Суффиксы глаголов. Чередование а и о

Чередование а и о

1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; заг а́ р, уг а́ р – загор е́ лый, угор е́ ть.

Исключения: в ы́ гарки, и́ згарь, пр и́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: з а́ рево, з о́ рька – зарн и́ ца, озар я́ ть.

Исключение: зорев а́ ть.

3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кл а́ няться, покл о́ н – поклон и́ ться, поклон е́ ние.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлаг а́ ть, прилаг а́ тельное – предлож и́ ть, облож е́ ние.

Исключение: п о́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пл а́ вать, плав у́ честь, поплав о́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскак а́ ть – подскоч и́ ть.

Исключения: скач о́ к, скач у́ .

11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тв о́ рчество – твор и́ ть, твор е́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Все корни с чередованием таблица корни правила примеры исключения

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- - -бер-, -блист- - -блест-, -дир- - -дер-, -жиг- - -жег-, -мир- - -мер-, -пир- - -пер-, -стил- - -стел-, -тир- - -тер-, -чит- - -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях - е : зами рать - заме реть, сти рать - сте реть, бли стать - бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать - заня ть, сжим ать - сжа ть.

3. В корнях –кас- - -кос-, -лаг- - -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях - о : ка с а ться - ко снуться, предла г а ть - предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- - -гор- под ударением пишется а , без ударения - о : заг̀а̀ р - заго ра̀ть .
2. В корнях –зар- - -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях –клан- - -клон-, -твар- - -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях —плав- - -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- - -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях - о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- - -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать - вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- - -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о - со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- - -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о - со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

xn——6kcajdilda3aj8b2dehdgk4f9ezc.xn--p1ai

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- (блИст ать - блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
  • Правило II. Корни с чередованием А//О

    Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
  • Правило III. Корни с чередованием А//О

    Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .

    • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
    • Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.

      Правило IV. Корни с чередованием А//О

      Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .

    • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
    • Чередование, зависящее от ударения

      Правило V. Корни с чередованием А//О

      Если на корни –гАр — и – клАн — падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .

    • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
    • -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
    • Правило VI. Корни с чередованием А//О

      Если на корень –зАр — НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .

      Исключения: зор янка, зор евать.

    • -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)

    Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

    Правило VII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .

  • -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд промОк нуть под дождём)
  • Правило VIII. Корни с чередованием А//О

    Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .

  • -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры подровн ять грядку ).
  • Корни с чередованием гласных: таблица и примеры

    Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

    При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

    В русском языке аблаут - явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать. Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

    Происхождение чередующихся гласных в корне слова

    Откуда в русском языке корни с аблаутом - обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

    Это интересно: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса.

    Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

    Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница , пожима ть такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

    Правописание корней с чередующимися гласными

    Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки. Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются. Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

    obrazovanie.guru

    Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Абу-аль-Фарадж

    четверг, 6 сентября 2012 г.

    Таблица » Чередующиеся гласные в корне слова»

    11 комментариев:

    очень классный сайт)

    да,Мария, я с Вами согласна.

    очень классный сайт,просто огромное спасибо!!

    Спасибо огромное! Лучший учебный сайт!

    очень классный сайт

    Спасибо гигантское! Очень помогли)))

    Искала, но не нашла связи с админом или модератором страницы, потому напишу в отзывы. Таблица хорошая, однако, можно улучшить. Написать перед таблицей как определять слова с чередующимися гласными в корнях. Я искала долго правило и с трудом нашла нечто вразумительно поясняющее. В корнях -гор- -гар-, не вписано слово исключение — вЫгарки, ударение падает на 1-й слог, но пишется во втором -гар-.

    Назовите героев романа преступление и наказание Назовите героев романа преступление и наказание Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев Роман "Преступление и наказание" - это произведение, в котором задействовано […]

    Суффиксы глаголов – очень важная часть слова. Они могут выполнять словообразовательную или формообразующую функцию, на их правописание следует обращать особенное внимание. Каждый грамотный человек должен разбираться в правилах употребления глагольных суффиксов.

    Правописание суффиксов глаголов

    Словообразующие суффиксы глаголов – разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться с их употреблением поможет таблица.

    Суффикс

    Правила написания суффикса

    Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, в том случае, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю) : балую – баловать, беседую – беседовать .

