Так почему же именно Homo sapiens.

В специальной литературе замкнутый человек называется шизоидом, реже - интровертом. Чем он отличается от открытых людей, каковы особенности его характера? Обо всем этом читайте ниже.

Основные черты

Сразу отметим, что связывать слова «шизоид» и «шизофрения» нельзя. Последний термин представляет собой название вполне конкретной болезни. Что касается шизоидов, то это нормальные люди, просто имеющие свои особенности. Использование определения «замкнутые» вполне оправдано по той причине, что базовые качества данного типа людей - отгороженность от внешнего мира, закрытость. В этом аспекте они выступают полной противоположностью гипертимам, чья душа всегда нараспашку.

Особенности внешности

Замкнутый человек в большинстве случаев отличается худощавостью, нежели полнотой, плотностью. Его лицо вытянутое, голова часто яйцевидной формы, нос прямой, профиль «угловой» (наблюдается по причине некоторой укороченности подбородка). Взаимосвязь между вытянутым лицом, худощавой фигурой и замкнутостью довольно высока. Однако подобное сочетание не всегда указывает на закрытость. Полные люди тоже относятся к разряду шизоидов, но гораздо реже.

Движения

Что касается двигательных особенностей замкнутых индивидов, они отличаются невысокой ловкостью при совершении крупных движений. Для этого им просто не хватает пластичности. Зато имеется способность к тонким и максимально точным ручным операциям, представляющим важность, к примеру, в и часовщика, ювелира и стоматолога.

Замкнутый человек, как правило, имеет отчетливый, мелкий, немного отрывистый почерк.

Базовые ценности, интересы

Внутренний мир является главным богатством интровертов. Особенности характера шизоидов таковы, что они постоянно погружены в себя. Противоположностью выступают гипертимы, открытые ко всему, что происходит вокруг них. Замкнутые люди очень ценят свой внутренний мир, а до внешнего им зачастую нет дела, поскольку он кажется более грубым и примитивным, чем их собственные фантазии, мечты, мысли.

Выдающийся немецкий психолог и врач Кречмер сравнил интровертов с римскими виллами, фасады которых очень просты, окна закрыты, а внутри проходят богатые пиршества. Благодаря этой красочной метафоре он подчеркнул, что разница между неярким внешним видом представителей этого характера и их внутренним миром чрезвычайно велика. В противовес гипертиму необщительный человек характеризуется сдержанностью и скрытностью. По нему нельзя сказать, какие «пиршества» происходят в его душе.

Коммуникация

Замкнутый человек в группе в основном держится отстраненно и предпочитает молчать. Его контакты, как правило, ограничены небольшим кругом друзей и близких. Такие люди неохотно рассказывают о себе, и нередко можно услышать, что информацию из них приходится буквально "вытаскивать клещами".

Неудивительно, что шизоиды испытывают трудности с общением. Скрытность при этом объясняется нежеланием делиться собственными переживаниями. Интроверты не испытывают нужды в контакте с внешним миром, потому как им вполне комфортно наедине с собой. Как выразился один поэт, они стремятся «закутаться в шелк своей души». С другой стороны, общение действительно представляет для них особую трудность, поскольку шизоиды в процессе коммуникации чувствуют свою неловкость и неумелость.

Кречмер приводил еще одну яркую метафору, где сравнивал замкнутого индивида с инфузорией, осторожно приближающейся к незнакомому предмету и наблюдающей за ним из-за полуопущенных ресничек, в нерешительности выдвигающей щупальца, а затем тут же их отдергивающей.

Несмотря на природное стремление к отгороженности, стеснительный человек иногда испытывает страдания от нехватки общения. Особенно часто это наблюдается в детском и подростковом возрасте.

Эмоциональный фон

Переживания замкнутых и порой кажутся окружающим парадоксальными. С одной стороны, интроверты отличаются сдержанностью и холодностью, с другой - они ранимы и эмоциональны. Шизоиды показывают острую реакцию на все то, что задевает их собственные ценности. Часто это душевный отклик на несправедливость, грубость, беспорядок.

В настоящее время активно обсуждается так называемый Одним из его признаков выступает понимание чувств и настроений окружающих. Именно этой чертой не могут похвастаться многие интроверты. Замкнутые люди, конечно, подозревают, что в вас бушуют некие чувства, но их об этом обязательно нужно проинформировать. Они опираются на сказанное, при этом не обращая внимания на интонацию и выражение лица.

Особенности образа жизни, установки, занятия

Внутренний мир интровертов отличается упорядоченностью, и того же они ждут от мира внешнего. Их образ мыслей и внутренняя организация находят отражение во всех действиях. К примеру, им легко принимать правила и следовать им. Они добиваются успеха на том профессиональном поприще, где им предписано действовать определенным образом. Всякое отступление от норм вызывает у интровертов раздражение.

При этом на работе нередко возникают серьезные противоречия. Стремление шизоида всегда следовать предписаниям может обернуться обвинениями в формализме. В то же время вышеуказанные качества интровертов просто незаменимы, к примеру, в военном деле или при управлении финансами.

Человека, замкнутого в себе, превращает спор с ним в невыносимый процесс. А все потому, что интроверт находится в плену у планов, схем, форм, слов. Это отражается в том, что умственные конструкции и теории являются для него более убедительными и ценными, нежели конкретные жизненные факты. По указанной причине шизоиды нередко оказываются в оппозиции, предпочитая не смешиваться с модой, мнением остальных, массовыми движениями. Держать дистанцию для них не представляет никакого труда. Интровертов зачастую окружает атмосфера таинственности, они слывут оригиналами с нотками аристократизма.

Слабые места

Рассматривая особенности общения с шизоидом, отметим, что он страдает от бесцеремонного вторжения в личное пространство. Такой человек никогда не открывается до конца даже самым близким людям. Интроверт нередко удивляет окружающих на первый взгляд внезапными решениями или неожиданными действиями. На самом же деле такое поведение является результатом сложнейших переживаний и долгих размышлений.

