Состоится собрание с родителями будущих первоклассников. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Составлено и проведено Н.Н. Поляковой

Цели:

— выявить представление родителей об уровне готовности их детей к школе;

— расширить знания родителей о требованиях к уровню готовности детей к школе;

— помочь родителям понять, насколько они готовы быть родителями школьника;

Участники : родители будущих первоклассников, классный руководитель, школьный психолог, логопед.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание.

II. Классный руководитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания.

III. Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель готовит выставку книг и журнальных статей по теме собрания.

IV. Психолог вместе с классным руководителем подготавливают анкеты и памятки для родителей.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— столы и стулья в классной комнате расставлены по кругу; на каждом столе лежат бумага для заметок, ручки, цветная бумага, фломастеры, булавки, ножницы;

— выставка книг и журнальных статей для родителей;

— анкеты, листы для обработки анкет;

— конверты с памятками для каждого родителя.

I. Организационный момент. Знакомство

Родители сидят за столами. Классный руководитель предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги, на которой необходимо написать форму желаемого к себе обращения. Цвет и форма визитки избираются каждым участником по своему желанию. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

II. Вступительное слово классного руководителя

Ваш ребенок идет в школу. Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием! Как лучше подготовить ребенка к школе? Каким должен быть уровень развития будущего школьника? Как определить, соответствует ли он возрастным нормам? Как лучше организовать пребывание ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Готовы ли вы стать родителями школьника? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

III. Определение готовности быть родителями школьника

Классный руководитель . Сейчас мы попытаемся

определить, насколько вы готовы быть родителями школьника. Предлагаю вам заполнить анкету. Старайтесь быть искренними, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

Анкета «Насколько вы готовы быть родителями школьника»

Верно ли утверждение

Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей

Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей

На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка

Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама

Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить

Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна

Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка

Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка

Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка

Мой ребенок говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Школьный психолог . Сосчитайте количество положительных ответов. Если ответов «да» 4 или менее — у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября — вы сами готовы принять новую социальную роль вашего ребенка. Если ответов «да» 5—10 — будьте готовы к возможным трудностям. Если ответов «да» 10 и более — подумайте над своими ответами еще раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

IV. Определение готовности ребенка к школе Классный руководитель. Чтобы проверить, насколько ваш ребенок готов к школьному обучению, предлагаю заполнить следующую анкету. Вам даны утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребенка. Заполните соответствующую графу в таблице.

Анкета «Насколько ваш ребенок готов к школе»

Верно ли утверждение...

Мой ребенок очень хочет учиться в школе

Мой ребенок часто переживает о чем-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте

Мой ребенок легко работает с мозаикой

У моего ребенка иногда сильно кружится голова

Рисунки моего ребенка яркие, преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета

Когда мой ребенок работает с раскраской, то он не заезжает за линии картинки

Моему ребенку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне

Мой ребенок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги

Мой ребенок говорит четко, правильно произнося все звуки

Бывает так, что мой ребенок не понимает того, что я ему говорю

Мой ребенок играет в одиночестве, не общается с другими детьми

Когда к нам приходят гости, ребенок прячется и не выходит к ним

Мой ребенок умеет застилать кровать и делает это ежедневно

Мой ребенок быстро забывает то, о чем мы только что говорили

Продолжение табл.

Мой ребенок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребенком, взрослым)

Мой ребенок самостоятельно складывает свои игрушки

В книге, которую мы недавно читали, ребенок может найти определенную иллюстрацию по моей просьбе

Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребенок прислушивается и пытается определить, что это было

Мой ребенок знает, как называется страна и город (деревня), где он живет

Мой ребенок хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы

Мой ребенок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чем-либо еще, что написано в энциклопедии

Если моему ребенку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться

Мой ребенок может отличить песню, которую поют на русском языке, от песни на иностранном языке

Мой ребенок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений

Иногда мой ребенок плачет, когда что-то не получается

Очень часто мой ребенок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку

Мой ребенок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу

Когда я читаю своему ребенку сказку, он может представить ее героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер

Когда я говорю своему ребенку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему

Если мой ребенок чего-то очень хочет, то он этого добьется

Мой ребенок может длительное время (более 50 мин) собирать мозаику

Мой ребенок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже

Мой ребенок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений

Мой ребенок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)

Мой ребенок может написать свое имя (имена членов семьи) печатными буквами

На прогулке или дома мой ребенок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру

Мой ребенок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (кормит кошку, собаку, забирает из детского сада младшего ребенка, моет посуду и т.д.)

