием, их можно условно обозначить как произведения о жизни и смерти. Современники писали о простоте и примитивности его стихов, видели в них простой отклик на события, но не искали глубины исторических аналогий и сложных аллюзий, как, например, в поэзии Валерия Брюсова .

Лирическим героем поэта владеют настроения тоски, безнадежности, бессилия и растерянности. «Я - сын тоже больного века», - заявляет Сологуб. Поэтический словарь писателя однозначен, в нем доминируют такие понятия, как смерть, труп, прах, склеп, могила, похороны, тьма, мгла.

Брюсов заметил, что в первом томе Федора Сологуба на 177 стихотворений встречается более 100 различных метров и построений строф - соотношение, которое вряд ли найдется у кого-либо другого из современных поэтов. Исследователь поэзии начала XX века академик В. Жирмунский использовал стихи Сологуба как поэтические образцы в исследовании «Композиция лирических стихотворений».

Современники отмечали магический или заклинательный оттенок стихов поэта. Иногда даже говорили о сатанистском, дьявольском начале в произведениях Сологуба.

Однако нельзя говорить о том, что его творчеству присущи только пессимистические интонации. Он описывал тот мир, который видел, причем характеризовал его фактографически точно.

В романе «Мелкий бес» (1905) Федор Сологуб описал тот мир, который хорошо знал: жизнь провинциальной глубинки и ее героя, учителя Передонова. Во многом следуя традициям Гоголя, он натуралистически точно и в то же время символистски-обобщенно утрирует, доводит до гротеска нелепости, патологии все возможные человеческие проявления. Образ странного фантастического существа Недотыкомки стал нарицательным, воплощая невежество, пошлость, скудоумие.

Люди в изображении Федора Сологуба нарочито уродливы, развращены, мелочны и тщеславны, ими владеют низменные чувства. Они стремятся лишь унизить окружающих или напакостить им. Имя Передонова, гордящегося своим невежеством, стало благодаря Сологубу символом косности и патологической тупости.

Отношение к современному образованию поэт высказывал и в своих публицистических статьях, появлявшихся в разных петербургских изданиях. Он начинает публиковать в сатирических журналах стихи и политические сказочки.

Против Федора Сологуба даже возбуждаются уголовные преследования и судебные дела.

Новый период творчества писателя начинается в 1907 году, когда он теряет любимую сестру, памяти которой посвящает стихотворение «Чертовы качели», в котором утверждает, что миром правит дьявольская сила.

Тогда же Федор Сологуб приступает к первому роману трилогии «Творимая легенда». Он назовет его «Капли крови». Вскоре за ним последовали романы «Королева Ортруда» и «Дым и пепел». В них появляется главная утопическая мечта Сологуба, «гордая мечта о преображении жизни силою творящего искусства, о жизни, творимой по гордой воле». В нем звучат отзвуки тем, появившихся еще в ранних стихах, например, миф о далекой стране Ойле, попасть в которую можно только после смерти. Так в творчестве писателя появляется представление о смерти как одном из способов решения всех жизненных коллизий.

Параллельно он разрабатывает и другой миф - миф о солнце-драконе. Известно, что древние представляли солнце как живое существо, которое убегает от ползущего по небу змея. Если змей догоняет солнце и глотает его, на земле наступает солнечное затмение. Мир представляется Сологубу как вечный поединок добра и зла, причем последнее обычно побеждает. Личность вынуждена подчиниться злой фатальной силе, ее свобода иллюзорна.

Федор Сологуб обращается к драматургии, одна за другой появляются его пьесы «Победа смерти» (1907), «Дар мудрых пчел» (1907), «Любви» (1907), «Ночные пляски» (1908), «Васька Ключник» и «Паж Жеан» (1908), которые с успехом идут на сценах петербургских театров.

Вышедшая в 1908 году восьмая книга стихов «Пламенный круг» представляет собой в основном сборник написанного за пятнадцать лет. Сологуб демонстрирует свое понимание образа-символа: он должен быть ясен по семантике и в то же время нести авторское содержание. Свои рассказы писатель объединил в сборники «Жало смерти» (1904), «Истлевающие личины» (1907), «Книга разлук» (1908), «Книга очарований» (1909). Реальное и условное сосуществуют в них рядом, иногда трудно даже различить, где и когда происходит действие, в какой среде, во сне или наяву. Показательным можно считать рассказ «Тени» (1896), в котором мальчик с трудом дожидается вечера, чтобы начать изображать на стене разные фигурки. Сологуб с педантичной, почти протокольной точностью воспроизводит непостижимые, мучительные происшествия, находящиеся на грани между реальностью и фантастикой. Внешне холодный, лишенный эмоций стиль был назван Т. Манном «милосердной жестокостью».

