Становление современной европейской цивилизации. Идея Запада

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • особенности этической, эстетической и религиозной революции в Европе XIV-XVI вв.;
  • модели социально-экономического, политического и культурного развития Европы в XVII-XVIIIbb.;
  • этапы становления современной прогрессивной цивилизации;
  • содержание и роль научной революции XVII в., ее значение для современности;
  • динамику развития новоевропейской культуры, ее основные этапы и закономерности;

уметь

  • выделять общие типологические черты цивилизационного и культурного развития Западной Европы, Северной Америки и России в Новое время;
  • устанавливать связь между цивилизационными и культурными процессами в обществе Нового времени;
  • анализировать процессы межцивилизационного взаимодействия в эпоху научно-технического прогресса;

владеть

  • базовыми знаниями о процессе становления гуманистической традиции в европейском мышлении;
  • навыками работы с историко-культурными источниками, отражающими цивилизационные процессы Нового времени.

Вступление

Понятия «Запад» и «Восток» не как географические направления, а как обозначения цивилизационных различий, появились в то время, когда в научный словарь были возвращены термины «цивилизация» и «культура», т.е. в XVIII в. Понимание того, что при всех различиях между народами Европы, при их постоянной вражде и соперничестве, у них есть общий набор базовых ценностей, привело к стремлению называть «цивилизацией» именно способ мышления, систему хозяйствования, тип семьи, представления о религии, этике, красоте, свойственные народам Европы, т.е. «Западу». Понятие «Восток», таким образом, должно было обозначать все народы Старого Света (т.е. Азии и Африки), вне зависимости от различий между ними. Это стремление к утверждению «западных ценностей» во всем мире достигло максимальной степени в конце XIX - начале XX в., когда английский поэт Редьярд Киплинг писал: «Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet» («О, Запад есть Запад, и Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись»).

В предыдущей главе было рассказано о времени Средневековья как об общей для народов Евразии цивилизационной парадигме, в которой жизнь каждого народа обеспечивалась ведением сельского хозяйства, с последовательным освоением все новых и новых территорий. Пароды Западной Европы первыми исчерпали базовый ресурс Средневековья и к XII в. столкнулись с нехваткой плодородных земель. Насильственная экспансия на восток Европы (в Прибалтику) и на так называемый Средний Восток, предпринятая в форме крестовых походов, провалилась.

Один из вариантов дальнейшего исторического движения в условиях ограниченности используемых ресурсов (самый распространенный) - консервация существующих форм жизни, закрепления их в виде неизменных традиций, отказ от развития в пользу стратегии выживания. Второй - деградация (падение уровня жизни, вынужденный отказ от уже достигнутого во всех сферах жизни) и гибель цивилизации, часто сопровождаемая вторжением иноплеменников. Третий вариант - поиск внутренних возможностей для так называемого цивилизационного сдвига, т.е. перестройки всех основных элементов цивилизации таким образом, чтобы перейти к использованию новых ресурсов и обеспечить себе не только выживание, но и новую экспансию .

Первым известным нам цивилизационным сдвигом стала неолитическая революция (см. гл. 1 учебника). Локальные цивилизационные сдвиги произошли у финикийцев и на Пелопоннесе, при крушении микенской цивилизации, что позволило человечеству освоить море как новый ресурс. Еще один вариант цивилизационного сдвига - ментальный сдвиг - произошел в ходе перехода от политеизма к монотеизму, что обеспечивало региональное единство средневековых цивилизаций Европы и Ближнего Востока.

В Европе XII-XVII вв. можно было наблюдать одновременное действие всех трех тенденций цивилизационного развития. Цивилизация Восточной Римской империи, сочетавшая в себе элементы античности и средневековья, к XV в. деградировала, а государство Византия пало иод натиском турок, основавших на завоеванных территориях Османскую империю. Стремление к консервации средневековых традиций отчетливо заметно у народов Средиземноморья (особенно в Испании и Южной Италии), Балкан, Центральной и Восточной Европы (второе закрепощение крестьян в XV-XVII вв.). Но более заметной и неизмеримо более важной тенденцией стало стремление к поиску новых ресурсов выживания и роста. Реализацией этой тенденции - цивилизационному сдвигу в Европе - способствовало несколько важнейших процессов, развивающихся как последовательно, один за другим, так и параллельно.

Первым таким процессом стало возрождение в Европе городов и городских форм жизни в XII-XIV вв. Это привело к постепенному отказу от натурального хозяйства в пользу региональной торговли и региональной специализации по производству различных видов сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Второй процесс - освоение новых территориальных пространств , но не завоеванием , а за счет торговли. XV-XVI вв. стали эпохой Великих географических открытий, отыскания морских путей международной торговли и привлечения для развития Европы ресурсов из Африки, Азии и Америки. Третий процесс исподволь готовился в XV-

XVI вв., но преобразовательным стал чуть позже - в XVI-XVIII вв. Он получил название «научная революция». Его содержание - в переходе к новому типу познания. Прежние формы познания: мистика и логика (объединяемые теологией ), постепенно уступили место новым: наблюдению , выдвижению гипотезы и доказательству ее через проведение эксперимента. Это, в свою очередь, привело к открытию базовых законов физики, химии, биологии, переходу к научной картине мира в астрономии и географии.