Мой ребенок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой

Если ребенку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза

Мой ребенок часто спрашивает про школу, просит купить ему портфель, тетради

У моего ребенка чаще всего преобладает хорошее настроение

Школьный психолог. В таблице «Обработка анкеты» — в графе «Номера вопросов» — обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребенка».

Обработка анкеты

Параметр готовности к школьному обучению

Номера вопросов

Максимально возможный балл

Балл ребенка

Психологическое здоровье

2 — «нет», 4 — «нет», 5 — «да», 7 — «нет»

Психомоторика

3 — «да», 6 — «да», 8 — «да», 35 — «да»

9 — еда», 10 — «да», 11 — еда», 39 .— «да»

Умение общаться и говорить

12 — «да», 13 — «нет», 14 — «нет», 15 — «нет», 18 — еда», 24 -— еда», 40 — «да»

Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления)

17 — «нет», 20 — еда», 21 — еда», 27 — «да», 28 — «да», 30 — «нет», 31 — «нет», 32 — «да», 37 — еда», 42 — «да»

Предметные знания — эрудиция

22 — «да», 23 — «да», 25 — «да»

Эмоционально-волевая сфера

26 .— «нет», 34 — еда», 45 -— «да»

Мотивация к школе

1 — «да», 33 — «нет», 44 — «да»

Самооценка

29 — «нет», 36 — «нет», 38 — «да»

Дисциплинированность и ответственность

16 — «да», 19 — «да», 41 — «да», 43 — «да»

Школьный психолог. Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты. Если она составляет 40—45 баллов, можно считать, что ваш ребенок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься. 30—39 баллов — ваш ребенок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов. Менее 30 баллов — возможно, ваш ребенок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребенка к школе. По возможности посетите психолога. Если ответов «не знаю» более 15 — это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребенка. Поэтому особенно полезным будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребенок очень сильно отдалится от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами. А теперь давайте расшифруем, что такое «параметры готовности к школьному обучению».

Психическое здоровье — состояние психики ребенка. Если он часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары, и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребенка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невролога).

Психомоторика — умение хорошо работать рукой: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т.д.

Умению читать, считать, писать как раз и обучают в начальной школе. Ребенок не обязан при поступлении в первый класс бегло читать, считать и писать, но если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, — это сделает его обучение более успешным.

Умение общаться обеспечивает эффективность взаимодействия ребенка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т.д.).

Умение говорить показывает, как развита устная речь. Если ребенок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребенка есть проблемы с устной речью. Если ребенок не может сказать, потому что у него есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему не- обходима консультация логопеда.

Интеллектуальные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, считать и писать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо развиты мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому больше внимания при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребенку при изучении различных предметов.

Эмоционально-волевая сфера демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме у ребенка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Если ваш ребенок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость), желательна консультация психолога.

Мотивация к школе показывает, насколько и как ребенок настроен на школу и обучение. Если он не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т.п.), значит, у ребенка нет желания учиться, и такой ребенок не ориентирован на успех в учебе. Чтобы ребенок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте его трудиться.

Самооценка свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребенок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена. Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то или что-то. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так. Такие дети часто тревожатся и легко ранимы.

Дисциплинированность и ответственность — качества, без которых ребенок не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать — вот над чем нужно работать, если в соответствующей графе ребенок набрал 0 баллов.

V. Информация о возрастных нормах развития 6-летнего ребенка

Данная информация оформлена в виде памяток и вложена в конверт.

Внимание:

— выполнять задание, не отвлекаясь около 15 мин;

— находить 5—6 отличий между предметами;

— удерживать в поле зрения 8—10 предметов;

— выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

— копировать в точности узор или движение;

— уметь находить одинаковые предметы.

Память:

— уметь запоминать не менее 7—8 предложенных предметов или названных слов;

— уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

— пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

— рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

— запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

— запоминать и повторять фразы, состоящие из 7—8 слов;

— рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.

Мышление:

— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

— классифицировать предметы в группы по определенным признакам;

— подбирать подходящие предметы, связывая их между собой по смыслу;

— самостоятельно подбирать подходящий узор на большой и маленькой картинках;

— находить в группах предмет, не подходящий к общим признакам;

— решать простые логические задачи;

— выстраивать логический ряд из фигур.

Мелкая моторика:

— свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их одним содержанием;

— штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

— ориентироваться в тетради в клетку или в линейку;

— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

— уметь копировать простейшие рисунки.

— правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;

— уравнивать неравное число предметов двумя способами;

— сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношения между ними;

— различать форму предметов;

— выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;

— ориентироваться на листе бумаги.

