Старосветские помещики идея. Старосветские помещики

Н. В. Гоголь. Старосветские помещики.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Цели.

Обучающие.

    Углубить представление учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

    Сформировать представление о цикле повестей «Миргород».

    Познакомить учащихся с повестью «Старосветские помещики».

    Продемонстрировать на примере героев повести одну из стадий развития человеческого сознания.

Развивающие.

    Развить связную речь и логическое мышление учащихся.

    Развить умение анализировать текст с позиции заданного вопроса.

    Развить творческие способности учащихся.

Воспитательные.

    Эстетическое и нравственное воспитание посредством знакомства с литературными произведениями.

Оборудование: презентация, посвященная творчеству Н. В Гоголя.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Объяснение нового материала .

Учитель. Сегодня на уроке мы вновь встречаемся с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Наша задача заключается в том, чтобы познакомиться с новыми фактами биографии и творчества этого писателя. Вспомните, с каким его произведением мы знакомились в пятом классе? (цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки») А сегодня мы узнаем, как же складывалась дальнейшая творческая судьба Гоголя. Мы познакомимся с циклом повестей «Миргород» и подробно поговорим об одной из повестей, входящих в его состав – «Старосветские помещики».

Доклад ученика, знакомящий учащихся с циклом повестей «Миргород».

Сборник повестей Николая Васильевича гоголя “Миргород“ был издан автором в 1835 г. (цензурное разрешение 29 декабря 1834 г.) с подзаголовком: „Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»“. Этим подзаголовком отчасти определяется место книги во внешней и внутренней истории гоголевского творчества.

Мысль о продолжении „Вечеров“ была у Гоголя, по-видимому, давно; очевидно, он говорил о ней в одном из своих писем летом 1832 г. в Москве, но уже 1 февраля 1833 г. отвечал на запрос решительным отказом от самого замысла. „Вы спрашиваете о Вечерах Диканьских. Чорт с ними! я не издаю их; и хотя денежные приобретения были бы не лишние для меня, но писать для этого, прибавлять сказки не могу. Никак не имею таланта заняться спекулятивными оборотами...“ Слова эти могут быть поняты либо как отказ от замысла нового, дополненного издания „Вечеров“, либо как отказ от издания третьей части вслед за второй. Второе предположение вероятнее, так как из дальнейшего текста видно, что первые две части „Вечеров“ в это время еще продавались.

Замысел продолжения „Вечеров“ - „Миргород“ - не совпал с замыслом третьей части „Вечеров“ и необходимо требовал другого заглавия. „Повесть о том, как поссорился...“ и „Старосветские помещики“, написанные в 1832 г., в сознании Гоголя не могли уже соединяться со „сказками“ „Вечеров

И вот в течение года из „ста разных начал“ образовались два произведения - „Арабески“ и „Миргород“.

Сдав в цензуру „Арабески“ (цензурное разрешение 10 ноября 1834 г.), Гоголь еще через полтора месяца заканчивает подготовку к печати „Миргорода“ (цензурное разрешение 29 декабря 1834 г.).

Восстановить историю работы Гоголя над повестями „Миргорода“ можно лишь приблизительно. Помещенная в сборнике последней „Повесть о том, как поссорился...“, рукопись которой до нас не дошла, написана раньше других, вероятно летом или в начале осени 1833 г. Три остальные повести, очевидно, написаны одна вслед за другой: черновые тексты их находятся в одной и той же записной тетради, где и расположены без всяких перерывов и перебоев в том же порядке, в каком напечатаны: Старосветские помещики - Тарас Бульба - Вий.

Как и „Вечера“, „Миргород“ был составлен из двух частей, отдельно сброшюрованных, но вышедших вместе как части одной книги. В первую часть вошли „Старосветские помещики“ и „Тарас Бульба“; во вторую - „Вий“ и „Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем“. Из этих четырех повестей только последняя была до этого напечатана в сборнике „Новоселье“, ч. 2, 1834 г.; остальные три были для читателя новостью. Эта книга поучила разную оценку критиков: от самой негативной до положительной.

Итак, повесть „Старосветские помещики“ появилась впервые в „Миргороде“, 1835 г., Некоторые исследователи считают прототипами Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны деда и бабушку Гоголя (Афанасия Демьяновича и Татьяну Семеновну), другие - знакомых старичков Зарудных. Несомненно, что, рисуя своих героев, Гоголь пользовался разнообразными фактами и наблюдениями, соединяя их вместе. И сегодня на уроке нам предстоит раскрыть секрет этой повести.

Учитель. Действительно, сегодня на уроке нам предстоит раскрыть именно секрет этой повести. Почему секрет? Потому, что это произведение Гоголя получило самые разнообразные оценки: от самых негативных до очень высоких. Вот что говорили о «Старосветских помещиках» некоторые представители мира литературы 19 столетия.

“… идиллия, заставляющая нас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления” (А.Пушкин).

О, бедное человечество! жалкая жизнь! И однако же вам всё-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые пили и ели и потом умерли!” (В.Белинский).

То мгновение любви, которое Гоголь запечатлел в повести о малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительнее любого мирового переворота или катаклизма” (И.Золотусский).

В «Старосветских помещиках» вы видите людей пустых, ничтожных и жалких, но, по крайней мере, добрых и радушных…” (В.Белинский).

Мелкого не хочется, великое не выдумывается” (Н.Гоголь).

В течение сегодняшнего урока мы с вами должны сформировать собственную точку зрения об этой повести.

Итак, в чем же заключается сюжет повести «Старосветские помещики»? (перед нами история любви двух пожилых людей, доживающих свою жизнь в уединенном местечке)

Найдите в тексте описание этого места. (Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении. Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождем. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, – все это для меня имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке. Как бы то ни было, но даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние…

Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе.)

Какие ассоциации возникают у вас при знакомстве с такой картиной жизни? Какой жизни можно ее противопоставить? Прочитайте первое предложение: «Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей». Найдите в нем противопоставление? Как называется такой прием в литературе?

(перед нами подобие рая, который противопоставлен по своему образу жизни миру города, цивилизации).

