Старшинов, николай константинович. Старшинов николай константинович

(1924–1998 гг.), поэт, переводчик, критик. Детство прошло в Подмосковном селе Рахманове. С 12 лет начал писать стихи. В 1942 г. со школьной скамьи был призван в армию, стал курсантом 2-го Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 г. получил звание старшего сержанта, воевал на Западном фронте, был помощником командира пулеметного взвода. В августе 1943 г. в боях под Спас-Деменском получил тяжёлое ранение. Его первые стихи были напечатаны во фронтовых газетах. В 1944 г. демобилизовался и поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Уже во время учебы его начинают печатать крупные издательства. В 1947 г. в журнале «Октябрь» выходит его поэма «Гвардии рядовой», а в 1951 г. издательство «Молодая гвардия» публикует книгу стихотворений «Друзьям». В следующее десятилетие увидели свет еще три сборника: «В нашем общежитии» (1954 г.), «Солдатская юность» (1956 г.), «Песня света» (1959 г.) и др. С 1955 г. заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», совмещая эту работу с должностью руководителя литературного объединения в МГУ. С 1972 г. двадцать лет был редактором альманаха «Поэзия», выходившего в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Издал около сорока книг поэзии, прозы, статей. Особое место в его творчестве занимают переводы литовской и финской поэзии. Писал детские стихи и прозу. Стихи Николая Старшинова переведены на многие языки мира. Лауреат премии Ленинского комсомола (1983 г.) и Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького (1984 г.). Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почёта», Дружбы народов, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и др.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Николай Старшинов
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии: Премия Ленинского комсомола - 1983

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никола́й Константи́нович Старшино́в ( -) - русский советский поэт. Участник Великой Отечественной войны , представитель фронтового поколения советских поэтов.

Биография

Творчество

Поэтическое дарование Старшинова критики оценивают по-разному - одни считают его малоталантливым, посредственным поэтом , другие - замечательным лириком . Однако все сходятся на том, что Николай Константинович был глубоко порядочным человеком и всегда поддерживал коллег по перу: оказывал немалую помощь начинающим поэтам, а также, например, Николаю Глазкову , чьи публикации были затруднены из-за несоответствия поэзии этого автора официальным идеологическим установкам - при том, что творчество самого Н. К. Старшинова вполне им отвечало.

В последние годы у поэта вышли сборники: «Глагол» (), «Мои товарищи - солдаты», «Птицы мои» () и др. В 1994 году были опубликованы литературные мемуары Старшинова - «Лица, лики и личины», в 1998, посмертно - книга воспоминаний «Что было - то было…».

После весьма необычного «всплеска» температуры, которое произошло после возвращения домой с «этажей», несколько дней ничего особенного со мной не происходило. Я прекрасно себя чувствовала, если не считать того, что мысли о девочке с фиолетовыми глазами неотступно будоражили мой взвинченный мозг, цеплялся за каждую, даже абсурдную мысль, как бы и где бы я могла бы её снова найти... Множество раз возвращаясь на Ментал, я пыталась отыскать раннее нами виденный, но, казалось, теперь уже навсегда потерявшийся Вэйин мир – всё было тщётно... Девочка исчезла, и я понятия не имела, где её искать...
Прошла неделя. Во дворе уже ударили первые морозы. Выходя на улицу, от холодного воздуха пока ещё непривычно захватывало дыхание, а от ярко слепящего зимнего солнышка слезились глаза. Робко припорошив пушистыми хлопьями голые ветви деревьев, выпал первый снег. А по утрам, раскрашивая окна причудливыми узорами, шаловливо гулял, поблёскивая застывшими голубыми лужицами, весёлый Дедушка Мороз. Потихоньку начиналась зима...
Я сидела дома, прислонившись к тёплой печке (дом у нас в то время ещё отапливался печами) и спокойно наслаждалась чтением очередной «новинки», как вдруг почувствовала уже привычное покалывание в груди, в том же месте, где находился фиолетовый кристалл. Я подняла голову – прямо на меня серьёзно смотрели огромные, раскосые фиолетовые глаза... Она спокойно стояла посередине комнаты, такая же удивительно хрупкая и необычная, и протягивала мне в своей крошечной ладошке чудесный красный цветок. Первой моей панической мыслью было – быстрее закрыть дверь, чтобы не дай Бог, никто не вошёл!..
– Не надо, меня всё равно никто кроме тебя не видит, – спокойно сказала девчушка.
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.
– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.

