Сообщение о поэме анна снегина. Анализ «Анна Снегина» Есенин

«Анна Онегина» - лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 года, а завершена в январе 1925-го. Эту поэму можно назвать поэмой- воспоминанием. Нет, не детства - юности. Они живы в памяти, те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая. Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же - голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником: «Припомнил я девушку в белом».
В «Анне Снегиной» изображены события и показаны судьбы героев, относящиеся к 1917-1923 годам, раскрыты настроения крестьян, их отношение к буржуазной революции, Временному правительству, Октябрьской революции.
В поэме деревня уже не представляется поэту как раньше единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий, звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень - Радово и Криуши. В Радове жизнь хорошая:
Богаты, мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.

Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано...
В Криушах - нужда, бедность, голод:
Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.

Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива...
Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака - Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.
Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию.
Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет - «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами. Расторопен - не по годам - в делах: и гостя обслужит, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер...
В радости - подвижен, суетлив.
В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря. Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, мы видим, что в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого по- эта. Тз.кжб в свете революционных событий развивается и получает завершение другая линия сюжета: история любви лирического героя к Анне Снегиной. Само заглавие поэмы не случайно. Оно ассоциируется у Есенина с метельной черемухой, с девушкой в белом, память о которой он сохранил с ранних юношеских лет, с ее нежной холодностью в отношении к нему.
Прообразом Анны Снегиной является помещица Кашина, в которую в юности Есенин был влюблен.
Юношеская любовь поэта к этой девушке была довольно глубокой, и несомненно любовь к ней сыграла большую роль в создании поэмы.
Анна - дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны - старая помещица - произносит в произведении еще несколько слов. За ними - самообладание, трезвость, сухость, жесткость.
Рыдай - не рыдай, - не помога...
Теперь он холодный труп... -
«утешает» она дочь, долучившую весть о гибели мужа.
При встрече с Сергеем Анна говорит:
Давненько я вас не видала,
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт...
Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад».
Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта. И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе.
Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.
В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы. Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает - каждый раз заново - свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым.
Поэт говорит о красоте родной земли, ее вечно обновляющейся природе, прекрасной, целомудренной, в чистом сердце рожденной любви, красоте человека, который борется за счастье людей, за свободу.
По свидетельству С.А. Толстой-Есениной, поэма «Анна Снегина» имела большой успех у небольшого числа читателей, а литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. На С. Есенина это произвело тяжелое впечатление.

» автобиографична, в ее основе лежат воспоминания о чистой и светлой юношеской любви. Правда, личные переживания героя изображаются на фоне политической ситуации в стране.

Главный персонаж произведения – поэт, в котором мы легко узнаем самого Сергея Есенина. А вот прообраз Анны – Лидия Ивановна Кашина. На самом деле во время революции она не покинула Россию. Передав свое имение крестьянам, жила в усадьбе на Оке. Там ее навещал Есенин. Спустя год, в 1918 году Лидия Кашина переехала в Москву, работала машинисткой. Сергей Александрович встречался с ней и здесь. Но художественный образ и не должен повторять всех деталей прототипа, обычно он значительно шире, ярче и богаче. Он не закован в рамки одного биографического факта.

Итак, название поэмы напрямую указывает на то, что в центре произведения стоит образ Анны. Имя это поэтично и содержит в себе много смыслов-символов. Фамилия Снегина сразу вызывает ассоциации с чистотой белого снега, с расцветающей весной белоснежной черемухой. Все приходящие на ум образы навевают грусть ушедшей безвозвратно юности.

Анна - дочь помещицы. Старшая Снегина произносит в поэме лишь несколько отрывистых фраз. Они выдают в ней бедную на чувства и эмоции женщину, которую отличают также самообладание, трезвость и холодность ума.

Анна вышла замуж за белогвардейца и стала важной светской дамой. И выглядит она подобающе новому статусу: богатое белое платье, шаль, перчатки. И движения женщины изящны и красивы.

Но социальные позиции Анны и возлюбленного юности различны. Революция ставит выбор перед поэтом, и он предпочитает крестьян, а не Снегиных.

Героиня видится читателю в двух исторических пластах – далеком романтическом прошлом и суровом революционном настоящем, которое безвозвратно меняет ее судьбу. Овдовев, лишившись состояния, ей не остается ничего иного, как покинуть Россию. К слову сказать, это трагедия коснулась в то время многих русских людей. К крестьянам, благодаря которым она испытывает такое бедственное положение, Анна не чувствует ненависти. Не озлобляется и в эмиграции, даже скорее, наоборот, со светлой грустью вспоминает давно прошедшие на родине дни юности.