Психология детей шизоидного типа

Эти неприветливые и мрачные представители подрастающего поколения очень слабо или вообще не реагируют на критику взрослых. Они предпочитают избегать больших компаний и шумных игр. Из-за недостатка заинтересованности могут наблюдаться проблемы с успеваемостью. При этом замкнутый ребенок ведет себя таким образом, будто постоянно ждет какого-то подвоха со стороны окружающих. Как правило, дети шизоидного типа отличаются сильной привязанностью к матери и тяжело переносят расставание с ней, пусть даже на непродолжительное время. Это объясняется проявлением страха быть забытыми, брошенными.

Некоторые ошибочно проводят аналогию между замкнутыми и застенчивыми детьми. При этом первые не хотят общаться с окружающими, а вторые, наоборот, нуждаются в коммуникации, но не умеют вступать в контакт.

С чего все начинается

Психология детей шизоидного типа формируется под воздействием многих факторов. Рассмотрим их подробнее:

Тонкость душевной организации и иные ребенка. Замкнутость особенно характерна для меланхоликов и флегматиков. При общении со своим чадом родители должны учитывать, что добиться положительного результата можно при чутком и внимательном отношении. Не стоит грубо вторгаться в его внутренний мир в надежде на перевоспитание. В противном случае ребенок окончательно уйдет в себя, закроется.

Замкнутость может быть обусловлена конфликтами с друзьями, недомоганием, непониманием сверстников. В этом случае взрослым важно выяснить истинную причину закрытости и мягко помочь ребенку выйти из ситуации.

Интроверты нередко вырастают в семьях, где воспитывается один ребенок. При отсутствии опыта общения с сестрой или братом, вынужденные играть самостоятельно, они получают неверные коммуникативные установки, следовательно, способности общаться развиваются плохо. В этом случае родителям рекомендуется способствовать контактированию ребенка с друзьями.

Недостаток внимания. Когда взрослые пытаются освободиться от ребенка, он начинает все реже обращаться к ним со своими «пустяковыми» проблемами и вопросами. В результате с течением времени детям и родителям становится просто не о чем говорить, у них отсутствуют точки соприкосновения. Важно учитывать, что психология поведения человека, замкнутого в себе, формируется не за один день. Поэтому вполне естественно, что родители, к примеру, после работы уделяют время каким-то своим делам. Обеспокоенность ситуацией следует проявлять тогда, когда она повторяется систематически. Важно интересоваться проблемами чада, выслушивать его.

Сдерживание желаний, эмоций. Даже взрослому человеку требуется «выпускать пар» и делиться собственными переживаниями. А у ребенка это стремление еще более сильное, поскольку каждый день для него наполнен открытиями. Если дети понимают, что родители не стремятся выслушивать их, то начинает набирать обороты процесс по сдерживанию эмоций. Подобное ограничение сказывается не только на общем развитии чада, но и на его физическом здоровье.

Недовольство поведением ребенка. Проблема общения в психологии рассматривается в аспекте постоянного порицания. При этом между родителями и чадом пропадает эмоциональный контакт. Взрослые стремятся к тому, чтобы ребенок был должным образом одет и обут, а на его внутренний мир внимания обращают гораздо меньше. Причины проблемы могут быть самыми разными, причем на первый взгляд не совсем серьезными. К примеру, ребенок не того пола, какого хотелось бы, или чадо мешает продвижению по карьерной лестнице. В результате невнимательное отношение выливается в агрессию, робость, замкнутость, обидчивость.

Заключение

Темы по психологии общения становятся все более обсуждаемыми. Причина в том, что современные люди начали осознавать: ошибки в поведении обуславливают возникновение непреодолимых препятствий в установлении контакта с детьми, друзьями, возлюбленными, родителями. Понимание механизмов коммуникации позволяет упрощать общение, а следовательно, и саму жизнь.

Если человек ходит тихо, аккуратно наступая на носочки, - он, скорее всего, не любит привлекать к себе внимание, склонен к самоанализу, немного угрюм, не очень охотно вступает в контакт с другими людьми, подвержен резким сменам настроения, влюблен в себя и слишком самоуверенен.

Человек с так называемой «танцующей» походкой - несерьезен, ему не стоит доверять, слово такой парень или девушка вряд ли держит. Люди с такой походкой любят «порхать», то есть отдыхать, развлекаться, не задумываясь о последствиях и ответственности.

Девушка, излишне стучащая каблуками , пытается громко о себе заявить. Она любит повышенное внимание к своей персоне. Звонкая походка с подчеркнутым стуком каблуков принадлежит несдержанному и бесцеремонному человеку. На первый взгляд, это может показаться уверенностью в себе, даже смелостью. Но такие «хамы», стучащие каблуками, на самом деле часто своим поведением компенсируют отсутствие уверенности. Они легко идут на любовные контакты, часто меняют партнеров.

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.).

Люди, передвигающиеся мелкими шажками , педантичны, придирчивы, пунктуальны и даже немного занудливы. Походка с короткими шагами у человека вздорного, злопамятного, безответственного.

Спесивые, гордые, амбициозные люди при ходьбе дергаются всем телом, особенно плечами .

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Медленный шаг у спокойных, равнодушных, раздраженных людей. Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности.

Медленно и размеренно ходят люди, погруженные в свои дела и мысли, глубокомысленные, честолюбивые и себялюбивые. Как правило, двигаться они могут и быстрее, но внутренние вопросы интересуют их куда больше, чем постоянная спешка. Также, размеренной походкой отличаются романтики и люди творческих профессий - художники, поэты, композиторы. Это походка ученых, озабоченных научной проблемой. Такие люди очень интересны, но к жизни абсолютно не приспособлены, так что им постоянно нужна нянька – и в 10 лет, и в 20 и даже в 60. Размеренный, степенный шаг говорит о том, что перед вами спокойный, уравновешенный субъект, не подверженный чудачествам и легкомыслию. Его рациональность и консервативность могут показаться порой невыносимыми, но он верный и надежный человек.

Быстрыми шагами . Человек, который передвигается быстро, мелкими шагами, по мнению психологов, обладает сильным и целеустремленным характером. Согласно статистическим данным, люди с такой походкой добиваются успехов в бизнесе и отличаются достижениями в карьере. Обычно, они часто смотрят по сторонам из-за предосторожности, способны быстро принимать решения и могут собраться, если будет нужно. Тот, кто ходит быстрыми и длинными шагами, великодушен, честолюбив, прилежен и исполнителен, всегда завершает начатое дело. Быстрая и тихая походка у притворщика.