Найдите в тексте повести приметы мира цивилизации и рая (уединение (“необыкновенное”), живописность, исполнение всех желаний (ведь ни одно из них не перелетает через частокол), сад, наполненный фруктовыми деревьями, а жизнь так тиха, так тиха… И в саду для отдыха разостлан ковёр, и избыток, изобилие всего, и мирное сосуществование людей и животных (длинношейный гусь с нежными, как пух, гусятами и лениво лежащий вол). А главное - сами владетели этого уголка, на лицах которых “всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие”! По их лицам можно “читать всю их жизнь, ясную, спокойную жизнь”. И даже дождь в этом саду “прекрасный”, он “роскошно” шумит, и радуга (а ведь это дорога на небо) “в виде свода… светит матовыми семью цветами”. Здесь нет “неспокойных порождений злого духа, возмущающих мир”. Откуда-то издалека, словно из космоса, смотрит рассказчик на этот райский сад, защищённый от внешнего мира. Словно волшебные заколдованные круги защищают его: “сфера”, частокол, деревенские избы, деревья, галерея, идущая вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. Этот чудесный мир подобен “сфере”, в которую “на минуту” сходит наш повествователь).

Кто является обитателями этого «райского уголка»? (Два старичка Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна)

С кем сравнивает рассказчик двух старичков? (Филемон и Бавкида)

Что это за герои? (Так звали героев греческой мифологии, бедных супругов из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня…)

Почему это сравнение здесь уместно? Какой образ жизни ведут герои? (Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна Товстогубиха, по выражению окружных мужиков, были те старики, о которых я начал рассказывать. Если бы я был живописец и хотел изобразить на полотне Филемона и Бавкиду, я бы никогда не избрал другого оригинала, кроме их. Афанасию Ивановичу было шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне пятьдесят пять. Афанасий Иванович был высокого роста, ходил всегда в бараньем тулупчике, покрытом камлотом, сидел согнувшись и всегда почти улыбался, хотя бы рассказывал или просто слушал. Пульхерия Ивановна была несколько сурьезна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица. Легкие морщины на их лицах были расположены с такою приятностью, что художник, верно бы, украл их. По ним можно было, казалось, читать всю жизнь их, ясную, спокойную жизнь, которую вели старые национальные, простосердечные и вместе богатые фамилии, всегда составляющие противоположность тем низким малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал и торжественно прибавляют к фамилии своей, оканчивающейся на о, слог въ. Нет, они не были похожи на эти презренные и жалкие творения, так же как и все малороссийские старинные и коренные фамилии.

Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы; вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна. «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» – «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». Они никогда не имели детей, и оттого вся привязанность их сосредоточивалась на них же самих. Когда то, в молодости, Афанасий Иванович служил в компанейцах, был после секунд майором, но это уже было очень давно, уже прошло, уже сам Афанасий Иванович почти никогда не вспоминал об этом. Афанасий Иванович женился тридцати лет, когда был молодцом и носил шитый камзол; он даже увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели отдать за него; но и об этом уже он очень мало помнил, по крайней мере, никогда не говорил…)

Какой прием использует Гоголь при создании этой картины жизни? (ирония)

Найдите примеры гоголевской иронии (Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают. Здесь и неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны, и райский “ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”, и чудесная комната Пульхерии Ивановны
с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками, и, конечно, замечательные поющие двери).

Какое происшествие меняет привычный ход событий? (смерть Пульхерии Ивановны)

Расскажите, как это произошло? Как меняется жизнь Афанасия Ивановича?

Что же стало с имением помещиков после их смерти? (Домик барский уже сделался вовсе пуст. Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все оставшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. Скоро приехал, неизвестно откуда, какой то дальний родственник, наследник имения, служивший прежде поручиком, не помню в каком полку, страшный реформатор. Он увидел тотчас величайшее расстройство и упущение в хозяйственных делах; все это решился он непременно искоренить, исправить и ввести во всем порядок. Накупил шесть прекрасных английских серпов, приколотил к каждой избе особенный номер и, наконец, так хорошо распорядился, что имение через шесть месяцев взято было в опеку. Мудрая опека (из одного бывшего заседателя и какого то штабс капитана в полинялом мундире) перевела в непродолжительное время всех кур и все яйца. Избы, почти совсем лежавшие на земле, развалились вовсе; мужики распьянствовались и стали большею частию числиться в бегах. Сам же настоящий владетель, который, впрочем, жил довольно мирно с своею опекою и пил вместе с нею пунш, приезжал очень редко в свою деревню и проживал недолго. Он до сих пор ездит по всем ярмаркам в Малороссии; тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, продающиеся оптом, как то: муку, пеньку, мед и прочее, но покупает только небольшие безделушки, как то: кремешки, гвоздь прочищать трубку и вообще все то, что не превышает всем оптом своим цены одного рубля).

Почему же это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к самому началу повети и вспомним обозначенное нами противопоставление. Какой вывод можно сделать исходя из финала повести?(победил мир цивилизации)

Почему это произошло? Мы говорим на протяжении всего анализа повести о том, что старички любят друг друга, что жить друг без друга не могут. Это прекрасно. Но мы сказали и о том, что Гоголь не скрывает своей иронии. Получается, что любовь вызывает улыбку? Но если мы еще внимательнее присмотримся к поведению старичков, то увидим одну закономерность. Расскажите мне о распорядке их дня (просыпаются, едят, ложатся спать, - все это строго по времени; шутят по привычке).

В их жизни присутствует эмоциональная сторона? (Нет, их внутренний мир ограничен).

Неужели перед нами бесчувственные люди, которые создали только видимость любви? В какой момент чувства все-таки одерживают верх? (После смерти Пульхерии Ивановны. Афанасий Иванович не может сдержать своих чувств. Но, тем не менее, эти переживания тоже отчасти связаны с потерей привычного устройства жизни).

Какой же вывод мы можем сделать, проанализировав эту повесть? (Перед нами два духовно не развитых человека, которые создали свой мир, абсолютно противоположный миру суеты. Но, несмотря на это, духовные качества: преданность, наивность, бесхитростность, в них присутствуют. Но именно их духовная слабость, возможно, и стала причиной победы мира цивилизации над их миром).