В 1908 году Федор Сологуб женился на писательнице А. Чеботаревской, окончившей в Париже Высшую школу общественных наук. Она была автором рассказов и переводов, писала статьи, посвященные искусству.

В прежней квартире Сологуба, по воспоминаниям Чулкова, собирался «ареопаг петербургских поэтов». Теперь А. Чеботаревская открывает в их доме литературный салон, где принимают художников, актеров, политических деятелей. Сологуб становится учителем жизни, модным писателем.

События Первой мировой войны оцениваются им с шовинистических позиций, теперь он говорит о самопожертвовании ради обновлении жизни. Правда, книга стихов «Война» не была положительно оценена критикой.

Октябрьскую революцию Федор Сологуб не принял, ему казалось, что наружу вышли бесовские силы. Он хотел, чтобы изменился строй души, чтобы люди стали иными. Поскольку этого не произошло, Сологуб собирался уехать из России. 1921 год стал для него годом потерь: жена покончила с собой в приступе меланхолии, бросившись в Неву с Тучкова моста. Тело ее нашли только весной, когда сошли льды.

Несмотря на внутреннюю оппозицию по отношению к новому режиму, писатель продолжил работать: в 1923 году был напечатан его роман «Заклинательница змей», выходили стихи и статьи. С 1926 года Федор Сологуб являлся председателем Союза ленинградских Писателей.

Однако болезнь отнимала у него последние силы, долгие месяцы он не вставал, жил за темным шкафом, в углу у родственников жены. В декабре 1927 года Сологуб скончался, оставшись в истории литературы как романист, рассказчик, драматург.

Перед потомками стоит задача изучения его обширного творческого наследия. Ведь на протяжении многих десятилетий имя Сологуба было известно преимущественно специалистам. И только в последнее время его произведения начали печатать массовыми тиражами.

Остается практически неизученной переводческая деятельность Федора Сологуба: он переводил с украинского, болгарского, немецкого, новогреческого, польского, французского, английского языков.

Сологуб Фёдор Кузьмич (настоящая фамилия Тетерников) — русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма.

Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии К. А. Тетерникова. Семья жила бедно. Когда отец Фёдора умер в 1867 году мать нанялась в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошлранние годы Фёдора Сологуба. В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Знал наизусть почти всего Н.А. Некрасова и ценил его поэзию гораздо выше Пушкина и Лермонтова. Возможно благодаря этому Сологуб довольно рано ощутил свой поэтический дар.

Нет иного бытия, как только я.

Сологуб Фёдор Кузьмич

Учился в приходской школе, Петербургском уездном училище, а в 1878 г. Сологуб поступил в Санкт-Петербургский учительский институт, который окончил через четыре года. В эти годы Сологуб много переводил: Шекспир, Гейне, Гёте; перекладывал стихи венгерских, польских поэтов, исландскую сагу «Эдда». Также пробовал писать прозу: в 1879 году был начат роман-эпопея «Ночные росы» о судьбах трёх поколений, а также теоретическое исследование о форме романа. И хоть столь грандиозный замысел не был завершён, он много дал юному писателю, будучи необходимой литературной практикой. В последний год учёбы была начата поэма «Одиночество», посвященная Н. Некрасову.

По окончании института, защитив с отличием диплом, в июле 1882 года Фёдор Сологуб, уехал учительствовать в северные губернии — сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), — в общей сложности проведя десять лет в провинции. Учительствуя Сологуб продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), которая заняла почти десятилетие. Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Те-рников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.

