Сообщение тема любви в лирике есенина. Сообщение по литературе "Тема любви в творчестве С

Тема любви занимает важное место в лирике Есенина. Раннее творчество Есенина посвящено России, восхвалению родных краев. Стихи Есенина – отражение красоты русской природы, деревенский быт народа. Его поэзия была близка разным слоям общества, потому что он писал о том, что волнует общество. Тема любви к Родине – основа многих произведений поэта. Эти две темы слились воедино в лирике поэта.

(«О родина!» «Где ты, где ты, отчий дом...»)

Поэт восхищался природой России, ее бескрайними полями, лугами. Многие стихотворения о природе стали текстом для песен.("Край любимый! Сердцу снятся...") Он воплощал образ женщины через природные явления, наделял цветы, деревья характерными женскими обличьями. Для ранней лирики характерны фольклорные мотивы. Лирический герой наслаждается красотой, он молод и готов любить. Так, первые произведения Есенин посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Изменения в стране отразились в лирике поэта. Любовная лирика становится более откровенной, наполненной переживаниями. («Письмо к женщине»)

Цикл стихов «Любовь хулигана» посвящена Августе Миклашевской. Любовь снова становится чистым и светлым чувством. Лирический герой в произведении смог перебороть себя и заново открыть для себя любовь.

В 1924 г. музой поэта становится Шаганэ, которой он посвятил «Персидские мотивы». Поэма расширяет границы любви, для того, чтобы любить не обязательно знать язык. Поэт отделяет это чувство от материального мира, любовь – состояние души.

Поздняя лирика поэта – отражение разочарований и несбывшихся надежд поэта. Есенин больше не восхищается светлым чувством, видит в женщинах неискренность. Поэт так и не смог найти свой идеал. В конце своей жизни в 1925 году Есенин пишет стихотворение

«Листья падают, падают листья». Это произведение – разочарование в любви, в верности.

Стихотворения Есенина – отражение его личных переживаний. Любовная лирика показывает жизненный путь поэта, изменения в его мировоззрении и идеалах. Есенин - загадочная личность. Высказывание: "Вся жизнь театр, а люди в ней актеры" - раскрывает сущность характера поэта. Он был многолик, отличался особой чуткостью, поэтому его произведения такие искренние.

Сочинение

Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь — первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.

Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.

Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.

Как же рассматривал это чувство в своих стихах хулиган и деревенский поэт Сергей Есенин?

Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихов «Любовь хулигана». Существенной особенностью этого цикла является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое. Здесь рассказывается история любви, от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»

В «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; «Я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: «Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».

Но справедливости ради нужно сказать, что этот цикл относится к позднему периоду поэзии Есенина (если можно так сказать, ведь умер он в 27 лет!). До этого существовал сборник «Стихи скандалиста», где любовь была равна «постели»: «Наша жизнь — простыня и кровать, наша жизнь — поцелуй и в омут». А «Любовь хулигана» — тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою. И в этих стихах, и в последующих творениях на эту тему мы не наблюдаем любовного пессимизма, любовной драмы, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:

Все равно — глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем

Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Следующий цикл стихов о любви — это «Персидские мотивы», в которых у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».

В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. Такие стихи, как «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Не гляди ты на меня с укором…», «Какая ночь! Я не могу…» посвящены «вспыльчивой связи», принятой за любовь, легкомысленным женщинам. Эта любовь без страдания, она — в удовольствие, это чувство не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой:

Походить я стал на Дон Жуана,

Как заправский ветреный поэт…

Таким образом, отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале — это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь. В его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

Урок № 38

Тема: Любовная тема в лирике С. А. Есенина

Дата:

Цель:

Обучающая: проанализировать любовную лирику С. Есенина, показать динамику развития любовной лирики, динамику развития чувств и переживаний лирического героя; исследовать цветоизображения в лирике Есенина на разных этапах творчества;

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям русской литературы, уважение к культуре народа.

Тип урока: поисково-исследовательский

Формы работы учащихся: работа исследовательских групп

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Ход урока

1. Вхождение в тему урока (2 мин)

На доске - эпиграф: «Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют»

С.Есенин

Учитель читает стихотворение:

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь рассвет.
Что-то есть и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…

Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с лирикой Сергея Есенина. Творчество каждого поэта - многогранно, и тематика его разнообразна. На прошлом уроке мы говорили о том, как отразилась в стихах Есенина тема Родины. Сегодняшняя наша тема - это любовная лирика С. Есенина. Запишите в тетрадь тему урока.