Быстрая, неровная походка - увлекающаяся натура. Такие люди редко смотрят под ноги, летят сломя голову, рассматривая все, что попадается на пути - витрины, людей, - и часто спотыкаются, даже падают.

Размеренный шаг, руки в карманах - обычно, зажатые и достаточно самокритичные люди с лидерскими качествами, а также стремлением добиваться успеха во всем и везде.

Вызывающе и ярко , привлекая к себе внимание - преимущественно женщины. Их шаг отличается изысканностью, они любят крутить бедрами и делать акцент на своей манере передвигаться. Как правило, хозяйки такой походки абсолютно уверенны в себе и сознательно пытаются привлечь к своей персоне как можно больше взоров. Ученые отмечают эту манеру у многих знаменитостей.

Громкий и неопрятный шаг . Люди с такой походкой также целеустремленно обращают внимание на себя. Но не из-за чрезмерной уверенности, а из-за бестактности и отсутствия знаний этикета. Обладатели такой манеры отличаются эмоциональностью, которую они могут выражать как хотят и где хотят. Специалисты утверждают, что этот шаг характерен для ловеласов и бездельников.

Легкой джазовой походкой . Люди, которые с виду не ходят, а как бы танцуют отличаются легкомысленным и через чур романтичным характером. Они зачастую выражают свои эмоции слишком бурно и совсем не стыдятся этого. По статистике, мужчины с такой походкой отличаются халатностью в отношениях.

Размахива ют руками люди искренние и дружелюбные. Обладатели этой манеры могут с легкостью выслушать друга, дать совет и помочь в трудную минуту. Им также присущ веселый характер и хорошее чувство юмора. Более того, если при этом походка отличается легкостью и свободой, это означает, что перед Вами честный, добрый человек, которому можно довериться. Ему характерны такие черты, как целеустремленность, стремительность, энергичность, непосредственность. Скорее всего, это творческий человек.

Человек, который всегда идет по прямой , обычно храбр и мудр, готов к любым неприятностям и пасовать перед ними не собирается. Он достаточно умен и смел, однако в безрассудности и лихости его обвинить нельзя. Этот человек прагматик, но даже в нем таятся искорки романтизма, нужно только уметь их разжечь. Такие люди несколько прямолинейны и бескомпромиссны, что иногда мешает им сделать карьеру, зато они честны, хотя и носятся со своей честностью как с писаной торбой.

Тот, кто ходит тихо, с поднятым вверх лицом - горд, спесив и задумчив. Человек, предпочитающий ходить прямо, но при этом медленно и с задранным носом , тщеславен и спесив, что понятно и без всяких психологических выкладок. Такие люди мнят себя центром вселенной, а тех, кто пытается сбить с них спесь, они просто ненавидят.

Кто при этом приостанавливается и незаметно оглядывается - может оказаться спесивым и самовлюбленным клеветником.

Ровная, уверенная походка говорит о человеке смелом, решительном, настырном и упрямом. Он любит спорт, может даже быть профессиональным спортсменом. Он прямолинеен в высказываниях, что приносит ему массу неприятностей в жизни.

Небольшой наклон вперед при ходьбе - признак честного, миролюбивого и добродетельного человека.

Размашистая походка бывает у человека разговорчивого, смелого, общительного, считающего себя самым умным. Живая жестикуляция говорит о его самоуверенности и импульсивности. Размашистая походка – примета великодушного и щедрого человека. Кроме щедрости, их отличают прилежность и исполнительность. Они никогда не возьмутся за дело, если не уверены в том, что способны с ним справиться. А если уж взялись, то будьте спокойны – все сделают в лучшем виде.

Привычка наклонять голову слегка вправо, широко расставлять ноги при ходьбе , при этом энергично размахивать руками, класть руку на бедро и смотреть прямо на собеседника - такие признаки свидетельствуют о врожденном благородстве. Эти люди удачливы во всех начинаниях, они открыты, общительны, обладают аналитическим складом ума, являются неплохими психологами.

Особенно опасайтесь тех, кто ходит тихо, постоянно оглядываясь и останавливаясь . Совершенно ясно, что у этих людей совесть нечиста. Кроме того, подобная походка человека характеризует человека как низкого интригана и клеветника с очень уязвимым самолюбием.

Те, кто ходит, слегка наклонившись вперед , как правило, люди честные, прямые и крайне миролюбивые. Они не способны на подлость и предательство, но в них достаточно гибкости, чтобы не казаться нахальными и грубыми. Они не будут биться лбом о стену, пытаясь разрушить ее, достаточно умны, чтобы найти способ устранить препятствие другим, более эффективным способом. Про таких говорят: «С ним я пошел бы в разведку». Но и в мирной жизни они всегда постараются найти выход из положения, так что друзей и возлюбленных лучше всего выбирать среди людей с такой походкой, и верное плечо вам обеспечено.

Люди робкие, некоммуникабельные ходят носками вовнутрь .

Человек, ходящий с разворотом мысков наружу - скорее экстраверт. Этот человек общителен. И очень ориентирован на людей, которые его окружают. Ему не все равно, что о нем думают люди. Как минимум, те, кого он считает близкими. И ему важно нравиться.

У людей, ставящих ступни параллельно , как правило, ориентации «на себя» и «на людей» уравновешены: прислушивается к мнению окружающих, но лишь для дополнительной информации, без фанатизма; ориентируется на свое мнение и отстаивает свою свободу, но без наплевательского ко всем отношения.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) : стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.

Счастливые в любви женщины имеют красивую, летящую походку .

Люди с резкой походкой обладают вздорным характером, они вспыльчивы и злопамятны. Их резкость проявляется не только в походке, но и в личных отношениях.

Беспомощная, вялая походка - слабая воля, бессилие, скрытые болезни (туберкулез, астма, повышенный вес).

Раскачивающаяся походка - доброта, лень, вальяжность. Такие люди могут плохо рассчитывать расстояния между собой и другими пешеходами, наталкиваются на встречных, пытаются протиснуться в толпе. В результате - всех толкают, извиняются и опять сталкиваются.

