Тема: психическое развитие взрослого человека. Психология развития

Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить на три категории. К первой категории относятся те транзиты, которые каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория связана с циклами внешних планет.

Вторая категория основана на аспектах между Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном, которые являются общими в гороскопах большинства людей, родившихся в определенные годы. Поскольку внешние планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в течение месяцев или даже одного-двух лет, и проявляются в картах рождения людей родившихся в эти периоды. Они определяют вопросы общие для многих людей, но они становятся особенно ясными, когда рассматриваемые натальные аспекты активируются транзитами внешних планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные циклы, поскольку они включают комбинацию символизма двух или более планет. Информация, получаемая от этой категории, не является универсально применимой, но дает возможность понимания людей, родившихся в данный период.

Третья, категория включает аспекты транзитных внешних планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта категория основана на транзитах к индивидуальной натальной карте и должна быть скомбинирована с транзитами других категорий.

С первой категорией должны иметь дело психиатры и социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось много исследований, посвященных стадиям взросления или жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень близко связаны с комбинацией циклов внешних планет, особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается об астрологии, информация, полученная в них, может быть очень ценной для астролога.

Особый интерес представляет исследование, проведенное в Yale, описанное в книге "Периоды человеческой жизни" Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными стадиями, аккуратно описанными астрологическими аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но в ней также приведены годы рождения участников, так что аспекты, описанные для каждого периода, могут быть обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон), данные определения будут применимы для любого человека конкретного возраста. Например, Переходный Период Ранней Зрелости начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или 23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом транзитного Сатурна к натальному Сатурну (20 - 23 года), с квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 - 23 года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода человек "...должен переместить семью с центрального места в своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к созданию нового жизненного уклада его как взрослого во взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства, как основу для зрелого развития". В астрологии "структура", которая включает "семью" и "жизненный уклад" связывается с Сатурном, "изменение" - это ключевое слово для Урана, а "развитие" связано с Юпитером.

В книге "Периоды человеческой жизни" жизнь человека делится на четыре периода: Детство и Юношество (3 - 17 лет), Ранняя Зрелость (22 - 40 лет), Средняя Зрелость (45 - 60 лет) и Поздняя Зрелость (65 - ...). Существуют также пятилетние переходные периоды, которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую. Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы упоминали выше (17 - 22 года), Переходный Период Середины Жизни (40 - 45 лет) и Переходный Период Поздней Зрелости (60 - 65 лет). Интересно отметить, что первые два переходных периода совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Поздней Зрелости не вполне укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот период на 57 - 62 года, поскольку это время второго возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану и двух аспектов Юпитера. Чтобы подтвердить это, необходимо отметить, что все участники данного исследования были в возрасте 35 - 45 лет, поэтому эмпирические доказательства для первых двух переходных периодов достаточно сильны, в то время как временные рамки третьего переходного периода практически не были охвачены. Если бы были опрошены люди в возрасте, соответствующем прохождению Переходного Периода Поздней Зрелости, этот временной отрезок мог быть сдвинут.

Книга Левинсона объясняет значение периодов в терминах, которые легко связать с соответствующими планетарными комбинациями, и описывает, что участники исследования испытывали и как они использовали эти периоды времени в своей жизни. Она дает большое количество информации, которую астролог может включить в свое исследование транзитов для практического применения. Некоторые выдержки из этой книги будут приведены при рассмотрении циклов каждой планеты в следующих главах.

Вторая категория транзитов привлекла мое внимание в начале 1970-х годов, когда в течение двух недель мой муж и я отвечали на восемь безумных телефонных звонков. Это звонили родители, чьи дети, тем или иным способом, круто изменили или обдумывали изменение своего жизненного уклада к ужасу своих родителей. Явное проявление было различным, но общий тон был одинаков. Мы построили карты для этих людей, которые все родились в 1952 или 1953 году, и выяснили, что во всех гороскопах отмечается соединение Нептуна с Сатурном (потенциально растворяющаяся структура). В транзитном движении Уран формировал соединение с соединением Нептуна с Сатурном, следовательно, мы имеем внезапное (Уран) растворение (Нептун) структуры (Сатурн). Мы встретились с большинством из этих людей и выяснили, что они, по крайней мере, рассматривали и обдумывали конкретные изменения, хотя все они не предприняли окончательного действия. Эти аспекты в натальной карте являются частью жизненной модели, а когда они активируются транзитами внешних планет, эти вопросы выходят на передний план. Если вы являетесь консультирующим астрологом, то вы заметите, что в определенный период приходят на консультацию ряд людей одинакового года рождения и со сходными планетарными конфигурациями. И это происходит во время действия определенных транзитов внешних планет. Если вы выслушаете внимательно несколько первых клиентов, пришедших на консультацию, вы узнаете сообщение транзитов, и даже после первого клиента начнете определять, как себя вести с большинством планетарных тем.