В сентябре 1892 года Фёдор Сологуб вернулся в Петербург, где был определён учителем Рождественского городского училища. К этому времени Сологуб уже был знаком с некоторыми людьми нового искусства, прежде всего, с Н. Минским, одним из первых русских декадентов, который в начале года передал его стихи редактору «Северного вестника», А. Л. Волынскому. Именно по настоянию Минского, было решено дать ему псевдоним, изначальный вариант «Соллогуб» был предложен Волынским. В печати псевдоним впервые появился в 1893 году в апрельском номере журнала «Северный вестник» (им подписано стихотворение «Творчество»). В течение полутора лет, он то употреблялся, то нет, пока окончательно не утвердился. Первый опубликованный рассказ Сологуба «Ниночкина ошибка» (1894) был напечатан за подписью «Фёдор Моховиков». Без указания авторства в 1895—1897 гг. в «Северном вестнике» печаталось множество рецензий на книги, в основном, по педагогике.

Со второй половины 90-х расширялись и личные контакты писателя, постепенно входившего в литературные круги Петербурга. Сологуб часто бывал у Мережковских, у которых постоянными гостями были К. Бальмонт, А. Чехов, позже В. Розанов. Посещал «среды» кружка «Мира искусства», «пятницы» К. Случевского, наконец, у самого Сологуба по воскресеньям стали проходить поэтические встречи, на которых бывали первые русские декаденты, Вл. Гиппиус, А. Добролюбов и И. Коневской.

В конце декабря 1895 года выходит первая книга Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая». Большинство стихотворений, помещённых в ней, были написаны в 1892-1895 гг. (самое раннее в 1887), — в годы, когда окончательно определились и укрепились индивидуальный поэтический язык и основные лирические настроения. За ней в 1896 следуют роман «Тяжёлые сны» и «Тени» — объединённый сборник рассказов и второй книги стихов. Все три книги Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом; также самому пришлось заниматься их распространением, в чём ему помогала советами Л. Я. Гуревич, издатель «Северного вестника».

В апреле 1897 года между редакцией «Северного вестника» и Сологубом произошёл раскол. Отношения и прежде были нелёгкими, но в последние годы разногласия взглядов редакции и поэта обострились. В декабре 1896 года Волынский написал резкую статью о новом искусстве, в которой клеймил «декадентов» и приветствовал «символистов»; в «декадентах» числился Сологуб. Сологуб стал сотрудничать с журналом «Север». В начале 1899 года Сологуб перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове. В нём он стал не только учителем, но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище.

Федор Сологуб, биография которого приведена в этой статье, - известный русский писатель, поэт, публицист и драматург. Он творил на рубеже XIX-XX веков. Был одним из крупнейших представителей символизма в своем поколении.

Биография писателя

Родился в 1863 году Федор Сологуб. Биография писателя берет начало в Санкт-Петербурге. Здесь же он провел практически всю свою жизнь. Его настоящее имя при рождении - Федор Кузьмич Тетерников.

Его отец - бывший крестьянин, который работал в Петербурге портным. Семья жила очень бедно. Положение ухудшилось в 1867 году, когда умер отец. Мать была вынуждена пойти в прислугу к петербургским дворянам.

Писать стихи начал еще в раннем детстве Сологуб. Биография будет не полной, если не вспомнить тексты, созданные юным 14-летним поэтом. К тому времени он уже учится в городском училище во Владимире, в 1879 году успешно поступает в учительский институт в Петербурге. Там он проводит четыре года на полном пансионе, что, конечно, стало большим облегчением для его семьи.

Получив высшее образование, отправляется работать учителем в северные губернии вместе с сестрой и матерью. Трудится в Новгородской области, потом в Псковской и Вологодской. В общей сложности проводит в провинции около 10 лет.

Работа учителем

В Крестцах Новгородской области начал свою учительскую карьеру Федор Сологуб. Биография будущего писателя на протяжении трех лет связана с народным училищем в этом небольшом городке. Параллельно он пишет стихи и роман, который позже получил название "Тяжелые сны".

В 1884 году выходит первая публикация молодого писателя Сологуба. Биография автора началась с басни "Лисица и еж", которая увидела свет в журнале для детей под названием "Весна". Под произведением Сологуб подписался как "Те-рников".

На протяжении десяти лет работы в провинции он мечтает вернуться в Петербург. Но только в 1892 году получает назначение в Рождественское городское училище, расположенное в историческом районе города на Неве - на Песках.