Купил книжку лирики некоего Николая Старшинова. Поэт он был слабенький (если верить книжке) настолько, что я даже думал, что он окончательно ушел в Лету. Оказалось, нет. В интернете есть про него, вот самое интересное один , два и три . Суммируя, о Старшинове внятно говорит справочник:

Старшинов Николай Константинович (р. 1924), поэт.

Родился 6 декабря в Москве, в Замоскворечье, в многодетной семье. Начавшаяся Отечественная война заставила вчерашнего школьника надеть солдатскую шинель и уйти на фронт. Получил звание старшего сержанта. В бою под Спас-Деменском был тяжело ранен. Потом был госпиталь и казенные костыли.

Первые стихи были напечатаны во фронтовых газетах. В 1947 вышла поэма “Гвардии рядовой”, где есть такие строчки: “Войну не просидели мы в подвале…” Тетрадь фронтовых стихов стала своеобразным пропуском в Литературный институт, который долгие годы оставался для него вторым родным домом. Здесь поэт написал свою первую книгу стихотворений “Друзьям”, вышедшую в издательстве “Молодая гвардия” в 1951.

В 1955 окончил институт. В 1950-е увидели свет поэтические сборники: “В нашем общежитии”, “Солдатская юность”, “Песня света”; в 1960-е - “Веселый пессимист”, “Проводы”, “Иду на свидание” и др.

Старшинов много ездил по стране, но особую любовь испытывал к Литве, обретя друзей среди жителей маленьких поселков и городков. Поэт известен как собиратель частушек, которые он издает время от времени отдельными книжками - “Частушки с картинками”, “Ой, Семеновна!” и др.

В последние годы вышли поэтические сборники: “Глагол (1993), “Мои товарищи - солдаты”, “Птицы мои” (1995) и др.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. (обратите внимание - словарь врет; Старшинов умер года четыре назад)

Посему сканировать купленную книжку (называющуюся характерно - “В нашем общежитии”) не буду. Тем не менее, кое что хочется процитировать.

Воспоминание

…Вы слышали выстрел, друзья по палате?
Тревожные новости дня.
И пули, которыми ранен Тольятти,
сегодня задели меня…

На станции “Маяковская”

…Вместе с ними, поправляя галстук алый,
ясноглаз, спокоек, светлорус,
как хозяин, пионер ходил по залу…
Долго на него смотрел поэт-индус.

Подошел к нему, по голове погладил-
слезы по щекам морщинистым бегут.
И, в глаза мальчишки голубые глядя,
улыбнулся пионеру: - Вери гуд!

(Может, вспомнил он детей рабочих,
забнущих от голода в тропической ночи…)
Улыбались все индусы, улыбался переводчик,
Улыбался пионер и окружающие москвичи…

…История… Ботаника… Грамматика…
С парнишкой ужились теперь они.
И входит настоящая романтика
в мальчишеские будничные дни.

Я знал эту девушку превосходно,
со стороны, говорят, видней.
Время от времени, в день свободный
я ей звонил и встречался с ней…

Хочу заметить, что книжка пятьдесят четвертого года. Также - но лично для меня - интересно, что книга была создана издательством Советский Писатель в соседнем доме от моего офиса.

Дополнение. Уже собираясь сунуть книжку в дальний угол, обнаружил, что являюсь счастливым обладателем автографа Старшинова. Купленную мной книжку он подарил некоему Дементьеву, пожелав ему успехов в поэзии. Почерк у Старшинова был завидный - теперь так писать не учат.

Старшинов Николай Константинович (р. 1924), поэт.


Родился 6 декабря в Москве, в Замоскворечье, в многодетной семье. Начавшаяся Отечественная война заставила вчерашнего школьника надеть солдатскую шинель и уйти на фронт. Получил звание старшего сержанта. В бою под Спас-Деменском был тяжело ранен. Потом был госпиталь и казенные костыли.


Первые стихи были напечатаны во фронтовых газетах. В 1947 вышла поэма "Гвардии рядовой", где есть такие строчки: "Войну не просидели мы в подвале..." Тетрадь фронтовых стихов стала своеобразным пропуском в Литературный институт, который долгие годы оставался для него вторым родным домом. Здесь поэт написал свою первую книгу стихотворений "Друзьям", вышедшую в издательстве "Молодая гвардия" в 1951.


В 1955 окончил институт. В 1950-е увидели свет поэтические сборники: "В нашем общежитии", "Солдатская юность", "Песня света"; в 1960-е - "Веселый пессимист", "Проводы", "Иду на свидание" и др.