Параллельно с этими цивилизационными процессами в Европе происходят три подряд ментальных сдвига. Первый из них получил название «Эпоха Возрождения» , потому что в это время набор знаковых систем и знаний, выработанных в эпоху Античности, был «возрожден» мыслителями Северной и Центральной Италии для того, чтобы сформировать новое мировоззрение - гуманизм. А это, в свою очередь, дало толчок научной революции. Второй ментальный сдвиг - переход от свойственных Средневековью форм христианства (для Западной Европы - это католицизм) к новым, что дало возможность утвердить в сознании народов Западной Европы ценность человеческой личности , стремление к свободе и счастью. Этой новой религиозной формой стал протестантизм. Третьим ментальным сдвигом стало постепенное вытеснение религии из общественных отношений и замена религиозных ценностей на идеологию гражданства - жизни общества, построенной таким образом, чтобы учитывать интересы каждого человека в отдельности и всех граждан в совокупности. Новая система ценностей получила название «идеология Просвещения », как и сама эпоха второй половины XVII - XVIII в.

Историческое время, которому посвящена эта глава, разделено надвое. Первую часть - XIII - первая половина XVII в. - обычно относят ко времени Позднего Средневековья. В нем выделяют две эпохи: Возрождения (XIII - начало XVI в.) и Реформации (XVI - первая половина XVII в.), т.е. времени становления протестантизма в борьбе с католицизмом.

Вторая часть - это Новое время. Оно началось во второй половине

XVII в. (политический рубеж - начало Английской революции 1640 г.) и длилось до XX в. Это эпоха отказа от феодальных отношений, становления и развития буржуазного общества.

Цивилизационная характеристика Нового времени включает в себя несколько обязательных параметров.

  • 1. Происходит перемещение населения из сел в города, поскольку новые формы сельского хозяйства (в сочетании с международной торговлей) позволяют получать все больше продуктов питания и сырья для производства благ, используя при этом меньшее количество людей. Процесс увеличения городского населения за счет уменьшения сельского получил название «урбанизация ».
  • 2. Наука, прежде существовавшая как отдельная от всех других сторон жизни сфера интересов узкого круга любителей познания, становится деятельностью, меняющей характер производства благ и быта людей , открывающей возможности для освоения все новых и новых ресурсов. Таким образом, знание превращается в осознаваемый людьми ресурс развития общества.
  • 3. Процесс производства благ проходит несколько стадий укрупнения: от ремесленных мастерских - к мануфактурам (крупным формам производства, базирующимся на ручном труде), а затем - к фабрикам , на которых используются механизмы, частично заменяющие труд работников. На начальной стадии этот процесс именуется промышленной революцией , на завершающей - индустриализацией.
  • 4. Переход к промышленным технологиям требует отказа от условных форм собственности. Доминирующей становится форма частной собственности , позволяющая любые имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы обращать в капитал - средство для получения прибыли, образуемой при производстве и продаже благ (товаров и услуг).
  • 5. Вместо сложных сословно-корпоративных отношений между собственниками и работниками утверждается свободный наем рабочей силы. Ее дешевизна, в сочетании с использованием механизмов, обеспечивает накопление капиталов, необходимых для развития производства.
  • 6. Упрощается социальная структура общества. Базовым ориентиром статуса человека в обществе становится богатство, понимаемое в первую очередь как капитал.
  • 7. Научное познание и промышленные технологии позволяют человечеству все в меньшей степени зависеть от природных явлений, заменяя природную среду на искусственную - создаваемую самими людьми.

Западная цивилизация Нового времени - это индустриальное общество, последовательное развитие которого (прогресс) приводит к превращению всех элементов природы в ресурсы для производства благ и замене естественной природной среды на искусственную, созданную человеком.

Изменения в цивилизационной сфере сопровождались формированием новых явлений в культуре. Прежде всего изменялась система коммуникаций. Устная культура не могла обеспечить успешное развитие производства и торговли. Ей на смену пришла культура письменная. Первым шагом к этому стало возрождение античной письменной культуры (в эпоху Возрождения). Затем началось повсеместное распространение национальных форм письменности, соединяющих письмо и устную речь в единой знаковой системе. Прежние системы письменности - латынь и греческий, - оставаясь на долгое время отличительной стороной элитарной культуры, получили дополнительное значение для тех, кто вырабатывал общий язык науки, медицины, юриспруденции. Еще одной системой письменной коммуникации, без которой не могла обойтись западная цивилизация, стала математика.

