Существительное обозначающие действие как предмет. Собственные и нарицательные имена существительные

Цель:

  • ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
  • развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
  • воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент (Психологический момент)

С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)

II. Минутка чистописания.

Чем похожи слова?

(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)

Чем различны слова?

(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)

Определите порядок написания букв в цепочке.

III. Повторение о словах, обозначающих предметы.

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

1) А теперь задание на внимание.

Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”

(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)

Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.

2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.

Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”

Кто допустил ошибку?

(Аналогично у девочек)

Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?

IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)

Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?

Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.

V. Работа над новым материалом.

(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона )

– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия

Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.

На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)

На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?

Во 2-м столбике?

(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?

Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).

Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.

Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.

(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).

(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).

Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”

Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”

Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”

Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).

Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)

А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).

МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.

Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”

Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).

VI. Физминутка.

У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!

VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)

VIII. Работа по карточкам двух уровней.

Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. (На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета.)

IX. Работа по учебнику.

Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.

Задание:

  • I в. – 1-е четверостишие
  • II в. – 2-е четверостишие

(Учитель в это время проверяет карточки).

X. Закрепление учебного материала.

1. Работа по развитию речи.

Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет . (Устно)

Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.

(Поощрение самых активных учащихся).

2. “Забавная история”.

Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

Здесь нет глагола.

Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”

Как они называются?

Что такое глагол?

Каким членом предложения является глагол?

1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.

Карточки

I уровень

В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами

  • Мама купает малыша.
  • Стрекозы охотятся на комаров.
  • Звонко журчит ручей.
  • Снег лежит на крышах домов.

II уровень

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами

Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.

ТЕСТЫ

Определите существительное, обозначающее действие как предмет.

1. Теннис.

2. Прыжок.

Отличаются ли по лексическому значению глагол и существительное?

1. Изображать яблоко - изображение яблока.

2. Представлять себе - цирковое представление .

А. Да. Б. Нет.

Найдите «3-е лишнее».

1. А. Город. Б. Кострома. В. М. И. Кутузов.

2. А. Журнал. Б. Письмо. В. Марс.

Нужны ли кавычки в словосочетаниях?

1. Улица Новоалексеевская, Кутузовский проспект.

2. Станция метро Новогиреево, былина Илья Муромец и Соловей-разбойник.

А. Да. Б. Нет.

Если ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в какой цепочке слов эти имена существительные?

1. Каталог, Замоскворечье, конь.

2. Рояль, мебель, вуаль.

Укажите имена существительные 3-го склонения.

1. Память, часть, соль.

2. С матерью, от любви, без боли.

Если к 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями -а или -я, то в какой цепочке слов эти имена существительные?

1. В толпе, с дядей, от папы.

2. Без лошади, от матери, около площади.

Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1. Невежество, легкомыслие, певучесть.

2. Кактус, ромашка, пальма.

3. Устройство, утверждение, соглашение.

Какую форму имеют собирательные имена существительные?

1. Форму только единственного числа.

2. Форму только множественного числа.

Существительное белила имеет форму только множественного числа, так как... Выберите объяснение.

1. Является отвлечённым.

2. Является вещественным.

Укажите разносклоняемые существительные.

1. Под зданием.

2. Со временем.

3. Над пламенем.

Одинаков ли падеж в словосочетаниях завернуть в бумагу и уехать в Англию у имён существительных?

Какого рода несклоняемые существительные?

Эскимо, кенгуру, какаду, авеню, Дели.

1. Несклоняемые разного рода.

2. Несклоняемые мужского рода.

Трудяга - кто он: он или она (по Ф. Кривину)?

1. Женский род.

2. Мужской род.

3. Общий род.

Выберите предложение с именем существительным общего рода.

1. Сосед открывает калитку в свой сад.

2. Саша ходит в шестой класс.

Выберите правильную форму существительных множественного числа родительного падежа.

1. Падежов, телёнков.

2. Падежей, телят.

Определите способ образования существительных.

1. Бездорожье.

