Темпераментальные особенности. Темперамент и характер

Ождихин Артем Павлович

8 Мат класс, МАОУ ОЦ «Горностай»

Научный руководитель: Бердникова Анна Геннадьевна - педагог-психолог вышей квалификационной категории, к.филол.н

Теория

Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.

Существует 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик (от греч. chole - желчь) - человек быстрый, порывистый, резкий, способный отдаваться делу с исключительным воодушевлением и страстностью. Ему свойственен высокий уровень психической активности, энергичность действий, быстрый темп и сила движений, нетерпеливость. Однако он неуравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Он горяч и вспыльчив, но отходчив и не злопамятен, видя уступчивость. Деятелен, но длительные усилия и напряжение его не вдохновляют. Любит делать и что-либо решать «с наскока». Неуемное честолюбие и гордость лежат в основе его стремления к руководству другими. Самолюбив и падок на лесть. Демонстративен и артистичен, однако, встретив отпор, становится растерянным и злопамятным.

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек живой, подвижный, работоспособный, быстро реагирующий на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Он оптимистичен, добродушен, общителен, способен оказать помощь другим и увлечься новым, но не отличается усидчивостью и высоким чувством ответственности. Ему свойственны живость движений, быстрый темп речи, разнообразие и богатство мимики. Он стремится к частой смене впечатлений, искренне обещает, но редко держит своё слово. Любую, даже самую трудную задачу или работу сангвиник начинает с надежды на успех, но плохо переносит монотонный, требующий усилий труд и очень быстро утомляется.

Флегматик (от греч. phlegma - лимфа) характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он невозмутим, его стремления и настроения довольно устойчивы и постоянны. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и медленно приспосабливается к новой обстановке. Он долго «раскачивается», но, если включается в работу, то надолго и серьезно. Его нелегко вывести из себя, и он склонен в большей мере следовать принципам, чем чувствам. Своими деловыми качествами он часто превосходит людей с другим темпераментом, не вызывая их зависти и недоброжелательности.

Меланхолик (от греч. melas/melanos - черный, chole -желчь) отличают низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. Он придает большое значение всему, что его касается, и всегда находит поводы для опасений, прежде всего, обращая внимание на трудности. Он постоянно наполнен глубокими переживаниями и часто выглядит озабоченным, недоверчивым, полным сомнений и не расположенным к радости. Обещания дает неохотно, ибо считает своим долгом их выполнить, но сомневается в своих способностях. Сомнения и неуверенность постоянно одолевают его, вызывая постоянные отрицательные эмоции.

Также о типах темперамента можно узнать из данной схемы.

Ход работы

  1. Изучить тематическую литературу
  2. Выбрать методики
  3. Составить опросник
  4. Провести опрос
  5. Обработать результат

Гипотеза: Предпочтения в музыке и отдыхе человека зависят от его темперамента.

Для оценки типа темперамента человека мы взяли модификацию теста Айзенка Ю.Белова «Формула темперамента». Было опрошено 122 человека, 27 из которых оказались холериками, 55 - сангвиниками, 24 - флегматиками и 16 - меланхоликами. По их анкетам и проводилось исследование. Анкеты были обработаны, а результаты занесены в таблицу.

Вот так выглядела сама анкета:

Тест на определение темперамента

Сосчитай количество совпадений в каждом столбце. В каком столбце больше качеств относится к тебе? Определи, к какому типу темперамента ты относишься по большинству совпадений. Если примерно одинаковой количество ответов в двух столбцах - то в тебе есть черты нескольких темпераментов. Тем более, что в «чистом» виде тип темперамента встречается крайне редко, чаще мы сталкиваемся с преобладанием какого-либо одного типа темперамента над другими.

Холерик
1. неусидчив, суетлив
2. невыдержан, вспыльчив
3. нетерпелив
4. резок и прямолинеен в отношениях с людьми
5. решителен и инициативен
6. упрям
7. находчив
8. работает рывками
9. склонен к риску
10. незлопамятен, но обидчив
11. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
12. неуравновешен и склонен к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпим к недостаткам
15. обладает выразительной мимикой
16. способен быстро и решительно действовать
17. неустанно стремится к новому
18. обладает резкими, порывистыми движениями
19. склонен к резким сменам настроения
20. не стремится признавать свои ошибки

