Тихоокеанский флот ссср во время второй мировой войны. История: Министерство обороны Российской Федерации

Сегодня Тихоокеанский флот служит обеспечению безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для выполнения этой задачи в его состав входят современные атомные стратегические и многоцелевые субмарины, надводные корабли для ведения боевых действий в открытом океане и в прибрежной морской зоне, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, морская пехота, береговые войска.
История Тихоокеанского флота имеет глубокие корни. Хотя (10) 21 мая 1731 года считается днем его создания, но существует и другая дата. В этот день указом Сената была учреждена Охотская военная флотилия и определено место ее базирования - вновь создаваемый Охотский военный порт. Эта дата была установлена приказом главкома ВМФ России от 15 апреля 1999 года в качестве дня рождения ТОФ. По иронии судьбы тот приказ практически совпал с другой, неформальной датой основания Тихоокеанского флота - 21 апреля: в этот день в 1932 году был издан приказ №1 по Морским силам Дальнего Востока. В 18-19 веках царское правительство так и не сумело сохранить свое влияние на Дальнем Востоке – была продана Аляска с островами, Россия уступила Японии Курилы, свободный выход в Тихий океан был утрачен. Военно-морская база, перемещенная во Владивосток, до начала 20 века имела немногочисленный корабельный состав.
В 1931 году после ввода японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию СССР. В связи с этим было принято решение об усилении Краснознаменной Дальневосточной армии. Причем укреплялись не только сухопутные, но и морские границы.
21 апреля 1932 года решением Советского правительства был создан новый флот – Морские силы Дальнего Востока. 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ), создание которого было сопряжено с большими трудностями, и велось в сложных экономических и политических условиях.
Из исторической литературы известно , что первое русское поселение на побережье Тихого океана (Охотское море) было основано в 1639 году участниками первой русской экспедиции к Тихому океану, возглавляемой Иваном Московитиным. В 1643 году вторая русская экспедиция под командой казака Василия Пояркова достигла Амурского лимана. Следующая экспедиция на Амур в 1649-1650 гг. была организована промышленником Ерофеем Павловичем Хабаровым.
В 1651 году Е.П. Хабаровым был основан город Албазин, ставший вскоре центром всех русских поселений на Амуре.
Освоение Приморья сопровождалось непрекращающимися столкновениями между казаками с одной стороны и маньчжурами и китайцами с другой. Царская Россия была вынуждена утвердить границы с Китаем, и с этой целью 27 августа (по н.с. 6 сентября) 1689 года был заключен между Россией и Китаем Нерчинский трактат - первый дипломатический акт в отношениях России с Китаем. Вследствие этого договора осенью 1689 года и весной 1690 года все русские люди из Албазина и с Амура перешли в Нерчинск, а Албазин был сожжен маньчжурами.
С меньшими потерями проходило освоение русскими Камчатки, Чукотки, Курильских островов и других географических мест побережья Тихого океана. Следует назвать имена Михаила Стадухина (1641-1656 гг.).
Семена Дежнева (1646-1656 гг.), открывшего проход из Ледовитого океана в Тихий океан, Володимира Атласова (1695-1700 гг.), имевшего после окончания экспедиции встречу с
Петром I, Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1728-1746 гг.) и многих других исследователей и открывателей новых земель.
Алексей Чириков Первым командиром созданной в 1731 году Сибирской, или как еще ее называют Охотской военной флотилии был Г.Г. Скорняков-Писарев. Наряду с дозорной службой флотилия осуществляла и охрану рыбных промыслов. Военная сила, могущество Сибирской (Охотской) флотилии росли очень медленно.
Г.Г.Скорняков-Писарев Лишь в 1799 году в Охотск были направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И.К. Фомина для формирования постоянно действующей военной флотилии. В 1849 году главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Корабли флотилии отличились в Петропавловской обороне 1854 года. Как известно, англо-французской эскадре, бесславно штурмовавшей Петропавловск, пришлось покинуть Камчатку несолоно хлебавши. С 1855 года базой Охотской флотилии стал Николаевск-на-Амуре.
Сразу после окончания Крымской войны на Дальнем Востоке, как и по всей России, начались значительные перемены. Новый император России Александр II уже в 1856 году повелел создать на Тихом океане мощную военную флотилию, которая стала называться Сибирской.
Однако царское правительство так и не сумело организовать охрану и оборону тихоокеанских русских владений, не смогло добиться экономического роста Дальнего Востока. В 1867 году были проданы русские владения в Северной Америке (Аляска) и на близлежащих островах, а в 1875 году Россия уступила Японии Курилы. Свободный выход из Охотского моря в Тихий океан был утрачен. Это было одной из причин того, что еще в 1871-1872 гг. военно-морская база была перенесена во Владивосток. До конца XIX века флотилия имела немногочисленный корабельный состав. В связи с обострением русско-японских противоречий в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «Для нужд Дальнего Востока». Но она выполнялась медленно. Поэтому на Дальний Восток пришлось перевести корабли с Балтики.
К началу русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-Морские Силы России на Дальнем Востоке состояли из 1-й Тихоокеанской эскадры (7 эскадренных броненосцев, 8 крейсеров, 13 миноносцев, 2 канонерские лодки), базировавшейся, в основном, в Порт-Артуре, и Сибирской военной флотилии (7 эскадренных броненосцев, 12 крейсеров, 37 миноносцев, 12 канонерских лодок), базировавшейся, в основном, во Владивостоке. Следует отметить, что известный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», входившие в состав Сибирской военной флотилии, находились в порту Чемульпо (Корея).
Канонерская лодка "Кореец. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. моряки-тихоокеанцы проявили высокий героизм и самоотверженность, однако основные силы русского флота на Тихом океане погибли. Во время революции 1905-1907 гг. многие из моряков-тихоокеанцев участвовали в революционном движении во Владивостоке. Во время Октябрьской революции 1917 года матросы Сибирской и Амурской военных флотилий боролись за установление Советской власти на Дальнем Востоке. Во время гражданской войны почти все корабли были уведены белогвардейцами и японскими интервентами.
И.К.Кожанов В 1922 году после изгнания интервентов были созданы Морские Силы Дальнего Востока (командующий И.К. Кожанов) в составе Владивостокского отряда и Амурской военной флотилии. В 1925 году Владивостокский отряд был передан в оперативное подчинение органам пограничных войск на Дальнем Востоке и в 1926 году Морские Силы Дальнего Востока были упразднены и лишь спустя пять лет Москва вновь вернулась к идее восстановить военный флот на Тихом океане. Но на сей раз это было реальное стратегическое решение, которое привело в итоге к созданию одного из самых сильных флотов мира. Амурская военная флотилия стала самостоятельной.
Окончательное решение о том, что на Тихом океане военно-морской флот не просто необходим, а требуется немедленно, чтобы не допустить оккупации советского Дальнего Востока, было принято в конце лета 1931 года. Основанием для этого стал визит военной комиссии во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым во Владивосток, из которого первый красный маршал привез однозначный и неутешительный вывод: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».
Когда 18 сентября 1931-го японская Квантунская армия вторглась в Китай и на восточных границах СССР появилось контролируемое из Токио государство Манчжоу-Го, слова наркома стали восприниматься как пророческие. И 25 февраля 1932 года Реввоенсовет принял «План мероприятий по сформированию МСДВ», то есть Морских сил Дальнего Востока под командованием флагмана флота 1 ранга М.В. Викторова, а 21 апреля 1932 года приняли решение. Это наименование соответствовало принятой системе наименования флотов в СССР того периода: точно так же именовались морские силы на Балтике и Черном море.
День 21 апреля 1932 года считается днем создания Советского Тихоокеанского флота, хотя название «Тихоокеанский флот» появилось только в 1935 году, после того как в январе 1935 года Морские Силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот. М.В. Викторов командовал Тихоокеанским флотом с апреля 1932-го по август 1937 года.
Командующего новым формированием назначили 15 марта 1932 года. Им стал действующий начальник Морских сил Балтийского моря, выпускник Морского кадетского корпуса (окончил в 1913 году с отличием), участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Викторов. Назначение закономерное: в кратчайшее время подготовить достаточное число моряков, прежде всего командиров, способных сформировать практически с нуля новый флот, было невозможно, и требовалось откомандировать на Дальний Восток специалистов из Кронштадта и Севастополя. А делать это было удобнее всего, когда их зовет за собой авторитетный командир - ну, если не считать, конечно, возможностей политических (а компартия и комсомол немедленно объявили призыв коммунистов и комсомольцев на новый флот).

