Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой? Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России.

Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…

Следующая новость

Трагедия «Курска» стала одной из самых масштабных в послевоенной истории отечественного флота, уступая по числу жертв только двойной аварии на советских подлодках Б-37 и С-350 в 1962 году. Спасательная операция длилась десять дней, но когда подлодку в конце концов «распечатали» в живых там уже никого не осталось.

Что произошло?

Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11:28 по Москве в Баренцевом море взорвалась торпеда 65-76А, которая была на борту «Курска». Взрыв повлек за собой детонацию остальных торпед в первом отсеке подлодки. Как полагает следствие, первый взрыв возник из-за утечки водородной смеси, которая прошла сквозь микротрещины на корпусе. Их появление объяснили «нештатными процессами».

Источник фото: Youtube

Крейсер «Петр Великий» с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружил «Курск» 13 августа в 04:51. Подлодка опустилась на морской грунт на глубину в 108 метров.

Существуют и альтернативные версии случившегося. Например, капитан первого ранга Михаил Волженский, который инспектировал подлодку до ее спуска на воду, и командующий флотом Вячеслав Попов считали , что АПЛ столкнулась с иностранной подлодкой. «Скользящий удар горизонтальных рулей мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“», - отмечал Волженский.

Третью версию во время расследования причин аварии выдвинул занимавший тогда пост вице-премьера Илья Клебанов. По его мнению, «Курск» мог напороться на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, в результате чего произошла детонация снаряда. Однако, как подсчитали позднее эксперты, даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы отправить «Курск» на дно. По этой причине данную версию признали несостоятельной.

«Курск» выпустил ракету сам в себя, считает независимый технический эксперт Юрий Антипов, который общался с норвежскими участниками спасательной операции. По его словам, в те дни подлодка испытывала новую торпеду-ракету «Шквал». Она идет со скоростью более 500 километров в час и, один раз нацеленная, она становится неуправляемой. По мнению Антипова, ракета отрикошетила от своей цели и стала стремительно приближаться обратно к АПЛ. Капитан подлодки, видимо, обнаружил это и отдал приказ на экстремальное погружение на дно, чтобы ракета прошла над кораблем, но подлодка не успела выполнить маневр.


Источник фото: Youtube

В подтверждение своей версии эксперт привел тот факт, что при подъеме «Курска» винты были сняты - это говорит о том, что, ложась на дно, АПЛ работала на максимуме. Кроме того, на фотографиях останков подлодки видна характерная пробоина, края которой оплавились не с внутренней, а с внешней стороны подлодки.

«Все обнаруженные мною факты однозначно показывают, что никакого столкновения с другой подлодкой, никакого взрыва торпеды внутри АПЛ не было», - сказал он в комментарии «360».

Гонка со временем

Как только «Курск» был обнаружен, сразу возник вопрос: как оперативно поднять экипаж на поверхность. Известно, что на борту тогда оставались в живых 23 человека. Они не знали, что стало причиной крушения, а на их стуки в других отсеках подлодки никто не отвечал.

«У одного из погибших моряков в руках была инструкция по выходу из затонувшей подлодки. Из отсека, где они находились, выход на поверхность возможен. Там есть спасательный люк. Ты наверх всплыл, поддул гидрокомбинизон и плаваешь. Но это в Черном море плавать хорошо, а в Баренцевом - нет. Ты охладишься до температуры воды, еще плюс ветер и волны - тебя унесет, и никто больше никогда не найдет. Поэтому они ждали помощи и готовились к выходу на поверхность», - рассказал «Комсомольской правде » капитан первого ранга Игорь Курдин.

По официальным данным, выжившие после взрыва моряки погибли в течение первых семи-восьми часов после детонации торпед. Однако во время спасательной операции водолазы сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри «Курска». Кроме того, в вахтенном журнале «Петра Великого», находившегося возле место ЧП, говорится, что последние звуки изнутри подлодки были еще слышны 14 августа в 11:08, а это почти двое суток с момента катастрофы.

Когда о произошедшем узнал весь мир, британские и норвежские флоты предложили российской стороне помощь, но вначале получили отказ. С 13 по 15 августа спасательные работы велись лишь силами Северного флота, были задействованы разные виды подводных аппаратов, однако все попытки оказались безуспешными. В ВМФ неудачу объяснили сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и большим креном «Курска».