Итак, мы проанализировали повесть Гоголя «Старосветские помещики». Перед нами реалистично изображенная жизнь двух милых старичков, отгородившихся от мира суеты и создавших свой мир. Но их трагедия в том, что все в жизни превратилось в привычку, которая уничтожает способность чувствовать, хотя первое, что бросается в глаза, это их трепетное отношение друг к другу. Задачей Гоголя было показать именно мелочность современной жизни. Эту проблему он затрагивает в первой и четвертой повестях цикла, помещая в его центр произведения о героическом прошлом России, о важных человеческих качествах («Вий»; «Тарас Бульба»). В результате получается кольцевая композиция цикла.

Что же касается высказываний критиков стоит отметить, что каждое из нами сегодня упомянутых высказываний в какой-то мере отражает замысел Гоголя. Вашим домашним заданием будет подумать, какое высказывание ближе вам и аргументировать свой ответ письменно.

Тема: «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1. Познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями повести «Старосветские помещики».

2. Формировать умение анализировать художественный текст, давать характеристику литературным персонажам; развивать навыки само - и взаимоконтроля.

3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, взаимное уважение на примере героев повести.

Методические приемы: анализ текста; беседа; комментированное чтение; составление плана, акцентное чтение, составление кластера.

Оборудование: портрет; тексты «Старосветских помещиков»; рисунки учащихся, ТСО.

Ход урока

I. Оргмомент

Наш урок я хочу начать с вопросов: «Как часто вы вспоминаете о своих бабушках и дедушках? С какими чувствами вы вспоминаете о них?» А вот как писал на эту тему в повести «Старосветские помещики».

Как вы понимаете название повести? (Сочетание слов «старый» и «свет» настраивают на восприятие произведения о прежних временах, возможно, патриархальных, в повести идет речь о представителях старшего поколения ).

Что мы с вами должны выяснить на нашем уроке? (О чем же хотел нам рассказать Гоголь в «Старосветских помещиках»? Какова главная идея повести, образы, художественные особенности?)

Работать мы с вами будем в группах, каждый получит возможность проявить себя.

II. Оформление доски

«…Теперь я живу в деревне, совершенно такой, какая описана незабвенным Карамзиным. Мне кажется, что он копировал малороссийскую деревню: так краски его ярки и сходны с здешней природой.»

Из письма

Пушкин охарактеризовал повесть «Старосветские помещики» как «шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».

III. Беседа

Мы продолжаем знакомиться с творчеством. Нам знакомы некоторые романтические произведения раннего творчества Гоголя.

Назовите их. (Учащиеся называют повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).

Каковы их особенности? (Это произведения, сочетающие в себе реалистическое и фантастическое, построенные на национальном колорите, написанные с юмором особым, сказовым языком ).

А сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, по-новому раскрывающим еще одну грань таланта – «Старосветскими помещиками». Определить принадлежность к определенному направлению в литературе довольно сложно – повесть построена на реальных жизненных событиях, однако очень ярко видна сентиментально-идиллическая (записать на доске ) традиция в духе Карамзина, есть и элементы фантастического в духе раннего Гоголя.

(Обратим внимание на доску - слайд ).

1. Впервые напечатано в сборнике «Миргород» в 1835г.

2. Описание хутора старосветских помещиков связывают с родовым имением Гоголя – Васильевкой, где он провел лето 1832г. (год создания повести).

3. Возможные прототипы героев повести – дед и бабка писателя Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна Гоголь-Яновские.

IV. Работа с текстом

Теперь обратимся к тексту повести. Послушайте начало произведения. Какие картины представляются вам, когда вы слушаете эту часть повести?

Начало текста до слов «Но обратимся к рассказу» читает учитель . - О каких старичках идет речь в начале повести? (Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна)

- Какими вы их представляете?

На доске – слайд с иллюстрацией к повести (портреты стариков).

- Найдите описание стариков. Какие слова в их описании являются ключевыми? (всегда улыбался; столько доброты; доброе лицо; с приятностью; спокойная, ясная жизнь).

Объясните значение слов или словосочетаний:

- буколическая жизнь (идиллическая, мирная, простая жизнь на лоне природы (по названию цикла стихотворений римского поэта Вергилия «Буколики» ));

- Филемон и Бавкида (в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);

- камлот (старинная плотная шерстяная ткань );

- палата (название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др .);

- компанейцы (полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);

- секунд-майор (младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г .)

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Учащиеся отвечают на вопросы карточек. Критерии оценок – полнота, связность ответа, глубина проникновения в авторский замысел.

1 ГРУППА

2 ГРУППА

а) приготовление пищи;

3 ГРУППА

3. подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.

4. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

4 ГРУППА

4 Как ее это характеризует?

При ответе пользуйтесь цитатами из текста.

5 ГРУППА

При ответе используйте цитаты из текста.

Оценочный лист:

Критерии оценок

связность

Цитирование

Итоговая оценка

V. Выводы

Учащиеся в группах заполняют чистые ячейки концептуального колеса качеств, характеризующих старосветских помещиков, затем выносят их на доску.


Итак, мы с вами поняли, что в образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге.

VI. Итог урока

Чему научила вас повесть «Старосветские помещики»?

Каковы идейно-художественные особенности повести?

Под запись (на доске – слайд ):

1. В повести ярко видна сентиментально-идиллическая традиция в духе Карамзина.

2. В образах старосветских помещиков Гоголь показывает всепоглощающую силу любви.

3. Повесть содержит архаические слова, придающие ей особый колорит.

4. В описании жизни помещиков проявляется особое, свойственное Гоголю чувство юмора.

VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание

На выбор:

1. Написать мини-сочинение на тему «О каких чертах жизни старосветских помещиков говорит с юмором?»

2. Рассказать о своих дедушках и бабушках, цитируя повесть. (Сочинение)

3. Индивидуальные задания (сообщения о творчестве).

Материалы для работы по карточкам

1 ГРУППА

1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?

2 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

а) приготовление пищи;

б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);

2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?

3 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

2.Что было главным в их жизни?

3. подшучивал над супругой? Прочитайте по ролям разговор о пожаре.

3. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

4 ГРУППА

1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

4. Как ее это характеризует?

5 ГРУППА

1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?

2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?

4. Что стало с имением после смерти стариков?

(Используйте цитаты при ответах.)

