Суть деструктивной критики заключается в. Критика – конструктивная и не очень

Мы вчера уже писали статью о том, . Что бы вы не делали — вас будут критиковать. Причем критиковать и делать замечания будут даже тогда, когда ты уже добился каких-то существенных успехов в новом деле. То есть вовсе не вседа критика бывает действительно по делу.

Представь себе ситуацию. Ты к чему-то стремился, у тебя только-только что-то получилось и вдруг появились люди, которые начинают ругать , высказывать негатив и недовольство по поводу твоей инициативы. Это может выражаться по-разному. Начиная от того, что «ты чем-то не тем занимаешься» и заканчивая «это никому не будет нужно». Одним словом , чтобы продолжать поступать по- своему без оглядки даже на подобный негатив со стороны.

В первую очередь нужно понять, что возникновение критики — это нормально . Не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает. Ровно также как и критику обычно получает тот, кто занят делом. Не зря в народе есть поговорка: «Инициатива наказывает инициатора». В этом смысле само наличие критики — это не так уж и плохо. Значит вы что-то сделали и получчили реакцию. Возможно неадекватную или болезненную, но зачастую это лучше, чем ничего.

Критика от компетентных и знающих свое дело людей будет более ценной. В таком случае их критика будет конструктивной и будет нести полезные советы. Зачастую критика несет очень ценные идеи и мысли о том, как сделать что-то лучше. К людям, которые говорят дело — следует прислушиваться.

Но бывают случаи, когда критика носит деструктивный характер по тем или иным причинам. Возможно, тобой хотят или же просто человек был не в адекватном состоянии и вы попались к нему под горячую руку. Все мы люди и нельзя сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор. Всегда нужно думать, была ли та или иная критика реально конструктивной и следует ли к ней вообще прислушиваться. Разобраться в мотивах критика тебе поможет и логика. Нужно не только прислушиваться к критике, но и уметь . При этом нужно , которое не обязательно будет совпадать с мнением окружающих людей.

Признаки неконструктивной критики

Когда тебя критикуют и несут один негатив и при этом не предлагают никаких альтернатив — явный признак неконструктивной позиции, которую можно смело приравнять к информационному шуму и никак на это не реагировать. А фразы вроде «ты занимаешься чем-то не тем», «у тебя ничего не выйдет» или «найди нормальную работу (в том смысле, что ты занимаешься ерундой)» — все это можно смело назвать пустыми фразами, на которые попросту нужно стараться не обращать внимание. Особенно если эти суждения не основаны на объективных фактах.

Иногда тебя могут критиковать из зависти или просто потому, что хотят, чтобы ты был похож на подавляющее большинство обычных людей. Порой неконструктивная критика может быть движима благими намерениями. Однако мы все знаем народную мудрость о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Нужно лишь знать, что всегда будут люди , которым искренне не будет нравиться то, что ты делаешь. Например, есть агрессивные противники смартфонов iPhone. Не смотря на то, что объективно iPhone — это традиционно то, что задает планку всему рынку смартфонов. Как бы не было круто то, что ты делаеш — всегда будут не только противники, но и даже ненавистники. Это — нормально.

Например, создателя доступного автомобиля Генри Форда в свое время считали чуть ли не душевно больным . Однако он не обращал внимание на эту критику и продолжал целенаправленно двигаться к своим целям. Тебя могут окружать разные точки зрения и может быть разная критика. Всегда нужно видеть во всем рациональное зерно, а на пустые эмоции или откровенный бред реагировать не следует.

Итак, деструктивная критика — это критика, которая скорее не помогает делу, а мешает ему. Подобная критика может быть направлена на то, чтобы подорвать твою веру в свои силы, унизить и так далее. Психологи относят деструктивную критику к одной из форм пассивно-агрессивного поведения, а также это может стать формой манипуляции.

К примеру, тебя оскоробили в расчете на то, что ты займешь оборонительную позицию, станешь допускать какие-то ошибки, а может быть вовсе вскоре откажешься от новой идеи. Опытные психологи советуют относиться к ложной и необоснованной критике без эмоций и рассматривать это как одну из форм манипулирования тобой. Если раскачаешься на эмоции — сможешь сделать то, что от тебя ждут. Сдержанность поможет тебе не впадать в эмоциональную спираль и позволит сохранить холодный ум для принятия взвешенных решений.

