Техники снятия психоэмоционального напряжения. Эмоциональное перенапряжение, приводящее к неврозам

Эмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. В аффективной сфере присутствует раздражение, подозрительность и нервозность, могут активизироваться различные личностные акцентуации. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства.

Нарастает усталость, которая не проходит ни после отдыха, ни после ночного сна, но увеличивается даже при минимальных физических нагрузках. Может пропадать аппетит, возникать бессонница, появляться стремление снять и расслабиться при помощи алкогольных и наркотических веществ. При применении различных стимуляторов (даже кофе) их эффект не выражен, а порой противоположный.

Обычно к такому состоянию приводит длительное подавление негативных ощущений или проблем, но когда человек сталкивается с подобным, корректировка может потребоваться довольно серьезная. Во многих случаях длительное нервное напряжение приводит к развитию стресса, со всеми вытекающими последствиями. Если игнорировать и данную симптоматику, то развиваются различные , терапия которых включает также медикаментозную коррекцию состояния.

Человеческая психика устроена таким образом, что только в постоянном совершенствовании находится в нормальном состоянии. В длительные периоды стабильности начинается , копится эмоциональное напряжение, которое связано не столько с внешней ситуацией и консервацией эмоций, сколько с раздражением от отсутствия движения.

Причины эмоционального напряжения

Состояние эмоционального напряжения в большинстве случаев вызвано неумением человека выражать свои эмоциональные и чувственные переживания. Обычно это касается переработки и выплеска негативных эмоций, которые оказывают наиболее разрушительное воздействие на психику. Именно в выражении подобных чувств многие люди испытывают трудности. Это связано с социальными нормами поведения, запретами на выражение и недовольства. Многим с детского возраста внушается, что нельзя злиться на определенных людей или сопротивляться каким-то действиям. и характера приводит к созданию внешне позитивного и желательного образа – человека. Который не плачет, не злится, не обижается, который способен простить все и наслаждается тем, что неприемлемо. Проблема в том, что от просто сокрытия подобные переживания никуда не исчезают и начинают разрушать не только психику, но и физическое здоровье человека. Вместо того чтобы отказываться от признания определенных чувств необходимо учить детей выражать их в конструктивной форме, не задерживая внутри.

Помимо таких внутренних факторов, которые впитываются в самом раннем возрасте, существует еще и внешнее воздействие. Так, стрессовые ситуации и постоянный дискомфорт, вызванный внешними событиями, приводит к эмоциональному напряжению. Сюда можно отнести нелюбимую работу, надоевшего мужа, раздражающих детей, шумных соседей, стройку за окном, нереализованные мечты. Многие из данных факторов даже не отмечаются человеком сознательно, когда он пытается разобраться в причинах собственного раздражения, но они продолжают воздействовать. И если поменять свой способ реагирования и проявления эмоций можно за несколько месяцев, то некоторые внешние обстоятельства не поддаются нашему воздействию.

Различие между нашим представлением о том, какой должен быть мир и тем, с какими его проявлениями мы сталкиваемся, является самым сильным фактором, провоцирующим эмоциональное напряжение. Различие эти могут возникать на основании объективных или выдуманных различий. Так, вполне логично ждать поддержки и внимания от близкого человека, и когда вместо этого происходит предательство или насмешки возникает напряжение. Но также это могут быть иллюзии, вызывающие все большие претензии к миру – например, желание чтобы все обедали в определенное время или понимали ваши слова с первого раза.

Дополнительными факторами, которые делают человека более восприимчивым к событиям и приводят к перенапряжению, являются повышенная усталость, любая неудовлетворенность. Физическое состояние играет важнейшую роль в регуляции эмоций, соответственно, если есть незначительное эмоциональное потрясение при сбалансированном ощущении тела она может пройти незамеченным. И наоборот, мимолетное замечание незнакомого человека может привести к серьезному эмоциональному срыву на фоне недосыпа и голода.

Как снять эмоциональное напряжение

Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами. Займитесь переструктурированием собственной жизни и уменьшением стресса в будничных ситуациях. Для этого отлично подходит стратегия мелких задач – когда одна большая работа разбивается на несколько составляющих. Восприятие человека устроено так, что если план глобален (например, купить квартиру), то ничего кроме паники такая цель не вызовет, а откладывание выполнение будет вызывать нарастание внутреннего напряжения. Следует поставить много маленьких задач, которые в итоге приведут к желаемому. Их можно выполнять периодически и не ощущать возникающего давления.

Максимально снижайте уровень неопределенности – требуйте от людей сроки, ищите детальную информацию, проводите сравнение с аналогичными проектами. Чем больше будет ваша осведомленность о реальном положении дел, тем меньше будет разница между вашими ожиданиями и реальностью. Кроме того, это позволяет оптимально спланировать собственное время и процессы. Продумывайте возможные варианты развития событий и свои действия в них. Это уберет вас от пустого фантазирования, повышения тревожности и панического ожидания. Когда ситуация повернет не в выбранный самый позитивный вариант.

