Тесты похожие на тест роршаха. Тест Роршаха: картинки и расшифровка

В личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия...

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой.

Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц.

В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом.

Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Р езультаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей.

Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека.

Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ.

Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом.

Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1

На первой карточке мы видим пятно черных чернил. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность.

Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

Карточка 2

На этой карточке изображено пятно красно-черного цвета, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике.

В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства.

Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела.

Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего.

Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3

На третьей карточке изображено пятно из красных и черных чернил, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

Карточка 4

Четвертую карточку специалисты называют «отцовской». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

Карточка 5

На этой карточке мы вновь видим черное пятно. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

Карточка 6

Картинка на этой карточке тоже одноцветная, черная; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

Карточка 7

Пятно на этой карточке тоже черное, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

Карточка 8

На этой карточке есть и серый, и розовый, и оранжевый, и голубой цвета. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

Карточка 9

Пятно на этой карточке включает зеленый, розовый и оранжевый цвета. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

Карточка 10

В последней карточке теста Роршаха больше всего цветов: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой.

Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины.

Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.

Тест Роршаха проводится на основе показа пациенту десятка разнообразных пятен: 5 черно-белых, 3 цветных и 2 черно-красных. Психолог в определенном порядке показывает человеку все 10 картинок, спрашивая его, на что похожа каждая из них.

Затем, когда человек ответил на все поставленные ему вопросы, специалист снова показывает ему картинки, но уже в иной последовательности. Таким образом, выясняется, какие ассоциации возникают у тестируемого при виде каждого, отдельно взятого изображения.

В ходе проведения теста Роршаха психолог может задавать уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

Испытуемому разрешается поворачивать карточки в любом направлении, при этом психолог, внимательно следит за его движениями и слушает все, что он говорит. После просмотра всех пятен, специалист анализирует ответы и соответствующим образом подсчитывает баллы.

Тест Роршаха и его интерпретация

Тест Роршаха истолковывается тем руководителем, который его проводит. Например, если у пациента совершенно отсутствуют ассоциации в отношении какого-либо пятна, это наверняка говорит о том, что объект, замаскированный на картинке, заблокирован в его сознании.

Также это может свидетельствовать о нежелании тестируемого человека говорить на тему, с которой у него ассоциируется показанное пятно.

По сути, тест Роршаха пройти очень просто, но самостоятельно это сделать довольно затруднительно. Лучше всего обратиться к опытному специалисту, который сможет верно интерпретировать полученные результаты. А ведь это самое главное в любом тесте.

Важно заметить, что посредством теста Роршаха вам удастся составить психологический портрет практически любого индивида.

Пройти тест Роршаха

Предлагаем вашему вниманию все десять пятен или клякс, с которыми работают, когда проводят тест Роршаха.

Пятно №1

На ней представлено черное пятно. Эта карточка помогает психологу узнать, как человек справляется с незнакомыми ему заданиями и насколько он стрессоустойчив.

Зачастую люди видят в этой кляксе бабочку, моль, летучую мышь или морду животного. Данный ответ может в общих чертах рассказать о .

У кого-то, летучая мышь вызывает отвращение, а кому-то наоборот, она может показаться символом возрождения и умения ориентироваться в темноте.

Видоизменения и переходы могут олицетворять бабочки, наряду с возможностью преодолевать препятствия, расти, изменяться.

Моль понимается, как некое чувство безобразности и заброшенности, а также как слабость и беспокойность.

Как правило, респонденты видят на снимке двух людей, процесс молитвы, смотрящего в зеркало человека или существо с длинными ногами (слон, медведь).

Если клякса ассоциируется с двумя людьми, это может указывать на двоякий взгляд на секс, непроходимое желание к интимной близости или концентрацию на близких отношениях и связи с социумом.

Если пациент видит человека, смотрящего в зеркало, это свидетельствует о его эгоцентричности или по отношению к самому себе.

Если видит собаку – он, скорее всего, является настоящим верным другом. В случае, когда клякса вызывает раздражение, ему необходимо посмотреть в глаза собственным страхам.

Образ слона говорит о высоких , наличии логики и . Хотя порою такое видение говорит об отвращении пациента к своему же телу.

Медведь представляет собой соперничество, самостоятельность, непокорность и агрессию. Данная клякса из теста Роршаха пробуждает эротические желания, поэтому если тестируемый видит на ней молящегося человека, можно сделать вывод о его религиозных взглядах на интимные отношения.

Если же испытуемый видит кровь, это скажет о том, что религия у него ассоциируется с телесной болью или же он начинает молиться лишь в те минуты, когда испытывает негативные эмоции.