Развитие речи:

— правильно произносить все звуки;

— употреблять в речи простые и сложные предложения;

— пользоваться прямой и косвенной речью;

— поддерживать непринужденную беседу;

— составлять небольшие рассказы о предмете, картине по теме, предложенной взрослым;

— уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

— уметь определять место нужного звука в слове.

Окружающий мир:

— знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы Родины;

— знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;

— называть группы предметов обобщающим словом;

— знать основные правила дорожного движения;

— знать последовательность времен года, частей суток;

— различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;

— знать несколько зимующих и перелетных птиц.

Оценить уровень развития своего ребенка, определить, соответствует ли он возрастным нормам, помогут тетради с проверочными заданиями. В них вы найдете разделы: «Математика», «Развитие речи», «Окружающий мир», «Внимание», «Память», «Мышление», «Мелкая моторика». Объясните малышу задание, предоставьте ему возможность выполнить его самостоятельно. Если малыш не справляется с большинством заданий, значит, ему необходимы дополнительные занятия.

VII. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе

Игры и упражнения оформлены в виде памяток и вложены в конверт.

Игры па развитие мелкой моторики:

— если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры;

— если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики;

— если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон;

— предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Упражнения для развития мелкой моторики:

— штриховать карандашом в различных направлениях;

— рисовать красками, карандашами;

— лепить из пластилина, глины;

— вырезать из бумаги, делать аппликации;

— рвать бумагу руками, складывать бумагу;

— складывать мозаику, собирать из конструктора;

— завязывать шнурки, вязать веревочные узлы;

— пришивать пуговицы, вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти:

— попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Во время вашей уборки пусть ребенок ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом;

— попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 — 15 мин), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно ребенку:

— пересказывать сказки, стихи, которые вы ему читаете;

— рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

— пересказывать события в мультфильме, который он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал);

— смотреть на любой предмет в течение 30 с, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания

1. Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищете предмет, начинающийся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

2. Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поете песню), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающееся со звука «к» («м», «б» и т.д.).

Для развития внимания также нужно: учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Игры на развитие речи

1. Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье — утюг, включать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

2. Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

3. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме «кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т.д.

Для развития речи также нужно:

— чаще просить ребенка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.;

Игры на развитие мышления

1. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-либо слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребенок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, чай, стол, стул.

2. «Найди предмет». Усложненный вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например, луге). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

3. «Что общего?». Предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете (например, что общего между ножом и луком — нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.).

Для развития мышления также нужно:

— разгадывать ребусы, составлять их;

— рисовать комиксы;

— составлять из заданных слов предложения;

— составлять из геометрических фигур картинки.

Игры на развитие пространственных представлений

1. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например, шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз и т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребенка.

2. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане. Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

— срисовывать буквы, цифры, картинки;

— рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

— играть в «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы

1. «Любимое — нелюбимое». Вы называете ребенку какое- либо действие, а он должен изобразить отношение к этому действию. Если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, неизвестность (например, есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т.д.).

2. «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

— при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

— чаще говорить ребенку о собственном настроении (например, «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т.д.).

Игры на развитие воображения

1. Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

2. Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

3. Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварешку) и придумать рассказ об этом предмете («Я — поварешка, живу на кухне» и т.д.).

Для развития воображения также нужно:

— соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

— уменьшать — увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

— придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т.д.).

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте его сравнений с другими детьми; не говорите ему, когда у него что- то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

VIII. Презентация программы и учебных пособий, набора принадлежностей к школе

Классный руководитель . Поговорим о программе и учебных пособиях, по которым будут учиться ваши дети. В нашей школе дети обучаются по традиционной программе по учебному комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова (список учебников и рабочих тетрадей на печатной основе вложен в конверт с памятками).

Классный руководитель знакомит родителей с той программой, по которой предполагается обучение детей.

Чтобы обеспечить ребенку комфортное обучение, вам нужно подготовить для него школьные принадлежности (список в виде памяток вложен в конверт):

— тетради в клетку, в узкую линейку с косыми линиями в полиэтиленовых обложках;

— пенал, желательно без звуковых эффектов, не очень большой, чтобы не занимать много места на парте;

— шариковые ручки (обыкновенные);

— простые карандаши;

— цветные карандаши;

— деревянная линейка 25—30 см, треугольник;

— акварельные краски, гуашь (не менее 12 цветов);

— кисти для рисования;

— пластилин;

— металлический конструктор;

— цветной картон, бумага;

— клей ПВА и клеящий карандаш;

— ножницы с тупыми концами;

— нитки «мулине» разных цветов;

— кассы букв.