Другой способ получения полезной информации об аспектах, общих для определенных лет, заключается в изучении того, что произошло в мире во время рождения этих людей, а потом применении принципов к данному индивидууму. Карта рождения, конечно, является также и мунданной картой для этого момента времени в истории, и мировая политическая атмосфера будет отражаться на моделях поведения уроженца. Разберем пример соединения Плутон-Сатурн в 1946- 1948 годах. Это соединение пришлось на знак Льва, открытый знак. Исторически этот период отмечает конец Второй Мировой войны, период преобразования мира, когда главным вопросом была власть. Одним из способов проявления этого было разделение Германии. Страна была разделена силами союзников - державами, которые выиграли войну. Правила и регулирование (Сатурн) были навязаны (Сатурн и Плутон), и Германия была трансформирована (Плутон). Для людей, родившихся в 1946 - 1948 годы при таком соединении, сила и/или преобразование будут играть важную роль в жизни и будут особенно заметны, когда соединение Сатурн-Плутон будет активироваться транзитами. Поскольку это соединение было во Льве, вопрос силы или власти в жизни индивидуумов, родившихся в этот период, будет вероятно явным и будет открыто проявляться.

Можно провести сравнение с соединением Сатурна-Плутона в 1981 - 1983 годах в Весах, хотя проявлялись те же самые планетарные энергии, способ выражения в Весах был совершенно иным, чем во Льве. Знак Весов говорит о мире и гармонии, и вопрос силы (власти) в этот период был менее определенным, чем в сороковых годах. Исторически, протесты против властей в начале восьмидесятых годов приняли форму людских цепей, в противоположность силовым воздействиям. Люди с соединением Сатурн-Плутон в Весах будут, возможно, более тонко обращаться с вопросами силы и преобразования в их жизни.

Прямой противоположностью этим соединениям была середина шестидесятых годов, когда Уран, а не Сатурн, формировал соединение с Плутоном. Эти годы были отмечены внезапными бунтами в наших городах. Контроль и порядок Сатурна был заменен на странные и революционные тенденции Урана. В то время как соединение Сатурн-Плутон в любом знаке указывает на медленное и непрерывное движение в одном направлении, и это присуще людям, родившимся при таком аспекте, люди с соединением Уран-Плутон будут более склонны к спонтанным проявлениям силы или внезапным преобразованиям. Конечно, можно привести множество подобных примеров, которые могут составить отдельную книгу. Здесь же вполне достаточно еще раз сказать, что изучение состояния мировых условий во время рождения клиента дает возможность понимания основного характера этого индивидуума. А это в свою очередь может расширить понимание того, что человек хочет и что он испытывает во время действия определенных транзитов.

Однако, именно третья категория транзитов имеет наибольшую важность для индивидуума, поскольку она включает две первые категории и комбинирует их с персональными планетами и точками. Эти транзиты нельзя приписать определенному возрасту или году рождения, они уникальны для индивидуума. У вас может быть общий аспект квадрата транзитного Урана к натальному Урану с рядом людей, которые родились в интервале двух лет от вашей даты рождения. Если ваш натальный Уран находится в соединении с Юпитером, то у вас квадрат транзитного Урана к натальному Юпитеру также будет общим с людьми, родившимися в интервале нескольких месяцев от вашей даты рождения. Если натальное соединение Уран-Юпитер формирует оппозицию к вашему Солнцу или Венере, то добавление этого измерения сокращает интервал до нескольких дней от вашей даты рождения. Мы еще сузим этот интервал в дальнейшем, когда введем в рассмотрение дома.