Старшинов много ездил по стране, но особую любовь испытывал к Литве, обретя друзей среди жителей маленьких поселков и городков. Поэт известен как собиратель частушек, которые он издает время от времени отдельными книжками - "Частушки с картинками", "Ой, Семеновна!" и др.


В последние годы вышли поэтические сборники: "Глагол (1993), "Мои товарищи - солдаты", "Птицы мои" (1995) и др.


Из книги судеб. Николай Константинович Старшинов родился 6 декабря 1924 года в Москве.

1932-1942 - учёба в 282-й московской школе.

1938-1940 - Посещение литературной студии при Московском доме художественного воспитания детей.

1941, осень - роет окопы с одноклассниками под Малоярославцем; зимой - дежурит ночами на крыше своего дома, гасит «зажигалки».

1947, март - Старшинов и Друнина - участники Первого Всесоюзного совещания молодых писателей; первые публикации в «толстых» журналах.

1948 - больница; тяжёлая форма туберкулеза.

1951 - первая книга поэта «Друзьям» (издательство «Молодая гвардия»).

1955 - защита диплома в Литинституте, работа в журнале «Юность».

1963-1966 - «Литовский период» в жизни и творчестве Старшинова.

1983 - премия «Ленинского комсомола» - «за произведения последних лет и многолетнюю плодотворную работу с молодыми авторами».

1984 - присуждение Государственной премии РСФСР имени М. Горького за книгу стихов «Река любви».

1997, август - последняя рыбалка Старшинова, во время которой с ним случился инсульт.

1998, 6 февраля - смерть поэта; Николай Константинович похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

В далёком 1991 году Министерство культуры России поручило Всесоюзному Дому народного творчества (было же такое!) провести международный поэтический конкурс «Глагол». Его организаторы объявили о большом количестве призов и наград. В нём приняла участие и наша «Сорокапятка». Мы могли себе тогда такое позволить и учредили две премии по пять тысяч рублей для отечественных авторов, и две - для зарубежных. Им предоставлялась возможность отдохнуть в одном из санаториев Кавказских Минеральных Вод. По результатам конкурса был выпущен двухтомник со стихами лауреатов.

Председателем «Глагола» стал Николай Константинович Старшино в. Тропа в кабинет главного редактора отдела поэзии издательства «Молодая гвардия» была проложена.

Но что это был за кабинет!

Присаживаетесь! - приглашает главный.

А куда? Весь кабинет завален рукописями. Они лежали на подоконнике, на книжном шкафу, громоздились высочайшими стопками на полу, заняли все стулья и кресло, не говоря уже о письменном столе. Казалось, что ещё чуть-чуть, и вся эта масса бумаги рухнет, обвалится на хозяина кабинета, и он в буквальном смысле будет погребён под рукописями начинающих поэтов. (И однажды такое случилось, но все обошлось без летального исхода.)

Я хотел примоститься на краешке стула и собрался слегка передвинуть стопку бумаг.

Подождите! - остановил меня окрик поэта. - Я - сам!

Потом ничего не найдёшь. Только я знаю, где что и чьё лежит.

Он встал мне навстречу, невысокий, щуплый, но какая у него твердая ладонь, и искрометный, всё понимающий взгляд.

И так всю жизнь, - мягкой обезоруживающей улыбкой Старшино в сразил меня на повал.

(Забегая вперед, скажу, что его улыбка притягивала меня к нему вплоть до 1996 года, когда с поэтом случился первый инсульт, и он почти не вылезал из больницы.)

Только мы приступили к беседе, как в кабинет ворвался взлохмаченный парень.

Николай Константинович, миленький, поставьте зачет! У меня в деканате - труба!

Хорошо, Миша, поставлю, но за тобой 150 строк!

Обязательно… Вот вы вернётесь с рыбалки, и допишу.

Скольких молодых, талантливых поэтов поддержал НС ! Скольким из них он дал «путёвку в жизнь», помог выпустить первые сборники…

П осле окончания Литинститута, в 1955 году, Николая Константиновича приняли литсотрудником в отдел поэзии журнала «Юность», где он проработал почти восемь лет, до ухода на вольные хлеба. Одновременно в эти же годы Старшино в возглавлял литобъединение МГУ.

