Составляющие образа жизни человека. Мнение Всемирной организации здравоохранения о здоровом образе жизни

Данные, приводимые всемирной организацией здравоохранения, свидетельствуют о том, что здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни.

Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, в нормах общения и поведения. Образ жизни включает в себя три составляющих: уровень, качество и стиль жизни.

Качество жизни характеризует степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (то есть является преимущественно социологической категорией). В специальной литературе словосочетание «качество жизни» начало появляется после 1975 года. Его общепринятое определение пока не найдено. Качество жизни трактуется как довольно широкое понятие, охватывающие многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья. К ним можно отнести: условия жизни; удовлетворенность учебой или (и) работой; семейные отношения; социальное окружение; политическая и экономическая ситуация в стране.

Субъективные стороны качества жизни находят отражение в следующих факторах:

Состояние личности, позволяющее ей безболезненно преодолевать противодействие (борьбу, агрессию, конкуренцию) внешнего мира;

Способность адекватно решать поставленные задачи;

Возможность жить полной жизнью в тесном контакте со всем, что любит человек;

Способность быть всем, чем в состоянии стать(самореализация);

Возможность находится в физическом и психическом равновесии с природой и социальной средой, с самим собой.

Вся совокупность известных методик оценки качества жизни по предмету исследования может быть рассредоточена на пять основных групп 46 .

Физическое состояние (состояние физического здоровья, физические способности, физические ограничения, временная нетрудоспособность).

Психическое состояние (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, самоконтроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Социальное функционирование (межличностные контакты, социальные связи, социальная поддержка: пособия, льготы и т.д.)

Ролевое функционирование (на работе, дома).

Общее субъективное восприятие состояния своего здоровья (оценка настоящего состояния и его перспективы, оценка болевых ощущений).

Согласно Н.М. Амосову, здоровье с позиций категории качества жизни есть выбор такого образа жизни, при котором человек получает удовольствие от здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает долголетие с высоким уровнем душевного комфорта.



Стиль жизни – категория социально-психологическая. Она характеризует особенности повседневной жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности. Стиль жизни – это существенный признак индивидуальности, проявления ее относительной самостоятельности, способности сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Здоровье человека в существенной мере зависит от стиля жизни, который обусловлен менталитетом (национальной культурой и традициями) и личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни – понятие комплексное, но более узкое, чем собственно образ жизни. Большинство исследователей определяют здоровый образ жизни как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Образ жизни человека в решающей степени обусловлен его отношением к своему здоровью.

Отношение к здоровью является одним из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится в своей сущности к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. На самом деле, формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд причин 39 . Ниже раскрыто их содержание.

Одна из проблем в том, что здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным (поскольку и так все хорошо) предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению своего здоровья.

Как правило, здоровье привлекает к себе внимание, когда с ним возникают какие-то проблемы. Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, особую значимость тогда, когда оно уже нарушено.

В основе нездорового поведения нередко лежит феномен «нереалистичного оптимизма», неоправданного, ничем не обоснованного. Его формированию способствуют определенные психологические факторы:

отсутствие личного опыта болезни;

вера в то, что если проблема (заболевание) еще не появилась, то она и не появится в будущем;

вера в то, что если проблема со здоровьем и появится, то с ней можно будет справиться, предприняв соответствующие действия.

Довольно типичной является ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее, не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.

Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (выпить водки, выкурить «хорошую» сигарету, и т.д.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.

Нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушение в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Значительная часть самосохранительного поведения человека определяется его представлением о здоровье. Если рекомендации по укреплению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет невысокой.

Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представлениями среднего и особенно старшего поколения. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага, карьера. Его они и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места.

Социальное давление зачастую заставляет людей осуществлять нездоровое поведение (например, роль референтных групп у подростков в плане их приобщения к курению, алкоголю, наркотикам).

Существует эффект задержанной обратной связи: люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием дают ощутимый позитивный результат далеко не сразу, через несколько дней, а чаще через месяцы и даже годы.

Люди этого не понимают, им это зачастую просто не объясняют. Их не настраивают на терпеливую систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернутся к ним уже никогда.

Эффект задержанной обратной связи – одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни.

Время от времени появляется мода на здоровье, но нет попыток поставить эту проблему на долгосрочную перспективу в качестве государственной.

