Своеобразие и специфика педагогической деятельности. Основные требования к личности педагога
Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм. Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональной деятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранение профессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала, становление личности специалиста: овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих и профессиональных способностей.
На протяжении веков профессиональная подготовка осуществлялась посредством включения ученика в производственный процесс, в творческую лабораторию мастера-специалиста. В этой ситуации от наставника требовалось прежде всего быть профессионалом в своем деле.
Интенсивное развитие науки и техники, их интеграция, усложнение характера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора.
Дифференциация наук и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку специалиста, организация процесса профессионального обучения вне стен конкретного производства побуждают преподавателя к построению системы своей профессионально-педагогической деятельности, в которую специальная (профессиональная) входит как, содержание обучения, на освоение которой направлен процесс обучения. Естественно, что природа педагогической деятельности совершенно иная, чем деятельности специальной, она имеет свои, ярко выраженные, особенности.
Деятельность рассматривается в психологии как специфически человеческая форма активности, направленной на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. В зависимости от направленности деятельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой из них общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).
Таблица 1
Структура производственной и педагогической деятельностей
Компоненты |
Деятельность |
|
Производственная ная |
Педагогическая |
|
Инженер, техник, рабочий | ||
Объект (предмет) |
Предметы труда: материалы, технологии |
Формирование и развитие личности обучаещегося |
Средства |
Оборудование, механизмы |
Методы и средства обучения и воспитания, сама личность педагога |
Материальные ценности |
Духовные ценности: образованность, воспитанность личности |
В центре любой деятельности «субъект» - тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» - то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» - трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями ее «объекта» и «продукта». В отличие от любой производственной деятельности «объект» педагогической может быть назван таковым весьма условно, так как это процесс формирования и развития личности, практически не поддающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, самоизменения, самообразования. «Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность», - утверждает Э.В.Ильенков . Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью студента, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.
Данное требование, являясь необходимым условием любого педагогического процесса, особенно актуально в сфере профессионального образования, имеющего дело с человеком, обладающим не только своими психофизиологическими особенностями, но и особой социальной позицией, отличающейся от позиции школьника. Профессиональный выбор, осуществленный студентом при поступлении в профессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию как будущего профессионала: обучение воспринимается с точки зрения реализации жизненных задач молодого человека, чем значительно изменяется мотивация обучения, повышается доля самостоятельной работы в его процессе. Вместе с тем, вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новыми задачами (освоение профессиональной деятельности) и имеющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобных отношений в школе. Сам путь профессиональной подготовки диктует очень быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к его окончанию - студентом. Все это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.
Особое значение приобретает с этой точки зрения педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать восприятие личности студента как самоценности, отношение к нему как к активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений, т. е. отношений сотрудничества в совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность преподавателя и студента, становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс освоения профессиональной деятельности: усвоения необходимых для ее осуществления знаний и способов деятельности, а также развития профессионально значимых личностных свойств и способностей. Таким образом, сущность педагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразовании личности» . С этой точки зрения справедливо утверждение В. А. Сластенина и А. И. Мищенко о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» .
«Перевод» студента в субъектную позицию становится возможным в таком педагогическом процессе, в котором преподаватель выступает прежде всего как организатор, менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, по мнению Ю. Н. Кулюткина, заключается в том, что она является преимущественно управленческой, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся под деятельность обучащихся . Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную деятельность студентов. Одна из педагогических истин гласит, что плохой учитель сообщает истину, а хороший - помогает ее находить. Самая распространенная ошибка - убежденность преподавателей специальных дисциплин в том, что для их преподавания достаточно быть хорошим специалистом в своем деле, знать свою дисциплину, уметь транслировать эти знания и организовывать производственный процесс. Педагогическая деятельность имеет свою специфику, свои технологии, без знания и владения которыми специалист в ка- кой-либо технической области не состоится как педагог.
Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач, которые необходимо решать. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, пестования и взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных основ обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.
Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов не только к адаптации к условиям социальной жизни и профессиональной деятельности, но и к их преобразованию. Выдающийся педагог современности Ш. А. Амонашвили назвал «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Вот почему для него так важно осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.
Полифункциональный и системный характер педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального учебного заведения проявляется в ее многоаспектности: в направленности не только на усвоение студентами профессиональных знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности профессионала, на построение отношений в студенческой группе, создающих условия для реализации данных целей, на создание образовательной и развивающей среды и т.д.