IX. Ознакомление родителей с документами, необходимыми для приема ребенка в школу

Список документов оформлен в виде памяток и вложен в конверт:

— копия свидетельства о рождении с вкладышем, подтверждающим российское гражданство;

— медицинская карта по форме 0—26/У—2000;

— справка о регистрации ребенка и родителей или лиц, их заменяющих;

— сертификат о профилактических прививках;

— заявление (образец предоставляется в школе).

X. Итог родительского собрания

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в подготовке детей к школе, зачитывает проект решения.

Решение собрания

1. Оценить уровень развития своего ребенка, определить, соответствует ли он возрастным нормам.

2. Приложить все усилия, чтобы максимально подготовить ребенка к школе.

Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуально беседуют с учителем.

Литература

Ануфриев А. Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.

Гаврина С.Е. и др. Проверяем знания дошкольника: Тесты для детей. Киров, 2006. Ч. 1-2.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1—4 классы. М., 2004.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1985. -

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Сост. Е.Н. Степанов. М., 2001.

Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград, 2005.

— Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в начальную школу. Я рада видеть вас в нашем первом классе . Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

— Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

— Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

— Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

Слайд №3.

— Меня зовут Кравченко Наталья Владимировна. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

  1. Знакомство с УМК.

— Работаю я по УМК «Гармония», с использованием различных развивающих технологий, используя учебники: Слайд№4.

  1. Знакомство с ФГОС.

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Слайд №5.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Слайд №6.
Стандарт выдвигает три группы требований:
· Требования к результатам освоения
· Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
· Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Слайд №7.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер , ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности , которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к структуре и условиям реализации программы больше касаются учителя и администрации гимназии. Остановлюсь на требованиях к результатам освоения ООП.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде:

  • личностных
  • метапредметных
  • предметных результатов.

Стандарты первого поколения формировали, давали знания. Стандарты второго поколения развивают умения.

Целью школы становятся не только знания, но и умения:

  • ставить цель и добиваться ее;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
  • задавать вопросы;
  • ясно выражать свои мысли;
  • заботиться о других, быть нравственным человеком;
  • сохранять и укреплять своё здоровье.
  • В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Отличительной особенностью начала обучения после принятия ФГОС является то, что ребёнок начинает осваивать ИКТ . Слайд№8.

  • Наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста .
  • Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты , проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры .Слайд №9
  • В современной школе широко применяется проектный метод . Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Слайд №10.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • интеллектуальное,
  • общекультурное.

Слайд №11.

  • выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
  • индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
  • индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий,
  • кружки,
  • секции,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • диспуты,
  • школьные научные общества,
  • олимпиады,
  • соревнования,
  • поисковые и научные исследования.
  1. Организация учебного процесса.

Слайд №12.

По учебному плану в 1 классе

русский язык — 5 уроков
литературное чтение — 4 урока
математика 4 урока
окружающий мир 2 урока
музыка 1 урок
изобразительное искусство -1 урок
технология — 1 урок
физкультура — 3 урока

Слайд №13.

5.Приобрести к основным урокам:

  • Тетради в клетку- 4 шт.
  • Тетради в косую линейку- 4 шт.
  • Обложки для тетрадей и книг плотные
  • Простые карандаши
  • Линейка 20 см деревянная
  • Ластик, точилка
  • Папка для тетрадей
  • Пенал
  • Подставка для книг
  • Дневник
  • Ручки цветные

Слайд №14.

6.Приобрести к урокам физкультуры и ритмики : чешки

Слайд №15.

7.Приобрести для уроков изобразительного искусства:

  • Альбом для рисования
  • Цветные карандаши
  • Стакан-непроливайка
  • Краски акварельные, гуашь 6 цветов
  • Набор кисточек
  • Салфетки бумажные
  • Папка

Слайд №16.

  1. Приобрести для уроков труда:

Для уроков технологии:

  • Цветная бумага (односторонняя)
  • Бумага для оригами (двусторонняя)
  • Цветной картон
  • Гофрированный картон
  • Белый картон
  • Ножницы с тупыми концами
  • Клей карандаш, клей ПВА
  • Пластилин
  • Доска для лепки
  • Салфетки влажные
  • Папка

Слайд №17.

  1. Школьная форма
  2. Сменная обувь.
  3. Рекомендации на лето.
  • организация своего рабочего места (порядок на столе, в комнате…)
  • учиться самостоятельности (одеваться, раздеваться, складывать и не разбрасывать вещи); родителей в школу не пропускают
  • учить понимать словесные инструкции (дай, пожалуйста, с верхней полки шкафа красную коробочку…).Если сразу трудно, начинайте с элементарного.

