Табель о рангах при петре что. История создания табели о рангах российской империи


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

  • 8. Правовое положение населения по рп
  • 9. Гос. Строй Псковской и Новгородской республик.
  • 11. Право собственности, обязательственное право, наследование по псг.
  • 12. Преступление и наказание по псг.
  • 14. Образование единого гос-ва. Гос. Строй в XV – I половины XVI вв. Боярская Дума. Приказы.
  • 16. Преступление и наказание по судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 17. Суд и процесс по Судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 18. Право феодальной собственности на землю в XV – XVIII вв. Вотчина и поместье, их правовой статус.
  • 19. Закрепощение крестьян: причины и юр. Оформление в XV – XVIII вв.
  • 20. Гос. Строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.
  • 22. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
  • 23. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
  • 24. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.
  • 25. Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. Аппарат при Петре I
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I
  • 28. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Предпосылки дворцовых переворотов
  • 3. Борьба за власть после смерти Петра 1
  • 4. “Затейка верховников”
  • 5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
  • 6. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)
  • 7. Правление Петра III
  • 8. Итоги
  • 29. Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
  • 30. Завершение формирования сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам Екатерины II.
  • 31. Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.
  • 32. Государственное право по Своду Законов 1835г.
  • 33. Гражданское и брачно-семейное право по Своду Законов.
  • 34. Уголовное право по Своду Законов. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 35. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 36. Земская и городская реформы II половины XIX в.
  • 37. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.
  • 38. Судоустройство по Судебным Уставам 20 ноября 1864 г.
  • 40. Процессуальное право по своду Законов и Судебным уставам 1864 г.
  • 41.Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 42. Изменения в государственном строе в годы I русской революции. Советы. Государственная Дума. Реорганизация Совета Министров.
  • 43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.
  • 44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. Впк, Земгор.
  • 45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.
  • 46. Возникновение советского государства. 2 всероссийский съезд рабочих, солдатских депутатов, его декреты.
  • 47. Слом старых и создание высших и местных органов гос. Власти и управления. Учредительное собрание.
  • 48. Создание Красной Армии, милиции, вчк, суда(1917-1918).
  • 49. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Правоохранительные органы в период нэПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.
  • 52. Кодификация законодательства в период нэПа.
  • 53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование ссср.
  • 54. Конституция ссср 1924 года
  • 55. Конституция ссср 1936.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 57. Изменения в государстве и праве в период вов. Чрезвычайные гос. Органы.
  • 58. Изменения в праве в период 1945- 1960.
  • 59. Изменения в органах гос. Власти и управления в 1945-60.
  • 60. Изменения в государстве и праве 60-2000гг.
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

    В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

    Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия ≪недвижимость≫. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731 г.). Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне . Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

    Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

    Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

    В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

    Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

    Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

    Руководящие должности занимали крупные купцы.

    Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

    Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

    Табель о рангах

    Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

    ВИДЫ ЧИНОВ: военный, морской, придворный, гражданские(штатский). «Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство.

    Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» ) - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

    Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

    Цитата: «Табель о рангахъ всехъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ класс чины; и которые въ одномъ класс» - Пётр I 24 января 1722 г.

    История создания

    Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

    Описание

    24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

    Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

    Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» , - гласила одна из описательных статей закона.

    Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

    Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

    За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

    Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

    Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

    Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе - только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

    Влияние на общество и дворянство

    При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и т. п. - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

    При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

    Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

    Дальнейшее развитие идеи

    Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

    Табель о рангах

    • Генералиссимус (вне классов)

    Чины гражданские (статские)

