Солоху считают ведьмой соседки-старухи за «хитрости и сметливость». Какие поступки Солохи вызывают неприятие?Какую сказочную героиню напоминает она

Цель:

· выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести;

· развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения;

· воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя.

Оборудование: Мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н. А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

1. Слово учителя.

Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы.

2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте.

3. Образ Солохи.

Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество).

Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть).

Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха – ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»).

В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение).

4. Образ чёрта.

Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду».

Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!»

Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни).

Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.)

Почему Вакула оказался сильнее чёрта?

5. Слово учителя.

Такой взгляд на чёрта – чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный.

В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула – человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»).

6. Образ Пузатого Пацюка.

Что мы узнаём о прошлом Пацюка?

Какова внешность Пацюка?

Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?

7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом.

Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе:

Хлеба я кушаю по печи,

И мяса я ем по целому стягу,

И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер).

По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича -

Голова у него с пивной котел,

А глазищи у проклятого с пивны чаши,

А носище быв колена стрела,

В плечах косая сажень,

А туловье будто куча сена несметная.

Лошадь его ведут 20 человек.

Чем отличается Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»).

Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка?

Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно).

8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «…всё бы таки посоветоваться с ними».

Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы).

Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.)

9. Слово учителя.

В повести два мира – реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации – далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов.

Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма).

О чём пришли просить запорожцы? (Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь).

Была ли выполнена просьба запорожцев? (Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.)

Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?

Данные об авторе

Кузнецова Светлана Ивановна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ №21 г.Ковров Учитель русского языка и литературы

Владимирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

1. Воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).

2. Развитие монологической речи учащихся,умственной деятельности,аналитических способностей.

3.Выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" (учебник Г.С.Меркина 5 класс, 1 часть)

-"Толковый словарь"под редакцией С.Ожегова

Сборник В.Даля "Пословицы русского народа"

Используемое оборудование:

Компьютер

Используемые ЦОР:

презентация

Краткое описание:

Урок разработан для учащихся 5 класса и является одним из системы уроков по изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок построен в соответствии с технологией деятельностного обучения, что позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, способствует развитию мышления и аналитических способностей, а также в большей мере позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Свой урок выстраиваю в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, поэтому первостепенной целью является воспитание высоконравственной личности с развитой системой ценностного отношения к миру.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

(Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

«Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»

«Добрым путем Бог правит»

«За недобрым пойдешь - на беду набредешь»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

« Чем сердиться, так лучше помириться».

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель: Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное.

Зло - это нечто дурное, вредное.)

Учитель: Ребята, совпали ваши представления о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

III. Целеполагание.

Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)

А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

Проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

Кто из героев является олицетворением добра, а кто - зла;

Что побеждает в финале - добро или зло?)

IV. Актуализация темы.

Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках). Попробуйте распределить их на 2 столбика в зависимости от того, олицетворением добра или зла они, на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения).

ДОБРО ЗЛО

Вакула Черт

Оксана? Солоха

(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).

Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого несколько ребят внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберут материал для их характеристики.

V. Открытие нового знания.

Работа в парах.

1 пара Каким изображен кузнец Вакула? В каких эпизодах его характер раскрывается

ярче всего? Предложите ключевые слова, помогающие рассказать о его характере.

2 пара Какие качества характера Оксаны проявляются в следующих эпизодах:

Оксана перед зеркалом;

Разговор с кузнецом;

Приход подружек.

Предложите ключевые слова, раскрывающие характер героини.

3 пара Какой показана Солоха в повести? Какие её поступки вызывают у вас неприятие?

Предложите ключевые слова, раскрывающие её характер.

4 пара (Эксперты) Проследите, какие поступки героев (Оксаны и Вакулы)

соответствуют христианским заповедям, а какие противоречат им.

В это время с остальными учащимися ведется работа по осмыслению образа Черта.

Ребята, каким вы себе представляете черта? (учащиеся высказываются)

А какой черт у Гоголя? Найдите его описание (работа с текстом повести).

Ребята, может ли вызвать чувство страха черт Гоголя? (он не вызывает страха, потому что во всем похож на человека).

Тогда почему вы его соотнесли с понятием ЗЛА? (он хотел украсть месяц, чтобы отомстить Вакуле за то, что тот нарисовал его в церкви на картине Страшного суда).

Какие же черты характера его отличают? (мстительность, хитрость)-записывают в тетради.

А как вы понимаете слова Гоголя: «Последняя ночь оставалась черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? О какой ночи идет речь? (Ночь накануне Рождества).