Первым приказом нового командующего Морскими силами Дальнего Востока, изданным 21 апреля 1932 года, были объявлены соединения, части, корабли и учреждения нового флота. Согласно документу, подписанному Викторовым, в состав МСДВ были включены: бригада заграждения и траления (состоявшая из минных заградителей «Ставрополь», «Томск» и «Эривань»), сторожевой корабль «Красный вымпел», подразделения береговой обороны - 9-я артиллерийская бригада и 12-й полк ПВО и военно-воздушных сил - 19-я тяжелая авиабригада и 111-я эскадрилья дальних разведчиков. Кроме них, в состав нового формирования вошел Владивостокский военный порт, а местами базирования стали остров Русский и владивостокские бухты Золотой Рог и Улисс.

На бумаге все выглядело грозно и солидно , но «в металле» все было куда более плачевно. Минзаг «Ставрополь» (позднее переименованный в «Ворошиловск») был бывшим транспортным пароходом «Котик», некогда купленным для полярной экспедиции Григория Седова. «Томск» и «Эривань» представляли собой торговые транспорты, которые к моменту выхода приказа еще даже не были переданы в ведение Рабоче-крестьянского красного флота и только заходили на переоборудование. А сторожевик «Красный вымпел» построили в 1910 году как яхту для нужд камчатского губернатора и только в 1922 году по большой бедности переклассифицировали в боевой корабль.

Все это означало одно: чтобы создать полноценный флот на Тихом океане, нужны особые, ранее не предпринимавшиеся усилия и совершенно новые решения. И в Москве их сумели найти. Прежде всего, решено было сделать ставку на маломерный и подводный флот, причем для ускорения процесса корабли закладывали на судостроительных заводах в Ленинграде и Николаеве, а оттуда по железной дороге перебрасывали во Владивосток. Именно так 11 мая 1932 года в распоряжение МСДВ прибыли первые 12 торпедных катеров типа Ш-4, построенных ленинградскими корабелами. Это были первые корабли специальной военной постройки, вошедшие в состав нового флота. А менее чем через месяц торпедные катера уже вышли в море на рекогносцировку и слаживание экипажей. Кстати, личный состав для новых кораблей прибывал зачастую вместе с ними: это были офицеры и моряки из Кронштадта и Севастополя.

Следующим крупным прибавлением в составе Морских сил Дальнего Востока стали 12 подводных лодок типа «Щ» V серии. Их заложили на Балтийском заводе еще в декабре 1931 года, то есть даже до того, как решение о создании флота на Тихом океане было оформлено документально. Строили лодки с колоссальным напряжением всех сил и средств и потому справились с задачей достаточно быстро: уже 1 июня 1932 года первый эшелон с секциями подводной лодки типа «Щ» отправился из Ленинграда во Владивосток. Технологически вопрос достройки лодок решался просто: на владивостокском Дальзаводе (в дальнейшем завод №202) и на Хабаровском судомеханическом заводе (№368) из доставленных по железной дороге секций и набора оборудования субмарины собирали заново и спускали на воду. Справиться со сдачей флоту всех 12 лодок типа «Щ» удалось всего за пять месяцев, с 1 июня по 7 октября. 23 сентября 1933 года на первых двух тихоокеанских лодках Щ-11 «Карась» и Щ-12 «Лещ» (позднее переименованы в Щ-101 и Щ-102) подняли военно-морские флаги, а к концу сентября 1934-го вступила в строй вся дюжина лодок этого типа.
К этому времени во Владивостоке уже вовсю шла работа по подготовке к сдаче флоту второй серии подводных лодок - типа «М». На Дальний Восток отправилось 28 субмарин этого типа - практически вся серия VI, с которой началась история «Малюток». Первые лодки типа «М», которые можно было перевозить по железной дороге почти целиком, сняв только рубку и оборудование, отправились из Николаева во Владивосток 1 декабря 1933 года и прибыли на месте 6 января 1934-го. Через три с небольшим месяца, 28 апреля в состав МСДВ вошли две первые «Малютки» - М-1 и М-2, а последняя, 28-я лодка этой серии - М-28 - в августе 1935 года вошла в состав уже Тихоокеанского флота, в который Морские силы Дальнего Востока были переименованы 11 января 1935 года.

Прирастали дальневосточные военно-морские силы и новыми надводными кораблями. В 1931–1935 годах в Ленинграде и Николаеве для Дальнего Востока было заложено шесть сторожевиков типа «Ураган», получивших имена «Метель», «Вьюга», «Гром», «Бурун», «Молния» и «Зарница». Как и подлодки, их после строительства разбирали на секции, которые отправляли во Владивосток по железной дороге, затем вновь собирали и спускали на воду. В 1936 году Северным морским путем во Владивосток перешли несколько кораблей Балтийского и Черноморского флотов. И к этому же времени начали работать на полную мощность дальневосточные судостроительные заводы.

