Сонорные согласные звуки примеры. Что такое сонорные звуки

Английский язык, в общем, а в частном случае его фонетика, имеют ряд особенностей, которые делают язык неповторимым. Одной из особенностей является наличие сонорных звуков в языке, их ещё называют сонантами.

Английский язык достаточно богат сонантами, но для начала необходимо уяснить, что представляет собой сонорный звук.

В языке бывает два вида звуков: согласные и гласные. Гласные звуки образуются при помощи музыкального тона (всем известно, что гласные можно петь), а в образовании согласных главным образом задействован шум.

Если же речь идет о сонорных звуках в английском языке, то это правило не совсем верно, так как для них характерно преобладание музыкального тона и подавление шума, но в тоже время эти звуки не относятся к гласным.

Второй особенностью сонантов английской речи служит тот факт, что у них нет пары по параметрам звонкости и глухости. Сонорные звуки делятся на глухие и звонкие, но они не являются парными.

Таблица сонорных звуков в английском языке


Характеристика сонорных звуков в английском зыке:

  1. Английский сонорный звук «ŋ» – заднеязычный звук, который относится к классу звонких. Для русскоговорящих это проблематичный звук, так как нет аналога в родном языке.
  2. Английский сонорный звук «l» – переднеязычный. Является также представителем звонких звуков.
  3. Английский сонорный звук «n» — переднеязычный носовой звук. А также он относится к звонким звукам.
  4. Английский сонорный звук «m» — по месту образования этот звук губно-носовой, а также принадлежит к звонким звукам.
  5. Английский сонорный звук «j » — среднеязычный звук английского языка.
  6. Английский сонорный звук «r» — по месту образования он является переднеязычным.
  7. Английский сонорный звук «w» — это звук губно-серединный.

Как правильно произносить сонорные звуки?

Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

  • Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.

    Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.

  • Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
  • Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
  • Английский сонорный звук «ŋ» . Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
  • Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
  • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может быть слегка возвышена к небу.
  • Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время. Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским. Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

Автоматизация сонорных звуков в английском языке

Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:

  • Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь, чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки.
  • Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата. Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно.
  • Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи. Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.

Слова с сонорными звуками в английском языке

Слов с сонорными звуками большое количество, для практики их произношения воспользуйтесь скороговорками, так практика будет интересней и веселее, что позволит сразу отработать один звук в разных словах:


  1. Английский сонорный звук «ŋ».

The English king is going to conquer Hungary,

The Hungarian king is going to conquer England.

If the English king wasn’t going to conquer Hungary,

Would the Hungarian king be going to conquer England?

  1. Английский сонорный звук «l».

A lass lays lacy lingerie up in lime,

A laundress lays lawny lingerie up in lily,

A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

What lingerie does a landlady lay up in lavender?

  1. Английский сонорный звук «n».

Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

Nine nice nestlings nestled in ninety nests.

If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

  1. Английский сонорный звук «m».

A marine map-maker must mark on maps

Much more moles, mulls and marinas.

A martial map-maker must mark on maps

Much more marshes, meadows and massives.

  1. Английский сонорный звук «j».

Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

  1. Английский сонорный звук «r».

Rose Reed replants red roses,

And the red roses ramp around a rail.

If Rose Reed didn’t replant the red roses,

Would the red roses ramp around the rail?

  1. Английский сонорный звук «w».

We wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather.

Why do we wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather?

Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

Система звуков русского языка

Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Согласные звуки

В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

  • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
  • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
  • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
  • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

Сонорные звуки в русском языке

В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

Подведем итог

Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.

Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

Особенности сонорных согласных

Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

Как образуется звук [л]?

Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».

Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

Почему именно сонорные согласные?

В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

  • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
  • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
  • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные ;
  • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

Видео: как звучат сонорные звуки

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...