Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться. Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Не многие родители могут сказать, что их чадо ходит в школу с удовольствием. Но бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается туда отправляться. Как справиться с этой проблемой - читайте в нашей статье.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

У всех бывают дни, когда не хочется никуда идти, ничем заниматься и вообще не хочется ничего, кроме как завернуться в одеяло и лежать. Но если взрослый человек в силах контролировать эти порывы, то детям тут нужна поддержка.

Почему ребенок не хочет учиться в школе

Часто поход в школу вызывает стресс у детей, которые находятся на переходном этапе. Поэтому ответственно отнеситесь к психологической подготовке детей, которые идут в первый класс или переходят из начальной школы в среднюю.

Первоклассник, даже если ходил ранее в детский сад, привык к дому, к той обстановке, которая его окружала. Новый коллектив, правила поведения, строгая дисциплина школы, школьная форма и галстук — то, что может отбить желание ходить в школу. Чтобы помочь справиться с социальной адаптацией, можно давать несложные задания, с которыми первачок или второклассник может легко справиться: сходить в магазин, попросить показать путь от одной точки до другой (чтобы легче ориентироваться в здании школы). Полезно дать ребенку советы по взаимодействию с другими взрослыми, кроме родителей.

Когда дети переходят в среднюю школу, они практически уверены, что готовы к этому. Но не тут-то было. Вместо одной учительницы теперь педагоги по всем предметам, количество уроков возросло, беготня на переменах отменяется, много старшеклассников, которые часто задевают пятиклашек... Все это может стать причиной стресса, который сведет желание ходить в школу к нулю.

Вскоре начинается подростковый возраст, и тут многие родители хватаются за голову. Бушующее чувство взрослости отодвигает школу на задний план, и учеба не оказывается в числе приоритетов.

Это детские возрастные особенности. Но существует еще несколько факторов, негативно влияющих на мотивацию ходить в школу.

Неблагоприятная домашняя обстановка

Как ни странно, напряженный психологический климат в семье может убить желание учиться. Ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, может произойти что-то плохое, и отказывается идти туда, чтобы дома ничего не случилось.

В постоянных ссорах многие семьи упускают из виду своих сыновей и дочерей. Дети становятся невольными свидетелями конфликтов, и часто на этой почве возникают психологические травмы, которые могут проявляться в том числе и в нежелании идти в школу.

Другой вариант: ребенок хочет напомнить о себе. В ход идет симуляция, возвращение из школы обратно, выпрашивание «остаться сегодня дома» и другие хитрости, которые привлекают внимание родителей и снижают возможность возникновения конфликта.

Неблагоприятная обстановка в школе

В школе есть много вещей, которые негативно влияют на ребенка. Часто у детей не ладится с учителями. И в день, когда предстоит встреча с ими, школьник старается остаться дома или прогулять занятия.

Неприятности могут случиться и с одноклассниками. Постоянная травля или простая ссора с другом уменьшают желание посещать школу. Пребывание в коллективе с теми, с кем не хочется дружить, становится стрессообразующим фактором.

Это те причины, которые лежат на поверхности. Но есть то, на что редко обращают внимание — неприятные физические ощущения, которые может испытывать ребенок, находясь в школе. Запах из туалета, жара или холод в классе, противная еда в столовой — словом, все, что можно почувствовать, может вызвать нежелание идти в школу.

Неуспеваемость

Если ребенок чувствует себя отстающим по сравнению с одноклассниками, хуже других умеет читать или писать, то вряд ли ему захочется демонстрировать знания и умения на публике. Но неуспевающих учеников спрашивают на уроках чаще других. Если после этого ребенок приходит домой, а родители, вместо того, чтобы оказать помощь, сравнивают его с одноклассниками и отчитывают за очередную двойку или тройку, то стресса точно не избежать.

Вставать утром по будильнику детям бывает сложно. Если до школы долго добираться, вставать приходится не просто рано, а намного раньше, чем другим. В светлые месяцы подъем легче, но когда наступает зима, и за окном постоянная темнота, организм сопротивляется ранним подъемам, и ученик просто не успевает «раскачаться» за то время, что отведено на сборы.

