Ветер в поле воет дождик моросит. Детские стихи про осень

Уж небо осенью дышало
А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Листопад
И. Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Наступила осень
Е. Арсенина

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

К. Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Осенний листок

О. Чусовитина

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Приметы осени
Т. Шорыгина

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река.

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит наступила ОСЕНЬ.

Золотой клубочек
Т. Шорыгина

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти.

Катится навстречу шар
Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели

Зонтик
М. Сидорова

Если дождик проливной,

Зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой,

Желто-красно-голубой.

Кто ни повстречается,

Очень удивляется.

Говорит, кругом, народ:

“Вот так чудо! Зонт идет!”

Даже чуточку обидно,

Что меня совсем не видно…

В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый –

Кленовый.

И. Винокуров

Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый – осинке,
Бусы красные – рябинке,
Зонтик жёлтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.

* * * * *
Е. Николаева

Осень кисточку достала,
Всё вокруг разрисовала!
На цвета сменила моду,
Разукрасила Природу:
У берёзок, у сестричек –
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны.
В пёстрых платьицах газоны.
На рябине украшенье –
Алых ягод ожерелье.
Обновляя всем наряды,
Осень ходит с нами рядом.

В октябре
Г. Ладонщиков

Серый день короче ночи.
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит.
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи.
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.

М. Садовский

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело, съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

* * * * *
Е. Благинина

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

Золотой дождь
М. Лесовая

Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

* * * * *
М. Сидорова

Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая эта пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.

Научить детей распознавать признаки осени, находить изменения в природе в осеннее время; развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; познакомить с осенними праздниками; прививать любовь к природе через поэзию, художество, музыку.

Планируемые результаты : выучить главные особенности осени, грамотно описать иллюстрацию с осенним пейзажем, используя эпитеты и сравнительные обороты, выучить осенние праздники и приметы каждого месяца.

Оборудование: картинки с изображением природы осенью, композиция П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь».

Предварительная работа: подготовить репродукции, композицию.

План урока:

I. Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного, проверка домашнего задания.

III . Сообщение темы и целей урока.

IV . Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI. Закрепление новой темы.

VII. Итог урока.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина С. Андрияка "Золотая осень". Поезд Красноярск-Москва" , 1983, бум., акв., 10х14

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие с детьми, проверка готовности к уроку.

II. Повторение. Закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, проверка домашнего задания. Оценивание активных учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока. На доске висят картинки с изображением осени. Учитель предлагает рассмотреть их и самостоятельно определить тему сегодняшнего занятия. (осень) Правильно, сегодня мы будем говорить о прекрасной поре года - осени.

IV. Новый материал.

Осень наступила

Урок начинается с того, что учитель предлагает детям закрыть глаза и прослушать композицию П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь». При этом тихим голосом прочитать стихотворение Алексея Плещеева «Осень».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Учитель просит открыть глаза и проводит коллективное обсуждение о том, что представляли дети во время прослушивания. Далее рассматривая иллюстрации на доске детям даётся задание придумать имена для осени? (золотая, пёстрая, разноцветная, жёлтая, многогранная, цветная, урожайная, бархатная, глубокая, ранняя, поздняя). Молодцы, а кто может перечислить осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Определите, какому месяцу соответствуют картины на доске? (картинки необходимо подбирать, чтобы на них чётко рассматривались особенности каждого месяца)

Осенние месяцы

Сентябрь

Лето кончилось привольное,

Наступает время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный,

Долгожданный, долгожданный

Звонкий праздник сентября!

Итак, первый месяц осени - это сентябрь. А кто расскажет, по каким признакам это можно определить? (день становится короче, деревья «переодеваются» в жёлтые наряды-листья, в лесу люди собирают орехи и грибы, а на огородах овощи)

Какие праздники отмечают в сентябре? (1 - День знаний, 8-Международный день грамотности) Кто знает приметы про осень?

  • В сентябре огонь и в поле, и в избе;
  • В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина;
  • В сентябре синица просит осень в гости;
  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Октябрь

Чтение стихотворения Михаила Садовского "Октябрь"

Листья опали,

Птицы пропали,

Всё, что цвело

Притаилось в опале.

Заняты норы,

Замерли споры,

Заиндевели утром заборы...

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем нам октябре?!

Какие отличительные особенности можно отнести к октябрю? (деревья стоят без листьев, птицы улетели в тёплые края, появляются первые заморозки)

О каких октябрьских праздниках помните? (Международный день музыки, День учителя, Международный день Врача)

Знаете ли вы приметы про октябрь?

  • Октябрь — месяц близкой пороши;
  • Октябрь ни колеса, ни полоза не любит;
  • Октябрь плачет холодными слезами;
  • Октябрь развезет — ноябрь подберет;
  • Октябрьский гром — зима бесснежная.