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Медленный, или «журавлиный», шаг характеризует людей либо равнодушных, холодных, либо желчных, недовольных всем и вся. Они тяжелы в общении, безрадостны и бесперспективны.

Шаркающая «провисающая» походка - отказ от волевых усилий и стремлений, вялось, медлительность, ленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.

Походка мужчин :

Походка «вперевалку» . Свойственна мужчинам, которые стремятся к общественному авторитету, хотят, чтобы другие люди прислушивались к их мнению. Обладают покладистым характером, добротой, не злопамятны.

Дрожащая походка . Свойственна нервным, неуверенным в себе личностям, с пессимистическими жизненными настроениями. Такие люди никак не могут найти ответ на вопрос: как обрести уверенность в себе?

Походка с руками в карманах . Выдаёт людей, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами. Также эти люди достаточно критичны и таинственны.

Походка стремительная с резким шагом . Отличает людей с мстительным, конфликтным характером, очень злопамятных.

Плавная, неспешная походка . Отличает людей с философским складом ума, задумчивых и глубокомысленных.

Стремительная походка, руки упёрты в бёдра . Характеризует вспыльчивого, неуравновешенного человека. Периоды агрессии сменяются апатией. Предпочитают быстро принимать решения.

Чеканят шаг с высоко поднятым подбородком . Это, как правило, чиновники или ответственные руководящие работники. Человек с большими амбициями и самомнением.

«Пружинящая» походка принадлежит обычно спортсменам, в том числе и бывшим.

Лёгкая «косолапость» выдаёт стеснительных и застенчивых людей, предпочитающих много времени проводить в одиночестве.

Походка «пятки внутрь» принадлежит весёлым и общительным людям. Обладатели данной походки стремятся познать окружающий мир.

1. Человек и пространство

Железные дороги и пароходы принесли с собой возможность совершать путешествия через океаны и континенты в течение недель, а не месяцев... и дело шло к тому, чтобы совершать такие поездки за несколько дней: например, с окончанием постройки Транссибирской железнодорожной магистрали... стало возможным путешествовать из Парижа во Владивосток за 15 или 16 дней.

Электрический телеграф сделал возможным обмен информацией по всему земному шару за несколько минут.

Люди... получили беспрецедентные по качеству и масштабам возможности для путешествий... на большие расстояния. Всего один пример, который современники Б. Франклина сочли бы глупой выдумкой. В 1879 г. Швейцарию посетил почти миллион туристов. 200 тысяч из них — американцы...

В то же самое время мир стал гораздо более плотно населенным. Хотя демографическая статистика, особенно в отношении конца XVIII в., остается спекулятивной... мы не слишком ошибемся, если предположим, что к 1880 г. население Земли (1,5 млрд человек) по сравнению с 1780-ми гг. удвоилось. Большая часть землян жила в Азии (как это было всегда); но если в 1800 г. население Азии составляло почти две трети человечества, то уже в 1900 г. — только 55%. Европейское население (включая все население Российской империи, азиатская часть которой была заселена крайне слабо) по численности занимало второе место. Оно более чем удвоилось: 200 млн человек в 1800 г. против 430 млн человек в 1900 г.; к тому же массовая эмиграция населения Европы за океан обусловила не имевший аналогов в истории рост населения Америки — между 1800-м и 1900 гг. с примерно 30 до почти 160 млн человек (а население Северной Америки выросло с 7 до 80 млн человек!). Население... Африки росло медленнее, увеличившись за сто лет более чем на треть. Если в 1800 г. африканцев было в три раза больше, чем жителей Южной и Северной Америки, то к концу XIX в. в Америке жило больше людей, чем в Африке...

Итак, с одной стороны, мир становился большим по численности населения и меньшим по возможностям передвижения, так сказать, глобальным — планету связывали новые потоки товаров, людей, капиталов, информации, идей, промышленных изделий. Но с другой стороны, Земля оказывалась разделенной новыми границами. Появились богатые и бедные регионы, развитые и отсталые общества, передовые и рутинные экономики, сильные и слабые военно-политические союзы...

До начала индустриальной эры различия между основными регионами по уровню материального благосостояния были совсем небольшими, в пределах 1,0—1,8... Однако в XIX в. разрыв между западными странами и остальным миром увеличился благодаря преобразившей мир промышленной революции... Рассматривая 1860-е гг., мы имеем дело не с единым миром, а с двумя зонами, объединенными в глобальную систему, состоящими из развитых и отсталых, господствующих и зависимых, бедных и богатых стран.

Э. Хобсбаум

Не нужно быть великим специалистом... чтобы быть уверенным, что [строительство железных дорог] поддержало весь подъем Англии. Еще сегодня существует корреляция (взаимозависимость. — Авт.) между экономическим ростом и легкостью перевозок. Скорость сообщений касается также распоряжений и информации, она необходима деловому миру. Разве удалось бы Томасу Уильямсу около 1790 г. установить и сохранять монополию на медь и все свои дела... если бы торговые письма из Лондона в Ланкашир и Уэльс не шли бы уже с той же скоростью, что и ныне?

Ф. Бродель

2. Человек и техника

Годы

Технические открытия и изобретения, новые явления в промышленности, на транспорте, в средствах связи

1800—1825

Усовершенствование ткацкого станка Ж. М. Жаккаром (1805).

Первый рейс парохода Р. Фултона по р. Гудзон, начало регулярного речного пароходного сообщения (1807).

Испытание первого паровоза Дж. Стефенсона (1814).

Первый рейс парохода через Атлантику (1819).

Открытие в Англии первой железной дороги Стоктон — Дарлингтон (1825).

1826—1850

Усовершенствование ткацкого станка и прядильной машины Р. Робертсом, патент на первую швейную машинку (1830).

Телеграф С. Морзе (1835).

1851—1875

Первые дагеротипы Л. Ж. М. Дагера (1838).

Открытие вулканизации каучука (1839).

Первый уборочный комбайн С. X. Маккормика, первый электротрансформатор А. Мэссона и Л. Бреге (1840).

Первый крупный винтовой металлический корабль И. К. Брунеля (1843).

Шина с воздушной камерой Р. У. Томсона (1845).

