Советская программа «Марс» и американская программа «Маринер. Марсианская программа наса

Мечты о межпланетном полете, овладевшие молодым Сергеем Королевым в начале 30-х годов, пробудили в нем завидную целеустремленность. На пути к цели он столкнулся с непониманием, завистью, отстранением от дела, необоснованным арестом в 1938 году, ссылкой на Колыму, работой в «шарашках» при НКВД. Но он не изменял своей цели, обращался к Сталину и после досрочного освобождения волей и настойчивостью определил свою судьбу. Руководство страны сумело разглядеть и оценить его особые качества. В 1946 году Королев назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия основного средства доставки ядерного оружия до цели. Создавая ракетно-ядерный щит, он не забывал о межпланетном полете. Его ракета Р-7 оказалась способной не только нести ядерный заряд, но и разогнать корабль с человеком на борту до первой космической скорости и вывести его на орбиту вокруг Земли. Используя возможности Р-7, Королев осуществил целую серию триумфальных полетов пилотируемых кораблей и автоматических, в том числе межпланетных, аппаратов и станций. Но еще до начала пилотируемых полетов на околоземные орбиты Королев намечает фантастическую цель — разогнать корабль с человеком до второй космической скорости, вырваться за пределы земного тяготения и отправить его к ближайшей планете.

После предварительных проработок в ОКБ-1, 23 июня 1960 года вышло постановление правительства о создании ракетно-космической системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей выведение на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля массой 60-80 т. Именно межпланетного корабля, о котором 70 лет назад мечтали 27-летний Королев и 34-летний Тихонравов. Через 26 лет после описанной Тихонравовым встречи Королев стал главным конструктором межпланетного пилотируемого ракетно-космического комплекса для полета человека на Марс (Н1-ТМК), это самый яркий проект Королева, вершина его творчества.

В структуре Н1-ТМК две составные части: ракетный комплекс (РК) в составе трехступенчатой ракеты Н1, технического, стартового комплексов, других наземных сооружений, обеспечивающих подготовку, старт и выведение на ОИСЗ 75-тонных блоков, из которых собирается на орбите вторая составная часть Н1-ТМК — межпланетный космический комплекс (МКК).

Главным элементом ракетного комплекса была сверхтяжелая трехступенчатая ракета Н-1. Стартовый вес ракеты на начальном этапе составлял 2200 т, вес полезного груза, выводимого на ОИСЗ высотой 300 км, — 75 т. Именно для полета на Марс создавалась ракета Н1, а не для соревнований с американцами, кто раньше сядет на Луну, о котором без конца рассказывают нам пресса и телевидение. Стартовый вес межпланетного комплекса — 500-1000 т может быть сформирован на околоземной орбите только путем сборки, поэтому вес полезного груза 75 т выбран Королевым, исходя из возможностей создания ракеты в кратчайший срок. В дальнейшем под Лунную программу вес был увеличен до 2800 и 95 тонн. На базе Н1, используя ее верхние ступени, предполагалось создание унифицированного семейства ракет на экологически чистых компонентах: Н11 со стартовой массой 700 т и полезным грузом 20 т, использовавшей 2, 3 ступени Н1 и дополнительную 4 ступень; Н111 со стартовой массой 200 т и полезным грузом 5 т, использовавшей 3 ступень Н1 и дополнительную 4 ступень.

Конструктивно Н1 состояла из трех блоков — А, Б и В — с поперечным делением, представлявших собой силовые каркасные оболочки, воспринимавшие внешние нагрузки, внутри которых располагались сферические топливные баки, двигатели и другие системы. Блоки соединялись между собой переходными отсеками ферменного типа. На блоке А устанавливалось 24 двигателя, на блоке Б — 8, на блоке В — 4. За счет многодвигательной установки первой ступени обеспечивалось выведение полезного груза даже при отказе двух двигателей.

В качестве топлива для двигателей была выбрана нетоксичная, наиболее дешевая и освоенная в производстве пара — керосин и кислород с перспективой применения водорода. Разработка двигателей была поручена Н. Д. Кузнецову (ОКБ-276) в связи с тем, что В. П. Глушко, двигатели которого применялись на предыдущих ракетах, отказался разрабатывать двигатели для Н1 на принятых компонентах топлива. Это обстоятельство, переросшее в неразрешимый конфликт между Королевым и Глушко, отрицательно повлияло не только на результаты работ по ракете Н1 и Марсианскому проекту, но и на судьбу созданного Королевым огромного коллектива в ОКБ-1 и в смежных организациях и предопределило закат нашего лидерства в космонавтике.

При разработке Н1 необходимо было проявить новый подход при решении ряда научно-производственных проблем: по статической и динамической прочности, вопросам аэро- и газодинамики, созданию большого количества новых типов сложнейшей крупногабаритной арматуры, созданию базы для наземной экспериментальной отработки, уникальных сооружений на технической и стартовой позициях, в том числе филиала завода на космодроме для изготовления баков и сборки крупногабаритных отсеков. Работы по комплексу Н1 проводились под прямым руководством Королева, возглавлявшего совет главных конструкторов, и его первого заместителя Мишина.