Оценочный лист:

Критерии оценок

связность

Использование цитат

Итоговая оценка

Дополнительный ответ (за урок)

Оценочный лист:

Критерии оценок

связность

Использование цитат

Итоговая оценка

Дополнительный ответ (за урок)

Оценочный лист:

Критерии оценок

связность

Использование текста

Итоговая оценка

Дополнительный ответ (за урок)

Марина Павлова

Марина Анатольевна ПАВЛОВА (1965) - учитель литературы НОУ «Надежда» (Москва).

Русские Филемон и Бавкида

К изучению повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

Н а днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать близким для современных подростков в истории последних лет пожилой пары, жившей когда-то давным-давно в отдалённой деревне Малороссии? Что могут чувствовать старики, чем интересна их жизнь? Чем эта история интересна Гоголю? Почему Пушкин называл повесть любимой? Зададим вопрос: “А знаете ли вы случаи, когда люди, прожившие долгую совместную жизнь, продолжали любить друг друга?” Обязательно в классе найдётся хотя бы один человек, который расскажет о своих бабушке и дедушке. Значит, это бывает не только с Ромео и Джульеттой?

Внимательное чтение повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» можно начать с вопроса: “Приходилось ли вам читать произведения, начинающиеся с признания в любви?” Что мы можем вспомнить, кроме пушкинского «Я вас любил…»? Или его же «Признания» - “Я вас люблю, хоть я бешусь…”? А ведь именно признанием “Я очень люблю” открывается повесть. Да и второе предложение начинается с повтора “я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь? Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю - я иногда люблю, на минуту - на минуту, уединённых владетелей - уединённая жизнь, окружающий - окружающие . Первое предложение делится на две части словами “совершенная противоположность”, дающими читателю один из ключей к пониманию текста. Приём - противопоставление, перед нами - два “образа жизни”. Люблю: скромную, уединённых, отдалённых, живописные, необыкновенно уединённая жизнь, так тиха, так тиха . Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем.

Предложим ученикам провести исследование - найти приметы гоголевского Эдема. Здесь и скромность, и уединение (“необыкновенное”), живописность, исполнение всех желаний (ведь ни одно из них не перелетает через частокол), сад, наполненный фруктовыми деревьями, а жизнь так тиха, так тиха… И в саду для отдыха разостлан ковёр, и избыток, изобилие всего, и мирное сосуществование людей и животных (длинношейный гусь с нежными, как пух, гусятами и лениво лежащий вол). А главное - сами владетели этого уголка, на лицах которых “всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие”! По их лицам можно “читать всю их жизнь, ясную, спокойную жизнь”. И даже дождь в этом саду “прекрасный”, он “роскошно” шумит, и радуга (а ведь это дорога на небо) “в виде свода… светит матовыми семью цветами”. Здесь нет “неспокойных порождений злого духа, возмущающих мир”. Откуда-то издалека, словно из космоса, смотрит рассказчик на этот райский сад, защищённый от внешнего мира. Словно волшебные заколдованные круги защищают его: “сфера”, частокол, деревенские избы, деревья, галерея, идущая вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. Этот чудесный мир подобен “сфере”, в которую “на минуту” сходит наш повествователь (откуда и почему? Но об этом позже). Что же окружают (или вокруг какой оси располагаются) эти круги? На чём вращается этот мир? Это любовь двух скромных старосветских помещиков - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Их гостеприимство позволяет рассказчику назвать их “русскими Филемоном и Бавкидой”. Кстати, кто это такие? Вот ещё одно задание, которое заставит ребят задуматься о так называемых знаковых образах в литературе (Дон-Кихот, Санчо Панса, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Чайльд-Гарольд, Обломов и другие) и обратиться, например, к «Мифологическому словарю». Тогда ребята узнают, что так звали героев греческой мифологии, бедных супругов из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня.

Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра. “Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты , но всегда вы … «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» - «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я»”. А как чаще всего выражают свою любовь к внукам бабушки? Стараются приготовить что-нибудь вкусное. Вот и добрая старушка угощает мужа и гостей то варениками с ягодами, то киселиком, то пирожками, то рыжиками солёными, а то и ломтём арбуза. И на всё это ей отвечает Афанасий Иванович: “И то добре, и то хорошо”. Что-то ветхозаветное звучит в словах старичка. “И увидел Бог, что это хорошо”. Предложите ребятам найти другие примеры гоголевской иронии. Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают (попросите найти эти чудеса). Здесь и неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны, и райский “ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”, и чудесная комната Пульхерии Ивановны
с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками, и, конечно, замечательные поющие двери. Пока живы старички - вращается, держится мир. Умирают они - и мир рушится. Перечитаем финал повести. И конец последнего предложения - осталось только то, что “…не превышает всем оптом своим цены одного рубля”.

А теперь вернёмся к началу повести. Откуда это “любит сойти на минуту в сферу” этой скромной жизни повествователь? Найдём приметы того, другого мира. Он существует по иным законам. Здесь всё суета, страсти, неутолённые желания, подчиняющиеся злому духу, волнения и возмущение. Пустота и тщета. Почему же приходится жить в этом мире? Потому ли, что на месте счастливого сада теперь заглохший пруд - и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Времена истинной любви закончились?

Какие творческие письменные задания можно предложить ученикам в ходе изучения гоголевской повести? Например, написать стилизованное письмо от имени Пульхерии Ивановны или Афанасия Ивановича, в котором они приглашают в гости своего соседа. Или пусть ребята расскажут, с кем из авторов приведённых цитат они согласны, а с кем нет, и почему.

“…идиллия, заставляющая нас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления” (А.Пушкин).

“О, бедное человечество! жалкая жизнь! И однако же вам всё-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые пили и ели и потом умерли!” (В.Белинский).

“То мгновение любви, которое Гоголь запечатлел в повести о малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительнее любого мирового переворота или катаклизма” (И.Золотусский).

“В «Старосветских помещиках» вы видите людей пустых, ничтожных и жалких, но, по крайней мере, добрых и радушных…” (В.Белинский).

“Мелкого не хочется, великое не выдумывается” (Н.Гоголь).

Неожиданным, но интересным завершением работы над гоголевской повестью может стать размышление над стихотворением Саши Чёрного «Собачий парикмахер» (1930). Это стихотворение входит в цикл «Городские чудеса», и обсуждение темы чуда в обыденной жизни поможет нашим ученикам быть внимательнее к миру вокруг себя. Привожу текст стихотворения, поскольку найти его сложнее, нежели текст «Старосветских помещиков», а желательно, чтобы он был на каждой парте.