Использование А. Ньепсом стеклянной пластины для получения фотографического негатива (1847).

Гидравлическая реактивная турбина Дж. Френсиса, «английская» безопасная булавка У. Ханта (1849).

Бинокль с призмами И. Порро (1850).

Швейная машинка И. М. Зингера, первый подводный телеграфный кабель между Дувром и Кале (1851).

Гироскоп Л. Фуко, дирижабль А. Жиффара, «шведские» спички Э. Лунстрема (1852).

Промышленный способ производства алюминия А. Сент-Клер Девиля, печатающий телеграфный аппарат Д. Хьюза (1854).

Газовая горелка Р. В. Бунзена (1855).

Конвертерный способ производства стали Г. Бессемера, первый искусственный краситель (1856).

Установка первого лифта в Нью-Йорке Э. Г. Отиса (1857).

Гидравлический тормоз У. Фруда (1858).

Первая промышленная добыча нефти в Тейтсвилле в США Э. Л. Лрейком (1859).

Тепловой двигатель внутреннего сгорания Э. Ленуара (1860).

Педальный велосипед (1861).

Первое подземное метро в Лондоне (1863).

Новый способ литья стали П. Мартена, первый спальный железнодорожный вагон Л. М. Пульмана и Б. Филда (1865).

Первая пишущая машинка К. Л. Шоля (1867).

Первый пылесос И. Г. Макгаффра, подшипник Ж. Сюрирея (1869).

1876—1900

Первая динамомашина 3. Грамма (1871).

Первый океанский телеграфный кабель между Европой и Южной Америкой (1872).

Серийное производство пишущих машинок П. Ремингтоном (1873).

Система многократного последовательного телеграфирования (аппарат Бодо, 1874).

Изобретение динамита А. Нобелем (1875).

Электродуговая лампочка Π. Н. Яблочкова, телефон А. Г. Белла, двигатель внутреннего сгорания Н. Отто, Г. Даймлера, В. Майбаха (1876).

Фонограф Т. А. Эдисона (1878).

Двухтактный газовый двигатель К. Бенца (1878). Электровоз В. Сименса (1879).

Счетная машина с перфорационными картами X. Холлерита (1880).

Первый электрический трамвай в Берлине (1881).

Первый промышленный генератор переменного тока, электровентилятор С. С. Уилера (1882).

Трансформатор Л. Голара, автоматическая винтовка X. С. Максима, реактивная паровая турбина Ч. А. Парсонса, самопишущая ручка Л. Уотермена (1884).

Бензиновый автомобиль К. Бенца, счетная машинка с клавишным управлением У. С. Берроуза (1885).

Первая морская буровая нефтяная вышка в Калифорнии (1886).

Карбюратор Г. Даймлера (1887).

Шина Дж. Б. Данлопа (1888).

Первая линия метро с электрической тягой в Лондоне (1890).

Двигатель внутреннего сгорания Р. Дизеля (1892).

Кинематограф братьев Люмьер, железная дорога на электрической тяге в США (1895).

Беспроволочный телеграф А. С. Попова, Г. Маркони (1897).

Автобус Г. Даймлера (1899)

3. Человек и город

[В середине XIX в.] огромные города... поселения до 200 тысяч человек или столичный город с населением немногим более полумиллиона человек, которых к тому времени было не столь много, являлись не столько центрами индустрии (хотя в них могло находиться несколько фабрик), сколько центрами транспортных линий, торговли, администрации и большого количества услуг... Большинство жителей городов были рабочими различных специальностей. В это число входил большой процент домашней прислуги — каждый пятый лондонец в 1851 г. был занят в этой области, хотя в сравнении с Парижем их количество было небольшим...

Подобные города росли с невероятной быстротой. Население Вены увеличилось в 1880 г. с 400 тысяч до 700 тысяч человек, Берлина — с 378 тысяч (1849) до миллиона (1875), Парижа — с 1 млн до 1,9 млн человек, Лондона — с 2,5 млн до 3,9 млн (с 1851 по 1881). Впрочем, эти цифры бледнеют на фоне заокеанских городов наподобие Чикаго и Мельбурна. Менялись форма, внешний вид и структура городов...

Планировавшиеся широкие авеню и бульвары должны были пройти через места обитания городской нищеты, что, естественно, заставило бы их покинуть эти районы, которые, в свою очередь, можно было расчистить и сделать приличными и не столь опасными городскими территориями... Прокладывая линии железных дорог к центру городов, старались, чтобы они проходили через городские трущобы, где цены на дома были ниже, а на протесты бедняков можно было бы не обращать внимания... С тех пор как богатые хозяева жизни запретили своим нищим собратьям селиться в центральных районах города, возведением жилья для бедняков занялись нечистые на руку строительные компании, создатели тех мрачных, переполненных многоквартирных домов, которые на немецком языке называли «доходными бараками»...

Сказать «город середины XIX века» — это все равно что сказать «перенаселенный город», «город трущоб». Чем больше он разрастался, тем больше становился перенаселенным...

Третья четверть XIX в. стала первой в мире эпохой городской недвижимости и строительной лихорадки... История эпохи описана в романах Золя. Она отмечена взлетом цен на дома в престижных районах, появлением лифтов и возведением первых небоскребов в США. Когда Манхэттен вырос до небес, бедняцкий Ист-Сайд оказался самым, пожалуй, перенаселенным в западном мире районом трущоб: на акр земли приходилось 520 человек. Для них никто не строил небоскребов, возможно, что к счастью.

Э. Хобсбаум

Крупнейшие города Европы в середине 1870-х гг.

4. Человек и жилище

В городах Рурской области (Германия. — Авт.) середины XIX в. мы находим те самые условия, которые в расхожем представлении связаны с рабочим жилищем XIX в.: переполненные помещения, теснота, отсутствие света и воздуха. Сараи, мансарды, подвалы сдавались семьям рабочих... Большинство снимавших жилье рабочих имело две, максимум три комнаты, включая кухню. В кухне готовили пищу и спали. Зимой она часто была единственным отапливаемым помещением. Здесь проходила большая часть жизни семьи, здесь готовили пищу, ели и стирали. Мужчины длинными зимними ночами играли в карты, дети готовили уроки. Спальню родители делили со своими детьми. В супружеской постели вместе с родителями часто спал самый младший член семьи, двое-трое детей постарше делили другую кровать. Третья комната, если она была, либо предназначалась для взрослых детей, либо сдавалась одному или нескольким квартирантам. Реже она служила парадной комнатой с лучшей мебелью, изображением Богоматери или святых на стене и др. В этом случае в ней не жили, использовали ее только по праздникам, дням семейных торжеств... Семьи, которые сдавали внаем комнаты и углы, имели существенную прибавку к доходу: получая деньги за одно или несколько спальных мест, женщины за отдельную плату стирали, штопали, чинили белье квартирантов...