Если вы замечаете у себя повышенный уровень , которая не строится на объективных поводах, то стоит работать со своими состояниями. Для этого можно сравнивать возникающую ситуацию аналогичными, но уже успешно закончившимися, а то, что сейчас воспринимается, как трагедия хорошо ставить мысленно рядом с действительно плохими вещами (например, излишние переживания о возможной критике вашего отчета можно сравнить с болезнью близкого – уровень тревоги должен упасть). Также есть противоположная стратегия – доведение значимости и важности переживаемой ситуации до абсурдной. Раскручивая в своей голове степень влияния своего провала на презентации до того, что после этого может погаснуть солнце и вся вселенная погибнет, вы заметите эмоциональные изменения в восприятии.

Увеличивайте физическую нагрузку – это отличный способ переработки многих эмоций. Причем, вид занятий можно подбирать относительно возникающих негативных эмоций. Если это , то начинайте бегать, если – запишитесь на бокс, повышенная – вам в бассейн. Также необходимо слушать собственное тело – если хочется потянуться, то не заставляйте себя поднимать штангу. В процессе спортивных и физических нагрузок происходит не только проработка эмоций, выплеск лишнего адреналина, но также выработка позитивных гормонов, что стабилизирует эмоциональное состояние.

Если заметили нарастающее эмоциональное напряжение, то можно прямо в этот момент снизить его при помощи дыхательных техник. Это могут упражнения из йоги или вайвейшена, просто чередование глубоких вдохов и резких выдохов – тут нет однозначного рецепта, стоит пробовать. Однако точно помогает переносить внимание с процесса мыслей на процесс дыхания.

Чтобы выпускать скопившиеся эмоции можно искать для этого различные оптимальные способы, которые не нанесут вреда людям и отношениям, хорошо, чтобы данный процесс проходил в присутствии психолога. Самостоятельно выплеснуть эмоции можно через спорт, танцы, пение, рисование (причем даже раскрашивание), лепку. Все виды творчества отлично подходят, как способ выражения своего внутреннего состояния, да еще и в форме искусства.

Ищите деятельность, приносящую вам расслабление, работайте над тем, чтобы впускать в свою жизнь больше спонтанности и находить причины для радости в каждый момент. Стремитесь уменьшить количество собственного контроля. Сведите его только к необходимым вещам, при этом не трогайте чужие жизни и убеждения. Чем меньше вещей, которые нужно держать в поле своего зрения, тем больше моментов для расслабления, а мир не рухнет без вашего вмешательства, скорее задышит свободнее и легче, как и вы сами.

Способы снятия эмоционального напряжения

В психологии разработано много методов и приемов, которые помогают снять или снизить уровень эмоционального напряжения. Некоторые из них необходимо выполнять только со специалистом, но есть и ряд методики, доступные для самостоятельного использования.

Так, очень эффективна смена деятельности, причем необходимо выбирать что-то требующее сильного мышечного напряжения или физической активности. Длительность такой смены может быть от пяти до пятнадцати минут. Можно выполнить необходимую мелкую работу по дому – помыть обувь или посуду, вынести мусор, погладить рубашку. В офисе можно пройтись за обедом, принести бумагу, полить цветы. Если есть возможность, то самое простое и действенное – выйти пройтись в быстром темпе, хорошо сочетать это с дыхательными упражнениями.

Подходят разного типа . Можно рисовать или клеить коллажи, можно составлять рисунки, используя компьютерные программы – сюда можно выплеснуть и злость, и досаду, и мечты. Также можно визуализировать в своем воображении – тут лучше работать с энергией. Когда чувствуете напряжение, стоит представить его в качестве жидкости определенного цвета и представить, как она вытекает из вас, сквозь ноги в землю. Данная техника очень заземляет, особенно хорошо, если есть возможность разуться и полностью касаться стопой поверхности земли.

Анализируйте ситуацию. Когда что-то заставляет серьезно переживать, можно в письменной форме разложить ситуацию, ответив на вопросы: что вас зацепило, какие выводы можно сделать, что привело к возникновению такой ситуации, на что она влияет, что могло спровоцировать других людей, как можно избежать или как использовать для себя. В процессе такого анализа вы не только приобретаете стратегию совладания с подобными происшествиями на будущее, но и стабилизируете свои эмоции в настоящем.

Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу сохранения и улучшения здоровья своих воспитанников. Одним из важнейших моментов в своей деятельности считаю своевременное снятие психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в начальных классах и может привести к неврозам и ослаблению иммунитета детей, что сказывается на общем состоянии детского здоровья. В настоящее время работаю над проблемной темой «Способы снятия психоэмоционального напряжения (ПЭН) у детей младшего школьного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы

Воспитатель: Кручина С.А.

Санкт-Петербург

Введение.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений нового вида. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Поэтому особое место в образовательном процессе отводится применению здоровьесбрегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются:

Факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.);

Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

Организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

Динамика текущей и хронической заболеваемости.

Такой системный подход в вопросе сохранения здоровья школьников с учетом всех вышеназванных факторов обеспечивается прежде всего образовательными учреждениями санаторного типа, в которых обучаются дети с ослабленным здоровьем. Здоровьесбережение в таких школах является приоритетным направлением образовательного и воспитательного процесса. Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу сохранения и улучшения здоровья своих воспитанников. Одним из важнейших моментов в своей деятельности считаю своевременное снятие психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в начальных классах и может привести к неврозам и ослаблению иммунитета детей, что сказывается на общем состоянии детского здоровья. В настоящее время работаю над проблемной темой «Способы снятия психоэмоционального напряжения (ПЭН) у детей младшего школьного возраста».