К началу второй мировой войны 1939-1945 гг. в состав Тихоокеанского флота входили 2 бригады надводных кораблей, 4 бригады подводных лодок, 1 бригада торпедных катеров, авиационные части, силы и средства береговой обороны, морская пехота. В составе ТОФ насчитывалось более 100 кораблей и подводных лодок, в том числе и 13 новейших субмарин типа «С». Кстати, именно на Тихом океане подлодки впервые в истории отечественного ВМФ стали основной ударной силой отдельно взятого флота.
Короткое время (1937 год) командующим Тихоокеанским флотом был флагман 1 ранга Г.П. Киреев. Вместе с ним 15 августа 1937 года на должность заместителя командующего ТОФ был назначен капитан 1 ранга Н.Г. Кузнецов. 10 января 1938 года последовало его назначение на должность командующего Тихоокеанским флотом и присвоение ему звания флагман 2 ранга. Н.Г. Кузнецов делал все для того, чтобы достойно оберегать наши дальневосточные морские границы, для защиты которых и был создан Тихоокеанский флот.
Н.Г. Кузнецов
Очень хорошо, ярко проявил себя Тихоокеанский флот в период вооруженного конфликта на озере Хасан летом 1938 года. Николай Герасимович командовал ТОФ до 22 марта 1939 года, до назначения его заместителем наркома Военно-Морского Флота СССР. После Н.Г. Кузнецова Тихоокеанским флотом в течение многих лет (с января 1938 года по январь 1947 года) командовал флагман 2 ранга (впоследствии адмирал) И.С. Юмашев. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. В то же время из состава ТОФ на Северный флот были переведены 1 лидер, 2 эсминца, 5 подводных лодок; свыше 140 тыс. моряков-тихоокеанцев сражались на фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей.
А к началу войны с Японией в 1945 году Тихоокеанский флот был уже вполне грозной силой: в его составе ходили два крейсера, лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 78 подводных лодок и свыше 300 более мелких боевых кораблей. Причем командные кадры для них готовили уже не только в Ленинграде и Севастополе, но и на месте: с 1937 года этим занималось Тихоокеанское военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова во Владивостоке.Кадры эти потом ярко проявляли себя не только на дальневосточном, но и на всех других морских театрах военных действий. Так, например, будущий адмирал, главком ВМФ Сергей Горшков после перевода в состав МСДВ стал штурманом минзага «Томск», а затем и флагманским штурманом всей бригады заграждения и траления. В той же бригаде на должности флагманского минера служил будущий главком Северного флота в годы Великой Отечественной войны и послевоенный командующий Балтфлотом Арсений Головко. А адмирал Николай Кузнецов, ставший самым молодым наркомом ВМФ в Советском Союзе, был переведен в Москву из Владивостока в марте 1939 года, после того как побыл сначала заместителем, а потом и командующим Тихоокеанским флотом.
И.С. Юмашев Велика роль Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в разгроме империалистической Японии и успешном завершении второй мировой войны. Во время Маньчжурской военной операции 1945 года силы Тихоокеанского флота участвовали в освобождении Северной Кореи. 12-16 августа 1945 года десанты с кораблей ТОФ овладели портами Юки, Расин и Сейсин. Авиация ТОФ высадила воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем. Корабли ТОФ принимали также активное участие в Южно-Сахалинской операции 1945 года и Курильской десантной операции 1945 года. За героизм и мужество, проявленные в советско-японской войне 1945 года, 52 моряка Тихоокеанского флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 15-награждены орденом Красного Знамени.
В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на 5-й и 7-й флоты, которыми командовали:
5-м адмирал А.С. Фролов, контр-адмирал Н.Г. Кузнецов, адмирал Ю.А. Пантелеев; 7-м адмирал И.И. Байков, адмирал Г.Н. Холостяков.
В апреле 1953 года флоты были снова объединены в Тихоокеанский флот, которым командовали адмирал Ю.А. Пантелеев, адмирал В.А. Чекуров, адмирал В.А. Фокин (февраль 1958 - июнь 1962 гг.), адмирал Н.Н. Амелько (июнь 1962 март 1969 гг.), адмирал Н.И. Смирнов (март 1969 - сентябрь 1974 гг.), адмирал Э.Н. Спиридонов (1979-1981 гг.), адмирал В.В. Сидоров (1981-1986 гг.), адмирал Г.А. Хватов (1986-1993 гг.), адмирал Г.Н. Гуринов (1993-1994 гг.), адмирал И.Н. Хмельнов (1994-1996 гг.), адмирал В.И. Куроедов (1996 -1997 гг.).
Современный Тихоокеанский флот России , как и ТОФ СССР, является океанским флотом, имеет в своем составе современные корабли, в т.ч. ракетоносцы и атомные подводные лодки, ракетоносную и противолодочную авиацию, береговые ракетно-артиллерийские войска, морскую пехоту. Ныне Тихоокеанским флотом России командует адмирал Виктор Дмитриевич Федоров.
Тихоокеанский флот России, как другие российские флоты, имеет свою богатую историю, успехи и достижения в ратных делах, победы в боевых сражениях. Тихоокеанский флот находится далеко от Москвы - столицы нашей Родины, от Санкт-Петербурга - морской столицы России, но это наш флот, он близок нашему сердцу.

Для защиты дальневосточных территорий Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.

До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных рубежей Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского. На корабле «Надежда» моряки И.Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали восточные берега о. Сахалин, провели гидрографические, астрономические и метеорологические исследования.

Свою лепту в изучение и охрану дальневосточных рубежей России внесли и моряки флотилии Балтийского флота, направленные для содействия Российско-американской компании в 1806-1814 гг.

В 1849-1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна «Байкал» под руководством адмирала Г.И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом.

Так как Охотское море зимой замерзает, и судоходство на нем прекращается, в 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне - Петропавловск-Камчатский).

С началом Крымской войны (1853-1856) в зоне действия Сибирской военной флотилии существовала реальная угроза нападения с моря англичан и французов. Для защиты основных баз флота - Владивостока, Охотска и Петропавловского порта - флотилия имела незначительное количество военных судов.

18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов, корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.

Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат «Аврора» (командир - капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) и военный транспорт «Двина». На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.

20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.

27 августа союзная эскадра ушла в открытое море. Не принесли ей успеха и военные действия в Охотском море.

В 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт - Николаевск.

Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимала участие в сражениях.

Всему миру известен легендарный подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Предпочтя гибель позорному плену, они вступили в сражение с 14 боевыми японскими кораблями. Имена «Варяг» и «Кореец» стали символами мужества и верности флагу, перед которыми преклоняется все человечество. Память о подвиге русских моряков веками будет служить примером воспитания у российских моряков мужества, бесстрашия, верности долгу и Отечеству.

Немало ярких подвигов совершили моряки во время героической обороны Порт-Артура.

Вечной славой покрыли себя экипажи кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры - погибших в Цусимском сражении (14-15 мая 1905 г.) броненосцев «Бородино», «Князь Суворов», эскадренного броненосца «Наварин», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и других.

Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 г. Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.

В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.

В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.

К 1932 г. на флоте были восстановлены, достроены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. Началось строительство новых кораблей и боевых средств. Этому способствовал быстрый рост тяжелой промышленности и всего народного хозяйства страны. Усилиями россиян были расширены и переоборудованы судостроительные заводы и судоремонтные предприятия Дальнего Востока.