Карьера в Петербурге

Журнал "Северный вестник" сыграл большую роль в жизни Сологуба Федора Кузьмича. Биография писателя стала активно пополняться публикациями в этом издании, начиная с 1890-х годов. Причем это были не только стихи, но и рецензии, переводы, рассказы и даже роман. По настоянию знакомого писателя-мистика Николая Минского появился и псевдоним.

Его придумал литературный критик Аким Волынский. Это был намек на дворянский род Соллогубовых, к которому принадлежал известный беллетрист. Чтобы появилось отличие, в псевдониме убрали одну из букв "л".

Так читатели узнали Федора Сологуба. В краткой биографии автора обязательно нужно упомянуть первый роман, вышедший в 1896 году. Он назывался "Тяжелые сны". Это реалистичное произведение, в котором бытовые картины провинции сочетаются с полумистической атмосферой, в которой оказываются герои. К тому же их постоянно одолевают эротические сны и приступы необъяснимой паники.

Символ смерти

Символ смерти часто появляется в произведениях Сологуба в первое пятилетие XX века. Федор Соголуб, биография и творчество которого в этот период обогащаются новыми символами и образами, в будущем применяет их для самовыражения в собственной творческой системе.

Часто в произведениях этих лет можно встретить образ смерти, которая приносит утешение. Например, часто он используется в сборнике рассказов "Жало смерти". Главными персонажами все чаще становятся подростки или вовсе дети. Причем общее безумие, которое было в предыдущих сборниках, сменяется утешением перед вероятной гибелью.

Автор начинает обращаться к сатане, в котором видит не жуткое проклятье, отрицающее Бога, а только противоположность добру, которая необходима в мире. С философией автора того периода лучше всего можно познакомиться в эссе "Я. Книга совершенного самоутверждения".

Во время революции 1905 года становится чрезвычайно популярным Сологуб. Краткая биография и творчество писателя пополнились политическими сказочками. Их охотно брались печатать революционные журналы.

Это особый жанр, созданный Сологубом. Эти "сказочки" яркие, короткие, с незатейливым сюжетом, иногда это стихотворения в прозе. Несмотря на то, что в них освещаются взрослые темы, автор активно использует лексику и приемы детских сказок. Лучшие из них Сологуб объединил в 1905 году в "Книге сказок".

Самый известный роман Сологуба

В 1902 году заканчивает свой самый знаменитый роман Сологуб. В биографии и творчестве писателя всегда большое место уделяется "Мелкому бесу". Над ним он работал 10 лет. Печатать его поначалу отказывались, считая слишком странным и рискованным.

Только в 1905 году роман вышел в журнале "Вопросы жизни". Правда, скоро журнал закрылся, роман допечатать не успели. Наконец, в 1907 году, когда "Мелкий бес" издали отдельной книгой, на него обратили внимание читатели и критики. На ближайшие несколько лет это произведение стало самым популярным в России.

О чем "Мелкий бес"?

В романе "Мелкий бес" рассказывает о хорошо известной теме Федор Сологуб. Биография и творчество (кратко которые изложены в статье) писателя неразрывно связаны с судьбами провинциальных учителей, одним из них был и сам автор. Так и герой этого произведения - учитель гимназии в глухой провинции Ардальон Передонов.

Заметно, что автор относится к своему герою с пренебрежением. Его чувства он называет тупыми, а сознание растлевающим. Все, что доходит до его сознания, обращается в грязь и мерзость. В предметах его радуют неисправности, а чувства людей он мог только угнетать.

Основные черты героя - садизм, эгоизм и зависть. Причем они доведены до предела. Воплощением его мрака и ужаса становится образ недотыкомки, которая повсюду мерещится Передонову.

Опыты в драматургии

После написания "Мелкого беса" сосредоточился на драматургии Сологуб. Краткая биография героя, изложенная в нашей статье, упоминает, что именно этому роду литературы он отдает предпочтение с 1907 по 1912 годы.

В его пьесах ярко проявляются философские воззрения автора. Первыми опытами для сцены стали мистерия "Литургия Мне" и пьеса "Дар мудрых пчел". В 1907 году он пишет трагедию "Победа Смерти", в которой подробно излагается легенда о происхождении Карла Великого, а любовь становится инструментом особой "волшебной" воли. Примечательно, что первоначально пьеса называлась "Победа Любви". Замена любви на смерть для Сологуба доказательство внутренней тождественности, для него любовь и смерть - одно.

