Состояние измененного сознания которое вызывается целенаправленно. Измененные состояния сознания


Обобщая сказанное, отметим, что измененным называется состояние сознания, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами. Оно распознается как в той или иной степени выраженное отклонение субъективно, то есть самим человеком, или же наблюдателем со стороны, но при обязательном сопоставлении как с окружающими условиями, так и с социальной оценкой и традициями индивида.

Особого внимания заслуживает изменение состояния сознания в тех случаях, когда оно связано с наличием у человека какой-либо патологии - например, при обезвоживании, дисфункции щитовидной и надпочечной желез, лишении сна и еды, гипервентиляции или, напротив, кислородном голодании, высокой температуре тела, интоксикациях и т.д. Некоторые психические болезни - такие как шизофрения, эпилепсия или маниакально-депрессивный психоз - сами по себе являются постоянным источником измененного состояния сознания.

Перечислим наиболее типичные признаки измененного состояния сознания.

1. Изменения в мышлении . Считается, что человек в измененном состоянии сознания регрессирует на дологический уровень мышления, свойственный нашим первобытным предкам. Здесь, кстати, кроется одна из причин, по которой современные примитивные племена считают большинство видов измененного состояния сознания разновидностью нормы: они сами б´ольшую часть жизни находятся в измененном состоянии сознания.

В таком состоянии сознания исчезает различие между причиной и следствием, возникает амбивалентность суждений и мистический стиль мышления. Точно так же у сильно опьяневшего человека мышление нисходит на самый примитивный уровень, близкий к тому, какой наблюдается у детей либо у представителей первобытных народов. Более того, это мышление характеризуется отрывочностью и бывает подвержено постоянным колебаниям в зависимости от настроения человека, которое также непрерывно меняется. В этом кроется причина амбивалентности мыслительной продукции у пьяных. Что же касается мистического стиля мышления, то он больше свойствен потребителям галлюциногенов.

2. Нарушение чувства времени . Оно проявляется в виде дезориентации во времени, а также в субъективно ощущаемом ускорении либо замедлении хода времени.

Этот признак наблюдается у алкоголиков и наркоманов в различные моменты их жизни. Примером ускорения времени могут быть так называемые алкогольные палимпсесты, или провалы в памяти, когда человек наутро после попойки не может вспомнить некоторые ее моменты. И, напротив, замедление времени отмечается у наркологических больных в абстинентном состоянии. Так, пациенты, несмотря на активное лечение, назойливо задают врачу один и тот же вопрос: «Ну когда мне станет легче?» Кроме того, почти все пациенты в состоянии выраженной абстиненции требуют у врача повышенных доз снотворных, справедливо полагая, что во сне время пролетит быстро и за это время все их болезненные симптомы успеют уйти.

3. Эмоциональные изменения . С ослаблением сознательного контроля и социальных запретов в измененном состоянии сознания у человека появляются неожиданные, слабо мотивированные, но ярко выраженные примитивные эмоции - от восторга и экзальтации до ужаса и меланхолии. Этот признак отчетливо проявляется у пьяниц, которые могут лить слезы по поводу судьбы серенького козлика или объясняться в любви малознакомому человеку. Вспомните эпизод из кинофильма «Кавказская пленница», когда сильно опьяневший Шурик заплакал в конце тоста: «Птичку жалко». При этом многие алкоголики болезненно реагируют, если собеседник не отвечает такой же взаимностью или насмехается. Об этом свидетельствует сакраментальная фраза всех пьяниц: «Ты меня уважаешь?»

4. Часто возникает чувство деперсонализации , которое выражается в иллюзии изменения тела (укорочение либо удлинение конечностей, появление уродливых форм), в ощущении отделения сознания от физического тела, в чувстве слияния своего «Я» с другими людьми и со всей вселенной. Это может сопровождаться изменением чувствительности (парестезиями или полной анестезией), изменением представления о весе тела, чувством левитации, полета и т.д.

У алкоголиков данный признак появляется только при наступлении психоза. Довольно часто его можно наблюдать у тех, кто употребляет психоделические препараты.

5. Изменения восприятия : цвета и звуки становятся чрезвычайно интенсивными, появляется синестезия: звуки воспринимаются как цвета, а цвета - как звуки. Вслед за этим возникают яркие и образные слуховые и зрительные галлюцинации по типу онейроида или делирия.

Такое состояние нередко наблюдается у тех, кто находится под воздействием психоделических препаратов. Белая горячка - наиболее часто встречающийся психоз у алкоголиков, при котором человек испытывает мощные зрительные и слуховые галлюцинации и действует в соответствии с ними. При этом ординарная реальность включается в структуру психоза, но как бы отходит на второй план. Когда картина мира полностью замещается фантастической, наступает состояние, называемое онейроидом.

Примером измененного восприятия являются сюрреалистические картины С. Дали и других художников.