Драматизм судьбы главной героини никоим образом не влияет на восприятие ее образа, от этого персонажа веет человечностью и искренней добротой. Чего не скажешь о поэте, который постоянно подчеркивает тот факт, что его душа уже больше не способна воспринимать чувства и прекрасные порывы. И даже читая письмо Анны из Лондона, он остается равнодушным и холодным, даже несколько циничным. Его раздражает сам факт этого, как ему кажется, абсолютно беспричинного письма.

Но все же светлым финальным пятном выделяются воспоминания о юности. Что бы ни случилось, как далеко бы ни были герои, какие бы события им не пришлось пережить, жива память, ее нельзя искоренить. И она будет греть сердце до конца дней, напоминая все чистое и прекрасное, что было в жизни.

Сочинение

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С.Пушкин

В творчестве каждого поэта, как говорил В.Г.Белинский (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», пятая статья), можно выявить главный пафос. Внутренний движущий мотив поэзии Есенина -любовь к родине, которая и сделала творчество поэта народным. Есенин сам объяснял свою поэзию так: «Обратите внимание, что у меня почти нет любовных мотивов. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В ранних стихах Есенина (1914 - 1916) представлена главным образом пейзажная лирика, когда поэт выражает любовь к родному краю, тонкое понимание природы, грусть, что эта красота так скоротечна, и восхищение прелестью мира. Поэт описывает русскую природу родной ему средней полосы, неброскую, незаметную:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)

Ранние стихотворения Есенина исполнены проникновенного ощущения родных просторов с их глухой тоской и вместе с тем потаённой мощью. Лирический герой Есенина заявляет о своей безграничной любви к родине:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» 1914)

Поэт находит простые и чудесные сравнения, чтобы передать своё восхищение родиной, родной землёй:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
(«Запели тёсаные дроги...» 1916)

Есенин в самом начале творческого пути выступает как замечательный лирик, певец русской природы. Социальная сторона деревенской жизни, классовые противоречия в крестьянском мире остаются вне его интересов, не включаются в его чисто лирические впечатления. Главное, что вызывает поэтическое восхищение Есенина, откуда он берёт образы и краски, - это «древняя», патриархальная Русь.

Второй период творчества Есенина (1917 - 1918) начинается с Февральской революции. Это событие, а также последующую Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Патриотическая тема зазвучала по-новому: Есенин выразил свою любовь к народу, совершившему подвиг собственного освобождения. В стихотворении «Небесный барабанщик» (1918) поэт восклицает:

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и в небесах!

Революционные события наполняют образ родины в поэзии Есенина новым социальным содержанием: стихи 1917- 1918 годов полны переосмысленной религиозной символикой и библейскими образами. В поэме «Иорданская голубица» (1918) Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо, и выразительно передаёт масштабность исторического события:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,

Я - большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Стихи этого времени оптимистичны, в них живёт надежда автора на светлую судьбу родины:

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни...» 1917 - 1918)

Время воспевания революции сменяется в творчестве Есенина трагическим периодом (1919 - 1923) непонимания-неприятия происходящих в России социальных перемен. В стихах этих лет выражена тоска по утраченной прелести тихой деревенской жизни и образное противопоставление города и деревни. Теперь всё чаще появляются строки, полные душевного смятения и грусти. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920) автор предрекает конец деревенской России, а значит, и свою собственную смерть:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёй пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.

Очень тяжело поэт переживает революционный слом патриархальных устоев русской деревни. Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст» (1920). Символично название поэмы, так как сорокоуст - это молитва по покойнику. Рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка, получает у поэта глубокий внутренний смысл. Для Есенина эта поэма стала своеобразным реквиемом по русской деревне:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

В «Сорокоусте» явственно звучит неподдельная тревога за судьбу «полевой России», которую, по мнению поэта, готов прибрать к рукам «железный гость». Поэт рисует эту страшную картину, и становится понятно, с какой болью Есенин воспринимал революционные преобразования в деревне:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
(«Мир таинственный, мир мой древний...» 1922)

В последний период творчества (1924 - 1925) патриотическая тема у Есенина обогащается новыми образами и идеями, так как поэт, можно сказать, примиряется с советской действительностью. Если в ранних стихах он воспевает «Русь древнюю», бедную, смиренную, то теперь заявляет:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Высокое достоинство Есенина, человека и поэта, проявляется в его последних стихах, где он выразил беспощадную истину: виноват не новый мир, а наше отношение к новому миру:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)

Более подробно описывает поэт новую деревню в стихотворении «Русь советская» (1924): он видит сходку крестьян, которые обсуждают свои проблемы; деревенских комсомольцев, поющих агитки Демьяна Бедного; и понимает с грустью, что его время проходит:

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать.