Собачий парикмахер

В огромном городе так трудно разыскать
Клочок романтики - глазам усталым отдых:
У мутной Сены,
Вдоль стены щербатой,
Где мост последней аркою круглится, -
Навес, скамья и стол.
Старик с лицом поэта,
Склонившись к пуделю, стрижёт бугром руно.
Так благородно-плавны жесты рук,
Так благостны глаза,
Что кажется: а не нашёл ли он
Призвание, чудеснейшее в мире?
И пёс, подлец, доволен, -
Сам подставляет бок,
Завёл глаза и кисточкою машет…
В жару кудлатым лешим
Слоняться не легко,
И быть красавцем - лестно;
Он умница, он это понимает.
Готово!
Клиент как встрёпанный вскочил - и наземь.
Ты, лев собачий! Хитрый Дон-Жуан
С седою эспаньолкою на морде…
Сквозь рубчатую шерсть чуть розовеет кожа,
На шее муфта пышною волной, -
Хозяин пуделя любовно оглядел
И, словно заколдованного принца,
Уводит на цепочке.
С балкона кошка щурится с презреньем…
А парикмахер положил на стол
Болонку старую, собачью полудеву,
Распластанную гусеницу в лохмах…
Сверкнули ножницы, рокочет в Сене вал,
В очках смеётся солнце.

Пришла жена с эмалевым судком,
Увядшая и тихая подруга.
Смахнула шерсть с собачьего стола,
Газету распластала…
Три тона расцветили мглу навеса:
Бледно-зелёный, алый и янтарный -
Салат, томаты, хлеб.
Друг другу старики передают
С изысканностью чинной
То нож, то соль…
Молчат, - давно наговорились.
И только кроткие глаза
Не отрываясь смотрят вдаль
На облака - седые корабли,
Плывущие над грязными домами:
Из люков голубых
Сквозь клочья пара
Их прошлое, волнуясь, выплывает.
Я, прохожий,
Смотрю на них с зелёного откоса
Сквозь переплёт бурьяна
И тоже вспоминаю:
Там, у себя на родине, когда-то
Читал о них я в повести старинной, -
Их “старосветскими помещиками” звали…
Пускай не их - других, но символ тот же,
И те же выцветшие добрые глаза,
И та же ясная внимательность друг к другу, -
Два старых сердца, спаянных навеки.

Как этот старый человек,
С таким лицом, значительным и тонким,
Стал стричь собак?
Или в огромной жизни
Занятия другого не нашлось?
Или рулетка злая
Подсовывает нам то тот, то этот жребий,
О вкусах наших вовсе не справляясь?
Не знаю…
Но горечи в глазах у старика
Я, соглядатай тайный, не приметил…
Быть может, в древности он был бы мудрецом,
В углу на площади сидел, лохматый, в бочке
И говорил глупцам прохожим правду
За горсть бобов…
Но современность зла:
Сограждане идут своей дорогой,
Бобы подорожали, -
Псы обрастают шерстью,
И надо же кому-нибудь их стричь.
Вот пообедали. Стол пуст, свободны руки.
Подходит девушка с китайским вурдалаком,
И надо с ней договориться толком,
Как тварь любимую по моде окорнать…

Наверное, следует несколько слов сказать о Саше Чёрном, о его сатирических стихах и ироническом отношении к российской действительности, об эмиграции, в которую он уезжает после революции, где и было написано одно из его последних стихотворений - «Собачий парикмахер».

Можно спросить, что общего видят ученики в двух этих произведениях. Внимательный читатель найдёт и обыденный мир (мутная река, щербатая стена), и героев-стариков, и рассказчика-наблюдателя со своим отношением к героям, и отсылку к Древней Греции (здесь и руно, и бочка Диогена), и размышления о человеческой судьбе, и печаль по ушедшему времени, и прямое обращение к гоголевской повести в самом центре композиции, и авторскую мягкую иронию. А чего же ищет в огромном городе “соглядатай тайный” (вот и образ писателя, поэта, не только Саши Чёрного)? Чуда в обыденной жизни - “глазам (читай - душе) усталым отдых”? Или пытается понять, почему нет “горечи” в глазах у старика? Или ищет тех, чьи “сердца спаяны навеки”? Или хочет найти “призвание, чудеснейшее в мире”? Как обычно, вопросов больше, чем ответов. Но правильно заданный вопрос - это половина ответа. Значит, можно продолжать думать и искать чудо в обыденной жизни.

Вопросы художественного метода Н.В. Гоголя всегда были в центре внимания науки и критики. Критики и исследователи творчества писателя разных периодов отмечают наличие в художественном методе Н.В. Гоголя разных начал: как объективного, так и субъективного. Это позволяло одним говорить о Н.В. Гоголе как о реалисте (В.А. Десницкий 6, с.9 , И.П. Егорова 7, с.67 , В.Ф. Переверзев 12, с.384-385), другие усматривали в его творчестве преимущественно романтические черты (И.В. Карташова 10, с.140 . Г.М. Фридлендер 16, с.11 ., третьи считали Н.В. Гоголя романтиком только в начале его писательской деятельности (А.М. Гуревич 5, с.84 , И.В. Сергиевский , В.И. Стражев ). В первые десятилетия ХХ века даже появились попытки записать автора «Шинели» и «Носа» в предтечи модернистских направлений. Показательны в этом отношении слова Д.М. Чижевского, которые приводит в своём обстоятельном обзоре эмигрантской критики Гоголя В.А. Воропаев: «…Гоголь не был «реалистом» в привычном смысле слова. Любое течение или направление русской литературы могло по праву видеть в нём своего предтечу. «Романтик», «реалист», «фантаст», «сюрреалист» – подобные определения в связи с именем Гоголя имеют смысл, - он действительно представлял собой неповторимое литературное явление…» 3, с.202 .

Конечно, и стремление разглядеть в «Носе» истоки сюрреализма, и другие попытки накрепко связать Гоголя с модерном представляются нам не вполне обстоятельными, особенно с учётом их полного смыслового диссонанса. Вместе с тем, невозможно отрицать универсальность метода писателя, определённо выдающуюся за рамки отведённых ей реализма и романтизма.