6. Изменение ценностных ориентиров . Переоценивается буквально все, что видит человек или что приходит ему в голову. Возможна гиперболизация либо, напротив, затухание или снижение интенсивности чувств и эмоций. Появляется сверхценное отношение к возникающим в голове образам и мыслям, чувство собственной трансформации, ощущение, что сознание и духовность поднимаются на более высокий уровень. Многие в таком состоянии искренне полагают, что на них снизошло озарение, что им открылась некая высшая истина, что они испытали просветление, инсайт. Измененное состояние сознания как бы на время вырывает человека из социальных связей. Весь общественный порядок, все ценности социума в это время куда-то отодвигаются, а на их место приходят совершенно другие стандарты и порядок.

Если искажение и гиперболизация эмоций чаще бывают при опьянении, то состояние, напоминающее буддийское просветление, или самадхи, возникает, как правило, после приема психоделических препаратов. Характерно, что человек в этом состоянии считает, что он сделал какое-то великое открытие, разгадал какую-то тайну; при этом, вернувшись в ординарное состояние сознания, он либо не может вспомнить, в чем состояла эта тайна, либо обнаруживает, что «открытие» совершенно банально.

Сверхценное отношение к возникающим образам и мыслям у человека, ведущего бездуховный образ жизни и принимающего психоделики, только напоминает истинное просветление, но не является таковым. Однако в некоторых случаях прием галлюциногенов и одурманивающих веществ действительно облегчает проникновение в запредельные миры, что, к примеру, имеет место в шаманизме и некоторых разновидностях магии.

7. Чувство невыразимости своих переживаний . Этот признак тесно связан с предыдущим. Причиной возникновения такого чувства может быть действительная беспрецедентность запредельного опыта, для передачи которого в обычном человеческом языке слов не только нет, но и в принципе не может быть. Дело в том, что наш язык приспособлен для физической, или трехмерной, реальности с четким разделением субъекта и объекта, тогда как при вступлении в многомерную реальность в измененном состоянии сознания человек зачастую оказывается неразрывно слит с возникающими перед ним образами. При этом по возвращении в рациональное состояние сознания большая часть впечатлений забывается, и человек не может ничего вспомнить, как бы он ни старался.

Этот признак чаще имеет место при приеме галлюциногенов и психоделических препаратов.

8. Повышенная внушаемость человека . Данный признак обусловлен тем, что в измененном состоянии сознания критическое отношение к действительности, являющееся продуктом рассудка, здесь значительно снижается либо вообще исчезает. Кроме того, в сознании человека происходит размывание границ между собой как личностью, как физическим существом и остальным миром, то есть человек оказывается не способен отличить объективное от субъективного.

Фабулой внушения могут быть рациональные, конструктивные установки или, напротив, фантастические и деструктивные. В любом из вариантов они обладают подчас колоссальной мотивационной силой, которой человек поддается без оглядки.

А.Демкин
Измененные состояния сознания


© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Как мы говорили в одной из предыдущих статей, произведения искусства способны вызывать у человека при контакте с ними особые состояния сознания, отличающиеся от обычного повседневного состояни бодрствования. В этой статье мы рассмотрим подробнее особенности таких состояний сознания человека.

Швейцарский психолог и психиатр А. Диттрих (1981) определяет измененное состояние сознания (далее по тексту - ИСС) (или, пользуясь калькой с английского термина altered state of consciousness (ASC ) – альтернирующие состояния сознания или просто альтернирующие состояния ) как переходное состояние между сознательным и бессознательным состоянием психики человека. Также измененные состояния сознания определяют как состояние сознания, имеющие существенные отличия в проявлениях, переживаемом опыте и поведении от обычного состояния бодрстования. Американский психиатр Арнольд Людвиг (1966) определяет измененные состояния сознания как состояние, в котором человек, не находясь в состоянии сна, испытывает переживание отклонений своего субъективного опыта или психического функционирования от его общего обычного нормального жизненного опыта. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности.

Американский психолог Стенли Криппнер (1998) выделяет переходные или транзиторные состояния сознания , которые определяются как нестабильные состояния перехода между стабильными состояниями сознания. Они являются непродолжительным по времени по сравнению с измененными состояниями сознания. Человек может входить и выходить из них на протяжении их появления. Примерами транзиторных состояний являются дремота, просоночное состояние.

Изменения, наступающие в психике человека при вхождении в измененные состояния сознания, не имеют формальных признаков выраженности и протяжености во времени, характерных для патологических психических процессов. Так в отличие от болезненных состояний человек может самостоятельно выйти из ИСС, у него не наблюдается искажения или затрудения восприятия окружающего мира, фрагментирования отражения мира, не наблюдается дезориентироваки в месте и времени, отсутствует бессвязность суждений. Измененные состояния сознания всегда имеют конечную протяженность по времени, не сравнимую с протяженностью проявления болезенных симптомов, и самопроизвольно переходят в состояние бодрствования или в другое измененное состояние сознания.

К наиболее известным измененным состояниям сознания относятся: фаза быстрого сна, транс бегунов на длинные дистанции, медитация, гипноз, сновидные состояния и различные состояния индуцированные приемом психотропных веществ.

Основные проявления ИСС можно объединить в следующие группы:

1. Изменения в мышлении.

Сужение, концентрация внимания или наоборот расширение восприятия.
- снижение способности к проверке реальности.
- снижение порога чувстивтельности – развиваться феномен «сверхвосприятия».
- повышение способности к интерпретации, анализу доминирующей идеи.

