Тире в функции соединения. Тире в предложении

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до») - пространственные, временны?е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Кара-Бугаз, через Ташкент - Красноводск» (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII–XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.). То же при обозначении количества цифрами: Рукопись объемом 10–15 авторских листов (см. также написания сочетаний, указывающих на приблизительное количество: Орфография, § 118, п. 5 и § 154, п. 4.)

§ 20. Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т. п.: закон Бойля - Мариотта; матч Каспаров - Карпов.

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Система человек - машина; Отношения учитель - ученик; Проблема рыночные отношения - социальная справедливость. Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство - человек - природа; Статья В. А. Сухомлинского «Педагог - коллектив - личность».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тире в функции соединения

релевантные научные источники:

  • Теория функций комплексного переменного

    И.М. Лавит | | Лекция(и) | 2001 | Россия | docx | 0.96 Мб

    Конспект лекций для студентов направлений: - Математика. Прикладная математика - Механика. Прикладная математика дневного отделения Тула 2001 Предисловие Лекция 1 Комплексные числа Операции над

  • Функции денег, состав и особенности

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.2 Мб

    Предпосылки и значение появления денег Сущность денег Функции денег, состав и особенности Виды денег Деньги безналичного оборота Денежная масса и денежная база Роль денег в воспроизводственном

  • Понятие и функции лизинга. Преимущества лизинга

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.91 Мб

    Понятие и функции лизинга Объекты и субъекты лизинговых отношений 3. Качественные преимущества лизинга Лекция №2 Экономический механизм лизинговых сделок 1. Состав, виды и формы лизинговых платежей

  • Макроэкономика

    Оливье Бланшар | Учебник. Перевод с английского под научной редакцией Л.Л.Любимова. Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики. Москва, 2010 | Учебник | 2010 | docx/pdf | 17.39 Мб

    Издание осуществлено в рамках инновационной образовательной программы ГУ ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Оглавление

  • Анатомия, физиология, патология человека. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | docx | 1.49 Мб

    1. Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами. Роль знаний с анатомии, физиологии и патологии человека для

  • Ответы на вопросы к экзамену по Арбитражному процессу России

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    СПИСОК ВОПРОСОВ 1. История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы государственного арбитража и ее причины. 2. Система и структура арбитражных судов в России. 3.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по гражданскому процессу

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.53 Мб

    Предмет, метод и система науки и отрасли гражданского процессуального права. Понятие и виды источников гражданского процессуального права. Действие гражданских процессуальных норм во времени и в

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до» ) – пространственные, временны́е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва – Кара‑Бугаз , через Ташкент – Красноводск » (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо‑западных парках явление не XVIII–XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять – пятнадцать лет добычи (Пауст.). То же при обозначении количества цифрами: Рукопись объемом 10–15 авторских листов (см. также написания сочетаний, указывающих на приблизительное количество: Орфография, § 118, п. 5 и § 154, п. 4.)

§ 20. Тире ставится между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое‑либо учение, явление и т. п.: закон Бойля – Мариотта ; матч Каспаров – Карпов .

Тире ставится и между нарицательными именами существительными, сочетание которых выполняет определительную функцию при имени существительном: Система человек – машина ; Отношения учитель – ученик ; Проблема рыночные отношения – социальная справедливость . Число сочетающихся имен может быть и больше двух: Проблема производство – человек – природа ; Статья В. А. Сухомлинского «Педагог – коллектив – личность» .

Тире в функции выделения

§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.

1. Тире ставится для подчеркивания, акцентирования поясняющих членов предложения, расположенных в конце предложения. Чаще всего это обстоятельство: Это очень скверно, как я должен был писать – из‑за куска хлеба (Бун.); …И опять побрел по улице рикша – на этот раз к отелю (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами – открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражним только раз – случайно, на улице (Шол.). Такое тире может быть заменено точкой (см. § 9).

2. Тире может ставиться в стилистических целях после сочинительных союзов или сочетаний их с частицами: Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М. Г.); И вот – речка (Крут.); Я имею бумаги… но – они никуда не годятся (Г.).

Урок русского языка в 11 классе СОШ№24 г. Уральска.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Федулеева М.Н.
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия союзных и бессоюзных предложений.
Тип урока – урок обобщения знаний учащихся.
Цель урока:
- повторить и обобщить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении, систематизировать навыки правильной постановки знаков препинания в БСП, научить учащихся устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в БСП;
-развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, тестирующие устройства.
Ход урока.
I Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Мы заканчиваем изучение бессоюзных сложных предложений. Сегодня перед нами стоят задачи: повторить теорию бессоюзного сложного предложения и показать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями БСП, использовать различные синтаксические конструкции для передачи одного и того же смысла. Все, необходимое для урока: учебники, справочники, таблицы, рабочие листы, тестирующие устройства – лежит на столе. Желаю вам плодотворной работы на уроке.
Начнем мы с орфоэпической разминки.
II Актуализация прежних знаний.
Задание 1. Орфоэпическая разминка.
Путепровод, развита (мысль), развитое (общество), развитый (ребенок), ржаветь, создал, создала, статуя, столяр, танцовщица, углубить, удобнее, фарфор, феномен, хвоя, ходатайствовать, черпать, щавель.
Задание 2. Цифровой диктант.