Цель работы: определить наиболее доступные и эффективные способы снятия ПЭН у школьников младшего школьного возраста.

Передо мной стояли следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной проблеме.
  2. Дать определение понятию «психоэмоциональное напряжение человека», выделить признаки ПЭН у детей 7-8 лет.
  3. Провести анализ существующих способов снятия ПЭН, выработать критерии для оценки их эффективности и доступности.
  4. Определить эффективность различных способов и техник снятия ПЭН на практике.

Данная работа будет полезна всем педагогам и воспитателям начальной школы, а также родителям, имеющим детей в возрасте 6-9 лет.

  1. Психо-эмоционально напряжение как психическое явление. Признаки ПЭН.

В науке психоэмоциональноенапряжение рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Психологи выделяют три степени психоэмоционального напряжения.Состояние активного бодрствования (I степень нервно-психического напряжения по Немчину) характеризуется выполнением произвольных действий, не имеющих эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. По сути дела это - состояние покоя, невключенности в сложную деятельность для достижения цели. При исследовании испытуемых, находящихся в данном состоянии, их характеристики не отличаются от обычных фоновых показателей соматических систем и психической сферы.

Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Примером может быть выполнение повседневной профессиональной работы в обычных условиях. Это состояние в ряде классификаций называется «операциональным напряжением» (Наенко). При этом состоянии повышается уровень активированности нервной системы, что сопровождается интенсификацией деятельности гормональной системы, повышением уровня деятельности внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Наблюдаются существенные позитивные сдвиги в психической деятельности: увеличивается объем и устойчивость внимания, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость внимания и повышается переключаемость внимания, увеличивается продуктивность логического мышления, наблюдается повышение когнитивной деятельности в целом. В психомоторной сфере наблюдается уменьшение частотных и амплитудных характеристик тремора, увеличение точности и скорости движений. Таким образом, состояние нервно-психического напряжения II степени (психоэмоционального напряжения) характеризуется повышением качества и эффективности деятельности.

Состояние психоэмоциональной напряженности (или состояние нервно-психического напряжения III степени) появляется, когда ситуация становится личностно значимой, при резком увеличении мотивации, повышении степени ответственности (например, ситуация экзамена, публичного выступления, сложной хирургической операции). При этом состоянии происходит резкое усиление деятельности гормональных систем, особенно надпочечников, что сопровождается существенными сдвигами в деятельности внутренних органов и систем. В психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности. Появляются различные формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи, провала. Это состояние не случайно называется также состоянием эмоционального напряжения в противовес описанному выше состоянию операционального напряжения.

Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма, появляются соматовегетативные сдвиги (повышение артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психосоматическим заболеваниям.

Для педагога и воспитателя важно не упустить момент, когда нервное напряжение 2 степени (положительное) переходит в нежелательную 3 степень, состояние, которая уже представляет опасность для неустойчивой психики ребенка. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства излишней радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в состоянии серьезного психоэмоционального напряжения:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Воспитанникстановится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5.Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

Переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др. Изучение их работ поможет практическому психологу профессионально дифференцировать признаки стрессового состояния детей.

Стрессовое воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

Нерациональный режим жизнедеятельности,
- дефицит свободы движений,
- недостаточность пребывания на свежем воздухе,
- нерациональное питание и плохая его организация,
- неправильная организация сна и отдыха детей,
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
- необоснованное ограничение свободы детей,
- интеллектуальные и физические перегрузки,
- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

  1. Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в школьном учреждении.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.

Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Многие психотерапевты используют при этом и релаксирующие свойства музыки.

В настоящее время разработано достаточно много разнообразных методик и здоровьесберегающих технологий для снятия психо-эмоционального напряжения. Этофизкультминутки, самомассаж, аутотренинг, пальчиковые игры, энергетические упражнения, различные психологические техники, кинезиологические упражнения (направленные на синхронизацию работы правого и левого полушарий мозга). Психологи широко используют в своей практике для снятия ПЭН элементы дыхательной гимнастики, вокалотерапии, музыкотерапии, улыбкотерапии, Передо мной стояла задача провести анализ существующих способов снятия ПЭН и оценить их эффективность на практике. В моей практике был опыт применения различных техник с детьми младшего школьного возраста. Многие приемы я практикую уже давно, есть техники, которые только осваиваю. В настоящее время работаю на втором классе с 7-8 летними детьми. Работая над темой данного проекта, я отобрала для себя самое эффективное и легкое в применении, то, что может использовать каждый учитель или воспитатель в своей работе. Основными критериями моего выбора были:

  • направленность методики на расслабление тела и снятие мышечных зажимов;
  • создание положительного эмоционального настроя, состояния спокойной радости и уверенности в своих силах;
  • соответствие способа психофизиологическим особенностям младшего школьного возраста, а именно детскому возрасту - 7-8 лет.

Так как сильные эмоции вызывают мышечное напряжение в теле, лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Поэтому считаю целесообразным использовать прежде всего методики, подразумевающие физическую активность ребенка. Это «Самомассаж в игровой форме», физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические упражнения. Приведу примеры наиболее действенных техник.

