Создание развивающей среды в логопедическом кабинете. Требования к логопедическому кабинету и оснащение Оформление логопедического кабинета в доу своими руками

В детском образовательном учреждении — это важная часть продуктивной работы педагога-логопеда. К кабинетам предъявляется ряд требований (санитарных, ФГОС и так далее), но они позволяют специалисту продумать оформление так, чтобы было удобно работать.

Направления работы

Оформление логопедического кабинета в детском саду, школе или центре развития детей должно соответствовать направлениям работы учителя-логопеда и целям занятий. В кабинете должна быть создана оптимальная коррекционно-развивающая среда и благоприятная психологическая атмосфера для плодотворной работы с детьми и успешного исправления или ослабления имеющихся нарушений.

Логопед проводит как индивидуальные коррекционные занятия, так и групповые, обследование детей с целью выявления нарушений и разработки индивидуальной программы коррекции, оказывает консультативную помощь родителям и педагогам. Оформление логопедического кабинета должно обеспечивать эти задачи. Так, необходимы информационные стенды для учителей, доступная полезная информация для родителей, зона коррекционной работы с детьми и так далее.

Для развития речевой деятельности активно используются все виды игр, поэтому помещение должно быть разделено на несколько зон для удобства работы. Как минимум необходимо оборудовать место для улучшения речевых навыков, что способствует нормализации работы голосового и дыхательного аппарата, координации, помогает совершенствованию мимической мускулатуры, что активизирует работоспособность мышечной ткани, а также нужна зона устранения психологических барьеров, которая способствует улучшению познавательных психических процессов.

Надлежащее оформление логопедического кабинета в школе и других государственных или частных образовательных учреждениях важно для формирования и усовершенствования речи. Занятия со специалистом позволят закрепить и расширить словарь по различным лексическим направлениям, стимулировать использование предложенных навыков словообразования и готовых конструкций.

Основные зоны кабинета

Оформление логопедического кабинета в обязательном порядке предполагает разделение на несколько зон.

  • Зона коррекции звукопроизношения (должна быть оборудована методическими пособиями и зеркалами, необходимыми при дифференциации и автоматизации поставленных звуков).
  • Зона диагностики и коррекции (столы для диагностики и индивидуальной работы, шкафы с дидактическим материалом, развивающими играми, специально подобранными с учетом особенностей детей по возрасту, а также по направлениям коррекционной работы).
  • Зона консультативной работы с педагогами и родителями.
  • Зона организационно-планирующей деятельности (необходима для обеспечения эффективной организации профессиональной деятельности). Здесь можно поместить график индивидуальной работы, полезные подсказки, список дел.
  • Зона игровой терапии (сегодня активно используется арт-терапия, которая объединяет художественную деятельность детей, включая музыку и рисунок, поэтому желательно наличие в кабинете карандашей, фломастеров, бумаги, красок, пластилина и сопутствующих канцелярских товаров).

Любую из этих зон можно оформить своими руками, приложив немного усилий.

Требования к кабинету

Оформление логопедического кабинета в саду или школе определяется требованиями, предъявляемыми законодательством. Важнейшим условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса является внедрение в работу современных интерактивных устройств, которые обеспечивают оперативную обработку информации.

Должны отсутствовать посторонние предметы, которые отвлекают от коррекционной работы. Оформление логопедического кабинета должно создавать у ребенка рабочее настроение, положительное отношение к учебному процессу, не вызывать дискомфорт. Это важное условие для обеспечения эффективности коррекционной работы.

Школьный кабинет обязательно должен соответствовать утвержденным санитарным нормам. Педагог не может самостоятельно удлинять продолжительность индивидуальных или групповых занятий. Производить различные сокращения тоже запрещено.

Пособия и устройства по ФГОС

В оформлении логопедического кабинета необходимо использовать рекомендованные пособия и устройства. Для формирования правильного звукопроизношения, например, пригодится комплект методических пособий и публикаций для работы с дыханием, надувные игрушки и специальные альбомы для дифференциации звуков.

Для изучения грамоты и лучшего понимания произношения необходимы азбуки, развивающие схемы и изображения. Для освоения компьютерной грамоты ФГОС рекомендует использовать интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд». Современные интерактивные доски, специальные картинки, сигнальные кружки, пособия для установления звука в отдельных словах и тому подобное необходимо для развития фонематического восприятия у ребенка.

Для развития зрительного внимания и памяти используются обычно различного рода игровые элементы, пазлы, разрезанные на части картинки различной конфигурации, сборные картинки, специальные карточки (пример выше - такие карточки можно сделать самостоятельно). Красочные сюжетные изображения и наборы текстов для пересказывания пригодятся в процессе формирования связной речи.