Еще многие ученики забывают правильно питаться, хватая на бегу все, что попадется под руку. Откуда же взяться энергии на весь день, если полноценный завтрак не состоялся? Поэтому нагрузка в школе начинает казаться чрезмерной.

Недосып и слишком большая нагрузка часто становятся причиной, по которой ваш ребенок плачет и отказывается идти в школу.

Ребенок прогуливает школу: что делать и как помочь

Разумеется, обязательно помочь школьнику справиться с нежеланием идти на учебу. Сначала необходимо узнать причину, по которой ваше чадо просит остаться дома. Иногда справиться с неприятностью помогает простой разговор. Ребенок делится переживаниями, и уже ему становится легче, снижается психологическая нагрузка.

Бывают и совсем сложные случаи, когда ребенок грозится бросить школу окончательно. Решение таких проблем нельзя откладывать, иначе они могут вылиться в серьезные расстройства. Если не удалось убедить ребенка, что ходить в школу необходимо, то нужно вести его к психологу.

Можно перевести ребенка в другую школу. Это сработает, только если он согласен перейти в другое учебное заведение (например, из городской школы в сельскую или наоборот). Если ученика не хотят брать, то родители могут попробовать сами водить школьника на учебу и забирать из школы.

Общеобразовательные школы — обязательный элемент обучения. Но что насчет школ искусств? Ведь не обязательно ходить в музыкальную или художественную школу. Если ребенок прогуливает занятия музыкой или танцами, поговорите с ним и выясните, почему это происходит. Может случиться так, что ему просто становится неинтересно выбранное занятие, и искусство становится мукой. Разрешите ребенку хорошо подумать и решить самому, стоит ли продолжать обучение. Расскажите о плюсах, которые ждут его по окончании школы искусств и постарайтесь убедить, что это пригодится ему в жизни.

Ребенок прогуливает школу: последствия для родителей

Конечно, если ученика нет в школе на протяжении долгого времени, действия администрации первым делом касаются родственников. Классный руководитель звонит родителям, чтобы выяснить, что случилось с ребенком. Если у взрослого есть оправдание на этот счет, то проблем не возникнет, но если и родители не представляют, где находится в этот момент их ребенок, то это может вылиться в неприятности.

По закону родители обязаны обеспечить воспитание и получение образования детьми. Ситуация, когда ребенок не ходит в школу долгое время (например, целый год), может повлечь за собой штраф или даже лишение родительских прав.

Следите за состоянием здоровья школьника. Если вы видите, что ребенок сильно устал, постоянно не высыпается, потерял аппетит, находится в подавленном состоянии — устройте внеплановый выходной. Разрешите 1-2 дня, например, в пятницу и субботу, не ходить в школу. За это время школьник успеет отдохнуть и набраться сил для новой учебной недели. Главное — не забыть предупредить классного руководителя, что вашего сына или дочери не будет в школе несколько дней.

Бывает и такое, что ученик не может посещать школу по разным причинам: по состоянию здоровья, своему желанию или желанию родителей, недоступности учебного заведения. Тогда можно перевестись на домашнее, семейное или дистанционное обучение. Что представляют из себя эти формы обучения, и куда обращаться, чтобы перейти на них, читайте в законе «Об образовании в РФ» .

Говорит, что ему там не нравится, что он хочет остаться дома, играть со своими игрушками и гулять во дворе.

Психологи утверждают, что такое поведение непременно имеет свои причины. Давайте вместе разберемся в причинах того, почему ребенок отказывается ходить в школу, и узнаем, как уговорить его изменить свое решение и все-таки пойти на учебу.

1. Возможно, ребенок отказывается ходить в школу из-за того, что он тяжело адаптируется в новом коллективе. Если ваш ребенок учится в первом классе, тогда это вполне нормально, ведь в школе нужно учиться, а не играть, как в садике, а это ребенку не нравится. Плюс, вокруг него много незнакомых ребят, с которыми он еще не успел сдружиться.