Хотя Есенин чувствует себя человеком старого склада, он не изменяет своей любви к так сильно изменившейся родине. Разговаривая с молодой армянкой Шаганэ в далёком Батуми, поэт признаётся в любви не к ней, а к родным рязанским просторам:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» 1924)

Несмотря на все огорчения, разочарования, он твёрдо и спокойно заявляет в конце жизни:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй,всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925)

В лиро-эпической поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин возвращается к тем же важнейшим событиям русской истории, которые в своё время находили отклик в его ранних произведениях. Но теперь он делает попытку осознать эти события в их последовательности, дать целостное представление о пережитой эпохе. Самое интересное в поэме - новая точка зрения поэта на то, о чём он когда-то писал, и более широкий кругозор, более глубокие оценки крупнейших исторических событий, которым он был свидетелем.

Первое историческое событие, представленное в поэме, - империалистическая война. В стихах Есенина, относящихся к 1914 - 1916 годам, преобладали мотивы любви к родине, замечательные описания родной природы, но не было даже попытки оценить политическую и социальную сущность войны. В «Анне Снегиной» выражен взгляд на войну - резко отрицательный и мотивированный:

Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё! (2)

Теперь поэт отмечает такие обстоятельства деревенской жизни в годы войны, о которых раньше не писал. Например, Прон Оглоблин на сходе зарубил старшину, объявившего о начале войны, а значит, и о мобилизации.

Второе событие в поэме - Февральская революция, провозгласившая демократические свободы. К данному событию лирический герой относится иронически: у власти «калифствовал Керенский на белом коне» (1), а война продолжалась. Автор рисует сцены взбаламученной деревни: мужики толкуют о новых законах, требуют помещичью землю и, не получая её, спрашивают:

Зачем же тогда на фронте
Мы губим себя и других? (2)

Крестьяне уже слышали имя Ленина, они выступают против помещицы Снегиной, у них есть вожак-Прон Оглоблин. В поэме ничего не осталось от христианской условной символики, которую Есенин использовал в стихах 1917 - 1918 годов. Теперь революция изображается через судьбы конкретных героев, о революции поэту сообщает Прон:

Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин - старшой комиссар. (4)

Прон говорит и о коммуне, которую хочет сейчас же организовать в своей деревне.

Раньше Есенин писал о деревне вообще, как бы не замечая расслоения крестьянства, изображая крестьянскую массу в целом, а не конкретных героев из народа. В «Анне Снегиной» представлен новый взгляд поэта на окружающий мир: Радово, откуда родом разговорчивый возница, - богатое село с домами под железными крышами, а рядом - нищая деревня Криуша, откуда родом Прон Оглоблин:

Житьё у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч. (1)

В поэме подробно описывается Прон. Это первый реалистический образ советского крестьянина в есенинском творчестве. Он большевик, возглавил борьбу бедноты за землю и советскую власть, был убит деникинцами.

Однако эпические события в поэме - это всё-таки жизненный фон, на котором раскрывается главная, лирическая, тема поэмы - история любви. В «Анне Снегиной» автор не только сохранил, но и углубил своё лирическое дарование, хотя в поэме нет погружённости в собственные переживания, нет отгороженности от общественной жизни, которая раньше была присуща Есенину. «Анна Снегина» демонстрирует органическое соединение лирической темы с размышлениями главного героя поэмы над судьбами родной страны.

Подводя итог, следует отметить, что талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирических стихах и поэмах, они до сих пор производят сильное впечатление благодаря предельной открытости (откровенности), с которой поэт рассказывает о своих чувствах. Есенин принадлежал к группе крестьянских поэтов, но в его творчестве крестьянская тема не замыкается на проблемах деревни, а открыта навстречу окружающему миру и слита с темой родины, то есть у Есенина образ деревни неотделим от образа России. Открытость поэзии Есенина проявилась и в его готовности встретить лицом к лицу самые крутые (революционные) повороты российской истории.