В1965 году американские ученые Беллок и Бреслау начали исследовать влияние образа жизни на состояния здоровья человека (по книге: Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. 256с.) Ими было опрошено 7000 людей в возрасте от 25 до 75 лет. С помощью одного перечня вопросов выяснялся характер присутствия в образе жизни респондентов семи факторов: сон, завтрак, перекусывание между приемами пищи, поддержание оптимального веса, курение, употребление алкоголя и физические нагрузки. Другой перечень вопросов был направлен на выяснения состояния здоровья опрашиваемых в течении последних двенадцати месяцев: например приходилось ли им брать больничный лист по болезни; бывали ли у них периоды пониженной энергии; были ли они вынуждены отказаться от некоторых видов деятельности и др. Сравнение различных возрастных групп по итогам исследования показало, что в каждой из них совокупный уровень состояния здоровья повышался по мере «оздоровления» образа жизни. Причем те, кто соблюдал все семь правил здорового образа жизни, показали такие же результаты по здоровью как и те, кто был на 30 лет моложе, но этих правил не соблюдал вовсе или отчасти. В последующем эти семь факторов стали рассматриваться как основа здорового образа жизни. Сюда относятся:

Сон (7-8 часов),

Регулярное питание,

Отказ от дополнительного приема пищи (то есть в перерывах между ее приемами),

Вес, не превышающий 10% от оптимального (в зависимости от возраста),

Регулярные занятия физическими упражнениями,

Ограничение алкоголя,

Отказ от курения.

Разумеется, этим не исчерпывается все реальное многообразие факторов здорового образа жизни, которое постоянно уточняется опытным путем и еще не является окончательно установленным перечнем. Приведем наиболее известные факторы здорового образа жизни и сопроводим их комментарием разной степени подробности.

Образ жизни

Образ жизни - собирательное понятие, охватывающее проявления материального, социального и духовного бытия людей. Это общесоциологическая категория, интегрирующая все законы, принципы и нормы, в соответствии с которыми живут люди данного общества в данное время.
При всех различиях, какие существуют в О.ж. отдельных индивидов, классов, социальных групп и наций с их особыми обычаями, традициями и психическим складом, исторически формируются общие черты О.ж. данного социально-экономического строя, с присущим ему разделением труда, обменом и распределением произведенного продукта, господствующей идеологией. Все это, вместе взятое, образует эмпирическое бытие людей, характеризующееся определенной мерой свободы и счастья, наслаждений и удовлетворенности жизнью.
Такая "всеобщность" бытия, включающая в себя определенный спектр человеческих ценностей и составляет исторически конкретный О.ж. людей. Вся история человечества представляет собой последовательную смену разных форм жизнепроявления людей, многих модификаций О.ж. Каждая из них была неповторима как особая ступень человеческого развития. В существующий О.ж. всегда включена и взаимосвязанная со всеми его сторонами культура общества, приобщение к которой является определенным способом становления личности, развития родовых сил человека.
В О.ж. отражается совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы или общества в единстве с условиями жизни (труд, быт, общественная деятельность) . О.ж. формируется под -воздействием природных, социально-экономических и культурных условий и реализуется в процессе социально-преобразующей и социокультурной (творческой) деятельности людей.
О.ж. - понятие, характеризующее вошедший в привычку способ повседневной жизнедеятельности, культуры поведения. Культурологический аспект данного понятия позволяет различать в нем - что относится к культуре человеческих отношений, а что - к О.ж. Культура человеческих отношений рассматривается на примере целой культурной эпохи, культурной истории этноса или нации, воссоздается по литературным и др. памятникам, и таким образом выявляется как социокультурная динамика, воплощается в жизнь нынешнего поколения и может оказывать влияние на жизнь будущих поколений. В свою очередь, О.ж. - это констатация жизнедеятельности данного поколения, временной срез повседневной, материально-практической деятельности современных людей.
Характерные черты, присущие всем сферам культуры, выступают характерными чертами О.ж. - это исторически сложившаяся совокупность характерных для данных индивидов социальных общностей, этносов черт культуры.

