Тощенко жан терентьевич. Новые парадигмы и теории в современной социологии: Тощенко Ж.Т

(р. 1935) - российский философ и социолог, специалист в области теории и методологии социологии, социологии труда и управления, политической социологии. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1957). Кандидат философских наук (1967), доктор философских наук (1973), профессор (1975), член-корреспондент Российской академии наук (1997). Член издательского комитета Международной социологической ассоциации (1984-1988), активный участник всемирных социологических конгрессов. Вице-президент Советской социологической ассоциации (1983-1991), сопрезидент Содружества социологических ассоциаций (1991-1993). Действительный член Международной академии информатизации, Академии социальных наук. Член-корреспондент Российской академии естественных наук.

С 1957 по 1975 Т. работал в Хакасской автономной области на ряде руководящих должностей ВЛКСМ, затем - в Красноярске, Красноярском университете (доцент, зав. лабораторией, зав. кафедрой). С 1981 по 1991 - в Академии общественных наук при ЦК КПСС (зав. отделом, директор Центра социологических исследований). С 1992 работал в Российской академии управления, Госкомфедерации, Институте социально-политических исследований РАН. С 1995 - главный редактор журнала РАН "Социологические исследования".

В трудах Т. разрабатываются теоретико-методологические проблемы социологии как социологии жизни. Им выдвинута особая трактовка гражданского общества как объекта социологии и единства реально функционирующего общественного сознания, деятельности (поведения) и объективных условий - как предмета социологии. Другое направление научных интересов Т. связано с социальными проблемами труда и управления, при разрешении которых предложено рассматривать генезис идей социологии труда через анализ раскрытия и использования социальных возможностей работника, исходя из реальной практики индустриального и научного развития общества. В 1980-х Т. рассматривались проблемы политической социологии, анализировались тенденции развития реального сознания и поведения. В 1986-1993 Т. была выдвинута идея о социальном настроении как доминирующей характеристике общественного сознания и поведения, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой, обществом социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием экономических, политических и духовных процессов. Другой оригинальной идеей Т. стало исследование феномена "парадоксального человека", в котором отразились не просто противоречия внутри общества, социальных групп, слоев и институтов, но и такая ситуация в реальной жизни, когда человек в одно и то же время искренне преследует взаимоисключающие цели, часто не замечая парадоксальности своего сознания и поведения.

Читает спецкурсы "Социальные резервы труда", "Парадоксы общественного сознания", "Экономическая социология", "Власть и политика: проблемы взаимодействия". Подготовил 46 кандидатов и 14 докторов наук.

Автор свыше 300 научных работ (издавались на английском, немецком, чешском, сербском, болгарском и других языках), в том числе: "Социальная инфраструктура: сущность и пути развития" (1980); "Социальное планирование в СССР" (1981); "Социальное планирование" (1982, соавтор); "Идеология и жизнь" (1983); "Идеологические отношения. Опыт социологического анализа" (1988); "Социальные резервы труда. Актуальные вопросы социологии труда" (1989); "Социология. Общий курс" (1994, 1998, 2000, 2001); "Социальное настроение" (1986, соавтор); "Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция" (1997); "Политическая социология" (1993); "Основы политической социологии" (1998); "Парадоксальный человек" (2001); "Социология жизни как концепция исследования социальной реальности" (2000) и др.

Другие новости по теме.

  • Социология. Тощенко Ж.Т.

    Скачать: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: 2001. - 511 с.

    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, изложенная в соответствии с действующей программой курса социологии для вузов.

    Формат: doc / zip

    Размер: 1,1 Мб

    Май 2013. Файл удален по требованию изд-ва «Юрайт» (господин Шураков С.А.)