С развитием письменной культуры и формированием новой социальной структуры возросла ценность знаний как ресурса, обеспечивающего подъем на «социальном лифте». Общество Нового времени - это общество, в котором знания получают самостоятельную ценность и закрепляются на бумажных носителях. Любая новая информация в этом обществе приобретала не только письменный, но и печатный характер (газеты, журналы, книги), что обеспечивало ее доступность и проверяемость, т.е. возможность использовать.

Ценность знаний в обществе неизбежно приводила к снижению роли символического сознания в целом и религиозного - в частности. Представления людей о себе и мире становились более практико-ориентированными. Религия занимала все меньшее место в процессе принятия решений, сначала в деле производства и распределения благ, затем - в политике и управлении. Происходило ее вытеснение в частную сферу, в личную жизнь.

Распространение знаний посредством письменной и печатной культуры, разрушение устойчивой социальной структуры сословий-корпораций, увеличение количества «социальных лифтов» приводили к демократизации культуры. Деление культуры на «элитарную» и «народную» сохранялось, но их границы становились все более и более проницаемыми. Элитарная культура частично заимствовалась, а частично пародировалась народной. Культура народа, в свою очередь, представляла интерес для культуры элит. И при этом в культуре народов Европы проявилась тенденция к формированию национальных форм, базирующихся на общей - национальной - письменности и единой истории. Традиции малых народностей, отражающие специфику родовых и территориальных объединений, возникших еще в Раннее Средневековье, постепенно уступали место новым - национальным, формирующимся в рамках складывающихся именно в эту эпоху национальных государств и национальных экономик. Но эта тенденция в Новое время была заметна только в городах. Жизнь сельских поселений до XIX в. новации в культурной сфере почти не затронули. Она определялась традиционными формами религиозной, семейно-родовой, территориальной и сословно-корпоративной культуры.

  • Терминология в данной сфере научного знания еще нс устоялась. То, что мы здесьназвали «цивилизационным сдвигом», называют также «цивилизационным скачком»,«цивилизационным переходом» или, по примеру естественных наук, «фазовым переходомцивилизации».

Европейская цивилизация зародилась на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Произошло это в результате реформ Солона, а также последовавших следом политических процессов в Древней Греции, когда возник сам феномен античности, известный как генотип этой цивилизации. Ее основами стали правовое государство и гражданское общество, существование специально выработанных правил, юридических норм, гарантий и привилегий для защиты собственников и интересов граждан.

Особенности цивилизации

Основные элементы европейской цивилизации способствовали формированию рыночного хозяйства во времена Средневековья. При этом господствовавшая на континенте христианская культура принимала непосредственное участие в формировании принципиально новых смыслов человеческого бытия. В первую очередь, они стимулировали развитие свободы человека и творчества.

В последовавшие за этим эпохи Возрождения и Просвещения античный генотип европейской цивилизации, наконец, проявился в полной мере. Он принял тип капитализма. Политическая, социально-экономическая, культурная жизнь европейского общества характеризовалась особенным динамизмом.

Примечательно, что даже при условии альтернативности социального генотипа античности, приблизительно до XIV-XVI веков было очень много общего в эволюционном развитии Запада и Востока. До того периода культурные достижения Востока были сопоставимы с западным Возрождением по своему значению и достигнутым успехам. Примечательно, что в мусульманскую эпоху Восток продолжил культурное развитие, прерванное в греко-римском мире, занимая ведущее место в культурном отношении на протяжении нескольких веков. Интересно, что Европа, будучи наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников. В частности, со многими древнегреческими трактатами европейцы впервые знакомились в переводе с арабского.

При этом отличия между Востоком и Западом со временем наметились весьма принципиальные. В первую очередь, они проявлялись в плане духовного освоения культурных достижений. Например, книгопечатание на местных языках, которое было чрезвычайно развито в Европе, открывало прямой доступ к знаниям для простых людей. На Востоке таких возможностей просто не существовало.

Важно и другое. Научная мысль западного общества была, в первую очередь, обращена вперед, проявляясь в повышенном внимании к фундаментальным исследованиям, естествознании, требуя высокого уровня теоретического мышления. В то же время на Востоке наука была, в первую очередь, практической, а не теоретической, она существовала неотделимо от эмоций, интуитивных решений и переживаний каждого конкретного ученого.

В XVII веке всемирная история стала складываться по пути глобализации и модернизации. Такая ситуация складывалась вплоть до XIX века. При возникновении непосредственного столкновения двух типов цивилизации явным и очевидным стало превосходство европейской цивилизации над восточной. Во многом это было обусловлено тем, что сила государств определялась военно-политическими и технико-экономическими преимуществами.

Существовавший цивилизованный современный подход был изначально основан на признании неустранимости культурных различий и отказа от любой иерархии культур при необходимости отказа от ценностей всех типов цивилизаций.

