Тесты на определение дислексии для школьников. Краткий тест по самооценке дислексии для взрослых

Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)

1. Тает снег. (8 букв)

3. Небо хмурое. (10)

4. Коля заболел. (11)

5. Запели птицы. (11)

(22 диктанта на отдельной странице)

В каком случае надо обращаться к логопеду

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях «право - лево»;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

4) дети с задержкой развития устной речи.

Отношение к дислексии за рубежом

Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха

Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.

Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия;

В высокой степени осознают окружающую их обстановку;

Более любопытны, чем остальные;

Мыслят в основном образами, а не словами;

Высоко развита интуиция и проницательность;

Они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;

Имеют яркое воображение.

Леонардо да Винчи

Уильям Батлер Йитс

Ганс Христиан Андерсен

Гарри Вудроу Уилсон

Тесты на определение дислексии для взрослых

Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете «Да» более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.

Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет)

Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет)

Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет)

Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет)

Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет)

Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет)

Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет)

Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет)

Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет)

Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет)

Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)

Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет)

С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет)

Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет)

Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет)

Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет)

Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет)

Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет)

Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет)

Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет)

Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет)

Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет)

Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет)

Ваши любимые предметы в школе?

Ваши нелюбимые предметы?

Любите ли Вы спорт? (Да / Нет)

Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)

Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет)

Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет)

Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)

Вы левша? ((Да / Нет / Неопределенно (оберукий))

Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет)

Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди)

Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому)

Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)

Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет)

Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет)

Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет)

Федоренко И. Т. (г. Харьков) «Комплекс зрительных диктантов»

Ракитина В. А. «Предупреждение нарушений чтения и письма»

Чиркина Г. В. «Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы»

Корнев А. Н. «Узловые вопросы дислексии»

Станислав Милевски «Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)»

Алтухова Т. А. «Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения»

Российская Е. Н. «Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией»

Русецкая М. Н. «Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения»

специально для детского портала «Солнышко».

Оставить свой комментарий

solnet® - зарегистрированный товарный знак. Все права защищены и охраняются законом.

Онлайн тест на дислексию и дисграфию

Вопросы и коэффициенты взяты с теста центра Дейвиса.

Этот тест не для постановки диагноза, его цель лишь обратить ваше внимание на имеющиеся проблемы.

Если две любые проблемы превышают 30% есть вероятность, что это дислексия.

Вы также можете отправить результаты теста себе на почту, чтобы в дальнейшем с ними прийти ко мне на консультацию.

Наши контакты

проспект маршала Жукова,

Задайте вопрос!

  • г. Москва, проспект маршала Жукова, дом 76, корпус 2

© Anna Zayats 2017 копирование любых материалов разрешено только с разрешения правообладателя

Профессиональные услуги, описываемые как Дейвис™, включая Коррекция дислексии по методу Дейвиса™ Освоение символов по методу Дейвиса™ Контроль дезориентации по методу Дейвиса™ Освоение внимания по методу Дейвиса™ Освоение математики и Программа овоения чтения младшими школьниками по методу Дейвиса ™ могут проводиться только методистами Дейвиса, завершившими образование и лицензированными Международной Ассоциацией Дислексии Дейвиса

САМОДИАГНОСТИКА. Данный тест предлагается для всех, от МАЛА до ВЕЛИКА.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30% - это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Логопед Анна Белик

Отзывы

В 22 года я обррратилась к Анне Белик с целью улучшить свою речь, а именно, избавиться от картавости. На втором занятии я зарычала! Спасибо Анне за.

Статьи

Дислексия

Трудности чтения. Дислексия.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова») - нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дислексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие – условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста – логопеда – не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя.

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

Запись на прием производится по телефону

Логопед Анна Беликг. Санкт-Петербург

Тест на дислексию онлайн

Вы можете пройти Тест на дислексию онлайн, для выявления признаков дислексии у вас или вашего ребенка.

Как и все остальные онлайн тесты, данный тест не является диагностическим.

Однако, он указывает на возможность наличия у вас или вашего ребенка той или иной формы дислексии. Полную диагностику характера нарушений проводит только специалист, к которому, несомненно, следует обратиться за помощью.