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)
    § 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX –НАЧАЛА XX ВЕКА 12
    § 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 13
    § 3. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 15
    § 4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА 20
    § 5. СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 23
    Глава 2 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
    § 1. ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 29
    § 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ СОЦИОЛОГИИ 31
    § 3. РЕАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И ИХ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 35
    Глава 3 СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
    § 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ 42
    § 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 44
    § 3. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ 49
    § 4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ 50
    § 5. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 52
    Глава 4 НАУЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ 57
    § 1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 57
    § 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 62
    § 3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (краткая характеристика) 65
    § 4. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 67
    Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 72
    Глава 1 СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА 74
    § 1. «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» 75
    § 2. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 77
    § 3. «БИОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 81
    § 4. «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК 83
    § 5. «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ» РАБОТНИК 85
    Глава 2 СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА 89
    § 1. СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 89
    § 2. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 91
    § 3. БЛАГОПРИЯТНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА 94
    § 4. УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ 96
    Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА 100
    § 1. СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВНИ 101
    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА СЕЛЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ 103
    § 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА 105
    Глава 4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 110
    § 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ИХ ПОЗНАНИИ 110
    § 2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 113
    § 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 115
    Глава 5 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 120
    § 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 121
    § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 124
    § 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 126
    Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 131
    Глава I СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 133
    § 1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРАТИФИКАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 134
    § 2. ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 138
    § 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 142
    Глава 2 ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ 145
    § 1. НАЦИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 146
    § 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 149
    § 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ 153
    Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ 157
    § 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 158
    § 2. ЖЕНЩИНА И СЕМЬЯ 161
    § 3. ДЕТИ, СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ 163
    Глава 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ 166
    § 1. ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 167
    § 2. ТЕОРИИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 171
    § 3. ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ 175
    Глава 5 ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 180
    § 1. ПРИРОДА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ И ОПЫТ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 181
    § 2. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 184
    § 3. МИКРОСРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 188
    Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 193
    Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 195
    § 1. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 196
    § 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 198
    § 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 200
    Глава 2 ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО 204
    § 1. ТИПЫ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 204
    § 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА 209
    § 3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 212
    Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА 216
    § 1. ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ 217
    § 2. ПРАВОВАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ 220
    § 3. ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ 222
    Глава 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 226
    § 1. ПАРТИИ 227
    § 2. ПРОФСОЮЗЫ 230
    § 3. МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 231
    § 4. САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 233
    Раздел V СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 235
    Глава 1 СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 237
    § 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 238
    § 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 241
    § 3. РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 242
    § 4. НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 243
    § 5. СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 246
    Глава 2 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 250
    § 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 251
    § 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 255
    § 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 257
    Глава 3 СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ 263
    § 1. НАУКА И ОБЩЕСТВО 264
    § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ 269
    § 3. СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ НАУКИ 274
    Глава 4 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 277
    § 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 278
    § 2. ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 281
    § 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 285
    Глава 5 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 289
    § 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 291
    § 2. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ 292
    § 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ 298
    Раздел VI СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 303
    Глава 1 СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ 304
    § 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ 305
    § 2. МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ 307
    § 3. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДВИДЕНИИ 308
    Глава 2 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 311
    § 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 312
    § 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 314
    § 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ 317
    Глава 3 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 321
    § 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 321
    § 2. О МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 323
    § 3. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 324
    § 4. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 326
    § 5. ДЕЙСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 328
    Глава 4 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 330
    § 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 331
    § 2. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 333
    § 3. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 334
    § 4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 335
    § 5. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 337
    § 6. РЕЗЕРВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 338
    Глава 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 341
    § 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ? 342
    § 2. ФОРМЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 345
    § 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 348

    Жан Терентьевич Тощенко (род. 3 января 1935) -- советский и российский социолог. Родился в деревне Павловка Климовского района Брянской области. Его родители были сельскими учителями. В 1957 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1995 года -- главный редактор журнала РАН «Социологические исследования». Кандидат философских наук (1967), доктор философских наук (1973), профессор (1975), заведующий кафедрой теории и истории социологии, декан социологического факультета РГГУ. Член-корреспондент РАН по Отделению общественных наук (1997). Почётный доктор Института социологии РАН. Лауреат премии М. М. Ковалевского. Автор свыше 450 публикаций.

    Книга Ж.Т. Тощенко «Человек парадоксальный» впервые была издана в 2001 году, в начале 2008 вышло второе издание. В книге ставится задача выяснения обобщающей характеристики сознания и поведения наших современников, россиян, живущих в эпоху значительных общественных трансформаций.

    Понятие «парадокса» как специфического класса противоречий сознания, используется для анализа духовной жизни и реальных поступков россиян постсоветского периода. Парадоксальный человек , по мнению Тощенко, есть порождение парадоксальной общественной ситуации, сложившейся в нашей стране в 1990-е гг., связанной с распадом СССР, происходящими у нас трансформациями и обусловленной экономической, политической, духовно-культурной обстановкой, сформировавшейся в российском обществе в это время. В такие периоды обостряется, по мнению автора, парадоксальность общественного сознания . Именно эта многомерная характеристика представляется Ж.Т. Тощенко наиболее адекватной для наших современников, в отличие от ряда определений предшественников, также занимавшихся познанием сущности человека в условиях глубоких экономических, политических и социальных изменений. Не "созерцающий человек" Л. Фейербаха, не "экономический человек" К. Маркса, не "моральный человек" И. Фихте или "нигилистический человек" Ф. Ницше, равно как не "одномерный человек" Г. Маркузе, "одинокий человек" Ф. Кафки или "маргинальный человек" Э. Стоунквиста, но "парадоксальный человек", по данным исследований автора, является типичной фигурой современной меняющейся России.