2. Изменение чувства времени и пространства.

Изменяется чувство времени и восприятие хронологии событий. Может возникать ощущение безвременья, замедления или убыстрение хода времени.
- иатруднения в ориентации в пространстве. Изменения восприятия себя в пространстве.

3. Изменения самконтроля.

Повышение или снижение уровня внушаемости.

4. Изменения эмоциональной сферы.

Переживание крайних или пиковых состояний - от экстаза или блаженства до глбокого страха и депрессии
- выраженной психической и эмоциональной напряженностью с взможностью длительного переживания сильной моноэмоции
- переживание глубокого удовлетворения пребывания в измененном состоянии сознания - «наслаждения процессом деятельности» или пребывания «в потоке», когда ощущается полное слияние с тем, что человек делает
- эйфория, ощущения «очищения» или «перерождения» по выходе из изменнного состояния сознания.
- отстраненность от испытываемых эмоциональных переживаний
- надпонятийное переживание происходящего – неозможность вербального описания

5. Изменение образа тела.

Многообразные искажения восприятия образа тела: - деперсонализация, вполть до ощущения выхода души из тела
- размывание границ между собой и другими, миром или вселенной
- изменение воспринимаемых характеристик отдельных частей тела
- парастезии

6. Искажения восприятия.

Перцептивные аберрации: галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии.
- синестезии – переход одних форм сенсторных ощущений в другие (звук в цвет, цвет во вкус)
- преувеличенная визуальная образность восприятия, и самые многообразные иллюзии
- повышение порога физической чувствительности, маловосприимчивость к боли и воздействия незначимых раздражителей
- повышенное «архаическое» интуитивное восприятие, возможность инсайтов-озарений
- преувеличение значимости смысла воспринимаемого

7. Чувство невыразимости и амнезия.

Невозможность вербализации чувственных переживаний и смысловых содержаний,
- локализованная или селективная амнезия на события внутри ИСС.

Арнольд Людвиг выделил несколько основных групп факторов, способствующих вхождению человека в измененное состояние сознания. Перечислим их с некоторыми дополнениями:

1. Редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности:
В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за полной редукции сенсорных входящих сигналов, изменения паттернирования сенсорных данных или постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции: - уединение, безмолвие, закрытие глаз, неподвижность. - монотония (например, «гипноз автострады», укачивание, мнотонная физическая работа)

2. Повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности:
В эту категорию включены психические процессы, продуцируемые под воздействием сильного возбуждения в результате сенсорной перегрузки или "бомбардировки", сопровождаемого или нет напряженной физической активностью или усилием.
Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами:
- болевая стимуляция и перегрузка (истязание или самоистязание),
- инфомационная стимуляция и перегрузка (лицезрение сцен выходящих за рамки обычного человеческого опыта),
- температурная стимуляция и перегрузка (гипо и гипертермии различного вида),
- акустическая стимуляция и перегрузка,
- интенсивная двигательная нагрузка и перегрузка,
- длительная бдительность (сторожевая деятельность, операторы радаров).

3. Ритмическая экстроцетивная стимуляция:
- ритмические движения (танцы, бег, секс),
- ритмическая стимуляция по любому из перцептивных каналов

4. Особая эмоциональная обстановка:
Изменения в сознании могут также возникнуть в состояниях внутреннего эмоционального беспокойства или конфликта или дополняться внешними факторами, провоцирующими усиление эмоционального возбуждения:
- амнезия,травматические неврозы, симптомы деперсонализации, состояния паники, реакции гнева, истерические конверсивные реакции (например, состояния мечтательных грез и диссоциативной истеричности),
- состояния колдовской и демонической одержимости,
- острые психотические состояния, такие как шизофренические реакции,
- мистические и религиозные обряды.

5. Повышенная психическая вовлеченность и повышенная бдительность.
В эту категорию входят психические состояния, которые возникают в результате сосредоточенной или избирательной гипералертности с периферийной гипоалертностью в течение длительного периода времени:
- интенсивная психическая поглощенность задачей (творчество, решением задач или сложных проблем),
- выполнение задач с большой личной ответсвенностью.

6. Сниженная бдительность или ослабление критичности.
В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как "пассивное состояние ума", при котором активное целенаправленное мышление сведено до минимума:
- грезы, сонливость, уход в себя, ностальгия,
- гипноз и гипноидные состояния (самгипноз, транс, медитация),
- мистические, трансцендентальные состояния или состояния откровения (например, сатори, самадхи, нирвана),
- сон и сноподобные состояния,
- различные виды релаксации,
- транс при восприятии произведений искусства или эстетических ценностей.

7. Изменения в биохимии или нейрофизиологии тела.
- гипогликемия (вызванная, например, голоданием) или гипергликемия (послеобеденная вялость),
- обезвоживание,
- дисфункция щитовидной и надпочечной желез,
- дефицит сна,
- гипервентиляция,
- нарколепсия,
- краткосрочные долевые приступы (например, состояния мечтательности, феномен дежа вю),
- мигрени и эпилептические припадки,
- прием психостимуляторов, сдативных средств, алкоголя и наркотиков или резкая их отмена.

