Теория социальных представлений основные идеи. Теория социальных представлений московичи

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье предпринята попытка ответить на вопрос, могут ли социальные представления в перспективе стать предметом изучения такой научной дисциплины, как социальная психология. Кроме того, проанализировано понимание предмета в зарубежной и отечественной социальной психологии, а также раскрыты основные положения концепции социальных представлений.

Ключевые слова: социальная психология, предмет социальной психологии, социальные представления, концепция социальных представлений.

SOCIAL REPRESENTATIONS AS A SUBJECT OF SOCIAL PSYCHOLOGY

Annotation. In the article we tried to answer the question: Can social representations become the subject of social psychology. Also, was analyzed the understanding of subject in foreign and Russian social psychology, and observed key points of the concept of social representations. Keywords: social psychology, subject of social psychology, social representations, concept of social representations.

Понимание предмета современной социальной психологии на сегодняшний день является поводом для бурных дискуссий и споров между исследователями указанной научной области по всему миру. Следует добавить, что в России подобные споры и дискуссии продолжаются с начала 20-х гг. XX в., т.е. с момента становления социальной психологии как научной дисциплины. Данная проблема в свою очередь указывает на необходимость разносторонних и глубинных исследований в этом направлении.

Стоит отметить, что проблема понимания предмета и объекта социальной психологии находится в одном ряду с вопросами построения общей теории социальной психологии, создания собственных методов, обеспечения социальной релевантности социально-психологических исследований. По мнению большинства ученых, основная проблема в понимании предмета социальной психологии заключается в том, что данная научная дисциплина зародилась на стыке двух самостоятельных наук -социологии и психологии. Поэтому для понимания предмета социальной психологии необходимо разбираться в предметах образующих наук и возможно находить золотую середину.

На наш взгляд, отсутствие единого мнения в научном сообществе касательно указанной проблемы связано с тем, что представители образующих наук стараются склонять понимание о предмете относительно молодой научной дисциплины в сторону своей науки. Однако, исходя из парадигм, предложенных отечественным психологом П.Н. Шихеревым, в понимании предмета американской социальной психологии достигнута некая согласованность, при этом под предметом социальной психологии здесь понимается общественное поведение человека и то влияние, которое он оказывает на других в процессе взаимодействия с ними. В свою очередь западноевропейская социальная психология, по П.Н. Шихереву, направлена на понимание сущности социально-психологических явлений в широком социальном и культурном контексте. И, наконец, в отечественной социальной психологии ученый выявил отсутствие согласия относительно ее предмета [цит. по 4].

Несмотря на подавляющее большинство разногласий относительно предмета отечественной социальной психологии, мы все же попытались найти точки соприкосновения российских ученых в этом вопросе. Проанализировав различные определения предмета отечественной социальной психологии таких ученых как К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, П.Н. Шихирева, Т.П. Емельяновой,

Р.Ю. Вербицкий

Ruslan Verbitskiy

© Вербицкий Р.Ю., 2015

A.В. Брушлинского, А.И. Донцова, Н.Н. Богомоловой и др., мы пришли к выводу, что ученые сходятся лишь в том, что социальная психология изучает социально-психологические явления, связанные с поведением и взаимодействием людей в группах. Чтобы более четко обозначить связь между предметом социальной психологии и социальными представлениями мы раскроем основные и общепринятые положения указанной концепции.

Концепция социальных представлений впервые была предложена в 1961 г. в монографии французского социального психолога Сержа Московиси . Это событие имело огромную научную значимость для социальной психологии как науки. Несмотря на объективную критику в адрес новой концепции, она распространялась и получала признание по всему миру. Так, и в отечественной социальной психологии концепция Сержа Московиси неоднократно становилась объектом теоретического анализа. А в западноевропейской социальной психологии концепция социальных представлений и вовсе считается самой влиятельной теоретической моделью. Отметим, что при разработке теории социальных представлений С. Московиси опирался на идеи Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже,

B. Вундта, а также на идеи Л.С. Выготского. Добавим, что создание концепции было направлено против доминировавшей в то время американской когнитивной традиции в социальной психологии.

