Сообщение о роли имен прилагательных в речи. С зелеными сережками

Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения уточнить и систематизировать знания учащихся о роли имён прилагательных в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;

— устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Коррекционные:

— развивать речь, память, внимание учащихся;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

— способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению их словарного запаса за счет употребления в речи имён прилагательных.

Воспитательные:

— способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;

— воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Тип урока — комбинированный.

Форма проведения - урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 25 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

— Ребята я хочу начать наш урок с вопросов: Как вы себя сегодня чувствуете? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

— Сегодня у нас необычный урок: к нам на урок пришли гости, поэтому, неудивительно, что кто-то из вас волнуется, но я уверена, что все у нас будет хорошо, что с задачами, которые перед нами возникнут, мы легко справимся.

— Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Тему урока мы запишем чуть позже. Слайд 2.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Готовы начать работу? Тогда отгадайте, о каких предметах идет речь.

Это предмет неодушевленный. Слайд 3.

— По цвету он — желтый,

— По вкусу - кислый.

— По форме - овальный.

  • — Поверхность гладкая. (Лимон)

— Что это за предмет? Назовите слова, которые помогли узнать этот предмет.

(слова, называющие признаки предмета)

— А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете своих друзей, товарищей, тех,

с которыми вы вместе учитесь. Отгадайте, чей это словесный портрет:

«Среднего роста, стройная. Волосы тёмный, глаза серые. Артистичная, Слайд 4.

общительная, спортивная» (Марина О.)

  • — Какие слова помогли вам узнать свою одноклассницу?
  • — К какой части речи относятся слова, которые помогли вам узнать предметы (неодушевлённые
  • и одушевленный)?

— По каким признакам имена прилагательные могут описать предмет?

(По цвету, запаху, вкусу, форме, величине, состоянию, материалу, описать черты характера и др.).

— Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?

— Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.

— Итак, тема сегодняшнего урока: «Роль имён прилагательных в устной и письменной речи».

Запишите тему в тетрадь. Слайд 5.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний. Упражнения на закрепление.

— Давайте вспомним: какая часть речи называется именем прилагательным?

(Правило с примерами).

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные связаны с именами существительными).

Задание № 1.

Работа с текстом (прилагательные закрыты).

— Прочитайте текст и скажите, понятно ли о чём или ком идёт в нём речь?

(Да, он о птице, но непонятно, о какой именно)

Синица. Слайд 6.

Живёт у нас в лесу небольшая птичка. У неё жёлтая грудка с чёрным галстуком и чёрная бархатная шапочка на голове. Повсюду звенит её радостная песенка.

— Чего не хватает в этом тексте?

(Имён прилагательных).

— Давайте прочитаем текст с прилагательными. Что изменилось?

(Теперь стало понятно, что речь в тексте идёт о синице).

— Какой вывод вы можете сделать о роли имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Имена прилагательные придают речи точность. Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета. Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах).

Задание № 2.

— А знаете ли вы, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

И, конечно, особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

— Вспомните стихотворение Александра Прокофьева «Берёзка». Прочитайте его самостоятельно, а потом выразительно вслух.

Люблю березку русскую, Слайд 7.

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

— Понравилось ли вам стихотворение?

(Имена прилагательные).

— Известно, что ни в одной стране мира нет такого изобилия берёз, как у нас в России. Берёза является символом России. Белоствольная нежная красавица с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.

— А давайте прочитаем этот отрывок, исключив из него все имена прилагательные.

Люблю березку…,

То …., то ….,

В … сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С … застежками,

С …. сережками,

Люблю ее ….

…, … .

То …, …,

То …, … .

— Что-то изменилось?

(Текст некрасивый, сухой, невыразительный. Без имён прилагательных невозможно описать красоту и неповторимость русской берёзки).

— Какова ещё роль имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Для яркости, образности, выразительности речи. Имена прилагательные украшают нашу речь.)

— Давайте выпишем в тетрадь имена прилагательные, (Работа у доски, оценка).

характеризующие берёзку.

(Берёзку (какую?) русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, Слайд 8.

ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую).