Рядом исследователей в творчестве Н.В. Гоголя были отмечены и характерные черты поэтики сентиментализма. Так, В.Н. Турбин, говоря о жанровой специфике гоголевских произведений, замечает, что идиллия у Гоголя – всепроникающий жанр.

«Идиллическое государство, в котором правит Гоголь, могущественно. Реальное государство обречено на односторонность, оно сиротливо» 15, с.162 . Исследователь В.Н. Хохлачева относит Н.В. Гоголя к реализму, но усматривает уже стиль «карамзинской школы» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «В описательных частях новелл преобладают изысканные метафоры, красочные эпитеты, создающие в общем условно- литературный стиль, близкий стилю «карамзинской школы» 17, с.39 .

Итак, реальная практика анализа произведений Н.В. Гоголя сталкивается с артефактами, не согласующимися с устоявшимся представлением об эволюции метода писателя, и заставляет взглянуть на его творчество более широко и под иным или даже иными углами. Одним из наиболее интересных в этом отношении произведений является повесть «Старосветские помещики».

Любопытно заметить, что, даже отрешившись от вульгарно-социологических постулатов, современное литературоведение всё равно не определилось в своём отношении к персонажам повести. Так, по мнению В.Е. Ветловской, Н.В. Гоголь здесь, в отличие от «Тараса Бульбы», изображает настолько тесный и затхлый мирок, что «довольно малейшего дуновения ветра, малейшей помехи в размеренно-холостом ходу, чтобы призрачное благополучие призрачного существования исчезло: никакая любовь Пульхерии Ивановны к Афанасию Ивановичу не устояла перед «диким» (т.е. самым «естественным») поведением кошечки… Место полнокровной жизни…занимают выморочная химера, где… материальное, телесное начало жизни, непозволительно расширяясь за счёт души, захватывает всяким вздором её чувства и помышления…» 2, с.14 .

Совершенно противоположное мнение высказывает И.П. Золотусский, давший высокую оценку чувствам героев повести поставив их в один ряд с персонажами «Тараса Бульбы»: «То мгновение любви.., которое Гоголь запечатлел в малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительней любого переворота или катаклизма.

И пусть Гоголь называет эту любовь «привычкой». Она в тысячу раз выше романтической «страсти», высмеянной им в той же повести» 8, с.176 .

Изменившийся взгляд на содержание повести, по-видимому, предопределил и истолкование её жанрово-стилистического своеобразия, о котором И.П. Золотусский пишет следующим образом: «Старосветские помещики» стали торжеством согласия и примирения, торжеством и равновесия между реальным и идеальным, прозаическим и поэтическим…» 8, с.176 .

Важное для нас наблюдение делает И.Ф. Анненский, который обратил внимание на идиллический характер отношений между героями повести: «В основе лежит бессмертная любовь, чистый и высокий Эрос Платона. Вспомните кончину Пульхерии Ивановны: как просто относится она к вопросу о своей близкой смерти и с какой тревогой – к вопросу об удобствах покидаемого ею спутника. Этому чистому сердцу самое бессмертие представляется в форме загробных попечений о старом муже» 1, с.617 . Идеализм «Старосветских помещиков» исследователь называет «святым».

Первым в литературоведении, кто отметил сентиментальный тип сознания Н.В.Гоголя, проявившийся в повести «Старосветские помещики», стал Ю.В. Манн:

«Очень важно, что повесть с самого начала приводит в соприкосновение два склада сознания и мироощущения – «сентиментальный» и «наивный». И когда повествователь (как представитель первого уклада) сходит в сферу жизни персонажей, то он словно отрекается от своего опыта, от своей сложности. Невольно отказываешься, хотя по крайней мере на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь» .

Исследователь также рассматривает тип сознания у героев повести: «Обитатели буколического гнезда, казалось, готовы придвинуться к развитой жизни – но могут ли они это сделать? Афанасий Иванович «не принадлежал к числу тех стариков, которые надоедают вечными похвалами старому времени или порицаниями нового. Он, напротив, расспрашивал вас, показывал большое любопытство и участие в обстоятельствах вашей собственной жизни, удачах и неудачах, которыми обыкновенно интересуются все добрые старики, хотя оно несколько похоже на любопытство ребёнка, который в то время, когда говорит с вами, рассматривает печатку ваших часов». Тот тип сознания, который представлен персонажем, агрессивно не противопоставляет себя новому; наоборот, он старается приблизиться к нему, понять его, но может ли он это сделать? Очевидно, не больше, чем ребёнок может понять дела и заботы взрослого» .

Между тем смелость повествования, по мнению Ю.В. Манна, заключается в обнажении бездонной глубины ограниченной буколической жизни. Это описание реакции Афанасия Ивановича на смерть Пульхерии Ивановны. Учёный здесь говорит о том, что у любого другого писателя (особенно романтика, современника Гоголя) поводом для горького воспоминания о покойнице послужила бы книга, которую она читала, мелодия, которую она любила, то есть образы высших духовных движений. У Н.В. Гоголя таким поводом служит любимое кушанье. У многих писателей горе сокрушающегося человека выразилось бы с помощью знаков психологического переживания – слёз, вздохов и т.д. Н.В. Гоголь для этой же цели с поразительной смелостью смешивает ряды: с одной стороны, высокий образ слёз, «немолчно текущего фонтана», а с другой – характеристика процесса еды во всей его бытовой, почти физиологической прозаичности, процесса еды, приостановленного и расстроенного непереносимым приступом горя. «Здесь отчётливо видно, - утверждает исследователь, - что образы еды, физиологических и естественных движений начинают означать больше, чем подразумевалось вначале, и в самом моменте перехода этих образов в другое эмоциональное и смысловое русло скрыт секрет неотразимого воздействия… В «Старосветских помещиках» изменения образов физиологических и естественных движений свидетельствуют о силе и могуществе духовного начала. Образы еды начинают свидетельствовать не об эмоциях первоначального, «героического» этапа коллективной жизни, а о привязанности, любви, безмерной скорби – то есть сильном, индивидуализированном чувстве» . Поэтому учёный усматривает мотивы сентиментальности именно в образах еды, в кушанье. Он также отмечает, что образы еды имеют «силу постоянства и сосредоточенности в себе»: «… интересующие нас образы передают простое, казалось бы, неразвитое «буколическое» чувство, обнаруживающее, однако, непреоборимую силу постоянства и сосредоточенности в себе. «Боже! думал я… пять лет всеистребляющего времени… и такая жаркая печаль? Что же сильнее над нами: страсть или привычка? Что бы ни было, но в это время мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки» .