Проектирование тяжелого межпланетного корабля (ТМК) для полета к Марсу Королев поручил Тихонравову — своему старому соратнику, с которым они мечтали о межпланетном полете. Оно проводилось в отделе N 9, в секторе Глеба Юрьевича Максимова под непосредственным руководством Тихонравова. Группа, занимавшаяся ТМК, в разные периоды насчитывала от 8 до 15 человек. Имея 6-летний опыт работы в ОКБ Лавочкина, я оказался основным исполнителем по этой теме: разрабатывал компоновку, состав, весовую сводку ТМК, комплексные вопросы по экспедиции в целом. Максимов был занят текущими работами по автоматам, и мне приходилось часто работать напрямую с Тихонравовым, а он регулярно встречался с Королевым и получал от него советы и рекомендации для разработки проекта.

Компоновка ТМК менялась по мере решения проблем длительного полета и уточнения требований к системам корабля. На первых этапах работы главной проблемой, определявшей компоновку, являлась невесомость. Бороться с ней пытались путем вращения корабля вокруг центра масс для создания искусственной тяжести. Жилые и чаще посещаемые отсеки размещались на максимальном расстоянии от центра вращения. Разумным представлялось расстояние 10-12 метров. Остальная масса компактно располагалась на противоположной стороне.

Следующая проблема — обеспечение продуктами питания, водой и воздухом. Запасы этих компонентов для экипажа из 3 человек на 2-3 года полета имели неприемлемые весовые характеристики, снизить их можно было за счет воспроизводства на борту. Эту задачу решал замкнутый биолого-технический комплекс (ЗБТК). В его составе проектировалась оранжерея площадью 60 кв. м, на которой размещались картофель, сахарная свекла, рис, бобовые, капуста, морковь, салат и другие огородные культуры. Растения выращивались на компактных стеллажах, на гидропонике, их корни располагались в специальных капсулах, к которым подводился питательный раствор. В состав ЗБТК также входили: хлорелльный реактор, ферма с животными — кроликами или курами и система утилизации отходов с запасами реактивов. По вопросам растениеводства регулярно проводились консультации с ведущими специалистами страны.

Солнечный поток для освещения растений сжимался цилиндрическими концентраторами, располагавшимися вдоль корпуса корабля, и вводился внутрь через щелевые иллюминаторы. Корабль для создания искусственной тяжести вращался. Концентраторы постоянно ориентировались на Солнце. Ось вращения корабля должна постоянно поворачиваться на Солнце. Для выполнения такого поворота вес топлива двигателей мог составлять 15 т, что требовало дополнительно несколько ракет Н1.

Для решения противоречия плоскость вращения корабля совместили с плоскостью траектории полета, что снизило вес, но породило новые проблемы. Появился узел вращения между концентраторами и корпусом корабля, Концентраторы стали двойной кривизны для сжатия солнечного потока в двух плоскостях, что усложнило их конструкцию. Иллюминатор диаметром до одного метра стал сферической формы из высокопрочного и жаропрочного стекла на основе ситалов.

Королев и Тихонравов уже в то время интуитивно понимали, что в длительных полетах можно будет обойтись без искусственной тяжести, что существенно могло упростить компоновку, но экспериментальных подтверждений этого в то время не было, и мы прорабатывали все варианты. Компоновки тех лет, сложные, неконструктивные, футуристические, сегодня вызывают улыбку, но такова была история, так рождался Марсианский проект.

В начале весны 1962 г. компоновка ТМК упростилась. Она представляла собой пятиэтажный цилиндр переменного диаметра, каждый этаж которого как отдельный модуль имел определенное функциональное назначение, что должно было позволить большую гибкость при заказе смежным организациям, сохранении ответственности за надежность на всех этапах создания и эксплуатации и параллельную отработку.

Первый этаж — жилой, с расположенными в нем тремя индивидуальными каютами для экипажа, туалетами, пленочными душевыми, комнатой отдыха с библиотекой микрофильмов, кухней и столовой. Второй — рабочий, с рубкой для ежедневного контроля и управления всеми системами ТМК, мастерской, медицинским кабинетом с нагрузочными тренажерами, лабораторией для проведения научно-исследовательских работ, надувным внешним шлюзом. Третий — биологический отсек, с расположенными в нем стеллажами с высшими растениями, светораспределительными устройствами, арматурой для подачи питательных растворов, клетками с животными, хлорельным реактором, емкостями для хранения урожая и химикатов, частью арматуры и оборудования ЗБТК. Четвертый — приборно-агрегатный отсек, в котором была сосредоточена основная масса приборов, аппаратуры и арматуры всех систем ТМК, он же решал задачу радиационного убежища.

Пятый этаж располагался снаружи, это была корректирующая двигательная установка с запасом топлива и спускаемый аппарат (СА), который стыковался своим верхним люком к люку в корпусе ТМК, расположенному в специальной сферической нише. На днище СА, закрывая нишу, размещалась КДУ с запасами топлива и частью аппаратуры, увеличивая радиационную защиту экипажа в полете и обеспечивая автономное маневрирование СА при возвращении на Землю и при нештатных ситуациях во время старта к Марсу. Экипаж управлял кораблем из СА при выполнении всех динамических операций. Снаружи на корпусе ТМК размещались концентраторы, солнечные батареи, радиаторы и жалюзи системы терморегулирования, антенны дальней радиосвязи, люк с надувным шлюзом для выхода из ТМК, элементы для передвижения по наружной поверхности.