Днем 16 августа Москва официально запросила помощь у Лондона и Осло. Через два дня пресс-служба ВМФ России назвали ситуацию «закритической». Зарубежные спасатели успели прибыть на место ЧП лишь 20 августа. На следующий день норвежским водолазам наконец удается вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. Весь экипаж подлодки признали погибшим.

Вопросы без ответа

По закону, через 30 лет после ЧП может быть создана комиссия, которая решит: снимать ли с документов гриф «секретно» или нет. В отношении «Курска» это может произойти даже раньше, если будет принято соответствующее решение правительства, говорил три года назад начальник центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

Однако большинство экспертов сомневаются, что гриф «секретно» будет снят даже в обозримом будущем.

«Это связано, в том числе, с конструктивными особенностями АПЛ. Ведь подлодки этого типа стоят на вооружении и сегодня. Полностью все документы запускать в свободный просмотр не будут», - сказал «360» писатель и капитан первого ранга Владимир Шигин.


Источник фото: РИА Новости

По его словам, довольно много вопросов тем не менее остаются без ответа. Прежде всего они касаются причин детонации первой торпеды.

«До конца непонятна причина первого взрыва. Что там произошло? Техническая неготовность? Или торпеда была повреждена во время погрузки - но тогда почему этого не заметили на подлодке?» - отметил эксперт. По его мнению, разгадка осталась на дне Баренцева моря - там до сих пор лежат останки первого отсека. Как пояснил капитан, он сильно покорежен. К тому же были подозрения, что там могут находиться неразорвавшиеся элементы.

Шигин также добавил, что мало внимания уделено 23 членам экипажа, которые продолжали бороться до самого конца. «Очень многое почему-то осталось на кадром. А ведь они героически передвигались из одного заполняемого ледяной водой отсека в другой. Среди них были раненые - моряки со сломанными ногами. Мало говорят и о причине их гибели: по всей видимости, они уронили в воду аппарат регенерации кислорода. Произошла реакция - новый взрыв - и все они мертвы. А так, кто знает, может, продержались бы еще дольше», - подчеркнул он.

Технический эксперт Юрий Антипов добавил, что плохо была проведена сама спасательная операция. «Была очень большая затяжка по времени. Даже когда норвежские корабли прибыли на место, их еще сутки не подпускали к „Курску“. Почему - большой вопрос. А пустили их лишь тогда, когда уже шансов спасти подводников почти не было», - отметил эксперт.

То, что случилось, весь мир будет помнить всегда, уверен Шигин. «Это трагедия национального масштаба. Слава богу, они достаточно редки. Не сомневаюсь, что мир будет помнить о произошедшем, будут издаваться книги, появляться новые версии. Интерес к „Курску“ не угаснет никогда», - заключил капитан.

человек поделились статьей

Следующая новость

Изменить размер текста: A A

12 августа 2000 года не вышла на связь во время проведения учений атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Первое сообщение об этом прозвучало в 11 часов утра 14 августа.

А через десять дней в поселке Видяево прощались с моряками. Очевидцем этих печальных проводов была мурманская журналистка Наталья ЧЕСНОКОВА, тогда работавшая на областном радио. Ее воспоминания мы и предлагаем вашему вниманию.

Во многих городах России и Украины вспоминают сегодня экипаж атомной подводной лодки «Курск ».

Придут к мемориалам и памятникам жители Видяева, Мурманска , Санкт-Петербурга , Курска, Севастополя , Москвы , Нижнего Новгорода , Северодвинска , пройдут поминальные службы в храмах городов и поселков, откуда родом погибшие моряки. Вечная им память!

Однажды в телевизионной программе НТВ «Забытый полк» в год трагедии прозвучала самая, по-моему, пронзительная, наполненная чистыми, неизбитыми словами и мыслями песня памяти экипажа «Курска». И потом повторилась в эфире Мурманского радио. Больше никто из моих знакомых и так же потрясенных этой песней людей ее не слышал. Строчка: «Россия, береги своих детей, не то одна останешься на свете» - оттуда, из песни про горе Баренцево:

Не реки впадают в море, В море впадает горе. Никогда его на свете не убавится, Нынче самое большое горе – Баренцево.