Отличительные черты

Европейская цивилизация характеризуется рядом важных отличий, которые определяют ее суть. В первую очередь, важным является то, что это цивилизация интенсивного развития, для которой характерна идеология индивидуализма. В предпочтении находится приоритет самой личности и ее конкретных интересов. При этом общественное сознание воспринимается исключительно в реальности, свободно от религиозной догматики при решении практических вопросов.

Интересно, что, даже несмотря на рационализм, в развитии европейской цивилизации ее общественное сознание всегда было ориентировано на христианские ценности, считавшиеся нормативными и высшими. Идеалом, к которому необходимо стремиться. Общественной моралью являлась сфера безраздельного господства христианства.

В результате одним из определяющих и ключевых факторов формирования западного общества стало католическое христианство. На его идейной базе возникла наука в ее современном понимании, став сначала методологией познания божественного откровения, а затем изучением причинно-следственных связей материального мира.

Необходимо при этом подчеркнуть, что западный тип цивилизации всегда характеризовался европоцентризмом, так как Запад считал себя вершиной и центром мира.

Среди характерных черт западной цивилизации можно выделить семь основных, которые в результате стали главными ценностями, обеспечившими ее развитие.

  1. Ориентация на новизну, динамизм.
  2. Установка личности на автономию, индивидуализм.
  3. Уважение к человеческой личности и достоинству.
  4. Рациональность.
  5. Уважение к понятию частной собственности.
  6. Идеалы равенства, свободы и терпимости, существовавшие в обществе.
  7. Предпочтение демократии всем другим формам общественного и политического устройства государства.

Характеристика

Давая характеристику европейской цивилизации, важно отметить новое, что она привнесла в современный мир. Примечательно, что в отличие от таких замкнутых государственных образований, как Индия и Китай, были чрезвычайно разнообразны. В результате народы и страны западной цивилизации имели свой разнообразный и своеобразный облик. Большое значение в становлении европейской цивилизации сыграла наука, которая положила начало глобальной истории человечества.

Если сравнивать с Индией и Китаем, где понятия политической свободы не существовало, для Запада идея политической свободы была одним из главных условий существования. Когда на Западе познавалась рациональность, восточное мышление, в первую очередь, отличалось своей последовательностью, что позволяло развивать формальную логику, математику, а также правовые основы государственного устройства.

В истории европейской цивилизации западный человек сильно отличался от восточного, понимая, что именно он является началом и творцом всего. Исследователи отмечают, что западная динамика вырастает из "исключений". Она основывается на постоянном чувстве неудовлетворенности, беспокойства, стремлении к постоянному развитию и обновлению. На Западе всегда наблюдалось политическое и духовное напряжение, которое требовало растущей духовной энергии, когда на Востоке главным было отсутствие напряженности и состояние единения.

Изначально западный мир развивался в рамках собственной внутренней полярности. Основу европейской западной цивилизации заложили греки, которые сделали это так, чтобы мир находился в размежевании с Востоком, отстранялся на него, но постоянно направлял свой взор в ту сторону.

Древние цивилизации

Говорить о существовании первых цивилизаций на территории европейского континента можно еще со времен Железного века.

Около 400 года до нашей эры Латенская культура распространила свое влияние на обширные земли, вплоть до Пиренейского полуострова. Так возникла Кельтебрианская культура, о контактах с которой много записей оставили римляне. Кельты сумели оказать сопротивление распространению влияния римского государства, которое стремилось завоевать и колонизировать большую часть южной Европы.

Еще одна значимая древняя европейская цивилизация - Этрурия. Этруски жили городами, которые объединялись в союзы. Например, самый влиятельный этрусский союз включал в себя 12 городских общин.

Северная Европа и Британия

Первые попытки романизации территории Древней Германии изначально были предприняты еще Юлием Цезарем. Границы империи удалось расширить только при Нероне Клавдии, когда, наконец, были покорены практически все племена. Успешную колонизацию продолжил Тиберий.

Римская Британия развивалась после завоевания Галлии Юлием Цезарем. Тот предпринял два похода в британские земли. В результате систематические попытки завоеваний продолжались до 43 года нашей эры. Пока Британия не превратилась в одну из окраинных провинций Римской империи. При этом север был практически не затронут. Среди местного населения, которое было недовольно таким положением вещей, регулярно поднимались восстания.

Греция

Именно Грецию принято называть колыбелью европейской цивилизации. Это страна с великим наследием и многовековой историей.

Изначально Эллинистическая цивилизация началась как сообщество городов-государств, самыми влиятельными из которых были Спарта и Афины. У них существовали разнообразные варианты управления, философии, культуры, политики, науки, спорта, музыки и театра.

Ими были основаны многие колонии на берегах Средиземного и Черного морей, в Южной Италии и на Сицилии. Считается, что колыбель европейской цивилизации берет свое начало именно в Древней Греции.