Простые 1, 4, 7
ССП 2, 8
СПП 5
БСП 3,6
1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни, в августе уже заметны приметы осени.
2. Волнистые облака рассеялись, и стало жарко.
3. До войны в нашей деревне был такой обычай: косцы в луга носили завтрак.
4. Дрозд – ранняя птица, появляющаяся в конце марта.
5.Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
6. Поле и луг мало-помалу исчезали во мгле ночи; звезды острым блеском отражались в реке.
7. Ветер дул с моря и обдавал город запахом водорослей.
8. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак, и от цветов пахло весной.
III Формирование умений и навыков.
1.Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 1. Расскажите о БСП по опорному конспекту.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных отношениях зависят от простых предложений в их составе и выражаются (в устной речи), (на письме).Например: Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них
Задание 2. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.



1 учащийся работает на доске.
Задание 3. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.






(____________________________________).






Индивидуальное задание. Синтаксический разбор предложения.
Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки.
Задание4. Схематический диктант.
Составьте схемы предложений.
1. У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.
2. Жарко сверкало солнце, блестела радугой река, белели горы.
3. Вовремя не встанешь – весь год промаешься.
4. Деревья гибнут – лес не умирает.
5. Прислушиваюсь снова: звуки как будто падают с неба.
6. Ветер поднялся к ночи – будет буран.
7.Туман рассеялся – мы тронулись в путь.
8. И думал он: отсель грозить мы будем шведам.
Задание 5. Работа в группах.
1 группа.
1. Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем. (И. Гете).
Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов).
3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надо учиться своему природному. (Н. Карамзин).
2 группа.
1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ли


3 группа.
1. Когда птицы приумолкли, то жди грома.
2.Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, ожидается холодное лето
3. Ложь нельзя сказать просто, потому что она требует громких слов и многих украшений.
Задание 6. Тестирование с помощью устройств Activvot..
Обобщение.
Домашнее задание.
Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.

Приложение. Рабочий лист к уроку.
Фамилия, имя, класс___________________________________________
Дата_________________________________________________________
Тема______________________________________________________________
Задание 1.Цифровой диктант.
Не записывая предложения, определите их вид. Поставьте № предложения напротив вида.
Простые________________________
ССП____________________________
СПП____________________________
БСП____________________________

Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 2. Расскажите о БСП по опорному конспекту.
Бессоюзные сложные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны по. и (без или.).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных отношениях зависят от простых предложений в их составе и выражаются (в устной речи), (на письме).Например: _________________________________________________________________________________________________________________________________.
Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них
________________________________________________________________

Задание 3. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
1.Между предложениями в БСП ставится _____, если перечисляются факты и можно поставить союз и; если предложения более распространены, то ставится _____.
2.Если второе предложение в БСП указывает на причину или раскрывает, или дополняет содержание первого предложения, то ставится __________.
3. Если содержание первого предложения противопоставляется содержанию другого предложения или указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, или второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении, то ставится _______.

Задание 4. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
1. Невежды судят точно так в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
(__________________________________).
2. Тише едеш дальше будеш. (__________________________________)
3. Источник утляет жажду доброе слово ожвляет серце.
(____________________________________).
4 Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ..
(____________________________________).
5. Рдел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла зря.
(_____________________________________).
6. Сокол не мог л..тать одно крыло было слома н,нно.
(______________________________________).
7. Зяблики прилетели лес ожл. (______________________________________).
8.Будь вы порядочные господа вам же бы стыдно было.
(_______________________________________).

Задание 5. Схематический диктант.
Составьте схемы предложений.
1._____________________________________________
2._____________________________________________
3._____________________________________________
4._____________________________________________
5._____________________________________________
6._____________________________________________
7._____________________________________________
8._____________________________________________

Задание 6. Работа в группах.
Прочитайте предложения. Определите их вид. Укажите союзы. Замените сложные союзные предложения сложными бессоюзными. Изменилось ли при этом содержание предложения? Произошли ли изменения в интонации? Изменились ли знаки препинания? Какие предложения, на ваш взгляд, имеют большую выразительность?
1 группа.
1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень.

2. Дверь отворилась, и в ней показалась фигура, мне совершенно незнакомая.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Солнце жгло по-вчерашнему, и воздух был неподвижен и уныл.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Рефлексия.

Теория
Знание орфоэпии
Определение смысловых отношений в БСП.
Умения ставить знаки препинании.
Умение составлять схемы БСП.

Успешно + -хорошо - недостаточно
Отобразите свое настроение по завершению урока смайлом.
Домашнее задание. Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.