Сангвиник
1. весел, жизнерадостен
2. энергичен и деловит
3. часто не доводит начатое дело до конца
4. склонен переоценивать себя
5. способен быстро схватывать новое
6. неустойчив в интересах и привязанностях
7. легко переживает неудачи и неприятности
8. легко приспосабливается к разным обстоятельствам
9. с увлечением берется за любое новое дело
10. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
11. быстро остывает, если дело перестает интересовать.
12. тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой
13. общительный и отзывчивый, не чувствует склонности с новыми людьми
14. вынослив и работоспособен
15. обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
16. сохраняет обладание в неожиданной сложной обстановке
17. находится всегда в бодром настроении
18. быстро засыпает и просыпается
19. часто несобран, проявляет поспешность в делах
20. склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

Флегматик
1. спокоен и хладнокровен
1. последователен и обстоятелен в делах
3. осторожен и рассудителен
4. умеет ждать
5. молчалив и не любит попусту болтать
6. обладает спокойной, размеренной речью
7. сдержан и терпелив
8. доводит начатое дело до конца
9. не растрачивает попусту сил
10. строго придерживается выработанного распорядка в жизни
11. легко сдерживает порывы
12. мало восприимчив к одобрению и порицанию
13. незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14. постоянен в своих привязанностях и интересах
15. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
16. ровен в отношениях со всеми
17. любит последовательность и порядок во всем
18. с трудом приспосабливается к новой обстановке
19. обладает выдержкой, уравновешен
20. не склонен к риску и показухе

Меланхолик
1. стеснителен
2. теряется в новой обстановке
3. затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми
4. не верит в свои силы
5. легко переносит одиночество
6. чувствует подавленность и растерянность при неудачах
7. склонен «уходить в себя»
8. быстро утомляется
9. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающей до шепота.
10. невольно приспосабливается к характеру собеседника
11. впечатлителен до слезливости
12. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
13. предъявляет высокие требования к себе и окружающим
14. склонен к подозрительности, мнительности
15. болезненно чувствителен и легко раним
16. чрезмерно обидчив
17. скрытен и необщителен
18. малоактивен и робок
19. безропотно покорен
20. стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

Тест

Какой вид отдыха вы предпочитаете?

1) Сходить погулять
2) Выехать на природу
3) Заняться спортом
4) Устроить пикник
5) Поиграть с родственниками в активные или настольные игры
6) Общение с друзьями
7) Сходить на дискотеку
8) Катание на санках/коньках/лыжах/роликах/сноуборде/скейте и т.д
9) Водные виды спорта
10) Туризм
11) Сон
12) Просмотр ТВ
13) Компьютерные игры
14) Виртуальное общение (смс, соц.сети...)
15) Чтение книг
16) Расслабление
17) Принятие ванной
18) Купание/загар/отдых на пляже
19) Рисование
20) Интернет-серфинг

Тест

Какой тип музыки вы предпочитаете?

(обведите подходящие вам ответы - 3-5)

1. Блюз
2. Джаз
3. Поп-музыка
4. Рок
5. Реп
6. Металл
7. Hard-metal
8. Хип-хоп
9. Кантри
10. Регги
11. Техно
12. Панк
13. Шансон
14. Фолк
15. Гранж
16. Джангл
17. Саундтрек
18. Классика

Почему вам нравится выбранный вами тип музыки? Ответ обоснуйте. С чем это связанно?(из-за игры на муз. инструментах, например)

Результаты 1 и 2 части исследования мы свели в таблицу.

В опросе принимали участие дети школьного возраста.

Процентное соотношение типов темперамента опрошенных:

Предпочтения холериков в диаграмме:

Предпочтения сангвиников в диаграмме:

Предпочтения флегматиков в диаграмме:

Предпочтения меланхоликов в диаграмме:

В качестве бонуса за участие в исследовании наши респонденты были ознакомлены с развернутой характеристикой своего ведущего типа темперамента. Следовательно, каждый участник опроса смог узнать лучше себя и своих одноклассников.

Выводы:

Теория оказалась правдива, но частично, так как люди не могут быть только одного чистого темперамента. У них всегда имеется частичка другого темперамента. Определить проценты соотношения темпераментов человека невозможно. В опросе же брался темперамент, который был ярче всех остальных темпераментов выражен у человека. Мы делали на это скидку.