Особенно ярко эта идея проявляется в гротескном спектакле "Ванька-ключник и паж Жеан". В тоже время Сологуб активно переносит на сцену сюжеты из окружающей его действительности. При этом постановки по произведениям Сологуба редко имели успех.

В 1908 году он женился на Анастасии Чеботаревской. Она была на 14 лет младше мужа, работала переводчицей. Идеями и произведениями супругам Анастасия прониклась настолько, что фактически стала его литературным агентом. К 1910 году она устраивает настоящий литературный салон в их новой квартире на Разъезжей улице. Сюда регулярно приглашали новых современных поэтов. Гостями тут бывали Игорь Северянин, Анна Ахматова, Сергей Есенин.

В начале 1910-х годов под влиянием молодых талантов Сологуб увлекается футуризмом. Сближается с Василиском Гнедовым, Иваном Игнатьевым.

Роман "Творимая легенда"

Свои философские идеи Сологуб неоднократно формулировал в многочисленных статьях и эссе. В беллетризованном виде они обрели форму в романе "Творимая легенда". Так называется трилогия, в которую вошли произведения "Капли крови", "Королева Ортруда" и "Дым и пепел".

Главный персонаж трилогии снова учитель. На этот раз по фамилии Триродов. В его поместье основана детская колония, в которой живут, так называемые "тихие дети". Они позволяют Триродову чувствовать полноту окружающей его жизни.

За пределами поместья творятся немыслимые вещи, как и везде в то время по России. Казаки разгоняют демонстрации, интеллигенция сходится в спорах не на жизнь, а на смерть, политические партии ведут бескомпромиссную борьбу. Триродов, инженер и химик по образованию, пытается противостоять этой действительности.

К нему являются герои прошлых произведений Сологуба - бывший сумасшедший Передонов, ставший вице-губернатором, и даже Иисус Христос.

Критика восприняла роман с недоумением. Непривычно было все, начиная от жанра, заканчивая невероятным смешением волшебного и злободневных проблем действительности.

Революция 1917 года

Февральскую революция Сологуб принял с восторгом, возлагал на нее большие надежды. В марте 1917-го участвовал в только что образованном Союзе деятелей искусства. Вскоре его статьи и публикации принимают ярко выраженный антибольшевистский характер.

Между тем в Союзе он возглавляет литературную группу, готовит созыв Собора деятелей искусства. Но в его публицистике при этом все чаще просматривается чувство надвигающейся беды.

После Октябрьской революции публицистические заявления Сологуба посвящены свободе слова, к большевикам он относится с неприкрытой враждебностью. Всем творческим людям в то время пришлось нелегко. Как вспоминает критик Лев Клейнборт, литераторы превратились в лекторов и жили за счет пайков. Сологуб лекций не читал, выживал за счет распродажи вещей, не имея возможности публиковаться, от руки писал по несколько книг своих стихов в день и продавал.

В 1919 году он обратился к советскому правительству за разрешением выехать из страны. Получить добро удалось только спустя полтора года. Однако это тяжелое время сломило жену писателя. Ее психика пошатнулась. В сентябре 1921 года она утопилась в реке Ждановке, бросившись с Тучкова моста.

После смерти жены Сологуб бросил мысли об эмиграции.

Новые публикации

В период НЭПа издательская жизнь России ожила. В Советском Союзе даже вышел его новый роман - "Заклинательница змей". Это реалистичное повествования об отношениях рабочих и их господ на фоне волжских просторов не было похоже ни на что, написанное им раньше.

Сологуб выпустил несколько сборников стихов, но скоро его перестали печатать. Он много работал, но все шло в "стол". Чтобы заполнить пустоту в жизни, он сконцентрировался на работе в Союзе писателей Петербурга. Даже был избран его председателем.

В 1924 году широко отмечали 40-летие его литературной деятельности. Никто из участников праздника не предполагал, что с тех пор ни одной его книги не будет напечатано.

Смерть писателя

При этом Сологуб продолжал много писать. В 1927 году он трудился над романом в стихах "Григорий Казарин", в это время его одолел серьезный недуг. Болезни мучали его давно, но раньше удавалось их подавлять. Теперь пошли осложнения. Летом он уже не вставал с постели.