На глазах поэта родина пережила эпоху, короткую по времени, но переломную по сути, прошла путь от «Руси полевой», патриархальной к «Руси советской». Этот исторический период Есенин отразил в своём творчестве, поэтому и образ родины в его лирике постепенно менялся. В раннем творчестве родина представлялась ему идеальной страной - страной традиционной крестьянской мечты; в годы революции - богоизбранной страной, воплощённым земным раем; потом живая, деревенская Россия погибала от «железного» социализма, подавляющего индивидуальную личность; в позднем творчестве поэт признаёт победу нового строя в родной стране, но есенинский лирический герой не может принять советской жизни полностью.

Любовь к родине связывает все лирические произведения Есенина: стихи общественной и исторической тематики, стихи о природе, о любви, о смерти. В этом единстве проявилась яркая неповторимость творчества Есенина.

Анна Снегина - поэма Сергея Есенина, носящая автобиографический характер.

В ней под изменёнными именами (пожалуй, кроме главного героя Сергуши) действуют реальные люди, с которыми встречался поэт.

В «Анне Снегиной» Есенин отразил свои воспоминания о родном селе, юношеской любви и революции. Вместе с тем это трагическое произведение, в котором отразилась судьба целой страны.

Сергуша - главный герой поэмы. Это молодой поэт, который приехал в родное село из Петрограда, устав от революционной борьбы. Приезжего тут же обступили сельские жители и стали расспрашивать о жизни в столице, о революционных событиях и о Ленине - легендарном человеке, который взбудоражил всю страну.

Одним из тех, кого он встретил, был Прон Оглоблин - житель соседнего села Криуши. Оглоблин сочувствует революционерам и сам известен в селе как агитатор и организатор. В то же время к поэту приезжает Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был когда-то влюблён. Они начинают вспоминать былые годы, проникаются друг другом: в них, казалось бы, всё ещё теплятся какие-то чувства.

Прон Оглоблин тем временем приглашает Сергушу в Криушу. Поэт едет туда и застаёт бунт: взбунтовавшиеся крестьяне требуют от барыни - Анны Снегиной - отдать им землю. Сергуша оказывается втянутым в конфликт и становится на сторону крестьян. Из-за этого между ним и девушкой вспыхивает ссора. Земля в конце концов достаётся крестьянам, а Анна, попросив прощения за обиду, уезжает из села.

Сергей возвращается в Петроград и вскоре получает два письма; в одном из них пишут, что Прон Оглоблин расстрелян деникинским отрядом, а второе письмо - от Анны Снегиной, живущей теперь в Лондоне.

Столкновение противоречий

В поэме «Анна Снегина» Есенин отразил противоречивые чувства, охватывавшие его в тот период.

  • С одной стороны, протагонистами поэмы выступают сельские революционеры, а также Сергей - революционный поэт из столицы;
  • С другой стороны, безусловно положительным персонажем является Анна Снегина - дворянка, помещица, хозяйка своего имения с крестьянами, которым герой вначале сочувствовал. От Анны веет добротой и человечностью, и предводитель крестьян Оглоблин из положительного персонажа превращается в отрицательного - бунтовщика и разрушителя любви;
  • С третьей стороны, в Белом движении, представленном дворянами и защищавшим дворянские интересы, Есенин также видит врага: Деникин не менее жесток и ужасен, чем Прон, которого он в финале поэмы убивает.

Известно, что во время написания «Анны Снегиной» Есенин пытался отойти от прежней богемно-бунтарской жизни, «излечиться» от неё в провинции и с этой целью поехал на Кавказ. Видимо, в этот поздний период (поэма написана незадолго до смерти Есенина) поэт начал пересматривать свои взгляды на события в стране и на жизнь вообще; по словам его друзей, Есенин даже «впал в грех уныния».

Образ Анны Снегиной символизировал его «ретроградные» убеждения, возврат к прежним человеческим ценностям. Кроме того, в поэме сталкиваются личные переживания героя и внешняя обстановка. Меланхоличность Сергея и его тоска по утраченной юности, которую олицетворяла всё та же Анна Снегина, оказывается неуместной на фоне «революционного» развала страны. Снегина предстаёт как мираж, остаток прежней реальности, которая уже никогда не вернётся.

Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы. Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

Краткий анализ

Год написания – январь 1925 года.

История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

Направление – автобиографическое произведение.

История создания

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему. Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

Тема

В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Жанр

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 139.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...