Но - ох! - кто бы знал, как тяжелы эти хлеба. И в 1972 году НС , никогда не состоявшего в партии, утверждают на должность редактора альманаха «Поэзия». (Всего было издано 59 томов. Альманах прекратил существование летом 1991 года - в связи с развалом Союза и отсутствием бумаги. Ну а наша «45-я параллель» продержалась до 1994 года, правда, мы стартовали гораздо позже…)

А как тут не упомянуть о педагогической деятельности НС ! В 1977 году поэт возвращается в альма-матер: доцент Старшино в набирает первый свой семинар студентов-заочников Литинститута.

И вот если представить те тонны рукописей, которые прошли через руки Мастера, то можно сойти с ума. Они просто не поддаются измерению.

Хотелось бы отметить такую особенность поэта: НС обладал феноменальной, можно даже сказать магнитофонной памятью на стихи. Стоило ему услышать авторское чтение, как он тут же начинал цитировать понравившиеся строки. А если читал с листа, то почти сразу же, с первого раза, выучивал всё стихотворение. Конечно, не всякие вирши запоминал Мастер, а только те, что понравились, приглянулись, «зацепили». А если он редактировал сборник (раз Старшино в брался за это дело, значит, ему был симпатичен автор), то мог его почти весь процитировать.

Тратя львиную долю времени на работу с молодыми авторами, НС находил возможность и для своей «писанины». И можно только предположить, сколько замыслов и набросков осталось в черновиках, не доведённых, недоработанных по причине постоянного цейтнота.

Спрашивается: откуда? как? почему? из каких глубин поднимаются, из каких корней вырастают крупные русские поэты?

Наш герой стал восьмым ребёнком в семье московского бухгалтера. Он появился на свет 6 декабря 1924 года. Именно в этот день (по старому стилю!) Православная церковь чествует святого Николая Чудотворца. Отсюда - имя будущего поэта. Многодетная семья жила дружно, но бедно. А чем было заниматься длинными зимними вечерами? Ни радио, ни денег на посещение «Синема» или театра.

Зато книги! Их было много. И почти каждый вечер вся семья усаживалась за их чтение. Читал кто-нибудь один из старших братьев, остальные слушали. Если чтец уставал, то его меняли. Как рассказывал НС , иногда читали по три-четыре часа. Вся русская классика: от Пушкина до Маяковского. Тут и Фет, и Тютчев, и Полонский, и любимый им Есенин. А также - Лонгфелло, Берандже, Гейне, Гете…. И так как эти авторы читались и перечитывались, то НС знал их тексты наизусть. И потом, уже в Литинституте, когда приходилось сдавать экзамены по отечественной и зарубежной литературе, детские яркие впечатления-воспоминания ещё как пригодились!

Родители НС - выходцы из крестьян. Отец Константин Никитич - родом из Владимирской губернии, матушка Евдокия Никифоровна - из Тульской. Крестьянское (читай - основательное ) отношение к жизни Николай Константинович сохранил на все годы. Этому в немалой степени способствовало его раннее знакомство с деревней. Под Сергиевым Посадом в селе Рахманово Старшино в-старший поставил небольшую избу-пристройку, примыкавшую к другой избе. С тех пор каждое лето вплоть до самой войны младшие дети (те, кто ещё учились в школе) проводили время в деревне и жили по её законам.

В семь лет маленький Коля поймал первую щуку… Рыбалка стала его страстью до конца жизни. Второй инсульт НС поймал в рыбацкой лодке в 1997 году. Мастер завоевал такой авторитет у рыболовов-любителей, что Госкомспорт России проводит соревнования по подлёдному лову рыбы на «Кубок памяти Николая Старшинова ».

На 70-летний юбилей, в 1994 году я подарил НС «Энциклопедию рыболова». Наивный человек! Кроме меня такой же подарок сделали ещё трое. На следующий год я предложил Константиновичу совершить путешествие в верховья Лены, порыбачить на тайменя. (Там жили мои друзья: художник Владимир Беляков, который четырежды иллюстрировал обложку «45-й параллели», и Александр Никифоров, член СП России, а в то время лауреат премии «Глагол»…) К сожалению, у НС начали «выползать» осколки. А как он хотел, как мечтал оказаться в новых для себя местах, отдохнуть от рукописей, телефонов и житейских забот…

А вот одно из первых стихотворений Старшино ва, написанное им в двенадцатилетнем возрасте.