В рамках концепции социальных представлений было проведено большое количество эмпирических исследований по всему миру. Отдельно исследовались представления о городе, здоровье, болезни, человеческом теле, женщине, детстве, психоанализе. Также изучались социальные представления об отдельных общественно-политических и общественно-культурных феноменах. Накопленный объем исследований социальных представлений показывает, что изучение социальных представлений успешно осуществляется как качественными, так и количественными методами сбора и анализа информации, но важно отметить, что существует необходимость в многоуровневом или комплексном подходе при изучении социальных представлений. Комплексный подход сбора и анализа информации является эффективным способом изучения социальных представлений, так как включает в себя методы позволяющие изучать как особенности возникновения и трансформации социальных представлений, так и их содержание.

Отечественный исследователь А.В. Брушлинский в предисловии к книге «Век толп», опираясь на определение С. Московиси, отмечал, что особенно важны социальное происхождение социальных представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный для индивида характер. А.В. Брушлинский также отмечает, что наука не вытесняет эти обыденные убеждения, а напротив, научные представления и здравый смысл в той или иной мере трансформируются друг в друга. По мнению ученого, социальные представления в указанной трактовке составляют предмет социальной психологии . Конечно же, и сам создатель концепции социальных представлений С. Московиси настаивает на том, что именно социальные представления должны стать предметом социальной психологии, аргументируя это тем, что социальная психология должна изучать реальные общественные отношения и проблемы.

Затрагивая тему решения общественных проблем, мы хотели бы коснуться содержания собственного диссертационного исследования на тему «Социальные представления российской молодежи о политической конкуренции в обществе». Указанная научная работа предполагает изучение социальных представлений о политической конкуренции в молодежной среде. Суть одной из основных гипотез нашего исследования заключается в том, что результаты данного исследования позволят приблизиться к созданию комплексного метода измерения политической конкуренции в государстве, а также полученные данные должны способствовать разработки способов влияния на подобные представления, все это должно подтвердить основную задачу социальной психологии - решение проблем общества.

Сегодня понятие «социальные представления» не имеет конкретного определения. Данный

факт, по мнению создателя концепции, не является ее недостатком, а, напротив, является преимуществом. Тем не менее, существует множество различных по своему смыслу трактовок понятия «социальные представления». Каждая из них определяет понятие под разным углом, однако большинство ученых все же согласны с классическим определением, предложенным школой С. Московиси.

С. Московиси понимает под социальными представлениями некую сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни и в ходе межличностной коммуникации . В статье «От коллективных представлений к социальным» Серж Московиси писал следующее: «Представляя себе какую-то вещь или понятие, мы не формируем о них исключительно наших собственных идей и образов. Мы генерируем и передаем нечто такое, что постепенно было выработано в бесчисленных местах и в соответствии с самыми разнообразными правилами. Именно в этих границах можно говорить о том или ином как о социальном представлении. Это понятие современно по своей природе, так как в нашем обществе оно заменяет собой мифы, легенды и повседневные формы мышления, бытующие в современных обществах» .

В другой трактовке С. Московиси, социальные представления понимаются как «система ценностей, идей и способов, действия с двойной функцией: во-первых, создавать порядок, который дает возможность индивиду ориентироваться в его материальном и социальном мире и овладевать этим миром; и, во-вторых, делать возможной коммуникацию между членами сообщества, где она (система) тем самым поставляет код для социального обмена и код для наименования и односторонней классификации различных аспектов их мира, их индивидуальной истории и истории их группы» .

Отечественный социальный психолог Г.М. Анреева отмечает, что для Сержа Московиси социальные представления «есть осмысленные знания, которые являются в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования, которые, в этой связи, могут быть названы «современной версией здравого смысла» . Д. Жоделе добавляет, что «категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления - это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения» .