В июле 1962 года по поручению Королева был подготовлен проспект плана освоения Марса. План предусматривал четыре этапа. Первая экспедиция на Марс планировалась в начале 1974 года. Тихонравов, вернувшись от Королева после его ознакомления с материалами проспекта, принес написанную им записку и попросил меня переписать ее в мою секретную рабочую тетрадь (записка была написана на обороте секретного черновика, который мог быть уничтожен), вот выдержки из ее текста:

… 4. Задачи освоения Луны и Марса различны. 5. Первая задача — проектирование корабля для большой экспедиции с возвращением. 6. Это возможно: а) на базе сборки, б) с ЭРДУ, в) с ЗБТК…

9. Нужно дублировать следующие трудности: а) нет ЭРДУ — вариант с жидкостными двигателями. б) нет ЗБТК — вариант с запасами. в) сборка … По пункту в: 1) возможно, потребуется облет не по соображениям науки и техники. 2) идти на риск посадки на Марс без возвращения на том же корабле. (Экспедиция из минимального числа людей ждет следующий корабль.) Таким образом, можно делать облетный, но он должен быть элементом сборного!!! Нужно проектировать элементы.

Эти очень важные конкретные указания были для меня планом дальнейших действий.

На первых порах при разработке проекта полета на Марс в ОКБ-1 рассматривался вариант с использованием электрореактивной двигательной установки (ЭРДУ) для разгона с ОИСЗ к Марсу и других маневров. Он обладал высокими энергетическими характеристиками, допускавшими вольное обращение с массой полезного груза. Королев и Тихонравов слабо верили в возможность применения ЭРДУ в обозримом будущем. Королев в своей записке дал прямое указание ориентироваться на ЖРД для разгона к Марсу. Именно этим его проект принципиально отличается от остальных.

Во исполнение указания Королева мной был проведен сравнительный анализ возможности полета на Марс с применением ЖРД. По формуле Циолковского на логарифмической линейке было просчитано 24 варианта полета на Марс с вариациями по удельной тяге, воспроизводству продуктов в ЗБТК и по высотам орбиты у Марса, определены веса по всем этапам полета и исходные веса перед стартом с ОИСЗ.

План освоения Марса показывает, что кажущееся многообразие творчества Королева на самом деле строго подчинено одной конечной цели — полету на Марс — и отвечает главному принципу системного подхода: цели составных частей системы совпадают с целями системы.

Дополнительно по поручению Королева были подготовлены плакаты, иллюстрирующие схемы осуществления экспедиции, компоновку ТМК, общий вид марсианского экспедиционного комплекса перед стартом с ОИСЗ, для разных схем, компоновочную схему межпланетного комплекса в варианте с аэродинамическим торможением, и пояснительная записка. Материалы были доложены им на большом совещании с участием М. В. Келдыша, Н. И. Крылова, С. А.Афанасьева, Д. Ф. Устинова и были одобрены.

С начала 1963 года в соответствии со сделанными выводами начались проработки варианта с аэродинамическим торможением.

Экспедиционный комплекс при погружении в марсианскую атмосферу будет испытывать перегрузки и нагрев, допустимые пределы которых весьма ограниченны из-за большого количества внешних элементов, размеры, форма и прочность которых не рассчитаны на полет в атмосфере. Эта особенность с учетом требований по обеспечению искусственной тяжести, сборки комплекса на ОИСЗ и ряда других влечет за собой новый подход к компоновочной схеме ТМК, экспедиционного комплекса и всех его промежуточных конфигураций.

При наличии в составе МКК тормозного блока количество ракет Н1, необходимых для его сборки, составит 14-15, а время сборки на орбите 3-4 года, что не может рассматриваться всерьез. Отказ от тормозного блока позволит сократить количество потребных носителей до 5, а время сборки — до 1 года. Реализация этих мероприятий могла бы сократить стартовый вес до 350-300 тонн, а количество ракет — до четырех, что, с учетом перспективных возможностей Н1 выводить на орбиту до 240 тонн делала вариант полета на Марс на ЖРД вполне реальным в обозримые сроки.

На четвертый год проектирования облик межпланетного космического комплекса (МКК) был сформирован. Для сборки на орбите в его состав был введен монтажный отсек сферической формы с 6 стыковочными узлами. К двум противоположным узлам стыковались центральный модуль разгонного (с ОИСЗ) ракетно-космического комплекса, с одной стороны, с другой — ТМК с разгонным (с ОИСМ) блоком и посадочный комплекс. Перпендикулярно к ним стыковались 4 боковых модуля разгонного комплекса и укладывались вдоль центрального, образуя единую двигательную установку. После старта к Марсу МКК на этапах осуществления экспедиции меняет свой состав, вес и форму. По расчетам конца 1963 года вес комплекса на ОИСЗ составлял 360 тонн. Из них 103 тонны разгонялись к Марсу ракетно-космическим комплексом весом 257 тонн. Выход МКК на орбиту спутника Марса в проекте Королева выполнялся за счет аэродинамического торможения в его атмосфере. На устройства для торможения отводилось 20 тонн. На орбите спутника Марса МКК имел массу 83 тонны и состоял из следующих частей. Посадочный комплекс (ПК) — 30 тонн. В его составе тормозные и посадочные устройства, взлетная ракета (16, 5 т), капсула возвращения (3, 5 т). Орбитальный межпланетный комплекс (ОМК) — 53, 1 тонны. В его составе — ракетный блок для разгона ТМК с ОСМ к Земле и тяжелый межпланетный корабль. Элемент, в котором размещался экипаж при полете к Марсу и обратно, образующий единую конструкцию, понимался как собственно ТМК (он же в шутку — Тихонравов Михаил Клавдиевич). В его составе орбитальный модуль (12, 9 т), корректирующая двигательная установка (1, 8 т) и возвращаемый на Землю аппарат весом 2, 1 тонны, что составляет около 0, 5 % от начального веса комплекса на ОИСЗ.

