Сообщение жизнь и творчество к хетагурова. Коста Леванович Хетагуров

Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон ф?ндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову («Афхардты Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.

К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке, сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа. Его перу принадлежит этнографический очерк по истории осетин «О?соба» (1894).

Биография

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (урождённая Плиева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.

Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».

Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у властей 5 августа 1899 год и Хетагуров вернулся в Херсон.

В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью - и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области. По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

Произведения Коста Хетагурова

«Поздний рассвет»

Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в Петербургской Академии Художеств. По словам Сослана Габараева эта пьеса, как и пьеса «Чердак», написанная в то же время, «по своей художественной форме несовершенна», так как эти пьесы были первым опытом Коста.

Главный герой, молодой художник Борис - революционно настроенный юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его призвание - высокое свободное искусство», являющееся «лучшим проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет «бредом безумных мечтаний».

Борис всё же уезжает из Петербурга с другом Клавдием, они «уходят в народ».

«Мать сирот»

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

Память

В 1944-1957 гг. город Назрань назывался Коста-Хетагурово.

Карачаево-Черкесия

  • Именем поэта названо осетинское село, где он скончался: см. Коста-Хетагурова (село).

Северная Осетия

  • Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста (после объединения улиц Тбилисской и Ноя Буачидзе). Во Владикавказе есть также улица Коста Хетагурова (здесь располагается Осетинская церковь, где похоронен К. Л. Хетагуров).
  • Имя поэта носит крупнейший вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).
  • В старом центре города работает Дом-музей Коста Хетагурова.
  • Ежегодно присуждается государственная премия имени Коста Левановича Хетагурова в области литературы и искусства.

Южная Осетия

  • На главной площади столицы Южной Осетии в сквере установлен памятник Коста Хетагурову, на котором выбиты следующие строки из его стихотворения:
  • В честь поэта названо село Хетагурово в Южной Осетии, его имя носит драматический театр в Цхинвале.
  • В парке культуры города Ленингори в октябре 2009 года установлен памятник поэту.

Санкт-Петербург

  • На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска. Во дворе Академии художеств в 2009 году открыт памятник Хетагурову.

Очаков

  • Коста Хетагуров проживал в Очакове с 25 июня по 5 августа 1899 год. Принимал морские процедуры. Здесь он был покорен морем, «которое всей беспредельной ширью расстилалось перед самыми окнами хаты». Хетагурова очень тронула красота этих мест и он очень сожалел, что не имел при себе красок. «Когда я получу свои краски? Такой художественный зуд чувствую когда выхожу из хаты, что и сказать не могу … Так все и просится на полотно …» - писал он в письме.
  • Одна из улиц Очакова носит имя Коста Хетагурова.

Грузия

  • В 2007 году, 28 октября в Тбилиси, в сквере на улице Хетагурова, был открыт бюст Коста Хетагурова. Разработчиком идеи и автором бюста стал скульптор Мераб Гаглоев.

В филателии

  • Почтовые марки
  • Марка СССР, 1960 год

    Марка СССР, 1989 год

    Марка Абхазии, 1996 год

Цитаты про Коста

  • «Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами». Максим Горький
  • «Был я в Японии. И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста». Расул Гамзатов
  • «В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа, выработанный, выкристаллизованный на протяжении многовековой трудной истории». Нафи Джусойты
  • «Коста Хетагуров - гордость Осетии и всего советского народа». Михаил Шолохов

Библиография

  • Сборник «Осетинская лира» (Ирон ф?ндыр)
  • Перед судом (поэма)
  • Фатима (поэма) - экранизированна в 1950-х годах.
  • Плачущая скала (поэма)
  • Хетаг (поэма)
  • Охота на туров (повесть)
  • Дуня (пьеса)

Родился будущий поэт осенью 1859 года в маленьком осетинском поселении Нар. Семья мальчика была знатной фамилии, а отец помимо этого являлся русским офицером. Но несмотря на это, как позднее вспоминал Коста, родился он, как и все осетинские дети тогда, в хлеве.

Любовь и почитание к отцу Коста пронес всю жизнь, а мамы своей мальчик не помнил, она скончалась, когда сын был грудным ребенком. Отец женился во второй раз, у Косты появилась сестра, а через несколько лет отцу был выделен участок кубанской земли, и Хетагуровы основались в высокогорье Карачая.