Известными авторами написано было немало других - патетических, патриотических песен, а эту мы слушали с коллегами-журналистами через год после гибели лодки в единственном сохранившемся варианте - записи с видеомагнитофона. И глаза подозрительно блестели не только у чувствительных к любому горю женщин. И мы вспоминали те восемь дней, когда вся Россия, да и планета, ждала, надеялась и верила, что удастся спасти хотя бы кого-то из ста восемнадцати молодых, здоровых, сильных мужчин. Помощь предлагали сразу после первых сообщений о трагедии главы тех государств, где были, в отличие от нашего, спасательные средства и силы. Но приняли ее поздно.

А Родина, как водится, одна, А у нее нас много, очень много, И если на нее взглянуть со дна, То до нее нам дальше, чем до Бога. Может, из-за этих слов песня не звучала больше?

Весь мир жил в ожидании чуда

Репортажи из Мурманска, куда слетелись сотни журналистов из многих стран, до 7 дней, побив все рекорды, занимали первые полосы газет, открывали выпуски национальных новостей на телевидении и радио. Работала в Заполярье и группа журналистов федеральной «Комсомолки» (их воспоминания читайте в завтрашнем номере «КП » или на сайте kp.ru - Ред.).

Несколько ведущих телекомпаний показали, в том числе, и репортажи с Мурманского областного радио, где тогда редакция информации открыла «горячую линию» для всех, кто хотел бы высказаться, выразить слова сочувствия и поддержки семьям моряков. И простые жители нескольких стран, увидевшие эти репортажи, каким- то образом находили телефон и адрес Мурманского радио.

Однажды раздался звонок из Шотландии . Женщина по имени Элизабет из маленького городка Милтон Кейнис сказала, что она написала обращение к главам государств и собирает под ним подписи в двух самых посещаемых местах своего городка - церкви и торговом центре. А через несколько дней по телефаксу мы получили это обращение и на трех страницах - подписи жителей Милтон Кейниса, их было около трехсот.

Текст в переводе с английского звучал так: «Теперь, после трагедии с атомной подводной лодкой «Курск», мы хотели бы обратиться к главам всех государств и напомнить им, что самое ценное в этом мире - жизнь человека. И если хотя бы одна жизнь подвергается опасности, ее надо спасать. Почему бы вам не принять совместно и навсегда решение, что если кому-то нужна помощь, от нее нельзя отказываться ни по военным, ни по политическим, ни по каким другим причинам. Надо просто спасать людей. И это будет одно из самых разумных и гуманных решений».

Мы все готовы к вам ползти по дну

Еще из тех дней в моем архиве сохранилась запись, которую невозможно до сих пор спокойно слушать. Она была сделана 21 августа. Норвежским водолазам удалось проникнуть в лодку, и весь мир облетела страшная весть: лодка затоплена, живых на ней нет.

Я сейчас хочу обратиться к женам, матерям, отцам, детям наших погибших подводников. Родные наши! Сегодня в ваш дом пришло огромное горе. Студеное Баренцево море отняло жизни ваших мужчин. Трагедия для вас, горе для вас, но это трагедия и горе для всего флота и меня как командующего. Растите детей, растите сыновей, а меня простите за то, что не уберег ваших мужиков, - говорил тогда командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов .

Сохранилось в моем архиве и стихотворение, которое написала жительница Североморска по имени Ирина в первые дни трагедии, когда безуспешно пытались проникнуть в лодку наши водолазы. Заканчивалось оно так:

Ребята под водой, держитесь, ну! Ведь вы же моряки, крепки на редкость. Мы все готовы к вам ползти по дну, Чтоб вытащить подлодку на поверхность.

Прошло 10 лет. Те трагические события, казалось, объединили нас, сделали добрее, милосерднее, честнее и порядочнее. Правда, потом из-за денег и квартир, которые получали родственники погибших моряков, в прессе появились отголоски ссор и дрязг, которые всегда, увы, сопутствуют разделу денег и имущества. Потом и о них забыли. И печальные годовщины трагедии проходили скромно и тихо. Свое горе теперь уже тоже, наверное, тихо несут родители, которым других таких сыновей никогда не найти. Мы начали забывать те дни ожиданий и надежд, молебнов в храмах всей России.