Теоретики концепции в большинстве своем сходятся во мнении не только относительно определения социальных представлений, но и относительно основных положений концепции (структура, функции, механизмы, определяющие процесс формирования социальных представлений, свойства). Структуру социальных представлений традиционно определяют как трехкомпонентную. В частности, выделяются такие компоненты, как информация, установка и поле представления. Информация - это компонент, включающий в себя общий объем знаний об объекте представления. Установкой принято считать эмоциональное отношение к объекту представления, которое не имеет достаточного описательного и объяснительного потенциала, а также способность индивида выражать мнение. Под полем представления понимается иерархия элементов представления, включающая центральное ядро и периферическую часть. Центральное ядро социального представления - это содержание социального представления, которое практически не изменяется и обусловлено традиционно-историческим существованием народа или группы. Периферическая система более изменчива, чем ядро и представляется опосредованным элементом между представлением и реальностью. Добавим, что поле представления формируется в группе и несет в себе всю смысловую нагрузку социальных представлений.

Далее, рассмотрим функции социальных представлений. С. Московиси предложил три основные функции: функция инструмента познания; адаптационная функция; функция регуляции поведения. Функция инструмента познания обеспечивает трансформационный процесс по схеме: описание -

классификация - объяснение. Адаптационная функция обеспечивает синхронизацию новой информации из всех сфер жизнедеятельности человека с уже сформировавшимися социальными представлениями. Функция регуляции поведения обеспечивает коммуникацию индивидов, в том числе на уровне группы.

Теперь рассмотрим механизмы, определяющие процесс формирования представлений. Согласно концепции, различают механизм объективации и механизм «закрепления», также известный как механизм «внедрения» или механизм «анкеровки». В многостороннем процессе объективации «необычное» и «незнакомое» преобразуется, конкретизируется и материализуется. Этот процесс включает в себя три фазы: фазу отбора и деконтекстуализации элементов; фазу образования «фигуративного ядра»; фазу натурализации. Первая фаза выделяет элементы из общего контекста и проецирует информацию из научного мира в обыденный мир. Вторая фаза, по сути, является итогом процесса объективации. Это образная структура, воспроизводящая в видимой форме концептуальную структуру. Третья фаза оживляет и «приручает» новое знание. Таким образом, процесс объективации способствует принятию сложной информации, трансформируя ее для обыденного мышления.

Механизм «закрепления» является социальным процессом, суть которого заключается в придании смысла объекту представления. Данный механизм интегрирует представления о новом объекте в социальные системы. Результатом этого процесса является образование совершенно новых моделей поведения.

Выделяя основные свойства социальных представлений можно взять, пять фундаментальных свойств социальных представлений предложенные Д. Жоделе. Социальное представление «всегда является представлением об объекте, имеет образный характер и свойство делать взаимозависимыми чувственное и мыслительное, перцепт и концепт, носит символический и обозначающий характер, обладает конструктивным характером, обретает свойство автономности и креативности» [цит. по 4, с. 265]. На сегодняшний день указанные положения являются основными и общепринятыми среди теоретиков концепции, однако существуют и другие точки зрения относительно основных положений социальных представлений. Мы полагаем, что существующая тенденция в понимании предмета отечественной социальной психологии и существующая тенденция в развитии теории социальных представлений могут определенным образом селится в едино, что может означать становление социальных представлений в качестве предмета отечественной социальной психологии.

Многочисленные эмпирические исследования показывают, что возникновение новых и трансформация старых социальных представлений обусловлено различными условиями и причинами, а основным условием при формировании социальных представлений является повседневная коммуникация между индивидами, которая определяет общее виденье реальности в группе. Как отмечалось ранее, концепция социальных представлений по праву считается одной из самых влиятельных теоретических моделей в западноевропейской социальной психологии. В этой связи, сегодня чрезвычайно важно выработать совершенно новые методы исследования представлений, которые позволят вывести концепцию на новый уровень, что в свою очередь даст возможность социальным представлениям приблизиться к статусу предмета социальной психологии.