Измененные состояния сознания могут играть в жизни отдельного человека как адаптивную так и дезадаптивную роль.

В качестве дезадаптивных форм можно упомянуть употребление психотропных веществ, алкоголя и наркотиков для вызывания ИСС как средства для бегства от личной ответственности и напряжения, прорыв запрещенных импульсов в виде острого психоза, реакции паники или гнева, вхождение в гипноидальное состояние при повышенной опасности (ступор), вхождение в транс при вождении автмобиля или операторской деятельности.

Адаптивная форма ИСС позволяет получить исцеление или облегчить состояние после вхождения в ИСС (гипноз, шаманский транс, сон, медитация и т.п.), получить новые знания и опыт (ясновидение, шаманские путешествия), решить поставленные задачи интуитивным способом и, наконец, получить творческое вдохновение. Американский нейрофизиолог Джон Лилли, известный исследователь интеллекта дельфинов, измененых состояний сознания и трансперсональной сущности челвоеческого сознания отмечает, что в обычной повседневной жизни мысли, которые человек часто принимает за свои собственные, на самом деле на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Думая, что человек производит собственные внутренние мыслительные конструкции, на самом деле, человек является лишь репродуктором индивидуальной комбинации чужих мыслей, выработанных другими людьми на протяжении многих протяжении поколений, чтобы оставаться в гармонии с окружающей физической и социальной средой.

Измененные состояния сознания имеют и значительное социальное значение. Альтруизм и самопожертвование собой в боевой или критической обстановке, религиозные ритуалы трансформации и адаптивные общественные и религиозные ритуалы – все это примеры социально значимых групповых измененных состояний сознания.

Вхождение в измененные состояния сознания – по сути дела редкая и единственная возможность человка прикоснуться к самому себе , выслушать свой собственный голос, не заглушенный мощным хором общечеловеческой культуры и знаний.

Курсовая работа

по дисциплине

«Общая психология»

Измененные состояния сознания

1. Введение

2. Продуцирование измененных состояний сознания

3. Основные признаки ИСС

4. Сон – естественное ИСС

5. Искусственный сон – гипноз

6. Забвение реальности

7. Творческий акт

8. Медитация

9. Левитация

10. Интерактивная психотерапия

11. Ребефинг

12. Заключение

13. Список литературы

1. Введение

За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, исторических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств т.д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему. В нашей работе мы попытаемся интегрировать современные знания о различных измененных состояниях сознания, определить условия, необходимые для их появления, их общие и отличительные особенности и адаптивные или дезадаптивные функции, которые они предоставляют человеку.

Сознание – одно из основных понятий философии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Но в современной науке, как считают некоторые ученые, его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание – видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал.

В психологии сознание трактуется как психологическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам объект – носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.

Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения. Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – субъективизм, тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.

Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления.

Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей.

Существуют свои закономерности состояний сознания. Материальность – часть восприятия. Мы им «ощупываем» мир вокруг нас. Пытаемся это сделать и с сознанием, осознать сознание как материальный субстрат нашего организма. Как проникнуть в «сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира совершенно изменило свои формы? Такая возможность существует, она достигается при появлении измененных состояний сознания.

Сознание может быть измененным, иметь различные уровни состояний:

1. Бодрствующее сознание – это то естественное для человека состояние, в котором мы пребываем ежедневно в своих делах и заботах, отдыхе.

2. Сон, погружение в «жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественное и единственное ИСС, которое нам дано природой.

3. «Сновидное» сознание, или гипнотическое, когда возможно остаться в субъективной фантазии. Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.

4. При шоке, стрессе, психическом кризисе, экстренной ситуации, гневе, страхе – возникает акт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит некую химическую реакцию в организме и воздействует на характер ощущений, чувств, поведения, что проявляется в возникновении особого – измененного состояния сознания.

Измененным состоянием сознания (ИСС) мы назовем такое состояние, которое отличается от некоторого конкретного базисного состояния сознания (БСС). Как правило, базисным состоянием является какое-либо обычное состояние сознания. ИСС – это некая новая по отношению к базисному состоянию система, обладающая присущими только ей характеристиками; это определенное изменение прежней структуры сознания.

Итак, измененными состояниями сознания (далее ИСС) принято называть любое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которые субъективно распознаются самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности различной степени.

Структуры ИСС обладают исключительно важными индивидуальными различиями. Например, в опытных исследованиях обнаруживается, что в одних и тех же экспериментальных условиях, созданных для возникновения двух различных специфических модусов сознания, один человек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда как другой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себя одинаково. Поэтому требуются особые усилия, чтобы перейти из одного состояния сознания в другое; второй таких усилий не делает и не ощущает контраста и структурных различий между этими состояниями. Т.о. то, что для одного человека является особым состоянием сознания, для другого – просто обычный опыт.

