Средством вербального общения является. Вербальное общение

С самого раннего детства человек со всех сторон слышит речь. Потому что именно так, в основном, общаются люди, и ребенок невольно оказывается втянут в этот контактный способ общения. Именно таким образом формируется для ребенка окружающий мир, то есть он тоже учится со временем высказывать свою точку зрения при помощи речи и управлять миром вокруг себя при помощи слов. Однако не всем и не всегда легко выбрать именно тот язык общения, который поможет правильно донести свою точку зрения и мировосприятия до оппонента. Невозможно на одном языке разговаривать с интеллектуалом и гопником, потому что эти люди говорят на разных языках, несмотря на то, что слова одинаковые.

Наверняка в жизни каждого человека происходили ситуации, которые заводили продуктивную, на первый взгляд, беседу в тупик. Оппоненты начинают нервничать, грубить в ответ или вовсе переходить в состояние агрессивной обороны, либо наоборот, отвечать на каждое слово презрительной усмешкой.

В основном, такие казусы происходят по той причине, что неверен изначальный посыл докладчика, потому что он либо считает себя стоящим на более высоком уровне развития, либо просто не видит в собеседнике личность. Это порождает возникновение разноуровневого общения, которое приводит диалог к печальному концу, всего лишь потому, что собеседники начинают бояться показаться жалкими и неумными, если выражаться простым языком.

И все это происходит из-за того, что именно так изначально настроен инициатор диалога. Даже если человек стоит выше по положению на социальной лестнице, при общении с людьми более низкого ранга он выражает свое недовольство, порой по причинам, которые кроются в его отрочестве. Поэтому важно понять, что при общении всегда стоит выбирать язык уважения, и в собеседнике всегда видеть достойного члена общества. Именно такой язык универсален и понятен каждому человеку.

Что такое вербальное общение

Вербальное общение – это взаимодействие группы или нескольких людей, которые коммуницируют, руководствуясь единой языковой системой, на уровне доступном и понятном каждому члену этой группы. Неважно, сколько собеседников участвует в переговорах, условие неизменно, язык должен быть понятен всем, так, чтобы недопонимания не возникало. Вербальный язык – это тот язык, уровень которого понятен всем окружающим.

Современные психологические тренинги помогают обществу развивать многие навыки речи. Это может говорить о том, что людям становится необходим навык донесения информации в хорошо оформленном виде. Потому что, в зависимости от того, как передается информация, человек получает нужную ему реакцию.

Важно помнить, что вербальное общение – это метод, которым можно передавать воспроизведенные мысли, а также получать необходимую информацию в том виде, в котором она будет воспринята гораздо быстрее.

Большинство соприкосновений в обществе происходят, потому что люди общаются. Это происходит за счет языковой передачи, а также с использованием . Ранее, когда у людей отсутствовала речевая функция, они общались с помощью рисунков и жестов, но современное общество прекрасно реагирует, если человек общается при помощи языкового аппарата. А тем более, если оппонент в совершенстве владеет .

Сложно представить себе ситуацию, когда человек выражается на языке матерных слов, ведет себе неадекватно и при этом вызывает приятные эмоции у людей другого круга общения. Но зато в своем кругу он наверняка сольется с общей массой и не будет выделяться. Но парадоксально изменится и его отношение к себе, и отношение его приятелей, если с таким человеком начать разговор с позиции уважения. Хотя только хорошо натренированный ум может донести такой вербальный посыл правильно, чтобы аудитория не отреагировала в силовой манере общения на безобидный доклад собеседника. Поэтому человеку необходимо развивать в себе навыки общения.

Вербальное общение

К вербальному способу общения относится тот процесс передачи информации, который происходит при помощи слов, на понятном языке для всех собеседников.

Люди уже давно привыкли общаться на уровне слов. Видя друг друга, оппоненты моментально начинают общаться друг с другом, не оставляя даже малейшего шанса рассмотреть собеседника, и если он молчалив, то такое поведение моментально относит его к нелюдимому и угрюмому типу людей. Потому что нормой поведения общества считается выражение любого жизненного переживания посредством голосовой передачи.

Но также люди привыкли общаться на одном уровне, и им комфортно, когда вокруг них находится окружение, которое вербально понимает их. Потому что в ином случае общество начинает чувствовать себя дискомфортно, от чего появляется диссонанс, и повседневное существование меняется в худшую сторону. Такое явление следует, потому что у людей происходит возникновение барьера, ведь, как говорилось ранее, язык общения единый, но восприятие информации разное.

Для того чтобы быстро преодолеть вербальный барьер, необходимо, при попадании в другое общество, стать активным участником и инициатором общения, . Тогда гораздо быстрее падут разнообразные препоны и произойдет притирание. Но необходимо не только слушать, что говорят собеседники, но и внимательно рассматривать поведение тела, то есть обращать внимание на невербальное общение. Потому что если слова можно контролировать, то тело нетренированных людей, через некоторое время общения, теряет контроль и выражает истинные эмоции.

То есть для того, чтобы разрушить вербальный барьер, нужно внимательно разобрать, на какие виды они подразделяются:

  1. Фонетический – этот коммуникативный способ должен обратить внимание на интонации, особенность произношения, дикцию.
  2. Логический – должен выявить особенность мышления собеседника.
  3. Смысловой – у слов, действий или поз есть свой смысловой посыл.
  4. Стилистический – здесь важно учитывать построение предложений и фраз.


Виды вербального общения

Виды вербального общения – это вариации такого вида общения.

Речь внешняя

Она делится на следующие виды:

  1. Устная речь.
    • речь, используемая для диалога;
    • речь, используемая для монолога.
  2. Речь дактильная. Такой подвиг имеет широкое распространение между глухонемыми людьми, то есть передача букв жестами.