Если буржуазный дом начала XVIII в. еще схож с домом зажиточного ремесленника, то к концу столетия его стиль меняется. Буржуазная семья все более закрывается от соседей и прислуги. Вместо общих помещений и комнат, служивших многим целям... возникла специализация помещений (кабинет, жилая комната, столовая, детская) — архитектурное выражение растущей потребности отделиться от других. Коридоры планировались так, чтобы было меньше проходных комнат и не нарушалась интимность проживания. Во всем этом отражалась связанная с развитием новой цивилизации тенденция к индивидуализации. Одновременно явлением общественной жизни становился буржуазный салон, отражавший перемены в распределении собственности, культуре и образовании. В собственном доме зажиточный купец, пусть и в мужских комнатах, вне присутствия дам, заключал отдельные сделки, тогда как в музыкальном салоне его дочь или эстетствующий друг семьи играли на фортепиано. Грань между деловой и частной семейной жизнью соблюдалась строго. Буржуазия формировала как новый стиль жизни семьи, которую прятали от глаз света, так и семейную презентабельность, которую использовали в общественных и деловых интересах. Архитектура буржуазного дома реализовывала это двойственное стремление — отделить внутренний мир семьи от внешнего мира и одновременно символизировать ее в общественный престиж и силу.

Р. Зидер

5. Человек в движении

Середина XIX в. отмечена началом величайшей в истории миграции народов. Сегодня трудно точно измерить ее масштабы... Только одна драматическая форма миграции в какой-то мере документально зафиксирована. С 1846 по 1875 г. около 9 млн человек покинули Европу, большинство из них ради Соединенных Штатов...

Те, кто пересекал государственные границы и океан, встречались с большими трудностями... Эмиграция остро ставила вопрос о национальном самосознании. Должны ли были те, кто поселялся в новой стране, рвать все связи со своей исторической родиной, а если должны, то кто захочет это сделать?.. Проблема касалась в основном США, которые с радостью принимали иммигрантов, но при этом заставляли их превращаться в англоязычных жителей Америки — и как можно быстрее...

Перемена гражданства совсем не означала разрыва с исторической родиной. Даже наоборот! Обычные эмигранты, сплотившиеся в незнакомом для них окружении, которое приняло их довольно холодно и в котором воинствующая ксенофобия по отношению к «сброду» была реакцией коренных американцев на приток умиравших с голода ирландских переселенцев в 1850-х гг., естественно, искали помощи у тех, кто был им ближе, — у соотечественников. Америка, которая учила их английскому языку на примере простейших предложений: «Я слышу свисток. Я должен спешить», была не обществом, где следовало жить, а способом, чтобы зарабатывать деньги.

Иммигранты первого поколения, как бы рьяно они ни старались приспособиться к новым условиям, жили в своеобразных гетто и моральную поддержку могли получить, только опираясь на прежние формы жизни, поддержку себе подобных и память о родине, которую они так легко бросили...

Почему люди эмигрировали? Большей частью вследствие экономических причин. Иначе говоря, потому что были бедными...

Э. Хобсбаум

В брошюре международной корпорации по производству уборочных машин, которая была предназначена для обучения польских рабочих английскому языку, на первом же уроке предлагались следующие предложения:

Я слышу свисток на пятиминутный перерыв. Время идти в магазин. Я беру чек в кассе и кладу его на прилавок. Я переодеваюсь и готовлюсь к работе. Звучит сигнальный свисток. Я ем мой ланч. До свистка есть запрещается. Через пять минут повторный свисток. Я готовлюсь идти на работу. Я работаю до сигнального свистка об окончании работы. Я оставляю рабочее место чистым и убранным. Я могу идти домой.

1. Прочитайте тексты раздела 1 «Человек и пространство». Как изменилось пространство всемирной истории в Новое время, в эпоху становления и развития индустриального общества? Объясните следующие положения, содержащиеся в тексте: «мир стал больше», «мир стал меньше», «мир стал в некоторой степени глобальным», «мир разделили новые границы». Какими фактами автор подтверждает эти характеристики? С какими известными вам процессами связана каждая из них? Подумайте над причинами возникшего именно в Новое время существенного разрыва в уровне экономического благосостояния богатых и бедных стран. Вспомните из курсов обществознания и всемирной истории, какая тенденция — к увеличению этого разрыва или к его сокращению — проявляла себя в период новейшей истории человечества, в XX в. Актуальна ли эта проблема для современного мира? Какие последствия для жизни человека имели указанные в тексте явления? Не ограничивайтесь общими словами, приведите конкретные примеры, опираясь в том числе на отрывок из книги французского историка Ф. Броделя.

2. Ознакомьтесь с материалами раздела 2 «Человек и техника». Попытайтесь определенным образом классифицировать содержащиеся в тексте факты. Основания для классификации могут быть разными. Полезно дополнить перечень предложенных фактов, расширить их за счет, например, открытий в области научного знания (неевклидова геометрия Н. И. Лобачевского, открытие явления радиоактивности А. Беккерелем и т. д.). Сделайте все возможные выводы из приведенных фактов. Какие сферы общественной жизни изменялись под влиянием научного и технического прогресса в XIX в.? Свой ответ обоснуйте. Какие изменения в повседневной жизни людей происходили в эти годы? Что нового появлялось в их трудовой деятельности, быте семьи, досуге?