Список литературы:

  1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: psycabi.net (дата обращения 12.12.14).
  2. Тест на определение типа темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: http://pandia.org/text/78/121/50427.php (дата обращения 15.01.15).
  3. Федоровская О.М. Двигательный режим дня. - М., 2008. - с. 76-84.
  4. Энциклопедия: wikipedia.org .

Темперамент – одна из индивидных характеристик человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности .

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

Общая активность – определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Моторная сфера – частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность –впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Понятие Т. возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что пропорция 4 элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней (гуморальная концепция).

Свойства Т.:

– индивидуальный темп и ритм психических процессов,

– степень устойчивости эмоций,

– экспрессивность и энергичность движений,

– напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства м. б. связаны с др. психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Свойства Т. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. 1. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2. Медлительного, невозмутимо; го человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. 3. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения. 4. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств м. б. различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между которым возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных его свойств. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи стремились доказать непосредственную зависимость типа Т. от сочетания (типа) свойств н. с. (нейродинамическая концепция Т.). Имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа Т. от анатомо-физиологических особенностей всего организма в целом. Каждое отдельные свойство Т. коррелирует с несколькими свойствами общего типа н. с. (и наоборот). Лишь типу н. с. в целом соответствует один определенный тип Т. Поэтому, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать свойства его общего типа н. с.; необходимо провести психологическое исследование.

Тип Т., как и врожденный тип н. с., может изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа Т. в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия воспитания. Вопросы о степени наследственной обусловленности типа Т., изменчивости отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследованы.

Т. человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного Т. могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового Т. м. б. очень различными по своим социально-нравственным ценностям.

Т. не предопределяет также черт характера, но между Т. и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От Т. зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Напр., общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчивости его привязанности к своим друзьям и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д. Т. влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства Т. способствуют формированию определенных черт характера, др. противодействуют. Поэтому в зависимости от типа Т. ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера (см. Индивидуальный подход). Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в себе, своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений Т. от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления Т.

Т. не определяет уровня общих или специальных (напр., профессиональных) способностей. Те или иные свойства Т. в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в др. при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат к.-л. свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицат. в данных условиях проявлений Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль - это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодным для данной профессии (см. Профессиональная пригодность, Профессиональный отбор).

Т. о., ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа Т.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, «социальный характер» в работах Э. Фромма).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования .

Различия между характером и личностью: черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как "типологии характера") возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или "групп") характеров; у Леонгарда и Личко - десять-одиннадцать.

Характер может быть более или мене выражен. Три зоны выраженности характера: зона абсолютно "нормальных" характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций – явные и скрытые) и зона сильных отклонений характеров (психопатии) . Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы .

он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: "Каков в колыбельке, таков и в могилку".

тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а "на людях" - другой, то он не психопат.

социальная дезадаптация . У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу .

Анализ проблемы "биологических основ характера" приводит нас к следующим выводам:

–детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий.

–степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной.

–генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или "логика".

Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Нормальный характер – это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой - и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый - и не излишне открытый, не излишне тревожный - не излишне беззаботный... - и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер - это "золотая середина" целого ряда качеств.

Теории темперамента:

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу рассматривает темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности.

Фундаментальными характеристиками темперамента:

–реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

–активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории:

–Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

–Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.

– Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, в определенных границах все же может изменяться.

Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

–эргичность (выносливость),

–пластичность,

–скорость,

–эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента"" (ОСТ).

5. Гуморальная теория Гиппократа:

Понятие "темперамент" ввёл Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Холерик. Преобладание жёлтой желчи (греч. холе - «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим».

Флегматик. Преобладание лимфы (греч. флегма - «мокрота») делает человека спокойным и медлительным.

Сангвиник. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым.

Меланхолик. Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым.

6. Нейродинамическая теория И.П.Павлова:

Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы является наследственным типом.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

7. Конституциональные теории:

В основе идеи соматотипов лежит предположение о том, что поведение или личность определяются физическими характеристиками тела. Процесс определения соматотипов представляет собой метод, посредством которого описываются физические аспекты тела человека.

Начало эпохи соматотипирования связывают с работами Э. Кречмера, предложившего в начале 1920-х гг. классификацию человеческого телосложения:

пикник (широкий, с округлыми формами и большим количеством жира, сильный и коренастый)

атлетический тип (мускулистый, с широкой грудной клеткой и узкими бедрами)

астенический тип (длинный, тонкий и хрупкий)

диспластический тип (дис - плохо, пластик - сформированный) - отклоняющийся от любой из трех основных категорий.