Письменная речь

  1. Непосредственная. То есть общение, при котором ответ получается немедленно, как пример – смс-общение.
  2. Отложенная. Здесь собеседники переписываются письмами, и подразумевается, что ответ придет некоторое время спустя.

Внутренняя речь

Также вербальная речь может быть выражена следующими формами при общении:

  • Спор. Это общение в манере разногласий.
  • Разговор. Это диалоговая беседа в непринужденной обстановке.
  • Дискуссия и диспут. Важная тема, обсуждаемая на общественном уровне.
  • Собеседование. Способ, при котором человек отвечает на заранее поставленные вопросы.

Как эффективно общаться

Эффективный метод общения подразумевает под собой интегрирование в ту среду, которая превалирует в численном превосходстве представителей того или иного сообщества. Потому что если необходимо достижение результата, то докладчику придется разговаривать именно на том уровне языка, который поймут собеседники, употребляя именно те слова, которые имеют место в обиходе в данном обществе, то есть будет необходимость упростить или, наоборот, обогатить речь сложными предложениями чтобы разговаривать доступным и понятным языком. Простым примером в такой ситуации может служить следующая ситуация:

  • если в группу детского сада пригласить преподавателя по высшей математике и попросить его на простых примерах объяснить детям, что это за предмет, то если учитель не сможет адаптировать свой рассказ под аудиторию, внимание будет потеряно вскоре после начала повествования. Но если преподаватель сможет облечь в слова доступные детскому разуму всю картину высшей математики, то, возможно, он заложит зерно сознания в головы потенциальных академиков.

Поэтому очень важно для эффективности обязательно изучать собеседника и понимать, какие задачи нужно поставить для формирования доклада.


Особенности вербального общения

При вербальном общении, в отличии от , главная особенность, это тот словарный запас, который произносится либо устно, либо преподносится в письменном виде. Жестикуляция и мимика относятся уже к особенностям невербального общения.

Еще одна главная особенность в вербальном виде общения, это тот факт, что оно доступно только представителям человеческого рода. То есть данный вид коммуникации может быть использован только человеком. Но еще важно и то, что человек, способом вербального устного общения, контактирует не только с себе подобными. Зачастую такие посылы происходят в сторону животных, представителей растительного мира или к неодушевленным предметам. Это не говорит о том, что человек ждет подобной обратной реакции, просто это сила привычки – усиливать свои действия вербальным посылом.

Но если человек хочет использовать эту особенность с представителями другой языковой группы, то он должен изучить словарный запас той страны, с выходцами из которой будет общаться, иначе навык вербального общения будет не востребован.

Как вербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное общение – довольно хорошее подспорье в будничных делах, потому что человек имеет возможность точно формулировать свой посыл и быстро передавать информацию.

В отличие от других форм, делает процесс общения с собеседником очень четким. Посредством такого общения можно не только выражать свои собственные домыслы, но и участвовать в информационном обмене информацией и проявлять участие в делах собеседника. Такая четко очерченная информационная передача дает донести до аудитории, когда это необходимо, потому что, например, деловые переговоры требуют предельного взаимопонимания, и здесь нет места намекам и невербальным приемам.

Общаться с помощью вербальных приемов – это довольно простой способ донесения своих мыслей, потому что не надо тратить время на продумывание необходимой жестикуляции, и, тем более, человек с младенчества привыкает к окружающему его вербальному способу общения.

Также этот способ позволяет анализировать полученный объем данных. Потому что именно посредством слов человек почти всегда передает необходимые сведения, а также дает оценку действиям других людей.

Данные, дошедшие до человека, оформленные в слова, гораздо легче запоминаются.

А также с помощью коммуникации личность начинает познавать мир, угадывать характеры своих спутников, пополнять свой багаж знаний и самосовершенствоваться.

  • 5. Специфические особенности психики как формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека
  • 8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.
  • 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • 10. Самосознание личности.
  • 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • 13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков
  • 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • 18.Социально – перпецептивнная сторона общения.Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  • 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • 20.Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • 22.Понятия об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • 24.25.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Понятие,суждение и умозаключение как формы мышления.
  • 26. 27 .Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.
  • 28.Воображение,его место в системе психологических процессов. Виды воображения.
  • 29.Память, ее место в системе психический процессов. Виды и процессы памяти.
  • 30.Процессы памяти.
  • 31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • 32. Волевое поведение человека и его механизмы
  • 33. 34. Эмоциональные психические явления. Виды и формы эмоциональных псхичических явлений.
  • 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • 38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • 41. Психология в эпоху античности.
  • 42. Учение Аристотеля о душе.
  • 43. Роль р.Декарта в становлении психологической науки.
  • 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XII-XIX вв. (б.Спиноза, д.Локк, Гартли).
  • 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • 46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • 47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
  • 48. Неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.
  • 49. Становление и развитие гуманистического направления в психологии.
  • 50. Когнитивная психология: предпосылки возникновения и краткая характеристика.
  • 51. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки (с.Л.Выготский, с.Л.Рубинштейн, б.Г.Ананьев и др.).
  • 52. Культурно-историческая концепция л.С.Выготского и развитие ее идей в исследованиях а.Н.Леонтьева, д.Б.Эльконина, л.И.Божович и др.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.

    Общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения .

    Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

    Невербальная общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

    16. Речь: виды, функции, механизмы.

    Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, пре­дусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в про­цессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные ме­ханизмы и разное участие паралингвистнческих средств типа темпа ре­чи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые меха­низмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными. Прежде всего следует выделить центральные управляющие отделы, со­средоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, че­ловек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращен­ную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в под­линную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения. В левом полушарии головного мозга находятся специ­альные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, на­званный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).

    К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего отно­сится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуля­ционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких. Чем больше разнооб­разных речевых звуков способна создать артикуляционная система че­ловека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объ­ектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone - звук). В русском языке достаточно богатая система фоне­тических средств - 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, JI), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные дня английско­го языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

    Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движе­ний составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например, заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефек­тологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко опреде­лить доминантный язык, так называемый mother language - материнский язык.

    Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухоне­мота приводит к умственному отставанию, различным коммуникатив­ным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глу­хим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности. Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии, позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например с помощью языков жестов (язык глухонемых). Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональ­ных черт, что обеспечивает относительную универсальность его исполь­зования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее пой­мет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звуко­вого языка.

    Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда - на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различитель­ных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь). Вообще зри­тельная модальность речевых процессов во многом факультативна, бо­лее осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специаль­ных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жиз­ненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе прежде всего налажйвакхг систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания - при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.

    Видовая классификация речевых процессов связана с их модально­стью и степенью активности информанта. Разнообразие видов этих ре­чевых процессов наглядно представлено на рис. 22. На рисунке обозна­чены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими. Так, ниж­ний левый сектор - слушание, или аудирование, речи - является веду­щим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептив­ные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира.

    Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.

    Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.

    Вербальное и невербальное общение

    Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

    Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

    Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

    Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

    Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35% ! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

    Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна ). А речь – это результат работы сознания . Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

    Значимость вербального общения

    При личностном , эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

    Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов .

    Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

    Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться ! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.

    Вербальные средства общения

    Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

    Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений , а именно:

    • воспринимать речь,
    • слушать и слышать что говорит собеседник,
    • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
    • грамотно писать,
    • вести внутренний диалог.

    Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

    • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
    • умение говорить коротко, по делу,
    • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
    • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
    • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
    • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
    • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
    • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
    • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
    • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
    • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

    Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

    Барьеры вербального общения

    Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

    Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

    Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы” описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

    Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

    Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

    Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

    Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения” . То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

    И наконец, последний барьер – “Объем запоминания” . Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

    Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

    Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.

    Ждем Вашей оценки

    Жизнь человека в обществе невозможна без общения, не зря эти два слова так похожи. Общение – это одновременно и обмен информацией, и способ взаимодействия, и отдельный вид деятельности. Общение лежит в основе межличностных отношений. В вербальных и невербальных средствах общения кратко содержится вся суть успешной коммуникации.

    Вербальное общение к оглавлению ^Характеристика

    Вербальное общение - это общение с помощью слов. Сюда относятся письменная и устная речь. Данный вид коммуникации наиболее рациональный и осознанный. Человек «думает словами», а значит, речь тесно связана с мышлением. К вербальному общению относятся четыре процесса: говорение, слушание, чтение и письмо.

    Психологи выделяют три основные функции вербального общения: информационную, выразительную и функцию волеизъявления.

    Информационная функция обеспечивает возможность обмена информацией. Недопонимание и неверное истолкование информации порождает конфликты. Поэтому умение грамотно и понятно формулировать свои мысли так важно. То, что говорит человек, может быть понятно ему самому, но не понятно его собеседнику. Зачастую люди, говорящие на одном языке, вкладывают в одни и те же слова совсем разные смыслы, и это создает проблемы в общении. Чем ближе у людей отношения, тем реже они сталкиваются с этой проблемой. Не зря о людях, которые легко друг друга понимают, говорят, что они «нашли общий язык».

    Выразительная (эмоциональная) функция связана с возможностью эмоционального взаимодействия. Язык богат выразительными и эмоционально-окрашенными словами. Достаточно вспомнить урок литературы в школе: эпитеты, сравнения, гиперболы – все это способствует передаче эмоций с помощью слов. Без эмоций люди превратились бы в роботов, а речь была бы похожа на технический справочник. Чем точнее человек может выразить свои эмоции с помощью слов, тем больше у него шансов быть правильно понятым.

    Функция волеизъявления (действенности) связана с возможностью влияния одного человека на поведения другого. Умело сказанная фраза может изменить человеку жизнь. С помощью коммуникации происходит внушение и убеждение. Родители ищут нужные слова, чтобы уговорить ребенка хорошо себя вести. Руководители общаются с подчиненными, стараясь как можно более эффективно организовать их работу. И в том, и в другом случае цель одна – повлиять на поведение другого человека.

    Еще одна общепринятая система классификации функций вербального общения:

    • коммуникативная (обеспечивает полноценный обмен информацией между людьми);
    • конструктивная (грамотное выражение мыслей);
    • познавательная (получение новых знаний, тренировка мозговой деятельности);
    • контактоустанавливающая (налаживание связей между людьми);
    • эмоциональная (выражение чувств и эмоций при помощи интонации);
    • аккумулятивная (накопление и хранение знаний для приобретения опыта и использования в будущем);
    • этническая (единение народа, говорящего на одном языке).

    Чем богаче речь, тем она убедительнее и интереснее. Кроме того, необходимо развивать умение слушать и слышать собеседника. В деловом общении важно соблюдать профессиональный этикет.

    К невербальному общению относятся жесты, мимика, позы, прикосновения, дистанция. Невербальное общение менее осознанное: зачастую люди совершенно не замечают и не контролируют язык своего тела. И в то же время именно через «невербалику» ощущается истинное отношение говорящего.