Ноябрь

Чёрный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

Задаются вопросы:

Что можно рассказать о ноябрьских днях? (Стало заметно холодно, появляется первый снег, короткий день, рано темнеет)

Какие праздники в этом месяце? (День милиции, Всемирный день ребенка, День буквы "Ё")

Какие приметы есть про ноябрь?

  • Ноябрь — ворота зимы;
  • Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной батюшка;
  • Ноябрь — сумерки года;
  • Ноябрь пригвоздит — декабрь намостит;
  • Ноябрьские ночи до снега темны.

V Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад,

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Далее предлагается провести игру. Учащиеся делятся на две команды. Дети друг за другом выходят к доске и пишут в колонку слова связанные с осенью. У первых задание «Огород», у вторых «Одежда и принадлежности». Провести коллективную проверку. Побеждает та команда, у которой слов будет больше.

VI. Закрепление темы

Предлагается решить кроссворд.

  1. Первый месяц осени (сентябрь)
  2. В каком месяце празднуют День учителя? (октябрь)
  3. У какого растения листья краснеют? (Рябины).
  4. Со стихотворениями какого автора мы сегодня познакомились? (М. Садовский)
  5. Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют. (листья)

7. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

8. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

9. Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (гриб)

VII. Подвести итоги , поблагодарить детей за урок, оценить и выставить оценки.

VIII. Задание на дом. Нарисовать рисунок красками для конкурса. Тему задают разную, первый ряд - «Ранняя осень», Второй -«Золотая осень», третий - «Поздняя осень».

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

Осень

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

М. Геллер


Праздник урожая

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

Татьяна Бокова

Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Алексей Плещеев


Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт


Бабье лето

Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.

Д.Б. Кедрин

Осень

Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.

И. Мазнин

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Александр Пушкин







Люблю людей, что дарят Свет
От них вокруг как - будто все нежнее...
В которых зависти с коварством нет,
И нет на целом свете их Добрее!!!

Они живут не замечая зло...
Им чужды сплетни, склоки, осуждения...
И верят только в Счастье и Добро,
Прощая всех, и всем ДАРя Прощение.

Они готовы всем ДАРить Улыбку,
И Помощь оказать в тяжелый час...
Помогут вам не совершить ошибку,
Молясь за наше Счастье, и за нас.

Давайте же Друг Другу Улыбаться,
Беречь, Ценить Друг Друга, и Любить...
Быть МилоСердными, не врать, не озлобляться
И каждый день Любовь свою, от Сердца всем ДАРить!!!

(из инета)


Жил в старой деревне отшельник-горбун
Его опасались, его не любили,
Шли слухи о нем, будто он злой колдун,
И люди его стороной обходили.

Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.

А люди глумились, шепчась за спиной:
Рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
Что у него вместо пальцев копыта.

Однажды в деревню вселилась беда,
То всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом в июле придут холода,
То волки порежут на пастбище стадо.

Настали тревожные, тяжкие дни
Придется им туго зимой без зерна.
Не зная что делать, решили они:
«Горбун виноват! Смерть тебе, сатана!

Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
Он там, он в землянке живет как изгнанник!»
И двинулись скопом. И в каждой руке
Зажат был в дороге подобранный камень.

Он шел им навстречу, печален и тих,
Он все уже знал, он не глупый, он понял.
И он не свернул, он не скрылся от них,
И только лицо свое прятал в ладонях.

Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!"
Камнями по телу, но сердцу больней.
На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний

Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
«Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!»
Пальто все в крови он с убитого скинул.

В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли,
«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба
Под старым пальто белоснежные крылья...

(из инета)


Столько дней он не зная правды

просто шёл за ней,

Убивая навсегда свою мечту.

Так может быть...

Столько раз он пытался

всё сказать ей как сейчас.

Никого не подпуская никогда.

Слова - вода и нельзя согреть

В своей душе те кусочки льда.

Не зная боли, не зная слёз

В сердце лишь кусочки льда.


Столько лет он как белый мотылек летел на свет,

Чтоб обратно возвращаться в пустоту.

Но только ту, кого не мог понять,

Только ту, он и не мог забыть -

Так может быть...


Не зная боли, не зная слёз

Он шёл за ней в неволе у шипов этих роз,

Аэропорты и города он проплывал, не зная,

Собирая в сердце лишь кусочки льда.


За годами, под сводами снов людских

Не видятся, не слышатся эти мольбы

Тихие слёзы как-бы

Боли мужской

Не зная боли, не зная слёз

Он шёл за ней в неволе у шипов этих роз,

Аэропорты и города он проплывал, не зная,

Собирая в сердце лишь кусочки льда.