Тире (-) - одиночный разделительный знак препинания (см.), служащий для внутреннего членения предложения и отличающийся многообразием функций. Собственно грамматические функции Т. реализуются в след. ситуациях: 1) в случае эллипсиса в структуре предложения, в т. ч. между подлежащим и именным сказуемым без связки (в частности, перед словами типа это, вот): ... то поздравляли жену, то жена позд равляла, то - дочка, то - дочку...; «Крат-костъ - сестра таланта» (Чехов); 2) перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения: аТрава, кусты - всё вдруг потемнело* (Тургенев); 3) при прямой речи: Т. выступает как сигнал начала абзацного построения прямой речи (её реплик); между репликами диалога, оформляемыми подряд в строку (внутри абзаца) в кавычках: «"Не отвечает?" - "Нет".- "Он в это время всегда дома".- "Да, я знаю"» (Федин); перед вводящей частью (авторскими словами) после чужой речи или цитаты: «"Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов).
Семантические функции Т.; 1) соединительное Т. между двумя словами для обозначения предела «от... до»: беспосадочный перелёт Москва - Ванкувер; 2) Т. между частями бессоюзного сложного и сложносочинённого предложения для указания временных, условных и следственных отношений, а для выражения неожиданности, резкого противопоставления и быстрой смены событий - и между отдельными элементами этих частей, ср.: ^Положить палочку на воду - и она поплывёт по течению* (Пришвин); Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (=поэтому стало скучно) в отличие от Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (=потому что стало скучно); *И щуку бросили - в реку» (Крылов); *Это я не ради тебя - ради нас всех, чтоб от стыда уйти» (Дудинцев).
Функция актуального членения
предложения - возможность для пишущего с помощью Т. подчёркивать в тексте коммуникативную значимость отдельных слов или конструкций: «Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?» (Чехов); «Смысл лекций прост - виноват во всей кутерьме - сатана» (Булгаков). Эта функция полностью не может быть регламентирована.
В совр. практике при передаче причинно-следственных отношений отмечается стремление пишущих расширять употребление Т., ставить его вместо ожидаемого двоеточия, напр.: «Он хотел сказать и сказал этой выходкой - "ты в моей власти"» (Гордин); Повторю - обстановка в городе достаточно сложная, ср.: «Моя задача: спасти "Остров"» (Горбовский).
В тексте употребление одиночного Т.- как знака разделительного - следует отличать от двойного Т. Двойное тире - парный выделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения. Основное назначение двойного Т.- выделение подчёркиваемых слов, конструкций, предложений, к-рые благорадя этому приобретают статус вставных (см. Вставная конструкция). Напр.: Дневники мною не были - о чём горько сожалею - сохранены: Сжав зубы -чтобы не. терять времени даром - он изучал противника; На въезде меня дожидался - кто бы мог подумать! - Сергей.
Двойное Т. в сильной позиции употребляется в середине состава предложения (выделяемое фиксируется в тексте с обеих сторон, см. примеры выше), в слабой позиции - в конечной части предложения (выделяемое фиксируется только спереди, левым элементом двойного Т.): Пошла сама и повела за собой Марину - так звали девочку. Выделение с помощью двойного Т. не может быть в начальной части предложения.
Распространено мнение, что знак Т. изобрёл Н. М. Карамзин, однако исследования В. Ф. Ивановой показали, что в рус. печати Т. начинает употребляться с кон. 60-х гг. 18 в.; Карамзин же способствовал популярности и закреплению функций Т. Впервые оно под названием «молчанка» отмечено в «Российской грамматике» А. А. Барсова (1797). Знак «двойное Т.» («два тире») в качестве самостоятельного парного знака препинания впервые отмечен А. Б. Шапиро (1955).

Функции тире. Источник.
Что такое тире?
Тире ́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.

2.Функции тире:

Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире разделяет:

а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки : Москва – столица России.

б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении:Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.

в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычнообстоятельств : И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю.
г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.

д) однородные члены и продолжение предложения , если перед ними стоит обобщающее слово:Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом.

е) части бессоюзного сложного предложения : Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

ж) прямую речь и слова автора: «Сколько времени будет длиться экзамен?» - поинтересовались ученики.

з) реплики диалога: - Не буди меня рано, - попросил сын свою мать.


Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире выделяет:

1. распространённые приложения , имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами – приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.

2. вставные предложения : Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи: - Именно то, что наиболее естественно, - заметил он , - менее всего подобает человеку.


Функция № 3 - СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ

С помощью тире оформляют смысловые отношения:


а) времени или условия (Лес рубят - щепки летят. Назвался груздем - полезай в кузов)

б) следствия, результата, вывода (Солнце дымное встаёт - будет день горячий)

в) противопоставления (Надо мне – бежать вперёд, вам – возвратиться назад. Знание законов не желательно – обязательно. Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле) г) быструю смену событий или неожиданный результат действия (Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне)

д) сравнения (Молвит слово - соловей поёт)


Функция № 4 - ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЭКСПРЕССИВНАЯ


Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи . Оно разрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту .

Вот некоторые примеры из произведений М. Горького: Я имею бумаги... но - они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень - и уснула; Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер .


Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.


ВЫВОД

Итак, диапазон употребления тире действительно широк:

во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков , тире заполняет эти словесно пустые места;

во-вторых , тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;

во-третьих , при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений , в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;

в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...