Синтезируя то общее в понимании предмета социальной психологии, с основными положениями концепции социальных представлений и традиционным определением данного понятия, мы можем предположить следующее: социальные представления, формирующиеся в процессе коммуникации и являющиеся важным элементом в процессе познания окружающего мира, а также элементом, который участвует в формировании новых моделей поведения групп и индивидов, по сути, могут быть одновременно социально-психологическими характеристиками этих групп благодаря своей структуре и содержанию. Таким образом, мы вынуждены предположить, что социальные представления в перспективе могут предстать в качестве предмета социальной психологии, решив тем самым

сразу две основные проблемы данной научной дисциплины - понимание предмета и формирование собственных универсальных методов. Безусловно, в рамках концепции социальных представлений предстоит провести большое количество сложных исследований. При этом развитие данной концепции, как и развитие социальной психологии в России, на наш взгляд, должно протекать «своим ходом», однако, опираясь на опыт и ошибки европейских коллег.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособ. I Г. М. Андреева. - М. : Аспект-пресс, 2004. - 288 с. - ISBN 5-7567-0248-2.

2. Московиси, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московиси; пер. с фр. Т. П. Емельянова. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с. - ISBN 5-26202-079-Х.

3. Московиси, С. От коллективных представлений к социальным / С. Московиси // Вопр. социологии. - М., 1992.-Т. 1. -№ 2. - С. 82-96.

4. Почебут, JL Г. Социальная психология / JL Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. : Питер, 2010. - 672 с. -(Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-556-3.

5. Jodelet, D. Représentations Sociales: Phénomènes, concepts et théorie / D. Jodelet // S. Moscovici (Eds) Psychologie sociale. - Paris: PUF, 1984. - P. 357-379.

6. Moscovici, S. Foreword // С. Herzlich Health and Illness: A Social Psychological Analysis / S. Moscovici. -London: Academic Press, 1973. - P. 3-17.

7. Moscovisi, S. On social representations / S. Moscovici // Social cognition. - New York: Academic Press, 1981. -P. 181-209.

Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

Социальное государство - это более высокая ступень государственности - государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.



В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

Этапы развития:

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) - правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;

третий этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) - государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Современные представления о сущности социального государства

Различают два основных подхода к сущности государства: 1)классовый; 2)общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство - это политический феномен, присущий любому классовому обществу, другие сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

В современный период -государство - это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство.

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что: 1.это территориальная организация людей; 2.им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения; 3.создается структура нейтральная к национальным, религи-ым и соц-ым признакам людей.

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство -- это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ. Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства - оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

3. Принципы социального государства и их обоснование. Социальное государство - это правовое демократическое госуд., которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы :

1 .экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

2. доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

3. развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

4. соц-ая справедливость и соц-ая солидарность общества, обеспечивающиеся на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

5. гендерное равенство мужчин и женщин;

6. участие всех граждан в управлении госуд-ыми и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы соц-ого партнерства. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функц. госуд-ва.

Разработка понятия о социальных представлениях связано с именем французского исследователя, автора концепции социальных представлений С. Московичи. Для него ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления – способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп . Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это – продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности. Кроме того, социальные представления носят макросоциальный, общественный характер. В связи с этим, предметом исследования становятся не отрывочные мнения отдельного индивида, а высказывания, реакции и оценки его как члена социальной группы.

Теория социальных представлений вызвала интерес в научной среде и послужила толчком к появлению большого числа работ, выполненных с позиций, изложенных автором концепции. Сторонники данной теории конкретизировали понятие социального представления, рассматривали в своих исследованиях его различные аспекты.

Эмпирические исследования, проведенные в рамках теории социальных представлений, можно разделить на три основных направления. К первому относятся исследования, касающиеся проблематики малых групп, их предметом является когнитивное освоение ситуации посредством построения системы представлений. Эти исследования являются, главным образом, психологическими, где анализ идет на индивидуальном или межличностном уровне. Основным методом здесь выступает эксперимент, проводящийся в лабораторных условиях. Авторы ставят такие цели, как изучение динамических процессов в репрезентационной системе субъекта, включенного в ситуацию взаимодействия; анализ роли представлений в организации поведения; изучение социальных детерминант представления.