ФЕДОР СОЛОГУБ (1863-1927)

Тематикой творчества поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик символизма Ф. Сологуб связан с классикой, при этом он иначе, чем его предшественники, представлял проблемы жизни, смысл творчества и пути решения художественных задач. Реалии искусства в его произведениях соединяются с явлениями действительности и фантастикой. За первым планом его повествования о жизненных событиях выступает другой план, таинственный, который в конечном счете и определяет движение событий. Как философ Сологуб стремился к выражению сути "вещей в себе", идей за пределами чувственных восприятий. Его стилевая манера в значительной мере интуитивна, свой художественный мир он возводит, соединяя элементы импрессионизма, экспрессионизма, мистицизма, натурализма и различные пространственно-временные пласты. Критики, не понявшие игровую манеру творчества этого модерниста, воспринимали его сочинения как "чертовщину", "одурачивание".

Творческая биография и художественный мир Ф. Сологуба

Детство и молодость Федора Сологуба (Федора Кузьмича Тетерникова) были трудными. Отец, портной, умер, когда сыну было четыре, а дочери два года. После этого мать почти до самой своей смерти в 1884 г. работала в состоятельной семье "одной прислугой". В господском доме гимназист, а потом студент Федя Тетерников мог посещать "залу", в которой проходили литературные, музыкальные вечера, общаться со знаменитостями, читать в фамильной библиотеке, мог пользоваться абонированной господской ложей в театре, естественно, оставаясь при этом "кухаркиным сыном". Возможно, что присущее характерам Сологуба раздвоение сознания отчасти связано с неоднозначным социальным положением самого будущего писателя в начале его сознательной жизни.

"Раздваиваться" Сологубу пришлось и позже, "пробиваясь в люди" на педагогической стезе. Окончив учительский институт в 1882 г., он четверть века преподавал естественные дисциплины в провинциальных, а затем в столичных школах и гимназиях, написал учебник геометрии, в то время как душа его тянулась к изящной словесности. До возвращения в С.-Петербург в 1893 г. он публиковал свои стихи и переводы. Любимые им французские "проклятые" до сих пор выходят в переводах Сологуба - учителя из российской глубинки. "Русским Верденом" называли Сологуба в литературных кругах. Переводил он и с английского, немецкого, украинского. В провинции был почти полностью написан первый роман "Тяжелые сны" (1882-1894, опубликован в 1895) о драматической жизни учителя в захолустном городке.

Впрочем, поэтом и прозаиком Федя Тетерников почувствовал себя очень рано. Первые стихи он написал в 12 лет, в 16 начал работу над романом в жанре семейной хроники. Однако место на литературном Олимпе Сологуб завоевывал долго и трудно. Уже был опубликован роман, "Стихи: Книга первая" (1895), "Тени: рассказы и стихи" (1896), уже примелькалась фамилия на страницах модных журналов, таких как "Северный вестник", "Мир искусства", "Новый путь", "Золотое руно", "Перевал", "Северные цветы", а признания все не было. Оно пришло лишь с публикацией романа "Мелкий бес" (1907)2. Позже этот успех затмил другие совершенные творения Сологуба.

Перечень журналов, в которые недавний провинциал приносил свои работы, говорит о его сложившемся литературном вкусе. Вместе с другими старшими символистами Сологуб создавал парадигмы "нового искусства", в то же время в стане близких художников он, как никто другой, выражал декадентское мировосприятие3. Символисты стремились к божественному абсолютному, всепобеждающей красоте истины, добра, справедливости, веря в грядущее всеединство, преодоление зла эмпирического мира. Сологуб шел своим религиозно-эстетическим путем, минуя Софию. Примечательно, что в его стихах встречается безымянный женский образ, наделенный мистической властью. Но сологубовская "Она" противоречива, сурова... Соловьевский "цветок нездешних стран" - "смят" ("На песке прихотливых дорог...", 1896). "Она" может быть связана с "наваждениями зла" ("Каждый день, в час урочный...", 1894), в лучшем случае "не жалеет, но щадит" ("Имена твои не ложны...", 1896), редко "утешает" ("Ты ко мне приходила не раз...", 1897), не прощает любви к "земной жене" ("Изменил я тебе, неземная...", 1896).

