Справочник по русскому языку.

Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

Тема: «Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Цель: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Задачи урока:

образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;

развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;

воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.

Ход урока.

1 . Организация.

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Это к нам весна пришла

И разминку принесла.

На вопросы отвечайте

И ответ ей быстро дайте.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка .

- Отвечаем очень быстро!

      К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

      Что значит поставить существительное в начальную форму?

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

      Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

Отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(ответ: март)

Какой праздник отмечается в марте?

    Постановка проблемы.

Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд ), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Какие орфограммы Настя написала правильно?

Какие орфограммы она пропустила?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?

(тема и цель на слайде)

Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)

Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)

Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.

Проверим. (Слайд) :

1склонение 2 склонение 3 склонение

мимоза солнце глазурь

картина окно скатерть

корзина торт ветвь

вишня повар сирень

ветка мальчик скамья

весна колпак капель

стена фартук мышь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

. Игра «Выбери окончание».

Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

Микроитог : Какой вывод вы можете сделать?

(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и, в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.

Работа в парах по карточкам.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.

1 вариант

Около стенк…

На стол…

Из-за пазух…

В серединк…

К дедушк…

По област…

2 вариант

Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.

О бесед…

От дедушк…

Из ткан…

В воздух…

Из-за стол…

Физминутка.

Посмотрите поскорей,

Прилетели сто грачей.

Побежал в саду ручей

И сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Дифференцированная работа .

Упражнение в написании падежных окончаний

У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.

Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.

1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.

По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .

Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.

2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.

В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .

Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.

3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.

К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вставь пропущенные окончания.

При солнышк… тепло, при матушк… добро.

Сердце матер… лучше солнца греет.

Птица рада весн…, а младенец – матер… .

Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….

6.Рефлексия

Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

У имён существительных 3-го склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.

.

У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание

Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна .

Вставьте нужные окончания:

Дорогой бабушк… Вал …

от внучк… Наст…

Проверьте правильность своих ответов (слайд). Оцените себя.

7.Итог

- Посчитайте свои баллы и запишите.

Если вы набрали до 5 баллов, поставьте себе – 3

От 6-9 баллов – 4

Ход урока.

1. Орг. момент.

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения»

Тема: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Цель:

    обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён

существительных трёх склонений;

    совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

    воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Знание собирается по каплям".

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Кто и какие трудности испытывал при выполнении домашнего задания? Что вам помогло?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - уч. стр. 64 упр 5

2 группа – тетрадь УПБО стр. 46 упр 109

Откройте тетради, запишите число, классная работа.- с комментированием .

II. Минутка чистописания

На доске. АНИМИРОВА. . АЛФАВИТ

Нам нужно отгадать ключевое слово.

    Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р ;

    Безударная гласная в словах: земля, лесок;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п ;

    Безударная гласная в словах: река, печёт;

    13-я буква алфавита;

    6-я буква алфавита;

    Парная согласная букве з ;

    Безударная гласная в словах: окно, вода;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й , л .

Мы с вами собрали слово: перелесок . – картина Левитана « Март».

Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков ).

    Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок ).

    Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

    Что объединяет все эти слова?? (Имена существительны е).

    Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?" ).

    Разбор слов по состав. 1 ученик у доски.

Что вы вспомнили при выполнении этих заданий?

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

2. Словарная работа.

Скажите, для чего мы каждый день повторяем словарные слова.

А теперь слушаем внимательно задание, записать слова, выделить окончание и указать падеж. Сколько падежей в русском языке? Назовите их. Как мы определяем падеж? А если одинаковые вопросы, тогда, что вам помогает? Значит, о чем мы с вами вспомнили?

(деревня, около дороге, к березе, осину.… погодой…,о ветре.)

Что вы заметили?

- 3. Работа по картине . А теперь еще раз посмотрим на нашу репродукцию.

А что вы еще видите на этой картинке.

(снег, деревья, лошадь, дом, дорога…)

Определите склонение этих слов.

Так что такое склонение?

– Какого склонения бывают существительные?

– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? А как вы определяете склонение? А если слова стоит во множественном числе? А существуют несклоняемые существительные? Какие? А теперь давайте еще раз повторим алгоритм определения склонений имен существительных. АЛГОРИТМ. СЛАЙД

VI . ФИЗМИНУТКА

4. Работа в паре. слайд

А теперь пользуясь нашим алгоритмом? Определите склонение имен существительных объясняя друг другу, как вы действуете.