Флот на Тихом океане строила вся страна. С Балтики и Черного моря по железной дороге доставлялись торпедные катера, самолеты, подводные лодки - «малютки», береговые орудия, закладывались основы мощного флота. 11 января 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

Знаменательным событием в истории флота было появление в 1933 г. в дальневосточных водах первой отечественной подводной лодки, построенной рабочими Дальзавода.

В 1936 г. в составе флота появились первые эскадренные миноносцы, новые быстроходные тральщики и средние подводные лодки, имевшие более мощное вооружение и совершенные механизмы.

Впервые в мировой истории, совершив труднейший переход Северным морским путем, в состав флота вошли эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», существенно укрепив боевые возможности молодого флота.

В 1937 г. было образовано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова - кузница кадров для Тихоокеанского флота.

В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни - знаком «Участник Хасанских боев».

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. тихоокеанцы отправили на фронт 103983 человека. Общее число моряков-тихоокеанцев и амурцев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, на Волге, оборонявших Севастополь и Ленинград, Северный Кавказ и Заполярье, достигло 153 тыс. человек. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье.

На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 г., флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее.

Беспримерную храбрость, мужество и высокое мастерство проявили тихоокеанцы в боях с фашистами и японскими милитаристами. За мужество и героизм более 30 тыс. матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Герой Советского Союза. 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейские, 13 - почетные наименования, 16 награждены орденами.

Вторая мировая война подтвердила, что России объективно необходимо иметь на Тихом океане военно-морской флот.

В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения - подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана.

В числе первых длительное плавание для выполнения учебно-боевых задач совершили подводные лодки, которыми командовали капитан 2 ранга Ю.В. Дворников, капитаны 3 ранга А.М. Смолин и Г.С. Яковлев.

В декабре 1963 г. с Северного флота, совершив переход подо льдами Арктики, в состав флота прибыли первые атомные подводные лодки. Командирам кораблей капитану 1 ранга А.П. Михайловскому и капитану 2 ранга Н.Р. Дубяге было присвоено звание Герой Советского Союза. Многие офицеры и матросы за мужество и героизм были награждены орденами и медалями.

Яркую страницу в историю флота вписали экипажи атомных подводных лодок «К-116» и «К-133», совершивших в феврале-марте 1966 г. кругосветное плавание под водой. Командирам подводных лодок капитанам 2 ранга В.Т. Виноградову и Л.Н. Столярову было присвоено высокое звание Герой Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями, а подводные лодки удостоены звания гвардейских.

Флот стал пополняться самыми современными подводными лодками и надводными кораблями. К началу 1970-х гг. на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот. Он успешно выполнил важнейшую задачу - стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств. Сложившийся со второй половины XX в. ракетно-ядерный паритет между СССР и США и баланс сил на Тихом океане в целом оказал благотворное воздействие на экономическое развитие и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

С 1968 г. плавание кораблей флота в Тихом и Индийском океанах стало обычным явлением. Смелость, мужество и выносливость моряков-тихоокеанцев, упорный и решительный характер, чувство долга, доведенное до самоотвержения, выковывались в дальних океанских походах, суровых полярных морях и знойных тропических широтах.

Золотыми буквами в историю флота после войны вписаны славные дела экипажей легких крейсеров «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», ракетных крейсеров «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренных миноносцев «Возбужденный», «Вдохновенный», больших противолодочных кораблей «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многих других, которые неоднократно с честью выполняли задачи боевой службы, океанских походов, официальных визитов в различные страны мира.

Десятки кораблей и частей награждены вымпелами министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», памятными знаками, завоевали призы главнокомандующего ВМФ по различным видам боевой и тактической подготовки.

На боевом счету тихоокеанцев - очистка порта Читагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 г., боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 г., охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

Вехой в истории Тихоокеанского флота стало освоение тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и их боевая деятельность.

Многие десятилетия Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил Российской Федерации стоит на страже интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В настоящее время на ТОФ сохраняются стратегические ядерные силы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и морской зонах, морская ракетоносная и противолодочная авиация, сухопутные войска, береговые ракетные части и морская пехота.

Силы флота успешно решают поставленные задачи в море. Это подтверждают и итоги 2010 учебного года. Тихоокеанцы принимали участие в крупномасштабном оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Во время проведения учения были выполнены десятки боевых упражнений, включающих ракетные стрельбы с пусками различной дальности, артиллерийские, торпедные стрельбы, бомбометания, полеты авиации.

Своеобразным итогом учебно-боевой деятельности сил и войск флота за 2010 г. стало завоевание восьми призов главнокомандующего ВМФ по различным видам деятельности.

В последние годы значительное место в деятельности ТОФ занимает выполнение внешнеполитических акций в различных районах Мирового океана. Корабли и личный состав флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии.

Военные делегации и отряды кораблей военно-морских сил Австралии, Великобритании, Китая, Республики Корея, Мексики, Перу, США, Франции, Японии посещали главную базу Тихоокеанского флота - Владивосток.

С 1996 г. Россия является постоянным участником Симпозиума военно-морских флотов стран западной части Тихого океана.

С кораблями военно-морских сил США и Японии корабли Тихоокеанского флота отрабатывали совместные действия в ходе учений по оказанию помощи терпящим бедствие на берегу и в море. С кораблями военно-морских сил других стран АТР в ходе визитов проводились учения по связи и маневрированию.

С декабря 2008 г. корабли Тихоокеанского флота регулярно и успешно обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива. В этом опасном районе Индийского океана побывало уже несколько отрядов кораблей ТОФ.

Международный аспект деятельности ТОФ представляет хорошую перспективу для укрепления мер доверия в АТР, поддержание стабильности в зоне ответственности флота.