Описанный облик межпланетного комплекса сформировался у нас лишь к 1964 году.

С января 1964 года в соответствии с выводами были развернуты работы по проектированию тяжелой орбитальной станции (ТОС) для отработки ТМК на орбите. Были проведены работы по выбору оптимальных высот орбиты станции с учетом ее торможения в атмосфере, необходимости одновременной доставки на нее экипажей и грузов, наличия вокруг Земли радиационных поясов. При разработке ТОС особое внимание уделялось модульности. Модули ТМК и ТОС должны были создаваться независимо друг от друга, иметь возможность автономного изготовления, отработки, модернизации, замены и исключить срыв подготовки комплекса из-за неготовности одного из элементов. Принципы, положенные в основу проектирования ТОС в 1964 году Королевым как первым главным конструктором тяжелых орбитальных станций, к сожалению, начали реализовываться только через 25 лет в 1986-1987 годах.

К лету 1964 года наш отдел располагал всеми необходимыми исходными проектными материалами и был готов расширить фронт работ в отделах ОКБ-1 и смежных организациях. Было подготовлено все для выпуска постановления правительства о привлечении к работам по экспедиции на Марс смежных организаций. Однако этого не произошло. Королева заставили разрабатывать программу высадки на Луну и марсианский проект стал заложником лунного.

До настоящего времени в работах тех лет отмечаются триумфальные полеты наших космонавтов, запуски автоматических аппаратов и станций без объяснения истинного смысла этих обширных исследований. Достоверных сведений о работах по марсианскому проекту Н1-ТМК нет. Все материалы в 1974 году уничтожены. А был ли марсианский проект Королева? В сегодняшних публичных представлениях истории развития проекта полета на Марс в Королевском ОКБ-1 — РКК «Энергия» упомянуты проекты 1960, 1969, 1988-2001, 2002-2003 годов, ориентированные на ЭРДУ, которой нет и поныне. А вот Королевский проект 1960-1964 гг. — величайший проект ХХ века — не упомянут вовсе. Хотя реальность его осуществления в то время была гораздо выше, чем сегодняшних планов.

Основа марсианского проекта Королева — ракета Н1 — вышла на летные испытания, но ей не дали успешно слетать. Представляя Н1 лишь виновницей проигрыша Лунной гонки, авторы не задают простой вопрос: если Королев с 1959 года делал лунную ракету, то почему через пять лет ему пришлось ее кардинально переделывать? Он, что, не умел пользоваться формулой Циолковского? Определить стартовый вес лунного комплекса — задача для студентов. Дело не в этом. Сегодня, когда идут разговоры о полете на Марс и на бумаге пишутся планы, вопрос о том, был ли Королевский проект экспедиции на Марс или не был — принципиальный. Если был, то следующий вопрос: кто и почему его похоронил 40 лет назад? В «похоронной» команде могут оказаться очень уважаемые люди. Сегодня космонавты, и не только наши, летают на ракете и корабле, созданными Королевым почти полвека назад. Летают на чужую станцию. Если Королев ошибся в выборе цели — межпланетном полете, то к какой цели мы двигались 40 лет после него? Чтобы сегодня ставить новые большие задачи, нужно внимательно проанализировать историю нашей космонавтики и сделанные нами ошибки, чтобы не повторить их снова.

P. S. В первой статье для «Тверской Жизни» я сообщал, что, несмотря на утрату архивных материалов, достоверные сведения о проекте сохранились. В 1994 году, узнав об уничтожении архивных материалов по ТМК, я рассекретил и забрал в личное пользование свои рабочие тетради. Они весьма подробны и дают полное представление о тех идеях и решениях, которые закладывались Королевым и Тихонравовым в проект полета на Марс более сорока лет назад.

Что скрывает миф о "лунной гонке"? Куда на самом деле хотел лететь Сергей Королев? Почему в 60-е годы была провалена марсианская программа? Об этом корреспондент "РГ" беседует с разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Российская газета: Владимир Евграфович, вы ведь работали с Королевым? И были не только инженером-конструктором, но и космонавтом-испытателем?

Владимир Бугров: Да, в ОКБ-1. По поручению Сергея Павловича занимался организацией отряда космонавтов. Отрабатывал действия космонавта по программе высадки на Луну.

РГ: Скажите, а почему все-таки считается, что мы проиграли "лунную гонку"?

Бугров: Это миф. Как и то, что ракета Н1 создавалась без определенных целей. Ракета уникальная. У нее стартовая масса в десять раз больше, чем у той, на которой летал Юрий Гагарин. Некоторые утверждают: советское руководство нашло ей применение лишь в 1964 году: когда поставило задачу высадиться на Луну раньше американцев. Полный абсурд.

РГ: Так куда на Н1 хотел лететь Королев?

Бугров: Ее основным назначение был полет на Марс, и задумывалась она как марсианская, а не как лунная. Полеты на Луну рассматривались. Но лишь как этап отработки марсианского путешествия.

РГ: Но почему вы так категоричны? Насколько я знаю, никаких документов по марсианскому проекту ОКБ-1 не сохранилось.