А. Приставочный.

Б. Приставочно-суффиксальный.

2. Десятиклассник.

А. Сложение основ.

Б. Сложение основ и суффиксация.

Определите слово с соединительной гласной.

1. Метромост.

2. Мостоотряд.

3. Мать-и-мачеха.

Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби!

Суффикс -чик- пишется после согласных:

1. Д, т, з, с, н.

2. Д , т, з, с, ж.

Вставьте пропущенные буквы.

Сма..ик, обра..ик.

1. -зч-.

2. -щ-.

Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик- надо поставить ь.

1. Заговор..щик.

2. Угон..щик.

3. Угол..щик.

-инк-.

1. Диков..нка, смород..нка, трещ..нка.

2. Спал.мка, череш.нка, паш..нка.

Определите ряд слов с суффиксом -ец-.

1. Кресл..це, плать..це, здоровь..це.

2. Пальт..цо, письм..цо, ружь..цо.

Выберите суффиксы.

Сем..чко, Вал..чка, мельн.чка.

1. -ечк-, -ечк-, -ичк-.

2. Во всех случаях -ечк-.

Выберите окончания.

Бородищ.., скучищ.., ножищ.. .

Выберите окончания.

1. Одряхлеть от старост.. .

2. Приказ по арми.. .

3. Ветка в ине.. .

А.. Б.-е.

Правописание окончаний имён существительных зависит от:

1. Типа склонения.

2. Падежа.

3. Падежа и типа склонения.

ОТВЕТЫ

99 - 2
100 - 1B, 2A
101 - 1А, 2В
102 - 1Б, 2А
103- 1
104- 1, 2
105- 1
106- 1
107- 1
108 - 2
109 -2, 3
110- 1
111 - 1
112 - 3
113 - 2
114 - 2
115 - 1Б, 2Б
116 - 2
117 - 2
118 - 2
119- 1
120 - 3
121 - 1
122 - 2
123- 1
124 - 2
125 - 1А, 2А, ЗБ
126 - 3

242. Прочитайте текст. Языковые средства каких стилей использованы в нём? Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом - неодушевлённые. Запишите по 2-3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет.

1) Ученик, Анна Васильевна, дети, ребята.

2) Существительные, часть, речь, предмет, грамматика, книга, класс, примеры, окно, стол, дом, дорога, радость, значительность.

Действие как предмет: движение, ходьба, плавание.
Признак как предмет: холод, ласка, забота.

243. Прочитайте текст. Определите его стиль. Что нового вы узнали о собственных и нарицательных существительных? Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

244. Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите в нём благодарность по какому-либо поводу (за интересную информацию, за оказанные услуги и т. п.). Какое обращение вы будете использовать в начале письма? Как закончите письмо? Как его подпишете? Для выражения благодарности воспользуйтесь словами и сочетаниями слов: от всего сердца (искренне, горячо) благодарю тебя за; признателен тебе за; большое (сердечное) спасибо за.

Здравствуй, Коля!

Большое спасибо тебе за то, что ты помог мне подготовиться к докладу. Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", которую ты порекомендовал мне, оказалось очень полезной. Я нашел там много нужно мне информации к докладу. А потом, после доклада, я решил ее почитать просто так, для удовольствия, и нашел там немало разных интересных вещей. Теперь я часто пользуюсь этой энциклопедией.

Еще раз спасибо, твой друг Миша.

245. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Приведите примеры. Какого стиля будет ваше высказывание? Докажите.

246. Употребите данные существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 245) указаны окончания. Объясните графически правописание безударных гласных в окончаниях существительных (см. образец в списке орфограмм).

247. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с зависимыми словами. Определите склонение и падеж существительных. Обоснуйте ответ. Укажите элементы описания в тексте. Спишите последнее предложение и подчеркните его члены.

248. Запишите данные слова в предложном падеже с предлогами и обозначьте орфограмму в окончаниях этих слов. Какие из вариантов выделенного женского имени должны быть употреблены в официальном документе, паспорте?

249. Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. Составьте 2-3 простых предложения с любыми из словосочетаний и выполните их
синтаксический разбор.

250. Заполните примерами таблицу «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных», употребляя данные слова в творительном падеже в единственном числе и письменно объясняя в них условия выбора орфограммы. С выделенным словом составьте и запишите словосочетания.

251. Вспомните основные способы словообразования (см. § 33, 41, 42). Какими способами образованы данные существительные? Объясните письменно.

252. Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ- от данных слов. Какое значение имеют полученные существительные? Укажите род существительных и выделите окончания.

253. Диктант. В первом абзаце назовите виды вставленных орфограмм. Слова из второго абзаца запишите в два столбика: в один слова с буквой о на месте пропусков, в другой слова с буквой е.

Имя существительное как часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Имя существительное. Часть речи, характеризующаяся :

а) значением предметности (семантический признак);

б) выражением этого значения при помощи категорий рода, числа и падежа, а также одушевленности и неодушевленности (морфологический признак) ;

в) употреблением в предложении в функции морфологизованного подлежащего и дополнения (синтаксический признак).

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это - названия вещей (стол, стена, окно,ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков - качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) конкретные и неконкретные (отвлеченные, собирательные, вещественные); 3) одушевленные и неодушевленные. Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, - одушевленные и неодушевленные, - которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

Существительные отвлечённые (абстрактные). Существительные, называющие понятия, которые обозначают действия или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака. Не образуют форм числа и не сочетаются с количественными числительными. Изучение, оправдание, плавка, бедность, краснота, агитация, автоматизм, любовь, тоска.

Некоторые отвлеченные существительные употребляются во множественном числе, если приобретают конкретное значение: радости жизни, зимние холода, шумы в сердце, различные температуры, морские глубины, южные широты, Горьковские чтения.

Абстрактные существительные со значениями отвлечённого действия.

Грамматические характеристики как правило, абстрактные существительные со значениями отвлечённого действия не изменяются по числам. Например, рисование только в единственном числе; выборы только в множественном числе. Семантика абстрактных существительных не допускает представления о счёте. Они употребляются только в единственном числе. Формы множественного числа образуются в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных действий. Например, переход в значении «Передвижение от одного пункта до другого без длительной остановки.», а пешеходные переходы в значении «Место, где можно перейти с одной стороны чего-л. на другую.»

Словообразовательные характеристики абстрактных существительных со значениями отвлечённого действия.

Производные слова абстрактных существительных со значениями отвлечённого действия, которые образованы от глаголов, их семантики зависят от семантик производных глаголов.

Характеристика производных глаголов.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части);

производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин - пава, палец - шестипалый, ветка - ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.:молодой - молодежь, тлеть - тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа - непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.:ножик - нож, зонтик - зонт.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Непроизводные слова - это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов - непроизводная.

Например, стол? - слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже - префикс.

Брат?, ночь?, стен-а, окн-о.

Характеристики словообразовательных средств

Имена действия в русском языке образуются от глаголов при помощи довольно большого количества суффиксов. Так, в [Шведова и др. 1982: 157-166] приводятся следующие достаточно продуктивные суффиксы:

Ниj (с вариантами -тиj, _ениj, _аниj: чтение, отплытие);

Иj (доверие);

К(а) (плавка);

Циj (стилизация);

Ств(о) (строительство);

Ш (беседа);

От(а) (зевота);

Б(а) (пальба);

Ня (стрекотня);

Аж (массаж);

_ёж (грабёж);

Ок (толчок);

Ость (жалость);

Изм (уклонизм);

Ур(а) (режиссура);

Ищ(е) (побоище);

Ч(а) (передача);

Ль (гибель);

Ыш (проигрыш);

От (топот);

Ух (голодуха);

Он (выпивон);

Ин(ы)(крестины).

Семантики

Отглагольные существительные. Существительные, образованные от глагольных основ и обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), т.е. представляющие его в отвлеченном смысле.