Список литературы:
  1. Архивный отдел на Тихоокеанском флоте (АО на ТОФ). Дело фонда № 94. Выписка из исторической справки в/ч 95388.
  2. Боровиков П. А. Водолазное дело России: с конца 1930-х годов и до наших дней. М.: ООО "Нептун", 2017. 608 с.
  3. Боровиков П. А. Водолазы Великой Отечественной. М.: ООО "Нептун", 2013. 192 с.
  4. Боровиков П. А. Подводная пехота. Водолазы-диверсанты Второй мировой войны. М.: ООО "Нептун", 2015. 304 с.
  5. Голубев В. Г., Илюхин В. Н., Максимов В. И. и др. Спасатели военно-морского флота. М.: Воениздат, 1996. 264 с.
  6. Григоренко Ф. А. История развития спасательных судов и средств Российского флота: монография. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. 322 с.
  7. Кемулария Л. А. События на дальнем востоке в августе-сентябре 1945 г. в контексте Великой Отечественной войны (историография проблемы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. 2. С. 83-86.
  8. Королев А. Б. Водолазание в России от древних времен до наших дней. М.: Моркнига, 2004. 142 с.
  9. Крюков И. В. К вопросу о боевой подготовке личного состава дальневосточной группировки войск к войне с Японией в 1945 г. // История государства и права. 2013. № 8. С. 11-15.
  10. Макаренко В. Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. 2015. № 2 (88). С. 76-90.
  11. Орбели Р. А. Исследования и изыскания. Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней. Л.: Речиздат, 1947. 284 с.
  12. Орнацкая Т. А. Деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности СССР в 1941-1943 гг. // Военно-юридический журнал. 2015. № 2. С. 15-21.
  13. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-2243. Оп. 1.
  14. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК "Гангут", 2015. Кн. 3. Т. 1. 316 с.
  15. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК "Гангут", 2016. Кн. 3. Т. 2. 272 c.
  16. Ткачева Г. А. Женщины в частях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2017. № 6. С. 25-30.
  17. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Исторические хроники. М.: Пан пресс, 2010. 575 с.
  18. Усов А. В. К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке Аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 63-66.
  19. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 436. Оп. 21.
  20. 20. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1.
  21. Цуканов С. С. К 100-летию органов безопасности (рецензия на монографию А. В. Грачева, Ю. Н. Ципкина "Чекисты в борьбе за обеспечение государственной безопасности советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны") // Военно-юридический журнал. 2017. № 8. С. 30-32.
  22. Чикер Н. П. Служба особого назначения. М.: ДОСААФ, 1975. 225 с.

Созданный в 1932 г. Тихоокеанский флот (ТОФ) к началу Великой Отечественной войны имел внушительный состав. Его костяк составляли подводные силы, которые насчитывали 85 подлодок, являвшихся самыми мощными в ВМФ СССР. Морская авиация включала 9 авиаполков, 11 авиаэскадрилий и другие части. Береговая артиллерия флота имела стационарные и железнодорожные батареи с орудиями калибра до 356 мм.

Однако с учетом оперативной обстановки на других флотах, в частности на Северном, ряд кораблей ТОФ (особенно подводные лодки) был направлен туда. Одновременно пополнение корабельного состава на Тихом океане шло за счет строительства новых кораблей.

К августу 1945 г., т.е. к началу боевых действий против Японии, Тихоокеанский флот имел 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 78 подводных лодок и более 30 кораблей других классов (сторожевиков, тральщиков и торпедных катеров). Но все-таки он численно уступал японскому флоту, особенно по крупным подводным кораблям.

Командование ВМФ СССР знало, что в случае прямых столкновений на море перевес будет на стороне Японии. Поэтому прилагались все усилия для укрепления береговой обороны Тихоокеанского побережья, подходов к военно-морским базам, средств ПВО. Для предотвращения возможного проникновения противника в прибрежные воды активно велись и минные постановки.

Очевидно, что все эти мероприятия очень интересовали командование японской армии и флота.

Разведывательная деятельность японцев против ТОФ направлялась русским отделением 3-го (разведывательного) отдела генерального штаба японского военно-морского флота и проводилась главным образом через японские военно-морские миссии (ЯВМ), находившиеся в Корее и Маньчжурии (харбинскую, сеульскую и сейсинскую). Кроме того, против нашего флота действовали две резидентуры, непосредственно подчинявшиеся русскому отделению 3-го отдела морского штаба, созданные на Камчатке и Сахалине.

Разведку против советских Военно-Морских Сил вели и японские морские погранотряды. Особую активность проявлял отряд, дислоцировавшийся на военно-морской базе в порту Расин (Корея).

В задачи этих разведорганов помимо шпионско-диверсионной деятельности, направленной против Тихоокеанского флота, входило также ведение политической и экономической разведки.

Основную разведработу японцы проводили через свою разветвленную сеть агентуры, нелегально перебрасывавшуюся на территорию СССР с помощью специально подготовленных команд рыболовецких шхун и капитанов японских торговых судов.

Сильным звеном японской стороны являлась радиоразведка, имевшая целую систему специальных приемно-передающих радиостанций. Эти станции занимались перехватом радиопередач, дешифровкой радиограмм и их обработкой, изучением и расшифровкой кодов, применявшихся на линиях связи Тихоокеанского флота, а также изучением метеорологической обстановки в Приморье. Наиболее активную деятельность на этом направлении осуществлял русский отдел радиоразведцентра японской разведки «Бунсицу». Следует отметить, что японцы, имея широкую агентурную сеть, львиную долю информации о состоянии советского флота получали именно через отлично технически оснащенную радиоразведку.

Особое внимание уделялось получению информации о наших военно-морских базах: системах минных и противолодочных заграждений, ПВО и береговой охране. Противник знал, что, имея эту информацию, можно эффективно проводить операции по захвату морских баз и их дальнейшему использованию в своих целях. Отметим, что на этом направлении у японцев имелся значительный опыт. Всему миру известно, что тщательно проведенная разведка позволила японским воздушным силам достичь поразительного успеха в налете на Перл-Харбор. 7 декабря 1941 г. они практически уничтожили тихоокеанский флот США.

Вот с каким сильным противником пришлось столкнуться сотрудникам ОКР «Смерш» ТОФ.

Начиная с 1943 г. и до начала боевых действий с Японией ОКР «Смерш» ТОФ были арестованы восемь агентов, выполнявших задание в Дальневосточном регионе. Трудно сказать, связано ли это с недостаточной эффективностью контрразведывательной работы или с концентрацией усилий на борьбе с «контрреволюционной агитацией и пропагандой». В этой связи интересна статистика арестов за контрреволюционные преступления. Всего за период 1941-1945 гг. ОКР «Смерш» ТОФ арестовал за контрреволюционную агитацию 556 человек, причем до начала войны с Японией — 539 человек, а с августа по декабрь 1945 г. — лишь 17.

Результаты борьбы с агентурой противника стали предметом серьезного разбирательства уже в конце 1943 г. В выступлении на оперативном совещании начальников вторых отделов ОКР «Смерш» флотов и флотилий начальник УКР «Смерш» НК ВМФ П.А. Гладков заявил: «Вот мы имеем под боком Японию, которая не совсем дружелюбно к нам относится, однако ни один работник не видел японского шпиона. Эта задача, которая должна очень крепко потревожить работников ТОФ. В чем же дело, что — японцы шпионов сюда не засылают, что — разве их не интересуют сведения по ТОФ, тогда это просто смешно, просто недалекие, глупые азиаты. Но это неверно, говорят, что они умные разведчики, а мы этого не подтверждаем. Наряду с борьбой с немецкими шпионами, нужно заниматься и японскими. Нужно посмотреть глубже, нет ли связи между этим шпионажем, а у вас этого до сих пор нет. Очень плохо. ТОФ в этом году арестовал только шесть человек, подозреваемых в шпионаже, до сих пор они вообще ни одного шпиона не поймали. По японскому шпионажу у нас даже дел нет. Есть зацепки, которые говорят, что есть японские шпионы, но и только».


Число арестов по обвинению в шпионаже резко изменилось с августа 1945 г. За период войны с Японией до декабря 1945 г. было арестовано 50 человек.