Образ жизни

Здоровый образ жизни

Рисунок взят с сайта primamedia.ru

Образ жизни - понятие, применяемое в социальных и медицинских науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе.
Известный валеолог Ю.П. Лисицын в понятие образ жизни включает важный фактор активность, рассматривая ее в трех аспектах:
- интеллектуальная и физическая активность;
- трудовая и нетрудовая активность;
- социальная, культурная (образовательная) активность, деятельность в быту.
Большинство западных ученых определяют образ жизни как широкую категорию, которая включает индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных привычках, свойственных тому, или иному социально-экономическому укладу.
Составляющими образа жизни являются: трудовая активность человека; социальная, психо-нтелектуальная и двигательная активность; деятельность, направленная на преобразование природы, общества и самого себя; способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; формы участия людей в общественно-политической деятельности; познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического, ориентированного и практического знания; медико-педагогичная деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха; общение и бытовые взаимоотношения.
В историческом аспекте представления о здоровом образе жизни впервые начинает формироваться на Востоке. Так, в древней Индии за VI в. до н. э. в Ведах сформированы основные принципы соблюдения здорового образа жизни. Один из них устойчивое равновесие психики.
С точки зрения социальных наук определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, например, говорят о буржуазном образе жизни, о социалистическом образе жизни. Внутри данной формации в свою очередь различают особенности образа жизни того или иного класса, социального слоя, городского и сельского населения. Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их образе жизни. Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах) образа жизни.
Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образ жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.
Образ жизни - социологическая категория, более богатая по сравнению с экономической категорией "уровень жизни", которая выражается главным образом количественными показателями. К ним обычно относят уровень заработной платы и средний доход на душу населения, уровень цен на предметы широкого потребления, средние нормы потребления на душу населения и т.д. Образ жизни включает в себя наряду с количественными и качественными характеристики условий и форм жизнедеятельности людей.
Понятие "образ жизни" подменяется некоторыми буржуазными социологами понятием "", который рассматривается как объект индивидуального выбора человека, По мнению американского социолога А. Тофлера, для века научно-технической революции характерно возрастающее разнообразие "стилей жизни". "Поэтому иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество наших дней, должен выбирать не из четырех - пяти основных классовых стилей жизни, но буквально из сотен различных возможностей" Психологии людей в социалистическом обществе присущи социальный оптимизм, вытекающий из уверенности всех в своём будущем, взаимной заботы общества о каждом человеке и каждого человека об обществе, чувство хозяина страны.

Используемые источники
1. Toffler A., The Future shook, L., 1970.
2. Большая Советская Энциклопедия. 1969-1978
3. valeologija.ru
4. Большая Медицинская Энциклопедия. 1956-1964

В различных сферах. Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни - способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека - главный фактор, определяющий его здоровье .

Уклад жизни - образ жизни людей, который определяется :

  • характером собственности на средства производства
  • политическими, экономическими , социальными отношениями
  • ведущей идеологией и т. д.

Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы , ориентированных преимущественно на повседневную жизнь .

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими , общественными и эмоциональными потребностями .

О стиле жизни судят по внешним формам бытия , в которые входит :

  • организация рабочего и свободного времени
  • занятия вне сферы труда
  • устройство быта
  • манеры поведения
  • ценностные предпочтения, вкусы и др.

См. также

  • Альтернативный образ жизни

Литература

  • Ефимов, Н. И. Советский образ жизни. - М. : Изд-во агентства печати «Новости», 1982.
  • Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегинин и др.]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993 (1994).
  • Возьмитель, А. А. Образ жизни: Концепция, сущность, динамика: Автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. - М.: 2000.
  • Мировосприятие и образ жизни: [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. - СПб. : Образование-Культура, 1999.
  • Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / [И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. - М. : Наука, 1987.
  • Клямкин, И. М. Теневой образ жизни: Социол. автопортр. постсовет. о-ва / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. - М. : РГГУ, 2000.
  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. Гл. 4.4. Идентичность по стилю жизни. -М: Издательство НИБ, 2010,С.163-181.
  • Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред.: Т. М. Караханова]. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002.)

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Касавубу, Жозеф
  • Boeing B-52 Stratofortress

Смотреть что такое "Образ жизни" в других словарях:

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60 х 20 в., активно использовался на протяжении 70… … Новейший философский словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц. полит. и культ.), типичные для конкретно истор. соц. экон. отношений. см. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ … Энциклопедия социологии

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд,… … Большой Энциклопедический словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей, прежде всего с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    ОБРАЗ ЖИЗНИ - обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но также и с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям … Юридическая энциклопедия

    образ жизни - сущ., кол во синонимов: 8 дауншифтинг (2) жизненный уклад (2) модус вивенди … Словарь синонимов

    Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. О. ж. определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно экономической формации … Большая советская энциклопедия

единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...