«Курск» был здесь, рядом с Мурманском, и потому, конечно же, его боль оказалась столь тяжелой для нас. Да ведь и для всей России, и для всего мира тоже. Может, именно оттого, что тогда оставалась надежда и очень хотелось чуда спасения? Когда через год «Курск» поднимали со дна моря, в международном пресс-центре в Ледовом дворце кто-то из журналистов грустно заметил: «Ребята, как жаль, что нас здесь собрала и объединила беда. И как жаль, что мы не бываем такими же солидарными в хороших делах».

Да, было единение даже людей, разделенных конкурентными интересами. Но пусть нигде и никогда не будет такого горя, как наше Баренцево. И пусть растут здоровыми и счастливыми детишки, родившиеся у восьми вдов после того 12 августа, и пусть мальчишки становятся военными моряками, если захотят. А мы поставим свечи в храмах и вспомним их отцов и те дни, когда все мы стали немного лучше.

ИЗ ЗАПИСЕЙ 2000 ГОДА

Последний в жизни выполнив приказ, всем экипажем мы ушли на небо

В ТОТ ДЕНЬ ОНИ НАЧАЛИ ОСОЗНОВАТЬ

24 августа 2000 года от пирса в Видяеве отошел теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская». На его борту были в основном родственники членов экипажа «Курска», а еще много офицеров, врачей, психологов, представители городов и организаций, желавших как-то помочь людям и флоту в их беде. Журналистов, в особенности с телевизионных каналов, на борту было мало - по просьбе родственников. Не хотели они, чтобы их в горе видели и снимали посторонние…

В первые дни той трагической декады, когда мы еще таили какие-то надежды на спасение хотя бы кого-нибудь из экипажа, а верили в это все меньше, я почти каждый день бывала в Видяеве, но даже не пыталась вынимать из сумки микрофон. Неуместен он был. Попав 24 августа на «Еланскую», поняла, что теперь он нужен, и не столько, быть может, мне, сколько людям, которые тихо сидели в каютах теплохода и вспоминали своих сыновей, мужей, братьев.

К тому дню, после почти десятидневного мучительного ожидания и веры в чудо, они начали осознавать, что их мужчин уже нет на этом свете. К месту гибели «Курска» родственников не решились допустить, боялись, что кого-то на борту не удержат. Врачи медицины катастроф уже знали, кому нужно особое внимание. С этими людьми на «Еланской» все время были рядом офицеры флота, члены экипажа, психологи.

Прощание со 118 мужчинами нашей страны, сильными, красивыми и молодыми - восемь из них собирались скоро стать отцами - началось в Видяеве, когда под траурный ритм «Прощайте, скалистые горы» закладывался камень в основание будущего памятника экипажу АПЛ «Курск».

Аудиопленка сохранила звук, который не мог заглушить даже духовой оркестр. То был плач и стон сотен людей, прерываемый иногда криками: «Врача! Врача!». Недалеко от меня упала в обморок беременная жена одного из офицеров. Оператор какого-то телевизионного канала, бросив на землю камеру, стал поднимать женщину. К ней уже бежали врачи.

Память у всех, конечно, разная. Долгая и короткая, о хорошем и плохом, своем и чужом. Но есть, наверное, что-то, не исчезающее из нее никогда. Как любовь, даже давняя, которая навсегда займет свой уголок в сердце. Как печаль, уже не близкая, тронет душу при какой-то ассоциации... Моя память никогда не сотрет воспоминания того дня, 24 августа 2000 года, когда матери, отцы, жены, братья, сестры, дети моряков уже будто приняли как данное, что их мужчины погибли, но говорили о них почти всегда в настоящем времени.

Борт теплохода «Клавдия Еланская», идущего в координаты морской боевой славы - месту гибели «Тумана» и «Пассата». Организовано все очень хорошо. Каждому написали на листочке номер каюты, по судовой трансляции сообщают, где можно выпить кофе и чаю, когда пригласят на обед, куда можно обратиться за медицинской помощью. Я, наконец, решаюсь постучать в дверь одной каюты.

Здравствуйте, можно к вам? Мы можем поговорить?

Никто не отказался. Но это и не были обычные журналистские интервью. Скоро я почувствовала, что в этот день родным очень хотелось рассказать о тех, с кем они прощались.