Итак, можно сделать вывод, что художественный метод Н.В.Гоголя не укладывается в рамки только одного направления. Он намного шире и богаче. Замечания исследователей о присутствии в художественном мире писателя стиля «карамзинской школы», лирического чувства, идиллии как всепроникающего жанра, позволяют говорить о наличии в художественном методе Н.В. Гоголя принципов отражения жизни, характерных для сентиментализма.

Наличие большого числа сентименталистских реминисценций в тексте «Старосветских помещиков» мы попытаемся доказать путём сравнительного анализа гоголевской повести с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В основу сравнения будут положены основные признаки данного метода.

Проблема эстетики и поэтики сентиментализма широко рассматривается в современном литературоведении. В частности, ею занимаются следующие исследователи: Н.П. Верховская, В.И. Сорокин, Г.Н. Поспелов, П.А. Орлов, Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев и другие.

В результате проделанной работы мы выяснили, что учёные выделяют следующие основные принципы изображения действительности, характеризующие литературное направление - сентиментализм:

1. Изображение жизни простых людей;

2. Сглаживание остроты социальных противоречий между помещиками и крестьянами;

3. Изображение частной семейно-бытовой жизни простых людей;

4. Место действия – небольшие провинциальные городки, деревни;

5. Изображение картин сельской безыскусственной природы, которые вызывают глубокие душевные переживания – кладбища, развалины, пустынные места и т.п.

6. Стремление показать, что «и крестьяне любить умеют», что простым людям свойственны глубокие и чистые благородные человеческие чувства;

7. Отражение внутреннего мира человека, его чувства и переживания;

8. Воздействие сентименталистов на читателя, стремление вызвать его отклик на описываемые события;

9. Идея внесословной человеческой личности;

10. Прославление любви и дружбы;

11. Изображение скромной жизни в кругу семьи и верных друзей, честного труда;

12. Поиски своеобразного в каждом человеке, делающего его не похожим на других людей;

13. Положительные и отрицательные герои резко не противопоставляются;

14. Стремление писателей-сентименталистов нравственно приобщиться к жизни «городского люда»;

15. Постоянное напоминание писателя о своей авторской воле, о том, что это вымысел.

Результаты сопоставительного анализа двух повестей отражены нами в таблице.

Н.М. Карамзин

Н.В. Гоголь

1. Изображение картин сельской безыскусственной природы:

«…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных золотых куполах… Внизу расстилаются тучные, густо-зелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…» .

«…душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клён… длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками груш и яблок… воз с дынями…» .

2. Место действия – небольшие провинциальные городки, деревни:

«Может быть, никто из живущих не знает так хорошо окрестностей города сего, как я… Всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря… Часто прихожу я на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою» .

«Я очень люблю скромную жизнь тех уединённых владетелей отдалённых деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого… крыльцо не выказывает красных кирпичей» .

3. Изображение жизни простых людей:

«Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы среди зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без оконин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкой, матерью своею. Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли» .

старичков прошедшего века… Все эти

давние необыкновенные происшествия

заменялись спокойною и уединённою

жизнью, теми дремлющими и вместе

какими-то гармоническими грёзами…»

4. Сглаживание остроты социальных противоречий между помещиками и

крестьянами:

«Здравствуй, добрая старушка! – сказал он. –

Я очень устал; нет ли у тебя свежего

молока?» Услужливая Лиза… принесла

чистую кринку… Всякий догадывается, что

он после того благодарил Лизу, и благодарил

не столько словами, сколько взорами» .

Отчего это у тебя, - Ничипор, -

сказала она, обратясь к своему

приказчику, тут же находившемуся, -

дубки сделались такими редкими?

Гляди, чтобы у тебя волосы на голове

не стали редки.

Отчего редки? – говаривал

обыкновенно приказчик, - пропали!

Так-таки совсем пропали: и громом

побило, и черви проточили, - пропали,

пани, пропали .

5. Стремление показать, что «и крестьяне любить умеют», что простым людям

свойственны глубокие и чистые благородные чувства:

«…бедная вдова почти беспрестанно проливая слёзы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! - день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать» .

«Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость. «Он меня любит»!» – думала она и восхищалась сею мыслию» .

«На лицах у них всегда написана такая

доброта, такое радушие и чистосердечие,

что невольно отказываешься, хотя по

крайней мере на короткое время, от всех

дерзких мечтаний и незаметно

переходишь в низменную буколическую

жизнь... Нельзя было глядеть без участия

на их взаимную любовь. Они никогда не

говорили друг другу ты, но всегда вы…

Они никогда не имели детей и оттого вся

привязанность их сосредоточилась на них

же самих» .

6. Поиски своеобразного в каждом человеке, делающего его не похожим на других

«Ещё до восхождения солнечного Лиза

встала, сошла на берег Москвы-реки, села на

траве и, подгорюневшись, смотрела на белые

туманы, которые волновались в воздухе и,

подымаясь вверх, оставляли блестящие капли

на зелёном покрове натуры. Везде

царствовала тишина. Но скоро восходящее

светило дня пробудило всё творение… Но

Лиза всё ещё сидела подгорюнившись» .

7. Постоянное напоминание писателя о своей авторской воле, о том, что это вымысел:

«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают

моё сердце и заставляют меня проливать

слёзы нежной скорби!» .

«Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию

минуту восторга исчезла Лизина робость…»

«Сердце моё обливается кровью в сию

минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов

проклинать его – язык мой не движется –

смотрю на него, и сле6за катится по лицу

моему. Ах! Для чего пишу не роман, а

печальную быль»?» .

«Я до сих пор не могу позабыть двух

старичков прошедшего века, которых,

увы! теперь уже нет, но душа моя полна

ещё до сих пор жалости» .

«Добрые старички! Но повествование

моё приближается к весьма печальному событию…» .