    Жесты представляют собой движения тела или отдельных его частей и могут дополнять вербальную речь, а в некоторых ситуациях и полностью заменять слова. К жестам относятся кивки головой, пожимание плечами и вообще любые движения тела, имеющие общепринятое значение. Классифицировать жесты можно по следующим категориям:

    • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные, и так далее);
    • Модальные - выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия, и тому подобные);
    • Описательные - имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

    Мимика – движения мышц лица – отражает эмоции человека. Мимика универсальна для представителей разных культур: люди из самых дальних уголков планеты радуются, грустят и злятся с абсолютно одинаковым выражением лица. Мимику и взгляд сложнее всего контролировать.

    По своей специфике взгляд может быть:

    • Деловой - фиксируется в районе лба собеседника, так легче подчеркнуть серьезность атмосферы делового партнерства;
    • Социальный - концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, таким образом создается атмосфера непринужденного светского общения;
    • Интимный - направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности в общении;
    • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Для выражения заинтересованности его сочетают со слегка поднятыми бровями или улыбкой. О критическом или подозрительном отношении к собеседнику свидетельствуют нахмуренный лоб или опущенные уголки рта.

    Пантомимика – комплексная составляющая невербального общения, включающая в себя такие факторы, как:

    • Поза – положение тела в пространстве – отражает отношение человека к другим участникам общения и к ситуации в целом. Поза может быть открытой или закрытой. Закрытая поза характеризуется скрещенными руками или ногами и указывает на то, что человек не хочет общаться и испытывает дискомфорт. Открытой позой человек демонстрирует готовность к общению.
    • Походка – стиль передвижения человека, включающий в себя ритм, амплитуду и динамику шага. Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека – легкая, слегка пружинистая. По походке человека можно сделать выводы не только о его характере, но и настроении и возрасте.
    • Осанка – положение тела человека, которое регулируется бессознательно, на уровне рефлексов, обычно осанка позволяет понять настроение человека, так как она напрямую зависит от его усталости и состояния. Неправильная осанка действует отталкивающе на подсознательном уровне, а значит, для эффективности в общении очень важно научиться держать спину и голову прямо и использовать это в повседневности.
    • Общая моторика тела – очень важный фактор в невербальном общении. Излишняя суетливость и нервозность движений может раздражать собеседника, нужно контролировать равномерность движений тела и не делать излишних поворотов в разные стороны.

    Прикосновения – это своего рода вторжение в чужое личное пространство. Прикосновения допустимы между близкими друзьями, членами семьи и в неформальной обстановке. В деловом общении допустимым прикосновением может быть рукопожатие. Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

    Дистанция между собеседниками показывает степень их близости. Выделяют четыре межсубъектные зоны: интимная (до 0,5 метра), личная (0,5 – 1,2 метра), социальная (1,2 – 3,5 метра) и публичная (более 3,5 метра). В интимной зоне общаются очень близкие люди, в личной зоне происходит неформальное общение, в социальной зоне – формальные рабочие отношения, в публичной зоне – выступления перед большой аудиторией.

    В невербальном общении отдельно выделяют голосовые характеристики - просодические (высота, громкость голоса, его тембр) и экстралингвистические (включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плач, кашель, смех, вздох).

    Невербальное общение дополняет, обогащает, а иногда и вовсе заменяет вербальное. Самые первые фильмы в истории кинематографа не имели речевого сопровождения (так называемое «немое кино») и все происходящее на экране передавалось за счет движений и мимики актеров. На невербальных средствах коммуникации построена пантомима – отдельный вид сценического искусства, в котором актеры играют свои роли, используя «язык тела».

    Вместе с тем невербальное общение выполняет те же функции, что и вербальное: несет в себе определенную информацию, выражает эмоции и является средством воздействия на собеседника.

    Овладеть невербальными средствами общения сложнее. Чаще всего люди сосредотачиваются лишь на вербальной стороне коммуникации, игнорируя свои жесты, позу, мимику, пантомимику. Человек может говорить о хорошем отношении, но язык его тела будет агрессивным. Человек может называть себя уверенным, но его поза и мимика будут выдавать его страхи и сомнения.

    Разговаривая с людьми, стоит обращать внимания на жестикуляцию и позы. Хорошо, если во время разговора руки не спрятаны за спиной или в карманах, а гармонично дополняют беседу умеренной жестикуляцией. Открытые ладони воспринимаются как признак доверия. В деловом общении стоит избегать закрытых, слишком напряженных или слишком расслабленных поз. Чтобы сохранить комфорт в беседе, важно соблюдать правильную дистанцию. В деловом общении наиболее уместное расстояние между собеседниками – от 1,2 до 3,5 метра.

    Понимание чужой мимики помогает понять эмоции другого человека. Не всегда люди готовы говорить о своих эмоциях, но их мимика эти эмоции отобразит. Собственную мимику контролировать намного сложнее, чем замечать чужую. Поэтому самый простой способ овладеть вербальными и невербальными средствами делового общения – развивать внутреннюю уверенность и доброжелательность. Тогда и речь, и «язык тела» будут гармонично дополнять друг друга.

    Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

    В настоящее время коммуникативные компетенции специалистов различных областей играют решающую роль в определении их профессионализма. Умение эффективно общаться с клиентами, партнерами по бизнесу, сотрудниками высоко ценится работодателями.

    Коммуникативность как профессиональное качество включает различные параметры общения, в том числе и умение использовать и понимать вербальные и невербальные средства общения.

    Вербальные и невербальные средства общения позволяют повысить эффективность делового общения.

    К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Умелое использование лингвистических особенностей того или иного языка, правильное употребление слов и выражений, стилей языка выражают образованность говорящего, способствуют достижению целей общения, формируют социальный статус собеседника.