Нужны предметы для развития зрительной памяти и внимания, понадобятся различные игровые элементы, сборные пазлы и картинки, разрезанные картинки. Кроме красочных наглядных пособий, современный кабинет педагога-логопеда должен быть оснащен подходящей мебелью, игровыми устройствами, специализированной техникой, желательно наличие интерактивной доски и экранозвуковых средств обучения.

Пример: пазлы своими руками

Чтобы сделать простейшие пазлы, достаточно распечатать на плотном картоне (получится более долговечный материал, чем при печати на бумаге) необходимую картинку и разрезать на произвольное количество частей. Каждый пазл упаковать в бумажный конверт, на который для наглядности можно наклеить (напечатать) копию картинки, которая получится, если правильно собрать части.

Кстати, интересные пазлы можно сделать на основе палочек от эскимо (фото выше). Подходящую по размеру картинку можно распечатать, наклеить на деревянные палочки, а потом разрезать. Такие комплекты долговечны, изготовлены из натурального материала, их легко хранить.

Предметы для развития

Оформление кабинета логопеда должно представлять нечто среднее между детской комнатой и учебным классом. Это позволит создать самую продуктивную атмосферу для групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Для развития детей понадобятся:

  • Зеркала. Способствуют развитию речевых навыков, так как позволяют наблюдать за мимическими и артикуляционными движениями. Пример интересного зеркала, которое можно сделать своими руками с помощью специального инструмента, можно увидеть ниже на фото.
  • Мыльные пузыри, разнообразные вертушки (средства для развития речевого дыхания).
  • Столы с игрушками, различающимися по цвету, весу, форме, размеру (развивают тактильные ощущения).
  • Современные интерактивные устройства.

Что можно сделать своими руками

Многие наглядные пособия для оформления логопедического кабинета своими руками сделать очень просто. Это красочные таблицы со звуками, изображениями и полезной информацией. Отличная идея — магнитная или пробковая доска и набор карточек, чтобы можно было эффективнее заниматься с детьми и не захламлять кабинет большим количеством отвлекающих от работы таблиц.

Для оформления логопедического кабинета (фото помогут педагогу определиться с наилучшим вариантом) собственными силами можно закупить яркие кнопки для пробковой доски, картон и цветную бумагу для создания необходимых карточек (некоторые материалы лучше заранее распечатать на цветном принтере, а не рисовать самостоятельно), саму доску и рамку.

Доска для рисования своими руками

Из обычного куска фанеры с помощью специальной краски можно сделать доску для рисования мелом. Покупка готовой доски обойдется в круглую сумму, а ведь та, что сделана своими руками, ничем не отличается от фабричного варианта. Основу (это может быть даже обычный картон) нужно покрасить смесью следующих ингредиентов: одна столовая ложка воды, две столовые ложки алебастра, три столовые ложки черной акриловой краски.

Сначала нужно перемешать алебастр и воду в пропорции одна часть к двум, затем постепенно ввести эту смесь в краску. Если масса получится слишком плотной, можно добавить немного воды. Тут дело в том, что разные краски имеют различную плотность. Краска наносится на основу кисточкой. Делать все нужно достаточно оперативно, потому что состав быстро начинает густеть, что значительно осложняет работу.

Для долговечности лучше наносить три слоя краски. После высыхания нужно натереть доску мелом, а затем вытереть его сухим полотенцем. Это необходимо, чтобы закалить поверхность. Окрашенную основу желательно вставить в рамку, чтобы доска выглядела аккуратно.

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

В последние годы возросло число детей, которые очень нуждаются в услугах логопеда. Исходя из данного факта, открытие частного логопедического кабинета является довольно успешным бизнесом. И если вы разыскиваете прибыльную бизнес-идею, то вам стоит присмотреться к этому направлению. И если вы являетесь опытным логопедом, то помните о том, что у вас все обязательно получиться. При организации подобного бизнеса помните о том, что если подойти к этому вопросу очень тщательно, то вполне возможно рассчитывать на хороший доход. Ниже мы расскажем вам о том, как открыть кабинет логопеда. Специально для вас мы приведем инструкцию, которая поможет вам в этом.

Инструкция по открытию логопедического кабинета

Если вас заинтересовала бизнес-идея логопедический кабинет, то к ней вы должны обязательно присмотреться с большим вниманием. Здесь стоит выполнить несколько конкретных действий.