О "врожденном" декадентстве Сологуба сказано немало, но у этой проблемы есть и другая сторона. Авторы высказываний смотрели на его художественный мир сквозь призму классики, и в их оценках есть толика ограниченности. Сологуб начинал другое искусство, в котором, кроме прочих новаций, действительность и реалии предшествующей изящной словесности почти уравновешены в своем значении для художника. Преодолевая миметическое, он шел к "игровому искусству".

Пример непонимания Сологуба являют собой дискуссии вокруг темы смерти в его творчестве. Десятилетия критиков возмущала "поэтизация смерти". Очень немногие допускали иной вариант авторской трактовки смерти - "мост", "переход" из мира эмпирического в иной. Сологуб творит виртуальный мир, где жизнь и смерть имеют особое эстетическое измерение3. Он абсолютизирует мифологемы бессмертия, живущие в подсознании, в верованиях племен, плачущих при рождении и веселящихся при смерти человека, в религиозных учениях. Сочинения вырастают из идеи переселения души, генетической памяти о прошлой жизни1. Мысль о том, что настоящая жизнь есть ад, - аксиома, как и то, что человек - мученик и творец страданий2. Эта идея отчетливо прослеживается в финале стихотворения "Мне страшный сон приснился..." (1895), где лирический герой саму возможность продолжить земную жизнь воспринимает как "жестокое" предложение:

И, кончив путь далекий, Я начал умирать, И слышу суд жестокий: "Восстань, живи опять!"

Единственное, что Сологуб противопоставляет "жизни, грубой и бедной" - это мечта. В мечте он преодолевает "врожденный" декаданс: объективный мир - ничто, субъективный - все. Его положительных героев влечет то, чего нет на свете. 3. Н. Гиппиус отмечала: "Мечта и действительность в вечном притяжении и в вечной борьбе - вот трагедия Сологуба". Мечта, искусство, красота - его формула триединства, в которой "искусство... есть высшая форма жизни". В своем воображении художник создал счастливейшую "страну любви и мира" на планете Ойле, озаренной "прекрасной звездой" Маир. Жить на этой планете мечтают и герои его прозы. Лирический цикл "Звезда Маир" (1898 1901) один из самых одухотворенных в нашей поэзии.

Сологуб являет собой редкий случай долгой жизни в искусстве без какой-либо наглядной эволюции идейно-эстетических воззрений - эволюционировало лишь мастерство владения словом. В его богатом поэтическом наследии нечасто, но встречаются достаточно светлые стихи: "Верь, -упадет кровожадный кумир, / Станет свободен и счастлив наш мир..."; "Нет, не одно только горе, - / Есть же на свете..." (1887, 1895). "О Русь! в тоске изнемогая, / Тебе слагаю гимны я. / Милее нет на свете края, / О родина моя!.." - с этих слов начинаются проникновенные "Гимны Родине" (1903), восходящие к поэтической традиции XIX в. Узнаются некрасовские мотивы, обличающие "смиренных людишек" ("Восьмидесятники", 1892), социальное неравенство: "Вот у витрины показной / Стоит, любуясь, мальчик бедный..." (1892). Есть поэтическое признание в "вере в человека", заканчивающееся словами: "А все же радостной надежде / Есть место в сердце у меня!" ("Я также сын больного века...", 1892). У Сологуба можно найти фетовско-бунинское признание в любви, по его выражению, к "живой красе" - природе:

И как мне радостны пески, Кусты, и мирная равнина, И нежная от влаги глина, И разноцветные жучки.

("Что в жизни мне всего милей?..", 1889)

Однако этот пафос редко питает сологубовский стих. Для его лирического героя характерно признание: "О смерть! я твой. Повсюду вижу / Одну тебя, - и ненавижу / Очарования земли..." (1894). Его видение жизни передает развернутая стихотворная метафора "Чертовы качели" (1907).

В. Ф. Ходасевич объяснил эти парадоксы современника: "Сологуб умеет любить жизнь и восторгаться ею, но лишь до тех нор, пока созерцает ее безотносительно к "лестнице совершенств"".

Сологуб не мыслил явлений вне диалектики антиномичных начал. Как ницшеанский Заратустра, в их борьбе он видит залог "движения вещей", драматический модус жизни. Думается, это во многом объясняет его шокирующие поэтические метания между светом и тьмой, Богом и Сатаной. "Тебя, отец мой, я прославлю / В укор неправедному дню, / Хулу над миром я восставлю, / И соблазняя соблазню" - так обращается лирический герой Сологуба к Дьяволу ("Когда я в бурном море плавал...", 1902). И он же утверждает:

Посягнуть на правду Божью - То же, что распять Христа, Заградить земною ложью Непорочные уста.