Самомассаж.

Известно, что массаж улучшает крово и лимфообращение, снимает гипертонус мышц, а также уменьшает выработку кортизола (гормона стресса), что в результате способствует появлению хорошего настроения. Таким образом, массаж является хорошим средством для нормализации психоэмоционального состояния школьников. Важно в младшем школьном возрасте проводить массаж в игровой форме. К примеру, под легкую музыку дети могут сделать себе массаж ушных раковин или, встав паровозиком, похлопать друг друга легко по спинке. С большим удовольствием дети делают себе самомассаж под песню «У жирафа пятна».

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Выполнение упражнения всегда сопровождается улыбками, дети расслабляются. Так как задействованы многие мышцы и рецепторы кожи, достигается расслабление всего тела.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика дает ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат. Это развивает у ребенка уверенность в себе и предотвращает возможность возникновения в дальнейшем различных неврозов.

"Бабочка"
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке. Скрещиваем запястья обеих рук и прижимаем ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитируем полёт бабочки.

«Осень».

Разбросала осень листья,

Выполняем волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.

Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём,

«Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём.

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.

Лист клиновый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.

Звонко хлопаем в ладоши.

«Котята».

Важно пальчиковую гимнастику проводить медленно, проговаривать слова спокойным мягким голосом, не вызывая у ребят излишнего возбуждения.

Физкультминутки.

Физкультминутки используют периодически все педагоги. Для младших школьников чаще всего используются веселые физкультминутки в стихотворной форме.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)

Важно помнить: физкультминутка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения должна включать в себя движения, расслабляющие мышцы – потягивания, растяжки, чередование напряжения и расслабления. Чаще необходимы спокойные упражнения, когда ребенок должен сосредоточиться на своих ощущениях. К примеру такие:

  • Потянитесь руками в разных направлениях. Сначала – как будто вы что-то хотите достать. Можно «срывать яблоки с веток», не сходя с места. А теперь выполняйте отталкивающие движения. Сначала вытяните руки вперед и растяните область между лопатками, одновременно с прогибом в груди. То же самое в других направлениях.
  • Растяните мышцы шеи – просто опустите голову и немного покачайте из стороны в сторону. Потом наклоните шею поочередно к одному и другому плечу, при этом не поднимая их.
  • Стоя прямо, вытяните руки вверх, ноги поставьте на ширину плеч. Покачайтесь на ветру, будто вы гибкая ива, растягивая боковые стороны тела.

А при сильном нервно-психическом напряжении я предлагаю ребенку выполнить 10-20 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволяет выплеснуть энергию вовне и таким образом снять возникшее напряжение.

Энергетические упражнения. Это упражнения для восстановления внутреннего душевно-энергетического баланса человека, гармонизации всей энергии внутри своей энергетической структуры. Они помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание и возникновение условий для нарушения равновесия в энергетическом поле. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста. После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

  1. Хлопки в ладоши парами.
  2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
  3. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  4. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
  5. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
  6. Листопад. Ловим воображаемые листья, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу.
  7. Готовимся к выходу на ринг. Разминаем мышцы. Бьем воображаемого противника. Вас ударили, сели, вы в нокауте!
  8. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
  9. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
  10. Показываем жестами: много подарков! большой живот! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.

Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое» ),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

Эти упражнения выполняются с детьми до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Особое место в здоровьесберегающих образовательных технологиях занимает музыкотерапия . Влияние музыки на здоровье ребенка еще не до конца изучено, но несомненно, что она способствует коррекции психофизического здоровья, способствует гармонизации состояния школьников: снятию напряжения, утомления, повышению эмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия используется при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

В своей практике я использую музыкотерапию при проведении минуток тишины . Этот прием я использую, когда замечаю, что дети излишне возбуждены, заметны признаки усталости и напряжения. Минутка тишины- это момент релаксации, когда ребенок может как-бы побыть наедине с собой, прислушаться к своим ощущениям, осознать свои чувства. Важно обращать внимание на дыхание детей, оно должно быть глубоким и медленным. Чтобы настроиться на упражнение, я предлагаю детям глубоко вздохнуть и потихоньку задуть воображаемую свечу на ладошке. Приведу пример минутки тишины.

Дети выполняют действия по смыслу текста, который проговаривает учитель.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

Звучит запись музыкального произведения для релаксации. (Например, «Ноктюрн соль минор» Ф Шопена). Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости» (пауза). Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза). Можно открыть глаза и сладко потянуться. Молодцы!

Данный метод очень действенен, так как его применение позволяет достичь глубокого расслабления и на физическом, и на ментальном, и на эмоциональном уровнях.

Считаю,что приведенные мною методики и техники, направленные на коррекцию ПЭН являются наиболее эффективными и отвечают требованиям современной школы.

Заключение.