Ребята, а эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает ученик с заранее подготовленным индивидуальным заданием на тему « Сочельник. Колядование. Народные традиции»).

Учитель: Итак, теперь мы понимаем, почему злые силы ведут себя накануне Рождества наиболее активно, пытаются навредить людям или заставить богобоязливых людей согрешить.

Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине (выступление учащихся с результатами работы в паре. В итоге приходим к выводу, что Солоха - воплощение зла, поскольку хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти за него замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звезды, чтобы навредить православным христианам; ключевые слова к образу: жадная, способна на обман, корыстная).

Учитель: Так удается Черту и Солохе добиться задуманного? Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно вы немного отдохнете.

Физкультминутка (учитель предлагает ученикам вопросы-утверждения по тексту повести, ученики отвечают, при этом если они согласны с утверждением, то хлопают в ладоши, если нет, то приседают).

Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

Месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет, но ребята могут засомневаться в ответе, поэтому и предлагаем разобраться с образом Вакулы подробнее).

Учитель: Итак, группа ребят понаблюдала за поступками Вакулы. Каким же показан кузнец Вакула? (выступление учащихся с результатами работы в паре). (ключевые слова к образу: трудолюбивый, добрый, верный, умеет любить, ценить прекрасное, способный к самопожертвованию) - это исключительно положительный герой.

Учитель: Ребята, вы затруднились в начале урока определить место Оксаны в мире добра и зла. Давайте разберемся с этим образом, выслушав для начала ребят, подготовивших характеристику героини (учащиеся, анализируя основные эпизоды, приходят к выводу, что Оксана избалована, капризна, горда, завистлива, самолюбива).

Учитель: Ребята, полученная характеристика героини позволяет нам соотнести её с миром добра или зла? (высказывания учащихся, мнения могут быть противоречивыми). Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев прежде всего оцениваются с точки зрения Христианских заповедей. А кто из вас знает основы Христианских заповедей?

Давайте обратимся за помощью к нашим экспертам, которые попытались в этом разобраться.

Выступление экспертов. (в результате учащиеся должны прийти к выводу, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны - это от лукавого, это грех, а значит ЗЛО.

На вопрос: удается ли темным силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, учащиеся должны ответить, что он действительно чуть было не согрешил: сначала чуть не утопился (это самоубийство-страшный грех), а потом решил продать душу дьяволу за любовь Оксаны. Но этого не случается. Вера его настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не наделать греха, т.е. чистая душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

Учитель: Ребята, как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или, напротив, торжеством? Что же оказалось сильнее? (учащиеся замечают, что в финале повести торжествует добро).

Учитель: А как же Оксана? Ведь кроме внешней красоты мы в ней ничего положительного не увидели. (учащиеся замечают, что в финале повести она изменяется, поскольку понимает, что настоящее золото - это не то, что блестит (черевички, например), а чистая душа Вакулы. И помогает изгнать из её души «черта» именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота).- учащиеся подтверждают эти выводы текстом повести.

Выводы по уроку.

Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

VI. Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями? (предположения учащихся). Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?

Я молодец.

Я доволен своей работой.

Я мог бы поработать лучше.

Я многое открыл для себя на уроке.

В ходе работы у меня возникли вопросы, на которые я хотел бы получить ответы.

И закончить наш урок мне бы хотелось словами:

Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;

Добро - это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром,

И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Домашнее задание. Написать синквейн либо на тему «Вакула», либо на тему «Оксана».


Цель: · выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести; · развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения; · воспитывать интерес к личности и творчеству Н. В.Гоголя. Оборудование: Мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Слово учителя. Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы. 2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте. 3. Образ Солохи. - Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество). - Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть). - Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха - ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»). - В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение). 4. Образ чёрта. - Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду». Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни). - Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула - художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта - со смешной или уродливой стороны - значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт - ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.) - Почему Вакула оказался сильнее чёрта? 5. Слово учителя. Такой взгляд на чёрта - чёрт глупый, бедный, безобидный - взгляд фольклорный, народный. В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом - охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички». - Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула - человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого. За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»). 6. Образ Пузатого Пацюка. - Что мы узнаём о прошлом Пацюка? - Какова внешность Пацюка? - Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк? 7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом. Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них Илья Муромец убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе: Хлеба я кушаю по печи, И мяса я ем по целому стягу, И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер). По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича - Голова у него с пивной котел, А глазищи у проклятого с пивны чаши, А носище быв колена стрела, В плечах косая сажень, А туловье будто куча сена несметная. Лошадь его ведут 20 человек. - Чем отличается герой Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»). - Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка? - Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно). 8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «… всё бы таки посоветоваться с ними». - Чего больше в описании полёта Вакулы - фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы). - Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное - это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула - Петербург.) 9. Слово учителя. В повести два мира - реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации - далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов. - Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма). - О чём пришли просить запорожцы?