Кречмер пришёл к заключению о существовании однозначной связи между типами телосложений и психическими расстройствами:

Пикник – маниакально-депрессивный психоз

Астеник – шизофрения

Атлетический тип – эпилепсия

7. Теория соматотипов Шелдона

Находясь под влиянием взглядов Кречмера, У. Шелдон предложил теорию соматотипов, иначе связывавшую телосложение с темпераментом.

3 основные измерения для оценки физической конституции:

Эндоморфия - проявляется в мягкой округлости в разнообразных частях тела и тенденции к доминированию в его общей структуре внутренних пищеварительных органов.

Мезоморфия связана с относительным преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей. Мезоморфное телосложение обычно выглядит тяжелым, прочным и прямоугольным, с выраженным преобладанием мускулов и костей.

Эктоморфия – длинные, тонкие конечности со слабо выраженной мускулатурой. В общей массе тела эктоморфа выделяется крупный головной мозг.

В предложенной Шелдоном методике соматотипирования каждый индивидуум ранжируется по степени выраженности в его телосложении каждого из трех первичных физических измерений.

Параллельно с тремя основными физическими компонентами Шелдон выделил 3 темпераментальных компонента:

Висцеротония характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Соматотония проявляется в повышенной склонности к мышечной активности и в целом связано с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску.

Церебротония в ее крайнем выражении означает чрезмерную сдержанность в проявлении чувств, скованность и боязнь социальных контактов.

Каждый тип телосложения соответствует типу темперамента:

Эктоморф - церебратония

Т.е. человек с длинными, тонкими конечностями сдержан в проявлении чувств, скован и боится социальных контактов.

Эндоморф – висциратония

Т.е. человек с мягкими округлостями в разнообразных частях тела характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Мезаморф - соматотония

Т.е. человек с преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей характеризуется повышенной склонностью к мышечной активности и в целом связан с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску

У нас на сайте, в анкете, есть один пункт. Он касается Вашего темперамента. Многие отвечают: "Не знаю что такое темперамент и как с ним бороться".

Зайдя на Википедию, я нашёл несколько статей о темпераментах.

Постараюсь их сократить и выделить самые основные черты того или иного типа.

Темпера́мент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

У нас есть 4 основных типа: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.

Флегматик - один из четырёх типов темперамента. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного , невозмутимого , с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением , со слабым внешним выражением душевных состояний .

Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке . У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение ; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством . Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются . Он редко выходит из себя , не склонен к аффектам ; ему свойственны ровность , спокойствие , выдержка , иногда вялость , безучастность к окружающим , лень .

При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий . Иван Петрович Павлов считал, что флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

Холерик - Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого , порывистого , способного отдаваться делу со страстностью , преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного , склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения . Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике.

Холерик - это субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий , резкостью , стремительностью , силой движений , их быстрым темпом, порывистостью . Холерик вспыльчив , нетерпелив , подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Сангвиник - Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого , подвижного , сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности .

Сангвиник - это субъект, характеризующийся высокой психо-аналитической активностью , энергичностью , работоспособностью , быстротой и живостью движений , разнообразием и богатством мимики , быстрым темпом речи . Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен . Эмоции у сангвиника преимущественно положительные , они быстро возникают и быстро сменяются . Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми . Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.

Меланхолик - человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого , склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи , но внешне вяло реагирующего на окружающее .

Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности , замедленность движений , сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость . Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность , глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении , причём преобладают отрицательные эмоции . При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость . В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей . Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании . Меланхолики являются интровертами . Меланхолики страдают от аффективных проблем чаще, чем обладатели других типов темперамента.

Аристотель утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами.

Надеюсь, что сейчас картина стала немного яснее.


Оказывается, похудеть гораздо легче, если строить методику похудения в соответствии с особенностями своего темперамента.

Диета для cангвиника

Сангвиники – люди очень подвижные, быстро отзывающиеся на окружающие события, сравнительно легко переживающие неприятности, обладают большой импульсивностью, но слабой впечатлительностью.