Второе направление – исследования межгрупповых отношений, связанные, в частности, с соотнесением социальных представлений с символическим самоопределением человека в системе социальных отношений и ролевых позиций. Изучение роли рефлексивного аспекта в межгрупповой интеракции проводится также в условиях лабораторного эксперимента.

Третье направление составляют исследования, ориентированные на проблематику больших социальных групп и касающиеся взаимосвязи социальных представлений и конкретных социальных позиций, которые присущи членам группы. Главной целью этих исследований выступает раскрытие содержания, а в отдельных случаях процесса развития социальных представлений различных общественных, профессиональных, демографических, половозрастных групп. Это направление можно назвать собственно социологическим.


С. Московичи, базируясь на теории индивидуальных и когнитивных представлений Э. Дюркгейма, показал, что человек при выборе способов действия опирается не на стимулы объективной реальности, а на то, как он их себе представляет.

Таким образом, интенсивное изучение социальных представлений в современной социальной психологии началось в русле решения вопросов социального познания французской социологической школой под руководством С. Московичи. Наиболее известными представителями этой школы стали С. Московичи, Ж.К. Абрик, В. Дуаз и др.

Теория социальных представлений была развита из положений Э.Дюркгейма, различавшего индивидуальные и коллективные представления. По мнению Э. Дюркгейма, у людей существует два типа сознания: индивидуальное, характеризующее каждого субъекта как индивидуальность, и коллективное, являющееся общим для какой-либо социальной группы. И именно последнее выражается в коллективных представлениях.

Социальные представления, по мнению С. Московичи, - это универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания, объединяющий идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются члены коллектива (общности) . С. Московичи, объясняя природу социальных представлений, считает их рядом понятий, высказываний и объяснений, возникающих в повседневной жизни в процессе межличностного общения.

Изучая представления, мы обращаемся, к тому, что связывает общество или его индивидов с их культурой, их языком, их знакомыми мирами. Социальные представления включают в себя информацию, убеждения, мнения, образы, установки в отношении объекта представления. Эти составляющие, будучи организованными и структурированными, образуют определенный тип когнитивной системы.

С точки зрения "структуралистского" подхода Ж.-К. Абрика в социальных представлениях можно выделить центральные и периферические элементы. Он предлагает различать ядро и периферическую систему представления. Ядро кристаллизируется в ценностной системе, разделенной членами группы, имеющей данные представления. Его функции заключаются в придании смысла другим элементам представления, в организации представления. Ядро – это организующий и стабилизирующий элемент представления, та часть в его структуре, которая в наибольшей степени сопротивляется изменениям .

Современными отечественными исследователями в структуре представлений принято выделять три структурных компонента: информация, поле представлений и установка.

Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования. Последователи концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом выводе является то, что все знания, убеждения и иные когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и иным способом не образуются.

Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп.

Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Считается, что установка - первична, так как она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений.

В ходе жизненного пути личности, ее социализации структура представлений пополняется. Информация поступает в обыденное сознание через разные источники. Поле представления формируется непосредственно в группе: в ней новая информация помещается и происходит ее толкование. Установка есть интериоризация того, что уже почерпнуто и из полученной информации, и от «поля», созданного в группе, и из собственного опыта.

Согласно точке зрения представителей концепции, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира.

Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях.

Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее существовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме .

При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления, указывают А.И. Донцов, Т.П. Емельянова – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку "представление" вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик .

Резюмируя сказанное, отметим следующее: С. Московичи показал, что человек при выборе способов действия опирается не на объективную реальность, а на то, как он их себе представляет. Социальные представления отражают отношение группы к социальным феноменам.

Социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие. Современными отечественными исследователями в структуре социальных представлений принято выделять три структурных компонента: информация, поле представлений и установка.

Динамика взаимодействия элиты и массы является источником формирования психологии социума. Содержание психологии составляют социальные представления. «Социальная жизнь целиком состоит из представлений» (Дюркгейм, 1995, с. 7). В марксизме проблема социальных представлений рассматривалась в виде общественного сознания. В принципе общественное сознание и социальные представления суть научные синонимы.