Пятно №3

Тут изображено пятно в черно-красных тонах. То, как оно воспринимается, расскажет об отношении к социуму. В основном, пациенты наблюдают на данном снимке двух людей, человека, смотрящего в зеркало, бабочку или моль.

Те, кто видят тут двух людей принимающих пищу, очевидно, ведут активную общественную жизнь. Если кто-то наблюдает людей моющих свои руки, то это скорее скажет об их беззащитности, ощущении нечистоты и о навязчивом страхе.

Когда испытуемый утверждает, что перед ним изображены люди, играющие в игру, это говорит о его готовности занимать сторону своего соперника или оппонента, то есть о наличии .

Если респондент наблюдает человека, рассматривающего себя в зеркале, это будет подразумевать под собой рассеяность, неумение разбираться в людях, невнимательность к обществу.

Пятно № 4

Эту карточку прозвали «отцовской». Глядя на нее у множества людей возникают разнообразные ассоциации, связанные с чем-то невероятно большим и страшным.

Восприятие этого пункта теста Роршаха скажет о том, как пациент ведет себя с авторитетами, а также выявит особенности его . Обычно на снимке люди видят животное, его шкуру или чудовища.

Образ чудовища или животного говорит о его полном подчинении перед авторитетами и ощущении неполноценности. Такой человек может испытывать страх и смятение перед людьми, стоящими над ним, включая своего отца.

Вид большой шкуры может подразумевать возникновение дискомфорта в тех случаях, когда тема касается отношений с его отцом.

Однако в то же время она может указывать на то, что у испытуемого отсутствуют какие-либо проблемы во взаимоотношениях с авторитетами или с собственной неполноценностью.

Пятно № 5

Здесь показано черное пятно. Реакция на него, помогает психологу отобразить подлинное «Я». Испытуемые, глядя на снимок, обычно не ощущают никакой опасности, и ведут себя достаточно расслаблено.

Но если образ, рассмотренный пациентом, существенно отличается от ответа, данного при виде 1-й карточки, это скажет о том, что вероятно пункты теста Роршаха № 2, 3 и 4, серьезно повлияли на него.

Зачастую это изображение ассоциируется с летучей мышью, бабочкой или молью.

Пятно № 6

Тут показана черная клякса с особенной текстурой. У людей она ассоциируется с близостью, из-за чего ее называют «сексуальный карточкой». Пациенты обычно видят на ней шкуру животного или нору.

Это может говорить о том, что человеку не интересно иметь какие-нибудь взаимоотношения с людьми. В результате он становится закрытым от общества, предпочитая жить в своем мире.

Пятно № 7

На ней видна черная клякса. Часто она ассоциируется у пациентов с женским началом. Они видят на снимке детские и женские фигуры. Тем, кому трудно описать это пятно теста Роршаха, очевидно имеют сложности в общении с женским полом.

Обычно испытуемые видят в этой кляксе детские и женские головы, а также нечто похожее на поцелуй. Женские головы говорят об эмоциях, связанных с матерью, которые в будущем станут проявляться и в общении с женщинами.

Головы детей свидетельствуют об отношении к детству, стремлении заботиться о ребенке, находящемся внутри пациента. Головы, соединяющиеся в поцелуе, указывают на желание быть любимым, а также тесную взаимосвязь со своей матерью.

Пятно №8

Здесь представлены оранжевые, голубые и серые тона. В тесте Роршаха это первая многоцветная клякса, усложняющая процесс интерпретации ответа тестируемого.

Если глядя на нее пациент испытывает ощущение дискомфорта, очевидно, ему не просто анализировать различные эмоциональные ситуации. В основном люди видят на картинке бабочку, моль или существо с четырьмя ногами.

Пятно № 9

Здесь изображена клякса с размытыми очертаниями в оранжевых, зеленых и розовых тонах. Глядя на нее многим тяжело описать ее словами.

Исходя из этого, данная карточка теста Роршаха помогает психологу понять, насколько хорошо оцениваемая личность умеет справляться с неопределенностью и отсутствием ясных и отчетливых контуров.

Многие видят тут своеобразный образ зла или же непонятные фигуры. Если пациент выделяет человека, то чувства, которые он переживает в настоящий момент, могут наглядно показать, насколько хорошо он справляется с хаотичной информацией и временем.

Неопределенная форма зла может подразумевать то, что для обретения комфорта (подробнее ), респондент остро нуждается в определенном распорядке. Это объясняется тем, что разного рода неопределенности легко выбивают его из колеи.