Сангвиники предпочитают вкусную пищу и расплачиваются за это лишним весом. Им подходят нестрогие диеты, которые предназначены не столько для снижения веса, сколько для поддержания уже имеющихся форм – диеты «здоровое питание». Люди этого типа легко сбрасывают лишние кило и, вследствие своей подвижности, не нуждаются в суровых физических нагрузках.

Вполне достаточно не есть после 18:00, исключить из рациона мучные и кондитерские изделия и устраивать раз в месяц разгрузочный день, соблюдая монодиету: яблочную, кефирную, овощную или творожную (в течение дня есть только один из предложенных продуктов и пить чай на травах). Также рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления мяса и острых блюд, которые возбуждают аппетит.

Полезно для сангвиника перед едой выпивать стакан воды. Это поможет немного притупить чувство голода, проще будет контролировать свой аппетит, не усердствовать с поглощением вкусных и довольно калорийных блюд.

Диета для холерика

Холерик – быстрый, порывистый человек, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Люди с таким темпераментом чаще всего питаются нерегулярно, так как их энергичность не позволяет нормализовать режим. К полноте такие люди не склонны, однако, неправильное питание провоцирует появление проблем с пищеварением.

Холерикам свойственно «заедать» скуку, личные неудачи и просто плохое настроение. Поэтому таким людям показаны овощная или яично-грейпфрутовая диеты. Холерику питаться нужно не меньше четырех раз в сутки. Наиболее калорийными должны быть завтрак и обед. Следует отказаться не только от любимых булочек и конфет, но и от свиной колбасы, орехов и масла (кроме оливкового). Также сбросить лишний вес помогут пешие прогулки, лёгкие гимнастические упражнения.

Есть и перечень продуктов, которые могут навредить холерику, возбудить нервную систему. К ним относятся кофе и шоколад, практически все острые блюда, пряности.

Диета для флегматика

Флегматики – медлительные, невозмутимые люди с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний и впечатлительностью.

Флегматики склонны к быстрому набору веса, так как ведут малоподвижный образ жизни. Помогают им сбросить вес разнообразные диеты, которые флегматиками строго соблюдаются. Наиболее эффективны суповые диеты, основанные на замене твердой пищи. Первые блюда кушать рекомендуется во время обеда и ужина. Употребление более калорийной пищи допускается лишь в утренние часы. И обязательно нужно отказаться от фаст-фуда, заменив его вкусными салатами.

Непременно следует ввести в рацион овощи и фрукты, богатые витаминными соединениями и клетчаткой. Стимулируют пищеварение специи, они обязательно должны быть в меню медлительного человека. Исключить рекомендуется жареные и жирные блюда.

Диета для меланхолика

Меланхолики – люди тонкой душевной организации. Они легко впадают в депрессию, очень сильно подвержены стрессу. В такие моменты свои «несчастья» меланхолики «заедают» сладостями. Для похудения им нужен сильный стимул. От лишнего веса они часто стараются избавиться путем голодания или жестких диет. Однако не всегда меланхолики до конца придерживаются намеченного плана, часто срываются. Тогда они вновь возвращаются к поглощению конфет, тортиков и пирожных.

Меланхолики могут «обмануть» свой аппетит сухофруктами, орехами или свежими фруктами. Питаться им необходимо в одно и то же время, четко придерживаясь режима. В рацион желательно ввести белковую пищу, исключить из него следует углеводы.

Полезны для меланхолика разгрузочные дни. Устраивать их можно раз в неделю. Поможет избавиться от лишних килограммов и употребление большого количества овощных салатов со свежей зеленью.

Для меланхоликов лучшим вариантом снижения веса будут именно физические нагрузки. Бег для похудения всегда хорош, он поможет не только привести в тонус мышцы ног, но и, как доказано психологами, избавиться от депрессий.

Если Вы жить не можете без сладкого, то не отказывайте себе в удовольствии, не стоит «насиловать» свой организм. Помните: количество полученных килокалорий от порции шоколадного мороженного равно количеству потраченных от часа занятий йогой. Кроме того, меланхолику всегда полезно взбодриться, поэтому включите в свои рецепты диет медовый напиток — на стакан воды столовая ложка меда и половина выжатого лимона, а еще лучше — имбирный чай.

Для всех типов: за минуту быстрой ходьбы вы теряете 5-6 килокалорий, за час плавания – 500, за час лыжного бега – 600. За час езды на велосипеде теряется – 410 килокалорий, за час сна – 65.