Некоторые ученые относят к измененным состояниям сознания так называемые Х-способности и феномены психики, такие, например, как предвидение, ясновидение, яснослышание, «путешествие во времени», телепатия, внетелесные переживания, духовный и медиуматический опыт, сознание Универсального Ума и т.п. Как правило, такими способностями обладает небольшое число людей, и способности эти являются врожденными. Однако, Х-способности и феномены сознания могут возникать у человека и в обычной жизни. Они могут неожиданно проявляться в творческом озарении, интуиции, предвидении, прозорливости, сверхчувствительном восприятии. Значит, существует некая нестандартная возможность аналитического ума проникать через закрытый шлюз-«блокиратор» к заветной подсознательной информации. Такое происходит в исключительных случаях и обычно у неординарных людей, занимающихся творческой работой: художников, поэтов, ученых, у тех людей, которые могут сосредотачиваться на какой-либо цели, концентрировать мысль, используют образное мышление и воображение.

Невероятные способности могут проявляться случайно. Например, «психический радар» (при телепатии) начинает действовать, когда сознание переполняет энергия, когда восприятие смысла – ясное и интенсивное; функции чувств сильнее цели разумного понимания происходящего состояния.

В сфере сознания выделяются четыре уровня или области человеческой психики и соответствующего им опыта:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти;

4. трансперсональная область.

При особых состояниях сознания возможны путешествия в бессознательную сферу психики. События происходят не только в трехмерном пространстве и линейном времени. Например, психоделическое состояние несет в себе многоуровневое ми многомерное качество. Существуют в одном и том же переживании микрокосм (диапазон размеров от атомов и молекул до отдельных клеток) и макрокосмы (до гигантски небесных тел, солнечных систем, галактик). Могут возникать сцены из различных исторических аспектов. Есть выбор избирательного фокусирования: он может остановиться на любой из этих сцен, переживать, участвовать и даже влиять на их ход; они переживаются с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознание способно фиксировать только в настоящий момент. Время может течь в обратную сторону и прекратить течение, может выглядеть идущим по кругу или идти по спирали. Важная характеристика психоделических состояний – это транценденция острого различия между материей, энергией и сознанием.

При измененном состоянии сознания пациенты могут говорить на языках, которых не знали, даже на таких древнейших, которые вышли из употребления в современном мире. Могут издавать оригинальные звуки животных различных видов, переживать свои прошлые жизни, ранения и смерти.

Измененные состояния сознания - это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига - психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, - измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники.

· Измененное состоя­ние сознания - качественный сдвиг в характере психоло­гического функцио­нирования.

Измененные состояния сознания являются областью исследований, объединяющей усилия десятков наук: генетики, психофармакологии, физиологии, психиатрии психологии, философии. Последние десятилетия наметился новый этап в исследованиях ИСС в связи с изучением психофизиологических коррелятов, а возможно, и мозговых механизмов ИСС.

Почему для психологии важно изучение ИСС? Вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: что такое сознание? Одним из путей изучения сознания является исследование его состояний и их изменений. Именно с разработкой этого направления связывается все больше ожиданий на получение новых представлений о сознании человека. Более того, изучение мозговых механизмов ИСС позволит приблизиться к разгадке тайны чело­веческой психики. Рассмотрим спонтанно возникающие ИСС на примере соотношения сна и бодрствования и искусственно вы­зываемые ИСС на примере употребления психоактивных ве­ществ.


Сон . Представляется, что сон и бодрствование являются противоположными со­стояниями сознания человека. Во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно ак­тивно. Однако оба эти состояния имеют много общего:

1. Мы думаем, когда спим, так как видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании.

2. Мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствова­ния. Это мы знаем из опыта запоминания снов; некоторые сны помнятся всю жизнь.

3. Сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне, а некоторые люди даже ходят.

4. Во сне мы не отключаемся от внешней информации полностью и готовы к при­ему определенных сигналов, например, родители слышат плач маленького ребенка.

5. Сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время про­буждения и встают в строго намеченное время.

Данное сравнение показывает, что нет строгой границы между сном и бодрствова­нием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях. Основ­ные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к представлению, что сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Изучение процессов, проис­ходящих в мозге при бодрствовании и сне, показывает, что эти состояния различают­ся по типу мозговой активности.

Новый этап в понимании сна был открыт с началом применения психофизиологи­ческих методов анализа: запись биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), реги­страция мышечного тонуса, движений глаз и т. д. Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний - медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, вегетативным показате­лям (сердечные сокращения, дыхание), тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на 4 стадии:

1. Дремота. На этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрство­вания - альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2. Поверхностный сон. Характеризуется появлением веретен сна - веретенообраз­ный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3-4. Дельта-сон . Эти стадии названы так, потому что на них появляются высоко-амплитудные, медленные колебания в ЭЭГ - дельта-волны. Они подразделяются на стадии 3 и 4 на основании выраженности дельта-волн: на 3-й стадии волны занимают 30-50 % всей ЭЭГ, тогда как на 4-й стадии - более 50 %. Это наиболее глубокий пе­риод сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, становится реже и стабилизируется ритм дыхания и пульс, понижается температура тел (на 0,5 °С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон - это последняя стадия в цикле сна. Она характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при силъ ном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет другое название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов) чередующиеся паузами, эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Благодаря данной характеристике, иногда данную стадию называют БДГ-сон (быстрых движений глаз, или REM -rapid eye movements). В этой фазе наблюдаются эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Порог пробуждения колеблется от низкого до высокого. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80-90 % случаев сообщают о сновидениях.