«Навстречу вышел старик. Так это он! я

тотчас же узнал его; но он согнулся уже

вдвое против прежнего» .

В художественном отношении обе повести чётко делятся на две части:

I часть: «Но всего чаще привлекает меня к

стенам Симонова монастыря воспоминания о

плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» .

II часть: «Добрыем старички! Но

повествование моё приближается к

весьма печальному событию,

изменившему навсегда жизнь этого

мирного уголка!» .


Мы рассмотрели традиции поэтики сентиментализма в творческом методе Н.В. Гоголя на примере одной повести, но это ключ к более глубокому и внимательному изучению всего его творчества.

Список литературы

1. Анненский И. Ф. Избранные произведения. – Л.: Художественная литература, 1988. – 734с.

2. Ветловская В.Е. Творчество Гоголя сквозь призму проблемы народности. //Русская литература. – 2001. - №2. – С.3-24.

3. Воропаев В.А. Гоголь в критике русской эмиграции //Русская литература. – 2002. - №3. – С.192-211.

4. Гоголь Н.В. Миргород. – М.: Советская Россия, 1985. – 250с.

5. Гуревич А.М. Романтизм Гоголя / Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М.: Просвещение, 1980. – С. 84-93.

6. Десницкий В.А. Гоголь – великий русский писатель-реалист /Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. – Ученые записки. – Т.107. – Л., 1995. – 377с.

7. Егорова И.П. Луначарский о сатире русских писателей-классиков / Филологический сборник. Выпуск 1. – Хабаровск, 1959. – 270с.

8. Золотусский И.П. Гоголь. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 511с.

9. Карамзин Н.М. Повести. – М.: Советская Россия, 1979. – 142с.

10 .Карташова И.В. Романтизм в творчестве Н.В. гоголя / Русский романтизм; Под ред. проф. Н.А. Гуляева. – М.: Высшая школа, 1974. – 359с.

11 .Манн Ю. В. Поэтика гоголя. – М.: Художественная литература, 1978, 397с. 12.Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. – М.: Современник, 1989. – 750с. 13.Сергиевский И.В. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. – М.: ГИДЛ, 1956. – 190с. 14.Стражев В.И. Н.В. Гоголь. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1951. – 64с.

15 .Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М.: Просвещение, 1978. – 239с.

16 .Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения //Русская литература. – 1994. - №2. – С.3-27.

17 .Хохлачева В.Н. Наблюдение над языком и стилем некоторых произведений Гоголя //Русский язык в школе. –1959. – №2. – С.39-45.

С самого начала повести Гоголь признаётся в любви к Малороссии: её природе, нравам, обычаям, людям… Герои старик со старухой живут просто, думая только о кушаньях, боясь перемен. Частый гость в их доме – Николай Васильевич сочувствует смерти старушки Пульхерии, которой представилось, что в образе её загулявшей кошки приходила, приходила к ней сама смерть. Без жены старик Афанасий живёт ещё лет десять в запущенном доме, но никак не может смириться с печальной мыслью. Гоголь приводит для контраста историю юноши, который из-за смерти возлюбленной сам упорно пытался покончить с собой, но через время успокоился, женился, жил весело… Не всегда преданность должна ассоциироваться с молодостью и горячностью.

Главная мысль

Повесть о простых красотах места и людей, о верности памяти того, кто ушел. Здесь нет однозначных ответов, кто прав – старики или молодые, романтики или реалисты, в этом загадка.

Читать краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то, дальше закусили тем-то… Из того, что предлагает на обед старуха, всегда выбирают оба варианта. А ночью в жаркой комнате старик стонет – живот болит. Так лечение опять в принятии пищи: кислого молока попил и сразу лучше. Действительно, наливки, например, так и воспринимаются я – лекарствами. Это от зуда, та от ломоты.

Если приезжают гости, то уж у стариков пир. Автора угощали, раскрывая все секреты: солений, напитков… Он объедался, но невозможно просто было себя сдержать. Гостя всегда оставляли ночевать, пугая разбойниками. Кстати, дед любил попугать свою тихую супругу. К примеру, что будет, если их дом сгорит? А Пульхерия Ивановна страсть как боялась потерять покой – их мирную жизнь.

А запасов в доме было столько, что, хоть и вся дворня ела до дурноты, воровала, разносила по гостям, всё равно было изобилие. Старики вроде и старались контролировать хозяйственные процессы, но довольствовались внешним. Они верили обманщикам, которые воровали у них лес и всё остальное.

Однажды кошка, которую баловала Пульхерия, сбежала. Через несколько дней вернулась одичавшей. Поела, снова пропала. И Пульхерия с чего-то решила, что, значит, срок настал. Видимо, действительно, настал, раз такое придумала. Она начала методично готовиться к смерти: раздавала указания по хозяйству, собирала платье, прощалась со стариком. Своеобразное понимание дальнейшего у Пульхерии, она говорила, мол, делайте по-моему, а то я буду рядом с Христом, так я ему всё про вас скажу, если ослушаетесь. И слегла она, и в несколько дней сгорела. Афанасий Иванович никак не мог поверить в её смерть. Ему всё стало безразлично, он не мог, как малый ребенок, поесть, не измазавшись. В то время заехал к нему Гоголь, посочувствовал резко постаревшему Афанасию, который не мог о Пульхерии говорить без слёз. Гоголя не удивило, что вскоре старик скончался. Кстати, перед смертью он будто слышал, как умершая жена звала его в саду. Уход его был похож на то, что получилось с его женой.

Для контраста писатель приводит историю о молодом человеке, у которого возлюбленную рано отняла смерть. Больше его ничего не интересовало. Его закрыли дома родные, прятали от него острые предметы. И всё же пару раз он попытался покончить с собой… Но прошли годы, покалеченный герой женился снова, он счастлив, весел. Может быть, и правильно, что юноша не потерял вкус к жизни, но автору от этого грустно. Иногда более простые, приземленные люди проявляют более возвышенные чувства.

Эта повесть стала первой в цикле Гоголя «Миргород».

Картинка или рисунок Старосветские помещики

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Выбор Софи Стайрон

    События романа начинаются в послевоенное время, в 1947 году, а местом действия является Нью-Йорк. Повествование ведется от лица молодого писателя Стинго.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...