Каждый транзит символизирует общие свойства, которые можно применить к любой жизни; это знание является полезным, но только через натальные указания транзиты могут быть применены к конкретному индивидууму. При интерпретации натального гороскопа можно определить сущность и образ действия (modus operandi) человека, чтобы более эффективно и успешно использовать информацию, предлагаемую транзитами. Например, вам не следует советовать людям с сильной "воздушной" эмфазой двигаться быстро вперед без планирующей стратегии. Возможно, они вообще не предпримут действия, а даже если и сделают это, то результаты могут быть менее, чем удовлетворительные. Помимо понимания индивидуума, чем больше вы знаете о жизненных обстоятельствах конкретного периода, который вы изучаете, тем более определенным становится выбор и направление. Даже обладая всей описанной выше информацией, необходимо осознавать, что существуют потенциально позитивные и негативные проявления транзитов. Причина этого заключается в том, что негативное проявление может произойти до того, как у вас появится возможность развить позитивное направление или некоторая неприятная ситуация может возникнуть в то время, когда вам кажется, что вы двигаетесь в правильном направлении. Ни один из этих случаев не является безнадежным. Внимательно изучив заново ваше положение, вы можете обнаружить, что необходима лишь небольшая корректировка. Запомните, транзиты описывают условия, а не результат, они символизируют силу, которую следует использовать для правильного движения к желаемой цели.

Невозможно в одной книге приспособить транзиты к каждому индивидуальному гороскопу. Поэтому натальные указания и конкретное использование транзитов мы оставляем читателю. В этой книге будут рассмотрены общие значения и смысл транзитов на различных уровнях; возможное применение их тем для выявления позитивных свойств; и другая информация, которая расширит ваше понимание транзитов и облегчит их использование.

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.


Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

590 Часть IV, Взрослость

Рис. 13.6. Этапы жизни по Левинсону

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.

Определение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Пулитцеровской премии 1 , грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Ежегодные награды за выдающиеся достижения в драме, литературе, музыке и журналистике, учрежденные по завещанию Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer), издателя New York World. - Примеч. перев.

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 591

Знаки успешного карьерного роста

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака

592 Часть IV. Взрослость

и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник-ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

В отличие от периодизации детских возрастов, периодизации взрослости различны, реже имеют четкие границы и имеют разное основание.

В классическом учебнике по психологии развития Г. Крайг называются три типа факторов, влияющих на развитие личности: нормативный возрастной, нормативный исторический и ненормативный. Естественные закономерности развития (нормативные факторы) имеют наибольший вес в детстве, в юности большое влияние могут оказать исторические факторы. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни) в течение жизни человека неуклонно повышается.

Периодизация детских возрастов представляет из себя более простую задачу именно потому, что зависит в основном от естественных факторов и хорошо соотносится с хронологическим возрастом.

Нижняя граница зрелости зависит от того, относится ли автором юношеский возраст к периоду взрослости или нет. Таким образом, нижняя граница взрослости - от 17 до 25 лет. Границы периодов внутри взрослости ещё более размыты и индивидуальны.

По Б.Г. Ананьеву взрослый период жизни человека длится от 18 до 60 лет. В нём он выделял три периода:

от18 до 25 - ранняя взрослость

от 26 до 46 - средняя взрослость

от 47 до 60 - поздняя взрослость.

В периодизации, созданной Ш. Бюлер в середине XX века, основанием для деления на периоды является интенциональность, которая структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Жизненный путь человека в её концепции делится на пять фаз:

  • 1. от 16 до 20 - предшествует самоопределению, человеку свойственна спонтанность.
  • 2. от 16-20 до 25-30 лет - предварительное самоопределение, выбор профессии, супруга, часто в этом возрасте жизненные цели подвержены изменениям. Человек становится самостоятельным и зрелым.
  • 3. от 25-30 до 45-50 - фаза зрелости. Человек находит своё дело в жизни, есть собственная семья, желания соотносятся с реальностью, достигается самореализация. Период наивысшей генеративности.
  • 4. от 45-50 до 65-70 - стареющий человек. Завершение профессиональной деятельности, психологический кризис, сворачивание жизненных целей, достижение мудрости.
  • 5. после 70 - старый человек. Обращенность к прошлому, желание покоя, отсутствие целей, сокращение социальных связей.

Согласно Э. Эриксону, человек проживает восемь стадий, в каждой из которых содержится психосоциальный кризис, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития человека.

Фазы развития следующие:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

от 20 до 25 (ранняя зрелость);

от 26 до 64 (средняя зрелость);

от 65 (поздняя зрелость).