Основные направления и содержание деятельности преподавателя спеццисциплин определены квалификационной характеристикой специальности «педагог профессионального обучения», представленной в Государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа;
организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская деятельность; культурно-просветительная деятельность.
Все это предполагает интеграцию в личность преподавателя общей и профессионально-педагогической культуры, развитие как широкой общекультурной, управленческой, специальной (в смежных областях науки и производства), так и психолого-педагогической компетентности. Разнообразие функций педагогической деятельности позволяет рассматривать ее как сложное единство различных компонентов, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.
Учительская профессия -- особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.
Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:
а) труд как целесообразная деятельность;
б) предмет труда;
в) средства труда.
Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?
Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд -- это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он -- не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.
Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник -- такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, -- это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика -- чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане -- непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда -- человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда -- человек -- способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет -- человек, орудие труда -- человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.
Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, -- граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя -- это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.
Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).
Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).
К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. -- М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он -- совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. -- М., 1953. С. 342).
Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. -- М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.
Введение
1. 2. . Заключение Литература Введение
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Успешное выполнение педагогической деятельности требует, чтобы каждый учитель, глубоко овладел: 1) своим предметом; 2) теорией познания и педагогическими науками; 3) умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; 4) умением органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов; 5) умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для развития познавательной деятельности школьника, его общественной активности и самостоятельности. Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предусматривает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин совмещает в себе три основных стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) такой компетентности. Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тем качественным позитивным изменениям в психическом развитии учеников, воспитанников или студентов, которые состоялись под воздействием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объекта приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности. В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока: обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость. Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность. 1.Эффективность педагогической деятельности
Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими пауками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом. Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника. Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности. Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности. Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественнозначимые ценностные ориентации . Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности. Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения? Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции ненаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации; установления и развития коммуникации, взаимопониманиями взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых. В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия . Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи . педагогическая деятельность конфликт саморегуляция 2.Конфликты и педагогическая деятельность
Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие - нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом. Наиболее широкое определение конфликта - это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные. Внутриличностный конфликт - это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т. д. Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой и т. д. Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым - специалист. Итак, для внутриличиостного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее: Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие. Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу. Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие. Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе. Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной). Следует при этом избегать межличностных конфликтов. Изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека. Межличностные конфликты - это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями). учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя). Педагогические конфликты делят на три группы: Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что и нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность. .Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходятученики в процессе обучения в школе.
Й период - 1-й класс, адаптация к школе. Й период - 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни. Й период - окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет. .Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.
Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2 - 3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3 - 4 человека конфликтовать с классом и т. д. Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. Во взаимодействиях «учитель - администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта . Можно выделить такие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации: конфликты деятельности, которые возникают из-за невыполнения учеником учебных заданий, успеваемость, внеучебная деятельность; конфликты поведения, которые возникают через нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее; конфликты отношений, которые возникают в сфере эмоционально - личностных отношений учеников и учителей и общения в процессе педагогической деятельности. Особенности педагогических конфликтов: профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное решение ситуации; участники конфликтов имеют разный социальный статус, и этим определяется их разное поведение в конфликте; разница возраста и жизненного опыта порождает разную меру ответственности за ошибки при их решении; через разное понимание участниками событий и их причин учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями; присутствие других учеников при конфликте делает их не только свидетелями, но и участниками; конфликт приобретает воспитательное содержание; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика; любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты; конфликт в педагогической деятельности легче предотвратить, чем успешно его разрешить . На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом. На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить. Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов .
3.Саморегуляция педагогической деятельности
Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.етод интроспекции - человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке. Метод эмпатии - вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их. Метод логического анализа - для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение. Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них: если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты; можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя; можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения; можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме; можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом. В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, и, которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны . Для саморегуляции можно использовать следующие методы самовоспитания и психокоррекции: В случае неадекватной самооценки - метод самокритики, самоочищения, из методов психокоррекции - интроспекция, идентификация, расширение способов самовыражения. При личной тревожности, сверхконтроле - педагогический анализ деятельности, самоконтроль, социальная рефлексия, эмпатийное слушание, моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственного поведения на разных этапах урока, упражнения на снятие напряженности. При возникновении проблемы дисбаланса культурного и социального развития хорошо использовать самокритику, самообучение, релаксацию, децентрацию. При эмоциональной холодности, формализме по отношению к ребенку, недостаточно развитой коммуникативной компетентности учителя, авторитарности целесообразно анализировать педагогические ситуации, проводить упражнения на овладение элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей, овладение техникой интонации, мимики. В случае недостаточной профессиональной компетентности в отдельных аспектах деятельности, неумения организовывать свое время, плохо развитых отдельных педагогических способностях - соблюдение распорядка дня, планирование, тренировка рефлексивного поведения, развитие педагогической интуиции, навыков импровизации, самодиагностика личностно - профессиональных недостатков, социально - психологический тренинг . Решение проблемы самосовершенствования учитель должен начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления, своего интеллекта, умения управлять своими эмоциями.