Впервые с научной точки зрения проблему общественного сознания рассмотрел Э. Дюркгейм. Общественное сознание представляет собой нечто совершенно иное, чем частные сознания, хотя и имеется только у индивидов. Различия между общественным и индивидуальным сознанием Э. Дюркгейм видел в специфике состояний сознания. Специфичность возникает в результате того, что индивидуальное и общественное сознания образованы из разных элементов. Основным элементом общественного сознания он считал коллективные представления. Они выражают способ, которым группа осмысливает себя в своих отношениях с миром. Коллективные представления включены в сознание каждого из нас, господствуют над нами изнутри. Этим они отличаются от верований и обычаев, которые действуют на нас извне. Исходными причинами возникновения коллективных представлений, настроений, взглядов, ценностей является не состояние индивидуального сознания, а условия социального взаимодействия (Дюркгейм, 1995).

Э.Дюркгейм различал понятия «коллективное сознание», «индивидуальное сознание», «психологический тип общества». Коллективное сознание -это «факты психического порядка, они состоят в системах представлений и действий» (Дюркгейм, 1996, с. 88). Коллективное сознание отличается от индивидуального тем, что известное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества. Э. Дюркгейм предлагает учитывать три критерия для определения психологического типа общества: 1) соотношение между объемами коллективного и индивидуального сознания; 2) средняя интенсивность состояния коллективного сознания. При допущении равенства объемов его воздействие на индивида тем больше, чем больше его жизненная сила. Если же оно слабо выражено, то личности легче следовать своим собственным путем; 3) консенсус в отношении представлений, верований и обычаев. Чем больше согласованы представления и верования, тем меньше они оставляют места индивидуальным расхождениям. Э.Дюркгейм предвосхитил деление общностей на коллективистические и индивидуалистические. Он раскрыл содержание общественного сознания, обнаружив, что его основными функциями являются сплочение людей, создание солидарности, аккумуляция энергии, необходимой для развития общества.

В настоящее время теорию социальных представлений разрабатывает С. Московичи. Он отмечает, что наш психический аппарат устроен природой так, чтобы адекватно отражать окружающий мир. Однако в точности отражения бывают сбои, ошибки. Первая причина сбоев -это поломка самого психического аппарата, вторая причина - влияние социальной среды. Он называет три фактора искажений - когнитивный, групповой и культурный. Во-первых, обыкновенный человек в повседневной жизни имеет тенденцию пренебрегать поступающей информацией, он мыслит стереотипным образом. Во-вторых, экспериментально установлено, что люди, собравшиеся в группу, меняют свои психические качества, утрачивают одни и приобретают другие. В-третьих, культура накладывает ограничения на атрибуции и интерпретации воспринимаемых объектов. Люди создали некий общий способ, который им указывает, как классифицировать предметы, судить о них согласно их ценности, решать, какая информация достойна доверия, и пр. (Московичи, 1995).

С. Московичи отмечает, что теория социальных представлений является уникальной, так как обнаруживает глубинную природу вещей. Общество формируется не через простое наличие социальности, организующей людей благодаря иерархии власти или обмену в соответствии с интересами. Для того чтобы власть и интересы стали признанными, обществу необходимы представления и ценности, придающие им смысл, объединяющие людей, обеспечивающие существование в единстве, создающие общность. С. Московичи формулирует несколько положений. Первое - общность поддерживается не столько знаниями и технологиями, сколько мнениями, символами, ритуалами. Должны быть общие представления о том, что такое общественная жизнь, как следует себя вести в обществе, что является справедливым, истинным, прекрасным. Второе - в коллективных представлениях сосредоточена энергия общности. Они являются некой силой, позволяющей преобразовать людей из пассивных членов сообщества в активных участников коллективных действий. Общности приходят в упадок, если разрушаются коллективные представления. Третье - общности могут выжить, культивируя религиозные или магические верования, отдавая себя во власть иллюзиям, идеологиям, мифам. Стоит уделять внимание коллективному, а не иррациональному характеру этих представлений. Четвертое -значимые убеждения, знания и представления берут свое начало во взаимодействии людей и иным способом не образуются. Пятое -идеи и представления, возникшие в процессе взаимодействия людей и побуждающие их к совместной жизни, укоренены в специфических структурах - клане, церкви, социальном движении, семье и пр. (Московичи, 1995).