Бугров: Зато у меня сохранились две рабочие тетради с пометками. Одна - совершенно секретная, содержащая черновые расчеты по всем принципиальным техническим вопросам марсианского проекта. Другая - несекретная. С ежемесячными планами всех исполнителей.

Бугров: В то время я об этом даже не думал. Мы занимались проектом практически круглые сутки. Просыпался утром и хватал карандаш, чтобы успеть записать.

РГ: Насколько я знаю, поначалу планы Главного конструктора поддержало и правительство?

Бугров: Именно. Как раз завтра исполняется 50 лет постановлению Совмина "О развитии исследований по космическому пространству". В нем черным по белому сказано: создать автоматическую научную станцию на Луне, космические ракеты для полета на Марс и Венеру, осуществить первые полеты человека в космос, разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции и станции на других планетах. Чуть позже, уже в другом документе, задачу конкретизировали: нужна ракета-носитель со стартовым весом порядка 1-2 тысячи тонн для вывода на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн.

РГ: О высадке человека на Луну - ни слова?

Бугров: Нет! В том-то и дело. Королев приступает к проектированию сверхмощной ракеты Н1. В ОКБ-1 под руководством самого близкого соратника Королева - Михаила Клавдиевича Тихонравова, с которым они еще в 1933 году мечтали о межпланетных полетах, разрабатывается тяжелый корабль именно для экспедиции на Марс. Этот проект шел наряду с другим - корабля "Восток".

РГ: Так что помешало осуществить марсианский?

Бугров: В 1961 году после полета Гагарина президент Кеннеди ставит более простую и быстрее достижимую задачу - высадить американцев на Луну к 1970 году.

РГ: Не рискнул соревноваться по программе к Красной планете?

Бугров: Видимо. Никита Хрущев, утвердивший нашу межпланетную программу, поначалу не меняет своего решения. Главные конструкторы Владимир Челомей и Михаил Янгель, стремясь перехватить космическую инициативу у Королева, предлагают Хрущеву свои варианты тяжелых ракет. В том числе, и для полета на Луну. Их поддерживает Валентин Глушко, разрабатывающий двигатели для этих ракет.

РГ: Ведь он отказался делать двигатели для ракеты Н1?

Бугров: Отказался. И вдрызг рассорился с Королевым. Так что гонка если и была, то между главными конструкторами. В 1964 главным оппонентам Королева удается создать у Хрущева иллюзию, что можно высадиться на Луну раньше американцев.

РГ: Но ведь те работали над лунным проектом уже 3 года.

Бугров: Конечно! Поэтому абсурдно считать гонкой ситуацию, в которой Королеву отводилось времени в два с лишним раза меньше, чем потратили США на достижение той же цели. Те начали свой проект в 1961 году и высадились на Луну в 1969. Королеву же лишь в 1964 году предписали обогнать американцев и осуществить экспедицию раньше - в 1967-1968 годах.

"Луну американцам не отдавать!" - звучит "сверху". Чтобы не потерять финансирование марсианского проекта, Сергей Павлович вынужден представить свой проект высадки на Луну, и ему отдают предпочтение. 3 августа 1964 года Хрущев поручает осуществить облет Луны раньше американцев Челомею, тем самым определяя его новым лидером в космонавтике (у Челомея работает сын Хрущева). Королеву же поручается невыполнимая задача - обеспечить высадку на Луну раньше американцев.

РГ: Однако это решение не отменяло межпланетных задач?

Бугров: Нет. Но оно поменяло очередность их выполнения. Основа обоих проектов - ракета Н1 модернизировалась, работы по ней форсировались. Элементы лунной экспедиции могли быть отработаны как прототипы будущих марсианских кораблей.

РГ: Допустим, космонавт Алексей Леонов считает, что мы бы обязательно высадились на Луне, если бы не преждевременная смерть Королева?

Бугров: Внезапная смерть Королева не остановила намеченную программу. Ее выполнение продолжил в полном объеме преемник Королева Василий Мишин. Однако на фоне двух неудачных запусков Н1 высадка американцев на Луну летом 1969 года вызвала растерянность у руководства.

РГ: А почему не прислушались к мнению президента академии наук Мстислава Келдыша, который предлагал отказаться от высадки на Луну и сосредоточиться на марсианской экспедиции? В частности, в 1975 году запустить пилотируемый спутник Марса?

Бугров: Его не поддержали. И это огромная ошибка. После гибели Королева некоторые его заместители стали вынашивать собственные планы. В конце 1969 года группа специалистов предприятия (один из участников называет их "заговорщиками") тайком, за спиной главного конструктора Мишина, наобещала секретарю ЦК КПСС Дмитрию Устинову: мол, не мешая работам по марсианскому и лунному проектам, через год можно создать впервые в мире долговременную орбитальную станцию и взять реванш у американцев на новом направлении.

Мишина заставили заниматься станциями, несмотря на его категорические возражения. А возражал он не зря. Три первые наши станции не принесли обещанных успехов и были потеряны. Первая экспедиции была сорвана не без помощи специалистов. Вторая закончилась гибелью экипажа - космонавтов Добровольского, Пацаева и Волкова.

РГ: Все-таки: ради чего была провалена марсианская программа?

Бугров: Во многих источниках это преподносится как инициатива дальновидных стратегов от космонавтики, якобы спасавших пошатнувшийся от неудачной погони за американцами на Луну престиж страны и обеспечивших ее приоритет в новом перспективном направлении - создании орбитальных станций. Но это опять не более чем миф. Впервые в мире "на скорую руку" не получилось. Реванш на новом направлении не состоялся. Тем не менее работы по марсианскому и лунному проектам также были сорваны.