Весь сон состоит из 4-5 циклов, которые начинаются всегда с медленного сна и заканчиваются быстрым. Люди не просыпаются после каждого цикла в отличие от животных. Принципиально сон животных не отличается от сна человека, но медлен ный сон менее дифференцирован.

Человек проводит в сновидениях от одного до двух часов, но многие люди не помнят снов, поскольку просыпаются в других стадиях сна. Очень интересным и мало понятным пока фактом является то, что плод человека начиная с 32 недели внутриутробной жизни проводит 70-80% времени в БДГ-сне (Butterworth G., Harris M 1994).

Многие люди сомневаются в необходимости длительного сна. Другие жалуются на недосыпание, приводящее к ощущению разбитости днем. Этот вопрос подвергается научной проверке. Медицина указывает на недосыпание в современном обществе, что сказывается на состоянии человека и общества в целом, является значительно причиной аварий и катастроф. Эта точка зрения имеет многочисленные экспериментальные подтверждения. Недосыпание отрицательно влияет на настроение, а также на выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания и принятия решений. Показано, что если длительность ночного сна уменьшалась на 1,3 -1,5 ч, то это сказывалось на состоянии бодрствования днем. Исследования показали, что потребность сна у молодых людей составляет 8,5 ч за ночь, тогда как фактическая длительность сна - 7,2-7,4 ч. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако следует подчеркнуть, что существуют значительные индивидуальные вариации продолжительности сна (Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Эксперименты с лишением сна людей показали, что организм особенно нуждается в дельта- и быстром сне. После длительного лишения сна, когда людям давали отоспаться, то сначала увеличивался дельта-сон, а затем, на вторую и третью ночь - быстрый сон. После избирательного лишения только дельта-сна или БДГ-сна, потом компенсируются именно эти фазы сна. Исследования показали, что дельта-сон играет важную роль в процессе запоминания. Чем больше сон был насыщен дельта-вол­нами, тем лучше было запоминание.

Согласно гипотезе В. Ротенберга и В. Аршавского, в быстром сне осуществляется поисковая активность, задачей которой является компенсация отказа от поиска в со­стоянии бодрствования. Авторы гипотезы указывают на многочисленные факты ис­следований на животных и человеке, свидетельствующие о том, что при отказе от поиска повышается потребность в быстром сне. При депрессиях и неврозе тревоги время от начала засыпания до наступления быстрого сна может сокращаться до 40 мин, тогда как в норме оно колеблется от 70 до 110 мин. У человека, который попадает в новую, незнакомую ситуацию, повышается готовность активно реагировать на собы­тия, усиливается исследовательское поведение, что приводит к уменьшению продол­жительности быстрого сна. При маниакальных состояниях, характеризующихся высо­кой, но неупорядоченной поисковой активностью, быстрый сон сокращен до 15-18 мин за ночь при норме 90-100 мин (Ротенберг В. С., Аршавский В. В., 1984).

Интересную гипотезу значения быстрого сна для здоровья человека высказал Е. Хартман. Он выделил две группы испытуемых: долгоспящих (не менее 9 ч.) и короткоспящих (около 6 часов). Эти группы различались длительностью БДГ-сна. У долгоспящих он занимал почти в два раза больше времени. Психическими особен­ностями долгоспящих оказались меньшая эмоциональная устойчивость (они все про­блемы принимали близко к сердцу), беспокойство, тревожность, перепады настрое­ния. Во сне они как будто спасались от сложностей жизни. Хартман предположил, что восстановление душевного здоровья определяется высокой представленностью БДГ-сна. Опросив людей, имевших различную продолжительность сна в разные пе­риоды жизни, он установил, что сокращение сна приходится на периоды хорошего самочувствия человека, увлеченностью работой, отсутствием проблем. Потребность во сне увеличивается при возникновении проблем, снижении настроения и работо­способности.

Сон всегда считался лучшим средством восстановления физических и душевных сил. Однако понимание причин восстановления было очень различным. Так, И. П. Пав­лов полагал, что во время сна нервные клетки коры мозга погружены в состояние торможения, их активность снижена, они отдыхают, остаются лишь отдельные очаги корковой активности, которые и продуцируют сновидение. Чем выше нагрузка на мозг, тем быстрее происходит утомляемость его клеток и быстрее наступает сон. Сно­видения являются показателем неполного торможения активности клеток мозга, что снижает восстанавливающую функцию сна. Отсюда напрашивался вывод: чем силь­нее эмоциональные, психические, информационные нагрузки на мозг человека, тем дольше и глубже должен быть сон. Таким образом, традиционная практика лечения людей, страдающих неврозами, состояла в создании режима восстанавливающего сна, который вызывался снотворными средствами. Однако ни лечебного, ни профилакти­ческого эффекта эта тактика не имела, но зато появлялось привыкание к лекарствам и зависимость от них.