Заключение
Педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств. Деятельность учителя - это очень сложный и многогранный по психологическому содержанию труд, требующий от личности высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания науки, четко выраженной профессионально-педагогической направленности, любви к детям, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. В процессе выполнения педагогической деятельности учитель не только проявляет свои физические и духовные силы, но и формирует их, и чем выше сознание общественной и личной значимости избранной учителем специальности, тем шире возможности для всестороннего развития и формирования его личности. Огромное значение для формирования личности учителя имеют складывающиеся в процессе его деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе. Высокая активность личности учителя, его педагогическое мастерство во многом зависят от его социальной и профессиональной ориентации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени включенности его в творческую деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию подрастающего поколения. Глубокое осознание своей социальной роли, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт личности учителя: целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости и деловитости. Эти качества помогают учителю проявлять волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда на его пути встречаются трудности.
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с. Кутішенко В. П. Вікова та педагогічна психологія. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 128 с. Педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и представим деятельность педагога как разновидность педагогической системы.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность.
Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации, являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.
Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специфика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.
Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду деятельности.
В таком случае в чем же специфика деятельности педагогической?
Во-первых , в целевой установке, общественной значимости педагогической деятельности, в ходе которой в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых , в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной деятельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и развития. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, овладевающим ею (обучающийся, воспитанник).
Такая специфика предмета педагогической деятельности усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом воздействия целого ряда факторов (семья, друзья, средства массовой информации и пр.).
Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.
В-третьих , в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих его функционирование и достижение поставленных целей. Педагогические средства, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой деятельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обусловливаются потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и результат педагогического деятельности - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, и воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно содержит в себе нравственные начала.
Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.
Особо следует сказать о специфике педагогической деятельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю начальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего образования - 25%, общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования - 44 %.
При этом усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количество сократилось примерно на две тысячи.
Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития специфику профессиональной деятельности сельского учителя.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
♦ более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);
♦ достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем (рис 5).
Исторически сложившиеся особенности сельского расселения, огромные пространственные контрасты, социально-экономические различия регионов России определили такую особенность сельской школы, как ее малочисленность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамедлительного и кардинального решения.
К данным проблемам относятся следующие.
1. Устаревшая материально-техническая база . В настоящее время более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около трех тысяч находятся в аварийном состоянии.
2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение . Недостаточная укомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное"- 23,2%) снижают качество образования. Сокращение объема и источников финансирования сельской школы ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюджета на одного обучающегося в сельских общеобразовательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеобразовательных учреждениях.
3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организацию образовательного процесса.
4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
5. Малокомплектность и малочисленность большинства сельских школ. В большинстве из них нет параллельных классов, а во многих начальных школах существуют классы-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при наличии одного ученика, количество таких школ по стране весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять десятки квадратных километров. Все это требует от педагогических коллективов дополнительных и подчас весьма значительных затрат сил и времени для обеспечения своевременного посещения детьми учебных и внеурочных занятий. Это касается, прежде всего, организации регулярного подвоза школьников к образовательному учреждению, а при наличии интерната - установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к минимуму негативное влияние отрыва детей от семьи, осуществления мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы.
6. Обучение в сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой их знаний.
7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психологической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.
Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:
♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;
♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае не сложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;
♦ как правило, сельские школы, в которых работает большинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населенных пунктах, сообщение с которыми затруднено. В результате учителя находятся практически в вынужденной изоляции, что мало способствует росту их профессионализма.
9. В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы - сельских школ в среднем насчитывают 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.
В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Однако сельским педагогам сложнее поддерживать связь с различными методическими службами, библиотеками. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество внешкольных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.
Исключительно велика роль сельского педагога в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Особенности
1. Объект педагогической деятельности - индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив - активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность - это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.
Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие - в специфике объекта и орудий труда.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.
Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.
Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.
Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества. Понимать их, в случае необходимости - прощать, по сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.
Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: - коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.
При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения
1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.
2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.
3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.
По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.
Что же необходимо учителю на каждом из этапов?
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.
Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.