    Невербальные средства общения включают позы, жесты, мимику, взгляды, запахи, положение человека в пространстве, организацию межличностного пространства и т.д.

    Роль невербальных средств в общении стала изучаться в психологии сравнительно недавно, однако популярность этих исследований сегодня высока. Многие бизнесмены, политики, руководящие работники на собственном опыте убедились в необходимости использовать в деловом общении невербальные средства общения. Психология человека такова, что он неосознанно дополняет свою речь различными жестами и мимикой, выражает негативные или позитивные настроения через взгляды, позы, движения. «Прочитать» этот язык иногда довольно трудно, но необходимо.

    Специалистами, изучающими вербальные и невербальные средства общения, выявлена решающая роль невербальных средств общения в передаче информации: около 70% информации воспринимается собеседником зрительно (визуально); звуки и интонация доносят 38% смысла передаваемой информации, а позы и жесты – 55%.

    Невербальные средства общения позволяют увидеть и показать точный смысл слов и выражений, а также отношение собеседника к партнеру по общению и к получаемой (передаваемой) информации.

    Например, позиция и дистанция между участниками общения говорит о многом. Расположение лицом к лицу двух собеседников (или размещение по кругу нескольких партнеров по общению) создает более доверительную атмосферу.

    Умение выбирать позу при приватном разговоре, на совещании, при переговорах тоже немаловажный элемент общения. Закрытость или открытость позы человека свидетельствует об отношении к собеседнику, о психологическом состоянии партнера, о заинтересованности в информации. Скрещивание рук или ног характеризует закрытые позы. Плавное изменение положения тела, умение одним движением подчеркнуть сказанное может снять напряжение в процессе беседы и достичь желаемого.

    Огромное значение в коммуникации имеет использование мимики. В первую очередь собеседники стараются понять выражение лица друг друга. Лицо человека — это богатейший источник информации, который показывает внутреннее состояние, настроение, отношение. Одна и та же фраза, сказанная с различным выражением лица, будет иметь в каждом случае совершенно другое (и даже противоположное) значение. Улыбка, сдвинутые брови, сжатые челюсти, приоткрытый рот, опущенные уголки губ говорят собеседнику о доброжелательности или агрессивности, заинтересованности или игнорировании, принятии или непринятии.

    Однако глаза человека считаются наиболее информативными по сравнению с другими невербальными средствами общения. Даже улыбка не может скрыть отчужденность, а рукопожатие не прикроет страх, которые проявлены во взгляде собеседника. Коммуникативные способности специалиста позволяют одним только взглядом поставить точку в деловом общении.

    Умело используя вербальные и невербальные средства общения, профессионал позволяет деловому общению состояться именно в том русле, которое необходимо для эффективного бизнеса.

    Человек - это единица общества, и от его взаимодействия с себе подобными зависит не только личное благополучие, но и жизнь в целом. Обмениваться информацией возможно как вербально, так и невербально. Какой из этих методов общения более эффективный? Какая роль невербальных и вербальных средств общения человека? Об этом поговорим ниже.

    Какой способ общения более важен?

    На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

    Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

    В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать "да"), пошатать головой влево-вправо (что будет означать "нет") или пожать плечами, что означает "я не знаю".

    Вербальное

    Говорение, слушание, письмо и чтение относятся к вербальным средствам общения. При устном или письменном разговоре обмен знаниями происходит только благодаря закодированной информации (в форме звуков или символов).

    Вербальное общение, безусловно, принесло огромную пользу человечеству благодаря своей уникальной функции скоростного дублирования мира. Сказать фразу "чашка на столе" гораздо проще, чем пытаться изобразить это жестами.

    Дублируя, язык кодирует информацию в очень компактный формат. Эту единицу информации настолько удобно передавать из уст в уста и из поколения в поколение, что именно благодаря вербальному общению мы можем видеть картины мира, который был задолго до нас.

    Невербалика

    Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

    Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

    Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид - это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

    Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово "спасибо", произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

    Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд... Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

    Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

    Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

    Вербальные средства общения

    Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код - это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

    Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

    Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

    Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

    Виды речевой деятельности

    Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным - письмо и чтение.

    В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере...

    Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

    Говорение

    Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

    Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, - это грамотное линейное и главное - всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

    Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

    Слушание

    Слушание - самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

    Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

    Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

    Письмо

    Письмо - это вид вербальной коммуникации, который появился позже двух предыдущих, но в наше время его популярность заметно выросла: школьные тетради, личные дневники, деловые документы... Ярким примером вербального средства общения в письменной форме являются диалоги в социальной сети.

    Однако письмо имеет одну очень важную функцию - аккумулятивную. Это накопление информации в больших объемах, что было бы невозможным без ее фиксации.

    Чтение

    Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

    В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

    Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

    Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: "Ты читал или буквы вспоминал?", а недовольный ученик угрюмо отвечал: "Читал, но не мог связать и двух слов".

    Виды вербальных средств общения

    В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

    Все знают, что диалог - это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

    Монолог - это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека(внутренний монолог).

    Зоны устного вербального общения

    Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

    Итак, интимная зона - это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

    Трудности

    Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

    Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

    Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

    Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

    Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

    Один из способов контакта человека с окружающими людьми является вербальное общение. Это метод общения при помощи слов, которые передают ту или иную информацию. Наряду с ним еще рассматривается невербальное общение, когда информация передается мимикой, жестами, поведением человека. Все это имеет виды и особенности своего проявления, о которых следует знать.

    Человек с самого детства изучает речь окружающих людей. Это позволяет ему в будущем выражать свои мысли и идеи, чтобы о них знали окружающие, с которыми происходит контакт. Через слова можно воздействовать на окружающих. Через слова можно управлять людьми. Однако не всегда удается найти общий язык.