АЛЕКСЕЙ

Алексею Коломийцеву из небольшого села в Республике Коми , одному из одиннадцати членов экипажа, призванных на срочную службу, в этот день, 24 августа, исполнилось бы 20 лет. Незадолго до трагедии его отец и мачеха (воспитывавшая его с 13 лет, когда родная мать бросила) получили письмо, в котором Алеша сообщал, что после боевого похода предстоят небольшие учения, потом дембель, скоро домой.

19 лет он справлял в Средиземном море, в походе, - рассказывает Алла Ивановна. - Лично командир лодки Лячин (есть у нас фотографии) его поздравляет, торт лежит на столе. То есть по-домашнему. А вчера звоним домой, спрашиваем: «Чем занимаетесь?» Младший сын говорит: «Мамуля, смотрим кассету». - «Какую?» - «Проводы Лешины. Ребята собрались со двора и смотрят кассету последнюю».

В отпуск он приходил, - продолжает Алла Ивановна, - был у нас зимой после того похода. Все ребята с нашего двора ему тогда сказали: «Леха, пока ты не вернешься, мы не женимся».

Мы так радовались, когда узнали, что он идет на флот, - Юрий Алексеевич Коломийцев старается незаметно убрать слезу. - Главное - не Чечня , говорили, живой, сынок, будешь. Все будет нормально… Другие из Чечни уже вернулись, а его нет…

Уезжая сюда, мы надеялись все же, что он живой, и мой внук передал для Алеши два рисунка, - Алла Ивановна достает из сумки листы из школьного альбома. - Видите, два заката: один такой уже поздний, другой ранний. Мы их в море опустим вместе с цветами.

МАКСИМ

В каюте, куда поселили и меня, я встретилась с мамой и женой мичмана Максима Вишнякова . Родом он из Украины и с большим трудом добился возможности служить в России, на Северном флоте. Женщины сидели рядом, обнявшись, - необыкновенно молодая хрупкая мама и высокая, статная, очень красивая жена.

Он у меня такой талантливый, - Людмила Андреевна еще продолжает всхлипывать после недавно прошедшей на борту «Еланской» панихиды. - Художественную школу окончил, его в штаб собирались взять после этого похода и отпуска. Он и поет очень красиво, играет и на пианино, и на гитаре. В музыкальную школу он не ходил, просто друзья показывали. Он - как сказать? - самоучка. А кумир у него - Фреди Меркьюри . Он собрал полностью пластинки его. Английский хорошо знает, он на английском пел песни. Вообще, он у меня молодец, я им горжусь. Я не успела еще им нагордиться. Максимом Вишняковым гордилась не только мама. Начальник видяевского Дома офицеров знал, что если «Курск» на базе, ни одно мероприятие у него не провалится. А если вдруг срывалось чье-то выступление, быстро звонил в экипаж или домой: «Максим, выручай!». Максим с гитарой выручали всегда и с неизменным успехом.

Его жена Ольга, настоящая славянская дива, задумчиво вспоминала, как они познакомились. У Оли не все просто со здоровьем, она очень плохо слышит после перенесенной в детстве болезни. Приходится пользоваться слуховым аппаратом. И оттого, быть может, очень скромна при такой-то красоте, что думала: кому полуглухая нужна?

А вот танцует, несмотря на проблему, Оля уже много лет.

Я тогда ходила в танцевальный кружок. После какого-то выступления мне сообщили, что со мной хочет познакомиться молодой человек. Я сказала: «Да ну, смеетесь, небось, бандит какой-нибудь». Нас познакомили. Понравился, стали встречаться. Потом он стал приходить к нам домой часто, каждый день. Потом уехал в Видяево , и два года мы редко виделись, но часто переписывались. А потом поженились. А когда я приехала к нему сюда, встречи были для нас... каждый день - праздник. Он уходит на работу, потом возвращается - и опять праздник. Тяжело всегда расставались.

У экипажа «Курска» было немало традиций. Одна – вместе с друзьями и их семьями выбираться на природу, на шашлыки. Если выдавалась хорошая погода в праздник, то устраивалось все по высшему разряду: жены накрывали белыми скатертями столы (в лесу!), каждая готовила свои фирменные блюда, и смотрелось все это разноцветье, как сказочная скатерть-самобранка. На одном из пикников Ольга подружилась с Наташей, женой старшего лейтенанта, у которой оказалась такая же проблема со слухом. Вместе им, иногородним, легче стало жить в Видяево, пока мужья были в походах.