Пятно № 10

На последней карточке теста Роршаха можно увидеть наибольшее количество цветов, а именно розовый, желтый, голубой, оранжевый, зеленый и серый.

У большинства людей эта клякса вызывает положительные чувства. Негативные эмоции она способна вызывать лишь у тех, кому было сложно описать 9-ю карточку.

Интерпретация данной кляксы следующая: змеи, гусеницы, голова кролика, омар, краб или паук.

Краб указывает на то, что данная личность привязана к вещам и людям, или же обладает большим терпением.

Омар говорит о терпимости, умении бороться с трудностями, силе, боязни нанести себе урон или получить ущерб извне.

Паук подразумевает ощущение опасности. Тестируемому кажется, что его насильно или с помощью хитрости хотят втянуть в какую-нибудь аферу.

Кроличья голова свидетельствует об оптимистическом настрое и репродуктивной способности.

Змеи символизируют чувство опасения и предосторожности перед чем-то незнакомым. Помимо этого они могут означать редкие эротические фантазии.

Гусеницы говорят о понимании того, что человеку свойственно постоянно изменяться на протяжении жизни.

В конце стоит заметить, что мы лишь в краткой форме описали тест Роршаха. Как говорилось ранее, делать самостоятельный анализ очень непросто, поскольку для этого нужны хорошие познания в области психологии.

Но все же в целом у вас получится составить представление о себе, а также о тех или иных людях, на основании онлайн теста Роршаха.

Справедливости ради нужно заметить, что в научных кругах этот тест вызывает некоторые споры, поскольку ряд скептиков считает его псевдонаучным. Однако таков удел всех знаковых научных феноменов, взять хотя бы не менее популярный .

Если вам понравилась статья с описанием теста Роршаха, – поделитесь ею с друзьями, которым данная тема может быть интересна. Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Тест Роршаха это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик.

Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т. е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека.

Эта проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.

Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

Тест Роршаха. Методика чернильные пятна:

Инструкция.

Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.

На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?

Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

Стимульный материал к методике Роршаха.

Ключ к тесту Роршаха.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа - картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию - на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

А) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом - только его часть);
б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий - люди, животные, предметы и фантастические образы - и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики

Ц (целостность) - так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
Д (деталь) - ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) - четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
Фн - нечетко воспринятая форма.
Фцв (форма-цвет) - ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цвф (цвет-форма) - ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж - категория "животные". Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира - млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
Ч - категория "человеческие фигуры". Упоминания о человеческих существах в любой форме - называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).
П - категория "предметы". Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
Фан - категория "фантастические образы" - упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
Дв - категория "движение". Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже - мимические движения.

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).
2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.
3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
6. Составляется заключение о личности тестируемого.

Интерпретация (расшифровка) теста Роршаха.

Протокол

Формальные характеристики

Характеристики по содержанию

Д (деталь)

Ф (четкая форма)

Фн (нечеткая форма)

Ф - Цв (форма - цвет)

Цв - Ф (цвет - форма)

Дв (движение)

Ж (животное)

Ч (человек)

П (предмет)

Фан (фантазия)

Количество ответов

Выраженность (в%)

Показатели нормы

Диагностические показатели
(по формальным оценкам - "значение клякс Роршаха")

Ц (целое) - большое количество целостных образов - показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.

Д (деталь) - а) большое количество деталей - показатель "дробности" внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов - показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.

Ф (форма) - большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения "гасят" или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь "распустить" эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.

Дв (движение) - ответы с усмотрением движения - показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.

Цв (цвет) - ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями . Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак "суженного сознания", импульсивности и отсутствия контроля.

Здесь приведена короткая интерпретация ответов, "значений клякс" Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе:

Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.