    Почему так трудно найти общий язык с людьми? Вы наверняка и сами не раз попадали на таких людей, с которыми просто невозможно разговаривать и договариваться. То они вам перечат, то грубят, то не понимают, то не слышат, о чем вы говорите. Сложно найти общий язык с теми, кто не слышит никого, кроме себя. Это является первой причиной такого положения дел.

    Второй причиной, почему так трудно найти общий язык с людьми, является попытка поставить свои интересы и взгляды превыше чужих. Обратите внимание, что проблемы и скандалы между людьми чаще всего возникают именно тогда, когда вы или ваш оппонент ставит свое мнение превыше чужого. Если принижать точку зрения другого человека, то естественным образом у него возникает желание принизить ваше мнение. Если считать свою точку зрения более правильной, это значит оскорблять личность собеседника, чье мнение считается неправильным.

    Люди считают себя лучше и правильнее остальных. Если вы кого-то считаете ничтожеством, ниже себя, менее правильным и уважаемым, тогда всеми словами и поступками выражаете это. А как вы думаете, что при этом чувствует тот человек, которого вы унижаете? Агрессию, злость, обиду. То же самое чувствовали бы и вы. Если бы вас унижали, ваше мнение оскорбляли, считали «никем», вы тоже бы злились и обижались. Вот почему люди не могут найти общего языка – они считают кого-то лучшими и худшими.

    Каждый человек имеет право на уважение и понимание. Даже если ваше мнение не совпадает с мнением другого человека, вы оба являетесь уважаемыми людьми, которых нужно по крайней мере принимать такими, какие они есть. Вы можете не быть лучшими друзьями, но уважать точки зрения друг друга обязаны. Ни вы, ни кто-то другой не лучше и не хуже. Вы равны для природы. Если это привить себе, тогда общий язык с другими людьми вы начнете находить гораздо быстрее и легче.

    Что такое вербальное общение?

    Что такое вербальное общение? Это обоюдонаправленное взаимодействие людей, при котором используется языковая система, четкая, понятная, выраженная, доступная. Человек может общаться с одним или несколькими собеседниками одновременно. Все они должны говорить на одном понятном языке, чтобы не возникало непонимания. Вербальное – это беседа на уровне слов, понятных всем собеседникам.

    На сегодняшний день существует множество тренингов, которые направлены на совершенствование речевых навыков. Это говорит о том, что люди понимают необходимость умения красиво и правильно общаться. Дело в том, что именно на уровне слов можно в ответ получать положительную или отрицательную реакцию. Пока вы говорите, у собеседника возникают эмоции. Их окрас зависит от того, что он слышит из ваших уст.

    Таким образом, вербальное общение – это метод воспроизведения собственных мыслей и получения информации извне.

    Контакт между людьми происходит за счет общения. Люди общаются, пользуются своим языком, чтобы передать информацию друг другу. Если раньше, когда не было языка, люди могли через рисунки и жесты выражать свои мысли, то сейчас человек использует язык как средство взаимодействия.

    Чтобы у вас удачно складывались отношения с разными людьми, вы должны учиться искусству общения. Если человек знает мало слов, использует брань, при этом ковыряется в носу и постоянно дергается, то он вызовет неприятные ощущения практически у любого собеседника. Общение предполагает находить особый подход к каждому человеку. Но есть основы, которыми можно пользоваться практически в любой ситуации.

    1. Пусть ваш собеседник будет самым умным и интересным.

    Общайтесь с человеком так, чтобы он чувствовал себя умным, интересным и сообразительным. Часто люди совершают ошибку, когда пытаются перебить речь собеседников, настоять на своем мнении, переубедить их в чем-то. Если вы вспомните, то в таких ситуациях часто возникают споры и . Вы не достигли доверия и расположения к себе своими методами. Значит, их нужно менять.

    И самым верным способом является позволение другим людям тоже быть умными, интересными и сообразительными. Это не значит, что вы становитесь глупыми и безучастными. Наоборот, ваша беседа живая и интересная, при этом каждый из вас может выразить свое мнение, чувствовать уважение по отношению к себе, видеть понимание (в лучшем случае поддержку) в глазах собеседника. Вы умны, и ваш собеседник умен. Вы своим отношением к нему показываете, что его мысли и идеи тоже разумны, интересны, привлекательны, даже если у вас есть другая точка зрения.

    1. Слушайте своего собеседника.

    Нет лучшего собеседника, чем тот, который умеет слушать и не перебивать. Плохой привычкой многих людей является желание как можно быстрее высказать свое мнение. Собеседник говорит, а вы его перестаете слушать, поскольку возникла своя мысль. Вы ее желаете как можно быстрее высказать, из-за чего перебиваете речь другого человека.

    Ваш собеседник может замолкнуть, чтобы дать вам возможность высказаться. Но если вы постоянно перебиваете, то у вашего собеседника может возникнуть желание как можно реже с вами общаться. Зачем другому человеку общаться с тем, кто не желает его слушать? Каждый человек желает быть услышанным. А перебивать его речь – значит показывать свое нежелание слушать его.

    Учитесь не только говорить, но и молчать. И ваше молчание должно быть направлено на то, чтобы выслушать мнение собеседника. Не просто помолчать, а выслушать речь, вникнуть в ее суть и продолжить беседу.

    Вербальное и невербальное общение

    Чтобы передать свою мысль другому человеку, используются самые разнообразные методы. Здесь общение делится на вербальное и невербальное. Особенностью вербального общения являются слова, которые произносятся устно или письменно. Особенностью невербального общения становится жестикуляция и поведение человека.