В данной работе дана характеристика психоэмоционального напряжения как психического явления, определены признаки ПЭН у детей младшего школьного возраста, показано, как сильное ПЭН у младших школьников влияет на психическое здоровье ребенка и на его самочувствие в целом. Не вызывает сомнения тот факт, что сильное нервное напряжение, повторяющиеся стрессы отрицательно сказываются на детском здоровье и педагог-воспитатель должен делать все возможное, чтобы предотвращать возникновение стрессовых факторов, проводить профилактику психической напряженности и тревожности у своих воспитанников. Задача воспитателя и в том, чтобы вовремя заметить признаки ПЭН как у отдельного ребенка, так и у группы детей или даже всего детского коллектива и своевременно применить наиболее подходящие моменту техники, способы, способствующие устранению возникшего напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния своих подопечных. Несомненно, что в трудных ситуациях он должен обратиться за помощью в психологическую службу образовательного учреждения, ребенку должна быть предоставлена квалифицированная помощь профессионала – психолога.

Отмечу, что выбирая тот или иной способ реагирования, педагог должен руководствоваться следующим:

  1. Все используемые техники и приемы должны быть направлены не только на снятие эмоционального, но и мышечного напряжения, поскольку современной наукой доказана тесная взаимосвязь между эмоциями и телом человека;
  2. Действия учителя должны способствовать формированию у учеников установки на позитивное, ценностное отношение к себе как личности.

Только при соблюдении этих двух условий работа педагога будет эффективной, принесет ожидаемые результаты и будет отвечать современным образовательным требованиям в решении проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения.

Использование приведенных в работе методов позволит оптимизировать психолого-педагогическую деятельность по профилактике нездоровых психических состояний учащихся, что благоприятно отражается на психическом здоровье и развитии, на учебной деятельности и поведении школьников в целом.

Список использованной литературы.

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста». Книга практического психолога. // - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002.
  2. Арутюнов М.З. Эмоции и тело. [Электронный ресурс]. - http://fassbar.ru/massazh/psixoemocionalnoe-napryazhenie.html
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ,2006.
  4. Горина Г. Тянем-потянем. Активация рук.// Здоровье школьника. – 2011. - №5
  5. Жукова И.Б. Музыкотерапия в детском саду и дома. / [Электронный ресурс]. - http://sad-215.ru/index.php/
  6. Признаки психоэмоционального напряжения. [Электронный ресурс] // Познание основ православной веры. Форум «Вера». -
  7. Словарь практического психолога. // Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  8. Состояние здоровья школьников и тенденции его изменения. [Электронный ресурс] // Сайт МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область.- http://gimn3prol.narod.ru/health/health_ of_schoolchildren.html
  9. Сугробова Г.А. Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального напряжения у младших школьников. // Известия государственного педагогического университета им. В,Г,Белинского, №9, 2007.
  10. Физкультминутка – элемент современного урока. Папуш О.А. Цыбульская Т.Д. ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева 2012г. [Электронный ресурс]

Психоэмоциональное напряжение в педагогичес­кой деятельности

Труд учителя относится к профес­сиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональ­ной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.

Реализация педагогической деятельности происхо­дит через взаимодействие с большим количеством лю­дей. Это учащиеся, коллеги, родители учеников. Еже­дневно учитель в процессе труда должен осуществлять десятки, сотни профессионально обусловленных меж­личностных контактов с достаточно высоким психо­эмоциональным напряжением. В большинстве случаев это эмоциональные реакции, имеющие положитель­ную окраску. Однако такой широчайший крут обще­ния таит в себе потенциальную возможность возник­новения различной степени значимости конфликт­ных, стрессовых или психотравмирующих ситуаций, что сопровождается развитием отрицательных эмо­ций, неблагоприятного эмоционального фона.

Нередко учитель вынужден взаимодействовать, общаться с человеком, который ему «малосимпатичен», с которым уже возникали в прошлом или существуют в настоящем конфликтные отношения. Это может быть ученик и коллега. Таская ситуация может поро­дить уже не кратковременную эмоциональную реак­цию, а длительно существующую психотравмирующую ситуацию.

В педагогической деятельности довольно часто воз­никает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контроль­ной работы учеников, учебной четверти и т.д.). Труд учителя таит в себе опасность и «психического пресы­щения» в силу определенной монотонности, повторяе­мости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Особенно часто подобная ситуация воз­никает среди преподавателей с небольшим стажем.

Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это вы­сокие требования общественности к общекультур­ным, профессиональным и моральным качествам учи­теля. Повышенный интерес к внешнему виду, манере говорить, к «личной жизни».

Уже такая краткая характеристика психологичес­ких особенностей педагогического труда свидетельст­вует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, разви­тия психоэмоционального перенапряжения, что рас­сматривается как факторы риска, предрасполагающие к возникновению определенных нервно-психиатриче­ских реакций и психосоматических заболеваний.

Под влиянием более или менее продолжительной психической травматизации, ведущей к эмоциональ­ному перенапряжению, может развиться неврозоподобное состояние или невроз.

Заболевание начинается исподволь, постепенно. Ос­новным симптомом является повышенная возбуди­мость и легкая психическая и физическая утомляе­мость. Человек становится вспыльчивым, раздражается даже по незначительному поводу. Аналогичным повы­шением чувствительности в отношении раздражите­лей, идущих от внутренних органов и различных участ­ков тела, можно объяснить жалобы таких людей на не­приятные ощущения в различных частях тела (головная боль, головокружение, шум в ушах, тягостные ощуще­ния в области сердца, желудка и т.д.). Подобные симп­томы называются психосоматическими, т.к. причи­на их возникновения зависит от особенностей психиче­ского статуса человека.