3. Прочитайте текст раздела 3 «Человек и город». Опираясь на него, предложите свое определение понятия «урбанизация». О каких особенностях урбанизации середины и второй половины XIX в. пишет автор? В чем вы видите причины и предпосылки быстрого роста городов в индустриальную эпоху? Подсчитайте, основываясь на приведенных статистических данных, темпы роста населения крупнейших городов Европы в данный период. Какие проблемы возникали в связи с этим? Какие особенности города эпохи индустриализации охарактеризованы в тексте? Выделите их. Каковы социальные последствия быстрой урбанизации? В чем проявлялись социальные контрасты? Почему они были столь очевидными, зримыми? Предложите свои объяснения причин строительной лихорадки последней трети XIX в.

4. Прочитайте текст раздела 4 «Человек и жилище». Какие выводы и наблюдения, сделанные на основе анализа текста 3, он подтверждает? Есть ли основания вносить существенные поправки в сформулированные вами выводы? Какие особенности трудовой и семейной жизни промышленных рабочих отражало их жилище? Согласны ли вы с мнением автора о том, что рабочие жили в стесненных условиях? Почему? Чем объясняет автор то обстоятельство, что рабочие охотно сдавали часть своей квартиры — комнату или даже угол — внаем? Предложите свои объяснения этому факту. Какие особенности экономического, демографического, социального развития того времени отразились в нем? Насколько значительны различия между квартирой для рабочих и буржуазным домом? Свой ответ обоснуйте. Какие социальные и личные качества, настроения, чувства формировали те условия, в которых жили рабочие, с одной стороны, буржуазия — с другой?

5. Прочитайте тексты раздела 5 «Человек в движении». Почему он так назван? Что такое миграции? Какими особенностями отмечена вторая половина XIX в. с точки зрения подвижности населения? Автор называет миграционные процессы тех лет Великим переселением. К каким историческим аналогам он прибегает? В чем принципиальная новизна миграционных процессов эпохи индустриализации по сравнению с мобильностью населения в древности, Средние века, раннее Новое время? Какими причинами объясняет автор массовый характер миграций? Какие иные причины вам известны? Каковы трудности, с которыми сталкивались иммигранты на новом месте? Как бы вы определили их характер? Это были трудности преимущественно экономические, социальные, психологические, духовные? Или вам не кажется продуктивной такая постановка вопроса? Свое мнение обоснуйте. Историк приводит пример тех предложений, которые в первую очередь должны были выучить иммигранты. Сделайте на основе их анализа все возможные выводы.

МИР к началу XX в.

Когда речь идет о том, чтобы «двигаться», обычно в голову приходят традиционные физические упражнения, которые многим просто скучно выполнять. Но это вовсе и не обязательно!

Дело в том, что для нашего организма совершенно не важно, являются ли его движения физкультурными упражнениями, или нет. Для него важно лишь то, что он движется. Чем «являются» эти движения, совершенно не важно, главное — чтобы они были.

То есть, чтобы наш организм получал нужное количество движения, надо просто больше двигаться каким угодно способом. И всё! Это совершенно не обязательно должны быть упражнения из курса физкультуры. Движения можно встроить прямо в свою обыденную жизнь.

Например, идя куда-нибудь пешком, а не перемещаясь на транспорте. Можно весь путь, а можно только какую-то его часть. Или ходить пешком по лестнице, а не ездить на лифте. Или просто чаще ходить гулять. Или играть в футбол и другие интересные подвижные игры. Или чаще заниматься любой физической деятельностью, да хоть просто чаще мусор в квартире убирать. Или что угодно еще. Главное — двигаться!

В сущности, нам нужно всего лишь «нагнать» нужное количество движений в день. Самый простой способ достичь этого — двигаться всегда, когда в принципе есть такая возможность. Не важно даже как, главное — двигаться!

На самом деле, начав двигаться любым способом, становится гораздо проще перейти и к специальным физическим упражнениям. Потому что тело уже привыкло двигаться и заниматься физкультурой ему будет намного проще.

Кроме того, подумайте о том, насколько полезным для вашего здоровья будет постоянное движение! Представьте себе — вы каждый день очень много двигаетесь. И не вместо своей обычной деятельности, а прямо во время нее. Фактически, каждый день становится физической тренировкой. Фактически, вся наша жизнь становится физической тренировкой!

И еще. Любые действия, в сущности, состоят из движений нашего тела. Соответственно, чем больше движений мы совершаем, тем больше действий мы совершаем. Чем больше действий мы совершаем, тем больше дел будет сделано. То есть, постоянно двигаясь, мы будем постоянно делать разнообразные дела. Представляете, как много дел мы тогда будем делать каждый день?

Привыкая двигаться, мы, фактически, привыкаем действовать. Приучаем свое тело к постоянному действию. Постоянно двигаться — это тренировка, тренировка действий.

И что самое главное и что было упомянуто в самом начале — только когда мы двигаемся, мы ощущаем себя живыми. Человек, который слишком мало двигается, начинает ощущать себя мертвым. Ощущать себя мертвым — это очень неприятно. Лучше ощущать себя живым!

Человек, который постоянно двигается, является и более здоровым, и чувствует себя лучше, и делает больше. Сплошные преимущества. Вот на что способно движение!

Поэтому начните постоянно двигаться. Старайтесь много двигаться в любой момент времени, если у вас есть хоть малейшая возможность. И только тогда — двигаясь — вы начнете жить полной жизнью!

Что вы делаете, когда вам очень грустно? А когда от радости хочется взлететь? Вот в Индии по тому и другому случаю танцуют. И, как оказалось, правильно делают, ведь танцы -- великолепная психотерапия, самый древний и самый правильный самонастрой. Поэтому они были непременной составляющей всех ритуалов. А коли сегодня не танцуется, расслабьтесь и скушайте пончик. Глядишь, и придете в правильное танцевальное настроение...

Всем известно, что малыши "развязывают себе язык" собственными пальцами -- чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить. Но мало кто знает, что свободным и вдохновенным танцем даже взрослый человек может "развязать" свою душу, освободив ее от многих тревог, депрессий и проблем.

Сколько вам нужно выпить, чтоб вы захотели танцевать? По-настоящему захотели -- раствориться в музыке, дать волю своему телу? Посчитайте когда-нибудь -- ведь этими рюмками измеряется ваша внутренняя свобода.