    Людям привычно общаться на уровне слов. Когда они видят друг друга, то начинают говорить какие-то слова. Это позволяет им выразить свое отношение, переживания, мысли, идеи и пр. Когда люди понимают под словами одни и те же значения, тогда им легче воспринять друг друга. Барьер в словесном общении возникает тогда, когда под одними и теми же словами собеседники понимают разные значения.

    Помимо слов, люди еще двигаются. Меняется их выражение лица, руки, ноги и тело занимают определенные позы. По мере контакта совершаются какие-то действия, реакции и прочее. Все это называется невербальным общением.

    Обычно человек воспринимает своего собеседника целиком. Если его слова он воспринимает осознанно, то на его мимику и жесты зачастую не обращает внимания. Подсознание принимает активное участие во взаимодействии, поэтому так часто возникает ощущение, что вас в чем-то обманули. Это происходит тогда, когда произнесенные слова не совпадают с жестами и поступками человека.

    • Вербальное общение – это зачастую осознанный процесс того, кто произносит слова, и того, кто их воспринимает.
    • Невербальное общение – это зачастую неконтролируемый процесс, когда тело передает истинное отношение или желания говорящего. Его собеседник(-и) также неосознанно воспринимает его жестикуляцию. Вот почему иногда возникает ощущение несоответствия сказанного с «телесной» речью.

    Невербальную речь еще называют «языком жестов» или «языком тела». Она включает:

    1. Жесты – движения руками, которые совершаются во время общения.
    2. Мимику – лицевое движение мышц во время разговора.
    3. Взгляд – направленность, выраженность, изменение на те или иные слова.
    4. Позу и походку – положение тела во время стояния или движения.

    Сайт психологической помощи сайт рекомендует быть активными во время общения с людьми. Слушать не только то, что они говорят, но и видеть то, что они при этом делают, какое их выражение лица, поза и т. д. Если пару минут человек может проконтролировать собственные действия, то потом он отключится, поскольку будет занят обдумыванием того, что бы сказать.

    Тело никогда не врет, особенно если человек его не контролирует. По нему можно распознать, когда вам лгут на уровне слов, а когда говорят правду. Другими коммуникативными барьерами являются:

    • Фонетический – особенности дикции, произношения, интонации.
    • Логический – особенность мышления, которая не совпадает с мышлением собеседника.
    • Смысловой – различие смысла и значения тех или иных слов, поз, действий, что наблюдается при различии культур.
    • Стилистический – особенности построения фраз и предложений, которые могут быть непонятны собеседнику.

    Виды вербального общения

    Каким образом человек общается с окружающими? Следует рассмотреть виды вербального общения:

    1. Внешняя речь.
      • Устная речь. Она в свою очередь делится на:
        • Диалогическая речь – говорят два человека поочередно.
        • Монологическая речь – говорит только один человек, а остальные его слушают.
        • Дактильная речь – передача азбуки на уровне рук. Это способ общения между глухонемыми людьми.
      • Письменная речь. Она в свою очередь делится на:
        • Непосредственная – когда собеседники моментально присылают ответ. Например, переписывание через смс или записками.
        • Отложенная – когда собеседники общаются через письма, которые присылаются к ним через некоторое время.
    1. Внутренняя речь.

    Вербальная речь выражена такими формами общения:

    • Спор – общение на уровне разногласия мнений, где каждый старается настоять на своем мнении и переубедить собеседника(-ов).
    • Разговор – это общение между людьми, которое происходит в непринужденной обстановке, где каждый может выразить свои мысли, переживания, уточнить какие-то вопросы и пр.
    • Дискуссия и диспут – это обсуждение научной или общественно важной темы с целью найти пути решения. Здесь каждый высказывает свое мнение, предположения, теории и пр.
    • Собеседование – специально организованное общение на научные или профессиональные темы.
    • Собрание и т. д.

    Каковы существуют методы эффективного общения? Рассмотрены лишь те методы, которые помогут создать комфортное пространство для доверительного общения. Другими словами, вы не будете манипулировать, а, наоборот, будете общаться так, чтобы у другого человека возникало доверие к вам, желание раскрыться, дать вам добровольно любую информацию, которую вы пожелаете от него получить (и даже сам захочет о чем-то сокровенном рассказать).

    Методы эффективного общения:

    1. Обратная связь. «Я правильно вас понял, что вы имели в виду, говоря… (и пересказываете своими словами тот смысл, который вам был сообщен)?». Вы должны показать человеку, что слушаете его. Кивание головой и звук «Ага» — это простое слушание. Но доверие вызывает активное слушание, когда вы стараетесь понять ту информацию, которую вам сообщают. Раз вы слушаете и стараетесь понять, значит, не осуждаете, тем более, если вы просто хотите перепроверить правильность вашего понимания сказанного собеседником.
    2. Договоренность. Если человек вас о чем-то просит, то дайте обещание выполнить просьбу (если вы, конечно, согласны на это пойти). К примеру, если человек вас просит не рассказывать никому того, что вы от него услышите, то нет ничего трудного в том, чтобы закрыть свой рот и не разглашать чужие тайны, не так ли? Поэтому договоритесь о чем-то с другим человеком. Это позволит ему понять, что вам можно доверять (если, конечно, вы сдержите свое слово).
    3. Пока вы не знаете человека, знакомьтесь с ним. Занимайтесь сбором информации, знакомством с собеседником, если вы ничего о нем не знаете. Это требует от вас только одного – молчать и слушать все, что говорит другой человек. Вы внимательно слушаете, а вашему собеседнику кажется, что вы действительно увлечены его рассказом. Вы собираете информацию, а ему кажется, что вы его понимаете. И вам хорошо, и собеседник раскрывается перед вами.
    4. Люди легче доверяют авторитетам. Как стать таким человеком? Нужно просто себя позиционировать авторитетным человеком. Авторитет – специалист, он все знает, если вы за ним пойдете, то выживете.
    5. Легче доверять тому, у кого такие же ценности, как и у вас. Тому, у кого есть такие же жизненные приоритеты, проблемы и ценности, люди больше доверяют, поскольку неосознанно понимают, что их поймут.
    6. Люди доверяют тем, кто их понимает. Следует отметить, что понимать – еще не значит согласиться. Вы можете быть не согласны с тем, что говорит человек, но если вы понимаете его точку зрения, проявляете сочувствие и просто показываете то, что его мнение тоже имеет право на свое существование, то вызовете доверие. Вы можете быть не согласны, иметь свое мнение, но понимать то, что у другого человека есть какая-то другая идея, – важно.