В конце концов, можно предположить, что человек, который тебя критикует вовсе не завидует и не пытается тобой манипулировать. Возможно его суждения в принципе неправильны или же он не обладает полной информацией по тому или иному вопросу. При таком раскладе следует или игнорировать критику или аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Часто ложной критике могут подвергаться люди, которые выбрали немного необычный жизненный путь. Простой человек видя, что ты от него отличаешься может из благих намерений попытаться тебя вернуть в ряды таких же «нормальных» людей как и он. Вот только кто определяет, что нормально, а что нет?

В бытовом общении истинные мотивы и желания критика порой выглядят откровенно иррационально и наивно, поэтому при помощи нехитрой манипуляции он оборачивает свои простодушные претензии в камуфляж строгой серьезности, в надежде, что эту горькую пилюлю примут за чистую монету, и проглотят не поперхнувшись. Интересно, что не только жертва критика, но и сам он покупается на собственные манипуляции, не замечая своих реальных мотивов. Что стоит за критикой? На сайт уже есть несколько статей о , где по большей части говорится о причинах болезненных переживаний пострадавшей стороны. Здесь же речь пойдет о нападающих – придирчивых критиканах.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться. И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится.

Такая «критика» используется в , чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

«Фигуры» деструктивной критики

Часто деструктивная критика заряжается завистью. Критик хочет быть таким же качественным, или даже еще лучше. А признать это свое желание для него означает – опуститься, осознать, что он невыгодно отличается от реципиента своей зависти. Я даже допускаю, что зависть – это подавленная симпатия. Критик может тебя обожать, и когда эти чувства не находят ответа, они становятся унизительными, и прикрываются критикой. «От любви до ненависти – один шаг».

Схожие мотивы дирижируют критиком, когда он замечает успехи новичков. Если критик записался в профессионалы, и на этом строит самооценку, успех новичка для него опять же граничит с унизительным осознанием своего неадекватно завышенного самомнения. По этой причине критик заранее запасается подрезателем чужих крыльев, и вливается в террариум профессиональной дедовщины.

Бывает и обратное – когда профан раздает самодовольные советы профессионалам и критикует их, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.

Мощным мотивом критики может стать горькое переживание собственных упущений. Критик хотел успехов и побед, но утратив веру в себя, сдался, уступил удушающим рамкам, в которые его впрягло общество. Ему унизительно от рабского хомута на шее, и чтобы оправдать свое решение, он ожидает, что другие либо будут также страдать – с ним на равных, либо выразят ему великий респект за его мученичество. А когда другим наплевать, мученик, чтобы не ощущать себя лопухом, и вообще закрыться от понимания сложившейся ситуации, принимается оправдывать свой образ жизни и критиковать ту свободу, на которую ему не хватило смелости.

По схожей причине мы не любим зазнавшихся гордецов и всевозможных нестандартных личностей. Похоже, что это, вообще – «фирменный» невроз нашей страны. Мы подсажены на которым «обязаны» следовать все добропорядочные граждане, реальные девчонки и нормальные пацаны. Мы загоняем свою гордость в угол, и запрягаем в упряжку общественных нормативов. А тем, кто этой упряжкой не стал себя усмирять, выносим «модный приговор».

Гордец критикует с целью показать, что у него есть доступ к куда более продвинутым вещам и знаниям, в сравнении с которыми объект критики – ширпотребная глупость. Дескать «видали мы такие горы, в сравнении с которыми эта – просто равнина».

Гордец критикует, чтобы внушить себе чувство, будто все кроме него – неизлечимые лохи, а он – магистр жизни, или альфа-самец, прогнувший под себя и потому обогнавший всех, кого только смог в иерархии существования. В профессиональной среде таких кадров называют самодурами.

Причиной критики может стать и банальная личная неприязнь. В таком случае мстительная критика может маскироваться под любые на первый взгляд невинные ремарки, советы и замечания.

