Типы антонимов примеры. Что такое Антоним? Примеры

Эта статья будет посвящена такой интересной теме, как антонимы. Что они из себя представляют и как их применяют.

Суть антонимов

Антонимы – слова, которые различны не только по написанию. Антонимы – это противоположные по смыслу слова. Так, например, антонимом слова “добро” будет слово “зло”, а антонимом слова “дружба” – “вражда”.

Рассмотрим этот вопрос поглубже. Возьмем два синонима (схожие по смыслу слова). Например, “красота” и “прелесть”. Антонимом слова “красота” будет слово “уродство”. Означает ли это, что если слово “уродство” – антоним для слова “красота”, то оно будет антонимом и для слова “прелесть”. Да, означает. Таким образом, можно сделать общий вывод: антоним определенного слова также будет антонимом и для синонима данного слова.

Использование антонимов

Многие зарубежные и российские писатели, поэты и публицисты использовали антонимы для того, чтобы показать контраст между двумя ситуациями, между какими-то двумя состояниями. Когда два противоположных по смыслу слова используются в одном предложении, чтобы показать какую-то радикальную разницу – это воспринимается намного серьезнее и заставляет нас задуматься о том, что хочет сказать автор. Например, такой метод повествования часто встречается, когда автор хочет донести до читателя свое душевное состояния.

Лермонтов писал: “В глазах как на небе светло, в душе ее темно, как в море”. Используя два антонима в такой красивой форме, поэт показал нам суть вещей. Вместо того, чтобы писать несколько куплетов, раскрывая тему личности героини, которой посвящена эта строчка, Лермонтов обошелся всего-лишь одним предложением.

Из вышеупомянутого примера видно, что антонимы позволяют автору не только сократить свое повествования, но еще при этом выразить свои мысли в весьма поэтичной и оригинальной форме. Это дает ему возможность подчеркнуть уникальность своего произведения.


Теперь вы знаете, что антонимы – не только лексическая дефиниция, но и особый прием в творчестве. Такой прием называют антонимией. Если вы никак не относитесь к творчеству – это еще не значит, что не можете употреблять данный прием в своей речи. К человеку, который умеет красноречиво выражать свои мысли совсем другое отношение.

Пожалуй, не каждый взрослый человек сможет ответить на вопрос, что такое антонимы, хотя любой из нас изучал это в школе.

Постараемся вспомнить, что же преподавали нам учителя русского языка, ведь рано или поздно это понятие придется объяснять нашим детям.

Слово «антоним» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слов «anti» — против и «onyma» — имя и обозначает слова, которые относятся к одной части речи и имеют противоположные, контрастные значения.

Антонимы можно подобрать к большинству слов русского языка, кроме числительных, собственных имен и местоимений. В основе пар антонимов всегда лежит общий признак или характеристика — пространственная, временная либо качественная.

Примеры: много — мало, день – ночь, далекий – близкий.

В русском языке различают несколько типов антонимов.

Разнокорневые антонимы, т.е. слова, имеющие разные корни (верх – низ), и однокорневые антонимы, образованные с использованием одного корня и приставок, изменяющих его смысл на противоположный (приходить – уходить) либо одной приставки (фашизм – антифашизм).

Некоторые ученые-лингвисты считают антонимами слова, возникшие с использованием приставки не-, т.е. видимый – невидимый, хороший – нехороший и т.д.

Языковые, или узуальные антонимы, которые существуют в системе русского языка (высокий – низкий, белый – черный), и контекстные, или речевые антонимы, которые приобретают противоположные смысловые значения только благодаря определенному контексту.

Примеры: волки – овцы, Солнце – Луна, отец – сын.


Соразмерные антонимы, которые обозначают противоположные действия (подниматься – опускаться, взлетать – падать), и несоразмерные антонимы, которые имеют смысл действия и бездействия (думать – раздумать, идти – лежать).

Нередко одно слово может иметь сразу несколько антонимов. Так случается, если у этого слова имеется несколько значений. Например, толстый – тонкий (канат, прут) и толстый – худой (человек).

В русском языке многие слова имеют антонимы, особенно те, которые используются для обозначения каких-либо характеристик или действий. С помощью антонимов мы делаем нашу речь значительно более богатой и выпуклой.