РАШИД

У командира БЧ-6 (это реакторный отсек) капитан-лейтенанта Рашида Аряпова , когда он принимал лодку с постройки в Северодвинске, была тоже красивая молодая жена. Но пожила она в Видяеве лишь несколько месяцев. «Не могу больше в этой дыре и в этой конуре», - сказала и уехала домой, в Петербург. Сначала он летал и ездил при любой возможности, потом все же расстались. Там растет дочь. Когда Рашид уходил на последние учения, его вторая жена была на четвертом месяце беременности. Их сын стал последним ребенком в экипаже, родившимся после гибели «Курска». Назвали его, конечно, Рашидом.

В Видяево в том страшном августе приехала почти вся большая семья Аряповых. Отец и мать жили в то время в Узбекистане , после гибели «Курска» собирались перебраться в Россию. Отец Рашида Рамиз Аханович доволен всеми своими четырьмя сыновьями, но этот, говорит, был лучше всех. Серьезный уже в детстве, основательный. Занялся кикбоксингом, стал мастером спорта, был чемпионом России в своем весе. Это, конечно, очень помогло при поступлении в училище подплава в Питере .

Вот когда поступал он, математику на 5 сдал, физика - 5, а сочинение - двойка. А там собеседование адмирал делал. Потом, говорят, он комиссии сказал: «Физика, математика - пять, а писать научится». Приняли.

Ну, у тебя там служба трудная, наверное? - спрашиваю. А он улыбается: «Нет», - говорит. Если его послушать, он не служил, а в раю там в подлодке был. Всегда только хвалил.

Рамиз Аханович, как будто немного успокоившись только что, снова начинает плакать:

В раю, в раю... А вот приехали сюда, комнату его увидели... Невестку, Халиму, спрашиваем: «Горячую воду дали, потому что мы все сюда приехали?». Она кивает… Человек – копейка…

Халиму на траурные мероприятия не пускали, ее берегли и опекали по очереди все приехавшие родственники. И она выносила и родила сына. А отец, высохший в те дни, как лист в пустыне, все повторял: «Нам бы только тело отдали, раз уж живого не будет, нам бы теперь только похоронить по-человечески». Когда российские водолазы проникли в 9-й отсек погибшей лодки, среди 13 тел нашли и его сына, успевшего заглушить реакторы и предотвратившего радиационную катастрофу. Как ни кощунственно это звучит, но тринадцати семьям повезло. Они хотя бы не опознавали своих мужчин по частям тела.

В хранилище музея Северного флота покоится фотовыставка памяти «Курска». На нескольких стендах собраны увеличенные фотографии из семейных альбомов членов экипажа и профессиональные, сделанные прекрасным мастером Александром Раубе , которого, увы, тоже уже нет в живых. Свадьбы, дети, друзья, служба, отдых в лесу и прощание. Жизнь - от великого счастья до великого горя. Если услышите, что где-то эту фотовыставку покажут – сходите и вспомните о 118 сильных, здоровых, молодых мужчинах России, которых очень не хватает сегодня.

Мурманск – Видяево – Мурманск, 2000 – 2010 гг.

12 лет назад, 12 августа 2000 года, затонула атомная подводная лодка "Курск" , входившая в состав Северного флота России . На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К‑141 проекта "Антей". Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование "Курск" - в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка "Курск" была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.

1 марта 1995 года АПЛ "Курск" была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7‑й дивизии 1‑й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка).

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь . В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат "Колокол" осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.

В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно "Normand Pioneer" с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 "Курск".

Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года . Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести‑семи, максимум восьми часов". Устинов отметил, что подлодка "Курск" очень пострадала, все переборки прочного корпуса "срезаны как ножом". Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В августе 2003 года в Санкт‑Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.

19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере "Курск" .

В 2009 году в Мурманске на смотровой площадке у храма Спас‑на‑Водах была установлена рубка АПЛ "Курск" . Она стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время".

31 июля 2012 года родственники погибших моряков с АПЛ "Курск", участники четвертого международного автопробега ветеранов Военно‑морского флота и представители командования Северного флота на дне Баренцева моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...