    У этих глаголов при спряжении суффикс – ева чередуется с суффикстос – у – (- ю -): танцевать – танцую .

    Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, в том случае, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -иваю или -ываю: заделываю – заделывать .

    Не спутать его с другими суффиксами помогает положение – он всегда под ударением. Чтобы понять, что перед вами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам, которые перечислены выше. Если сохраняются, то речь идет как раз о суффиксе -ва-: обвеять – обвевать.

    Ё всегда пишется под ударением после шипящих: выкорчевывать .

    Используется в тех глаголах, которые образованы от существительных: лед – леденеть (становиться как лет), леденить (покрывать льдом) .

    Использование этих суффиксов зависит от переходности или непереходности глагола. Если он переходные, то пишется суффикс и (обескровить) , а если непереходный – то е (обескроветь)

    Из правила использования суффикса -ва- в глаголах есть ряд исключений. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. а также намереваться и увещевать.

    Формообразующие глагольные суффиксы

    Формообразующий нулевой суффикс используется в нескольких глагольных формах: прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода единственного числа (вез, сох) , условного наклонения того же рода и числа (вез бы) , в повелительном наклонении (сядь) .

    Суффикс -л- используется в форме прошедшего времени в изъявительном и сослагательном наклонениях (везли, пошли бы) .

    До определенного времени считалось, что -ся – это суффикс, однако современная наука о языке считает это формообразующую единицу постфиксом.

    Что мы узнали?

    Все суффиксы в русском языке делятся на слово- и формообразующие. Важно запомнить, в каких случаях используются те или иные формообразующие суффиксы – это сделает как устную, так и письменную речь более грамотной.

    Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

    Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

    Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

    Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

    • команда - командовать;
    • проба - пробовать;
    • зависть - завидовать;
    • волнение - волноваться;
    • расход - расходовать;
    • горе - горевать;
    • беседа - беседовать;
    • участие - участвовать;
    • чувство - чувствовать;
    • сочувствие - сочувствовать;
    • штрих - штриховать.

    Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

    • я сейчас танцую;
    • я сейчас рисую.

    Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

    Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

    • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

    Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

    Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

    (что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

    Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

    После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

    Примеры слов, в которых он выделяется:

    Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

    Суффиксы в причастиях

    Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

    Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

    Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

    В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

    • ослабе-ва´-ть;
    • запоте-ва´-ть;
    • поли-ва´-ть;
    • проде-ва´-ть;
    • напе-ва´-ть.

    Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

    • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
    • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
    • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
    • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
    • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

    Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

    Суффикс -е-

    Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

    • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
    • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
    • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
    • побел-е-ть (от чего?) от старости.

    В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

    Гласные перед суффиксом -л-

    Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

    Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

    • вертеть - вертел;
    • веять - веял;
    • затеять - затеял;
    • зависеть - зависел;
    • измерить - измерил;
    • каяться - каялся;
    • кланяться - кланялся;
    • лелеять - лелеял;
    • надеяться - надеялся;
    • объездить - объездил;
    • отчаяться - отчаялся;
    • приклеить - приклеил;
    • реять - реял;

    • слушать - слушал;
    • сеять - сеял;
    • чистить - чистил;
    • чуять - чуял.

    Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

    Задание для закрепления

    Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

    В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

    Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

    Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

    Большинство глагольных суффиксов - безударные: заведовать, похлопывать, что и вызывает трудность в их написании.

    Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

    1. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он чередуется с суффиксом [-уф]: бесед- ова-ть, бесед-ова-л, бесед[у}-у]; советовать, советовал (советую); командовать, командовал (командую); требовать, требовал (требую); экзаменовать, экзаменовал (экзаменую); горева-ть, гор-ева-л, eopl’yj-y]; танцевать, танцевал (танцую); потчевать, потчевал (потчую); бушевать, бушевал (бушую); заплевать, заплевал (заплюю).

    2. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ыва-(-ива-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он не изменяется; суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный: подгляд-ыва-ть, подгляд-ыва-л (подглядываю); допытываться, допытывался (допытываюсь); запрятывать, запрятывал (запрятываю); обусловливать, обусловливал (обусловливаю); расстёгивать, расстёгивал (расстёгиваю); развеивать, развеивал (развеиваю); навьючивать, навьючивал (навьючиваю).