Определив тип своего темперамента, смело можно включать в рацион полезные продукты и исключать из него вредные. Придерживаясь намеченного плана и правильно питаясь, сбросить лишние килограммы не составит труда. Фигура вновь станет стройной и подтянутой.

Психологи выяснили: незнайки лучше приспосабливаются к трудностям жизни, чем знайки

Изменить размер текста: A A

Как выяснили на днях социологи ВЦИОМа , более 40 процентов московских студентов-троечников рассчитывают на зарплату от 50 до 100 тысяч рублей. А 4 процента из них и вовсе заявили, что не согласятся меньше, чем на 150 тысяч. Удивительно, но всего лишь 20 процентов круглых отличников претендуют на жалованье такого масштаба.

В Петербурге и Новосибирске аппетиты у молодежи чуть скромнее, но соотношение запросов примерно то же. Почему середнячки более требовательны к размеру зарплаты, чем «ботаники»? С этим вопросом мы обратились к ведущему сотруднику Центра социально-психологической помощи семьи и детям кандидату психологических наук Надежде АЛЕКСЕЕВОЙ .

ПЛЮСЫ ТРОЕЧНИКОВ

Пока знайка думает, незнайка делает

Нередко на тройки учатся те, кто одновременно еще и работает. Поэтому ко времени получения диплома они уже имеют некую квалификацию и действительно вправе требовать от работодателя большего.

Психологи давно подметили: пока отличники думают, как подойти к проблеме, и просчитывают все варианты, прикидывая, справятся ли они, «тупой» видит задачу и решает ее.

Они никогда не делают то, что им неинтересно. Как бы при этом педагог ни разглагольствовал о том, насколько это важно и нужно делать. И, наверное, они правы - никакой предмет нельзя ни выучить, ни понять, если он тебе неинтересен по сути.

Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте - EQ, а не в коэффициенте интеллекта - IQ. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. А это не зависит от академических знаний. Троечники, как правило, дружелюбны, коммуникабельны.

Родители «невежд» ценят в детях любую помощь по дому, участие в семейных делах, увлечения, не касающиеся школьной программы, - это уже смирившиеся с неуспеваемостью своих чад мамы и папы. Они их любят любыми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕРЕДНЯЧКОВ

Сангвиники - люди с заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие события, стремящиеся к частой смене впечатлений. Легко переносят неудачи и поражения.

Холерики - энергичные, способные отдаваться делу со всей страстностью. Быстрые, порывистые, склонные к бурным эмоциональным выражениям чувств, резким сменам настроения, со стремительными движениями. Нетерпеливы, не могут заниматься одним делом много времени.

МИНУСЫ ОТЛИЧНИКОВ

Универсальные дилетанты

По данным опроса старшеклассников, отличники нужны только для того, чтобы у них списывать. Или служить справочным бюро.

Также, по мнению одноклассников, знайки скучны, много выпендриваются, заносчивы или тяжелы в общении, угождают учителям.

Учителя более требовательны к отличникам, но одновременно завышают им оценки: ни то, ни другое не пользуется одобрением сверстников. В старших классах битвы за медаль еще больше отдаляют отличников от одноклассников.

При всех поблажках отличники очень сильно переживают из-за собственных оценок.

Учеба отнимает у них то время, которое остальные тратят на общение.

Они не умеют справляться с форс-мажором и выходить из внештатных ситуаций. Поэтому одноклассники считают, что знайки живут в некоем искусственном мире, среди книг, а не среди людей. Но школа не дает всего разнообразия опыта, который человек должен получить в этом возрасте.

Из-за того, что отличники вынуждены одинаково тщательно готовиться по всем предметам, у них не хватает времени на выбор специализации и на изучение профильных предметов для поступления. В итоге получается, что отличник - всего лишь универсальный дилетант. Ведь невозможно одинаково хорошо разбираться в точных и гуманитарных науках.

Родители отличников часто жалуются на чистейший эгоизм своих чад - «как будто весь мир вокруг него», «учится для нас, а мы - его должники». Из-за этого часто возникают скандалы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ «БОТАНИКОВ»

Меланхолики - чувствительные и ранимые, очень чутко и эмоционально реагирующие на все. Редко отличаются сильным и твердым характером. Часто страдают от усталости и переутомления. Для восстановления сил тратят много времени, потому что процессы торможения преобладают над возбуждением. Часто отличаются замкнутостью и нерешительностью. Плохо приспосабливаются к переменам.