Противопоставление понятий помогает выразить мысль наиболее ярко и доходчиво, используя противопоставление в качестве отчетливой иллюстрации.

Примеры антонимов

Хороший – плохой
Роскошь – нищета
Добро – зло
Мягкий – твердый
Вершки – корешки

Каждому из нас известны как устойчивые пары антонимов, так и ситуативные контекстные противопоставления: лед – кипяток, канат – паутинка и т.д.

Наиболее часто пары антонимов встречаются в поэтических произведениях и народном устном творчестве. С помощью смыслового противопоставления слов наиболее ярко и образно раскрывается мысль автора или суть народной мудрости. Нередко антонимы используются для уточнения значения основного слова, придания ему .


В поэзии прием, использующий возможности антонимов, называется антитезой, или противопоставлением.

Вспомним начало поэмы А.Блока «Двенадцать»:

«Черный вечер, белый снег, идут двенадцать человек…»

Читатель сразу видит четкую графическую картину зимнего вечера.

Такой же прием использует Н.Некрасов в поэме «Русь»:

«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь…»

Используя богатый арсенал антонимов, каждый из нас может сделать свою устную и письменную речь намного более яркой, богатой и выразительной.

Анто́нимы (греч. αντί- - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антонимические отношения для них невозможны, однако, в переносном значении они могут обрести антоним. Таким образом, в контекстуальной антонимии антонимические отношения слов с прямым значением возможны, и тогда эти пары слов несут эмфатическую нагрузку и выполняют особую стилистическую функцию.

Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням.

У собственных имён, местоимений, числительных антонимов нет.

    1Типология антонимических отношений

    2Антонимы в поэзии

    3См. также

    4Примечания

    5Литература

Типология антонимических отношений

Антонимы по типу выражаемых понятий:

    контрадикторные корреляты - такие противоположности, которые взаимно дополняют друг друга до целого, без переходных звеньев; они находятся в отношении привативной оппозиции. Примеры: плохой - хороший, ложь - истина, живой - мёртвый.

    контрарные корреляты - антонимы, выражающие полярные противоположности внутри одной сущности при наличии переходных звеньев - внутренней градации; они находятся в отношении градуальной оппозиции. Примеры: чёрный (- серый -) белый, старый (- пожилой - средних лет -) молодой, большой (- средний -) маленький.

    векторные корреляты - антонимы, выражающие разную направленность действий, признаков, общественных явлений и т. д. Примеры: войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, революция - контрреволюция.

    конверсивы - слова, описывающие одну и ту же ситуацию с точки зрения разных участников. Примеры: купить - продать, муж - жена, преподавать - учиться, проиграть - выиграть, потерять - найти, молодой - старый.

    энантиосемия - наличие в структуре слова противоположных значений. Примеры: одолжить кому-то денег - одолжить у кого-то денег, обнести чаем - угостить и не угостить.

    прагматические - слова, которые регулярно противопоставляются в практике их употребления, в контекстах (прагматика - «действие»). Примеры: душа - тело, ум - сердце, земля - небо.

По структуре антонимы бывают:

    разнокорневые (вперёд - назад);

    однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный).

С точки зрения языка и речи антонимы разделяют на:

    языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный);

    контекстные (контекстуальные, речевые, окказиональные) - антонимы, возникающие в определённом контексте (чтобы проверить наличие данного типа, надо свести их к языковой паре) - (золотой - полушка медная, то есть дорогой - дешевый). Они часто встречаются в пословицах.

С точки зрения действия антонимы бывают:

    соразмерные - действие и противодействие (вставать - ложиться, богатеть - беднеть);

    несоразмерные - действие и отсутствие действия (в широком смысле) (зажечь - погасить, думать - раздумать).

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слово антоним произошло от греч. anty - против + onyma - имя.

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту.

Пример:

жар ↔ холод, громкий ↔ тихий, идти ↔ стоять, далеко ↔ близко

Не все слова имеют антонимы. Слова, которые обозначают конкретные предметы (стол, парта, коза), обычно антонимов не имеют.

У разных значений многозначного слова могут быть разные антонимы.

Пример:

мягкий (свежий) хлеб ↔ чёрствый хлеб; мягкие (плавные) движения ↔ резкие движения; мягкий (тёплый) климат ↔ суровый климат.