Ситуация резко изменилась в IV веке до нашей эры, когда из-за междоусобных конфликтов эти колонии стали добычей македонского царя Филиппа II. Его сын Александр Македонский распространил греческую культуру на территорию Египта, Персии и Индии.

Римская цивилизация

Судьбу европейской цивилизации во многом предопределило Римское государство, которое начало активно расширяться с территории Италии. Из-за его военной мощи, а также неспособности большинства врагов оказывать достойное сопротивление, самый серьезный вызов смог бросить только Карфаген, но и он в результате потерпел поражение, что стало началом римской гегемонии.

Сначала Древний Рим управлялся царями, затем стал сенаторской республикой, а в конце I века до нашей эры - империей.

Ее центр располагался на Средиземном море, северная граница была отмечена реками Дунай и Рейн. Максимальной экспансии империя достигла при Траяне, включив в свой состав Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Вместе с собой она привносила эффективное централизованное управление, мир, но в III веке ее социальный и экономический статус был подорван серией гражданских войн.

Константин I и Диоклетиан смогли замедлить процессы распада, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин официально объявил о прекращении преследования представителей этой веры в 313 году, подготовив почву для того, чтобы империя в будущем стала христианской.

Средневековье

Развитие средневековой европейской цивилизации разделяется на несколько этапов. Разделение Европы на две части усилилось после окончательного падения Западной Римской империи в V веке. Она была завоевана германскими племенами. А вот Восточная Римская империя просуществовала еще тысячелетия, позже она получила название Византийской.

В VII-VIII веках началась экспансия исламской культуры, которая усилила различия между средиземноморскими цивилизациями. Новый порядок в мире без городов создал феодализм, заменивший централизованную римскую администрацию, основанную на высокоорганизованной армии.

После раскола христианской церкви в середине XI века в лидирующую силу в Западной Европе превратилась католическая церковь. Тогда же стали появляться первые признаки второго рождения средневековой европейской цивилизации. Торговля, ставшая основой культурного и экономического роста независимых городов, привела к появлению таких мощных городов-государств, как Флоренция и Венеция.

В то же время в Англии, Франции, Португалии и Испании начинают формироваться национальные государства.

При этом Европе не раз приходилось сталкиваться с серьезными катастрофами, одной из которых стала бубонная чума. Самая серьезная вспышка возникла в середине XIV века, уничтожив до трети жителей.

Культура европейской цивилизации во многом сформировалась в эпоху Возрождения. C XIV-XV веков происходила миграция образованного населения Византии, падение Константинополя в 1453 году привело к тому, что страны римско-католической церкви осознали, что Европа превратилась в единственный христианский континент, именно их достоянием стала языческая античная культура.

Важной отличительной чертой этого времени стал светский характер культуры, а также ее антропоцентризм. В первую очередь, существовал повышенный интерес к деятельности человека. Появился интерес и к античной культуре, когда началось фактически ее возрождение.

Великие географические открытия XV-XVII веков были непосредственно связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение торговых путей привело к ограблению новых открытых земель, началась масштабная колонизация, ставшая основой капитализма. Началось формирование мирового рынка.

Активное развитие машиностроения и судостроение привело к возникновению возможности преодолевать на кораблях значительные расстояния. После усовершенствования навигационных приборов стало возможным с высокой точностью определять место положения корабля в открытом море.

Изначально европейцам был известен только один путь в Индию - через Средиземное море. Но его захватили турки-сельджуки, которые брали высокие пошлины с европейских купцов. Тогда возникла необходимость поиска нового пути в Индию, что и привело к открытию американского континента.

Эпоха Просвещения имела большое значение, став логическим продолжением гуманизма XIV-XV веков. Общеевропейское значение получает французская просветительная литература, общей чертой которой становится господство рационализма.

XIX век прошел под флагом Великой Французской революции, которая в корне изменила отношения власти и общества во многих странах. С этого времени в европейской цивилизации Россия начинает играть важную роль.

Новейшая история

Новейшая история континента началась с сокрушительной для многих народов Первой мировой войны. Она сформировала кризис самодержавия в России, который вылился в две революции в 1917 году. Оказавшееся у власти Временное правительство не сумело справиться с разрухой и хаосом в стране. В результате они были свергнуты правительством большевиков во главе с Лениным.

Следующим важным этапом в Новейшей становится появление фашизма. Идеология итальянского диктатора Бенито Муссолини воплощает в жизнь идеи корпоративного государства в противовес парламентской демократии.

В 1933 году в Германии к власти приходит Национал-социалистическая рабочая партия с Адольфом Гитлером во главе, которая начинает игнорировать пункты Версальского договора, по которому Германия была значительно ограничена в военной сфере. Правительство Гитлера начинает проводить захватническую политику, которая выливается во Вторую мировую войну. Попытка изменить миропорядок в Европе терпит неудачу. Германия оказывается разгромленной, а Европа фактически поделена на капиталистический и социалистический лагери.