Психологи утверждают, что в норме ребенок должен успеть адаптироваться в школе за 2-3 месяца, если в течение указанного периода это не произошло, возможно, вашему ребенку нужна помощь психолога или опытного педагога, чтобы нормально адаптироваться. Перед тем, как обращаться за помощью к специалисту, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

2. Ребенок может отказаться ходить в школу, если у него что-то не получается, он не успевает по учебе, а родители отчитывают его за это и постоянно напоминают, что он должен учиться отлично. Таким образом, ребенок ощущает, что он не соответствует ожиданиям своих родителей, что он их расстраивает, поэтому он отказывается ходить в школу.

В этой ситуации родителям необходимо пересмотреть свои ожидания, помните, что ребенок не обязан хорошо учиться для вас, не требуйте от него ничего, он отдельная личность со своими потребностями, желаниями и возможностями. Лучше поговорите с учителем, постарайтесь понять, почему ребенок не успевает усваивать новую информацию, постарайтесь ему помочь добиться успеха.

3. Также причиной отказа посещать школу может стать глубокое разочарование ребенка в школе как таковой. Дело в том, что когда ребенок ходит в садик, родители то и дело рассказывают о том, как замечательно, интересно и весело будет в школе. А когда ребенок приходит в школу, он видит, что в учебе нет ничего веселого и особенно интересного, он только понимает, что теперь он должен много работать, а это ему не нравится.

В том, что так происходит, виноваты родители, которые рассказывали ребенку откровенные «сказки» о школе, поэтому психологи советуют быть с ребенком честными изначально. Лучше рассказывать правду о школе, о том, что там будут уроки, домашние задания, и о том, что там он найдет друзей, сможет попробовать себя в разных сферах жизни и творчества.

4. Еще ребенок может отказываться посещать школу из-за того, что он сильно устает. Это может происходить в тех случаях, если ребенок сильно перегружен, если кроме уроков, он каждый день ходит по репетиторам, секциям, кружкам. В такой ситуации вам стоит откорректировать распорядок дня ребенка так, чтобы ваше чадо могло отдыхать и гулять.

5. Причиной отказа ребенка ходить в школу могут стать проблемы в его развитии. Ребенок с такими проблемами с первого дня не будет успевать по учебе, он не будет усидчивым, он не будет понимать, что он него хотят. В этой ситуации вам стоит посоветоваться со специалистами, и принять решение либо о переводе ребенка в специальный класс, школу, либо о дополнительных занятиях по развитию.

Также нежелание ходить в школу может возникать или одноклассниками. Чтобы избежать подобных ситуаций, старайтесь быть внимательными к своему школьнику, интересуйтесь его школьной жизнью, советуйте, разговаривайте с ним о школе, подключайте свой личный опыт, чтобы ребенок всегда ощущал вашу поддержку.

Смотри видео Диагноз сколиоз: что делать?

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

"Ребёнок не хочет идти в школу. Почему? Что делать?", - такими вопросами задавались многие родители.

Нежелание школьников учиться - весьма рапространённая проблема, а причины её весьма многообразны. Очная консультация детского психолога помогает разработать стратегию работы с ребёнком, позволяющую изменить поведение “неразумного” чада. Но с уществуют ли способы предотвратить проблемы с посещаемостью до их появления, не тратя драгоценное время детства на скандалы, а также - бессмысленные наказания? Каковы причины пропусков уроков детьми?

Сегодняшняя статья предназначена родителям, желающим разобраться в причинах частых отказов ребёнка от посещения уроков в школе. Кроме того, читателя ждут рекомендации детского психолога-педагога, которые помогут родителям сориентироваться в непростой ситуации.

Непедагогичный стиль общения учителя с детьми

К сожалению, очень часто школьники пропускают школьные занятия из-за некомпетентности педагогов.

Некоторые родители сталкиваются с кажущимся парадоксом: ребёнок проявляет неплохие способности, скажем, по математике, а успеваемость оставляет желать лучшего. Не торопитесь упрекать школьника в лени! Возможно ребёнок стал жертвой предвзятого отношения учителя. Если возникают сомнения в справедливости оценки, то не стесняйтесь обратиться к школьной администрации с просьбой об объективной проверке знаний учащегося. Но всё же сперва совершите попытку выйти на диалог с учителем. Помните, что каждая сторона конфликта должна быть выслушана.