Отглагольные существительные образуются:

а) безаффиксным способом словообразования: ввоз, взмах, вывоз, заплыв, нагрев, накал, сбжиг, обмолот, отлов, отстрел, подрыв, провоз, прогул, прокат, распад;

б) суффиксальным способом словообразования: арендование, барахтанье, бурение, возвращение, высказывание, награждение, овладение, оказание, окончание, появление, приобретение, разбрасывание, управление, установление (с суффиксами -ни-е (-нь-е), -ани-е, -ени-е); бритье, вздутие, взятие, закрытие, мытье, нажатие, развитие (с суффиксом -ти-е (-ть-ё) - малопродуктивным); варка, вклейка, возка, ходка, разбивка, чистка (с суффиксом -к-а); грабеж, дележ, платеж (с суффиксом -ёж-); бомбежка, дележка, зубрежка, кормежка (с суффиксом -ёжк-а); молотьба, пальба, резьба, стрельба, ходьба (с суффиксом -б-а).

Отглагольные существительные широко используются во всех стилях речи (научном, официально-деловом, публицистическом, разговорном). В них выработались разнообразные синонимические отношения (дележ - дележка, нагрев - нагревание, проход - проходка), особенно между словами на -ние и -ка (варение - варка, корчевание - корчевка, плавление - плавка, резание - резка, шлифование - шлифовка). Однако их использование требует осторожности, так как отсутствие у них основных глагольных категорий может привести к неясности высказывания. Ср. :”На повестке дня вопрос о выполнении плана” (непонятно, пойдет ли речь об итогах выполнения, о ходе выполнения или о мероприятиях по его выполнению). В языке художественной литературы иногда создаются искусственные образования, используемые как прием пародийной стилизации под канцелярскую речь. Равным образом воспрещается выколотие глаза, отккушение носа... отнятие головы (Салтыков Щедрин). Губернское правление, получив этот рапорт, вошло втакого рода рассуждение: так как влетение и разбитие стекол вороною показывает ясную небрежность со стороны лиц, смотрению которых непосредственно подлежат присутственные места, то израсходованную сумму возложить на виновных... (Писемский). Умерщвление произошло по причине утонутия (Чехов).

Рассмотрение словообразовательного значения как функции словообразовательной структуры в ее ономасиологическом аспекте дает возможность вскрыть комплексный, композиционный характер семантики мотивированных слов как вторичных образований. Вслед за Р.С.Манучаряном, под словообразовательным значением в данной работе понимается общая для ряда производных слов семантическая реляция их структурных компонентов, основанная на корреляции этих производных и соответствующих производящих. Словообразовательное значение выводится полностью из структуры производных слов. Исследование значения слова всегда представляло определенные трудности, так как большинство лексических единиц современного языка обладают комплексом лексико-семантических вариантов.

слова на -ние (-нье), -ение (-енье), -ание (-анье), -тие (-тье), -ие (-ье), совмещают в своем значении присущее мотивирующему глаголу значение процессуального признака (действия, состояния) со значением существительного как части речи.

Существительные с суф. -ни|j|- называют действие, состояние как процесс. Возможно их употребление в знач. однократного повторяющегося действия: в громе, писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов (Булг.).

Нередки образования от соотносительных глаголов сов. и несов. вида: возвеличение (возвеличить) -возвеличивание (возвеличивать), переосмысление - переосмысливание, укрытие - укрывание, печатание -напечатание, формирование - сформирование, комплектование - укомплектование. Однако видовое значение мотивирующего глагола, как правило, не отражается на семантике существительного. Поэтому возможно употребление таких слов в тождественных контекстах: процесс переосмысления и процесс переосмысливания;завершено формирование правительства и завершено сформирование правительства (газ.).

Некоторые образования одновременно мотивируются соотносительными глаголами с постфиксом и без него:поселение (поселить и поселиться), ознакомление (ознакомить и ознакомиться).

