Современная монархия. Московский университет МВД России

Как и множество других понятий, монархия имеет греческую этимологию и означает единовластие. При монархической форме устройства государства власть принадлежит одному человеку и передается ему по наследству. Однако существует несколько вариантов правления по монархическому типу, которые отличаются между собой степенью полномочий монарха, а также наличием либо отсутствием дополнительных независимых органов власти.

Монархия и ее виды по традиционному устройству

Древневосточная. Это не только самая первая форма монархии, но и вообще государственного правления. Здесь власть правителей контролировалась знатными сословиями или народными собраниями, которые могли влиять на решения, принятые монархом.

Феодальная. Ее также называют средневековой. При этой форме распространена политика, акцентирующая внимание на сельскохозяйственном производстве, а общество делится на две группы: феодалов и крестьян. Она имела несколько этапов своего развития, последний из которых является основным видом монархии - абсолютной.

Теократическая. Здесь глава церкви получает полнейшую власть, также возможно правление просто религиозным лидером. Духовенство в этом случае играет важнейшую роль в обществе, а аргументы тех или иных действий главы сводятся к их изначальному божественному происхождению: знаки, откровения и законы, которые послал Бог.

Помимо этих трех видов, монархию различают по степени ограничений: абсолютная, конституционная, парламентская, дуалистическая.

Виды монархии: абсолютная

Здесь проявляется безусловность правления монарха, в его руках фактически сосредоточена вся законодательная и исполнительная, а также в ряде случаев религиозная. В 17-18 веках в был расцвет абсолютизма, что со временем перестало быть актуальным.

Здесь интересно само обоснование абсолютной монархии: глава, его предшественники и наследники имеют якобы божественное происхождение, которое на земле сопровождалось возвеличиванием и демонстрацией этого с помощью пышных дворцов и этикета. Монархов поддерживали дворяне, которые были на ступень ниже, однако на самой низкой были рабы или крестьяне, задача которых была жить в нищете и подчиняться. За это король им позволял жить.

Виды монархии: конституционная

При этой власть монарха несколько ограничена не только юридически, но и фактически. Он разделяет ее с парламентом, и в зависимости от того, за кем остается исполнительная, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Виды монархии: парламентарная

Здесь правительство обладает большими полномочиями, чем монарх, оно отвечает за свои действия в первую очередь перед парламентом. Монарх при этом играет исключительно церемониальную роль и фактически не обладает исполнительной и законодательной властью, которые разделяются между парламентом и правительством.

Виды монархии: дуалистическая

При этой форме правления монарх является ответственным властным лицом, правительственные действия которого ограничиваются конституционными пунктами. Монарх может распускать парламент и формировать правительство, поэтому, по сути, его власть сохранена, но разделена с парламентом по формальному принципу: монарх реализует исполнительную, а парламент законодательную.

Виды монархий в современном мире

В настоящее время существуют государства, в которых царит монархический строй. Абсолютный вид реализован в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее и Омане.

Конституционная дуалистическая представлена в Марокко, Лихтенштейне, ОАЭ, Люксембурге, Кувейте, Монако и Иордании.

Конституционная парламентарная проявлена в Невисе, Сент-Китсе, Гренадинах, Сент-Винсенте, Ямайке, Тонге, Новой Зеландии, Великобритании, Бельгии, Камбоджа, Японии, Дании, Таиланде, Норвегии, Канаде, Швеции, Бутане, Испании, Андорре и др.

Таким образом, монархия является достаточно распространенным явлением в наши дни, однако тенденция к преобладанию ее более говорит о том, что она больше воспринимается как дань традиции, чем эффективная форма правления в ее классическом значении.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах Никифорова, Н.А. История государства и права зарубежных стран [Текст]/ Н. А. Никифорова.- М.: Окей-книга, 2011.-160с..

Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции. В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.

С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики. В Швеции сильны республиканские настроения как в левых, так и в центристских кругах. Во многих странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), ставится вопрос о введении монархической формы правления

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной: государство власть самодержавный монархия

Европа

  • * Андорра -- со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
  • * Бельгия -- король Альберт II (с 1993)
  • * Ватикан -- папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
  • * Великобритания -- королева Елизавета II (с 1952)
  • * Дания -- королева Маргрете II (с 1972)
  • * Испания -- король Хуан Карлос I (с 1975)
  • * Лихтенштейн -- князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • * Люксембург -- великий герцог Анри (с 2000)
  • * Монако -- князь Альберт II (с 2005)
  • * Нидерланды -- королева Беатрикс (с 1980)
  • * Норвегия -- король Харальд V (с 1991)
  • * Швеция -- король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия.