Важным направлением деятельности подразделений «Смерш» ТОФ являлась борьба с дезертирством и информирование командования флота по вопросам сохранения государственной тайны, боевой подготовки сил флота, ремонта кораблей и другим. Всего было подготовлено и направлено командованию более 100 таких сообщений.

Работа по борьбе с дезертирством на флоте дала позитивные результаты. Из 447 дезертировавших военнослужащих через местный розыск было задержано 389 человек, а из числа объявленных 58 дезертиров во всесоюзный розыск — 21 человек. Кроме того, за время войны было предупреждено 115 случаев дезертирства, из которых в 1945 г. — 20. При этом следует отметить, что, несмотря на всю сложность положения на советско-германском фронте и напряженную военно-политическую ситуацию на Дальнем Востоке, массового характера дезертирство на Тихоокеанском флоте не приобрело. Поэтому контрразведчики флота могли маневрировать своими силами, перебрасывая сотрудников с этого участка на другие. Одним из таких направлений был розыск агентуры немцев, изменников и предателей.

С конца 1942 г. подразделения флота стали пополняться военнослужащими, имевшими контакты с фашистами в плену или на оккупированных территориях. К тому времени органы госбезопасности и военной контрразведки, действовавшие на Западном театре, выявили и задержали немало вражеских агентов. На основе их показаний сставлялись алфавитные списки и розыскные альбомы, которые рассылались во все органы НКГБ и ГУКР «Смерш». Эти документы стали одним из главных справочных материалов, которые использовали сотрудники ОКР «Смерш» ТОФ для разоблачения немецкой агентуры, розыска изменников, предателей и пособников оккупантов.

Но главным направлением деятельности контрразведчиков флота все же являлся наш потенциальный противник — Япония.

Еще до начала боевых действий на Дальневосточном театре Отдел контрразведки «Смерш» ТОФ принял меры по сбору материалов об органах японской разведки, действовавших против советского флота на Дальнем Востоке; об агентуре японских разведывательных и контрразведывательных органов, заброшенной и готовящейся к выброске на территорию СССР.


Наряду с этим обобщался и изучался опыт работы по розыску всех органов «Смерш» флотов и флотилий за период войны с Германией. Это дало возможность морским контрразведчикам с первых дней боевых действий на Дальнем Востоке развернуть оперативную деятельность по выявлению и аресту японской агентуры и участников боевых белогвардейских организаций в Маньчжурии и Корее.

В августе 1945 г. при ОКР «Смерш» ТОФ были организованы пять оперативных групп, которые направлялись на освобожденную территорию Кореи и Южного Сахалина.

Главной задачей оперативников являлся розыск официальных сотрудников и агентуры разведывательных и контрразведывательных органов Японии, а также захват оперативных документов этих учреждений.

С августа по декабрь 1945 г. опергруппами в Корее и Маньчжурии были арестованы 128 японских шпионов, изменников Родине и диверсантов.

С большими трудностями пришлось столкнуться оперативникам в захваченных японцами военно-морских базах на территории Кореи: Расине, Юке, Сейсине и Гензане. Это было связано с тем, что японцы, допуская возможность высадки советских морских десантов, заблаговременно эвакуировали руководящий состав разведорганов, часть агентуры, а технические средства и документацию уничтожили на месте.

Предстояла кропотливая работа по выявлению агентурной сети противника и розыску руководителей разведорганов. Скорейшее проведение поиска диктовалось и тем, что предполагалось размещение на этих ба зах воинских частей и кораблей Тихоокеанского флота. Контрразведывательное обеспечение наших войск, оставшихся на территории бывших японских военно-морских баз в Корее, их безопасность, предупреждение фактов террора, диверсий стали заботой флотских чекистов.

С августа 1945 г. по январь 1946 г. оперативными сотрудниками ОКР «Смерш» ТОФ в Корее было задержано и проверено 1695 человек, из них 62 арестовано, 62 передано органам «Смерш» НКО и 33 — органам НКГБ СССР. Ряд задержаний и арестов, произведенных на территории Кореи, свидетельствовал о возросшем профессиональном уровне флотских контрразведчиков.

Как классический пример розыскной работы можно привести масштабные оперативные мероприятия по розыску начальника японской военно-морской миссии в городе Сейсине капитана I ранга Минодзумы Дзюндзи. Работавшая в Сейсине опергруппа не обнаружила ни одного документа, проливающего свет на работу миссии и лично Минодзумы. Однако при осмотре принадлежащей Минодзуме квартиры среди мусора было обнаружено несколько частных писем, из которых удалось установить, что некая «К» (японка) устраивалась на службу в миссию, о чем и сообщала своему знакомому. По указанному на конверте обратному адресу «К» была установлена. Как выяснилось на допросе, «К» работала официанткой у Минодзумы. По ее показаниям также были разысканы радисты миссии (по национальности русские) и радиоприемные устройства.

В ходе дальнейших оперативных мероприятий с учетом сведений, сообщенных радистами, удалось задержать еще одну сотрудницу миссии, которая знала всех сотрудников. Завербованная в качестве агента-опознавателя, она использовалась для розыска Минодзумы, его шифровальщицы и других сотрудников миссии. Одновременно с этим на квартире Минодзумы постоянно находился тщательно проинструктированный агент-«сторожевик», знавший в лицо руководителя миссии. Однако Минодзума на квартире не появлялся.

В результате агентурно-оперативных мероприятий, проведенных опергруппой, был задержан ряд работников миссии, часть из которых использовалась как агенты-опознаватели.

На розыск Минодзумы и шифровальщицы ориентировались сотрудники опергрупп ОКР «Смерш» ТОФ в Расине, Сейсине и Гензане. Для активизации их розыска посылались специальные опергруппы в места концентрации японцев, в лагеря военнопленных и в перевалочные пункты. Для этой цели использовались фотографии Минодзумы и шифровальщицы. Вскоре были получены данные о возможном нахождении японцев в Гензане, куда на самолете срочно вылетела опергруппа вместе с опознавателем — сотрудником миссии. Он и указал на находившегося в лагере среди беженцев переодетого в гражданскую одежду своего руководителя. По показаниям самого Минодзумы, среди беженцев было задержано и арестовано два агента японской разведки и пять сотрудников возглавляемой им миссии в Сейсине, в том числе и шифровальщица.

