Стихотворение "как океан объемлет шар земной" тютчев федор иванович. Анализ стихотворения тютчева " как океан объемлет шар земной" и текст этого стихотворения

«Как океан объемлет шар земной…» Фёдор Тютчев

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства — восхищение и испуг.

Крайне важен для «Как океан объемлет шар земной…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», « «. Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек — всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу — океан, сверху — небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта — не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.

«Как океан объемлет шар земной…» принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй — «челн».

Тютчев — поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.

Фёдор Иванович Тютчев

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства — восхищение и испуг.

Крайне важен для «Как океан объемлет шар земной…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», "Лебедь". Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек — всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу — океан, сверху — небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта — не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.

«Как океан объемлет шар земной…» принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй — «челн».

Тютчев — поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Стихотворение “Как океан объемлет шар земной…” написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер и т. д.), поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста.

Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.

Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.

Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Ф. Тютчев мастерски отображал человеческое бытие, используя образы природы. Ярким примером этого является стихотворение «Как океан объемлет шар земной». Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как океан объемлет шар земной» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в период с 1828 до 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.

Тема стихотворения – человеческие сны.

Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышлениее автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей - перекрестная АВАВ.

Метафоры - «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».

Эпитеты «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Сравнение - «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».

История создания

Произведение было написано в 1828-1830 г., когда поэт проживал в Мюнхене. За границей он имел возможность пообщаться с немецкими философами и мастерами пера. Так в его творчестве начинают преобладать философские мотивы.

Анализируемое стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Галатея» под названием «Сон». В этом же периодическом издании были напечатаны и другие творения Тютчева. Они демонстрировали талан поэта, но известность ему не принесли.

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространенный в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».

Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первых строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же, воспринимается, как нечто неотрывное от сна. Сны - мощная стихия со « звучными волнами ».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку вдаль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле - небо, манящее нас своими звездами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод.

Композиция

Композиция стихотворения простая. По смыслу оно не делится на части, представляя целостное монолог о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так в рассказе лирический герой предается неторопливым философским размышлениям над поставленной проблемой. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Автор использовал разные виды рифмовки: в первой строфе - кольцевую АВВА, во второй и третьей - перекрестную АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы поэт создал яркие оригинальные образы, используя в каждом стихе средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». При помощи сравнения создается ключевой образ: «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» . Эпитеты дополняют картину: «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь - и звучными волнами стихия бьет о берег свой» .



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...