    Для анализа "тонкой структуры парадоксов" - о возможности создания науки с таким предметом ещё в 1948 г. писал Д.А. Данин - Ж.Т. Тощенко выстраивает последовательную методологическую схему. Сначала он рассматривает метаморфозы общественного сознания, характерные для периодов трансформационных процессов, и условия их возникновения. Далее он выделяет специфические характеристики общественного сознания, появившиеся в результате происходящих метаморфоз, - ложное и разорванное сознание, утопическое, маргинальное, катастрофическое и т.д. Затем переходит к определению сущности парадоксов общественного сознания, воссоздавая генезис идей в этой сфере, и выделяет парадоксы как особый объект социологического исследования. Парадоксами автор называет "специфическую форму противоречий, требующую глубокого выявления причинно-следственных связей между взаимоисключающими установками и ориентациями людей". тощенко социолог парадоксальный общественный

    Ж.Т. Тощенко использует парадоксы как инструмент анализа сознания и поведения человека. Развивая трактовку природы массового сознания и сопоставляя результаты многих исследований, он обнаружил существование удивительного явления, которые сначала не мог объяснить: часто человек искренне, не замечая противоречивости собственного поведения, исповедует взаимоисключающие ценности, стремится одновременно достичь противоположных целей. Например, в одном случае он придерживался социалистических взглядов, по другим - поддерживал либеральные ценности, по третьим - был склонен разделить националистические (и/или религиозные, монархические и т.д.) ориентации. В сознании и поведении одного и того же человека одновременно уживаются противоположные, а иногда и просто взаимоисключающие друг друга оценки, установки, ориентиры и намерения. Получается удивительная картина парадоксального поведения.

    Уже первые попытки целенаправленного анализа этого феномена показали, что парадоксальность является отражением не какого-то случайного или редко проявляющегося сочетания мало объясняемых ситуаций, а достаточно устойчивой тенденцией возникновения и существования особого вида противоречий, объем и масса которых увеличивались по мере непрестанного изменения сложившихся экономических и политических отношений, слома образа и стиля жизни, нарушения устоявшихся стереотипов и национального менталитета.

    Ж.Т. Тощенко вводит термин «кентавр-проблема» и анализирует феномен кентавризма как экспликацию парадоксальности. «Кентавр, - пишет он, - воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, что можно представить как метафору сочетания несочетаемого». Парадоксальный человек - порождение парадоксального общества и присущему ему деформированного сознания. Трансформация сознания, по мнению Ж.Т. Тощенко, есть сложный процесс, имеющий два основных направления: целенаправленной намеренной демагогической манипуляции и стихийных внутренних изменений, возникающих как реакция на изменения социальной реальности. Парадоксальный человек - атрибут переходного общества, он олицетворяет эпоху перемен.

    Идее Ж. Т. Тощенко можно придать более широкое звучание. Парадоксальный человек присущ не только российскому обществу, он созвучен всякому переходному, нестабильному обществу на национальном и глобальном уровнях. Но, пожалуй, проблема парадоксального человека еще глубже. Современный / постсовременный мир XXI века очень динамичен, подвержен рискам, поэтому возможно, что парадоксальный человек - это вполне распространенный и обычный тип человека новейшей эпохи.

    Член-корреспондент Российской академии наук (РАН), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии РГГУ, член Нью-Йоркской академии наук. Главный редактор журнала «Социологические исследования». Автор более 400 работ. Заметное место в управленческой науке занимают его исследования: «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития» (1980), «Социальные резервы труда: актуальные вопросы социологии труда» (1989),

    «Социальное настроение» (1996), «Парадоксальный человек» (2001), «Три особенных лика власти: социологические заметки» (2002), «Политическая социология» (2011), «Фантомы российского общества» (2015).