В быту критика может прикрывать типичную манипуляцию, призванную вызвать чувство вины, чтобы критикуемый осознал, как ошибался и по волшебству встал на путь искупления своих грехов и ошибок. Разумеется, как правило таких сказочных трансформаций не происходит – в лучшем случае вместо вины потерпевший критикуемый пребывает в спокойном понимании ситуации, в ином случае выражает равнодушие, но чаще всего принимается обороняться ответной критикой.

В споре, когда мнения расходятся, оппоненты нисходят до критики, чтобы оправдать свой образ жизни и свое . Критик в таком случае даже не склонен задумываться о том, что именно он критикует. Он просто «прав», потому что быть неправым эго не может. Эго держится на опорах правоты, и рекрутирует для этого все мыслимые и немыслимые рационализации, порой дотягивающие до чудовищной глубины хитросплетений философской «премудрости».

Выводы

В общем, чужое мнение – это не обязательно выражение истины, а в случае деструктивной критики – скорей выражение внутреннего расстройства, нежели каких-то реальных фактов. От конструктивной она отличается не всегда адекватным содержанием, негативной эмоциональной энергетикой и наличием оценок.

Чтобы не вестись на провокации критика, не надо строить самооценку на мнении окружающих. Чужие отзывы могут быть какими угодно, тогда и самооценка будет какой угодно – вечно колеблющейся. Разве это реально? Похвалили – хороший. Поругали – плохой. Зачем доказывать критику, что он не прав? Чтобы тот понял, как ошибался в своем нехорошем мнении про нашу хорошую персону? Чтобы мы оставались правильными и одобренными даже в его критических комментариях? Даже если критик прав по содержанию и выражается конструктивно, нет такой обязанности – переживать по поводу чужого мнения.

Деструктивная критика – это всегда накручивание негативных кармических оборотов, где дурные переживания, побуждающие критиковать, закрепляются – создают сложные узлы в естественном течении жизненной энергии. Эмоциональный фон от этого безобразия методично омрачается, ум проецирует все больше и больше проблем на нейтральные жизненные ситуации, а жизнь начинает казаться несправедливой и заполненной бестолковыми эгоистами.

Выход, как и прежде – самопознание, трезвый взгляд на себя, свои мотивы и решения. После любой неоднозначной ситуации полезно проводить самоанализ и медитировать на предмет различения тех страхов, которые были прикрыты поверхностными реакциями.

(Брайан Трейси, Достижение максимума, отрывок из книги)

Деструктивная критика - одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается. Деструктивная критика расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься, самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие.

На каждый случай похвалы среднего родителя, в адрес собственных детей приходится восемь критических замечаний. Родители не задумываясь критикуют детей в попытке заставить их исправить собственное поведение. Но происходит обратное. Из-за того что деструктивная критика подрывает самоуважение ребенка и расшатывает его Я-концепцию, эффективность скорее падает, чем повышается. Ребенок становится не лучше, а хуже. Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия. И особенно страдают отношения родителя и ребенка.

Дети, критикуемые за школьные отметки, скоро вырабатывают негативные ассоциации от школьных занятий и собственных ощущений. Они начинают ненавидеть все это и по мере возможности избегать. Они рассматривают школу как источник боли и разочарований. По законам притяжения и соответствия, они начинают водить дружбу с детьми, разделяющими тот же подход.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций.

Если начать критиковать детей с самого раннего возраста, они скоро обучатся критиковать самих себя. Они унижают сами себя, недооценивают свои способности, негативно интерпретируют свой опыт. Они постоянно чувствуют, что недостаточно хороши, вне зависимости от того, насколько упорно трудятся и насколько хороши их результаты.

Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева. Ее цель - помочь, а. не причинить боль. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.

Следующие семь способов помогут вам обеспечить «конструктивную обратную связь» вместо деструктивной критики.

Во-первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова - в виде иголок. Обращайтесь с ним мягко. Я всегда начинаю процесс коррекции со своими детьми со слов: «Я тебя очень люблю». Затем я продолжаю говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше.

Во-вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…».

В-третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы.