Если Вы обнаружили у себя высокую вероятность дислексии, возможно, вам следует обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту.

Каждый вопрос в данном тесте, разумеется, связан с установленными симптомами дислексии. Для каждого симптома существуют способы преодоления, однако работа и результат зависят только от Вас.

Тест: Есть ли у меня дислексия?

Как показывают исследования, дислексия присутствует у одного человека из десяти, причём у большинства из них она вообще не была выявлена, а это значит, что эти люди не получили своевременной квалифицированной поддержки.

Более того, для некоторых из них не диагностированная дислексия является «скрытой инвалидностью», которая может привести к потере ориентации в учебной среде, проблемам на работе и снижению самооценки.

Даже те, кто был своевременно диагностирован испытывают трудности с чтением и письмом в различных аспектах своей жизнедеятельности. Очевидно, что дислексия является специфическим расстройством чтения и письма, но это не свидетельствует о низком уровне интеллекта. Есть немало ярких, творчески одарённых людей с дислексией, которые никогда не будут читать или писать на уровне своего интеллекта.

Как вы полагаете, у Вас могут быть признаки дислексии? Давайте проверим. Заполните, пожалуйста

Краткий тест по самооценке дислексии для взрослых:

  1. Как вы читаете: медленно или быстро?
  2. Были ли у вас в школе проблемы с чтением?
  3. Приходилось ли вам перечитывать несколько раз текст для того, чтобы понять содержание?
  4. Испытываете ли Вы затруднения при чтении вслух?
  5. При письме вы пропускаете или переставляете буквы?
  6. В настоящее время встречаются ли ошибки в написанном Вами тексте, несмотря на проверку грамотности компьютером?
  7. Сложно ли вам произносить многосложные слова в процессе чтения?
  8. Что Вы предпочитаете читать: журналы, короткие статьи или книги, романы?
  9. Трудно ли Вам было изучать иностранный язык в школе?
  10. Нравятся ли Вам проекты или курсы, требующие большого объёма чтения?

Если Вы ответили на 7 или более вопросов положительно, то, возможно у Вас дислексия. Рекомендуем обратиться к специалисту.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова») — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дислексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом - задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие - условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста - логопеда - не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя.

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие - медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет. И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997)

Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий

«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.

«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.

Оценки: выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания

Цифровые ряды

Прямой счёт

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.

При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


В ходе статистического исследования, проведенного Психолого-педагогическим центром «Здоровье» в г. Санкт-Петербурге в 2000 году, выяснилось, что в обычных школах дисграфией страдают около 37% учащихся, а в гимназиях — около 20% детей. Директор СОШ № 2009 г. Москвы Д.М. Гесслер в своем публичном докладе за 2009/10 учебный год констатировал, что дисграфия выявлена у 67% учащихся. В статье речь пойдет о том, как выявить и какие методы можно использовать для коррекции дисграфии у детей.

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) - нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дисграфия выражается в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы

Таблица №1. Виды дисграфии у детей

Виды дисграфии Особенности детей с данным видом дисграфии
Акустическая Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха. При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
Оптическая Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.

Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.

При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в воспроизведении даже изолированных букв.

Почему возникает дисграфия у детей?

  1. Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.
  2. При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины , из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.
  3. Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга . Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:
    • патологий при беременности;
    • асфиксии;
    • инфекции;
    • менингита;
    • тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
  4. Если говорить о социально-психологических факторах , которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
    • неправильная или нечеткая речь окружающих;
    • двуязычие в семье;
    • дефицит контакта речи;
    • невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
    • раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.

В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:

  • Развитие устной речи . При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
  • Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
  • Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка, проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
  • Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  1. Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • Запись большого количества букв в тетради.
  • Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  1. Методика Эббигауза . Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  2. С оотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ . Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  4. Структурный метод . В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  5. Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

  • Корректурная правка . Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
  • Пропущенные буквы . В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
  • Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями. При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

  • Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
  • Нередко родители начинают . При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку может развиться и дисграфия, и дислексия.
  • Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед, сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков. Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе. Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе )



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...