Анализируя результаты группового и индивидуального собеседования детей, я хотела бы обратить ваше внимание на речевое развитие:

  • бедный словарный запас (ухо, ребёнок,флаг…; в тексте- варить уху)
  • плохое умение грамотно строить предложения, составлять рассказы (фантазируйте, придумывайте…)
  • объяснять смысл прочитанного (прочитать и понять…)
  • во время разговора следите за тем, чтобы речь у него была правильной. Дома должна быть образцовая речь!(не допускайте звонит нету, потома…)

Очень помогают в развитии речи пальчики. Пальцы помогают говорить!!!

Слайд№18.

  • лепка
  • штриховка
  • вырезание
  • завязывание бантов
  • развязывание узелков
  • расстегивание, застёгивание пуговиц
  • мозаика
  • конструктор

В се мы заинтересованы в том, чтобы ребёнок хорошо учился, рос физически и психически здоровым. Успешность обучения держится на 3 китах: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.

  1. ВЕРА в возможности и успех ребёнка.
  2. НАДЕЖДА на успех. Никаких негативных установок в отношении ребёнка не допускать.(…вот, пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся;…вот будешь получать двойки, узнаешь)
  3. ЛЮБОВЬ родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Особенно важно, когда у него что-то не получается и возникли первые трудности.

Каждый ребёнок индивидуален. Кто-то очень легко будет учиться и получать хорошие отметки, а кому-то придётся потрудиться для этого. Надо принимать детей такими, какие они есть.

Моя и ваша задача – помочь им раскрыться, проявить себя и показать все свои самые наилучшие стороны!!!

Слайд№19.

  1. Анкета.

Организационное родительское собрание

Дата проведения: а вгуст .

Форма проведения : беседа, диалог классного руководителя и ро­дителей учащихся 1 класса.

Прод олжительность: 1- 1,5 часа.

Цель: создать благоприятные условия для знакомства представи­ телей родительской группы друг с другом; ознакомить родителей уча­ щихся класса с условиями и режимом работы, а также с целями и задача­ ми общеобразовательного учрежден ия на предстоящий учебный год.

Задачи :

1. провести социологический опрос родителей учащихся с целью первого знакомства;

2. ознакомить родителей учащихся с учеб­ ным расписанием, режимом и условиями работы школы;

3. выбрать родительский комитет или другой совещательный орган класса;

4. рас­планировать учебно-воспитательную работу на первую четверть.

Подготовительный этап

    Подготовка приглашений для родителей 1 класса.

Уважаемые мама и папа _____________________________, ученика 1- __ класса школы № 3имениа АИ Томилина ! Приглашаем вас на встречу родителей одноклассников вашего сына с классным руководителем Чернышовой Натальей Николаевной . Встреча состоится ___ сен­ тября в 18.00 в классном кабинете школы.

Классный руководитель Чернышова Наталья Николаевн а

    Подготовить анкеты для родителей

    Проду­мать наглядное оформление кабинета в виде плакатов с высказыва­ниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей.

«Терпение - пластырь на все раны».

«Хороший пример - наилучшая проповедь».

«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». (А.П. Чехов)

«Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких уси­лий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же самое и нужное». (Л.Н. Толстой)

Организационный этап

Собрание начина ется со знакомства с классным руководите­лем.

Слайд 1

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на нашу первую встречу!

Сегодня мы становимся членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать у классного руководителя.

Самопредставление учите ля.

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

Самопредставление семей.

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

Слайд 2

Какими хотите видеть своих детей через 4 года?

Каким хочет видеть государство выпускника начального звена школы?

Слайд 3

Выпускник начальной школы

    Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

    Владеющий основами умения учиться .

    Любящий родной край и свою страну.

    Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

    Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

    Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

    Умеющий высказать свое мнение.

    Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 4

ФГОС НОО

Слайд 5

Цель стандарта

Слайд 6-8

Результаты образования

Слайд 9

Учебный план на год

Слайд 10

Внеурочная деятельность

Слайд 11

Режим дня в школе

Слайд 12 - 17

Особенности организации обучения в адаптационный период

Слайд 18 - 36

Подготовка к школе

Слайд 37 - 39

Перечень вещей для школы (дети, класс)

Слайд 40

Что должно быть сдано родителями для школы (докуме нты)

Информирование родителей учащихся:

- Режим и условия работы, предпочитаемы е классным руководи­телем

Р асписание уроков

Н омера контактных телефонов администрации школы и классного руководителя.