Учиться Коста поступил в мужскую гимназию в Ставрополе, а после ее окончания попал в Академию художеств Петербурга. Азы мастерства будущему творцу преподавали Серов, Репин, Врубель. Однако окончить учебу Косте не пришлось, так как власти перестали субсидировать студентов. Юноша два года учился в академии вольным слушателем.

В 1985 году Коста возвратился в родные места во Владикавказ, куда его все эти годы нещадно тянуло. Молодому осетину не хватало родного языка и культуры. Здесь Коста участвовал в выставках вместе с великим Бабичем, создавал декорации к спектаклю Лермонтова «Демон», публиковал свои русские стихи в местных изданиях. Здесь к юноше пришел и первый успех с картиной «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». Но главным в его творчестве все же оставалась поэзия.

Основное поэтическое творчество Косты состоит из поэзии на русском языке, но всю любовь к родине, уважение и почтение к осетинскому народу поэт выразил в единственной книге стихов на родном языке «Ирон фандыр», которую он писал всю свою жизнь. Издать их он не мог, поскольку в Осетии в то время не было печатных изданий. Стихи переписывались от руки и передавались среди почитателей таланта поэта. Стихи, написанные Костой в память Лермонтова, цензура не разрешила печатать. Они были изданы нелегально только через десять лет после написания.

Из-за свободолюбивых мыслей поэта у него не раз в жизни возникали проблемы с властями. Несколько раз поэт был отправлен в ссылку, за пределы родной земли. В одну из ссылок умирает неизлечимо больной отец Косты, а вскоре поэт переживает и личную драму. Коста был давно влюблен в Анну Цаликову, но сделав ей предложение руки и сердца, получил жесткий отказ. Несколько стихотворений Хетагурова посвящены именно этой женщине.

В 1987 году поэт тяжело заболел и выехал в Петербург на лечение, в течение полугода он был прикован к постели. Вернуться на родину ему снова не позволяли зарвавшиеся чиновники, которым не нравились сатирические статьи поэта на злободневные темы. В этот момент наступил самый плодотворный период его творческой биографии, на свет появились самые сильные поэмы поэта «Фатима», «Перед судом», «Кому живется весело». Но организм Косты уже сильно надломлен.

Немного восстановившись после болезни, Хетагуров прибыл во Владикавказ, где решил остаться навсегда. Здесь он пытался организовать художественную детскую школу, публиковался в изданиях, рисовал. Однако все его помыслы остались мечтами. Спустя два года его одинокого, больного, лишенного средств к нормальной жизни, забирает в родной дом сестра. Там Коста прожил еще немного, но к творчеству уже не вернулся. В начале весны 1906 года Коста Хетагуров умер.

Как и все великие творческие личности, при жизни личность художника, поэта, публициста была мало кому интересна. Лишь спустя годы стало понятно, какое неоценимое значение для осетинского народа имело творчество Косты Хетагурова.

  • Медузы - доклад сообщение (3, 4, 7 класс, биология, окружающий мир)

    Подводный мир очень богат на обитателей. Одним ярким и запоминающимся экземпляром подводного мира являются медузы.

Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева).

Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ , стал учиться в прогимназии . В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область . Он основал тамсело Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова . Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище .

С по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии . От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке. В 1881 году , в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова . В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений наосетинском языке . С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь . В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон . В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Хетагурову не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.

Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков . Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море , «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты». Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове , в 1899 году Коста узнает, что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у властей

Коста Леванович Хетагуров. Жизнь и творчество

Кущ Константин. 9 «В» класс.

Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял». Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно - идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину, к родной языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по - настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно - музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ». В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: остенинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело», а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий голос Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско - Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому - либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности остенинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, - не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр». В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф - генерал Каханов». Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылке Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние. Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы - это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме»

Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами - поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д. . Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело».

Сатирических мотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А нравственный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья - таков смысл обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных, но даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко:поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Либо противопоставляет ему собственный идеал.

Тема народа - магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое количество стихотворений на русском языке. Однако они далеко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» - самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» - единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.

Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни».

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...