Большинство антонимов - это слова разных корней. Но встречаются и однокорневые антонимы .

Противоположное значение в таких случаях создается с помощью отрицательных приставок не- ,без- ,анти- ,контр- и др.

Пример:

опытный - неопытный, знакомый - незнакомый, вкусный - безвкусный, военный - антивоенный, революция - контрреволюция

Антонимы широко используют писатели и поэты для усиления выразительности речи.

Пример:

Ты богат , я очень беден ; Ты прозаик , я поэт ; Ты румян , как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен . (А. Пушкин)

Этот приём (использование антонимов в художественном тексте) называется антитеза.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная смыслоразличительная единица языка- (Лингвистическая единица речи). Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

    при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом - <т>ом);

    при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> - <нос>);

    при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он - тон).

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонема - объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой.

Со времен еще школьной скамьи каждый из нас знаком с понятием «антоним». Лексические единицы (слова) с противоположным значением, относящиеся к одной части речи, называются антонимами. Они могут быть как похожими по написанию и звучанию, так и абсолютно разными.

Определять антонимы довольно просто. Достаточно только придумать к любому слову отрицательную форму. Но не к каждой лексической единице в русском языке можно подобрать противоположную по значению. Давайте разберем примеры слов антонимов, и как их образовывать.

Понятие «антоним» греческого происхождения и дословно переводится как «противоположное имени». Главная особенность таких слов заключается в противоположности их лексических значений. Например, белый – черный, добро – зло, бежать – идти и так далее.

Возьмите на заметку! Противоположные по значению слова должны относиться к одной части речи.

Так, к существительному «свет» нельзя подобрать антоним «темный», потому что он будет относиться к группе имен прилагательных. Таким образом, правильной будет пара «свет – тьма».

Антонимическая пара может быть составлена из таких частей речи:

  • имя существительное (гора – холм, круг – квадрат, любовь – ненависть и т. д.);
  • имя прилагательное (красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и т. д.);
  • (кричать – молчать, идти – стоять, любить – ненавидеть, смеяться – плакать и т. д.);
  • наречие (хорошо – плохо, быстро – медленно, всегда – никогда, здесь – там и т. д.).

Для образования слов антонимов требуется наличие качественного признака у лексической единицы, который мог бы изменяться и доходить до противоположного. Из этого следует, что чаще всего антонимии могут быть подвержены качественные прилагательные и . Например: большой – маленький, много – мало и так далее.

Виды

В русском языке антонимы бывают разными как по структуре и значению, так и по употреблению в речи. По структуре антонимические пары могут быть:

  1. Однокоренными. Это лексические единицы, в морфемном составе которых один и тот же корень. Например: приходить – уходить, прогресс – регресс, красивый – некрасивый, приставить – отставить. Однокоренные антонимические пары образуются при помощи различных приставок, которые также способны быть противоположными друг другу.
  2. Разнокоренными. Это слова, имеющие различные основы и корни в морфемном составе (плохой – хороший, утро – вечер, родной – чужой и т. д.). Таких примеров антонимов в русском языке можно найти намного больше, чем примеров однокоренных антонимических пар.

По семантическому значению антонимические пары бывают следующих видов:

  1. Контрарные или противоположные. Это такие антонимические пары, которые допускают в своем составе наличие промежуточного звена. Такое звено обычно имеет нейтральное значение. Например: любовь – (безразличие) – ненависть, прошлое – (настоящее) – будущее, молчать – (шептать) – говорить и т. д.
  2. Противоречащие или неградуальные. Такие слова антонимы противопоставляют в своем значении предметы, признаки и отношения, которые исключают существование промежуточного понятия. Например: умный – глупый, жизнь – смерть, добро – зло и т. д.

По употреблению в речи антонимы делят на такие виды:

  1. Общеязыковые, которые отражают нашу повседневную реальность (смеяться – плакать, уходить – приходить, большой – маленький).
  2. Контекстуальные или авторские. В зависимости от контекста и воли автора некоторые слова могут быть подвержены антонимии. Такие антонимические пары могут быть не закреплены в словарях, но именно в контексте будут нести противоположное друг от друга значение.