Повышенная возбудимость выражается в легком возникновении вегетативных реакций (сердцебиение, покраснение или побледнение кожи лица, повы­шенное потоотделение). Часто наблюдается тремор (дрожание) век и пальцев вытянутых рук. Повышен­ная возбудимость обычно сочетается с быстрой утом­ляемостью, которая сказывается в снижении трудо­способности. Часто бывают жалобы на общую физи­ческую слабость, отсутствие бодрости, энергии, выносливости к привычному до этого режиму труда. Длительное активное напряжение внимания стано­вится невозможным. С истощаемостью внимания ча­сто связана и недостаточная фиксация некоторых со­бытий. Этим объясняются жалобы на «плохую па­мять», забывчивость.

Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость проявляются также в быстром возникновении эмоцио­нальных реакций (печали, радости и др.) и в то же вре­мя в их кратковременности, нестойкости. Появляется нетерпимость, ожидание становится невыносимым. Сон нарушается, засыпание часто затруднено, сон не­достаточно глубокий, с обилием сновидений. При этом легко происходит пробуждение под влиянием незначи­тельных раздражителей. После сна не возникает чувст­ва бодрости, свежести, а наоборот, появляется ощуще­ние разбитости, сонливости. К середине дня самочув­ствие улучшается, а к вечеру вновь ухудшается.

Наличие неприятных ощущений со стороны раз­личных частей тела со временем усиливается, дает по­вод заподозрить у себя какие-либо начинающие тяже­лые заболевания. Появляется беспокойство, тревога по поводу своего состояния. Неприятные и болезнен­ные ощущения в различных частях и органах тела и страх болезни с патологической фиксацией внима­ния на малейших изменениях самочувствия все более и более усиливаются. И постепенно из-за нарушения иннервации внутренних органов отдельные психосо­матические симптомы могут перерасти в психосома­тические функциональные изменения органов, а в дальнейшем и в выраженные психосоматические заболевания. Часто это функциональные нарушения и заболевания сердечно-сосудистой системы. На пер­вых порах проявляются они периодическими неприят­ными ощущениями в области сердца, локализация и характер которых чрезвычайно разнообразны.

Боль в области сердца сопровождается нередко не­приятными ощущениями в руках (чаще слева), ощуще­нием нехватки воздуха или даже удушья. Прием нит­роглицерина (средства, снимающего боль при стено­кардии) не дает сколько-нибудь заметного улучшения. Могут возникать психогенные расстройства сердечно­го ритма. При этом характерны жалобы на приступы сердцебиений не только при физическом усилии, но и по утрам (в момент пробуждения), при засыпании и нередко по ночам (в связи с бессонницей или по­верхностным, прерывистым, тревожным сном).

Неврозоподобное состояние может вызвать изме­нение артериального давления в сторону его повыше­ния или понижения. Чаще всего это временное повы­шение артериального давления под влиянием пережи­ваний или внезапный резкий его подъем по типу гипертонического криза.

При повышении артериального давленая возника­ют неприятные и мучительные ощущения в голове (давление, тяжесть, ломящая боль, сверление, распирание, покалывание), шум в ушах, ухудшение зрения (появление тумана в глазах, мелькание цветных точек, кругов).



При пониженном давлении жалобы могут быть нео­бычайно разнообразными и включают вялость, апа­тию, ощущение резкой слабости и утомленности, по утрам отсутствие бодрости даже после длительного сна, ухудшение памяти, рассеянность и неустойчи­вость внимания, понижение работоспособности, ощу­щение нехватки воздуха в покое, выраженную одыш­ку при умеренной физической нагрузке, отечность го­леней и стоп к вечеру. Характерна головная боль (изредка единственная жалоба), возникающая обычно после сна (особенно дневного), физической либо умст­венной работы. Тупая, давящая, стягивающая, распи­рающая или пульсирующая головная боль захватывает чаще лобновисочную или лобнотеменную область и продолжается от нескольких часов до двух суток. В ряде случаев она протекает по типу мигрени, сопро­вождаясь тошнотой и рвотой, и исчезает от примене­ния холода, после прогулки на свежем воздухе или фи­зических упражнений. Характерны периодические го­ловокружения с повышенной чувствительностью к яркому свету, шуму, громкой речи, пошатыванием при ходьбе и обморочным состоянием.

Частый спутник неврозоподобных состояний - функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Это не сильные, но упорные болезненные ощущения различной локализации, нередко мигриру­ющие по всему животу. Наиболее постоянны ощуще­ния тяжести, полноты, напряжения, пустоты в желуд­ке. В ряде случаев возможны жалобы на тошноту в ут­ренние часы и периодическую нестерпимую боль в верхних отделах живота. Очень часты жалобы на не­приятный вкус или горечь во рту, изжогу и отрыжку (чаще воздухом, реже - съеденной пищей или желу­дочным соком) в течение всего дня или только по ут­рам, до еды.

Не менее типичны жалобы на расстройства аппети­та - от плохого или очень капризного аппетита до пол­ного отвращения или отказа от еды с утратой вкусо­вых ощущений. Возможны жалобы на стойкие запоры или запоры, сменяющиеся поносами.