В сердце лишь кусочки льда...


Жизнь женщины приятна и легка.
Весь день она порхает беззаботно
От варки до пеленок и горшка,
Между уборкой, стиркой и работой.
Ну, в самом деле, разве это труд,
Вставать навстречу нежному рассвету?
Отправить в школу, садик, институт
Детей, не перепутав их при этом.
Для мужа свежий кофе заварить,
Помочь найти трусы, носки, рубашку,
С ним глупое начальство обсудить,
Что не дает продвинуться бедняжке.
Помыть посуду, доварить обед.
Пока утюг шипит, сердясь на брюки,
Пред зеркалом следы прошедших лет
Привычным взмахом убирают руки.
Добраться до работы, заскочив
В химчистку, банк, аптеку и на почту,
Себя от дел домашних отрешив,
Нырнуть в стремнину суеты рабочей.
В обед успеть с подружкой поболтать
И обсудить волнующие темы -
О том, как позу лотоса принять
Назло вокруг бушующим проблемам.
И возвратиться вечером домой
Походкою стремительно-летящей,
Чтоб насладиться шумной кутерьмой
Уроков, ужина и к полночи, манящей
В полет души по лабиринтам снов,
Разбросанные вещи разложить,
Сбежав в постель от бытовых оков,
Супруга нежной страстью удивить..


О розах

Почему так сладко пахнут розы,

Принося сумятицу в сердца?

Аромат цветов рождает грезы,

Душу будоражит без конца.


Сколько шарма, прелести, изыска,

Сколько силы в царственном цветке!

Лишь шипы – защита зоны риска –

Оставляют след свой на руке.


Розовый букет прекрасный свежий

Восхищает и волнует кровь.

Только аромат цветочный, нежный

Лишь в саду готов дарить любовь.


Татьяна Лаврова




Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите –

Это счастье, короткий миг…

Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех.

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Елена Николаевна Головина


Куда приходим мы на миг отъединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.


Как девчонки смолкли у воды,

Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

И я спешу туда, там льётся добрый свет,
И лодки на воде, как солнечные пятна,
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет,
И вот я снова здесь, и ты придёшь обратно!

Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зелёный сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

Однажды ты пройдёшь бульварное кольцо,
И в памяти твоей мы встретимся, наверно,
И воды отразят знакомое лицо,
И сердце исцелят и успокоют нервы.

Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зелёный сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет всё ближе, всё дороже,
Там дышится легко, там мира чистота,
Нас делает на миг счастливее и моложе.

Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зелёный сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

Я спросил вчера

У листопада,

Что для счастья

В этой жизни надо?

Прошептали листья

Мне в догонок:

Не гонись за счастьем

Как ребёнок,

Не зови

Красивыми словами,

Счастье, словно шелест

Под ногами.

Нет у счастья

Запаха и цвета.

Счастье там,

Где молодость и лето.

Я спросил у ветра,

Что гуляет,

Может он о счастье,

Что-то знает.

Мне ответил ветер

Лёгким свистом:

Не ищи ты счастья

В сердце мглистом,

Не войдёт оно

В ту дверь без стука,

За которой, горечь

И разлука.

Я спросил вчера

У звездопада,

Счастье- это дар

Или награда?

Где искать?

Каким мерилом мерить,

Чтобы в счастье,

Как в себя поверить?

Отвечали звёзды мне,

Сгорая:

Счастье -

Не игрушка дорогая,

Не продашь, его ты

И не купишь,

Только душу бедную

Загубишь.

Не ходи за счастьем

На край света,

В нас самих

Таится счастье

Где-то.




Однажды я домой спешила,

По лужам дождик моросил,

Вдруг старичок какой-то милый

"Вы счастливы?"- меня спросил.

"Конечно, счастлива, что осень,

Что листья сказочным ковром,

Что вечер ласковый приносит

С собой осеннее добро,


Я счастлива, что моя дочка

Смеется весело во сне,

Ее улыбчивая щечка

Забавно тянется ко мне.


Что мир такой необъяснимый,

Что будет новый год зимой,

Что мой единственный любимый

Приходит вечером домой.


Я счастлива, что я такая,

Что я живу, что я дышу,

И что по лужам пробегая,

Домой под дождиком спешу".



Наступила календарная осень. Самая красочная и в то же время грустная пора. Предлагаем вам посмотреть осенние фотографии со всего мира.

Осенние краски в штате Мэн, Новая Англия, США


Стая серых журавлей на Мекленбургских озерах, Германия. С сентября по ноябрь десятки тысяч журавлей останавливаются в сельских районах Германии во время зимней миграции из Скандинавии и Восточной Европы в Испанию.


Журавли летят на фоне заката над немецким городком Линум.