Прямо противоположные взгляды на значение сна для человека высказывал 3. Фрейд. Он представлял, что психика человека состоит из трех основных структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно» (подсознательное). Человек не может осознать свои неприемле­мые желания и поступки в бодрствующем состоянии, так как «цензура» («Сверх-Я») препятствует этому. Во сне эта цензура ослабевает, и вытесненные желания стремятся вновь попасть в сознание человека («Я») в форме сновидений. Сновидения не всегда содержат явный смысл, они могут быть замаскированы, символичны и условны. Для расшифровки смысла сновидений человек подвергается анализу (психоанализу) с использованием метода свободных ассоциаций и клинической беседы. Осознание скрытых, подавленных мотивов своей жизни позволяет пациенту избавиться от невроза, активно преодолевать неразрешенные проблемы. Таким образом, сновидение выполняет активную защитную функцию клапана парового котла, снижая напряжение в структуре подсознания человека.

Сны поддаются контролю. Опыт контроля над сновидениями пришел из традиционных обычаев народов и используется в современной психотерапии. Примером управления сновидениями может служить традиция синойского племени в Малайзии, где отсутствуют психические болезни, люди необычайно миролюбивы и не агрессивны. В этом племени существует обычай обсуждать по утрам сновидения всей семьей, причем дети участвуют в таких обсуждениях с самого раннего возраста, как только это возможно. Цель данных обсуждений - избавиться от страха, преодолеть неприязнь, стать более уверенным в своих силах. Так, если ребенку снится сон, что он не может догнать дичь, то вся семья планирует сон на следующую ночь, в которой ребенок должен справиться со своей задачей. Таким образом, управление сновидениями приводит к регуляции состояний человека и его психическому здоровью (Гарфилд П., 1994).

Рассмотренные концепции и факты позволяют сделать вывод, что сон является измененным состоянием сознания, выполняющим адаптивную роль для обеспечени функций сознания. Сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию.

Искусственно вызванные ИСС. С древних времен люди использовали вещества, изменяющие состояния сознания: стимулирующие или релаксирующие, приводящие ко сну или отгоняющие сон, изменяющие восприятие или приводящие к галлюциннациям. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами, стимуляторами, но и такие знакомые средства как кофе, табак и алкоголь.

При отправлении религиозных обрядов часто применяются психоактивные веще­ства: галлюциногенные грибы, на употреблении которых основан весь шаманизм Евразии и обеих Америк; конопля, известная еще в Египте и затем вошедшая в священ­ный обиход скифов; кока - священное растение инков; дурман и белена, используе­мые в колдовстве; табак в трубках мира; наконец, перебродивший сок винограда, вино - «кровь Христова», - без которого немыслимо таинство причастия.

Во всех зрелых религиях выработаны психотехники, позволяющие достигать ИСС и без помощи психоактивных веществ. Покаяние, молитва, пост, отшельничество, послушание, медитация являются способами расширения сознания, нахождения но­вых смыслов, средством овладения своим поведением. Употребление же психоактив­ных веществ не приводило к наркомании, и мирное сосуществование человека с ними продолжалось удивительно долго. Чтобы психоактивные вещества стали наркотика­ми в современном смысле, потребовались глубочайшие изменения в самой культуре.

В Европе первая вспышка наркомании относится к 1840 г., когда в Англии были приняты меры борьбы с алкоголизмом. В Манчестере аптечные торговцы готовили опиумные пилюли для рабочих, которым алкоголь был не по карману. В Ирландии в то же время началась эпидемия эфиромании, что послужило открытию явления об­щего наркоза. В США первая вспышка морфинизма была во время гражданской вой­ны, когда морфий использовали для обезболивания при ранениях. В 1970-х гг. волна эмиграции из Китая способствовала распространению курения опиума в США. Од­нако этого не произошло в России, когда в годы Первой мировой войны на земляные работы было привлечено 400 тыс. китайцев; обычай курить опиум не вышел за рамки китайской общины. В годы революции наиболее ценным объектом конфискации, кро­ме золота, был кокаин, который считался лекарством от депрессии. В 1920-х гг. во время сухого закона в США получило распространение курение марихуаны, позаим­ствованное у рабочих-латинос. Таких исторических примеров можно привести мно­жество. Как только в культуре наркотики стали предметом наживы, вышли из-под контроля узкой группы, регулирующей их употребление, они стали эпидемией и тра­гедией современного общества.

О каком бы веществе из пяти приведенных групп ни шла речь, все они воздейству­ют на головной мозг человека. Они либо ускоряют передачу сенсорных сигналов, бло­кируя или видоизменяя их, либо мешают нервным центрам выполнять свои функ­ции. В настоящее время понятно, что в основе эффектов, обусловленных действием психотропных средств, лежит их влияние на нейромедиаторы. Пример влияния кокаи­на на механизм передачи сигнала нейромедиаторами представлен на рис. 5-1. Действие кокаина блокирует процесс торможения выделения нейромедиаторов, тем самым уве­личивая объем нейромедиаторов. Это приводит к ощущению эйфории, чувству не­обыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям. Однако при продолжении использования кокаина возникает истощение этих нейромедиаторов. Эйфория заме­щается тревогой и депрессией.