Эриксон был последователем психоанализа, поэтому в основе его периодизации лежат стадии развития, выделенные Фрейдом, однако он существенно развил его идеи. Он является создателем концепции «эго-психологии», в которой главная роль отводится не борьбе Ид и Супер-Эго, а именно формированию Эго и эго-идентичности, обеспечивающими гармоничное развитие человека и способность к гармоничным отношениям с другими людьми.

Период собственно взрослости, длящийся примерно от 19 до 65 лет, делится в периодизации Эриксона на две фазы, на раннюю и позднюю зрелость.

Ранняя зрелость (молодость), длящаяся до 25 или дольше, обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

В этой фазе главным конфликтом, является достижение близости против изоляции. Близость (интимность) по Эриксону определяется как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без страха потерять себя. Это напрямую связано с задачей предыдущего периода - собственно с достижением цельной идентичности.

Главная опасность периода - изоляция. Излишняя поглощенность собой и избегание близких межличных отношений приводит к неспособности их устанавливать, одиночеству и социальному вакууму.

Разрешение этого конфликта ведет к обретению любви. Эриксон уделяет большое внимание разным аспектам любви, но главной особенностью любви является для него способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Вторая фаза, зрелость, характеризуется конфликтом между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - это забота старшего поколения о тех, кто придет ему на смену, осознание связи поколений. Человек, достигший такой продуктивности, испытывает чувство самореализации не только от собственных успехов, но и от успехов своих детей или учеников.

Если человек чрезмерно поглощен собой, ему не удается стать продуктивным, он концентрируется только на собственных желаниях и проблемах, это обедняет межличностные отношения, ухудшается его функционирование как деятельного члена общества. Это выражается в виде кризиса возраста, сопровождающегося чувством бессмысленности жизни и безнадежности. Такой человек становится инертным.

Если же у человека продуктивность преобладает над инертностью, то он обретает способность к заботе, которая является главным достижением данной фазы.

Американским психологом Р. Хевингхерстом (в 1953 году) была разработана периодизация взрослых возрастов, основанная на задачах развития. Задача развития, по Хервингхерсту, это «задача, которая возникает в определенное время в жизни человека, и успешное разрешение которой влечет за собой счастье и успешность в более поздних задачах, в то время как неудача приводит к несчастью, неодобрению обществом, и трудностям с решением более поздних задач» (L. Manning, 2002).

Задачами периода вхождения во взрослость и ранней взрослости являются следующие:

Принятие своего тела и присвоение гендерной социальной роли.

Установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов.

Достижение эмоциональной независимости.

Выбор и обучение профессии. Достижение экономической независимости.

Развитие систем понятий, необходимых для гражданской компетентности. Принятие гражданской ответственности, стремление к социально-ответственному поведению.

Выбор супруга, начало семейной жизни. Научиться жить с партнером по браку. Ведение хозяйства. Воспитание детей.

Найти близкую по духу социальную группу.

Приобретение набора ценностей и этической системы в качестве базы поведения.

В периодизации Д. Левинсона возрастные периоды характеризуются через структуру жизни - выстраивание отношений индивида с внешним миром (отдельными людьми, малыми и большими группами, социальными системами). Всего он выделяет 4 этапа по 15-25 лет, для каждого из которых характерна особая структура жизни. В определенном возрасте люди начинают исследовать свои системы жизни и, вырастая из них, конструируют новые. Затем этот цикл повторяется. (Г. Крайг, 2012)

Левинсон выделил следующие переходы:

  • - к ранней взрослости -- 17--22 года;
  • - переход 30-летия -- 28--33 года;
  • - к средней взрослости -- 40--45 лет;
  • - переход 50-летия -- 50--55 лет;
  • - переход к поздней взрослости -- 60--65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет.

Задачами ранней взрослости являются:

Определить мечту, цель в жизни, то, что будет вдохновлять на развитие.

Найти наставника, который обеспечит переход в мир взрослых, поддержит на пути осуществления мечты.

Построение карьеры.

Установить близкие отношения со значимым другим, которые так же будут вдохновлять на деятельность.