Бывает такое, что успеваемость держится на достойном уровне, но ребёнок явно боится своего учителя, иногда прямо высказывая недовольство (“слишком строгая”, “много кричит”, “злая”), а иногда - молча, съёживаясь всякий раз, когда Вы вспоминаете учителя. Помните, что, например, для младшего школьника учитель чаще всего является большим авторитетом: вполне возможно, что ему будет весьма трудно рассказать о бестактности первого в жизни педагога. Кроме того, позитивное или негативное отношение учителя может запросто передаться одноклассникам вашего ребёнка! Поэтому в любом случае, хорошо бы выделить время на посещение хотя бы одного урока в классе своего ребёнка. Достаточно ли внимания уделяет учитель ребёнку? Насколько отзывчив? Что говорит в случае удачи или промаха? Поддерживает ли подопечного? Какова общая эмоциональная атмосфера в классе?

Иногда родители просят учителя вести себя “по-жёстче” со своими детьми. Верно ли они поступают?

Конечно же, нет! Если воспитатель хочет, чтобы дети успешно поддерживали школьную дисциплину, то, прежде всего, он должен ряд соблюдать правил:

  • любое требование должно быть чётко сформулировано
  • требование должно работать во всех сходных ситуациях, для любого учащегося класса
  • требования должны применяться справедливо

Не стоит вести себя с детьми черезчур жёстко. Не стоит требовать от учителя быть слишком авторитарным. Эффективному обучению способствует не подчинение само по себе, а качество организации учебной деятельности школьников.

Несколько общих советов детского психолога родителям, если ребёнку попался непутёвый педагог

    покажите ребёнку, что ему доверяют: никто не поможет ему в трудной ситуации лучше, чем близкие люди

    иногда взрослым людям детские проблемы кажутся мелочью, поэтому никогда не обесценивайте чувства ребёнка

    не применяйте радикальных методов решения проблемы (например, сменить школу), ведь чаще всего - это ненужный стресс для ребёнка

    не теряйте контакта с классным руководителем и учителями!

    психологическое состояние ребёнка - важнее, чем многие убеждения взрослых людей

    расспрашивайте ребёнка о педагоге, не игнорируйте недовольство, не идя на поводу у капризов

Груз знаний не всегда бывает по плечам ребёнку

Иногда нежелание ребёнка посещать занятия в школе возникает из-за банального переутомления. Слишком часто родители не учитывают, что педагогический процесс в разных школах может протекать по-разному: может разнится как объём получаемых знаний, так и заданный учителями темп усвоения. Замечательно, если школьник попадает в школу с подходящей именно для него программой, в ином случае результат может быть печален: в погоне за ложными целями обучения ребёнок теряет здоровье, а также получает ворох психологических проблем (утрата желания учиться, заниженная самооценка). Стоит напомнить родителям о том, что общая нагрузка складывается не только из школьных занятий. Различные кружки, посещаемые ребёнком, отнимают у него много сил, особенно будучи подобранными без учёта желаний школьника, внутренними ресурсами которого необходимо распоряжаться рачительно.

По каким признакам можно распознать переутомление у школьника?

  • ребёнок капризничает, возможны проявления раздражительности, агрессии
  • нарушения сна - бессоница
  • исчезновение аппетита
  • школьник выглядит подавленным, разбитым, усталым, апатичным
  • учащаются случаи простудных заболеваний
  • ребёнок становится рассеянным, не способным надолго сосредоточиться на определённом занятии

Каким образом родители могут помочь школьнику избежать чрезмерных нагрузок?

Во-первых, выделите достаточное время на отдых ребёнка. Он просто-напросто обязан , каждый день, по меньшей мере, совершать прогулку, а также хорошо высыпаться. Если данным правилом систематически пренебрегать, то никакие развивающие занятия не принесут пользы: школьник будет терять гораздо больше, нежели приобретать. Выполнить домашнее задание весьма важно, но время на работу должно быть подобрано оптимальным образом (не более 3-4 часов в день в зависимости от возраста школьника).

