Суффиксы чик щик ек ик к ск. Правописание суффиксов глаголов

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

  • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
  • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

Суффикс ЕЧК

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

  • в существительных среднего рода
  • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

Пишется а :

  • в существительных женского рода;
  • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

Суффикс ИЩ

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

§ 1 Существительные с суффиксами -ек-, -ик- (-чик-)

Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

В словах замочек и ключик суффиксы -ек- и -ик-, в слове телефончик-чик, они придают слову уменшительно-ласкательное значение:

В существительных со значением лица и профессии: обидчик, паркетчик, наладчик, ракетчик суффикс -чик.

Иногда при образовании слов с такими значениями происходит чередование согласныхг//ж, к//ч, х//ш, ц//ч:

§ 2 Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-)

В написании суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) можно ошибиться.

Что напишем в слове человеч…к-ек- или -ик-?

Вот как рассуждал Витя Перестукин:

Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется -ек, а если не выпадает, пишется -ик. Это нетрудно проверить:

И.п. - замочек,

Р.п. - замоЧКа.

Ага! Буква выпала! Значит правильно - замочЕК.

Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключик-ключИКа.

Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИК». После этого ворота распахнулись.

Итак, чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа.

Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-: горошек-горошка (е выпал, мы не произносим горошека).

Если гласный суффикса не выпадает, то пишем суффикс -ик- , например, дождик-дождика, глас. не выпадает - пишем -ик-.

Если мы поставим слова с суффиксом -чик-карманчик, сарафанчик, шкафчик в форму родительного падежа: карманчика, сарафанчика, шкафчика, то гласный и не выпадает, правописание суффикса -чик- совпадает с написанием суффикса -ик-, поэтому мы их рассматриваем вместе: -ик- (-чик-).

В суффиксе -чик- всегда пишется гласный и, потому что суффикса --чек- нет в русском языке: в словах платочек, носочекч входит в состав корня (чередуются к//ч).

Вернёмся к нашему слову человеч…к. Поставим слово в форму родительного падежа (человечек- (кого?) человечка), гласная суффикса выпадает, следовательно, пишем суффикс -ек.

чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-. Если гласный суффикса не выпадает, пишем -ик- (-чик).

§ 3 Как запомнить правило

Чтобы запомнить это правило, я хочу рассказать вам лингвистическую сказку, которую сочинила сама.

Жили-были в стране Грамматика 3 друга: суффиксы -ек-, -ик-, -чик-. Суффикс -чик- любил трудиться: он образовывал слова со значением лица, профессии,

а суффиксы -ек- и -ик- , прячась за корнем, так и норовили сбить всех столку, перебегали с места на место, трудно было понять, где -ек-, а где -ик-.

Внимательный Родительный падеж предложил Именительному заинтересовать суффиксы

Ек- и -ик- фокусами и подарить им для этого 2 цилиндра: чёрный и красный, а также разноцветный чемоданчик.

Две недели суффиксы тренировались: -ек- накрывал молоточек чёрным цилиндром (его подарил Родительный падеж) и е из слова исчезал, поднимал чёрный цилиндр - получалось новое слово: молоточка. Затем он накрывал слово молоточка красным цилиндром, что подарил ему Именительный падеж, и е возвращался на своё место - молоточек. Дальше суффикс -ек репетировал фокусы с предметами: молоточек то появлялся под цилиндром, то исчезал - нет молоточка.

В разноцветном чемоданчике суффикса -ик- гласная не исчезала: мячик, мячика; пузырик-пузырика, шарик-шарика. Суффикс -ик- помещал в чемоданчик одну баночку с мыльными пузыриками, а доставал - много, клал один шарик, а появлялась - целая связка. Настал день представления.

Суффиксы -ек- и -ик- вышли на площадь, чтобы показать жителям Грамматики весёлые фокусы. Жители Грамматики были в восторге: в руках каждого зрителя был новый молоточек, а у каждой зрительницы - цветочек! Были незабываемые игры с мячИКами, мыльными пузырИКами, разноцветными воздушными шарИКами!

С тех пор суффиксы -ек- и -ик-, также как и суффикс -чик- занимаются делом, каждый своим, и каждый в стране знает, что молоточек, цветочек на представлении появляются у суффикса -ек-, а шарики, мячики и пузырики из чудесного чемоданчика суффикса -ик-.