  1. В первую очередь следует заняться составлением бизнес-плана. В нем необходимо учесть все предстоящие расходы и добавить к ним еще дополнительные расходы, которые могут у вас возникнуть.
  2. Затем вы должны пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Когда будет подготовлен весь пакет документации, следует начать подыскивать помещение для будущего логопедического кабинета. Для этого вполне подойдут комнаты, располагающиеся в крупных офисных зданиях, школах, различных развивающих центрах и т. д.
  4. Следует также учесть, что располагаться кабинет должен в очень легкой шаговой доступности. К примеру, такой кабинет можно запросто расположить недалеко от станции метро, либо возле остановки общественного транспорта. Лучше всего, чтобы он находился на первом этаже здания.
  5. Из этой статьи вы сможете узнать также о том, как оформить кабинет логопеда. Сейчас мы продолжим рассказывать о действиях, которые вам стоит осуществить при открытии такого дела. Для того, чтобы проводить индивидуальные занятия с учениками, вам вполне хватит комнаты с площадью в 22-25 кв.м.
  6. После оформления договора аренды, нужно будет заняться обустройство комнаты. Приобретите для этой цели столы, стулья, шкафчик для учебников, зеркало, компьютер, и всевозможные пособия и игрушки.
  7. Также вам необходимо будет обустроить комнату для ожидания родителей. Можно конечно попросить их подождать в холе, либо в самом кабинете. Но для этого, вам нужно приобрести несколько кресел и стульев.
  8. Затем вам нужно будет определить часы занятий. Большинству родителей удобнее приводить своих детей к логопеду в вечерние часы. Исходя из этого, для привлечения большого количества клиентов, следует позаботиться о предложении скидок на занятия, проводимые в утренние часы. Днем, когда большинство детишек спит, можно назначать занятия для школьников, либо проводить занятия со взрослыми людьми. Также можно заниматься и в субботу, поскольку многие родители могут посещать логопеда с детьми только в выходные дни.
  9. Нужно тщательно подумать о том, где вы будете искать своих будущих клиентов. Самыми эффективными способами в рекламе является раздача информационных буклетов около школы или детских садов, расклейка объявлений на подъездах. Также можно рекламировать свои услуги на различных Интернет-форумах и сайтах. Если вы имеете возможность и желание, попробуйте создать личный сайт. Аренда помещения каждый месяц будет обходиться вам в 15-20тыс рублей. На приобретение компьютера, мебели и различных учебных пособий у вас уйдет около 40000тыс. Рублей.

Теперь стоит поговорить о стоимости на такие услуги. Средняя цена индивидуального занятия у логопеда составляет примерно 800-850 рублей. Общий срок окупаемости всех расходов на этот вид деятельности зависит от числа учеников.

Как оформить логопедический кабинет

Вы, наверное, поняли то, что кабинет логопеда как может принести хорошую прибыль. Но это произойдет в том случае, если вы грамотно подойдете к этому делу. На общее развитие ребенка довольно сильно оказывает свое влияние та обстановка, которая его окружает, а особенно в тот момент, когда он постепенно начинает познавать мир вокруг себя. А тем детям, которые имеют какие-либо нарушения речи, внешняя среда имеет очень важное значение. Именно она и обязана побуждать в таких детках желание общаться исходя из этого, нужно постараться обустроить логопедический кабинет правильно.

Имеющуюся площадь в логопедическом кабинете нужно поделить на некоторое число рабочих зон, которые будут в свою очередь отличаться друг от друга внутренним оснащением.

Зона для коррекции речи обязательна должна иметь три настенных зеркала, плакаты, на которых изображены яркие картинки, способствующие исправлению речи и рабочие планшеты.

В зоне, предназначающейся для общего недоразвития речи должны находится следующие предметы: яркие картинки для составления разных рассказов, планшеты со сказками и рассказами, всевозможные загадки, ребусы, кроссворды, словесные игры и т.д.

В каждом логопедическом кабинете должна иметься образовательная зона, необходимая для освоения и подготовки ребенка грамоте. Общее пространство в этой зоне обязательно должна быть оборудована разноцветными магнитами, магнитной доской, указкой и т. д.

Также в логопедическом кабинете должен иметься небольшой уголок для коррекции речи. В данной зоне обязательно должно располагаться зеркало, большой плакат над ним, на котором изображены главные артикуляционные упражнения, а также песочные часы, для возможности контролировать время, идиктофон в виде игрушки, при помощи которого ребенок самостоятельно научиться контролировать правильное произношение.