Во-вторых, ставьте правильные цели образования для Вашего ребёнка. Казалось бы, задачи, решаемые педагогами в стенах школы, чётко прописаны в официальных документах. Но кроме заданных государством перспектив образования подрастающего поколения, существует индивидуальная стратегия обучения ребёнка . Например, зачем столько сил отдавать определённым предметам, если в дальнейшем они будут не нужны? Ведь школьник, получивший в распоряжение самое главное учебное умение - умение учиться, никогда не потеряется в окружающем мире, будучи готовым решать даже нестандартные для него задачи! Звучит донельзя банально, но немногие взрослые люди всерьёз задумываются над тем, сколько драгоценного времени детства тратится впустую!

Помните, что миссия массовой школы - “обучить всех и всему”, но вместе с тем, важнейшая задача родителей - помочь ребёнку выстроить свою судьбу своими руками. Чрезмерная требовательность родителей и педагогов, способная разрушить взамное понимание, нанеся серьёзный урон психологическому благополучию школьника - не стимул для развития личности, а скорее преграда. Цели обучения, которые мы ставим перед детьми, должны быть немного сложнее, чем они могут достигнуть слёту.

Не сложились отношения с одноклассниками

Далеко не всегда в детском коллективе складывается благоприятная атмосфера. К сожалению, если ребёнок имеет некоторые особенности (материальное положение семьи, внешность, характер, речь и т.д.), выделяющие его среди сверстников, то он рискует стать объектом травли, а в других случаях - просто изгоем, которого игнорируют остальные дети. В таком случае нельзя смотреть на ситуацию сквозь пальцы. Почему ребёнок должен получать психологические травмы, а также комплексы, которые могут отравлять ему жизнь довольно долгое время? Давайте перечислим признаки, способные подать родителям сигнал бедствия.

Как понять, что Ваш ребёнок стал объектом травли в школе?

Данный список признаков травли далеко не полный. В случае, если Вы наблюдаете хотя бы какие-либо из них, общаясь с ребёнком, существует повод насторожиться:

  • на теле стали появляться лёгкие травмы (синяки, ссадины, ушибы)
  • подавленное состояние школьника
  • отказ от коллективных мероприятий, праздников, игр
  • никто из одноклассников не приглашает, например, на день рождения
  • нет друзей в классе
  • испорченные или украденные вещи
  • не хочет отвечать на вопросы о товарищах, замыкается

Как уберечь школьника от издевательств одноклассников?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Держите руку на пульсе школьной жизни ребёнка, активно общайтесь с педагогами, ведущими уроки в его классе. Не стоит передоверять благополучие детей в руки учителям, надеясь, что в школе дети находятся под присмотром: даже если Вы имеете дело с мастерами своего дела, никто не может дать гарантии, что каждому школьнику уделят достаточно внимания.

Основную ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несут родители. Так что, если Вы считаете, что Вашему ребёнку угрожает опасность, обратитесь к администрации школы и учителям. Не оставляйте факт травли без внимания!

Школа - не единственный путь получения образования

Если Ваш ребёнок наотрез отзывается идти в школу, то помните: становятся довольно популярными альтернативные форматы получения знаний - домашнее образование, а также экстернат, предполагающие обучение без каждодневного посещения школы.

В чём суть домашнего обучения?

По договорённости со школьной администрацией ребёнка будут посещать педагоги-предметники. Занятия проводятся по заранее оговорённому графику. Контрольные работы, различные консультации, а также экзамены проводятся в стенах школы, за которой закреплён ученик.

В чём суть экстерната?

Экстернат предполагает более широкие возможности по освоению школьной программы. В роли учителя могут выступить родители учащегося (“семейное образование”) или репетиторы. Не стоит забывать о самообразовании ребёнка: хорошо мотивированные старшеклассники способны контролировать процесс обучения самостоятельно, ответственно подходя к учебной работе.

Домашнее обучение чаще всего выбирают родители, дети которых имеют серьёзные проблемы со здоровьем, не позволяющие учиться в обычном ритме, а экстернат - родители, дети которых хотят освоить школьную программу своими силами.

В обоих случаях отказ от обучения ребёнка в школе вполне может привести к противодействию со стороны администрации. Но на выходе выпускники, выбравшие альтернативные формы образования, получают полноценные аттестаты, позволяющие продолжить обучение наравне с ребятами, посещавшими школу. Top5 рекомендаций психолога родителям : что делать, если ребёнок ведёт себя "не так"?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...