Левинсон отдельно рассматривает жизненный путь мужчины и женщины, и многие его работы посвящены гендерным различиям а развитии. Одной из особенностей является то, что развитие женщины больше зависит от стадий семейного цикла, и их жизненные цели больше связаны с семьей, а профессиональное развитие во многом подчинено семейным интересам. (Roberts, Newton, 1987)

Американская исследовательница Г. Шихи, последовательница Левинсона, применила изучала период взрослости в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

Первый кризис, происходящий в 20-22 года -- это переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». В этом возрасте человеку необходимо определять и уточнять свои жизненные планы и приступать к их осуществлению. Молодой человек ищет себя, создает свою индивидуальность и окончательно осознает себя как взрослого, осознает свои права и обязанности в связи с этим. Так же это возраст, когда большинство ищет супруга и создает семьи. В профессиональном плане главной целью является специализация и приобретение мастерства в выбранной деятельности.

Около 30 лет происходит кризис конца молодости, переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. Это нормативный кризис взрослости, он происходит от несоответствия того, что есть и того, что могло бы быть. Чем сильнее расхождения, тем больше человек переживает беспокойства и сомнений. В этом возрасте человеку необходимо переосмыслить свой жизненный путь с учетом накопленного опыта, скорректировать жизненные планы и упорядочить свою жизнь во всех сферах (семейной, профессиональной, и т.д.). Происходит переоценка предыдущих выборов, иногда из-за этого человек может резко изменить свою жизнь: распадаются ранние браки, люди получают новое образование, меняют сферу деятельности, если она их не устраивает. Но без личностной перестройки и рефлексии это может оказаться иллюзорным путем решения проблемы.

После 30 лет - «корни и расширение» - главными целями становится карьерные продвижения, решение материальных проблем, обретение постоянного жилища, расширение социальных связей. Также человек постепенно принимает себя таким, какой он есть, интегрирует те части своего Я, которые раньше игнорировались.

В периодизации, предложенной В. Моргуном и Н. Ткачевой, положен критерий ведущей деятельности. В периодизации рассматриваются семь возрастных периодов: юность, молодость, расцвет, зрелость, пожилой возраст, старость и долгожительство.

Ведущей деятельностью в юности (18-23 года) указывается личностное и профессиональное самоопределение, молодости (до 30 лет) - поиск себя, индивидуальности, осознания себя взрослым, выработка индивидуального стиля, достижения мастерства в определенной деятельности. Следующий период, расцвет (31-40 лет) описывается через переход кризиса 30 лет, подведение первых итогов и переосмысление жизни. Ведущей деятельностью является самосовершенствование.

Переход через рубеж 30-и лет, по мнению многих авторов (Д. Левинсона, Г. Шихи, Дж. Холлиса и других) характерно переосмысление своей жизни, целей, ценностей. Новообразованием возраста является достижение социальной зрелости (Хухлаева, 2002), то есть не только выполнение обязанностей взрослого(профессиональная деятельность, создание семьи), но и принятие на себя ответственности за свою жизнь.

Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

Роберт Хейвингхерст создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в сводке. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие.. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни.

Сводка: Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга
Научиться жить с партнером по браку
Начать семейную жизнь
Воспитать детей
Вести домашнее хозяйство
Начать профессиональную деятельность
Принять гражданскую ответственность
Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого
Установить и поддержать экономические стандарты жизни
Организовать досуг
Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми
Создать отношения с супругом как с личностью
Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним
Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья
Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода
Принять факт смерти супруга
Присоединиться к своей возрастной группе
Выполнить социальные и гражданские обязанности
Организовать удовлетворительное физическое проживание

Применимы ли данные концепции развития взрослых в нашем новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя жизнь большинства людей, как правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, в настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона.Теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта. Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком.

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко. Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника — сайт. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни . Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте. Тем не менее достижение интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в Россию из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Левинсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда. Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин , которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин. Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет. На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет. Это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;
2) найти наставника;
3) начать строить карьеру;
4) установить близкие отношения.

Определение мечты . В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Нобелевской премии, грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического — сайт. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника . На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры . Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений . Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке «наставник — ученик». Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам — сайт. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

Нормативные кризисы взрослости. Развитие личности в период взрослости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Например, психоаналитические теории сосредоточены скорее на случаях аномалий личности, патологических вариантах. Норма полагается как состояние отсутствия симптомов болезни. Другой подход, развиваемый с позиций гуманистической психологии, абсолютизирует выдающихся представителей человечества, самоактуализирующихся личностей. личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие современные отечественные и зарубежные психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Однако простой констатации этого положения совершенно недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развития. Возрастно-психологическое и представление о взрослости. Н.А. Рыбников в 1920-х гг. предлагал назвать «акмеологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дисциплины акмеологии, исследующей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга. Акмеология и возрастная психология используют биографический метод в разных его формах: сбор и сопоставление биографического материала, спонтанные и спровоцированные автобиографии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для анализа привлекается также литературный и клинический материал.