Вторая половина XX века проходит под знаменем Холодной войны, которая сопровождается гонкой ядерных вооружений. Между тем, сама Европа делает первый шаг к созданию Европейского союза. Первые шесть государств в 1951 году объявляют о формировании Европейского объединения угля и стали, которое и становится первым прототипом ЕС, союза, который сегодня определяет сущность европейской цивилизации.

В эпоху раннего средневековья основная идея которая доминировала в западной Европе являлась идея политического единства. Появление этой идеи в Европе появилось довольно рано на рубеже 8-9 веков. Первоначально эта идея была связанна с мечтой возродить римскую империю. Две попытки были осуществлены для возрождения римской империи.

Первая попытка принадлежит франкскому королевству. Это королевство было создано Людвигом в 486 году. В &-9 веках завоевания франкского короля Карла Великого привели к тому что территория франкского государства простиралась от реки Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 году Карлу Великому был присвоен титул императора.

В годы правления двух династий Меровингов и Каролингов земледельческие общины превратились в соседские общины. Именно в этот период, властвования этих двух династий, появилась частная собственность на землю которая называлась аллот. Появился бенефисы (условные держания). Начали формироваться вассальные отношения. Оформилась система иммунитетов (свобод). Началась складываться иерархическая структура. Крупные вассалы короля имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого согласно берленскому договору от 843 года империя Карла Великого распалась на 3 королевства: Людовик Немецкий получил Германию; Карл Лысый получил Францию; Лотарь получил Италию. Б истории существует утверждение что именно 843 год это год образования трех крупных государств; Франции, Германии, Италии. Это была первая попытка возрождения римской империи.

Вторая попытка была связанна с образованием священной римской империи. Еще в начале 10 века на месте восточно-франского королевства появилось германское королевство. Германский король Фоттон I совершив несколько походов в Италию добился коронации в Риме. Римский папа возложил на него как за полтора века до этого на Карла Великого императорскую корону. Так возникла большая империя куда вошли германские земли, северная и средняя Италия, Чехия, Бургундия.

Новое государство получило название священная римская империя, а затем с конца 15 века оно стало называться священная римская империя германской нации. Императоры священной римской империи претендовали на роль приемников императоров древнею Рима. Атонн Ш перенес резиденцию в Рим. Но священная римская империя была весьма рыхлым образованием. Атон Ш носился с лаврам создания все европейской католической империи, с центром в Риме и единой властью папы и императора. В 1356 году король Карл IV издал золотую буду. Которую Маркс назвал основным законом немецкого многовластия. В этой золотой буле был сформулирован сложившийся порядок избрания короля который был возведен в закон. За феодалами утверждалась полная церковная власть в их владениях. К концу 15 века феодальные владения возросли до 300, Таким образом империя универсальной империи в западной Европе не состоялась. Однако империя Карла Великого и Атонна I выполнили свои объединяющие и консолидирующие функции. Идею единства западноевропейской цивилизации также утверждалась католической церковью через проповедь особого христианского мира.

Идея единства, то единства которое сейчас существует в Европе не смотря на то что там много государств, но цивилизация практически одна, европейская цивилизация. Складывалось это как раз в средние века. Импульс к этому был связан с созданием двух европейские центров в средние века. Двух торгово-экономических полюсов. Один центр находился на севере. Он сложился в центральной Европе и на севере континентальной Европы. Уже в 11-13 веках здесь велась в районе балтийского, северного морей, на территории нынешней Бельгии, германии обширная торговля. Западным постом этого торгового региона был город Брюгге, восточным древнерусский Новгород. В зоне куда входило все побережье Балтийского, Северного морей формировался мощный торгово-экономический союз, который окончательно оформился в 1356 году и получил название гондейский союз. Инициатива создания этого союза принадлежит городу любе. Его географическое положение было таковым что он связывал Балтийское и Северное моря. Другим инициатором выступал город Гамбург. Всего в этот союз вошло 80 городов. Этот союз практически монополизировал посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока в Европу шли мед, воск, смола, меха, строевой лес, а в обратном направление метало продукция, вино, сукно и др. Вот наличие этого торгового союза консолидировало Европу.

Вторым центром консолидации явилось Средиземноморье. Когда началось активное строительство арабской цивилизации арабы начали свои завоевательные войны. Они устремились в том числе и на запад. Пройдя через Гибралтар они заняли часть Испании, также они заняли юг Италии. Фактически для жителей Италии, для жителей Средиземноморья, Средиземноморье на какое-то время было потеряно, так как им владели арабы. Но этот процесс длился не долго. Вскоре произошел откат (8 век). Арабам проникнуть в Европу нс удалось.