РГ: Когда появились надежные кузнецовские двигатели, в успешном запуске следующей ракеты Н1, намеченном на конец 1974 года, уже никто не сомневался?

Бугров: В этом таилась опасность для "заговорщиков". После выведения на орбиту лунного комплекса Л3, в его системах могли проявиться дефекты, ответственность за которые, скорее всего, легла бы на специалистов. Реакция Мишина могла быть предсказуемой. С усилением его авторитета при успешном запуске Н1, Устинову труднее было бы регулировать конфликт, и "заговорщики" обязаны были позаботиться о своей безопасности.

Их интересы совпали с интересами Глушко. При успешном запуске Н1 авторитет Валентина Петровича мог сильно пошатнуться. Николай Дмитриевич Кузнецов - конструктор авиационных двигателей - новичок в создании жидкостных ракетных двигателей, за 10 лет создал уникальные надежные двигатели, за разработку которых 15 лет назад не взялся главный двигателист страны. Для Глушко такая перспектива была не приемлема. Хорошие отношения с Устиновым позволяли ему влиять на мнение секретаря ЦК. Мишина отстранили от занимаемой должности. Его сменил Глушко. Запуски двух подготовленных ракет Н1 были запрещены, производственные заделы и вся документация по марсианскому и лунному проектам уничтожены.

РГ: Вместе с уничтожением ракеты Н1 была уничтожена и грандиозная межпланетная космическая программа, целью которой была высадка советского человека на Марс?

Бугров: Разработанная Королевым, утвержденная государственными документами, она была не менее чем на половину выполнена. Пора, наконец, комиссии при РАН по изучению наследия Сергея Павловича Королева отдать должное истинному наследию нашего великого конструктора, определенному государственными документами, а не "подстриженному" мемуарами бывших соратников.

РГ: Можно ли сегодня использовать задел для марсианской экспедиции?

Бугров: Мы уничтожили ракету Н1, а заодно и ракету "Энергия". Собрать на околоземной орбитне межпланетный комплекс массой 400-500 тонн трудно. Если сегодня главная национальная задача отечественной космонавтики, пусть и в далекой перспективе, все-таки экспедиция на Марс, то было бы правильно принять следующее решение: определить ближайшей научно-технической и приоритетной задачей - пилотируемый полет вокруг Солнца по гелиоцентрической орбите вне сферы притяжения Земли на корабле - прототипе экспедиционного межпланетного корабля, как это планировал Королев.

После запуска первого спутника СССР, не теряя времени, взялся за изучение космоса. Планы были грандиозны – уже в 1960 году к Марсу должны были отправиться беспилотные космические зонды серии «1М», получившие названия Марс-60A и 60B. За границей эти аппараты известны под названием «Marsnik» («Mars» + «sputnik»), так как планировался выход объектов на орбиту красной планеты, более того, предусматривался поиск следов существования жизни на Марсе . В планах экспедиции было изучение ионосферы и магнитосферы Марса, фотографирование его поверхности и исследование пространства, разделяющего Землю и Марс. К сожалению, из-за аварий при запуске эти планы не были реализованы.

Серия 2МВ

Продолжением советского исследования Марса космическими аппаратами стала серия «2МВ» («Марс-1», «62A», «62B»). Предусматривалась посадка на поверхность Марса аппарата «Марс-62A 2МВ-3», аппарат «Марс-62B 2МВ-4» должен был совершить облет вокруг красной планеты. Но они не были выведены на околоземную орбиту из-за крушений ракет-носителей.

Другая судьба ждала АМС «Марс-1 2МВ-4». Старт с земли прошел успешно, но из-за проблем с системой стабилизации аппарат потерял управление. Последний сеанс связи со станцией произошел 21 марта 1963 года на расстоянии примерно 106 миллионов километров от Земли, что для того времени было рекордом дальности космической связи.

  • |Космический аппарат Mars-1 во время тестирования на Земле
  • Самый мощный радиотехнический комплекс дальней космической связи до 1964 года

АMС «М-64» относилась к усовершенствованному второму поколению проекта. Старт состоялся 30 октября 1964 года. Из-за отказа в системе электропитания официально он был причислен к космическим аппаратам серии «Зонд»,которые были предназначены для освоения техники дальних полётов в космосе и исследования космического пространства.

Серия М-69

Третьим поколением марсианских исследователей стали аппараты серии («Марс-69A» и «69B»). Станции должны были исследовать четвертую планету Солнечной системы , находясь на марсианской орбите. Оба аппарата были утрачены при старте из-за аварий ракет-носителей «Протон».

Серия М-71

К аппаратам четвёртого поколения относилась серия «М-71». Она состояла из трех АМС, которые должны были обследовать Марс как с орбиты, так и с поверхности планеты. АМС «Марс-2» и «Марс-3» состояли из орбитального спутника и наземной станции, которая должна была осуществить мягкую посадку с помощью спускаемого аппарата.

  • Автоматическая межпланетная станция «Марс 2»
  • Фотография Марса, полученная с орбитального модуля АМС "Марс-3" 28 февраля 1972 года

Марсианская станция была укомплектована первым в истории марсоходом «ПрОП-М». От других планетоходов их отличала, прежде всего, система передвижения. Перемещение аппаратов по поверхности происходило при помощи двух «лыж», расположенных по бокам и немного приподнимающих аппарат. Такой способ передвижения был выбран из-за отсутствия сведений о марсианской поверхности. Команды от АМС марсоход должен был получать по кабелю, связывавшему его со станцией.