Мальчик играет со своей таксой, лежа в куче желтых листьев, Минск, Беларусь.


Лиса вдыхает запахи приближающейся осени, штат Кентукки, США.


Самец благородного оленя испускает вой, Тироль, Австрия.


Разноцветный пейзаж округа Преск-Айл в штате Мэн, США.


Комбайн собирает пшеницу в поле, к югу от Чапмана, штат Канзас, США.


Туман стоит над озером в Хайлендсе, штат Нью-Йорк, США.


Осеннее утро в штате Мэн, США


Озеро Коттонвуд недалеко от Буэна-Виста, штат Колорадо, США.


Буйство лесных красок, штат Мэн, США.


Борис Пастернак

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.


80

Алексей Плещеев ОСЕННЯЯ

Алексей Плещеев

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.


42

Алексей Плещеев ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.


Стихи для детей про осень
41

Алексей Плещеев Скучная

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


32

А С Пушкин

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


32

В Степанов ВОРОБЕЙ

В. Степанов

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.


29

А С Пушкин

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Стихи для детей про осень
28

Иван Бунин ЛИСТОПАД

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


28
  • - Знакомство ребят с творчеством поэтов, которые писали про осень;
  • - Воспитание эстетического восприятия окружающей среды;
  • - Развить точность использования слов в речи на примере стихов русских поэтов;
  • - Развить образное мышление;
  • - Воспитать патриотизм и любовь к родному краю.

Оборудование урока:

  • - Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;
  • - Выставка портретов поэтов, которые писали про осень;
  • - Аудиозаписи стихов русских поэтов;
  • - Букет осенних цветов;
  • - Осенние листья.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель:

  • «Дети, давайте отгадаем загадки. О чем они?»
  • «Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Дети: «Осенью»)
  • «Лес расселся, неба просинь, - это время года ….?» (Дети - «Осень»)

Учитель:

  • «Правильно, дети, это все загадки по осень»
  • «Уходит лето - приходит осень»

Дети слушают стихотворение Исаковского «Попрощаемся с теплым летом».

  • «А что вы еще знаете об осени?»
  • «Что такое осень?» (время года)
  • «Чем отличается от других это время года?»

3.Тема урока - Какой видели осень русские поэты

  • «Посмотрите на портреты русских поэтов, - кого вы знаете?»
  • «Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Кольцов, Бунин, Плещеев, Толстой, Бальмонт, Есенин... (Дети записывают в тетрадки). Писали они по-разному, потому что осень разная.»
  • «Как бы вы рассказали об осени, как о прекрасном времени года?»
  • «А как бы вы рассказали об осени неприветливой, мокрой, холодной?»

Ф. И. Тютчев

  • «О начале осени, как никто другой, написал Тютчев." (Дети слушают аудиозапись стихотворения Тютчева "Есть в осени первоначальной». Дети анализируют стихотворение.)

Е сть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

К. Д. Бальмонт

  • «Теплый период осени еще называют "бабьим летом". Давайте послушаем еще стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»». (Анализ стихотворения.)
  • «А что еще поспевает осенью?»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. С. Пушкин

  • «Попозже осень входит в свои права. Раскрашивает она своими красками лес, сад,- делает все золотым и красивым.» (Аудиозапись "Унылая пора! Очей очарованье!". Анализ.)»
  • «Пушкин использует слова - "багрянец", "золото". Посмотрите, ребята, на листья. Отвечают ли правде его слова?». (Учитель показывает листья разных цветов. Пусть ребята определят, - каким деревьям пренадлежат эти листья.)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

М. Ю. Лермонтов

  • «Ребята, а все ли листья меняют свой цвет осенью?» (Еловые - не меняют. Дети слушают Лермонтова "Осень").

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

А. А. Фет

  • «Изменения природы осенью описал Фет в стихотворении "Ласточки пропали"»
  • «Ребята, а все ли птицы улетают на юг?»
  • «Какие птицы улетают, а какие остаются?»

Ласточки пропали
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плач!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

А. В. Кольцов, А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев

  • «Погоду осени хорошо описал Кольцов в стихотворении "Осень", Пушкин в стихе "Уж небо осенью дышало"», Плещеев "Осень" (анализ стихотворений)
  • «В последнем стихотворении написано, что высохли цветы. А цветут ли такие цветы осенью - вот в этом букете.» (Учитель показывает букет)

А. Н. Плещеев "Осень"

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Учитель:

  • «Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима. Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то плачет, то шепчет»

Итог урока

  • «Вспомните. какие поэты писали про осень?»
  • «Какие стихотворения вам больше всего понравились?»

Домашнее задание

  1. Выучить понравившееся маленькое стихотворение русских поэтов про осень наизусть.
  2. Выученное стихотворение проилюстрируйте собственными рисунками.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...