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

События повести «Ночь перед Рождеством», принадлежащей к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», невероятны, фантастичны и схожи со сказкой. Все сюжетное повествование насыщено фольклорным духом, напоминает самобытные древние легенды и сказочные предания.

Завязка-кульминация-развязка

Ос-новное действие произведения «Ночь перед Рождеством», герои которого в своем большинстве являются жителями Диканьки, разворачивается вокруг главного персонажа - куз-неца Вакулы, и бессменного героя народных поверий - черта. Завязкой оригинального сюжета можно считать беседу строптивой красавицы Оксаны и Вакулы, который влюблен в нее до беспамятства. Девушка обещает пойти с кузнецом под венец лишь в том случае, если он добудет ей заветные черевички, которые носит императрица.

Кульминацией действа называют полет кузнеца верхом на бесе в Петербург и назад. А в развязке главный герой не только добывает вожделенные туфельки, но и мирится с отцом возлюбленной, после чего соединяется узами брака.

Народные верования как основа

Практически все читатели, окунавшиеся в волнующий сказоч-ный мир литературы, отмечали необыкновенное обаяние и поэтичность текстов Н. В. Гоголя. Отличительной чертой повес-ти «Ночь перед Рождеством», герои которой знакомы каждому с детства, является широкое использование Эту тенденцию можно заметить как в сюжетных поворотах, так и в образах героев. Именно из народных верований появляются Солоха и черт. Бес, умудрившийся украсть месяц, и ведьма, вылетающая из трубы сельской хаты и забавляющаяся со звездами. Также можно провести параллель между народными легендами и волшебным полетом кузнеца. В своем произведении автор правдоподобно отражает дух украинской деревеньки, глубинки.

Солоха

«Ночь перед Рождеством» удивительным способом сочетает в себе реаль-ное с вымышленным, повести уникальны и колоритны. Среди женских особенно выделяется родная мать главного героя - Вакулы. Описывая этот образ, напомним, что Солоха - это «женщина бальзаковского возраста», ей «от роду не более сорока лет».

Харизматичную гоголевскую героиню трудно не запомнить. Хотя по описанию автора она ни дурна, ни хороша собой, большое количество представителей сильной половины деревни является ее поклонниками. Причем женщина настолько умна, вернее, коварна, что ни один из воздыхателей и предположить не мог, что у него есть соперник. Объяснением такой ловкости может послужить тот факт, что Солоха - это ведьма. И, как и полагается представительнице данного «ремесла», искусством обольщения она владеет в совершенстве, впрочем, как и навыками полетов на метле. Образцом добродетели этот персонаж назвать невозможно, но читателя он очаровывает не меньше прекрасной Оксаны, дьяка Осипа Никифоровича или Свербыгуза.

Диковинное имя

Многих почитателей повести волнует вопрос о том, почему мать Вакулы зовут столь необычно - Солоха. Это имя диковинное даже для ведьмы, возможно, Гоголь специально выдумал его для своей героини? Оказывается, что нет. Такое имя существовало еще в глубокой древности. Его отголоски сохранились в современных фамилиях вроде Солошин, Солохов или Солошенко. Скорее всего, это имя является производным от какого-то другого христианского.

Насчет происхождения имени существует несколько различных версий. Возможно, Солоха - это производное от Софьи, что означает «мудрая, мудрость». А если учесть, что ведьма значит «ведающая», владеющая тайным знанием, мудростью, то имя героини наиболее подходящее и символичное для колдуньи. По другой версии, это производное от Соломониды - женской вариации имени Соломон, которое однозначно ассоциируется с образом легендарного царя, известного всему миру своей бесконечной мудростью.

Сочетание реального со сказочным

Традиционная характеристика Солохи преимущественно негативная. Ее отличают хитрость, лицемерие, готовность к совершению подлых поступков ради удовлетворения собственных интересов. Женщина привечала лишь обеспеченных ухажеров, при этом отдавая предпочтение самому богатому среди них - казаку Чубу, так как мечтала прибрать к рукам его хозяйство, фантазируя о том, как будет жить, когда станет полноправной хозяйкой.