    Чины военные

    Чины придворные

    • Канцлер (Штатс-секретарь)
    • Действительный тайный советник 1-го класса
    • Генерал-фельдмаршал
    • Генерал-адмирал
    • Действительный тайный советник
    • Вице-Канцлер
    • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
    • Генерал-аншеф (1763-1796)
    • Генерал от артиллерии (с 1796)
    • Инженер-генерал (с 1796)
    • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711-1720)
    • Адмирал
    • Обер-камергер
    • Обер-гофмаршал
    • Обер-шталмейстер
    • Обер-егермейстер
    • Обер-гофмейстер
    • Обер-шенк
    • Обер-церемониймейстер (с 1844)
    • Обер-форшнейдер (с 1856)
    • Тайный советник (с 1724)
    • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
    • Генерал-поручик (1741-1796)
    • Вице-адмирал
    • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Гофмаршал
    • Гофмейстер
    • Шталмейстер
    • Егермейстер
    • Обер-церемониймейстер (с 1800)
    • Обер-форшнейдер
    • Тайный советник (1722-1724)
    • Действительный статский советник (с 1724)
    • Генерал-майор
    • подполковник гвардии (1748-1798)
    • Генерал от фортификации (1741-1796)
    • Шаутбенахт на флоте (1722-1740)
    • Контр-адмирал на флоте (с 1740)
    • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камергер (с 1737)
    • Статский советник
    • Бригадир (1722-1796)
    • Капитан-командор(1707-1732, 1751-1764, 1798-1827)
    • премьер-майор гвардии (1748-1798)
    • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Церемониймейстер (с 1800)
    • Камер-юнкер (с 1800)
    • Коллежский советник
    • Военный советник
    • Полковник
    • Капитан 1-го ранга на флоте
    • секунд-майор гвардии (1748-1798)
    • полковник гвардии (с 1798)
    • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камер-фурьер (до 1884)
    • Камергер (до 1737)
    • Надворный советник
    • Подполковник
    • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
    • Капитан 2-го ранга на флоте
    • капитан гвардии в пехоте
    • ротмистр гвардии в кавалерии
    • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Коллежский асессор
    • Премьер-майор и секунд-майор (1731-1798)
    • Майор (1798-1884)
    • Капитан (с 1884)
    • Ротмистр в кавалерии (с 1884)
    • Войсковой старшина у казаков (1796-1884)
    • Есаул у казаков (с 1884)
    • Капитан 3-го ранга на флоте (1722-1764)
    • Капитан-лейтенант на флоте (1907-1911)
    • Старший лейтенант на флоте (1912-1917)
    • штабс-капитан гвардии (с 1798)
    • Титулярный камергер
    • Титулярный советник
    • Капитан в пехоте (1722-1884)
    • Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
    • Поручик гвардии (с 1730)
    • Ротмистр в кавалерии (1798-1884)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
    • Есаул у казаков (1798-1884)
    • Подъесаул у казаков (с 1884)
    • Капитан-поручик на флоте (1764-1798)
    • Капитан-лейтенант на флоте (1798-1885)
    • Лейтенант на флоте (1885-1906, с 1912)
    • Старший лейтенант на флоте (1907-1911)
    • Камер-юнкер (до 1800)
    • Гоф-фурьер
    • Коллежский секретарь
    • Капитан-поручик в пехоте (1730-1797)
    • Штабс-капитан в пехоте (1797-1884)
    • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797-1884)
    • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
    • Поручик (с 1884)
    • Подпоручик гвардии (с 1730)
    • Подъесаул у казаков (до 1884)
    • Сотник у казаков (с 1884)
    • Лейтенант на флоте (1722-1885)
    • Мичман на флоте (с 1884)
    • Корабельный секретарь (по 1834)
    • Корабельный секретарь на флоте (до 1764)
    • Губернский секретарь
    • Поручик (1730-1884)
    • Подпоручик в пехоте (с 1884)
    • Корнет в кавалерии (1731-1884)
    • Прапорщик гвардии (1730-1884)
    • Сотник у казаков (до 1884)
    • Хорунжий у казаков (с 1884)
    • Унтер-лейтенант на флоте (1722-1732)
    • Мичман на флоте (1796-1884)
    • Камердинер
    • Мундшенк
    • Тафельдекер
    • Кондитер
    • Кабинетский регистратор
    • Провинциальный секретарь
    • Сенатский регистратор (1764-1834)
    • Синодский регистратор (с 1764)
    • Подпоручик в пехоте (1730-1884)
    • Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
    • Секунд-поручик в артиллерии (1722-1796)
    • Гардемарин на флоте (1860-1882)
    • Коллежский регистратор
    • Фендрик в пехоте (1722-1730)
    • Прапорщик в пехоте (1730-1884)
    • Корнет в кавалерии (до 1884)
    • Штык-юнкер в артиллерии (1722-1796)
    • Хорунжий у казаков (до 1884)
    • Мичман на флоте (1732-1796)

    Военные чины выше табели о рангах

    1. Генералиссимус

    Воинские звания ниже табели о рангах

    1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
    2. Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
    3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
    4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

    Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру 1, который не только отдал приказ, но и принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к Императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии. Документ был рассмотрен, в него были внесены определенные поправки, однако при итоговом рассмотрении Петр их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.

    Содержание табели о рангах царской России

    Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

    Все чины в табели делились на три типа – придворные, военные и статские - которые группировались в соответствии с типом и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше был класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

    Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими и больше шансов пробиться по карьерной лестнице.

    Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

    Значение табели о рангах

    Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

    Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табели были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядком Московской Руси и перешла на новый тип управления.

    Однако самое главное значение подобного табели 1722 года состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шанс в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

    Табель о рангах Петра 1 также окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

    В современной России существует аналогичный документ.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...