Динамическая пауза.

— А сейчас выполним несколько упражнений для снятия утомления и напряжения.

  1. Поднять — опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
  2. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз
  3. Сидя на стуле, голову плавно наклонить назад. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

Задание 3 .

  • А сейчас вам предстоит выполнить творческое задание.

— Но сначала я предлагаю посмотреть и послушать небольшую Слайды 9-17.

композицию, которая будет непосредственным образом связана с нашей творческой работой.

— А теперь познакомимся с текстом. Слайд 18.

Летняя гроза.

Был полдень. Светило яркое черная туча. Подул сильный ветер. Молодая Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

— Вместо пропусков вам необходимо употребить подходящие по смыслу имена прилагательные.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Летняя гроза. (Оценить работу).

Был полдень. Светило яркое солнце. На горизонте появилась черная туча. Подул сильный ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

Изменился наш текст? За счёт чего?

(Помогли имена прилагательные).

  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный словарный запас именами прилагательными.

Зрительная гимнастика.

— Давайте проведём гимнастику для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Задание 4 .

— Давайте прочитаем ещё один текст.

Слайд 19 .

Осенью.

холодным полем. Пошли мокрые дожди. Опустели осенние дороги. Голый ветер срывал пустую листву и свистел в деревенских сучьях.

— Почему вы смеётесь?

— К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

(Прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли).

— Сейчас я предлагаю вам отредактировать данный текст.

Слайд 20 .

Осенью.

Прошло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Пошли осенние дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

  1. Домашнее задание.

— Подобное задание вы будете выполнять на самоподготовке: в каждой загадке нужно найти неправильный признак предмета и заменить его на нужный.

Учебник стр. 108, упр. 138.

  1. Итог урока.

— Урок подходит к концу. Давайте подведёт его итог.

— Так какая же часть речи могла сказать о себе такие слова:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Имя прилагательное).

— Какую роль играют имена прилагательные в устной и письменной речи?

(Делают речь точной, меткой, богатой, красивой, яркой, выразительной, образной, живописной).

— Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

  1. Рефлексия.

— Я прошу вас высказать свое мнение об уроке: что для вас на уроке было главным, а что интересным? (или подобрать имена прилагательные, которые могут охарактеризовать сегодняшний урок : необычный, скучный, бесполезный, интересный, увлекательный, ужасный). Слайд 21.

VI . Оценивание (по ходу работы учащихся на уроке).

— Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я считаю, что вы сегодня поработали на уроке отлично и я искренне говорю вам спасибо за работу!

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

§ 1 Роль имен прилагательных в речи

В этом уроке вспомним определение прилагательного, каким членом предложения может быть прилагательное, а также выясним его роль в русском языке.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам [красивый (м.р.) - красивая (ж.р.) - красивое (с.р.)],

Изменяется по числам [интересный (ед.ч.) - интересные (мн.ч.)]

Изменяется по падежам [И.п. - утренний; Р.п. - утреннего; Д.п. - утреннему; В.п. - утренний; Т.п. - утренним; П.п.- (об) утреннем].

Имеет полную и краткую [веселый (полная ф.) - весел (краткая ф.)] формы.

В предложении чаще всего выступает в качестве определения или сказуемого.

Роль имени прилагательного в русском языке очень важна! Прилагательные помогают точно описать предмет, назвать его признаки. Благодаря прилагательным наша речь становится красивой, яркой, интересной.

Прочтите фрагмент из сказки Виталия Бианки «Голубые лягушки»:

Если убрать все прилагательные из текста, то данный фрагмент лишится смысла. Мы не узнаем, что так удивило мальчика. Из текста «уйдут» все цвета: голубой, серо-буро-коричневый, зелёный, светло-голубой. Не узнаем мы и признаков предмета: обыкновенный лягушачий цвет, большая банка, два больших пузыря.

Имена прилагательные несут эмоциональную нагрузку, способны нарисовать перед глазами живую и яркую картину. Например, в стихотворении Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед» комический эффект создается при помощи прилагательных-антонимов:

Принцесса

Была прекрасная,

Была ужасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Принцесса

Была ужасная,

Была прекрасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

На полянке землянка

Прекрасная.

