Судьба человека история создания рассказа год. Жизнь до войны


История создания В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за своего брата - шофёра, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека. В 1956 году, под самый Новый год, Правда напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.


Сюжет С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь.




Судьба русского человека Как и во многих других произведениях, в повести «Судьба человека» Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова не убили в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения.


Художественные особенности Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...».

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский.

Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе.

Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов.

Десять лет спустя, Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Отклики на рассказ

Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей.

По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем.

Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях.

Источники:

  • Обстоятельства написания и публикации рассказа Шолохова «Судьба человека»

Совет 2: Краткое содержание "Судьба человека" М. Шолохова

Небольшая по объему, но удивительно емкая по содержанию повесть М. Шолохова, рассказывающая о судьбе не только простого русского человека, Андрея Соколова, но и о судьбе всей страны. Ведь герой повести - ровесник века.

Начинается повесть с рассказа автора о случайном знакомстве с немолодым человеком и его маленьким сыном. Им предстояло несколько часов в ожидании, и скоротать время они решили за разговором. Так автор узнал о жизни этого на первый взгляд обычного человека. Но было что-то привлекательное именно в этой неприметности, а главное - в глазах, которые видели очень многое...

Начало жизни Андрея Соколова

Родился Андрей в 1900 году, в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Самое обычное детство закончилось с началом глобальных перемен в стране и в мире. Гражданская война, смерть всей семьи в голодный год... Оставаться в опустевшей деревне, без единого родного человека рядом, было невыносимо. В начале двадцатых годов молодой человек переехал в Воронеж, поступил работать на завод.

Довоенная жизнь

Так начался, по-видимому, самый счастливый период в жизни героя. Главная его удача - счастливая женитьба на Ирине, тоже одинокой девушке, круглой сироте, которой довелось повидать много горя. Ирина оказалась не просто любимой женщиной, но и по-настоящему хорошей женой - умной, заботливой и понимающей. Вскоре родились и дети, сын и две дочери.

В 1929 году Андрей решил сменить специальность - выучился и стал шофером. Отцовство, осознание себя главой семьи, ответственность за любимых, гордость за сына, способного юношу, радость за дочек - можно ли было быть счастливей! Но началась война...

Война, плен, крушение жизни

На фронт Андрей был призван в самом начале войны. Прощание с семьей было невыносимо тяжелым, Ирина не могла успокоиться ни на минуту, она была уверена, что больше не увидится с мужем. Не в силах выносить ее слез, Андрей простился с любимой холодней, чем надо было бы... Это оказалось тяжелым бременем на всю оставшуюся жизнь.

На фронте Андрей так же был шофером, подвозил боеприпасы на передний край. Однажды не довез - снаряд упал рядом с машиной, он потерял сознание и попал в плен. Начался ужас , мечты об освобождении из плена, о побеге. Но первая же попытка закончилась неудачей и чуть не стоила Андрею жизни, но не погасила стремления к свободе. Следующая попытка была более обдуманной и увенчалась успехом - герой попал-таки к своим!

И, конечно, первым делом попытался узнать о судьбе родных. Больше двух лет он ничего не знал о жене и детях. Но то, что довелось узнать, не могло не привести в ужас... Его жена и дочери погибли - в их дом попала бомба. В живых остался только сын. Узнав об этом, Андрей ушел на фронт добровольцем, и вся надежда была только на встречу с сыном. Он разыскал Анатолия, они переписывались, уже близка была их встреча... Сына 9 мая 1945 года.

Жизнь после войны

Опять одинокий, потерявший все, Андрей Соколов демобилизовался. Ехать в Воронеж, где все напоминало о былом счастье, сил не было, и он поехал в Урюпинск, к фронтовому другу. Устроился на привычную работу шофером, надеясь как-то дожить свою жизнь. И судьба подарила ему еще одну встречу - с маленьким беспризорным сиротой Ваней, ставшим ему сыном. Сердце не может быть одиноким, человек не может не хотеть счастья. А Андрей Соколов, искалеченный войной, обездоленный судьбой, решил сделать счастливым вот этого маленького человека.

Его беды не кончились и на этом. В тот момент, когда происходит встреча автора со своим героем, Андрей, из-за случайности лишившийся работы, идет в Каширы, надеясь устроиться там. Но не только неурядицы гонят Соколова с места на место... Тоска, злая тоска по прошлому не дает обжиться на одном месте. Но есть и надежда - ради мальчика обосноваться, пустить корни, жить не только прошлым, но и ожиданием будущего.