Представленная проективная методика исследования личности под авторством Германа Роршаха (впервые была опубликована в 1921 году) на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире психодиагностических исследований. Человек мало, осведомлённый в особенностях человеческого мышления, поначалу может причислить данную работу к творческим изысканиям. Однако на деле мышление лишь украшает образы, которые диктуются абсолютно другими механизмами. Генри Роршарх был уверен, что образы, возникающие из чернильных пятен, для каждого человека индивидуальны и неповторимы. Обычная, на первый взгляд, фантазия на деле оказывается сложным и запутанным процессом работы головного мозга. Суть теста Роршаха, пройти онлайн бесплатно который сегодня не составляет труда, заключается в анализе увиденных изображений. Другими словами, испытуемому предлагается посмотреть на чернильное пятно и сказать, с чем оно у него ассоциируется. Помимо ведения, записей каждого сказанного слова человека, проходящего тест, фиксируется время, необходимое ему на ответ и другие особенности тестирования. В завершение специалист уточняет отдельные детали данных ответов, может провести так называемую процедуру «определения пределов». Каждый данный ответ оценивается по следующим критериям:
  • локализация (ассоциация испытуемого может быть связана как с цельным изображением, так и с его частью);
  • детерминанты (ведется учет использования в ответе тестируемого цветов, форм или образа, отражающего их смешение);
  • уровень формы (оценивается степень адекватности представленного образа ответу испытуемого);
  • содержание (обращается внимание на ассоциативный ряд тестируемого – соотносит ли он представленные образы с людьми или они ему больше напоминают неодушевленные предметы и животных);
  • оригинальность-популярность (ведется статистика оригинальности ответов, где популярным считается тот, который был дан не менее 30% испытуемых).
Оценка ответов по данным критериям носит исчерпывающий характер, а потому их суммарность является ярким отражением индивидуальных характеристик человека, который ранее участвовал в экспериментальном исследовании.
Решение тест Роршаха пройти онлайн бесплатно – уникальная возможность провести диагностику структурных характеристик личности:
  • на основе аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности определить когнитивный стиль;
  • изучить защитные механизмы;
  • установить тип переживания;
  • другое.
При этом конечный результат исследования непременно поразит своей точностью и яркостью отображения личностных характеристик тестируемого.

Клинические испытания

Согласно теории Г.Роршаха, использование испытуемым в качестве ассоциации всего чернильного пятна – яркий показатель наличия у него систематизированного мышления. В то время как обращение внимание на детали – характеристика мелочного и дотошного человека. Простановка акцента на каких-то необычных элементах – отражение способности человека к обостренной наблюдательности. Бывали случаи, когда тестируемый за основу ответа брал не само чернильное пятно, а окружающий его белый фон. Роршах считал, что такое решение также может по-своему трактоваться. У здоровых людей такая особенность выражалась в склонности к ведению дискуссий, своеволии и упрямстве. Что касается психически больных людей, то выбор ими белого фона – отражение негативизма и странностей поведения. Проще говоря, здесь оценивалась ординарность человеческого мышления. Если человек обращал внимание на различные мелочи, его можно было характеризовать, как педанта. Если за основу образа брался белый фон, значит, имела место быть работа с неординарным человеком.
Особое внимание уделялось четкости восприятия образа. Если тестируемый воспринимал чернильное пятно или его часть, как нечто статичное, специалист мог сделать вывод, что он обладает интеллектом и устойчивым вниманием. Ассоциация с чем-то движимым расценивалась как специфичность интеллекта, интроверсия и эмоциональная стабильность. Эмоциональная лабильность выявлялась путем анализа частотности «цветовых» ответов тестируемого. Тип переживания Роршахом определялся соотношением ответов по движению и цвету. Если у испытуемого преобладали цветовые ответы, он причислялся к категории экстратензивных личностей. Если он делал акцент на ответах, связанных с движением, его относили к интровертам. При этом у последних наблюдалась большая ориентация на внутренние переживания, чем на внешние. Содержание ответов (возникающий образ у тестируемого) автора методики мало интересовали. Он считал, что актуальная на данный момент ассоциация – не более чем временное явление.

Как тест Роршаха пройти онлайн бесплатно?

Прежде всего, необходимо создать соответствующую прохождению теста обстановку – расположиться в тихом, спокойном, светлом месте вдали от посторонних. Если имеется необходимость в присутствии третьего лица, тестируемый должен быть об этом заранее оповещен. Важно обеспечить непрерывность процесса тестирования – исключать вероятность ответов на телефонные звонки и другие отвлекающие факторы. Если испытуемый носит очки, нужно убедиться в том, что он их взял с собой. При проведении комплексного исследования личности психологу рекомендуется его начать именно с теста Роршаха.
В качестве материальной базы теста используется 10 картинок с изображением размытых очертаний чернильных пятен. Половина из них цветные, вторая половина – черно-белые. Задача тестируемого просмотреть предложенные карточки и сказать свое мнение по поводу изображенного – кто или что это, где находится, что делает и так далее.

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью - черными, двумя - красными и черными и тремя - разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами - то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность - популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности. Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то - путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также - отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также - чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear - медведь, bare - обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха - картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней - затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру - чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На этой картинке теста Ророшаха - пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте - пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке - пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения - женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях - романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.Распространенные комментарии по этой карточке - четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней - нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха - самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности - Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...