  • Марсоход ПрОП-М (Прибор оценки проходимости)

Запуск аппаратов «Марс-2» и «Марс-3» был произведен 19 и 28 мая 1971 года с космодрома Байконур, орбитальные аппараты функционировали более восьми месяцев и успешно реализовали большую часть предусмотренных исследований. Посадка аппарата «Марс-2» окончилась неудачей, а «Марс-3» осуществил мягкую посадку и вышел на связь, но передача радиосигнала длилась всего 14,5 секунд.

АМС «М-71C» не была оборудована спускаемым аппаратом и должна была стать искусственным спутником Марса. Старт ракеты-носителя «Протон-К» состоялся 10 мая 1971 г, АМС была выведена на орбиту искусственного спутника Земли. Но на полетную траекторию аппарат не перешел, что было вызвано ошибкой в программировании бортового компьютера. В результате, через два дня после старта, 12 мая 1971 года, связка АМС/разгонный блок вошла в плотные слои атмосферы и сгорела. В сообщении ТАСС проект фигурировал как спутник «Космос 419».

Серия М-73

Продолжили исследования аппараты серии «М-73», а именно четыре АМС, которые должны были изучить Марс как с орбиты, так и находясь на поверхности планеты.

Космические аппараты «Марс-4» и «Марс-5» должны были стать искусственными спутниками Марса и обеспечивать связь с наземными модулями, которые несли аппараты «Марс-6» и «Марс-7» .

Из-за неисправности в работе одной из бортовых систем «Марс-4» пролетел мимо Марса и продолжил движение по гелиоцентрической орбите.

АМС «Марс-5», в отличие от своего близнеца «Марс-4», успешно вышла на марсианскую орбиту, но из-за разгерметизации приборного отсека станция работала лишь около двух недель.

АМС «Марс-6» достигла Марса, но выполнила программу исследований лишь частично, спускаемый аппарат разбился при посадке в районе Эритрейского моря в южном полушарии Марса, успев передать во время снижения некоторые данные о составе атмосферы Марса , ее температуре и давлении.

АМС «Марс-7» также достигла Марса, но из-за неверной работы одной из бортовых систем спускаемый аппарат промахнулся и пролетел мимо Марса на расстоянии примерно 1400 км. В результате программа полета станции «Марс-7» не была реализована.

  • Автоматическая межпланетная станция «Марс-4»М-73С № 52
  • Автоматическая межпланетная станция М-73П №50

Российская космическая программа по освоению Марса претерпела изменения. Запуск экспедиции к Красной планете решили отложить на два года. Если раньше российские чиновники, отвечающие за освоение космоса, говорили о начале полета к Марсу в 2022 году, то теперь речь только о 2024 годе.

Проект освоения Марса под названием "М" состоит из двух этапов: сначала российские специалисты намерены получить образцы грунта со спутника Красной планеты - Фобоса - и только затем приступить к непосредственному изучению самого Марса. Первый этап запланирован на 2020 год, а второй - собственно марсианский - на 2024-й, рассказал гендиректор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов 28 января, передает "Интерфакс" .

Первая часть экспедиции "М" носит название "Бумеранг". Конечной целью первого проекта называется доставка грунта с Фобоса. Для этого российские специалисты придумали специальную схему. Изначально на спутник Красной планеты отправится аппарат для отбора грунта. Вместе с ним к Фобосу полетит заправленная ракета, которая доставит капсулу с отобранным грунтом на орбиту Марса. Там эту капсулу подхватит космический перевозчик и доставит ее на Землю. Другого способа вернуть грунт в российские лаборатории практически не существует, признал Хартов.

Российские исследователи, изменив сроки исполнения программы, не стали менять в ней поэтапный подход, несмотря на то, что ранняя попытка начать освоение Марса с Фобоса не увенчалась успехом. В ноябре 2011 года с "Байконура" к спутнику Марса запустили межпланетную станцию "Фобос-Грунт". Однако проект провалился еще на старте, когда при отделении от ракеты-носителя у аппарата отказали двигатели и он завис на околоземной орбите. В январе 2012 года станция сгорела в плотных слоях атмосферы, а ее обломки упали в Тихий океан.

Теперь российские исследователи подходят к освоению Красной планеты более тщательно, поэтому перед тем, как отправиться на дальние расстояния, они планируют отрабатывать все технологии на Луне. По словам президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты, Луну нужно использовать "как зону отработки необходимых технологий для освоения Марса", а затем опробованные аппараты отправлять на Марс, сообщает ИТАР-ТАСС.

Точку зрения руководителя госкомпании разделяет и Виктор Хартов. Сейчас его предприятие разрабатывает посадочные модули для полетов на Луну. Как пояснил Хартов, эти модули могут понадобиться для транспортировки в нужную точку Луны роботизированной техники и в целом использоваться для создания на спутнике Земли инфраструктуры. "С 2016 года начнется реализация лунной программы, которая должна завершиться возвратом лунного грунта с содержанием льда", - сказал Хартов.

У России всегда были амбициозные планы по освоению Луны . Руководитель одной из лабораторий института космических исследований РАН Игорь Митрофанов раньше говорил о планах по созданию на спутнике Земли полярных баз. В настоящее время по этому направлению российские исследователи сотрудничают с NASA. При этом отечественные ученые также работают с Европейским космическим агентством, развивая программу по добыче и доставке на Землю лунного грунта.