За счет перестановки антонимов «прекрасная» и «ужасная» стихотворение кардинально меняется.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какой? какая? какое? какие? Прилагательное может быть полным или кратким, изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выступает в роли определения или сказуемого и служит для более точного описания предмета. Имя прилагательное называет признаки предмета и делает нашу речь более красивой и богатой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  8. http://festival.1september.ru/articles/615880/

Использованные изображения:

урок русского языка в 6 классе

Роль имен прилагательных в речи

Подготовила:

Учитель рус.яз. и литературы

Молодогвардейской средней школы

р-на М.Жумабаева

Северо-Казахстанской области

Шевырева Е.С.

Учащиеся входят в класс, получают карточки и делятся на группы. (по прилагательным, относящимся ко временам года. (Белый, жаркий, снежный, ледяной, дождливый, морозный, зеленый, знойный.) Выбрать в каждой группе руководителя, который будет озвучивать работу группы.

Цель: осознание учащимися практической значимости употребления прилагательных в речи.

Задачи:

дать представление о роли имен прилагательных в речи;

обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным;

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы ;

формировать умение правильного употребления прилагательных;

способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

Стратегия активного обучения:

Мозговой штурм

ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный этап

1. Приветствие. Готовность к уроку.

2. Создание коллаборативной среды. (Различные виды приветствия)

СЛАЙД № 1

Здравствуй, небо голубое .

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.

Неоглядные дали открывает для нас школьное утро. И в эти неоглядные дали мы должны отправиться с хорошим настроением.
Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!

У каждого на столе лежат смайлики, поделитесь ими с тем, кому вы хотите пожелать хорошего настроения, друг с другом или с нашими гостями.

С этим хорошим настроением мы и начинаем сегодняшний урок русского языка, п усть нам всем он принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

СЛАЙД № 2

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие.

Какой? Какая? Какое? Какие?

О какой части речи мы с вами будем говорить?

Формулировка темы и цели урока.

СЛАЙД № 3

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в нашей речи.

Ваша цель: понять важность правильного употребления имён прилагательных в речи.

II. Этап актуализации прежних знаний.

1. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? - ая? - ое? - ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

СЛАЙД № 4

2. Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

1) Марка вкусного сока. (добрый)
2) Исполненный твёрдости, непреклонности (решительный)
3) Человек, который много-много знает. (умный)
4) Подарок, который очень хотят и желают. (желанный)
5) Полный сил и энергии человек. (бодрый)
6) Деятельный, по значению противоположный пассивному. (активный)

Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба )

СЛАЙД № 5

(Разгаданный кроссворд)

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Дети выходят и вокруг этого слова дружба пишут. (Cплоченность, коллективизм, помощь, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)

А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)

III. Информационно-операционный этап.

1. Работа с текстом. Объяснение стратегии учителем.

Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.

СЛАЙД № 6

Правила мозгового штурма таковы:

    Принимать все идеи, даже абсурдные.

    Никакой критики.

2. Групповая работа.

В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.

    Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)

    Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)

На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.

Подведение итогов работы в группах:

К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.

СЛАЙД № 7

Творческие задания в группах: Осень бывает разной. Каждый видит её по-своему.

У вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях. (записывайте уже готовый текст, с прилагательными).

Задание 1 группе: опишите осень, как прекрасное время года, используя прилагательные.

« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень, _____, ____ и _____.

Осень любит _____ краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.

Дождик стучит _____ каплями по крышам. По _____небу плывут ______и ____ облака.»

Слова для справок: золотая, ласковая, грустная, прекрасная, теплая, яркие, прохладный, широким, мелкий, теплыми, голубому, легкие, пушистые.

Задание 2 группе: опишите осень, как дождливое, холодное, грязное, неуютное время года, используя прилагательные.

« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень,_____,____ и_____.

Осень любит_____краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.

Дождик стучит _____каплями по крышам. По_____небу плывут______и____облака.»