Слайд 41

Проведение педагогического всеобуча для роди телей

Р оль роди­ телей класса на предстоящий учебный год.

Советы родителям первоклассников

Учителя начальных классом хорошо знают, что первый год обучения в школе - боль­ шое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению сво­ его мес та в жизни закладывается уже c пер­ вых школьных лет.

Современная педагогика ориентирова­ на на то, чтобы ребенок научился учиться, постоян­ но стремился к получению новых зна­ ний.

Для возникновения y ребенка стойкой мотивации - хочу учиться, хочу учиться хо рошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я с могy это сделать».

Первый класс - это новые условия жиз­ ни ребенка . Перемены нередко несут c собой сложнос­ ти, но боятьс я их не нужно: вовремя осоз­ нанные сложности - это половина успеха их преодоления.

Родители должны внимательно следить за режимом детей, которым придется на учиться рано вставать. Не следует уклады­ вать детей спать позже 22 часов. Ни в ко­ем случае нельзя позволять засиживать­ ся около телевизора или компьютера. Следует c вечера научить ребёнка готовить одежду на утро и собирать портфель, ставить бу­ дильник c запасом времени, чтобы пробуж­ дение не было судорожным

Ут­ ро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.

Ребенок приобретает в школе много но­ вых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятель­ ности, зависит от родителей. Я сформул и­ ровала несколько правил для родителей .

Правило 1

не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзы­ваться об учебном процессе.

Правило 2 :

рабочее место первокласс­ника должно быть удобным (мебель долж­ нa соответствовать его физиологическим параметрам). Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его органи­ зуют родители, потом они делают это вмес­ те c ребенком, a затем ребенок научится на­ водить порядок сам.

Правило 3 :

след ует отводить на приго­ товление домашних заданий 1-1,5 часа.

Ученик должен научиться рационально от­ носиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей.

Правило 4:

необходимо сочетать или че­ редовать различные виды деятельности младшего школьника , учитывая специфику материала и степень его сложности (игра, письмо, чтение, игра).

Правило 5:

каждый человек имеет пра­ во на ошибку.

Если ребенок при выполне­ нии за дания допустил ошибку, важно уви­ деть и исправить её, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6:

все достижения ребенка нужно считать важными.

Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значи­мость выполненной работы.

Правило 7:

родители должны стараться не д опускать невыгодных для ребенка срав­ нений с другими детьми, не должны стес­ няться говорить о его успехах и достоин­ ствах в присутствии других людей, особен­ но учителей и одноклассников. Обществен­ ное мнен ие и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Памятки для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – 4)

Социологический опрос родителей

На работу по заполнению анкеты отводится 20 минут.

Анкета для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Выбор родительского комитета

Ознакомл ение с органами управления класса (родительское собрание и родительский комитет).

Режим посещения родительских собраний.

Подведение итогов родительского собрания

Решение :

1. Установить режим присутствия на классных родительских со­ браниях - 1 раз в учебн ую четверть. Время начала проведения родительского собрания - 18.00.

2. Утвердить состав родительского комитета на 2012/2013 учебный год..

3. Председателем родительского комитета класса избрать ________________________ .

Приложение 1

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация учебного процесса в первом классе"

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    пятидневная учебная неделя;

    в середине учебной недели один день - облегченный;

    в день не бол ее четырех уроков;

    продолжительность уроков - не более 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие;

    в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

    в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 ми­ нут каждый (4 урок в нетрадиционной форме проведения); со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый, с 3 четверти – 4 урока по 45 минут);

    обучение без домашних заданий и проставления оценок;

    дополнительные недельные каник улы в середине третьей четверти.

Приложение 2

ПАМЯТКА

для родителей

"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"

Первокласснику понадобятся:

    Счетные палочки;

    Линейка (деревянная) 20-25 см; треугольник;

    2 пачки цветной бумаги;

    Набор цветного картона;

    5 тонких тетрадей в клеточку, 5 - в узкую линейку;

    ½ тетради в клетку (Тетрадь для печатания)

    Шариковые ручки;

    Простые карандаши, точилка;

    Цветные карандаши;

    упаковка акварельных красок (10-16 цветов),

    гуашь (6-9 цветов);

    набор к истей (средняя, тонкая, толстая) желательно из натуральных волос, плоская для клея;

    Клей ПВА, карандашный;

    2 альбома (толстые);

    Банка для воды (пластмассовая с крышкой)

    Резинка (белая, мягкая);

    Ножницы с закругленными концами;

    Обложки на книги и тетради;

    Иголки с большим ушком, нитки, кусочки ткани;

    Папка для уроков ИЗО и технологии;

    Клеенка (50-60 см) для уроков ИЗО и технологии;

    Файловая папка на 40 (60) листов для ПОРТФОЛИО;

    Фартук для уроков труда и ИЗО;

    Спортивная форма: трико, футболка, легкие кроссовки);

Для класса

    Детские книги и энциклопедии (в хорошем состоянии)

    Детские игры

Приложение 3

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация помощи первокласснику в учебе"

    Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и п ридерживался режима дня первоклассника.

    Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.

    Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах, например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй аккуратно написать новую букву" и т. д.

    Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный настрой, атмосфе­ ра успеха, в которой об язательно будет достигнут качественно новый результат.

    Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он - личность. Личностно ориен­ тированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его успехов и рос­та относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у тебя все получится".

    Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккурат­ но вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным предметам.

    Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Приложение 4

ПАМЯТКА

для родителей

"Организация рабочего места ученика"

    Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и раз­ ложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.

    Лучше, если освещение будет слева. Занавески нуж но отодвинуть в сторону, чтобы основ­ ной свет проникал через верхнюю треть окна.

    Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных при­надлежностей - книжные полки.

    Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Приложение 5

Анкета для родите лей

Цель данного анкетирования – получить необходимую информацию, чтобы сделать школу более комфортной для Ваших детей. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. На предложенные вопросы нет правильных и неправильных ответов, есть Ваш опыт, и Ваше мнение. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1. Ваш ребёнок мальчик или девочка? ( подчеркнуть )

мальчик

девочка

2. Посещал ли Ваш ребёнок детский сад? ( подчеркнуть )

Не ходил в детский сад

Ходил менее года

1-2 года

2-3 года

3 и более

3. Проходил ли Ваш р ебёнок подготовку к школе? ( подчеркнуть варианты )

Нет, не проходил

Да, в подготовительной группе детского сада

Да, на подготовительных курсах в школе, в которой учится

Да, на подготовительных курсах в другой школе

Да, на занятиях с логопедом

Да, на занятиях с репетитором

Да, мы готовили его сами

Другое

4. В каком возрасте он пошёл в школу? (подчеркнуть)

До 6 лет

6-6,5 лет

6,5-7 лет

7-8 лет

старше 8 лет

5. Какие занятия Вы проводили с ребёнком по подготовке его к школе? ( подчеркнуть варианты )

Читали книги

Рассказывали истории

Пели ему песни

Играли с ним в игрушки с алфавитом (кубики)

Играли с ним в игрушки со счётом (палочки)

Учили, используя компьютер

Смотрели учебные передачи, фильмы

Играли в слова

Читали надписи на этикетках, вывесках

Считали сдачу в магазине, кафе

Рисовали

Лепили

Играли в развивающие игры

Занимались физической подготовкой

Разговаривали о школе

6. Как ваша семья относится к началу обучения ребёнка в школе? ( подчеркнуть варианты )

Считает важным событием в жизни ребёнка, к которому готовил ись заранее

Волнуемся, справится ли ребёнок

Тревожимся, хорошо ли у него сложатся отношения с одноклассниками

Волнуемся, что ему будет трудно правильно вести себя в классе

Воспринимаем поступление в школу спокойно, без восторгов и тревог

7. Кто в основном будет оказывать помощь в приготовлении уроков (не более двух ответов)?

Мама

Папа

Другие родственники

Должна помогать школа

Если будет надо, наймём репетитора

Другое______________________________________________________________

8. На какие оценки Вы настраиваете ребёнка? (подчеркнуть)

Конечно только на «5»

Главное, чтобы учился без троек

Отметки не главное, главное – знания

Отметки не главное, главное – здоровье

Другое___________________________________________

9. Будет ли у Вашего ребёнка время на игрушки и игры? (подчеркнуть)

Да

Нет

10. Изменилось ли поведение Вашего ребёнка с началом обучения? (подчеркнуть варианты)

После школы нуждается в отдыхе

С трудом стал засыпать вечером

Сон стал беспокойным

Просыпается с трудом утром

Просыпается утром в плохом настроении

После уроков сразу ложится спать

Изменился аппетит

После школы перевозбуждён

Вечером с трудом засыпает

Стали заметны навязчивые движения

Тревожится о школьных делах

Боится опоздать в школу и что-либо не сделать

Появились жалобы на здоровье

Стал капризничать

Другое_______________________________________________________________

11. Хотел ли ребёнок учиться, когда пошёл в школу? (подчеркнуть)

Очень хотел

Скорее хотел

Скорее не хотел

Не хотел

12. В настоящее время как ребёнок ходит в школу? (подчеркнуть)

С охотой

Без особого желания, но спокойно

Капризничает, ворчит

Просит оставить дома

Наотрез отказывается идти в школу

В заключение несколько вопросов о Вас лично

1. Есть ли у ребёнка постоянный режим дня ? (подчеркнуть)

Да

Нет

2. Есть ли у ребёнка рабочее место? (подчеркнуть)

Да

Нет

3. Есть ли дома детская библиотека? Сколько в ней книг (приблизительное количество).

