Тема родины в русской литературе (по творчеству Н.А. Некрасова)

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть - два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ - значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами - вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны -
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии - это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова - в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год - уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...

(«Что ни год - уменьшаются силы...»).

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!..

Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений - «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Для детального анализа этих стихов нет времени, но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем источник вдохновения, считал, что сближение с природой возвышает человека, пробуждает добрые чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе против жены, изменившей ему, «да вдруг весна подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». Любовью и точно найденными красками, деталями отличается умиротворяющая картина русской весны, благотворно подействовавшая на героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...» автор искренне признается:

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

Люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота -
И сердцу весело...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури , связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт - «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова

Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют "певцом народного горя". Его "кнутом иссеченная муза" служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим "дворянским гнездом", с которым связаны светлые детские воспоминания?

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет...

К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении "Родина" , вспоминая о своих детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На первый взгляд, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они настолько типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной России. И автор выносит ей свой беспощадный приговор. Атмосфера рабства влияла и на крестьян, и на их господ, обрекая одних на бесправие и нищету, других - на роскошь и праздность.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

На что же надеется задавленный нуждой русский мужик? Один из вариантов ответа на этот вопрос мы находим в стихотворении "Забытая деревня" (1855). В каждой из пяти строф этого стихотворения удивительно емко и лаконично дана отдельная законченная картина из жизни "забытой деревни". И в каждой из них - человеческие судьбы, заботы и проблемы: здесь и просьба "бабушки Ненилы" починить избенку, и произвол "лихоимца жадного", отрезавшего у крестьян "землицы косячок изрядный", и мечты Наташи и вольного хлебопашца о свадьбе и семейном счастье. Все надежды этих людей связаны с предполагаемым приездом барина. "Вот приедет барин - барин нас рассудит" - этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но напрасно крестьяне надеются на справедливое и гуманное отношение к ним барина. Ему нет дела до крестьян. Прошли годы, прежде чем они дождались барина, привезенного в гробу.

Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

Этими наполненными горькой иронией строчками заканчивается стихотворение, в котором явственно звучит мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам. Эта тема находит продолжение в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. "С выраженьем надежды и муки" обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши.

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы...

Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь "брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Прогнанные швейцаром, они "с непокрытыми шли головами". Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права.

Описанный эпизод заставил лирического героя задуматься над нынешним положением русского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в "роскошных палатах". Обращаясь к этому влиятельному сановнику, автор тщетно пытается пробудить в его душе добро, воротить ушедших крестьян. Но "счастливые глухи к добру", - горестно констатирует герой. Вельможе и ему подобным безразлична судьба собственного народа, его страдания, тем более, что русский мужик привык терпеть. Автор обращается с риторическими вопросами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих обращений - в стремлении вывести народ из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за лучшее будущее, ибо он может освободиться только собственными силами. Но в вопросе, обращенном к народу, звучат боль и сомнение, напоминающие пушкинскую "Деревню". Эх, сердечный!
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

В "Железной дороге" (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в "Железной дороге" предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении - это "варвары, дикое скопище пьяниц". Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Народ в представлении Некрасова - это "сеятель и хранитель" русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе". Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье - не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, - это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой...

"Песня Еремушке", написанная в 1858 году, осталась актуальной и после официального освобождения крестьян. В "Элегии" (1874) Некрасов вновь ставит вопрос о судьбе народа: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Нет, ему еще предстоит отстаивать свое право на счастье, на достойную человека жизнь...

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Н. А. Некрасов
Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова.
Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в течение всей своей творческой жизни, поэт исследовал “много шумную” и беспокойную народную Россию, пытался постичь ее удивительный, сложный и интересный мир:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа…
… … … … … … … … … … … … … … … …
Случалось, тут целые дни пролетали –
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом, – он вошел в историю литературы как действительно народный поэт.
“Зрелище бедствий народных” еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. “… Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит… ” – говорил он в своих стихах и называл свою Музу “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков”.
“Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… – подтверждает А. Григорьев. – Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины”. Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он скорбит о безрадостности и безотрадности крестьянской жизни, которая вся состоит из “глухого извечного гула подавленных страданий “:
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор
В томящий летний зной защита и прохлада.
Бесправное существование губит на корню свежие силы народные, и поэт с горечью понимает, что сам народ не может выбрать правильный путь борьбы и освобождения от оков. Потому в своих произведениях стремится указать на все тяготы, несправедливости быта и жизни русского мужика и направить развитие мысли народной в верное русло.
Герои стихотворений и поэм Некрасова живут неповторимой и насыщенной жизнью. Живут, работают, радуются, невзирая на тяготы и лишения, уготованные им жестокой судьбой. В поэзии Некрасова что ни мужик, то незаурядная личность, единственный в своем роде характер. Сблизившись душой с народом, поэт сумел не просто писать о народе, но и “говорить народом”. Жизнь рабочих и крестьян на страницах его произведений выступает невероятно яркой, многоцветной и разноликой. Крестьянский мир предстает перед нами открытым, во всей своей откровенности и непосредственности. Поэт даже говорит от имени самого народа и словами, языком самого народа. И в этой речи сливается все многообразие русских характеров:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
И все же в этом ярком многоголосом мире Некрасов сумел рассмотреть отдельные яркие образы крестьян, как в “Саше”, “Песни Еремушки”, “Железной дороге” и многих других произведениях. И в каждом произведении удивляет невероятная сила характеров изображенных им русских людей, их оптимизм, их жизненная энергия. Как легко герои Некрасова справляются с любыми трудностями, как упорно продолжают верить в светлое будущее!
Читая стихотворения Некрасова и проникаясь глубоким уважением к их героям – простым людям из народа, крестьянам-труженикам, мы понимаем, что духовная сила человека всегда основана на тесной связи с родиной. Чем глубже, крепче эта связь, тем значительнее человек. И силы жить и выживать в тяжелых условиях (голод, угнетение, страдания) людям дает именно любовь к родине и вера в ее светлое будущее. Некрасов уверен, что в душе каждого мужика живет стремление к освобождению “от оков”, но поэта волнует также вопрос о том, смогут ли люди подняться на эту нелегкую борьбу за свое счастье. И он верит, что смогут:
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный.
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон.
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Поэт видит и открывает нам страдания родной земли, слезы матерей и жен, гибель тружеников-мужиков от голода, холода, болезней, смерть детей. Но при этом он видит Россию будущего – восставшую, освободившуюся от гнета, от векового рабства и унижения:
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Некрасов верит в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Поэтому ему представляется и даже отчетливо видится счастливая судьба русского народа и его родины – великой, могучей Руси.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова

1 Горькая судьба народа.

2 Образ родного дома.

3 Запустение родимого края.

Тема родины в творчестве м Л. Некрасова. Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писании. обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина».

С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит ним о том, что он не лукавит, несмотря на то что не разу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места…».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата мелкого и грязного тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов…

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил… о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и сторгую улыбкой,

Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:

Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, -

А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

…Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. Я к няне убегал…

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада, -

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем…

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого

главного - мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторит звону чаш и гласу ликований

Глухой и вечный гул подавленных страданий

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия - поэтического творчества.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...