Феномен «акме». По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме - это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно. Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой «ступени» (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрастов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставивших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроакме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвестники будущих достижений. Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление может быть локальным, в пределах одной области деятельности, одной области знаний, а может быть широким, охватывающим большой спектр (яркий пример акме - у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые – энциклопедисты и одновременно как деятели искусства). По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие характеристики феномена акме - время достижения его человеком и продолжительность реализации. Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Преследуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся».

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:
- социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);
- социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);
- фактор саморазвития - собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

По мнению А. А. Бодалева, развитие личности в период взрослости предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент - не равномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более трудные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает постановку новых целей.

Значимым направлением исследований является проблема «смысл жизни и возраст». Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в «единую линию жизни».

Возрастные кризисы взрослости. В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 - 34), 40-45, 55 - 60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.

Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о «кризисности» этого периода. Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями. «Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром. Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

Левинсон выделил переходы:
- к ранней взрослости - 17 - 22 года;
- переход 30-летия - 28 - 33 года;
- к средней взрослости - 40-45 лет;
- переход 50-летия - 50-55 лет;
- переход к поздней взрослости - 60-65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:
1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;
2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
3) выстроить себе карьеру;
4) наладить интимные отношения, установив их с «особенной женщиной» (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем. Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная поисками Левинсона, применила автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона. Так, первый кризис (20 - 22 года) - переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет - переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов - супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

Период после 30 лет - «корни и расширение» - связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались. Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира - изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства не тождественности самому себе, того, что стал иным. По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил - жестокий удар по самооценке и Я-концепции. Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием ответственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не такие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распределение сил, интеллектуальное превосходство. Но - увы! -итог поединка в пользу молодости...

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий. Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» и др. Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью).

«Живите до ста лет, Давид Данилыч, - успокаивала Римма, а все-таки приятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще представить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бешеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушующий океан.

А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемоданах, небрежная, легкая - с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петюня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными визитами и дикими ее разговорами. ... И эпизод забылся. Но, что-то надорвалось впервые в Римме - она оглянулась и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хорош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали на будущее, которое не хочет наступать. Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в какой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто сидела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссертацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и вовсе исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую капризную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового отдела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно говорила кому-то по телефону: «Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной язык». «Федя, поедем на юг?» - спросила Римма. «Обязательно», - с готовностью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки поедем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже трудно было различить. «Эй, смотри-ка: Петюня!» - удивленно сказал Федя. На экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице тоже что-то не было видно. Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь показала свой пустой лик - свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожделенный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с торчащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами, покачивающими плевки и бумажки. А дома-старая, замшелая коммуналка, и бессмертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток будущих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, обманно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки».

Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет, посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и достижений, основанных на деловитости, прагматизме. Это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив на вопрос: «Какова моя действительная задача?». Причем переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейтмотив» жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правильности прежней линии. О собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: «Знание определенных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пережить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детского психиатра, и я руководил большим учреждением. Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел. Достижение зрелости - это процесс развития, который не минует никто, даже знающий». Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоит искать кого-то другого на роль «испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой работе, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказанием духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях.

По , в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдоблизости.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:
- развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости);
- смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);
- противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
- стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения. Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет - пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, коррекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности. Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реалистичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50-60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за профессиональным и личностным становлением которых приносит радость. Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как к угрозе своему положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках». Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых возможностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, отставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в результате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, наступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.

В современной действительности все яснее осознается роль образования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование - это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение. Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу. Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни. Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз выработанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно драматические переходы к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:
- в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;
- глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;
- кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7-10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;
- развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;
- кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, не демонстративно для окружающих;
- выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку. «Знание нормальных закономерностей хода жизни человека может быть началом выхода из проблем такого рода», - подчеркивал Б. Ливехуд. Таким образом, нормальная зрелая личность - это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...