В ходе следствия, которое первоначально вели сотрудники ОКР «Смерш» Гензанской военно-морской базы ТОФ, а в дальнейшем — УКР «Смерш» НКВМФ в Москве, были получены неопровержимые свидетельства разведывательной деятельности Минодзумы против нашей страны. Да и сам арестованный охотно рассказывал о своей «работе». От него удалось получить ценнейшие сведения о структуре, формах и методах деятельности японской разведки в целом и военно-морской в частности, личном составе и агентуре противника. Владея русским языком, Минодзума собственноручно описал свою жизнь разведчика. При этом выяснилось, что сбором разведданных о военно-морских силах Дальнего Востока он занимался непосредственно на территории СССР еще в далекие 1920-е гг. В частности, Минодзума показал: «...начиная с 1922 г. я три года находился во Владивостоке для ведения разведывательной работы и практики русского языка. Для реализации этих задач мне удалось в качестве квартиранта войти в семью начальника штаба русского Тихоокеанского флота капитана I ранга Насимова... Для того чтобы войти в эту семью и вообще для того чтобы иметь возможности для ведения разведывательной работы, мне пришлось перейти на положение гражданского лица, проживающего во Владивостоке в целях изучения русского языка, — продолжал он. — У меня была специальная разведывательная миссия. И я перешел на нелегальное положение, хотя я и оставался под фамилией Минодзума, выдавал себя за лицо гражданское, имея при этом на руках соответствующие, подтверждающие это документы. По инструкции я должен был собирать разведывательные данные о боевом составе Тихоокеанского флота и тактико-технических характеристиках кораблей, их дислокации, личном составе флота, учреждениях и учебных заведениях ВМФ, характере возводимых укреплений в порту и крепости Владивостока, дислокации частей Красной Армии в Приморье, политико-экономическом положении СССР».

Далее Минодзума рассказал, как его деятельность вошла уже в практическое русло. «Во Владивостоке, — сообщил он, — мне удалось завербовать большое количество людей из числа служащих различных учреждений, с помощью которых я собирал ценные сведения военного, политического и экономического характера.

В 1925 г. я был арестован органами ОГПУ, но на следствии в принадлежности к японской военно-морской разведке не признался и просидел в тюрьме четыре месяца... Сразу же после освобождения меня из тюрьмы я выехал в Токио. Через год я был назначен уже начальником русского отделения 3-го отдела ГМШ [главного морского штаба] и прослужил в этой должности пять лет. В 1935 г. меня назначили на должность начальника сейсинской военно-морской миссии, где я служил до разгрома Японии в 1945 г.».

Таким образом, в сети флотских чекистов попала «крупная рыба».

15 февраля 1947 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР Минодзума был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 марта 1947 г. Но на этом его дело не закончилось. В ходе процесса демократизации в России дело японского разведчика было пересмотрено.

19 июля 2001 г. Главная военная прокуратура, оценив собранные по делу доказательства, пришла к выводу, что Минодзума Дзюндзи, осужденный по ст. 58 ч. 1 УК РСФСР, «являясь офицером военно-морских сил Японии, занимался выполнением своих профессиональных обязанностей, не нарушая законов своего государства. На территории СССР он преступлений не совершил и под юрисдикцию советских законов не подпадает, а поэтому в соответствии с п. «а» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. подлежит реабилитации».

Самым неожиданным образом переплелись судьбы этого японского разведчика и сотрудника «Смерш» Владивостокского морского оборонительного района ТОФ Михаила Петровича Крыгина. Именно ему и другим членам оперативной группы была поставлена задача — захватить японскую военно-морскую миссию в Сейсине, которую возглавлял Минодзума. Для этого Крыгин с товарищами был включен в состав первого эшелона десанта морских пехотинцев.

13 августа 1945 г. началась высадка десанта. Катер, на котором находился Крыгин, в силу сложившихся обстоятельств подошел к берегу в стороне от основных сил десантников.


Михаилу вместе с бойцами пришлось прорываться к своим через хорошо оборудованный укрепрайон японцев. Силы были неравные, и Крыгин приказал оставшимся в живых десантникам отходить к гавани, а сам, собрав оружие и боеприпасы погибших, остался прикрывать отход. В неравном бою он пал смертью храбрых. Контрразведчик с честью выполнил долг чекиста и своими действиями обеспечил успех операции по овладению военноморской базой противника. Хотя Михаил Крыгин погиб в первый же день боев за Сейсин, задание по захвату миссии и аресту Минодзумы было выполнено. Выполнено его товарищами. Прах героя покоится в братской могиле на одной из центральных улиц Сейсина. За проявленное бесстрашие и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. лейтенанту Михаилу Петровичу Крыгину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1965 г. одна из улиц Владивостока названа именем офицера-контрразведчика.

Чекисты Тихоокеанского флота в годы войны поставили прочный заслон немецкой и японской агентуре на Дальнем Востоке. Они заблаговременно, использовав опыт контрразведчиков других наших флотов, провели мероприятия, которые во время войны с Японией позволили нейтрализовать разведорганы и агентурную сеть противника.

В итоге была решена главная задача — разгромлены органы японских спецслужб, которые в течение многих десятилетий занимались организацией и осуществлением разведывательно-подрывной деятельности против нашей страны непосредственно и вблизи ее границы.

Военные контрразведчики с оружием в руках мужественно сражались с японцами, проявив при этом присущие настоящим воинам высокий патриотизм, стойкость и бесстрашие. За выполнение специальных заданий в 1941-1945 гг. свыше тысячи сотрудников органов контрразведки Тихоокеанского флота награждены правительственными наградами.

В послевоенный период ОКР «Смерш» ТОФ продолжил свою деятельность по пресечению устремлений вражеской разведки, среди которых оказались и разведки наших союзников по борьбе с фашизмом, а также по розыску государственных преступников — предателей и изменников Родине, вражеских агентов, карателей и пособников, которые пытались скрыться от возмездия.

Справочник содержит сведения о тактико-технических элементах и карьере боевых кораблей специальной постройки, входивших в состав действующих соединений, находившихся в постройке, либо внесенные в кораблестроительные программы Японского Императорского флота в период с 10.1918 по 8.1945 гг. Схематично показан их внешний вид в двух проекциях в различные периоды службы, продольный разрез и схема бронирования. Кратко описан ход боевых действий в Индийском и Тихом океанах в годы Второй Мировой войны. Справочник предназначен для историков, слушателей и курсантов военно-морских учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется историей войны на море.

В ходе "войны за Великую Восточную Азию" перед японским Императорским флотом (ЯИФ) изначально стояли 3 задачи:

– обеспечение захвата богатых сырьем южных районов Тихого океана;

– создание оборонительного периметра;

– уничтожение любых сил, угрожающих оборонительному периметру.

В принципе, вся деятельность флота была призвана обеспечить создание независимой, в экономическом отношении, Японии. Но вскоре, после неожиданных успехов первых операций, было решено временно не создавать оборонительный периметр, а направить все усилия на установление полного господства на Тихом океане.

С этой целью были разработаны следующие наступательные операции:

– захват порта Морсби (на острове Новая Гвинея);

– захват острова Мидуэй;

– вторжение на Западные Алеутские острова;

– захват островов Новая Каледония, Фиджи и Самоа.

После осуществления этих планов, создание нового оборонительного периметра планировалось завершить к 3.1943 г. С целью успешной реализации и для должного их обеспечения были разработаны 4 частные операции:

– воздушный налет на Порт Дарвин;

– воздушный налет на остров Цейлон (рейд Ударного авианосного соединения в Индийский океан);

– воздушный налет на Гавайские острова;

– рейды карликовых ПЛ на Диего-Саурец и Сидней.