Возможны другие проявления со стороны внутрен­них органов при неврозоподобных состояниях и не­врозах. Во всех случаях возникновения подобных симптомов следует обязательно проконсультировать­ся у врача.

Передышка. Обычно, когда мы бываем расстроены, то начинаем сдерживать ды­хание. Высвобождение дыхания - один из основных способов «выбросить из головы».

Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. Вы смо­жете вернуться к ним, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучи­ваются.

Простые утверждения. Повторение коротких утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

Сейчас я чувствую себя лучше.

Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю,

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.

Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.

Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

Волшебное слово. Прерывает автоматический поток мыслейпри помощи успокаиваю­щего слова или фразы.

Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или ис­пользовать фразы типа: «глубокое и еще более глубокое расслабление». Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами.

Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60-ти секунд. Дышите медленно и глубоко.

Дар музыки. Музыка активизирует правое полушарие головного мозга и освобождает от беспокойств и навязчивых мыслей левого полушария.

Когда Вы испытываете давление, скажите себе, что надо сменить темп. Отвлекитесь от дел, чтобы заполнить сознание музыкой. Спустя некоторое время, вернитесь к своим делам. Мурлыкание, посвистывание или даже повторение в голове только что прослушанной мелодии было бы очень эффективно.

Снятие напряжения в 12-ти точках. Несколько раз в день занимайтесь следующими упражнениями. Начните с плавного вращения глазами - дважды в одном направлении, а затем дважды в дру­гом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем пере­ключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напря­гая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала пока­чав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогнитесь в позвоноч­нике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягоди­цы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, по­вторите три раза.

Дыхание на счет 7-11. Помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл ды­хания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете за­труднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

Разминка. Попробуйте выразить свои чувства в физических упражнениях, за­нявшись гимнастикой или аэробикой, танцуя или борясь с воображаемым противником. Даже короткое активное действие (например, несколько приседаний) поднимет ваш тонус и изменит настроение. Эффективна бы­страя ходьба, бег. При этом, конечно, позаботьтесь о том, чтобы не пере­утомиться.

Самомассаж. Вы можете слегка помассировать опреде­ленные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот не­которые из этих точек:

Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями.

Задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой.

Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы.

Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами.

Ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

Более проникающий вариант самомассажа состоит в одновременном поглаживании рукой напряженной мышцы и воображении тепла, исходя­щего от руки и проникающего в напряженную область. Наиболее дейст­венный, энергичный подход - слегка пошлепать себя, начиная с головы до кончиков пальцев ног. Это и расслабляет, и дает определенный заряд энер­гии.

Вопросы к самому себе. Когда Вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:

Это на самом деле такое Большое Дело?

Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для Вас?

Действительно ли это хуже, чем то, что было прежде?

Покажется ли это вам таким же важным через две недели?

Стоит ли это того, чтобы так переживать?

Стоит ли за это умереть?

Что самое худшее может случиться и смогу ли я справиться с этим?

Отвлечение внимания. Эт о способ позитивного отвлечения, кото­рый блокирует стрессовые мысли и чувства.

В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на ка­ком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможно­сти:

1) Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых Вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставляют удовольствие, например домашний праздник.

2) Медленно сосчитайте предметы, эмоционально нейтрально окра­шенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на от­печатанной странице и т.д.

3) Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.

4) В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые Вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

Самовосприятие. Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нра­виться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я за­бочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все самым лучшим образом. Я хочу для себя по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной под­держки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим одобряющие слова.

Ваши ценные качества. Противостоит присущей тенденции критиковать себя, подкрепляет веру в себя конкретными, позитивными утверждениями.

Составьте список Ваших, безусловно, ценных качеств. Можно вне­сти в него и какие-то из перечисленных ниже пунктов:

Я забочусь о своей семье.

Я - хороший друг.

Я достиг кое-чего в жизни.

Я помогаю людям.

Я хочу добиться успеха.

Я признаю свои ошибки.

Я стараюсь вести себя интеллигентно.

Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде.

Я довольно привлекателен.

Я талантлив в некоторых областях.

Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.

Я стал лучше понимать себя.

Напишите этот список на листе бумаге и всегда носите его с собой. Когда Вы почувствуете себя подавленно, достаньте его и сосредоточьте внимание на своих сильных сторонах. Приведите примеры своего положи­тельного поведения. Еще лучше рассказать их вслух или записать. Все это значительно усилит Вашу уверенность в себе.


Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достиже-ния оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответствен-ными выступлениями.
Рассмотрим следующий комплекс саморегуляции - аутогенную тренировку (AT).
Аутогенная тренировка дает возможность овладения эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самона-блюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности.
Аутогенная тренировка включает в себя две ступени - низшую и высшую.
Первая ступень состоит из 6 упражнений, воздействующих на вегетативные функции:
упражнение «Тяжесть» - максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления развивающегося ощущения тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище;
упражнение «Тепло» - произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, добиваясь ощущения тепла;
упражнение «Сердце» - регуляция ритма сердцебиений;
упражнение «Дыхание» - регуляция и нормализация дыхания;
упражнение «Тепло в области солнечного сплетения» - вызов ощущения тепла в области брюшной полости;
упражнение «Прохлада в области лба» - использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.
Вторая ступень - это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие, как внимание, во-ображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно 30-40 секунд).
Начинают отработку упражнений в положении лежа (на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), в дальнейшем целесообразно выполнять их сидя в удобной позе. Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки. Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, вы-полняя упражнения в любых условиях. Практика показывает, что упражнения усваиваются быстрее и эффективнее при ис-пользовании магнитофонной записи текста с последовательностью действий.
Первые несколько минут каждого упражнения посвящаются поиску удобного расположения. После того как достигнуто состояние максимального покоя, начинается фаза самовнушения, с проговариванием одной фразы, сокращая ее на одно слово при каждом повторении. Например: « А сейчас / Я очень / Хочу /, Чтобы / Моя / Правая / Рука / Стала/ Тяжелой...», «Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой...»
Далее следует основная содержательная часть, которая состоит из установок, характер которых соответствует задачам выполняемого упражнения. После основной содержательной части следует завершающая фаза, в процессе которой организм готовится к переходу в бодрствующее состояние, для чего используются следующие формулировки: «Я отлично отдохнул. Я ощущаю себя свежим. Я очень спокоен. Спокойствие дает мне уверенность, силу, здоровье. Я чувствую себя бодрым и энергичным, и т.д.». Если упражнение нацелено на нормализацию сна, формулировки завершающей фазы меняются на противоположенные: «Я растворяюсь в покое. Покой превращается в дремоту. Я начинаю засыпать. И т.п.».
В целях само- и взаимопомощи по повышению стрессоустой- чивости можно использовать метод Хасая Алиева «Ключ». Этот метод позволяет путем подбора и перебора найти индивидуальный способ достижения оптимального психоэмоционального состояния. В основе метода лежит идеомоторная тренировка.
В отличие от аутотренинга, предполагающего последовательное освоение каждого упражнения и перехода к следующему шагу только при полном достижении необходимого эффекта, метод X. Алиева «Ключ» позволяет быстро достигнуть эффекта расслабления и снятия психомоторного напряжения. Данный метод основан на саморегуляции без внешнего воздействия со стороны специалистов. Для вхождения в оптимальное психоэмоциональное состояние необходимо путем подбора и перебора найти свой собственный «ключ». Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек научается управлять своим состоянием. Каким же образом это достигается?
Инструкция.
Прежде всего, необходимо провести тест на «зажатость» путем перебора трех базовых приемов.
Базовые идеомоторные приемы:
разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;
сведение рук: представьте себе их обратное движение;
подъем руки, рук: представьте себе, что ваша опущенная рука (руки) всплывает вверх, как, например, у космонавта в невесомости.
Если ни один из приемов не получается, значит, вы зажаты. Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость». Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается. Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания «вперед-назад» или «по кругу». Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнения можно выполнять стоя или сидя.
Во время выполнения приемов следует помнить желаемые результаты, которые вы хотите получить в итоге их действия (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и т.п.).
Прием «Полет».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.
Прием «Расхождение рук».
Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Схождениерук».
Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Левитация руки».
Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать выполнить его после других движений.
Прием «Автоколебания тела».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.
Прием «Движение головой».
Стоя или сидя, механически вращайте головой в поиске приятного ритма и приятных точек поворота. Следует обходить болевые и напряженные места. Приятная точка поворота - это точка релаксации. Задача - найти такое движение, которое дается легко, с минимальным усилием, с приятными ощущениями, которые хочется продолжать.
Основная задача - научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. В случаях стресса, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Более
подробно о методе можно прочитать в книге X. Алиева «Ключ к себе» (М.: Молодая гвардия, 1990). Способы достижения спокойствия, воздействия на телесные реакции, произвольно изменяя физиологические параметры деятельности организма, - это, собственно, и есть саморегуляции, о чем говорилось выше.
Рассмотрим следующую базисную технику регуляции психоэмоционального состояния - самомониторинг. Предлагаемый нами вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля-саморегуляции» летчиков (В.Л. Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.
Цель самомониторинга - выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности.
Инструкция.
Необходимо мысленно перемещать фокус внимания по телу с помощью следующих вопросов:
Как моя мимика?
Как мои мышцы? Нет ли скованности?
Как я дышу?
При выявлении негативных признаков они произвольно устраняются при помощи других техник саморегуляции: регулируется поза, расслабляются мышцы, нормализуется дыхание, создается мимика уверенного спокойствия.
Прежде всего, необходимо освоить базисную технику саморегуляции дыхания.
Сядьте и займите удобное положение.
Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).
Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.
Задержите дыхание на 1-2 секунды.
Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.
Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.
Упражнение повторяется 4-5 раз подряд. Избегайте стремления выполнить упражнение в совершенстве с первого раза. Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоцианольного напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.
В качестве простой техники работы с эмоциями можно использовать технику парадоксального намерения В. Франкла.
Инструкция.
Внутренний опыт показывает, что переживания возникают у нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил, говорите себе: «Ты должен ужасно растревожиться. Волнуйся, тревожься, еще сильнее!..» Думаю, тревоги не возникло. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания - «Если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное - вызвать или усилить его ощущение».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...