Часть существительных имеет наряду с основным процессуальным значением вторичные конкретные значения: "орудие, средство осуществления действия" (зажигание, заземление, крепление, удобрение); "единичный предмет или совокупность чего-л. как объект или результат действия" (владение, вязание, вышивание, покрытие,сооружение, объединение, издание, спец. остекление; литьё, варенье, соленье); "производитель действия - единичный предмет или их совокупность" (явление, управление, командование, население); "место действия" (расположение, селение, помещение, спец. разрытие). Эти конкретные значения не развиваются у сущ., мотивированных глаголами несов. вида с суф. морфом -ива-: в таких существительных (улавливание,переосмысливание, наматывание) наиболее сильно процессуальное значение.

Тип высокопродуктивен в различных сферах - в спец. терминологии, книжной, разг., художественной речи: нов.прилунение, приводнение, катапультирование; окказ.: постоянное роняние чего-нибудь (устн. речь); это скучноеотдыхание (устн.речь); увидать в питье, / в едении / автора произведения (Маяк.); Я вспоминаю вечерение / ещесегодняшнего дня (Евтуш.). Вариант суффикса -|н1j|-/-|ен1j|-/-|ан1j|-/-|т1j|-/ -|j|- используется главным образом в разг. речи, а также в поэзии.

Суффикс -к(а). Существительные с суф. -к(а)/-овк(а)/-ёжк(а)/-ачк(а)/-анк(а) имеют то же значение, что и образования предыдущего типа

Некоторые образования, мотивированные глаголами сов. вида и прежде всего глаголами однократного действия на -нуть, обозначают отдельный акт действия: попытаться - попытка, вспыхнуть - вспышка, захлестнуть (спец.) -захлёстка (в редких случаях такое значение имеют и слова, мотивированные глаголами несов. вида: ездка, шутка,издёвка). Многие существительные этого типа имеют и вторичные конкретные значения: "орудие" (мойка, указка,трамбовка, приколка), "материал" (обивка, конопатка, начинка, смазка), "объект действия" (получка, жвачка,накидка, закуска), "результат действия" (вышивка, заготовка, отливка, насечка), "место" (зимовка, стоянка,выставка, явка; скупка - действие и разг. (учреждение, занимающееся скупкой каких-л. вещей)).

Тип обладает высокой продуктивностью, преимущественно в разг. и профессионально-технической речи: нов.стыковка и расстыковка (космических кораблей), подзарядка (аккумуляторов), переименовка (почтовых отделений); разг. дезориентировка; торопёжка, нудёжка, скоблёжка.

слова на -ация, -яция, -иция, -енция, -ция, -ия) имеют то же значение, что и слова с суф. -ни|j|-.

Некоторые образования обладают вторичными значениями: "результат действия" (комбинация, аннотация,организация, репродукция), "приспособление для выполнения действия" (вентиляция, изоляция), "совокупность лиц, характеризующихся действием" (эмиграция), "учреждение, предназначенное для выполнения действия" (инспекция, редакция).

Образования с морфом -аци|j|-, мотивированные глаголами на -ировать, -изовать, отмечены высокой продуктивностью в сфере спец. терминологии: нов. оптимизация, разгерметизация, расконсервация.

Примечание. В просторечии встречаются шутливые образования с морфами -енци|j|-/-нци|j|-, мотивированные глаголами с исконно русскими корнями: распеканция (Дост.), потаканция, извести (изведут) -изведенция.

Суффикс -cmв(о). Существительные с суф. -ств(о)/-еств(о)/-тельств(о)/-овств(о) имеют то же знач., что и слова предыдущих типов. Мотивирующие - преимущественно глаголы, обозначающие действия и состояния человека.