Зона для игрового, дидактического и методического сопровождения может быть обустроена большим шкафом, имеющим много ящиков для хранения учебных пособий, также учебным материалом по коррекции произношения, обучению грамоте, специального оборудования, необходимого для формирования речевого дыхания и различных игр (настовых, игровых карточек, игрушек и т.д.).

В зоне, предназначенной для технических средств обучения, необходимо расположить этажерку, на полках которой должны присутствовать следующие устройства6 диктофон, микрофон, всевозможные кассеты с детскими песенками и рассказами, музыкальные игрушки.

Не нужно забывать об общем интерьере логопедического кабинета. А именно, о рабочей зоне для самого учителя. Данная зона представляет собой стол для логопеда, оснащены ящиками, в которых будут храниться речевые карты, журнал посещаемости детей, их обследования, блокнот – ежедневник и различная мелочь.

Также в этом кабинете должна иметься и информационная зона для самих родителей. Ее следует располагать в зоне коридора, который ведет в сам кабинет. Данная зона должна быть обустроена планшетами с рекомендациями логопеда, и осиновыми сведениями о коррекции и развитии речи у детей.

В заключение

Эта статья помогла узнать вам о том, как логопеду заработать деньги. Действительно, с помощью этой публикации вы смогли узнать о том, как обустроить логопедический кабинет для того, чтобы принимать в нем деток. Но при организации подобного бизнеса не забывайте о том, что это дело требует юридического оформления. Поэтому уделите и этому моменту должное внимание.

Термин «дизайн» (от англ, design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) обозначает новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Именно с такой - творческой по своей сути - деятельности по рациональному построению предметно-развивающей среды обычно начинают свою работу логопеды - ив этом огромный плюс профессии!

Ориентирами в оформлении и подборе оборудования должны выступать действующие СанПиН , а также другие нормативные и методические документы. Так, согласно концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», среда, в которой находятся дошкольники, «должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливания организма», а обязательное условие ее построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми . В связи с этим цветосветовой и предметный дизайн логопедического кабинета должны, с одной стороны, быть подчинены обеспечению физического и психологического комфорта ребенка (подгруппы детей), логопеда и других взрослых (педагогов, родителей), которые достаточно часто его посещают; с другой - необходимо помнить о сугубо утилитарных функциях кабинета.

Общее цветовое решение кабинета логопед может выбрать самостоятельно, приняв во внимание размеры помещения и ориентацию окна/окон на южную или северную стороны. Например, маленький кабинет, который редко освещается солнцем, будет выглядеть еще меньше, если его окрасить в темные цвета, заполнить крупногабаритной и тоже темной мебелью. Лишними в нем будут и большие картины на стенах. А вот «раздвинуть» стены и создать ощущение простора помогут светлая цветовая гамма и легкое переносное или быстро трансформирующееся оборудование.

Следует продумать и качество отделочных материалов для стен - они, в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03, должны допускать уборку влажным способом и дезинфекцию. Важно подумать возможность естественного освещения кабинета как одного из основных помещений ДОУ. Однако для проведения занятий во второй половине дня, а также при сокращенном световом дне нужно подобрать и установить источники достаточного и равномерного искусственного освещения как всего кабинета, так и его отдельных зон.

Зонирование пространства рабочего кабинета - целиком результат творческой деятельности самого логопеда. Наиболее часто можно видеть организацию его пространства в соответствии с тремя зонами.

Пространство-организующим элементом первой зоны - для индивидуальных занятий - служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребенка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Особенно важно правильно определить высоту расположения зеркала над полом и способ крепления, а также освещение всей зоны в целом во время дневных и вечерних занятий. Под зеркалом обычно размещаются настенная полка для необходимых в ходе индивидуальных занятий пособий или стол (в форме трапеции, прямоугольника), стульчики. Особенно привлекательно, на наш взгляд, выглядят пластиковые стулья, так как они могут быть подобраны не только по высоте сидения и спинки, но и по цвету, а их эргономичный дизайн позволяет ребенку сидеть в наиболее удобной позе.

Возможно, кто-то из логопедов предпочтет усовершенствовать эту достаточно традиционную по набору элементов зону и воспользуется регулируемой по высоте «партой логопеда», которая в одном из вариантов имеет не только зеркало, но и подъемную столешницу с расположенной на ее внутренней стороне магнитной доской. Парта многофункциональна: в сложенном виде (зеркало и магнитная доска опущены) это просто удобный детский стол, а далее в зависимости от хода индивидуального занятия могут быть подняты либо зеркало, либо магнитная доска.