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый рассказал о лунной и марсианской программах России и сообщил, что в 2022 году планируется полет к спутнику Марса Фобосу.

В октябре 2013 года в Институте космических исследований РАН прошел Четвертый Международный московский симпозиум по исследованиям Солнечной системы, на котором обсуждались научные космические программы России, Европы и США.

Космический аппарат проекта «ЭкзоМарс».

Технологический образец российского лунного посадочного зонда «Луна-25» («Луна-Глоб»).

Центром экспозиции НПО им. С.А. Лавочкина на Аэрокосмическом салоне МАКС-2013 стал лунный комплекс с имитацией поверхности Луны на фоне лунного пейзажа: макет посадочного аппарата «Луна-Ресурс» (масштаб 1:5) и орбитального аппарата «Луна-Ресурс» (масштаб

В первую очередь речь шла об изучении Луны и Марса — главных объектов научных программ мировых космических агентств. Обзор планируемых космических проектов России сделал директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный. Лунная и марсианская программы России состоят из нескольких проектов, включающих важный общий элемент - автоматическую доставку грунта.

Лунная программа России в ближайшее время предусматривает запуск пяти космических аппаратов, названия которых продолжают традицию советских «Лун»: от «Луны-25» до «Луны-29». В 2016 году будет запущена «Луна-25» («Луна-Глоб»), которую планируется посадить в южной полярной области Луны. Программа нацелена в первую очередь на изучение именно полярных регионов, где в грунте могут скрываться достаточно большие запасы летучих веществ, в том числе водяного льда, который в 2009 году открыл российский нейтронный телескоп ЛЕНД на борту аппарата Lunar Recoinnassance Orbiter (НАСА).

Затем в 2018 году к спутнику Земли отправится орбитальная станция «Луна-26» («Луна-Орбитер»), а ещё через год на полюс Луны будет отправлен второй посадочный аппарат «Луна-27» («Луна-Ресурс») с бурильной установкой. Планируется, что срок жизни аппаратов составит около года. Основная работа орбитального аппарата по изучению спутника и окололунного пространства пройдёт на низкой околокруговой орбите высотой порядка 200 км, после чего он будет уведен на более высокую орбиту (500-700 км), где начнётся эксперимент ЛОРД по изучению космических лучей. Возврат добытого грунта из полярной области станет задачей космического аппарата «Луна-28» в 2021 году. И, наконец, на 2023 год планируется запуск лунохода «Луна-29».

В настоящее время активно обсуждается возможное участие Европейского космического агентства в российской лунной программе. На конференции выступил директор научных программ ЕКА Альваро Хименес, подчеркнувший, что ЕКА заинтересовано в сотрудничестве с Россией в рамках лунной программы. В частности, европейцы предлагают поставить оборудование для «Луны-25», которое значительно улучшит точность посадки, и бурильную установку для станции «Луна-27». Кроме того, ЕКА предлагает также участие в предварительной характеристике места посадки, в анализе образцов и обеспечении связи с аппаратом. Проект полностью европейского лунного посадочного аппарата в 2012 году не получил финансирования, и ЕКА пришлось присоединяться к программам других агентств.

Лев Зелёный так сформулировал стратегические цели изучения и освоения Луны: «От Международной космической станции - к Международной лунной станции». Перспективы исследования Луны разнообразны: от лунной астрофизической обсерватории, которой не будет мешать атмосфера и которой не нужно топливо, чтобы поддерживать орбиту, до возможной добычи минералов, запасы которых на Земле ограничены..

Марсианская программа России включает, в первую очередь, полномасштабное участие в европейском проекте «ЭкзоМарс» («ExoMars»), который включает не только совместное проведение научных экспериментов, но и создание инфраструктуры, в частности, создание объединенного наземного комплекса приема данных и управления межпланетными миссиями. Проект предполагает запуск с помощью российских носителей «Протон» двух космических аппаратов в 2016 и 2018 годах. На последнем с помощью разрабатываемого в России десантного модуля будет доставлен марсоход ЕКА массой около 300 кг. Задачи марсохода - геологические исследования и поиск следов жизни в подповерхностном слое Марса около места посадки. Альваро Хименес отметил, что ЕКА нацелено на задачу возврата образца грунта с Марса.

Затем в 2022 году Россия планирует вернуться к задаче исследования спутника Марса Фобоса, которая стояла перед проектом «Фобос-Грунт», закончившемся неудачей в 2012 году. Этот возврат символизирует и название нового проекта «Бумеранг». По словам Льва Зелёного, возврат грунта с Фобоса по-прежнему остаётся интересной научной задачей, которую пока не предполагается решить в программах других стран. «Мы планируем вновь вернуться к Фобосу в 2022 году. Эта миссия станет своеобразным трамплином перед реализацией других международных программ», – подчеркнул Зеленый. Ориентировочно на 2024 год запланирована миссия по возврату грунта с Марса.

На доставку грунта с Марса нацелена и марсианская программа США, которая в настоящее время включает запуск в ноябре 2013 года зонда MAVEN, предназначенного для изучения атмосферы Марса, в 2016 году посадочного аппарата InSight для исследования ядра планеты и в 2020 году нового марсохода. В НАСА уже объявлен сбор заявок на эксперименты для будущего марсохода Дальнейшие миссии пока находятся в состоянии планирования.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...