С. Московичи выдвигает три идеи: примат коллективных представлений над индивидуальными, социальное происхождение этих представлений, принудительная роль представлений. Он разделяет коллективные представления и социальные представления. Коллективные представления свойственны традиционным общностям. Они нечувствительны к противоречию, имеют подвижные границы между внешней и внутренней реальностью, характеризуются однородностью содержания. Эти «представления здравого смысла» отражают взаимосвязанную совокупность описаний и объяснений природных и психических явлений. Социальные иредставления сформированы в современных обществах и отличаются чувствительностью к противоречиям, разведением внешней (социальной) и внутренней (психической) реальности, доступностью опыту (Московичи, 1995).

2.Социальное представление - категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

3.Возникновение теории социальных представлений.

Основой теории социальных представлений являются идеи французской социологической школы, прежде всего Э. Дюркгейма. Данная концепция отличается социологичностью, на которой настаивал С. Московичи при критическом анализе состояния социальной психологии. С. Московичи поддерживал принцип «социального реализма», согласно которому общество представляет собой систему с особыми свойствами, которая и должна быть предметом изучения всего социального. Кроме того, взгляды С. Московичи близки взглядам Э. Дюркгейма в отношении коллективных представлений, через призму которых должны изучаться социальные явления.

4.Социальное представление по определению Московичи - это промежуточная стадия между понятием и восприятием. В отличие от восприятия представление позволяет восстанавливать то, что отсутствует в нашем окружении в настоящий момент, оно опирается на символы, социальную реальность и социальное знание, а не на перцептивное знание. Любопытно еще одно определение, согласно которому «представление = образ/значение». Представление имеет два аспекта - концептуальный и иконический. Концептуальный аспект рассматривается в связи со знанием и языком, иконический связан с образом, он подчинен концептуальному. Московичи акцентирует внимание на значимости образа, цитируя Д. Хебба: «Вы можете с трудом повернуться в психологии без того, чтобы не столкнуться с образом». И хотя мы можем отдать предпочтение слову, а не образу, это не означает, что сам образ при этом исчезнет. Эта двойственность аспектов представления приобретает особую значимость в связи с социальным неравенством, где массам доступен преимущественно иконический аспект, а привилегированным классам, элите, - более сильный, концептуальный. Аналогичным принципом руководствуются современные СМИ: фигуративная риторика рассчитана на массы, лингвистическая - на просвещенное меньшинство. Образ и смысл неразделимо связаны в представлении: любому значению соответствует образ, любому образу - значение.

5.Теория социальных представлений зародилась в условиях методологического кризиса западной социальной психологии. Точкой отсчета теории социальных представлений можно назвать 1960 год, именно тогда была опубликована диссертационная работа С. Московичи, посвященная исследованию социальных представлений о психоанализе в различных слоях французского общества. Данную теорию можно назвать теорией нового типа, в которой произошел переход от анализа индивидуального сознания к массовому.

6.Структура социальных представлений.

Социальное представление обладает трехкомпонентной структурой:

Информация. Cовокупность знаний об объекте представления, полученная из разных источников (СМИ, институты образования). Степень осведомленности варьируется.

Поле представления. Формируется в группе, неотделимо от нее. Характеризует организацию содержания представления.

7.Функции социальных представлений.

С. Московичи выделяет три основные функции социальных представлений:

Функция инструмента познания. С. Московичи подчеркивает первостепенную значимость этой функции. Социальные представления наряду с желаниями и интересами человека выступают опосредующим звеном для восприятия окружающего.

Функция детерминации поведения.