П отом была война. Самая страшная, самая беспощадная. Он пробыл на ней всего семь месяцев. Всего?! Не дай нам Бог испытать того, что испытали Они. Старшино в попадает в пехотное училище, и через два месяца, не доучившись, в январе 1943 года на фронт. Заместитель командира пулемётного взвода. В августе, под Спас-Деменском НС в своем последнем бою получает тяжелейшие ранения ног - осколками разорвавшейся рядом мины.

Февраль 1944 года. Сержант Старшино в, демобилизованный по инвалидности, возвращается домой, а в марте поступает в Литинститут! Однако учится в нём… 11 лет.

И здесь мне хочется рассказать о потрясающем событии, происшедшем в истории нашей страны, и вряд ли кому известном. В разгар боевых действий, когда началось великое сражение под Курском, командование Западного фронта решило провести семинар фронтовых поэтов! Вы только вдумайтесь в это явление! Май 43-го. Начинается сокрушительная битва. И вдруг - поэтический семинар! Как тут не вспомнить Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку прировняли перо…» А Старшино в публиковал свои стихи во фронтовой газете. Его сдёрнули с «передка» и пригласили на семинар. К сожалению, он не успел на него попасть, так как семинар длился… один день. Однако факт остаётся фактом.

В 1944 году Николай знакомится в Литинституте с Юлией Друниной, которая становится его первой женой. Они прожили 13 лет в трогательной любви и дружбе, но как иногда случается в жизни, «любовная лодка разбилась о быт»…

В августе 1991 года НС был потрясён известием о самоубийстве бывшей супруги, которое на долгое время выбило его из колеи. Посыпалась одна напасть за другою. Вспомним хотя бы закрытие альманаха «Поэзия»…

А как переживал Николай Константинович из-за того, что уже одобренные и набранные сборники поэтов попали под команду: «Рассыпать!» или в связи с тем, что у целого ряда изданий пришлось срочно «урезать» тираж. Мастер рассказывал, что он забирал из типографии по 500 экземпляров своих книжек лишь за тем, чтобы дарить их с автографами.

(Вот ведь парадокс: в наши «сытые» времена такой тираж считается… замечательным. Тем более, если сборник является на свет Божий не за счёт автора, а за счет издательства. Создаётся впечатление, что издательства гнобят российскую поэзию, считая, что поэзия никому не нужна, что от неё нет прибыли. Ложь! Наглая ложь! Просто издательства ради навара не хотят работать со штучным товаром. Но Россия не может жить без поэтов и поэзии. Поэтому, верю: все образумится - поэтические сборники, начнут приносить доход, а их авторы получать достойные гонорары…)

Вторая жена Николая Константиновича, Эмма Багдонас, работала звукооператором на Вильнюсском радио. Они поженились в июле 1960 года. Этот брак оказался долгим и счастливым - на всю жизнь.

НС посчастливилось встречаться с блистательными мастерами российской поэзии, а с некоторыми и по-настоящему дружить. Среди них - Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Александр Твардовский, Леонид Мартынов, Давид Самойлов, Арсений Тарковский, Наум Коржавин, Ярослав Смеляков, Николай Глазков, Михаил Светлов, Владимир Высоцкий (Напомню: в альманахе «Поэзия» за 1976 год было опубликованное единственное прижизненное стихотворение ВВ !) Общался Старшино в, конечно, и со многими, многими другими известными поэтами.

Были у героя этого эссе и враги. В первую очередь графоманы, стихи которых он ни под каким соусом не допускал в печати, а также известные литераторы, совершавшие неблагородные поступки по отношению к своим собратьям по перу.

О б этих, и многих других событиях, связанных с житьём-бытьём (и творчеством) поэтов - как хороших, так и разных - НС написал в своих воспоминаниях «Лица, лики и личины», опубликованных издательством РИФ «РОЙ» в 1994 году. Как вкусно, колоритно всё там изложено! Найдите эту книгу - не пожалеете.

Когда человек живёт поэзией, то какие у него могут быть увлечения? Только поэзия! Но все же… НС нашел себе отдушину в коллекционировании перлов графоманов. Сейчас наш альманах - скорее всего, единственный раз за свою историю! - предоставит им место на нашем сайте. Ознакомьтесь, улыбнитесь… вздрогните. Но сначала - небольшой фрагмент из моего интервью с НС .