Да, в ней __________ книг.

Нет

4. Кто отвечал на вопросы

Мать

Отец

Другой (указать кто) _____________________

С поступлением детей в школу начинается новый, непростой этап в жизни сыновей и дочек. Многие родители будущих первоклассников с беспокойством и некоторой опаской относятся к этому витку пути своих детей. Снизить накал волнений и сделать шаг в налаживании сотрудничества взрослых, участвующих в образовательном процессе, поможет встреча с учителем на первом родительском собрании.

Сроки проведения первого родительского собрания

Первая встреча с родителями будущих первоклассников может проводиться на следующих этапах:

  • в период набора учеников;
  • перед началом учебного года.

Сроки проведения собраний зависят от многих аспектов и устанавливаются образовательными учреждениями самостоятельно. Сборы во время привлечения будущих первоклассников в школу могут проводиться даже за год до начала обучения, а встречи с родителями перед поступлением детей в первый класс, как правило, проходят в августе.

Точная дата и предполагаемое время проведения собрания обычно указываются на сайте школы и информационном стенде в учреждении.

Цели и задачи сбора

Во время собрания, проводимого с целью привлечения детей в первый класс, родителей знакомят с учителями, которые осуществляют набор. Родители вправе узнать о педагогах как можно больше:

Предоставляется информация о комплектации - сколько набирают первых классов, каково планируемое количество учеников в каждом из них, какие критерии приёма существуют и есть ли возможность поступления у детей из других районов. Возрастные рамки школьников - вопрос, также обсуждаемый на первом родительском собрании.

Родителей должны познакомить с программами, которые будут использоваться для обучения, чтобы взрослые имели представление о стиле ведения уроков, ожидаемых результатах, возможных трудностях и других важных моментах образовательного процесса.

Собрание перед началом учебного года проводится для родителей детей, уже принятых в первый класс в определённую школу к конкретному учителю. Такой сбор включает:

  • знакомство родителей с преподавателем, друг с другом (опросы, заполнение анкет, беседы);
  • информирование взрослых о программе преподавания, учебном расписании, особенностях обучения в образовательном учреждении;
  • обсуждение трудностей адаптации детей к школе и возможных практических мероприятий по её успешному прохождению;
  • решение иных организационных вопросов, касающихся выбора родительского комитета, планируемых внешкольных мероприятий, питания учеников, школьной формы, получения или покупки учебников и так далее.

Примерный сценарий встречи с родителями будущих первоклассников

Чтобы собрание не проходило в формате скучного монолога учителя, можно провести его в виде коммуникативной игры с родителями

Учителя, ищущие новые подходы в работе и неравнодушные к судьбе своих учеников, стараются с момента знакомства с внести во взаимоотношения с родителями новизну и «интересинку». Встречу взрослых можно провести в форме коммуникативной игры:


  • не проявляйте равнодушия к тому, что ваш малыш вырос и становится школьником;
  • заинтересованность родителей в обучении обязательно передаётся детям;
  • объясняйте и обсуждайте с сыном или дочкой новые правила поведения, с которыми первоклассник неизбежно столкнётся в школе;
  • предложите ребёнку распорядок дня, совместимый с новым этапом его жизни;
  • поощряйте стремление первоклассника к успеху, получению знаний;
  • будьте внимательны и снисходительны к ребёнку на первых неделях посещения школы;
  • не упускайте возможности общения с учителем, детским психологом, особенно при явных трудностях с адаптацией к школе;
  • уважайте мнение вашего первоклассника и будьте готовы к появлению в его жизни нового авторитета - учителя.

Полезную информацию для взрослых можно оформить в виде буклета или настенного памятного документа с советами по выбору портфеля, адаптации ребёнка, определению готовности детей к школе и прочими рекомендациями.

Файлы: Образцы презентаций

Предложенные презентации помогут учителям в проведении собрания с родителями будущих первоклассников.

Родительское собрание будущих первоклассников - важный момент в сотрудничестве учителя и родителей. На этом мероприятии происходит первый контакт, в процессе которого закладывается основа для удачных взаимоотношений взрослых и разъясняются требования к образовательному процессу младших школьников.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...