Многократное употребление психоактивных веществ чаще всего приводит к при­выканию. В этом процессе выделяют физическую зависимость и психологическую. При физической зависимости функционирование нейромедиаторов изменяется и организм переходит на внешнее их замещение, принимая наркотики. Организм, та­ким образом, перестраивается на поступающие извне вещества, которые необходимы для регуляции его активности на биохимическом уровне, что может привести к воз­никновению синдрома абстиненции: при прекращении приема человек испытывает целый комплекс неприятных, а иногда и мучительных ощущений. Формирование фи­зической зависимости приводит также к развитию толерантности: требуется все боль­ше и больше вещества, чтобы вызвать тот же эффект. Психологическая зависимость может возникать и в отсутствии физической зависимости. Так, получив эффект об­легчения в стрессовой ситуации, например при курении марихуаны, употребление которой не приводит к развитию физической зависимости, человек при повторном стрессе упорно будет использовать это средство.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные функции психики?

2. Что такое сознание?

3. Какие познавательные процессы вы знаете?

4. Что такое бессознательное и какова его роль в регуляции поведения?

5. Какие ИСС вы знаете?

6. Чем состояние бодрствования отличается от состояния сна?

7. Из каких стадий состоит цикл сна?

8. В чем состоит значение сна?

9. Что такое психотропные средства?

10. В чем состоит проблема наркомании?

Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. - М.: Беловодье, 1994. - 192 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1., ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.

Основы психофизиологии / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. Александров и др.; Отв. ред. Александров Ю. И. - М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. - 430 с. - (Высшее образование). - гл. 13.

Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. - 1031

Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 39-54,

Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В. Н.Дружинина. -М.:Инфра-М, 1999.-687 с.-(Справочники «ИНФРА-М»).

Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность. - 1996. - Т. 2. - № 4. - С. 48-55.

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998.

В психологической литературе по одной из классификаций выделяют следующие основные состояния сознания (Годфруа, 1996):

    состояние бодрствования (активное, ясное сознание, когда поступающая извне информация легко и свободно проходит в сознание). В этих случаях говорят: «Человек в сознании» – значит, может сказать «Я знаю» (осознаю окружающую обстановку, себя);

    измененные состояния сознания (ИСС), к которым относят в том числе и сон (сновидения).

Немецкий философ и психиатр К. Ясперс очень образно описал отличие состояния бодрствования от измененных состояний сознания: «Ясность сознания требует, чтобы то, о чем я думаю, с полной отчетливостью находилось передо мной; чтобы я знал, что я делаю, и хотел делать это; чтобы то, что я переживаю, было связано с моим «Я» и сохраняло свою целостность в контексте моей памяти. Психические феномены становятся осознанными только при условии, что они в какой-то момент попадают в поле внимания личности и таким образом получают возможность возвыситься до уровня ясного сознания» (Ясперс, 1997).

В психологической литературе описывается несколько разновидностей измененных состояний сознания. Остановимся на них более подробно.

Измененные состояния сознания (alteredstatesofconsciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном, ясном состоянии сознания, различных факторов:

    стрессовых, аффектогенных ситуаций;

    сенсорной депривации или длительной изоляции;

    гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;

    интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры или приема наркотических препаратов);

    острых невротических или психотических заболеваний;

  • медитации и др.

Как правило, выйдя из ИСС, человек в состоянии описать пережитые им необычные субъективные переживания. Поэтому в литературе приводится следующее определение ИСС : это «психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутренннего опыта и при объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики» (Психология. Словарь…, 1990).

Наиболее ранней формой развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния сознания, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса и др. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в народной культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733–1815) были заложены основы гипноза и начато его активное использование.

Гипноз – это временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания (Психология. Словарь…, 1990).

Отцом русской гипнологии по праву считается выдающийся русский невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857–1927). Считая, что большую роль при наступлении особых состояний сознания играет словесное внушение, он высказал мысль о том, что ряд физических раздражителей способствует погружению человека в гипнотическое состояние. В настоящее время отдельные виды гипноза используются в психотерапевтической практике.

Представляет интерес для современной психологии и медитация , несмотря на то что практика медицирования известна на Востоке уже много столетий. Медитация (от лат.meditatio– размышление) – это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающихвнимание , как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоционалёьное и др. напряжение) (Психология. Словарь…, 1990).

Как относиться к измененным состояниям сознания? Стоит ли их переживать? Как утверждают специалисты, без особой на то надобности, пожалуй, не стоит. Вместе с тем, в отечественной литературе существует мнение, что ИСС, и в частности, гипноз, – «это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности трансформированного (по типу сверхвнушаемости) сознания. Это позволяет более концентрированно фокусироваться в заданном состоянии, что при определенных обстоятельствах может вызвать мобилизацию физических, интеллектуальных и психофизиологических резервов личности» (Психология. Словарь…, 1990).

Ж. Годфруа в учебнике «Что такое психология» подробно описывает такие ИСС, как медитация, гипноз, сон, а также состояния сознания, вызванные приемом алкоголя и наркотических средств.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...