По признанию японцев они не смогли правильно оценить свои военные и экономические возможности для ведения длительной войны против такого мощного противника как США. Сам по себе захват южных районов Тихого океана предполагал создание огромного, по своим размерам, оборонительного периметра. Защищать его планировалось путем частных набеговых операций на надводные силы противника. Основой этих операций должен был стать ночной бой японских крейсеров и эсминцев против линейных сил ВМС США. Завершить разгром надлежало АВ и ЛК. Очевидно, что в свете успехов японского флота в кампании 1941 – 1942 гг., представлялось весьма заманчивым усилить оборонительные позиции путем их расширения. Осуществляя эту идею Япония потеряла цвет своего флота, что и предопределило исход войны.

После неудачи у порта Морсби и у острова Мидуэй (в 05-06.1942 г.), японцы вернулись к первоначальным планам ведения войны и сосредоточили свои усилия на укреплении обороны захваченных районов. С этой целью, примерно в 5.1943 г., был разработан план "Z". Его суть сводилась к созданию оборонительного рубежа вдоль линии, соединяющей Алеуты, острова Уэйк, Маршалловы, Гильберта, Науру и архипелаг Бисмарка. При этом противник должен был уничтожаться не артиллерийскими и минно-торпедными кораблями, а совместными действиями базовой и палубной авиации. В случае угрозы со стороны южной части Тихого океана, вступал в действие оперативный план "Y". Он, в принципе, повторял план "Z", но линия обороны проходила через Андаманские, Никобарские острова, Суматру, Яву и Тимор.

Перспективы успешной реализации обоих планов были весьма незначительными. Дело в том, что в боях за остров Мидуэй и в районе Соломоновых островов Японский флот понес невосполнимые потери в летном составе палубной авиации и не мог защищать намеченный периметр. В 9.1943 г. линия обороны была оттянута до Курильских, Марианских, Каролинских островов и далее по линии Суматра – Ява – Тимор. Но и этот периметр защитить не представлялось возможным. В результате, в 5.1944 г., план "Z" был аннулирован и заменен планом "А", который предполагал очередное сокращение периметра обороны до Марианских островов, островов Палау, Суматра, Ява, Тимор и западной части Новой Гвинеи. Планом «А» предусматривалось привлечь практически весь флот империи. К началу его реализации японцам не удалось своевременно закончить подготовку палубной авиации. Тем не менее, в 6.1944 г., когда ВМС США предприняли штурм острова Сайпан, план был введен в действие. Как следствие произошло сражение в Филиппинском море в ходе которого Япония лишилась всей своей палубной авиации. Хотя в строю еще оставалось несколько АВ, руководство флота практически отказалось от их использования в предстоящих операциях. Тем не менее, строительство.АВ продолжалось. Главная проблема состояла в том, что пилотов, способных в кратчайшие сроки передать свой опыт ведения боевых действий над морем, у Японии в то время уже не было. И это нашло свое отражение в оперативном плане "Сё" ("Победа"), составленном в 6.1944 г.

Данный план учитывал, что ВМС США захватили центральную часть Тихого океана и любая попытка возвратить острова этого региона является неосуществимой. Исходя из складывавшейся обстановки, линию обороны провели от островов Метрополии через острова Рюкю, Формоза, Филиппины, Тимор, Ява и Суматра. Ставка вновь делалась на решающее сражение с привлечением базовой авиации и всех кораблей флота. В соответствии с оценкой вероятных районов сражения были составлены 4 варианта оперативного плана "Сё":

"Сё № 1" – район Филиппинских островов;

"Сё № 2" – район островов Формоза – Рюкю – южная часть Кюсю;

"Сё № 3" – район островов Кюсю – Сикоко – Хонсю;

"Сё № 4" – район Хоккайдо.

Тихоокеанский ТВД


Когда американцы вторглись на Филиппины, план "Сё" был введен в действие. В ходе ряда сражений за остров Лейте (Филиппины) японский флот был почти полностью уничтожен, а его остатки отступили в воды Метрополии. В этих боях японцы впервые применили тактику воздушных атак "камикадзе".

С захватом Филиппин, американцы окончательно прервали коммуникации между Японией и богатой ресурсами юго-восточной Азией. Для обороны внутренних линий японцами был составлен оперативный план "Тэн". Он предусматривал защиту линии: острова Метрополии – Рюкю – Формоза (Тайвань) – южное побережье Китая. Как и в случае с планом "Сё", были составлены 4 варианта:

"Тэн № 1" – район Рюкю – Формоза;

"Тэн № 2" – район Формоза;

"Тэн № 3" – район Формоза – южное побережье Китая;

"Тэн № 4" – остров Хайнань и районы к западу от него.

План "Тэн" был принят в 3.1945 г. В соответствии с ним ограниченными силами морской базовой авиации осуществлялась оборона острова Иводзима, а в отражении штурма острова Окинава принимали участие пилоты-смертники и ЛК "ЯМАТО", сопровождаемый эскортом легких кораблей.

В конце 3.1945 г. для обороны островов Метрополии был принят план "Кэцу". Несмотря на использование военно-морских сил, назвать этот план морским нельзя. Остававшиеся у империи корабли (1 и 3-я ДЛК, 1 и 4-я ДАВ, 3 флотилии ЭМ неполного состава, несколько КР и около 30 ПЛ) были в основном сосредоточены в Куре. Всю имеющуюся артиллерию включили в систему ПВО или противодесантную оборону района. Экипажи списали и передали береговым частям. Исключение составили торпедные катера, ПЛ и различные диверсионные отряды. Ввиду капитуляции Японии в 8.1945 г. план "Кэцу" так и не был реализован.

Помимо выше перечисленных оперативных планов, флот Японии осуществлял и частные операции. Это, прежде всего, действия против коммуникаций союзников. В них Япония опиралась на элементы немецкой тактики подводной блокады, подробно описаные в 3-м томе этого справочника. Здесь же уместно сказать, что к ограничению судоходства противника эпизодически привлекались базовая и палубная авиация. В начале войны для этой цели японцы использовали боевые НК и планировали использовать вспомогательные КР. Примерно с начала 1943 г. начали разрабатываться общие планы защиты собственных коммуникаций. Они сводились к следующим мероприятиям:

– введению системы конвоев и учреждению контроля над судоходством;

– организации отрядов надводного эскорта и началу массовой постройки эскортных кораблей;

– введению противолодочных патрулей и усилению операций по поиску и разведке действий ПЛ против ника, введению системы укрытия судов;

– привлечению легких боевых кораблей (ЭМ и КР) к перевозке грузов;

– усовершенствованию ПЛО и соответствующей подготовке личного состава.

Несмотря на то, что за ПВО островов Метрополии отвечала Армия, к решению этой задачи неоднократно привлекалась авиация ВМФ. Но описание данной деятельности выходит за рамки тематики справочника.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...