Возьмите на заметку! Контекстные антонимы используют для выражения оценки и отношения автора к описываемой действительности.

В пример такой антонимии можно привести всем известную басню «Волки и овцы», где автор противопоставляет два разных понятия, которые не закреплены в антонимических словарях.

Как объяснить антонимию детям

Чтобы объяснить детям, что такое антоним, лучше всего избегать терминологии, а переходить сразу к практике. Примерами для детей стоит выбирать простые понятия, которые затрагивают их повседневную жизнь.

Например, на картинках ребенку проще понять разницу между антонимическими парами: большой – маленький, красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и так далее.

Также важно объяснить ребенку, что не ко всем словам в языке можно подобрать другие с противоположным значением. Чтобы он смог это воспринять, напишите отдельно на листке несколько слов, к которым нельзя подобрать антонимы. Таким образом, ребенок сможет делать определенные выводы и запоминать исключения.

Полезное видео

Подведем итоги

Антонимия в русском языке достаточно сложное явление, которое изучалось многими лингвистами на протяжении долгого времени. С малых лет учителя и родители стараются объяснить младшему поколению разницу между синонимами и антонимами. А эти два понятия также можно назвать словами с противоположным значением. Русский язык полон исключений, но при этом очень красив и многогранен. Антонимия – это лишь его малая часть, но очень важная для изучения.

По смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание. Определить значение одного антонима очень просто через другой, достаточно ему придать форму отрицания. Например, прямой антоним к слову говорить - не молчать, грустный - не веселый и так далее. В данной статье мы более подробно рассмотрим понятие «антонимы» и узнаем их виды.

Общие сведения

Ввиду богатства русского языка существует множество нюансов и тонкостей у любой части речи. Недаром в школах и некоторых высших учебных заведениях изучаются многочисленные учебники по языкознанию.

  1. Примечательным является то, что в связи с многозначностью антонимы одного и того же слова в разном контексте отличаются. Например: старый кабан - молодой кабан, старый автомобиль - новый автомобиль, старый сыр - свежий сыр и так далее.
  2. Антонимы бывают не у каждой лексической единицы. Их нет, например, у слов шить, институт, книга и так далее.
  3. Основным признаком является противопоставленность слов, которые могут обозначать:
  • признаки предмета (умный - глупый, злой - добрый) ;
  • социальные и природные явления (талант - бездарность, жара - холод );
  • состояния и действия (разбирать - собирать, забывать - вспоминать ).

Виды антонимов

Они бывают разными по структуре.

  • Однокорневые антонимы - это слова, противоположные по смыслу, но имеющие один корень. Например: любовь - нелюбовь, прогресс -регресс . Они образуются путем присоединения приставок (не-, без/с- , ре-, де- и так далее).
  • Разнокорневые антонимы - это слова, полярные по значению и имеющие разные корни. Например: большой - маленький, черный - белый .

В свою очередь первый вид, также подразделяется на: антонимы-эвфемизмы (лояльно выражают противоположность, разность, например: значительный - незначительный) и энантиосемы (выражают противопоставление одним и тем же словом, например: просмотреть (в смысле увидеть) и просмотреть (в смысле пропустить).

Также выделяют еще одну группу: контекстуальные антонимы - это слова, которые разнятся по значению лишь в каком-то конкретном случае. Например, в авторском исполнении: у нее были не глаза - а очи .

По значению антонимы бывают следующие.

  • Противоположные: они обозначают полярность действий, явлений или признаков. Как правило, между подобными антонимами можно поставить слово с нейтральным значением: радость - апатия - грусть, позитив - равнодушие - негатив.
  • Векторные: они обозначают разнонаправленные действия: надеть - снять, открыть - закрыть.
  • Противоречащие: указывают на полярность предметов, явлений и признаков, каждый из которых исключает другой. Между ними поставить нейтральное слово невозможно: вправо - влево.

Функции антонимов

В предложении антонимы играют стилистическую роль и используются для придания речи большей выразительности. Нередко они используются в качестве антитезы (противопоставление, контраст). Пример: "Кто был никем, тот станет всем". Иногда антонимы образуют оксюморон (соединение несоединимого). Пример: "Горячий снег", "Живой труп".

Антонимы широко используются не только в названиях произведений, но и в пословицах и поговорках.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...