Одновременно шел процесс становления роста крупных городов в Италии. Особенно выделяется два крупных города; Венеция, Генуя. Эти города особенно ожили в раннее средневековье (9 век). Особенно богатства Венеции выросли во время крестовых походов. Когда по наущению венецианского дожа крестоносцы отправились не в Иерусалим а в Константинополь. Разграбив его и привезя в Венецию огромные богатства. Постепенно Венеция захватила ряд важных опорных пунктов в восточном Средиземноморье, на Крите, на Кипре, на побережье Балканского полуострова. Тем самым она вышла на побережье черного моря. Венеция стала крупнейшего по тем временам торгового флота. Фактически владычицей средиземного и от части черного морей. Венеция торговала с Египтом, Византией, Сицилией. С 13 века Венеция стала известна как город который хранил секрет изготовления удивительного стекла. Население Венеции насчитывало 200 тысяч человек.

Становление единства западноевропейской цивилизации также проходило в борьбе двух тенденции: центробежной и центростремительной. Период средневековья это период феодальной раздробленности. Ярким примером такой феодальной раздробленности является Италия, Италия на протяжение всего тысячелетнего периода средневековой цивилизации оставалась раздробленной. Это единственное в Европе государство которое пройдя все средневековье осталось политически расколото.

Политическому объединению Италии мешали как внутренние так и внешние причины. Ко внутренним причинам можно отнести ту борьбу которую постоянно вели многочисленные итальянские герцогства, республики и другие политические образования.

Среди внешних причин главной являлась подчинение значительной части Италии иноземными агрессорами. Сильная политическая раздробленность была характерна и для Франции. В первую очередь это относилось к раннему средневековью. Страна представляла собой совокупность экономически разобщенные и политически самостоятельных феодальных владений. Государи и сеньоры чувствовали себя полными хозяевами своей земли, особенно после распада империи Карла Великого. Самыми сильными феодальными владениями были: на севере герцогство Нормандия, графство Фландрия, на западе графство Бретань, на востоке графство Шампань, герцогство Бургундия, на юге Тулусское графство. Был период когда французский король не имел даже собственной столицы. Нечто подобное являла собой и Испания. По мере развития реконкисты (возврат Реберийского полуострова у арабов) которое происходила в 8-9 веках в северной и средней частях страны начали образовываться небольшие ранние феодальные государства. В южной арабской части полуострова после распада кардобского халифата также возникло большое число мелких эмиратов и княжеств.

Но такой феодальной раздробленности противостояла другая тенденция а именно усиление централизации государственной власти. С некоторой долей духовности можно утверждать что в своем развитие процессы территориальной государственной централизации в Европе проходил в два этапа.

Первый из них охватывает период конца раннего и начала развитого средневековья. Так 9-10 века это времена существования хотя и ласутной но все же достаточно централизованной империей Карала Великого. В средней части Европы в это время существовало Великая арабская держава западных славян. На смену ей пришло крупное венгерское королевство возглавляемое Стефаном I.

Второй этап активной государственной централизации наступил в 15-16 веке. Он имел более прочную экономическую основу в виде складывавшихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

Так образование централизованных государств в Англии и Франции произошло в основном в 15 веке, В Англии оно было связано с завершением войны между белой и алой розами а также других раздирающими страну меж феодальных усобиц и воцарением на престол новой династии Тюдоров. Генрих УП повел непримиримую борьбу с самостоятельными баронами. Именно в это время Англия превратилась в сильную централизованную державу.

Во Франции образование единого государства с твердой центральной властью произошло при Людовике XI. Которому позже удалось сломить политическую силу феодалов. Одновременно продолжалось расширение территории Франции в которую вошли герцогства Бретань, Бургундия. Всему этому способствовала победа Франции в столетней кровопролитной, сложной войне, которую Франция вела с Англией. После завершения столетней войны появилось само название Франция. Вернее оно распространилось не только на северную часть нынешней Франции но и на всю ее территорию.

Политическое объединение и централизация политической власти происходило в Испании по мере успехов реконструкции. Сначала началось постепенное расширение Кастилии а затем Арагона. И наконец в 1479 году оба этих королевства объединились. Благодаря графу Арагонского короля Фердинанда и Кастильской королевы Изабеллы. Образовалось новое государство с централизованной властью, государство Испания.

Таким образом идея единства западноевропейской цивилизации формировалось на протяжение всего средневековья. Западноевропейская средневековая цивилизация обхватила сложный комплекс многочисленных государств.

В итоге всех изменений в середине 16 века политическая карта Европы предстает перед нами следующим образом. В западной и юго-западной Европе оформились три крупные централизованные государства: Англия, Испания, Франция. Среднюю полосу Европы занимали: священная римская империя и Италия, которые оставались еще политически раздробленными. На севере Европы к концу 16 века политический тон задавали: Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился под властью османской империи. У восточных рубежей западноевропейской цивилизации находилось мощное русское государство, княжество литовское, польское королевство, ливонский орден.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековь (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.


Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Становление современной западной цивилизации

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы исключительно историко-культурный интерес. Причем внимание обращали, прежде всего, на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве «наивысшего аргумента» в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Средневековая цивилизация Европы начала разрушаться в XI в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. С XIII по XVII вв. шел активный процесс становления Европейской цивилизации, аналогичной греко-латинской. Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами - контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Развернулся процесс рационализации сознания, стали складываться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В XII-XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля и их изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно штудировались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику Гутенбергу, появилось книгопечатание.

В это время проявились первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая Хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: «Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по званию, или в силу закона страны». Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма.

Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV-XVII вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) - это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, явление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационального сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но, главное. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия «собственность», имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, «имущество». Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой, или современной цивилизацией.

Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения мира, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.

Настоящее. Человек - активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.

Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вывел народ израилев из египетского плена. Побег из плена - это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и божьему избранничеству. Жизнь данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждому по заслугам. Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм - это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально-психологическую и идейно-мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности. Одновременно индивидуализм предполагает ответственность человека за себя, свою семью. Индивидуализм предполагает многовариантность поведения, в том числе политического. Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа, свои истоки имеет в индивидуализме. Индивидуализм не отрицает наличие коллективных интересов - интересов общества в целом, а предполагает их. Пределы индивидуализма определяются нормами общественной морали и законами страны. В странах западного типа исторически сформировался устойчивый баланс интересов личности и общества. Яркий показатель приоритета индивидуализма - книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует, что каждый может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому.

Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства - это общественная мораль. Причем это касается не только сферы личных взаимоотношении, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело.

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, а результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего тип» развития, распространяя его на другие части света. Так Европа выходила за географические рамки и превращалась в Запад - западную цивилизацию.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Уже в XIII в. экономическая доктрина католической церкви претерпела изменения, смягчилась. Если раньше считалось, что труд - это наказание Божие за грехи, то теперь утверждается убеждение в полезности труда и его высоком нравственном значении. Труд рассматривается как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто как средство к жизни. Отсюда - высокая заинтересованность в результатах труда.

Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. С ХV в. хозяйственная деятельность горожан в Европе строится на новых основаниях. Свобода торговли и предпринимательской деятельности получает стойкие правовые гарантии. Появились новые, рыночные формы организации экономической деятельности.

Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д. Частная собственность, рыночная экономика приводят к разделению общества на классы, формированию классовых интересов и, соответственно, появлению классовой борьбы.

Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и др., - между индивидами и ячейками общества, семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.

Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства - демократия. Что это значит? Демократия предполагает согласие управляемых в том, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссий по любому вопросу, свободу высказываний любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это - правовое государство, то есть там правит закон, а не люди.

Разумеется, сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (как случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер).

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное - отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к «растениям или животным». В дальнейшемэти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ А. Гегель выдвинул тезис о Европе, как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.

развитие европейский цивилизация

ЛИТЕРАТУРА

1. Пути Евразии - М., 1992.

2. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций - Брянск, 1996.

3. Яковец Ю.В. История цивилизаций - М., 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 03.01.2013

    Понятие мировой системы и цивилизации. ООН как орган управления мирового сообщества. Проблемы глобализации мирового общественного пространства и особенности современной цивилизации. Глобальные проблемы современности и их влияние на реформы в России.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Формулирование в "Закате Европы" оригинальной культуро-философской концепции, предсказание неизбежности будущего разрушения западной цивилизации. Нетрадиционное понимание культуры и цивилизации. Образ, символ и стиль культуры, цивилизация как ее закат.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Глобализация и основные причины кризиса современной цивилизации. Хозяйственной деятельности человека в ХХ веке. Основные цивилизации по Хантингтону. Концепция академика Н. Моисеева о "коллективном интеллекте". Основные перемены в прогрессе человечества.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Современные цивилизации. Экономическое развитие современной цивилизации. Цивилизация и социальное развитие. Современная цивилизация и политическая жизнь. Эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой.

    реферат , добавлен 13.11.2003

    Наука в культуре техногенной цивилизации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Традиционные и техногенные цивилизации. Специфика научного познания. Главные отличительные признаки науки.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Узкое и широкое понимание общества, его отличие от природы. Сферы (подсистемы) общественной жизни и их соотношение с экономической, политической, социальной и духовной сферами. Социальные институты. Основные черты восточной и западной цивилизации.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Исследование феномена утопии и утопического сознания как важных компонент процесса переосмысления путей дальнейшего развития и основных ценностей современной цивилизации. Социальный утопизм: от мифа к знаниям. Система утопических архетипов в России.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Теоретические допущения о функционировании и развитии общества, особенности его социальной структуры. Изучение особенностей формирования исторических форм общностей людей. Циклическое движение истории общества. Основные фазы существования цивилизации.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...