("Знаю знанием последним..." из сборника "Фимиамы", 1921)

Поэзия Сологуба философична; выраженному в ней мировидению трудно отыскать аналогию. Как признавался автор, в стихах он "открывает душу", и без внимания к складу его души их трудно понять и полюбить. Поражает кажущаяся простота этой поэзии ограниченного круга идей, без второстепенностей, аллегорий, почти без метафор, и - обилие оборотов разговорного языка, четкость суждений. Сложных эпитетов почти нет, набор других ограничен. Ключевые слова: усталый, бледный, бедный, больной, злой, холодный, тихий - определяют соответствующее настроение. Сологубовские строфы действительно напоминают "кристаллы по строгости <...> линий". Чем же привлекали они почитателей, художников от И. Анненского до М. Горького? В первую очередь - музыкой стиха и уж затем, наверное, оригинальной трактовкой явных и скрытых парадоксов жизни.

Структурообразующим приемом этой поэзии - "неукрашенной музыки" - является повтор. Автор обращается к нему на разных уровнях: тематическом, лексическом, звуковом. Многие стихотворения несут характер ворожбы, заклинаний. Последние могут убеждать в невероятном, даже в "обаянии смерти"", избавительницы от злой жизни. Этому способствуют богатая рифма, изощренная метрика и строфика, обращение - редкое в русской поэзии - к твердой стихотворной форме, триолету. Как заметил В. Я. Брюсов, у Сологуба в рифме согласована не только опорная согласная, но и предыдущая гласная, а в первом томе сочинений "на 177 стихотворений более ста различных метров и построений строф". Сам поэт, он понимает, каким талантом и "неустанным трудом" рождена "сологубовская простота", величает ее "пушкинской".

В поэзии Сологуба отразилось его знание истории, литературы, мифологии, религии, науки - культуры в широком смысле. За это он был "свой" и для акмеистов.

На опрокинутый кувшин Глядел вернувшийся из рая. В пустыне только миг один, А там века текли, сгорая. <...>

Давно ли темная Казань

Была приютом вдохновений

И колебал Эвклида грань

Наш Лобачевский, светлый гений!

("На опрокинутый кувшин...", 1923)

Эти строфы рождены "чрезвычайным интересом" автора к проблемам строения мира, астрономии, четвертому измерению, принципу относительности3. Толчком к поэтическим размышлениям о границах познания, значении открытий Эйнштейна служит мусульманская легенда о том, что за земное мгновение, за которое вода не успела вылиться из сосуда, Пророк совершил свои чудесные путешествия, имел 70 тысяч бесед с Аллахом.

Четверть века шел Сологуб к достатку, возможности отдаться главному делу. Этому способствовал и брак с писательницей Анастасией Чеботаревской в 1908 г. Их дом стал литературным салоном, а "тайновидец" Сологуб - законодателем мод1. Выходят его поэтические сборники "Змий: Стихи, книга шестая" (1907), "Пламенный круг" (1908), сборники рассказов "Истлевающие личины" (1907), "Книга разлук" (1908), "Книга очарований" (1909). В 1913 г. вышло собрание сочинений в 12-ти томах, с 1913 г. начинает выходить 20-томнос собрание сочинений (по ряду причин некоторые тома не вышли из печати). Но благополучие длилось недолго. После октябрьского переворота 1917 г. Сологуб попадает в категорию полузапрещенных писателей, чье мировидение не соответствовало "нормативному". В относительно либеральный для издательского дела период еще выходили его сборники "Небо голубое", "Одна любовь", "Соборный благовест", "Фимиамы" (все - 1921), "Костер дорожный", "Свирель", "Чародейная чаша" (все -1922), "Великий благовест" (1923). Однако в дальнейшем вплоть до начала 1990-х гг., когда киши Сологуба стали выходить значительными тиражами, отмечены единичные случаи публикаций его лирики и "Мелкого беса", при этом роман подвергался вульгарно-социологической трактовке. В целом творчество Сологуба оценивалось негативно, а сологубоведение на семь десятилетий почти сошло на нет.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...