Давайте подумаем и решим, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

2. Создания условий для осознанного восприятия нового материала (3 мин)

2.1. Мотивация учебной деятельности

Ученики по очереди читают высказывания о любви великих поэтов.

Учитель: Так что же общего у этих великих строк?

(Ответы учащихся)

Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

2.2. Работа над проблемным вопросом

Учитель: Теперь, когда мы проанализировали высказывания поэтов и писателей о любви, давайте попробуем ответить: любовь - это награда или наказание?

(Ответы учащихся)

Предлагаю в процессе урока решить, чем же она являлась для Сергея Есенина.

«Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

3. Вхождение в текст (2 мин)

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами сформировали три экспертные группы, каждая из которых должна была исследовать свой этап развития любовной лирики Сергея Есенина. Исследователи разделили творчество Есенина по временам года. Итак, какие четыре периода мы можем выделить? Запишите в тетрадь:

1.1914-1917г.г. - весна

2.1917-1919г.г.- лето

3.1919-середина1925г - осень

4.вторая половина 1925г.- зима.

4. Работа исследовательских групп (25 мин)

Учитель: Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово первой экспертной группе, которая анализировала творчество Есенина 1914-1917 годов.

Доклад 1 экспертной группы:

Ученик 1: С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики. Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна. Приехав из Москвы, Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала: ”Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.

Ученик 2: За горами, за желтыми долами...

За горами , за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Ученик 3: Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница, которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу. Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.

Ученик 1: В 1912 году семнадцатилетний деревенский парень Сережа Есенин приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но в редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына». Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве по обвинению в подготовке покушения на Сталина.

Ученик 3: Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

Гаснут красные крылья заката ,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня...

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

Учитель: Спасибо первой исследовательской группе. Ребята, давайте проанализируем, что мы можем сказать о настроении ранней лирики Есенина? Какова его любовь? Какие образы вас особенно затронули? Какие цвета преобладают в стихотворениях?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слово предоставляется второй экспертной группе, которая анализировала любовную лирику Есенина 1917-1919 годов.

Доклад второй экспертной группы:

Ученик 1: Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?! Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества. Есенин был ревнив. Порой он становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы.

Ученик 2: В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи… Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин. Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане. Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь - ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Всё это нашло отражение в стихотворении «Письмо к женщине»

Ученик 1: Прошу обратить внимание на экран. Стихотворение «Письмо к женщине» читает Сергей Безруков.

(видеофрагмент)

Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта.

Учитель: Спасибо второй группе. Ребята, теперь давайте ответим на вопрос: что отличает лирику Есенина второго периода? Какие цвета преобладают? Что можем сказать об образах произведения?

Слово предоставляется третьей экспертной группе, которая анализировала «осенний» и «зимний» периоды творчества Есенина.

Доклад третьей экспертной группы:

Ученик 1: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Она родилась в Сан-Франциско, мать её преподавала музыку, отец - древние языки. Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер. Именно здесь она и встретила Сергея Есенина. Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Ученик 2: Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве
Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме
«Черный человек»:
«И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны.

Вдруг Есенину улыбнулось счастье. Летом 1923 г. Есенин и его друзья отпраздновали помолвку с артисткой камерного театра Августиной Миклашевской — красивой и талантливой актрисой Московского Камерного театра. И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Миклашевской. Но брак не удался. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Ученик 3: Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь лёгкая, нежный стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цвета в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ученик 4: На Кавказе, в 1924 году Есенин знакомится с Шаганэ Тальян. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Шаганэ ты моя , Шаганэ !

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Ученик 1: Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская. Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…»

Ученик 2: Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда.
В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остроженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий. Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его.

Ученик 3: В последний период в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другой стороны, мечта о чистой, возвышающей любви,
Чтоб глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Ученик 1: Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне —
Не кому-нибудь —
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.

Учитель: Скажите, как изменилось творчество Есенина в период «зимы» и «осени»? Что можем сказать об изменениях в цветовой гамме?

5. Проверка полученных результатов (5 мин)

5.1. Слово учителя

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», — писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли мертвым. Его последнее стихотворение, по преданию, было написано кровью…

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах.

