Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ. Анализ стихотворения дума

Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”

В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколе­ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов­ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консер­вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со­вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель - посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче­скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са­модержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать

свою историческую миссию, что породило чув­ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию - презренные рабы.

“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо­кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще­ственно-политического содержания и оценочные эпитеты “по­зорно”, “постыдно”, “презренные”.

Значение слов и выражений

Грядущее - будущее.

Бремя - тяжесть.

Бездействие - отсутствие действия.

Постыдно равнодушны - безучастны настолько, что это без­участие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы - рабы, достойные того, чтобы их прези­рали.

Иссушили ум - добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение - чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая - насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

Глоссарий:

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума

– анализ стихотворения ДУМА

– в чем сложность лермонтовской позиции в думе

– анализ стихотворения лермонтова дума

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше...
  2. И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши...

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»


В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.


Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:


Богаты мы, едва из колыбели,


Ошибками отцов и поздним их умом…


Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:


И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,


Как пир на празднике чужом.


Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:


К добру и злу постыдно равнодушны,


В начале поприща мы вянем без борьбы;


Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.


«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».



…И царствует в душе какой-то холод тайный,


Когда огонь кипит в крови.


Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».


Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.


Роль ораторского стиля в стихотворении


Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».




Значение слов и выражений


Грядущее будущее.


Бремя тяжесть.


Бездействие отсутствие действия.


Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.


Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.


Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.


Пресыщение чрезмерное насыщение.


Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

На этой странице искали:

  • какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
  • анализ стихотворения ДУМА
  • анализ стихотворения лермонтова дума
  • в чем сложность лермонтовской позиции в думе
  • характеристика стихотворения дума

План

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Описание истории создания, анализ структуры и содержания стихотворения пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...