Вторая зона логопедического кабинета предназначается для организации подгрупповых (до 6 человек) занятий и игр с детьми. Ее составляют соответствующие детскому росту столы, стулья, учебно-демонстрационное и игровое оборудование. Если позволяет площадь кабинета, наиболее уместным здесь может быть размещение, например, регулируемых по высоте столов в форме подковы, цветка, фасоли и т.д. Интересным вариантом комплектации данной зоны может быть установка овального составного стола (два полукруглых и один прямоугольный), что позволяет во время подгруппового занятия менять расположение детей в этой зоне и организовывать их индивидуальную деятельность или работу в парах, тройках.

Следует определить, как именно - статично или в динамике - будет представлено в этой зоне демонстрационное оборудование. В последнее время логопеды все чаще делают выбор в пользу мобильного, передвижного оборудования, используя при организации коллективной и индивидуальной детской деятельности поворотные доски, односторонние или двухсторонние мольберты, наборное полотно. Если же площадь кабинета невелика, на помощь придут привычные настенные доски из современных материалов, на которых удобно располагать картинки с помощью магнитов, писать или рисовать мелом, водными фломастерами. Сделанный своими руками стационарный или переносной фланелеграф, ков-ролинограф или сенсорное экологическое панно позволят использовать на логопедических занятиях не только картинный материал, но и разнообразные по фактуре ткани, создавать вместе с детьми разнообразные тематические композиции, цветовые коллажи.

Особое внимание во второй зоне должно быть уделено расположению учебно-игровых материалов и пособий. Кабинет логопеда (как, впрочем, и простое общение с ним) крайне притягательны для детей. Для многих дошкольников посещение логопедического кабинета становится событием дня, а вопрос «Почему я сегодня с Вами не занимался?» подчас звучит как самый суровый укор логопеду. Однако фиксированный график индивидуальных и подгрупповых занятий далеко не всегда позволяет дать детям «просто поиграть» в логопедическом кабинете, хотя при рациональном планировании рабочего времени это все-таки возможно и делается во многих ДОУ. Каков же выход из сложившейся ситуации?

На наш взгляд, прежде всего следует более широко трактовать сам термин «занятие» - как интересную совместную деятельность ребенка (детей) и логопеда: беседы, игры, рисование, конструирование и т.д. При этом тип их взаимодействия и позиция взрослого в детской деятельности могут быть различными - «учитель», «равный партнер» или «созидатель» развивающей среды . В роли «учителя» логопед ставит перед детьми конкретные задачи, предлагает определенные способы или средства их решения, оценивает правильность действий - не правда ли, именно эта позиция ему наиболее часто свойственна? Однако стоит помнить и о целесообразности других ролей, которые позволяют логопеду включаться в деятельность наравне с детьми или предоставить им возможность действовать свободно и самостоятельно.

Данные позиции сказываются и на подборе учебно-игрового оборудования для детей. Так, если размеры кабинета достаточно велики, можно поставить дидактический стол с закрепленными на столешнице ящиками, расположив в них пособия для развития двигательно-тактильного и зрительного анализаторов, совершенствования умения ориентироваться в цветах, формах и величин предметов. Логопед всегда придумает, на какой «волшебный ящик» обратить внимание того или иного ребенка в конце, середине или даже в самом начале индивидуального или подгруппового занятия, предложив ему наиболее полезное в данный момент игровое задание. Набор материалов на дидактическом столе может варьироваться, а величина самого стола дает возможность играть рядом или вместе сразу нескольким детям.

Еще один вид крупногабаритного оборудования, который может быть размещен в кабинете - шкаф-стенка для игрушек, имеющий как закрытые, так и открытые полки для хранения игрушек, настольно-печатных пособий и других материалов. Являясь альтернативной книжным шкафам и стеллажам, она удобна и детям и логопеду. Дошкольникам предоставляет свободу выбора предметов из числа специально подобранных и разложенных на полках перед занятием; логопед приобретает возможность убрать в ящики ненужные для данного занятия и отвлекающие внимание детей материалы.

В идеале в логопедическом кабинете найдется место и для напольного ковра, и для комплекта мягкой детской мебели или просто одной-двух кушеток для релаксационных игр и упражнений.

Наконец, в оборудование третьей - консультативно-методической - зоны логопедического кабинета входят стол и несколько стульев для взрослых, а при необходимости - книжные полки, стеллажи или шкафы. В последнее время все чаще рабочее место логопеда оснащается компьютером, и в случае его использования не только для оформления текущей и итоговой документации, но и при работе с детьми следует продумать, как наиболее удобно разместить перед ним дошкольника.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...