Не говорите «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже того, что мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?»

В-четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».

В-пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения. Скажите так: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В-шестых, предлагайте помощь. Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли родителя или руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать.

В-седьмых, исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании.

Будьте спокойны, терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и де-структивизма. Старайтесь возвысить человека, а не порвать его на части. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.

Любая критика предназначена для того, чтобы указать на недостаток и исправить его совместными силами с человеком, который допустил ошибку в чем-либо. К сожалению, на сегодняшний день понятие так называемой конструктивной критики полностью отсутствует. Если брать во внимание современное общество, то конструктивная критика переросла в примитивный «троллинг».

Это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем. Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

Существуют определенные правила конструктивной критики , которые нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

Для начала стоит выяснить, как самому реагировать на критику . Принять критику спокойно и уравновешено — это большое искусство. Помните, что наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие. Если вас не критикуют - значит вы никому не интересны. Хотя, бывают случаи, что вас просто боятся критиковать, после того, как вы от очередного не особо желанного разговора в ваш адрес взяли отпуск и ушли лечить депрессию. Так нельзя, потому что критика способна не только указать вам на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы. Если вас критикуют - значит в ваши способности верят и желают, чтобы вы совершенствовались. Необходимо благодарить человека за любую критику . Во-первых, это будет характеризовать вас как человека воспитанного и благоразумного. Во-вторых - у вас будет возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к вашей проблеме и уверен ли он на 100% в своей правоте. Если нет - не стоит говорить: «Я так и знал, это всего лишь твоя субъективная оценка». Иногда субъективная оценка хоть и не совершенна, но способна указать на такие минусы, которые бы не заметили даже люди, оценивающие объективно. Если же вы признаете критику - значит вы принимаете на себя ответственность исправить свои недостатки. Отнеситесь к этому серьезно и посмотрите на себя со стороны.

Пока вы смотрите на себя со стороны, представьте, как бы выглядели вы в ситуации, которая требует от вас критики. А поступать нужно очень терпеливо и спокойно. Ориентируйтесь на поведение человека, критикующего вас , и подумайте, в чем он допускает ошибку и в чем не ошиблись бы вы. Самое время запомнить некоторые правила конструктивной критики.

Никогда не навязывайте свое мнение . Умейте слушать собеседника и не перебивайте его своими, на ваш взгляд, 100%-но правильными доказательствами правоты.

Всегда ведите разговор в доброжелательном тоне . Даже если вам неприятен собеседник - вы не имеете права относиться к нему предвзято и язвить при первой же удобной возможности.

Если вам предстоит критиковать человека, начните с похвалы . Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось». Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики. Это похоже на процедуру перекрывания оценки «3» оценкой «5», чтобы вывести за четверть «4».

Если вы критикуете дело - ни в коем случае не переходите на личности и не смейте в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания. Критика - это не повод унизить человека и сделать его самооценку ниже нуля. Если вы мудрый человек - вы сделаете так, что ваш оппонент не только исправит ошибку, на которую вы указали, но и с большим рвением начнет исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты.

Употребляйте фразы, которые способны мотивировать человека к уверенности в себе. Не бойтесь говорить, например: «У меня были ранее точно такие же проблемы. Но со временем вы привыкнете и все будет стабильно и хорошо. А пока нужно внимательно поработать над собой». Не стоит говорить человеку: «Как же так? Ведь я на вас рассчитывал!». Это напрочь убивает веру в себя. Будьте деликатны, не позволяйте себе никаких грубостей, но и не умалчивайте, если выполненная работа вас не устраивает.

Конструктивная критика - это проявление мудрости человека , который желает выполнить или получить максимально эффективную работу. Если вы, к примеру, работодатель - от конструктивности вашей критики зависит настроение работников и успех вашего предприятия. Если вы связаны с другим поприщем идей и их реализации, помните, что конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком.

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность - критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность - достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров - критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу - критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы - критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение - критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет - решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика - искусство, некомпетентный критик - художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность - критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность - работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность - критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу - критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность - общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение - критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик - рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...