Флегматики - обычно сильные, немного медлительные люди со спокойным и уравновешенным характером. Они терпеливы, выдержанны, выносливы и хорошо владеют собой, поэтому настроение у них меняется медленно. Не отличаются общительностью, любят постоянство и плохо приспосабливаются к переменам. Переход от одного занятия к другому дается им с трудом и требует времени.

ИЗ ДОСЬЕ «КП »

ЗНАМЕНИТЫЕ НЕУСПЕВАЮЩИЕ (Сведения взяты из Объединенного архива Министерства образования РФ и Московского комитета образования.)

Поэт Осип Мандельштам

Его называли «ходячей энциклопедией». Разбуди Мандельштама ночью и спроси что-нибудь про античность, получишь исчерпывающий ответ. Но то ли по рассеянности, то ли от стойкого неприятия любого вида давления, словом, как бы то ни было, гений проваливал один экзамен за другим.

Певица Алла Пугачева

В школьном журнале певицы (московская школа № 496) выведены отметки по окончании семилетки: среди них шесть пятерок, в том числе по пению. По русскому языку, истории, алгебре, геометрии, естествознанию и физике - четверки. А по географии, черчению, иностранному языку, химии и физической культуре - трояки.

Кинорежиссер Андрей Тарковский

У ученика московской школы № 554 стабильными были пятерки только по поведению. Учителя оценили знания Тарковского по русскому языку и литературе на твердую четверку. А вот по истории будущий автор «Андрея Рублева » имел трояк. Не увлекали гения кинематографии и точные науки: по химии и черчению он умудрился получить двойки.

Актер Александр Збруев

Круглый троечник и хулиган, а в будущем любимец всех женщин Советского Союза. В 1958 году, оканчивая 10-й класс, он заработал четверку лишь по Конституции (аналогу нынешнего обществоведения).

Писатель Николай Гоголь

По историческим справкам, не умел писать сочинения (!), получая за них двойки. А по литературе учителя ставили ему не более чем «удовлетворительно» - тройку.

Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн

Плохо учился в школе, учителя его считали чуть ли не идиотом. И даже до конца жизни он пользовался шпаргалкой с таблицей умножения.

Бывший министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов

«Любимец» российских льготников и пенсионеров окончил одну из самых престижных школ Санкт-Петербурга - лицей № 239. В его ведомости за 10-й класс - одни тройки по всем предметам, кроме иностранного и физкультуры.

ИТОГО

Среди зубрилок много безработных

Факты показывают: и в делах, да и вообще в жизни процветают как раз те люди, которые не сильно «упирались» в школе и в вузе, - говорит психолог Надежда Алексеева. - А отличники преуспевают в искусстве наниматься на штатную работу... к бывшим троечникам. Как правило, именно они создают свой бизнес. И становятся талантливыми руководителями, обладающими широким кругозором. Дело в том, что троечники изучали только то, что им было интересно. Приобретали много друзей, которые и помогли им встать на ноги. А отличники, как правило, одинокие личности, себя чувствуют комфортно не на руководящей должности, а на наемной работе. Потому что с детства привыкли выслуживаться перед начальством - учителями и родителями. Они не могут жить без похвалы и способны работать только в стабильных условиях. Начальник же, как известно, живет, как на вулкане. Послушные, дисциплинированные, скромные в притязаниях, предпочитающие синицу в руках, нежели журавля в небе, осторожные, опасающиеся совершить любую ошибку, боящиеся наказаний, готовые работать на зарплату - это идеальные инструменты для исполнения чужих решений.

А о том, что знайки не всегда оказываются на коне, говорят и такие цифры: среди безработных (данные 1997 года ВЦИОМа) больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5% соответственно), чем троечников и двоечников (8,1% и 3,7%).

КОММЕНТАРИЙ ПСИХИАТРА

У грызущих гранит науки комплекс неполноценности

Заведующий отделением Института психиатрии Олег ИВАНОВ:

Исследования специалистов показали, что часто отличники начинают с остервенением грызть гранит науки из-за комплекса неполноценности: они или некрасивы, или бедны, или застенчивы. И чтобы быть лучше других, жизнь положат на алтарь знаний. Особенно это касается мальчиков, которые слабее здоровьем и физической силой и стараются компенсировать это интеллектуальным превосходством, чтобы «крутые» обращались к ним за помощью. Девушки-зубрилки в отличие от сверстниц-троечниц, быстро и удачно выходящих замуж, как правило, долго не могут устроить свою личную жизнь, потому что предъявляют завышенные требования к людям и не могут строить отношения. А если выйдут замуж, то ненадолго, потому что и здесь хотят быть лидером - привыкли.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

А учиться все равно надо стараться на «отлично»!