    Особенности вербального общения

    Особенностью вербального общения является то, что данный вид коммуникации доступен только человеку. Чтобы говорить с окружающими, необходимо сначала изучить те слова, которые применяются в их среде. Человек не сможет выразить свою мысль, если не умеет говорить на языке других людей, понимать, что он выражает, и согласовывать это с представлениями, которые формируются у людей в результате восприятия информации.

    Немаловажной особенностью вербального общения является умение построения предложений так, чтобы выражать свои мысли, убеждения, идеи. Они должны быть не только сформированы, но и переданы так, чтобы другие их поняли.

    Речь должна соответствовать ситуации и меняться, в зависимости от социальной роли и ее направленности. Так, люди выдерживают дистанцию между собой, в зависимости от того, в каких отношениях они находятся. Общение происходит на 4 уровнях:

    1. Интуитивный – на основе слегка услышанной информации выстраиваются догадки, предположения.
    2. Физический – прикосновения и прочие виды контактов собеседников во время общения.
    3. Логический – четкая передача информации.
    4. Этический – изменение интонации, тембра и прочих составляющих речи, в зависимости от того, с кем общается человек.

    Люди очень редко общаются друг с другом. Общение предполагает под собой, что люди понимают значения каждого произнесенного слова. Собеседник что-то говорит, но может иметь в виду не то, что говорит. А человек в свою очередь под каждым словом собеседника понимает то значение, которое привычно для него. Непонимание происходит потому, что один не умеет прямо выражать свои мысли, а второй под каждым словом понимает что-то свое. Выходит, что люди общаются не друг с другом, а сами с собой.

    Общение с самими собой происходит за счет того, что зачастую собеседники находятся в своих мыслях даже в те минуты, когда происходит общение с другими людьми. Пока собеседник что-то говорит, человек думает о том, что он скажет дальше. Вот почему иногда происходит так, будто человек перескакивает с темы на тему, не слыша того, что ему говорится. Этот человек не слушает своего собеседника, он увлечен своими мыслями.

    Почему люди не общаются друг с другом? Скорее всего, это идет с самого детства, когда каждый приучается к тому, чтобы не слушать никого, кроме самого себя. Есть люди, которые с самого детства привыкли молчать, пока «взрослые говорят». Есть люди, которых постоянно слушали окружающие, поэтому они привыкли быть каждый на своей волне. Есть люди, которые привыкли не уточнять значения слов своего собеседника, понимая под ними то, что им удобно.

    Люди общаются не друг с другом, а сами с собой. Это — культура, которую можно перевоспитать, если искренне этого захотеть, чтобы эффективнее общаться с окружающими.

    Итог

    Вербальное общение выполняет много функций в жизни человека. Во-первых, оно позволяет передавать другим людям свои мысли, переживания, желания. Во-вторых, оно позволяет понимать мысли и идеи окружающих. Когда люди общаются друг с другом, они не только обмениваются информацией, но и влияют. Итог — общаясь с теми или иными людьми, человек невольно перенимает их качества, какими бы плохими или хорошими они ни были.

    Попадая в новое окружение (приступая к новой работе, заводя новых друзей, начиная встречаться с новым партнером), подумайте, хотите ли вы быть похожими на данных людей. Если вы начнете общаться с определенной группой (или хотя бы с одним человеком, который является новым знакомым), то вскоре станете таким же, как и они.

    Обычные люди забывают об этой истине. Они часто меняются не в лучшую сторону, поскольку найти плохую компанию намного легче, чем хорошую. Успешные люди помнят об этом, поэтому тщательно подбирают общество, с которым постоянно готовы контактировать. Они знают, что вскоре станут похожими на тех, с кем часто видятся, и выбирают партнеров, которые смогут их научить чему-то полезному и хорошему.

    Неважно, какого человека или какую группу людей вы предпочтете. Чем дольше вы будете с кем-то общаться, тем больше будете становиться похожими на него. Люди не просто так притягиваются друг к другу. Обычно они начинают отношения с теми, кто уже чем-то похож на них либо кто олицетворяет образ человека, на которого хочется быть похожими.

    Обычно люди не знают, кем они хотят быть, поэтому выбирают партнеров, которые обладают теми же качествами, что и они. Зачастую сходятся на плохих качествах, что объединяет, поскольку остальные представители могут не проявлять понимания.

    Хотите ли вы быть похожими на то окружение, в котором пребываете? Вскоре вы станете таким же человеком, как и люди, с которыми начали общение. Здесь неважно, нравятся они вам или нет. Вы все равно разовьете схожие качества. Соответственно, тщательно выбирайте личное окружение и помните, что ваши знакомые являются образами, на которых вы вскоре станете похожими.



    Последние материалы раздела:

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...