Самые свободные могут пуститься в пляс без предварительного подогрева. Самые зажатые никогда не танцуют. А между этими двумя полюсами пребывает большинство наших современников.

Мы почти забыли тот древний праязык, на котором говорит жизнь, -- язык тела. Тысячи лет танец был важнейшей частью человеческой культуры. При помощи танцев лечили, изгоняли духов, выражали свое горе и радость. Групповые танцы учили понимать друг друга без слов и давали чувство единения и гармонии. Магическим танцем вызывали дождь и разговаривали с богами.

Но цивилизация все глубже загоняет нас в ловушку неподвижности, тем самым лишая замечательного лекарства от душевных хворей и комплексов. Ведь свободное движение в танце, которое рвется изнутри, а не навязано шаблонами -- это древнейший способ психотерапии. На языке танца умеет разговаривать наше подсознание, поэтому неплохо бы изучить этот язык получше. Для этого совсем не обязательно учиться танцевать.

Пожалуй, это даже вредно, ведь шаблонные, заученные движения не выражают вашей истинной сути и состояния. Первыми это поняли гениальные танцовщицы начала века -- Айседора Дункан и Мэри Вигман. Отринув танцевальные па балетных школ, они танцевали импровизацию, поэтично и выразительно разговаривали своим телом.

Х опыт показывает, что через тело мы непосредственно переживаем события и отвечаем жизни. С помощью танца человек выстраивает диалог с самим собой и окружающим его миром. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, что он -- и способ самовыражения, и способ общения.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами: он может придавать форму глубоко скрытым фантазиям и стимулировать их появление. Используя естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, танец помогает человеку адаптироваться в мире, найти особый язык общения, понятный всем людям.

Именно такое отношение к танцу породило еще одно чудо XX века -- танцевально-двигательную терапию (ТДТ). Движение само по себе изменяет ощущения, но эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Поэтому с его помощью можно решать многие проблемы. Танец в ТДТ -- инструмент познания своей личности через язык тела, и как следствие танцем называется любое естественное движение, которое выражает чувство или настроение. Принципы танцевально-двигательной терапии применяются во многих школах -- от театра пластической драмы до динамической медитации у последователей ОШО.

Выбор остается за вами, хотя начать можно и самостоятельно. Для начала нужно просто ответить на вопрос: почему люди танцуют именно так, а не иначе?

Включите музыку и понаблюдайте, как вы двигаетесь. У каждого человека своя амплитуда и зона движений, свои излюбленные клише и ограничения. Если внимательно присмотреться к себе или понаблюдать за танцующими, можно многое узнать.
Специалисты по ТДТ условно делят тело человека на несколько частей.

Итак, у нас есть три горизонтальных яруса, каждый из которых отвечает за энергии особого плана.

Нижний ярус -- от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног: приседания, наклоны, движения в партере (брейк-данс). Этот ярус в восточной традиции относится к стихии Земли. Движения в этой области говорят о возвращении в детство (личная история человека) и спуске по эволюционной лестнице вниз, к животным, земноводным и далее -- к первооснове и разрушению стереотипа собственного "я".

Такое нисхождение часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, которые не всегда подконтрольны мозгу.В этом ярусе человек чувствует себя более живым, но... менее человеком. Энергии нижнего яруса часто дают даже просто физические силы, плюс к тому -- возможность почувствовать свои корни, прочную связь с миром во всех его проявлениях, что очень полезно для слишком возвышенных натур, страдающих депрессией и прочими нервными расстройствами.
Средний ярус -- корпус, шея и руки в их движении ниже уровня плеч -- вмещает в себя сразу две противоположных стихии: Огонь и Воду, мужское и женское начало. Для большинства людей это основная зона танца.

Движения здесь идут от бедер и плеч, они говорят о сексуальности и раскрепощенности. У большинства людей движения в этой зоне довольно однообразны и имеют ограниченную амплитуду, что свидетельствует о подчинении человека правилам приличия, законам общества, культурным стереотипам. Чем шире амплитуда движений, особенно в области бедер, тем меньше подчиняется человек сексуальным и иным догмам, царящим в обществе.

Если в танце нет гармонии между движениями плеч и бедер -- перетекания из верхней части в нижнюю и обратно или какая-то часть вообще не "работает" -- значит, есть проблемы с физическим или эмоциональным проявлением чувств. Средняя зона дает максимум возможности не только для самовыражения и самоанализа, но и для решения проблем взаимоотношения с обществом и представителями противоположного пола.
Верхний ярус -- голова, шея, руки в их движении выше уровня плеч: прыжки, полеты -- традиционно относится к стихии Воздуха.

Это извечная драма на тему "Почему люди не летают как птицы?". Для многих людей в европейской культуре движения в этой области символизируют изменение собственного "я" на духовном уровне, прорыв, воплощение нереализованного, нового и неизвестного, мечты о свободе и полете. Отказ от движений в этой области иногда связан со страхом "оторваться от земли".

Чаще всего это свойственно мужчинам среднего возраста с устойчивым социальным положением, которые боятся потерять вес в обществе (и собственный вес тоже), разрушить сложившийся эффектный имидж. Освоение движений верхнего уровня дает человеку энергии высокого уровня, способность к развитию, преодолению кризисов, которые с высоты птичьего полета выглядят не такими уж неразрешимыми.

Кроме горизонтальной в танце часто задействуется и вертикальная симметрия: движения вперед-назад. Если пространство перед собой человек еще худо-бедно задействует, то область за спиной практически всегда свободна. В таком отношении скрывается желание спрятаться, повернуться спиной к своим проблемам и... страх перед смертью. Соответственно, лечатся эти симптомы поворотами, вращением и движениями задом наперед.

Таким образом можно избавиться от извечных страхов перед неизведанным и пугающим. Что же делать со всеми этими бесценными знаниями? Конечно же, танцевать!

Танцевальная "самопсихотерапия" доступна всем. 20 минут свободного танца в день -- по утрам, вместо зарядки -- и вы станете другим, гораздо более счастливым человеком. Страшновато начинать? Побольше поворотов, вращений и движений задом наперед -- и страх уйдет. Лениво? Попробуйте передать эту лень танцем, а потом включайте нижний ярус. Ага, уже нравится? Тогда полетели!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...