Функция адаптации. Получая новые знания, человек встраивает их в уже сложившуюся картину мира. Новые, неизвестные доселе факты социальной жизни, политические и научные явления, могут быть необычны, поэтому перед тем, как интериоризироваться, происходит смысловая трансформация образа, неизвестное подстраивается под уже сложившиеся схемы.

8.Образование социальных представлений.

В основе нескольких фаз процесса образования социальных представлений лежит механизм адаптации нового к уже сложившимся концептуальным схемам, встраивание неизвестного во внутреннюю структуру готовых представлений, наделение нового своими признаками и свойствами. Первый этап данного процесса, обозначенный как «зацепление» (якорение), направлен на то, чтобы выделить какой-то признак предмета, с помощью которого незнакомое можно приблизить к чему-то уже известному, происходит акцентирование внимание на этом признаке или свойстве.

9.Второй этап - «объективация», основным его итогом является трансформация незнакомого знания о каком-либо явлении или объекте в нечто понятное. «Объективация», в свою очередь, разделена на четыре этапа, первый из которых есть персонализация. В ходе персонализации понятие связывается с конкретным человеком. Например, в диссертационном исследовании С. Московичи люди, говоря о психоанализе, вспоминали имя З.Фрейда. По прошествии времени объект представления может связываться не только с конкретным человеком, но и с целой социальной группой. Далее происходит отбор элементов явления, или если речь идет о научных понятиях, то происходит их отделение от научного контекста. На третьем этапе происходит образование «фигуративной схемы», которая образуется в результате целенаправленного отсева информации. «Фигуративную схему» составляют основные понятия, свойства того или иного явления, а также структура взаимосвязей. «Натурализация» представляет собой четвертый этап, включенный в структуру процесса «объективации». Стоит также отметить, что «объективация» понимается по-разному, в одном случае она определяется как отдельный этап наряду с персонификацией и натурализацией, в другом случае приравнивается ко всему механизму образования социальных представлений, включая в себя и персонификацию, и натурализацию.

10.Новые подходы к пониманию социальных представлений.

В настоящее время понятие социальных представлений вышло за рамки одной только концепции С. Московичи, которая приобрела уже статус влиятельной парадигмы в западноевропейской психологии. В настоящий момент в рамках данного подхода существует несколько течений, отличающихся друг от друга, но объединенных вопросом о социальных представлениях. Данные теории всё же имеют единую логику построения, обусловленную тем, что все они исходят из положений теории С. Московичи, но стремятся по-своему ее уточнить и конкретизировать.

Одно из наиболее популярных направлений, посвященных социальным представлениям - это направление, разрабатываемое Жан-Клодом Абриком, где социальное представление исследуется через его структуру, а именно центральное ядро и периферию. Ядро - достаточно стабильное образование, устойчиво во времени, оно определяется историческим, социальным и идеологическим контекстом. Оно связано с коллективной памятью и нормами группы. Периферия социального представления трансформируется и видоизменяется под влиянием индивидуальных мнений, опыта членов группы.

11.Еще одно направление изучения социальных представлений принадлежит У.Дуазу. Он остановился на проблеме взаимосвязи индивидуального и коллективного в социальной группе. У.Дуаз оперирует понятием «организующей метасистемы», которая контролирует, отбирает материал, полученный на основе ассоциаций, поиска различий.

И.Маркова в своем подходе вводит два противоположных понятия: когнитивная дифференциация и когнитивная глобализация. Процессы мышления, связанные с социальными представлениями, как известно, упрощены и автоматизированы, именно здесь применим термин «когнитивная глобализация». По И. Марковой, когнитивная глобализация включает процессы якорения и объективации.

В.Вагнер, поддерживая идею С. Московичи о том, что предмет социальных представлений должен быть значимым для социальной группы, тот, что спровоцирует общественный дискурс, исследует такие острые вопросы социальных групп, как образование представления об афро-американцах в США. Теоретическим аспектом, отличающим его подход, является разделение представления как процесса и представлений как результата этого процесса.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...