Слова для справок: холодная, дождливая, грязная, неуютная, суровая, темные, пронзительный, мокрым, ледяной, тяжелыми, темному, свинцовые, грозные.

Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

Сравните текст 1 гр. и 2ой. как меняют разные прилагательные один и тот же текст?

вывод : в художественном описании почти каждое четвертое слово – прилагательное. /Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, образной, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой./ От прилагательных зависит эмоциональный характер текста.

Чем еще может помочь прилагательное нам, кроме описания природы? (описание внешнего вида предмета, характера, внутреннего состояния.)

СЛАЙД № 8

На слайде щенок

Задание: Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, - поднимает руки первая группа, на настроение – вторая.

Учитель называет слова весёлый(2), ушастый(1), печальный(2), грустный(2), хвостатый(1), радостный(2), пятнистый(1), задумчивый(2), маленький(1).

Молодцы, умеете отличать прилагательные, которые обозначают признак внешнего вида от прилагательных, обозначающих признак настроения.

СЛАЙД № 9

В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы .

(Антонимы - противоположные по смыслу слова)

А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написаны слова .

Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему , поднимаете руку, произносите его . Какая команда окажется проворнее?

СЛАЙД № 10

Ребята, посмотрите на слайд, сравните с тем, что назвали команды. Что означает многоточие в конце каждой строчки?

(Ряды слов-антонимов можно продолжить)

1.Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный , хмурый , …)

2.Богатый (бедный, нищий , …)

3.Новый (старый, древний, старинный , …)

4.Горячий (ледяной, холодный , …)

5.Высокий (маленький, низенький, низкорослый , …)

6.Грубый (вежливый, деликатный , нежный, ласковый , …)

Записывем в тетрадь 2 примера, какие нравятся.

Какой вывод можно сделать о роли антонимов-прилагательных в речи?

(Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной. Очень часто используются в пословицах, чтобы подчеркнуть противоположное. Старый друг лучше новых двух. Хороша веревка длинная, а речь короткая. Маленькое дело лучше большого безделья.)

СЛАЙД № 11

2) А что такое синонимы?

Продолжим нашу игру. Я показываю цветную карточку, а вы находите на слайде нужный синоним или синонимы к определенному виду цвета. Устно называете.

СЛАЙД № 12

(на слайде разные оттенки цвета с надписями)

СЛАЙД № 13

Проверяем

    Красный (алый, багровый, огненный, кровавый, пурпурный)

    Синий (голубой, бирюзовый, небесный, васильковый, лазурный )

    Желтый (золотой, солнечный, янтарный)

    Зеленый (изумрудный)

Записываем 2 примера в тетрадь

Вывод: синонимы-прилагательные устраняют повтор слов, обогащают язык.

I V. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Что нового узнали на уроке? Какие важные проблемы мы решили?

Для чего же в речи нужны имена прилагательные?

Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным.

СЛАЙД № 1 4

Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.

Вы хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

Оценивание работы учащихся на уроке. За устную работу сразу.

Попробуйте сами оценить свою работу при помощи прилагательных. Какие вы?

СЛАЙД № 1 5

Интеллектуальные, любознательные, успешные, трудолюбивые, эрудированные, старательные, умные, внимательные. Молодцы.

Открываем дневники, записываем Д/З

СЛАЙД № 1 6

(картина с изображением зимы)

V . Домашнее задание. напишите мини-сочинение по теме “Зима”.

Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.

Вариант 1

Пишу сам (а)” (на доске картина “Зима”).

Вариант 2

Прошу маленький SOS (помощи). (В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима).

Вариант 3

Прошу большой SOS”. (В кармане – карточки.)

Пришла ______ зима. Стоят ______ и______морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.

Учитель. Человека окружают разные предметы, их много и у каждого немало признаков.

Дать конверты с надписью, дети читают (шоколадная, сладкая, вкусная, хрустящая, ореховая, лимонная, апельсиновая, нежная). Как вы думаете, о каком предмете идет речь? Откройте конверты, это конфета. Как много признаков у одного маленького предмета.

СЛАЙД № 17

Стихотворение о важности имен прилагательных.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

СЛАЙД № 18

Спасибо за урок.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...