    Пр имечания: 1. Наиболее трудным является определение суффиксов у глаголов с историческим корнем еед-. Запомните: глаголы исповедовать, исповедовал (исповедую); проповедовать, проповедовал■ (проповедую); заведовать, заведовал (заведую) пишутся с суффиксом -ова-; а глаголы разведывать, разведывал (разведываю);

    отведывать, отведывал (отведываю); проведывать, проведывал, (проведываю); наведываться, наведывался (наведываюсь); выведывать, выведывал (выведываю) - с суффиксом -ыва-.

    2. В действительных причастиях прешедшего времени сохраняются суффиксы глаголов, от которых причастия образованы: беседовавший (беседовать), подглядывавший (подглядывать).

    3. Суффикс -ва- отличается от суффикса -ова-(-ева) тем, что не чередуется с [-г//-], а от суффикса -ыва-(-ива) тем, что находится под ударением. Перед суффиксом -ва- в корне пишутся гласные е, и, а, которые легко проверяются ударением: обвевать (обвеять), успевать (успеть), одолевать (одолеть), вызревать (зреть), согревать (согреть), заболевать (заболеть), распевать (спеть), высевать (сеять), обвивать (обвитъ), разбивать (разбить), запивать (запйть), расшивать (расшить), издавать (издать).

    Запомните: в глаголах затмевать, застревать, намереваться, обуревать, увещевать, растлевать пишется суффикс -ва-, которому предшествует е.

    Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-

    В глаголах с приставкой обез- пишется суффикс -е- или -и-.

    Существуют глагольные пары с суффиксами -е-, -и-: обезводеть - обезводить, обезволеть - обезволить, обезглаветь - обезглавить, обезденежеть - обезденежить, обездометь - обездомить, обездушеть - обездушить, обезземелеть - обезземелить, обезлесеть - обезлесить, обезлистветъ -" обезлиствить, обезлошадеть - обезлошадить, обезлюдеть - обезлюдить, обезмолветь - обезмолвить, обезножеть - обезножить, обезрыбеть - обезрыбить, обезуметь - обезумить, обескроветь - обескровить, обессилеть - обессилить, обессмыс- леть - обессмыслить. Указанные глаголы различаются переходностью и непереходностью. Переходными являются глаголы, после которых можно поставить существительное в форме винительного падежа без предлога^ обезземелить (кого?) крестьянина, обезрыбить (что?) водоём. В переходных глаголах пишется суффикс -и-. После непереходных глаголов нельзя поставить существительное в форме винительного падежа без предлога: крестьянин обезземелел (‘лишился земли’), водоём обезрыбел (‘стал безрыбным’). В непереходных глаголах пишется суффикс -е-.

    Обратите внимание: глаголы обезболить, обезвредить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обеззвучить, обезличить, обезнадежить, обезоружить, обескрылить, обесславить(ся), обессмертить(ся), обессолить, обессудить, обесформить, обесцветить(ся), обесценить(ся) и др. употребляются только как переходные и пишутся с суффиксом -и-. Глаголы обезголосеть, обеззубеть, обезручеть, обеспамятеть и др. употребляются только как непереходные и пишутся с суффиксом -е-.

    Примечание. В глаголах трухляветь - трухлявить, червиветь - черви- вить, шершаветь-шершавить употребление суффиксов -е-, -и- также связано с переходностью и непереходностью.

    Суффикс -енетъ(-енитпъ)

    1. В русском языке не существует глаголов с суффиксом «-янетъъ, глаголы имеют только ударный суффикс -енеть: леденеть, костенеть, остекленеть, остолбенеть, окровенеть, остервенеть и др. Эти глаголы образованы с помощью суффикса -енеть от существительных; например, глагол деревенеть образовался от существительного дерево (а не от прилагательного деревянный). Глаголы с суффиксом -енеть-■ непереходные: Он умер, отупели, остекленели глаза, угасла в них даже тень осмысленности (Герц.-).

    2. Глаголы с ударным суффиксом -енить - переходные: леденить, костенйть, искровенйть и др. [Понимаю, война будет долго кровенить душу и судьбу (Н. С.).]

    Примечание. Глагол пьянеть и его производные образованы от прилагательного пьяный и в зависимости от переходности или непереходности в них пишется суффикс -еть или -шпь: опьянеть (неперех.) - опьянить (перех.).



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...