  • * Бахрейн -- король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999--2002)
  • * Бруней -- султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  • * Бутан -- король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • * Иордания -- король Абдалла II (с 1999)
  • * Камбоджа -- король Нородом Сиамони (с 2004)
  • * Катар -- эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • * Кувейт -- эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • * Малайзия -- король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • * Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ -- президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
  • * Оман -- султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • * Саудовская Аравия -- король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
  • * Таиланд -- король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • * Япония -- император Акихито (с 1989)

Африка

  • * Лесото -- король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990--1995)
  • * Марокко -- король Мухаммед VI (с 1999)
  • * Свазиленд -- король Мсвати III (с 1986)

Океания

* Тонга -- король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

  • * Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
  • * Багамские Острова Багамы
  • * Барбадос
  • * Белиз
  • * Гренада
  • * Канада
  • * Сент-Винсент и Гренадины
  • * Сент-Китс и Невис
  • * Сент-Люсия
  • * Ямайка

Океания

  • * Австралия
  • * Новая Зеландия
  • * Ниуэ
  • * Папуа -- Новая Гвинея
  • * Соломоновы Острова
  • * Тувалу

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Система ценностей представляет собой мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Однако не все россияне осознают роль и значение ценностей, как для функционирования общества, так и для определения смысла собственной жизни. История подтверждает, что в переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая -- продолжает оставаться наиболее консервативной, не поддающейся воздействию новой реальности. Носители таких ценностей, как правило, отторгают новые ценности как неприемлемые для них.

Современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, державность, коллективизм, равенство и социальная справедливость. Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и усваиваются ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, а именно: свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность и др. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами. Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уровне элитного и массового сознания. Нет единства в восприятии ценностей общественным сознанием в целом. Это породило раскол российского общества по базовым ценностям, который уже длительное время не позволяет обеспечить стабильность политической системы и общества.

Объединяющую роль в российском обществе могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность. На уровне властных отношений она характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия в своих рядах, разрешению деятельности в рамках закона, конструктивной оппозиции. В жизни отдельной личности толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению политических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, наконец, в признании правоты их позиций. Развитое толерантное сознание позволяет достойно переживать свое поражение в политической борьбе и даже извлекать из него определенные выгоды для себя.

Утверждение массового толерантного сознания могло бы способствовать преодолению конфронтации политических сип, противостояния идеологий и ликвидации существующего раскола российского общества по базовым ценностям, а, следовательно, достижения согласия и взаимопонимания хотя бы по ключевым вопросам настоящего и будущего страны.

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваивается как массовым, так и элитарным сознанием. Нетерпимость - качество, которое изначально формировалось в сознании людей, являющихся носителями социалистической идеологии советского периода, и тех, кто пострадал за инакомыслие. Непримиримость к своим оппонентам преодолевается с большим трудом, ибо привычнее считать оппонента врагом, нежели союзником в поиске оптимального решения вопроса или в постижении истины.

Итак, из приведенной характеристики ценностей следует, что их содержание не остается неизменным. Однако деформация и модернизация ценностей происходят в довольно длительные исторические сроки и зависят от характера происходящих изменений в социально- экономической и политической сферах жизни общества, под воздействием коренных преобразований или состояния затянувшейся войны.

Ценности деформируются и модернизируются также со сменой поколений, так как каждое новое поколение при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений вместе с тем не может оставаться заложником отживающих стереотипов.

Усваивая новые ценности, оно адаптируется к изменяющимся условиям бытия. Однако суть проблемы, на мой взгляд, заключается не в самой способности ценностей к изменению, а в том, каким содержанием в ходе этого процесса они наполняются и что становится в итоге приоритетным для каждого последующего поколения.

Поскольку ценности составляют ядро менталитета, определяют качественное состояние политической системы и являются стержнем жизнедеятельности отдельной личности, придавая ей устойчивость и перспективу, постольку очень важно, в каком направлении будет происходить их модернизация и в какой мере будут усваиваться ценности, актуальные для данного этапа развития общества.