Суффикс -от(а). Существительные с суф. -от(а), орфогр. также -ет(а) мотивируются немотивированными глаголами (исключения: потягота, позевота) несов. вида, I, II и V кл. с инф. основой на -а и Х кл. на -и, -е (конечная гласная отсекается). Все слова этого типа, кроме пахота, - названия физических состояний и физиологических отправлений: блевота (груб. прост.), дремота, зевота, икота, ломота, маета (прост.), пахота,перхота (прост.), позевота, потягота, рвота, рыгота (прост.), сипота, тошнота, харкота (прост.), хрипота,чихота (прост.).

Суффикс -б(а). Существительные с суф. -б(а)/-об(а), орфогр. также -еб(а) мотивируются немотивированными глаголами (исключения: боронить - бороньба, устар. и обл.; похваляться - похвальба) несов. вида, I кл., с инф. основой на -а (стрелять - стрельба), V кл. на -а, -о (резать - резьба, бороться - борьба), Х кл. на -и(молить - мольба) и глаголами жаловаться, пасти.

Суффикс -н(я). Существительные с суф. -н(я)/-отн(я)/-овн(я) (фонемат. |н"|/?т1н"|/ |?в1н"|) имеют то же значение, что и слова предыдущих типов - с дополнительным оттенком интенсивности действия. Большинство существительных этого типа - разг. или просторечные.

Некоторые образования имеют и вторичное значение "результат действия" (мазня, стряпня, пачкотня). Тип обнаруживает продуктивность в разг. речи и просторечии, в художественной речи: нов. разг. мельтешня; окказ.:вечная торопня, пять спектаклей в неделю (Н. А. Римский-Корсаков); От такой крични Загашай огни (Есен.).

Суффикс -аж. Существительные с суф. -аж, орфогр. также -яж имеют то же значение, что и слова предыдущих типов, и мотивируются глаголами II кл. с инф. основой на -ирова-: массировать -массаж, инструктировать - инструктаж, тренаж, зондаж (спец.), хронометраж, блокаж (спорт.), дубляж. Тип продуктивен в спец. терминологии, в разг. речи и просторечии: жонглировать - жонгляж (спец.), компрометировать - компрометаж (разг.), реагировать -реагаж (в проф. речи).

Суффикс -ёж. Существительные с суф. -ёж имеют то же значение, что и в словах предыдущих типов, сопровождающееся в большинстве образований оттенком интенсивности действия: кутить -кутёж, грабить - грабёж, падать (о скоте) - падёж, скулёж, галдёж (прост.), долбёж (прост.); однако в таких образованиях, как платёж, крепёж (спец.), терпёж (прост.), оттенок интенсивности отсутствует. Тип продуктивен преимущественно в разг. речи и просторечии; окказ.: и пошёл крутёж вголове (Абр.).

Суффикс -ок. Существительные с суф. -ок называют отдельный акт действия, названного мотивирующим словом: кивок, зевок, пинок, мазок, бросок, глоток, скачок, толчок, хлопок, шлепок.Мотивирующие глаголы преимущественно обозначают действия, состоящие из отдельных повторяющихся актов. Большинство существительных этого типа мотивируется одновременно глаголами III кл. с суф. -ну2-, обозначающими однократное действие, причем финаль -ну- отсекается: прыгнуть - прыжок,глотнуть - глоток.

Некоторые образования имеют вторичные значения: "орудие действия" (гудок, звонок, свисток, кивок (рыболовная снасть)), "субъект действия" (нырок (утка)), "результат действия" (плевок, стежок, моток). Слова этого типа относятся к акц. типу В, независимо от ударения глагола; исключение: поступок (акц. тип А). Тип проявляет продуктивность в разг. речи.

Существительные с суф. -ость/ -ть/-ность называют отвлеченное состояние. Тип непродуктивный.

Существительные с суф. -изм, обозначающие действие, представляют собой названия идейных и политических направлений, склонностей: отозвать (отзовут) - отзовизм, приземлять (перен.) -приземлизм (в публицистической речи). Конечная гласная инф. основы отсутствует. Тип обнаруживает продуктивность в разг. речи и просторечии.