Совет 3: Как написать сочинение по роману "Тихий Дон" Шолохова

Инструкция

Школьное – это не литературная статья в . Цель сочинения – понять, как чувствует школьник произведение, как он умеет мыслить, какие выводы делать, а также насколько хорошо он усвоил теоретический курс литературы и информацию о данном авторе и произведении. Темы для сочинений бывают самыми разными, но, как правило, учитель выбирает тему, которую на уроках вы не успели пройти в рамках изучения данного произведения. Поэтому вот несколько правил написания любого сочинения, в том числе и по «Тихому Дону».

1) Произведение должно быть прочитано. Правда, школьники часто практикуют написание сочинений по произведениям, о которых лишь слышали урывками на уроках или прочитали в кратком содержании. Мало того, такие сочинения иногда получаются вполне успешными. Однако опытный учитель всегда отличит вдумчивое сочинение от поверхностного, даже если и не укажет на это ученику.
2) Нужно четко следовать теме сочинения. Отступления возможны, но сочинение, написанное на совершенно другую тему вряд ли будет оценено высоко.
3) Не увлекайтесь цитированием. Цитаты нужны для подтверждения текстом ваших суждений, но не стоит составлять из них сочинение.
4) Применяйте теорию, исторические сведения и факты об авторе и произведении.

«Судьба человека», опубликованная на рубеже 1956-1957 годов в газете «Правда», вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным и положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которых еще несколько лет назад в СССР считали бы врагами народа. Сергей Бондарчук прочитал повесть на одном дыхании и понял, что его мечта - экранизировать ее. Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение этого образа не совпадет с видением режиссера, тогда-то он и решил, что режиссером будет сам.

За помощью в написании сценария Бондарчук решил обратиться к самому Шолохову. Сначала писатель с сомнением отнесся к этой идее, да и в Бондарчуке он не видел своего героя, но когда начались съемки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов придирчиво правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, не раз появлялся на съемочной площадке и фактически был основным консультантом съемочного процесса.

Актерский состав

Приступая к поискам актеров на главные роли, Бондарчук не знал, кто будет играть мальчика. С остальными актерами все было ясно еще на стадии замысла: помимо главной роли Андрея Соколова, которую должен был исполнить сам режиссер, другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. А вот с ролью Ванечки ничего не получилось. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, он ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай - в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришел туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребенка, режиссер получил согласие - и наконец можно было приступать к съемкам.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Целый год шла работа над фильмом, и поездить съемочной группе пришлось немало. Какие-то эпизоды снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской, родины Шолохова, например сцену встречи Соколова с Ванечкой; эпизоды довоенной жизни главного героя были сняты в Воронеже; прочие эпизоды снимались в Тамбове, в каменоломнях Ростовской области, где воссоздали быт фашистского концлагеря; эшелоны с пленными прибывали на вокзал Калининграда, а центральная сцена психологического поединка Соколова и Мюллера была снята в павильоне «Мосфильма» .

Картина вышла в прокат в апреле 1959 года и была встречена невероятным зрительским восторгом: в первый же год проката фильм посмотрели почти 40 миллионов человек.

Лекция о фильме «Судьба человека»

Лекторы: кинокритик Сергей Каптерев, актер Анатолий Белый, актер Максим Аверин, оператор Элизабар Караваев.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Судьба человека (повесть)" в других словарях:

    Андрей Соколов … Википедия

    Пикник на обочине Обложка издания 2007 года Автор: А. Стругацкий, Б. Стругацкий Жанр: Научная фантастика Язык оригинала: русский Оригинал издан: 1972 Издательство … Википедия

    Страна багровых туч Обложка второго издания повести «Страна багровых туч» (Детгиз, 1960) … Википедия

    Житие Алексея человека Божия - – переведенный с греческого агиографический памятник, получивший распространение в древнерусской книжности по крайней мере с XII в. Списки Ж. озаглавлены: «Житие и жизнь преподобного и богоносного отца нашего Алексея человека божия», «О жизни и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    У этого термина существуют и другие значения, см. Палата № 6. Палата № 6 Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Извне (значения). Извне Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Алые паруса. Алые паруса Жанр: феерия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Потудань. Река Потудань Жанр: повесть

    Бриллиантовая рука Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской Леонид Гайдай … Википедия

Книги

  • Судьба человека. Поднятая целина , Шолохов М.А.. В книгу вошли произведения М. А. Шолохова (1905-1984): повесть «Судьба человека» и роман «Поднятая целина», обязательные для чтения и изучения в средней общеобразовательной…


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...