Ценности выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Усвоение ценностей не осуществляется в короткие и заданные сроки. Сложность этого процесса связана с необходимостью переориентации сознания людей. В социально-политических условиях современной России усвоение новых и переоценка традиционных ценностей затрудняются из-за борьбы разнонаправленных тенденций: демократизма и авторитаризма, централизации и регионализации, глобализации и изоляционизма. В этом процессе сталкиваются также различные политические культуры и политические направления (радикал-либерализм, консерватизм, коммунизм, национал-патриотизм).

Восприятие и усвоение новых ценностей массовым сознанием осуществляется под воздействием множества факторов, которые либо способствуют их усвоению, либо вызывают отторжение от них (как это имело место при неудачной попытке навязать россиянам либерально-демократические ценности в начале 90-х гг. XX в. “сверху” и приведшую в итоге к дискредитации демократии как таковой).

Среди факторов, позитивно воздействующих на усвоение демократических ценностей, следует выделить уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. Отсюда усвоение демократических ценностей, прежде всего, на уровне интеллектуальной элиты приобретает в России особенно актуальное значение. Но для решения этой проблемы помимо интеллекта нужны еще политическая воля и чувство ответственности за судьбу своей страны. Инновационное развитие России, а не мобилизационная модернизация может быть обеспечено только на основе синтеза материальных и духовных достижений всего народа.

Усвоение ценностей находится в прямой зависимости от возможностей их реализации. Заметим, что реализация политических ценностей обусловлена не только деятельностью политической элиты, но и участием масс в политическом процессе. Обеспечение гарантий реализации ценностей сталкивается с многочисленными трудностями. Прежде всего, необходимо различать декларируемые ценности и те, которые действительно усваиваются людьми и побуждают их к конкретной деятельности. Это различие обусловлено тем, что, во-первых, не все люди осознают роль ценностей в своей жизни; во-вторых, в массовом сознании постоянно смешиваются противоречивые ценности (рынок и централизация, равенство в распределении благ и социальная справедливость). Все это существенно влияет на мотивацию человеческой деятельности и практическую реализацию ценностей. На уровне политических институтов нередко приоритет отдается узкогрупповым интересам; допускаются просчеты в оценках политической и экономической конъюнктуры и перспектив развития общества, хотя все формально выступают с позиций общегуманных целей и общечеловеческих ценностей.

Степень гарантированности реализации ценностей зависит от уровня экономического развития страны и совершенствования социально-политических институтов, осуществляющих управление социально-политическим процессом. Экономическое благополучие в обществе в целом способствует сдвигу приоритетов от материальных (экономической и физической безопасности) к ценностям, характеризующим качество жизни и возможности самовыражения личности.

В России реализация этих ценностей весьма ограничена, так как люди воспринимают, прежде всего, те аспекты реальной жизни, которые затрагивают их непосредственно. Значительная же часть населения России пока ведет борьбу за выживание, которая нередко сопровождается жесткой конкуренцией, включая и физическое уничтожение соперников.

Гарантии реализации таких ценностей, особенно популярных у российских граждан, как социальная справедливость, равенство всецело зависят от экономической эффективности. Вместе с тем, подъем российской экономики нельзя осуществить без учета менталитета россиян и их ценностных ориентаций. Ни одна реформа, в том числе, экономическая, осуществляемая сверху, как правило, не доводится до конца без ее поддержки “снизу”. Решить эту проблему невозможно без соотнесения задач демократизации общества с особенностями существующей системы ценностей и возможностями ее изменения в направлении к демократии.

Сложившаяся ценностная дифференциация в массовом сознании превратила социально-однородное советское общество в общество ценностно-гетерогенное, усилила ценностные размежевания элитных и массовых групп. Такие ценности, как образованность, профессионализм, права человека, личное достоинство активно осваиваются и реализуются преимущественно представителями элит. В массовом сознании по-прежнему сохраняется приверженность патернализму, когда люди не готовы и не способны диктовать государству важнейшие параметры достижения необходимого порядка, а потому предоставляют государству все полномочия в выборе методов его обеспечения.

Известно, что любое общество не может длительное время базироваться на противоречивой системе ценностей. Поэтому необходима целенаправленная работа по приобщению массового сознания к демократическим ценностям. Иначе противоречия между целями правящей элиты и возможностями их реализации будут обостряться и сдерживать демократические преобразования.

Известно также, что столкновение базовых ценностей весьма опасно не только для правящей элиты, но и для общества в целом. Оно неизбежно приводит к нарушению стабильности политической системы и вынуждает политиков использовать двойные стандарты в своей деятельности.