Прочитав наш материал, многие могут подумать, что мы утешаем родителей, чьи дети не стремятся учиться на «отлично». Это не так. Да, среди бывших троечников немало состоявшихся людей. Но среди хорошистов и отличников их не меньше. Тут можно назвать и Юрия Лужкова , и Михаила Фрадкова , и Филиппа Киркорова (пусть творчество последнего нравится не всем). Во всем остальном мире успеха добиваются лишь самые лучшие, честолюбивые и инициативные молодые люди. Парадокс? Возможно, разгадку надо искать в системе нашего школьного образования, порой ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков? Может, это вина учителей, не сумевших разглядеть одаренных ребят. Ведь если даже, несмотря на недополученные знания, бывшие троечники добиваются успеха в жизни, то страшно подумать, каких высот бы они достигли, если бы им больше повезло с учителями и свои школы они окончили с медалями.

Андрей МОИСЕЕНКО

КСТАТИ

Знания - на троечку, секс - на пятерку

Английские исследователи под руководством Кери Купера , профессора психологии и здравоохранения в Университете Ланкастера опросили более тысячи студентов местных колледжей. И выяснили: чем хуже они учатся, тем больше половых контактов имеют. К тому же еще ученые натолкнулись на связь интенсивности интима с будущей специальностью студентов. Больше всего сексуальных партнеров у тех, кто изучает медицину (8). На втором месте (7) студенты, изучающие социально-политические науки. На третьем - историки (6). Четвертое место досталось переводчикам (5). И самыми невостребованными в постели оказались теологи (2).

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли хорошо учиться, чтобы добиться успехов в жизни?

Роман ПАВЛЮЧЕНКО, футболист сборной России и «Спартака» (в школе любил списывать):

А для футболиста учеба точно не главное! Я в школе хорошие отметки получал, когда списывал у соседки по парте. Кстати, я на ней потом женился и очень счастлив.

Борис НЕМЦОВ, политик (золотой медалист):

Учиться надо хорошо! Хотя бывает, успех сопутствует тем, кто учился плохо, но преуспел в «предмете», который в школе не преподают, - это умение дружить с нужными людьми. Так многие олигархи сколотили миллиардные состояния.

Борис МОИСЕЕВ, певец (учился на тройки):

У меня были тройки по всем предметам, кроме русского языка. Я мог есть на уроке, хулиганить, уснуть... Но я запоминал самое важное и всего добился в жизни!

Юрий СКУРАТОВ, экс-Генпрокурор РФ (почти отличник):

Троечники - опасный народ. Ну представьте себе хирурга, окончившего институт с тройками! Но и отличники-зубрилки - тоже не подарок. В жизни чего-то добиваются те, кто с детства привык варить головой и что-то делать своими руками.

Владимир ВИНОКУР, юморист (троечник и пятерочник):

У меня была тройка по научному коммунизму, но пятерка по актерскому мастерству - я мог говорить голосом Брежнева ! Оценка пять не значит, что жизнь состоялась.

Егор ЛИГАЧЕВ, член ЦК КПРФ (хорошист):

Надо учиться и хорошо, и много - вот как я. Мы в 1937-м за 10-й класс сдавали восемь выпускных экзаменов, в том числе три - по математике. И не считали себя перегруженными.

Алла ШАТРОВА, директор гимназии № 1, Калининград:

Все зависит от цели ученика. Медалисты, как правило, идут в науку. Троечники - в бизнес. Пушкин в детстве много хулиганил, но стал великим . Потому что этого хотел.

Ирина, читательница сайта KP.RU, Москва:

Я окончила школу с золотой медалью, университет - с красным дипломом, кандидат наук. А зарплата - 20 тысяч рублей. И никакой личной жизни. Успех? Неуспех? Кто знает.

А вы как учились в школе? - В дневнике одни «пятерки» - Всегда был хорошистом - Хорошие отметки получал только по интересовавшим меня предметам - Обычно учителя мне ставили «удовлетворительно»

А вы как учились в школе? Отличница Светлана Кузина ждет ваших откликов на сайте!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...