Существительные с суф. -ур(а), называющие действие, род занятий, мотивируются глаголами на -ировать (финаль основы -ирова- отсекается): дрессировать - дрессура, режиссировать - режиссура, инспектура,корректура, редактура, гравюра. Тип непродуктивный. Все образования этого типа, кроме дрессура, мотивируются также существительными на -ор, -тор, называющими действующее лицо, и тем самым принадлежат одновременно к другому типу.

Существительные с суф. -ищ(e)/ -лищ(е), называющие действие, принадлежат к книжной или устарелой лексике: играть - игрище, позорить - позорище, побить - побоище (с чередованием гласных корня), судить - судилище. В последнем слове (после гласной) - морф -лищ(е) при сохранении конечной гласной инф. основы; в остальных словах - с морфом -ищ(е) - эта гласная отсутствует. Сюда же примыкают семантически обособленные слова со знач. (стечение, скопление людей); сборище, скопище. Тип непродуктивный.

Существительные с суф. -ч(а) мотивированы глаголами дать, префиксальными того же корня,удаться, достать (безл.), добыть (суффикс присоединяется к конечной гласной глагольного корня): дача, подача,передача, раздача, отдача, выдача, удача, достача, добыча. Тип непродуктивный.

Существительные жен. р. с суф. -ель/ -ль содержат морф -ель после парно-мягких согласных (при отсечении конечной гласной и финали -ну- инф. основы и чередованиях |б - б"|, |п - п"|) и морф -ль после гласных:гибнуть - гибель, погибать - погибель, капать - капель, мести (метет, безл.) - метель; убыть - убыль, прибыть(прибавиться) - прибыль. Тип непродуктивный.

Существительные с суф. -|и|ш, орфогр. -ыш, называющие действие, мотивированы префиксальными глаголами с компонентом играть: проигрыш, выигрыш, обыгрыш, подыгрыш, отыгрыш,наигрыш, розыгрыш (с отсечением конечной гласной инф. основы), а также глаголом выкидывать: выкидыш (с отсечением финали -ыва-).Тип непродуктивный.

Существительные с суф. -от мотивированы беспрефиксальными глаголами несов. вида, с основами преимущественно звукоподражательного характера: грохать - грохот, топать - топот, цокать - цокот;дробить - дробот (боевой пулеметный дробот - Булг.); окказ. чокот копыт (Шолох.); Града стукот, града цокотПо зальделой мостовой (Евтуш.); токот глухаря (И. Трайнин).Тип обнаруживает продуктивность в художественной речи.

Существительные с суф. -ух(а)/ -их(а)мотивированы как беспрефиксальными, так и префиксальными глаголами: голодать - голодуха (прост.), жить - житуха (прост.; с наращением глагольного корня за счет согласной т); завариться - заваруха (разг.), показать - показуха (нов. разг. неодобр.), (не) везти (безл.) - (не)везуха (нов. прост.); шуметь - шумиха.Морф -ух(а) обнаруживает продуктивность в сфере экспрессивной разговорной и просторечной лексики.

Просторечный шутливый характер носят существительные с суф. -он: выпивать - выпивон,объедаться - объедон, закидывать - закидон; раздолбон, вышибон, опрокидон ((выпивка), также опрокидонт).Тип обнаруживает продуктивность.

Существительные с суффиксом -к(и)/-лк(и)/-шк(и)/ -ушк(и), обозначая действие по глаголу, представляют собой большей частью названия игр, обрядов, сборищ. Тип проявляет некоторую продуктивность в разг. и художественной речи; окказ.: поглядеть -погляделки (Залыг.); поехала на доедки торта (устн. речь).

Существительныес суф. -ин(ы) называют действия по глаголу - обряды:проводины, крестины, смотрины, родины (устар.), розговины (устар.), гостины (устар. и обл.).Тип обнаруживает некоторую продуктивность в названиях новых обрядов: октябрины (от глагола октябрить, слово 20-х годов), нов. звездины (от звездить (новый праздничный обряд в честь новорожденного)).



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...