В целом, деформация и модернизация системы ценностей, соответствующей демократическим критериям -- задача нового поколения россиян, которое, хочется надеяться, в полной мере осознает необходимость усвоения, прежде всего таких ценностей, как образованность, профессионализм, права и свободы человека, личное достоинство, патриотизм, коллективизм, государственность и др. Это поколение должно внести соответствующие коррективы в традиционные ценности, и, тем самым, обеспечить необходимую преемственность в общей системе ценностей.

Однако уже сегодня осмысление содержания традиционных и усвоение новых ценностей массовым сознанием россиян, а также формирование определенной системы их взглядов должно входить в задачи опережающей информационной государственной политики. Люди в большинстве своем хотят знать, в чем суть проводимых в стране преобразований, на какие базовые ценности опирается наша правящая элита и в каком направлении развивается общество, в котором мы живем.

1.Монархии в современном мире. Проблемы актуальности монархической формы правления.

При монархической (греческое слово monarchia - единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) - скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан - в Малайзии, Брунее, Омане; эмир - в Кувейте, ОАЭ; великий герцог - в Люксембурге; князь - в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere - управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе.

2. Современные монархии. Разнообразие форм организации власти.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают – абсолютная, дуалистическая, парламентская.

Характеризуется:

    в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. (Он сам издает законы, непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, вершит высший суд) для его власти могут существовать политические, морально-этические, религиозные и иные ограничители. подданные изначально юридически бесправны в современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость. могут иметь «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова (не ограничивают власть монарха).

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Дуалистическая монархия.

Характеризуется:

    первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной. ("1") законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью. исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. (законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит, монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной) правительство, если такое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим.

Парламентарная монархия. (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и другие государства).

Характеризуется:

    существует развитое разделение властей при признании принципа верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим. что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей. монарх при данной форме правления царствует, но не правит. (правом вето в отношении законов, принятых парламентом он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства) как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»). политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

3. Взаимодействие высших органов государственной власти в президентской республике.

Эта форма правления немного напоминает дуалистическую монархию, но имеет весьма существенные отличия от нее.

Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству.

Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известных срок. Срок нахождения в должности в разных республиках различный: ст. II раздел 1 Конституции США 1788 года предусматривает срок полномочий президента 4 года. Ст. 85 Конституции Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен семи годам, также как и во Франции

Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти стояться на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Это проявляется в следующем.

    И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получает свой мандат непосредственно от народа. ("2") Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту.

Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Тем не менее парламент и правительство вынуждены сотрудничать, так как ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентская форма правления не является безупречной.

В отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов.

4. Взаимодействие высших органов государственной власти в смешанной (полупрезидентской) республике.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может

распускать Национальное Собрание по своему усмотрению, что не характерно не для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм).Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.

Можно отметить, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Хорватия и ряд других стран), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс. Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством.

5. Парламентарный режим при парламентских формах правления.

Парламентарные республики имеют следующие признаки:

("3") Этот государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась в Японии ст. 41 Конституции предусматривает, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда стоит какой-либо партии отозвать своих полномочных представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

6. Министериальный режим при парламентских формах правления.

Парламентарные республики имеют следующие признаки:

    президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента; по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрассигнатуры); правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (отсюда существование таких институтов, как вотум недоверия, резолюция порицания); парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

В станах, где существует двухпалатная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

7. Проблема определения формы правления в современной России.

По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа. Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных отношениях ; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента. Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы.

8. Политический режим: понятие и классификация.

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т. д.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

    степень участия народа в формировании политической власти; гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства; степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии; характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; положение средств массовой информации , степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата ; ("4") реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями; положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства и. д.

Характерные черты тоталитаризма:

    идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия; господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений; тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора;
автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа); неподконтрольность власти народу, игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику; в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; отсутствует единая идеология; права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере)

Характерные черты демократического режима:

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении ("5") периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении; демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения; реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

9. Конституционный контроль в зарубежных странах.

Конституционный контроль (надзор) - деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов , а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Обычно под соответствием конституции понимается непротиворечие актов или действий участников конституционно-правовых отношений предписаниям конституции.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбери против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Различают две модели конституционного контроля: американскую и европейскую.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (например, Конституционный Трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный Совет во Франции) органами конституционного контроля.