А теперь посмотрим, что у вас получилось. У каждого на столе лежит солнышко и туча.

Если ваша пара справилась без затруднений, то возьмите солнышко, но если были трудности, хоть у кого- либо, то тучка. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Какой можно сделать вывод?

VII. ФИЗМИНУТКА

Дифференцированное задание.

Теперь переходим к последнему заданию

На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания. Что непонятно.

1 й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2 й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

    тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

    висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

    белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

    недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

    трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3 й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, птицы, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

Что у вас получилось? Проверка от каждой группы.

IX . Обобщение по теме.

Мы завершаем наш урок. И мне бы хотелось, что бы вы ответили, с какими знаниями вы его заканчиваете. Если вы все хорошо поняли все, то поднимите солнышко, если необходимо подучить что- то, то тучка.

И в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили

Сегодня на уроке - узнал, открыл для себя…

- научился, смог..

- могу похвалить себя и своих одноклассников за…

X . Домашнее задание.

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

Цель: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в окончаниях имён существительных и регулировать их, применяя правило.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся, их мышления и мыслительных операций.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность при постановке перед собой целей и задач.

Планируемые результаты:

Предметные: правильно определять и писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Анализ, сравнение;

Умение добывать новые знания.

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

Сравнение результата с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Использование речи для регуляции своих действий;

Соблюдение грамматических норм произношения;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Самостоятельное и активное участие в ходе урока;

Формирование навыков самоконтроля.

Ход урока

    Организационный этап (мобилизующее начало).

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

- Недавно я прочитала пословицу: « Мудрому человеку вся земля открыта» и хочу вас спросить, как вы её понимаете?

Мудрость - это все те знания и умения, которыми обладает человек. Сегодня на уроке нам ваши знания очень пригодятся.

(Обучающиеся воспринимают и анализируют речь учителя)

    Актуализация знаний.

- Внимательно послушайте стихотворение:

Не только дети любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщик е – сова.

К словам прислушайся немножко:

В дОСАде спряталась оса.

На дне луКОШКА дремлет кошка,

А в паЛИСАдник е – лиса!

Из гРЕЧКИ вытекают речки,

В ЛЕЩИне плещутся лещи.

Овечки прячутся в слОВЕЧК И .

А теперь посмотрите на экран и определите тему урока. (На экране выделенные курсивом буквы-окончания пропущены)

3. Постановка цели и задачи урока (мотивация учебной деятельности)

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Попробуйте определить тему. (Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения)

Какие цели поставим перед собой? (Учиться писать окончания)

4. Обобщение и систематизация знаний

Я подготовила вам изображение тех животных, о которых говорилось в стихотворении. Они появятся на экране только тогда, когда вы ответите на мои вопросы. (Отвечая на вопрос - открывается изображение каждого животного на экране)

Что мы называем именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Как имена существительные изменяются по родам?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

Как проверить написание безударного окончания имён существительных 1, 2-го склонения? (по словам-помощникам, по таблице окончаний)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) - Всех животных, которые появились на доске, можно разбить на группы. Какие это могут быть группы? (существительные 1 и 2-го склонения).

Физкультминутка

Я называю животных, а вы хлопаете в ладоши или топаете ногами в зависимости от склонения имён существительных: слон, крот, косуля, улитка, сайгак, выдра, тюлень, кузнечик, саранча, акула, кит.

2) Закрепление во внешней речи

Сейчас поработаем по учебнику. На с. 65 в упр. 5 (Федя Перестукин допустил ошибки в написании окончаний, определении склонения и падежа имён существительных)

Прочитайте задание, определите цель выполнения упражнения и поставьте перед собой задачи на данном этапе урока.

(Самостоятельное выполнение работы в паре , с полным проговариванием алгоритма партнёру по парте)

Взаимопроверка в группе .

3) Самостоятельная работа с самопроверкой

- Продолжаем нашу работу. У всех на партах есть индивидуальные листы с заданием. (Даны словосочетания; надо указать склонение и падеж, вставить нужное окончание: спускается по лестниц е , в туманном свет е , до вечера к бабушк е , о поездк е на поезд е )

Проверьте свои результаты с результатами на экране. Найдите ошибки, если они есть, и оцените свою работу по критериям:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Больше 2-х ошибок – «2».

6. Рефлексия учебной деятельности

- О какой мудрости вы сегодня узнали на уроке?

- Покажите карточку-символ вашего настроения, с которой вы сегодня уходите с урока.

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...