- Такие строчки… веселят! Мы даже решили (в альманахе «Поэзия» - примечание В.Л. ) создать уголок графомана и отбирать туда самое, самое дубовое. А ведь как это страшно, когда человек не понимает, что он пишет. Даже любовную лирику! Однажды ответил такому горе-поэту и предложил опубликовать его стихи в… разделе «Юмор». Так что тут было! «Вы, наверное, немолодой человек, и как вам не стыдно! Я пишу о самых нежных чувствах!» Обычно графоман смешон и бездарен. И этот - не исключение. Вот его стихи, посвящённые любимой женщине. «Вкусна» называются.

У неё улыбка тянет губы -

Не прилипла и сошла.

Потому что моя Люба

Вся из отпуска пришла.

Предъявила свои части,

Ничего не утаив.

И стоит, сияя счастьем:

Вот они - все твои!

И всё - в таком же духе. И самое страшное, - продолжил свой экскурс Николай Константинович, - что человек, написавший такое, не понимает, что он написал. Вот ещё один перл!

Тараканы глаз твоих -

По мне шарят.

Может, мне влюбиться в них -

Кипятком ошпарят.

А такое, - не унимался Старшино в…

Наша Родина прекрасна

И цветёт как маков цвет!

Окромя явлений счастья -

Никаких явлений нет!

И ещё…

Горы разломать

И растопить любые льдины

Да что скрывать, ядрёна мать:

Народ и партия едины.

А вот совсем замечательное, - подытожил НС…

Пусть в ногах стресс

И зубы выпали.

Решения XXVII съезда КПСС

Выполним!

(Поверьте, в адрес Альманаха-45 поступает немалое количество подобных рукописей, но ни одна из них не появится на мониторах Ваших компьютеров…)

Б ыло у НС ещё одно увлечение - он собирал частушки. Конечно, он, полугородской- полудеревенский житель, знал их достаточное количество, но когда о хобби Старшино ва узнала страна, то, как мне говорил сам Мастер, ему начали присылать частушки со всего Союза. Их число достигло 35 тысяч, не считая тематических вариантов.

В 1992 году в издательстве «Молодая Гвардия» вышли два сборника частушек «Я приду на посиделки», составленные НС . Первый, условно говоря, предназначенный для массового читателя имел, тираж 50 тысяч экземпляров, второй - предназначался для «избранного». Этот тираж составлял 20 тысяч. Дело в том, что последний вариант содержал ненормативную лексику.

Работницы типографии даже отказались его набирать, но НС вступил с ними в переговоры, прочитал кое-что из Пушкина, других отечественных классиков и пояснил женщинам, что частушка является незыблемым элементом народного творчества, а значит, неотъемлемой частью нашей культуры.

(Не следует быть ханжами. Давайте воспринимать действительность такой, какая она есть. Вот и в нашем альманахе в исключительных случаях появляются перчённые словечки, на которых тот или иной автор настаивает…)

А вот как НС отозвался о частушке: «Частушка, как и анекдот, выжила благодаря своей оперативности, лаконичности, остроте сюжетов, сжатых до предела, благодаря необычайности ситуации, озорству, высокому мастерству, а нередко и умышленной нелепости, доведённой до полного абсурда и потому вызывающей широкую улыбку».

Сейчас, я наугад выберу из книжки три частушки. Что будет, то будет.

Вас-то, девушки-то, много,

А тальянщик-то один.

Давайте, девушки, по разику

Тальянщику дадим!

Эх, сват, сват, сват,

Не хватай меня за зад.

Хватай меня за перёд -

Меня скорее разберёт.

Стоит ли продолжать? Вряд ли… Тот, кому зело интересно, и сам найдёт возможность познакомиться с этой коллекцией Неугомонного Собирателя. Давайте лучше обратимся к поэтическому творчеству Мастера. Литературное наследие Старшино ва составляют 43 книги поэзии, прозы и литературной критики. «Не судите, да не судимы будете», - кажется, так сказано в Великой книге. Я бы отнёс поэзию НС к жанру «тихой» лирики, в которой присутствуют три темы: война, природа и любовь. «Ребята, берегите лес!» - это последние слова, сказанные Мастером перед смертью.

Иллюстрации:

фотографии Николая Старшинова разных лет - «заглавный» портрет поэта

работы Сергея Соседова («45-й параллель», 1991 год);
Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Николай Старшинов;
автограф на книге «Лица, лики и личины»:

«Славе Лобачёву - от души, дружески, с пожеланиями всех благ.
24.IV.96 г. Н. Старшинов»;
обложки двух книг - «Николай Старшинов. Стихи. Частушки»

и «Старшинов. Жизнь замечательных людей».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...