Конституционный контроль имеет следующие виды:

    по времени осуществления;
      предварительный (проводится до вступления в силу решения, а закона - до санкционирования и промульгации, в отношении международного договора - до ратификации); последующий (проводится в отношении действующих актов);
    по месту осуществления:
      внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); внешний (осуществляется другим органом);
    ("6") по правовым последствиям:
      консультативный (решение органа конституционного контроля юридически не обязательно и не влечет юридических последствий); постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);
    по обязательности проведения:
      обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); факультативный (только при наличии соответствующей инициативы);
    по форме:
      абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); конкретный (проверка в связи с конкретным делом);
    по объему:
      полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); частичный (охватывает только некоторые сферы, например, права человека);
    по содержанию:
      формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и относится ли вопрос к компетенции издавшего органа); материальный (с точки зрения содержания акта);
    с точки зрения придания акту обратной силы:
      имеющий обратную силу; не имеющий обратной силы и действующий только на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на две группы.

Органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды). ("7") Органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для которых именно конституционный контроль является основным направлением их деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

10. Делегированное законодательство в зарубежных странах.

Важнейшую роль в управлении обществом играет законотворческая деятельность государства, как одна из форм осуществления его функций. Законотворческая деятельность представляет собой процесс подготовки и издания законов. От эффективности ее осуществления зависит благосостояние общества и государства.

Органом, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти, является парламент. Все конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.

В настоящее время законодательная деятельность парламента претерпела весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, однако "во многих странах он не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы (Индонезия, Китай), абсолютные монархи (Оман) ". Вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, количество принимаемых актов увеличилось, но, тем не менее, центр тяжести в нормотворчестве переместился в правительство. Это объясняют тем, что объем государственной работы настолько возрос, законодательная техника настолько усложнилась, а само законодательство настолько специализировалось, что парламенту по неволе пришлось отказаться от значительной части своих полномочий в пользу правительства. В последнее время в связи с появлением новых сфер общественных отношений законодательная власть не имеет возможности быстро осуществлять их регулирование. Необходимо искать пути более гибкого и оперативного управления . Ресурсами более быстрого реагирования на появление новых отношений обладает исполнительная власть. Поэтому стоит считать разумным то, что решение многих вопросов законодательная власть перекладывает на исполнительную. В связи с этим в западной науке создана концепция рационализированного парламентаризма, которая осуществляется на практике в ряде стран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако в странах, где используется концепция рационализированного парламентаризма, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самых принципиальных вопросов, в том числе и вопросов о правах человека.12 Так, п.1 ст.82 Конституции Испании 1978 г. устанавливает, что Генеральные кортесы могут делегировать правительству полномочия издавать нормативные акты, имеющие силу закона по определенным вопросам, за исключением относящихся к развитию основных прав и свобод... Одной из характерных черт современного государства является рост правительственного нормотворчества, в том числе и в форме делегированного законодательства. Нормы, посвященные ему, встречаются в конституциях различных стран. Так, ст.38 Конституции Франции 1958 г. гласит: «Правительство может для выполнения своей программы обратиться к парламенту за разрешением путем издания ордонансов в течение ограниченного срока мероприятий, обычно входящих в область законодательства»

Термин «делегированное законодательство» в разных странах толкуют не одинаково, и вопрос о допустимости делегирования законодательных полномочий решается в конституциях неравнозначно. Существуют различные подходы к определению понятия делегированного законодательства. Некоторые источники указывают на то, что это деятельность, другие определяют этот институт через совокупность актов (делегированное законодательство - акты исполнительной власти, изданные по поручению парламента и имеющие силу закона). Такое двоякое понимание вытекает из двух значений термина "законодательство". Думается, что и тот и другой подход имеют право на существование. В некоторых странах континентальной Европы к актам делегированного законодательства относятся лишь те правительственные акты, которые не просто издаются по уполномочию парламента, но и наделены силой закона.

11. Федеративное государство: общие принципы и виды федераций.

Федерация - форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государствоподобные образования.

Характерной чертой федерации, таким образом, является наличие двух уровней осуществления государственной власти.

Соответственно, в федерации наряду с общефедеральной конституцией имеются конституции субъектов федерации, наряду с общефедеральным законодательством - законодательство субъектов, наряду с бюджетом федерации - бюджеты субъектов, наряду с федеральной системой органов государственной власти в каждом из субъектов - свои органы государственной власти, наряду с гражданством федерации - гражданство субъектов, государственные символы федерации и субъектов. Территория федерации (или большая ее часть) представляет собой совокупность территорий субъектов.