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) в именах существительных и грамотно применять это правило на практике.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Карточки для контроля знаний по теме "Правописание согласных в суффиксах существительных -ЧИК - -ЩИК". (5-6 класс). Раздаточный материал готовился для занятий в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой), но может быть использован для повторения темы или контроля знаний и в других классах. Дидактический материал подготовлен к распечатке форматом А5.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЧИК -- -ЩИК»

5 класс

Вариант 1

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет...ица 2) груз...ик 3) прессов...ик 4) объезд...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед...ик 2) бакен...ик 3) камен...ик 4) спор...ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж...ик 2) вертолёт...чик 3) рассказ...ица 4) надсмотр...ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер...ик 2) экскаватор...ик 3) автомат...ик 4) обман...ик

1) стекол...щик 2) бетон...щик 3) домен...щик 4) смен...щик

5 класс

Тест по теме

Вариант 2

1. В каком слове пишется Щ:

1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

2. В каком слове пишется Ч:

1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил...щик 2) кровел...щик 3) барабан...щик 4) бурил...щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 3

1. В каком слове пишется Щ:

1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) расфасов…ик 2) домен...ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

Задание 2

    Шахтёр, работающий в забое.

    Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

    Летчик, управляющий вертолётом.

    Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

    Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Солдат, обслуживающий пулемёт.

    Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

    Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

    Специалист по переводам с одного языка на другой.

    Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Агент разведки.

    Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

    Рабочий, работающий на фрезерном станке.

    Рабочий, обслуживающий доменные печи.

    Работник (или работница) буфета.

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 4

1

Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

Слайд 2

Выборочный диктант Выпишите имена существительные

пятый учительский пять пятеро третий утроить пятёрка учитель учить рассказчик книга трое птицы сварщик ключик цветочек

Слайд 3

Проверьте себя!

пятёрка учитель птицы книга "5" ключик рассказчик сварщик цветочек

Слайд 4

Вспомните!

Каким способом образованы существительные: ключик цветочек сварщик рассказчик цветок //ч ключ рассказ сварить -ик- -ек- -чик- - щик -

Слайд 5

ТЕМА УРОКАУпотребление суффиксов существительных -чик-, - щик -,-ек -, - ик-

1. Познакомиться с … 2. Учиться …

Слайд 6

Познакомьтесь с информацией учебника!

  • Слайд 7

    Ты теперь должен знать,Перед чем – ЧИК- писать!

    После букв д – т, з – с, жпишется суффикс –чик-.В остальныхслучаях пишется – щик-

    Слайд 8

    « Запоминалочка!»

    В суффиксе -ЕК- беглая Е исчезает, Если падеж изменяют. А в суффиксе -ИК- гласный И сохраняется, Когда существительное склоняется.

    Слайд 9

    Алгоритм правила

  • Слайд 10

    На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!

    Образуйте с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- от данных слов имена существительные со значением лица: экскаватор проходить арматура фрезеровать паркет гардероб прокат разгрузить копировальный разносить смазать проектировать

    Слайд 11

    Взаимопроверка

    экскаваторщик арматурщик паркетчик прокатчик копировальщик смазчик проходчик фрезеровщик гардеробщик разгрузчик разносчик проектировщик

    Слайд 12

    Фотовикторина

    Назови представителей животного мира, используя суффикс - ИК-

    Слайд 13

    зайчик

  • Слайд 14

    ёжик

  • Слайд 15

    журавлик

  • Слайд 16

    слоник

  • Слайд 17

    котик

  • Слайд 18

    козлик

  • Слайд 19

    сомик

  • Слайд 20

    пёсик

  • Слайд 21

    лещик

  • Слайд 22

    Чтобы знания были впрок,Следует диагностировать урок

    1.В каких суффиксах существительных надо писать букву Ч: А) пулемёт...ик, Б) груз…ик, В) камен…ик, Г) перевоз…ик, Д) буфет…ик, Е) кладов…ик, Ж) перебеж…ик. 2.В каких суффиксах существительных надо писать букву Щ: А)смаз…ик, Б) бетон…ик, В) рез…ик, Г)пиль…и, Д)доклад…ик, Е) контор…ик, Ж) разнос…ик. 3.В каких суффиксах существительных надо писать букву Е: А) замоч…к, Б) рубч…к, В) росточ…к, Г) уголоч…к, Д) цветоч…к, Е) мост…к. 4.В каких суффиксах существительных надо писать букву И: А) ключ…к, Б) кузнеч…к, В) шнуроч…к, Г) попугайч…к, Д) стол…к, Е) дождич…к, Ж) камеш…к.

    • образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
    • воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
    • развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

    ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.

    УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.

    ХОД УРОКА

    Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:

    Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33

    Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34

    Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35

    Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:

    1) организационный момент (3 минуты)

    4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)

    5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)

    в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)

    7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)

    8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)

    условные обозначения:

    У - учитель

    у - ученик

    э1, э2, э3 - эксперты

    Основные группы

    Рабочие группы

    1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

    Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….

    2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:

    КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы

    2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.

    Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.

    1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    1. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
    2. Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

    7. Этап.

    КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2

    1. Этап. Внимательно слушай учителя!

    2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.

    2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

    3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

    4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.

    Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....

    5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    1. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
    2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
    3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
    4. покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

    7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

    Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

    КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3

    1. Этап. Внимательно слушай учителя!

    2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.

    2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

    3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

    4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.

    боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

    5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

    6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.

    2. Убедись, что они правильно поняли тебя.

    3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.

    4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

    Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

    7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

    Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Закрепление орфограмм № 33,34,35

    Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.

    УРОВЕНЬ “3”

    Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.

    УРОВЕНЬ “4”

    Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.

    УРОВЕНЬ “5”

    А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.

    1. Послышался рож…к стрелочника.
    2. Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
    3. Мальчик был любимц…м у всех.
    4. Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.

    б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.

    Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…

    В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.

    Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.

    ЛИСТ ВОПРОСОВ

    (для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)

    НА ПОНИМАНИЕ;

    Я правильно понял, что...?

    Я не совсем понял, что...?

    Я не согласен с тем, что...?

    Как можно сказать другими словами...?

    Прошу ещё раз повторить...?

    Приведи пример того, как...?

    В чём заключается основная мысль сказанного?

    ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;

    Я не знаю, какая буква пишется в слове...

    Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.

    Я не могу применить правило к данному слову.

    Я не уверен в том, что...

    ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;

    Я считаю, что...

    Я предполагаю, что...

    Так как..., следовательно,...

    Если..., то...

    Хочу сказать, что...

    Хочу обратить внимание на...

    Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что

    Можно сделать вывод, что...

    Как организуется задание по карточкам.

    Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.

    Как организуется самостоятельная работа учащихся.

    Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания

    При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

    • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
    • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
    • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
    • нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
    • учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
    • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок

    Дата_____________________________________

    Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

    Организация работы в группах

    На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.

    Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.

    При работе в рабочей группе распределены роли:

    • Координатор деятельности группы
    • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
    • Регистратор (записывает результаты работы)
    • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

    АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

    Ф.И. о/к, вызвавший наибольший интерес № орф.

    для с/раб.

    № изучаемых орфограмм Орф. , вызвавшие затруднения. Оценка за с/раб.
    33 34 35 33 34 35
    1. Андреев А. * 34 4 5 + + * 4
    2. Артамонов А. 33 4 4 + + ! 3
    3. Баранов С. ** 35 4 4 + + + 4
    4. Васильева Ю. 34 5 5 * + + 4
    5. Заверюха Д. ** 33 4 4 + + + 4
    6. Иванов Д. * 33 5 5 + + + 5
    7. Литвинов С. 35 3 4 + + + 3
    8. Мельникова О. 35 4 3 + + + 4
    9. Новомодный В *** 33 5 5 + + + 5
    10. Пасечник В. ** 34 4 5 + + + 5
    11. Попова М. 33 4 5 + + + 5
    12. Смолина Н. * 35 5 4 + + + 5
    13. Фадеев Д. * 34 5 5 + + + 5

    Орф. усвоил, всё понятно;

    * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;

    С орф. не разобрался, нужна помощь.

    В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.

    Всего в классе 13 человек

    Выполняло самостоятельную работу 13 человек

    Общая успеваемость: 100%

    Качество успеваемости: 84,6%



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...