Автор сознательно изобразил этот персонаж в тесном сплетении фантастики и реальности: она одновременно и ловкая сельская баба, и заигрывающая и с чертом, и с дьяком разудалая ведьма. Все сельские женщины втайне завидуют ей. Солоха не пугает и не отталкивает читателя, ее невозможно назвать отрицательным персонажем. В образе этой героини видится лукавая насмешка, созданная великим литератором. В ней, этой дородной и привлекательной женщине, Гоголь хотел показать читателю различные людские пороки: измену, корысть, жадность, постоянный обман.

Зачарованный мир

В повести «Ночь перед Рождеством» перед читателем предстает особенный мир со своими законами и правилами, традициями. Реальные ситуации столь органично вливаются в фантастические, сказочные, что начинает казаться: так и должно быть. Оба мира в произведении, переплетаясь, сливаются в единое целое. А созданию сказочной атмосферы содействуют зарисовки окружающей действительности. Многие оживают в зачарованном мире: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся на небо». В произведении «Ночь перед Рождеством» мастерство Гоголя проявилось в полной мере.

Тема. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цель:

    выявить роль фантастических персонажей в произведении, смысл противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определить художественную идею повести;

    развивать устную речь учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация; фрагменты мультипликационного и художественного фильмов; отрывки их оперы Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы.

2. Просмотр фрагмента мультфильма (начало повести) о ведьме и чёрте.

3. Образ Солохи.

Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество).

Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть).

Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остаётся не вполне ясным, настоящая ль ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха – ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму»).

В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение).

4. Образ чёрта.

Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: «… подъехавши мелким бесом, подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду».

Гоголь восклицает: «Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!»

Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни).

Почему чёрт поклялся отмстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.)

Почему Вакула оказался сильнее чёрта?

5. Слово учителя.

Такой взгляд на чёрта – чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный.

В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула – человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»).

6. Образ Пузатого Пацюка.

Что мы узнаём о прошлом Пацюка?

Какова внешность Пацюка?

Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?

7. Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом.

Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них Илья Муромец убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе:

Хлеба я кушаю по печи,

И мяса я ем по целому стягу,

И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер).

По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича -

Голова у него с пивной котел,

А глазищи у проклятого с пивны чаши,

А носище быв колена стрела,

В плечах косая сажень,

А туловье будто куча сена несметная.

Лошадь его ведут 20 человек.

Чем отличается герой Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»).

Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка?

Как изображена нечиста сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно).

8. Фантастическое и реальное в повести. Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле…» до слов «…всё бы таки посоветоваться с ними».

Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального? (Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы).

Где начинается сказка для Вакулы? (Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула – Петербург.)

9. Слово учителя.

В повести два мира – реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации – далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении. Позднее именно таким очень часто будет Петербург и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов.

Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ…» до слов «Выноси меня отсюда скорее». (Можно заменить просмотром фрагмента из художественного фильма).

О чём пришли просить запорожцы? (Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь).

Была ли выполнена просьба запорожцев? (Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.)

Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?

Слова запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене? (Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы. Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных. Так и происходит в сказке: Екатерина отдаёт простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными).

Выразительное чтение отрывка от слов «Бережно вынул он из пазухи башмаки…» до слов «…и она стала ещё лучше».

Почему капризная красавица стала ещё лучше? (Оксана поняла, что любит Вакулу, что ей не нужны ни наряды, ни дорогие украшения, ни сказочной красоты черевички, поскольку нет ничего на свете дороже любви).

10. Сообщение подготовленного ученика об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский - не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года.

«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество - при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.

11. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).

(Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане - кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни . Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.)

В чём сходство и различия в звучании оперы и повести? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой).

Есть ли для этого основания? Ведь чёрт посрамлён: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде?

Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей…» и до конца.

Повесть похожа на сказку: добро побеждает. В жизни порой бывает иначе. В перспективе будущего для писателя много страшного и непонятного. Вот почему плачет ребёнок на руках у матери.

III. Подведение итогов урока. Выявление художественной идеи произведения.

В цикле повестей воплощена та мечта на чудной, простой, нравственной и духовно красивой жизни, которую Гоголь будет мерить достоинство реальной жизни человека. Он неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно не соответствующий его мечте. В «Вечерах…» проявилась существеннейшая особенность Гоголя: он увидел мир как чудесный. И в позднейшем творчестве сохранится видение мира как необычного, хотя чудесное заменится по большей части, ненормальным, абсурдным.

IV. Домашнее задание.

2.Устно ответить на вопрос «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?»

3. Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ на уроках.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения:

О друзьях детства И.С.Тургенева;

О порядках в доме Тургеневых;

О прототипах героев рассказа «Муму».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...