5.2. Работа в парах

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с пронзительными, волшебными, чуткими стихотворениями Сергея Есенина, посвященными теме любви. Думаю, за эти несколько уроков вы достаточно узнали и прониклись легким, понятным, образным стилем поэта. Предлагаю вам небольшое задание. Перед вами - карточки с отрывками из стихотворений о любви поэтов Серебряного века. Постарайтесь по стилю узнать, какие из них принадлежат перу Есенина. Аргументируйте ваш ответ.

Ключ: 1. Анна Ахматова «Божий ангел, зимним утром» 2,5,7 Есенин «Ты плакала в вечерней тишине», «Письмо матери», «Несказанное, синее, нежное» 3. Блок «Ты твердишь, что я холоден» 4. Гумилев «Однообразные, мелькают…» 6. Брюсов «Да, можно любить, ненавидя»

6. Рефлексия (5 мин)

Так давайте же ответим на вопрос, поставленный в начале нашего урока. Чем стала любовь для Сергея Есенина, наградой или наказанием?

(Ответы учащихся)

Женщин, любивших Есенина, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»
А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал…
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Предлагаю в заключение нашего урока послушать романс на стихи Сергея Есенина из цикла «Москва кабацкая».

(В исполнении Александра Малинина).

7. Оценка и самооценка (2 мин)

Ребята, вы сегодня отлично поработали. Каждая группа подготовила интересный материал. Давайте оценим работу друг друга. Первая группа оценивает работу второй, вторая - третьей, а третья - первой. Какие баллы вы бы друг другу поставили?

8. Домашнее задание (1 мин)

Мы сегодня много узнали о любовной лирике Сергея Есенина. Предлагаю вам дома написать эссе на тему: «О чем я думаю, читая стихотворения Есенина о любви?» Спасибо за урок!

Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы», поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью:

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.

В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности:

Дорогая, я плачу,
Прости… Прости…

Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень».
В стихотворении «Заметался пожар голубой» поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.

В следующих стихотворениях цикла трагедийная интонация усиливается, появляются мотивы ревности. Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая жизнь:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!

Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека.
Цикл стихотворений «Персидские мотивы» считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Цикл представляет собой лирико-философские раздумья, в которых слияние трагического и философского начал достигло своей завершенности. В нем Есенин вдохновенно создал воображаемую Персию, в которой ему хотелось побывать. Важнейшей чертой «Персидских мотивов» является их музыкальность, создающаяся повторением рефренов.
Наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт обращается к конкретной девушке, молодой учительнице по имени Шаганэ Тальян, с которой поэт встретился в декабре 1924 года. Он часто посещал ее, дарил ей цветы и читал стихи. Расставаясь, поэт подарил ей книгу с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она была армянка, отличалась необыкновенной красотой, и с нее поэт писал свою персиянку.
Рефрен «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» усиливает восхищение красотой любимой. Есенин рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.

Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Поэт не в состоянии забыть свою русскую подругу:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх:

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те­мой любви, оно как бы и не существует без этого высо­кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя­щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес­нями, полны деревенской мелодичности и напевно­сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол­нотой красок, звуков, запахов. В его стихах - мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от­чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета­ется с главной есенинской темой - темой любви к Ро­дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно­стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка - его любимый образ, становится берез­кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле­бединой шеей и множество других удивительных ме­тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир - мир живой и одухотворенной при­роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро­ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете­ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе­нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи­санном в 1916 году.



В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта - в об­разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме­на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе­нин, став свидетелем событий революции, видя изме­нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик­ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен­ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез­ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже­лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев­ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ­ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча­стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми­лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме­ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко­тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре­шено. Без возврата...», - пишет он в 1922 году. Чувст­ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости­тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена­висть. Такое настроение поэта выражается в стихо­творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи­санном в 1923 году. Однако подобные образы являют­ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац­кая » любовь - это отчаянный поэтический крик о гу­бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби­вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со­стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару­бежного путешествия, которое сыграло значитель­ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур­жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка­жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род­ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале­ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го­дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа­ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш­ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе­ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче­ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» - в этом стихотво­рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не­сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме­хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче­ский герой остается верен прежнему чувству. Он на­ходит снова верного посланника - это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

«Анна Снегина» (1925 г)

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Приме­чательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро-эпичес­кое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и много­значно. Снегина - символ чистоты белого снега - пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся про­образом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осужде­ние войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Сне­гиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать...

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погордившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:

«Нет!» Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее откры­тость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэ­тического сердца России» Сергея Есенина.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...