Федерация возникает:

    в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария, Австрия и др.); в результате создания новой структуры ранее унитарного государства (Мексика, Бельгия).

На конституционном уровне федеративный характер государства находит отражение в нормах:

    содержащих характеристику данного государства как федеративного (Аргентина, Бельгия, ФРГ и др.), а также в названии государства (Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия и др.) или конституции (Швейцария); устанавливающих разграничение полномочий федерации и ее субъектов; устанавливающих права субъектов на собственные конституции, собственное законодательство, систему органов, гражданство и государственные символы; предусматривающих возможность присоединения новых субъектов к федерации, присоединения одних субъектов к другим, деления субъектов с образованием новых и т. д.; устанавливающих формы участия субъектов в принятии решений на федеральном уровне; устанавливающих гарантии для субъектов со стороны федерации; ("8") содержащих условия федеральной интервенции; содержащих условия введения чрезвычайного положения в субъекте федерации.

Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла) федерации.

12. Проблемы территориального устройства в современных федерациях.

Федерализм - по определению более демократическая форма организации государства, чем унитаризм, и естественно, что в подавляющем большинстве случаев федерации имеют республиканскую форму правления. Однако есть и исключения. Так, Объединенные Арабские Эмираты , как видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого государства. Частично сходная ситуация в Малайзии, где часть субъектов федерации форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-султанов, возглавляющих другие субъекты федерации. Монархиями являются такие федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому типу.

Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Правда, это верно при том непременном условии, что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская «федерация», и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще более отрицательно, чем централизованная.

В то же время федерация - это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

Ряд конституций решает вопрос о возможности изменения состава федерации путем принятия новых ее субъектов или преобразования существующих. Так, согласно части первой разд. 3 ст. IV Конституции США, новые штаты могут быть приняты в Союз Конгрессом, однако никакой новый штат не может быть образован или возникнуть в пределах юрисдикции любого другого штата и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов или частей штатов без согласия законодательных собраний затрагиваемых штатов, равно как и Конгресса. Согласно 2 ст. 18 бразильской Конституции, порядок превращения федеральной территории в штат или возвращения ее в штат, из которого она ранее выделилась, регулируется дополнительным законом (бразильские дополни тельные законы равнозначны французским органическим, итальянским конституционным). Штаты могут объединяться, разделяться, прекращаться для включения в другой штат либо образовывать новые штаты (и федеральные территории), однако для всего этого требуется одобрение как непосредственно заинтересованного населения путем плебисцита, так и Национального конгресса путем принятия дополнительного закона.

Германский Основной закон предусмотрел возможность переформирования федеральной территории с тем, чтобы обеспечить такие размеры и производительные возможности земель, которые позволяли бы им эффективно выполнять свои задачи. При этом должны учитываться земляческая общность, исторические и культурные взаимосвязи, хозяйственная целесообразность, а также требования регионального пространственного устройства и территориального планирования . Решение оформляется по заслушании затрагиваемых им земель федеральным законом, который нуждается в утверждении референдумом. Последний проводится в затрагиваемых землях, и формула его должна содержать вопрос: должны ли земли оставаться такими, как были, или следует образовать новую землю либо землю в новых границах? Второй ответ считается данным, если за него проголосовало большинство жителей территорий, земельная принадлежность которых под лежит изменению. Если же большинство избирателей одной из затрагиваемых земель проголосовало против, решение не принимается, однако оно все же принимается и в данном случае, если это большинство менее 2/3, а на территориях, принадлежность которых меняется, за изменение проголосовали 2/3 избирателей. Данной статьей Основного закона предусмотрен и порядок объединения в рамках одной земли территории, отличающейся определенным единством, но рассеченной границами земель. При этом используются такие институты, как народная инициатива, народный опрос и народное голосование (референдум). С 1994 года Основной закон разрешил землям изменять принадлежность их территорий путем государственных договоров с учетом мнения соответствующих уездов и общин; договоры подлежат утверждению референдумом на затрагиваемых территориях и нуждаются в согласии Бундестага.

13. Специфика России как федеративного государства. Основные направления федеративных отношений в России.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как единого целого с его составными частями и их правовое положение.

Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...