    В трудах Ж. Т. Тощенко представлена особая трактовка объекта социологии как гражданского общества и предмета, как взаимосвязанного единства общественного сознания, поведения и условий, в которых реализуются сознание и поведение людей. Исследуются методологические и организационно-методические основы социального управления, его принципы, основные функции и формы их реализации. Одним из первых он исследовал такие компоненты управления, как социальное планирование, социальное проектирование и социальное прогнозирование, социальная инфраструктура.

    Социологический анализ - достаточно сложный, трудоемкий и многоступенчатый процесс познания (особенно в части программирования исследования, определения выборочной совокупности, составления инструментария, выработки измерительной шкалы); номенклатура его методов достаточно обширна: методы включенного наблюдения, экспертных оценок, социологического анкетного опроса, контент-анализа, ситуационного анализа, социального моделирования, метод Делфи. Остановимся на некоторых из них подробнее.

    Метод наблюдения - это метод сбора первичных эмпирических данных, связанный с целенаправленным, систематическим и непосредственным восприятием изучаемого социального объекта. Это преимущественно визуальное и слуховое восприятие информации. Бывает включенным, когда исследователь принимает какое-то участие в жизни объекта, и невключен- ным - без вмешательства в деятельность наблюдаемого объекта. Главная особенность такого метода состоит в том, что наблюдатель находится как бы внутри объекта исследования (социальной группы, трудового коллектива, схода граждан, предвыборного собрания и др.) и по заранее заданной методике ведет наблюдение за ним. Метод наблюдения позволяет без всяких посредников, непосредственно фиксировать состояние объекта, определять его отличительные свойства и особенности поведения в разных ситуациях, получать максимально достоверные (из первых рук) сведения о социальных фактах и процессах.

    Метод экспертных оценок - способ получения информации об объекте управления с помощью признанных специалистов-экспертов в данной области. Экспертные оценки широко используют в прогнозировании, при определении целей социально-экономического развития и принятии управленческих решений. Высокая объективность результатов и выводов достигается грамотным подбором специалистов-экспертов, умелой организацией их деятельности, внимательной обработкой полученных результатов экспертизы.

    Анкетирование - метод сбора первичной политической, социально-экономической, социально-психологической и другой информации посредством массового (по специальной выборке) анкетного опроса населения. Это самый распространенный способ получения первичной социологической информации путем постановки в письменной форме вопросов, обращенных к отдельному человеку (или более или менее широкой группе людей) и получения ответов на них. Анкетирование проводится в целях выявления мнений, оценок, предпочтений и ценностных ориентаций, мотивационной направленности респондентов. Надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой зависимости от качества подготовки опроса, техники его проведения и последующей обработки полученной социологической статистики.

    Документальный метод - способ изучения документов и получения соответствующей управленческой информации. Речь идет о документах органов государственной власти и местного самоуправления, управленческих структур хозяйствующих и других субъектов, публикациях СМИ, фото- или кинодокументах, аудио- и видеозаписях и др. Этот метод особенно важен тогда, когда единственным или главным источником информации является документ. Данный метод связан с использованием двух приемов анализа: традиционного, в рамках которого достигается качественное определение, понимание и адекватное толкование документа; и формализованного, связанного с переводом документальной информации на язык количественных показателей, так называемый контент-анализ.

    Социологический опрос - наиболее распространенный, достаточно экономный и отличающийся высоким уровнем четкости метод сбора информации на основе вербальной коммуникации. Отличается оперативностью, простотой, организованностью, стандартностью. Проводится в форме анкетного опроса и социологического интервьюирования.

    Социологический эксперимент - метод получения научно обоснованной информации, при котором искусственно создается ситуация воздействия какого-либо фактора на исследуемый объект и осуществляется наблюдение за его поведением в новых условиях. Примером может служить эксперимент, связанный с изучением воздействия морального поощрения на эффективность и качество труда.

    Действенность государственного управляющего воздействия определяется не только методами, но и грамотной мобилизацией ресурсов и умелым подбором средств государственно-управленческой деятельности (англ, lever , means), т.е. тех предметов, которые используются в качестве технологического инструментария управленческой деятельности и гарантированно обеспечивают ее успех. К основным средствам государственного управления относится достаточно обширный арсенал инструментов и рычагов, с помощью которых государство и его структуры реализуют свои управленческие функции, а служащие - свои должностные полномочия.

    Средства могут быть материально-финансовыми - бюджетные ресурсы, накопления государственных и негосударственных фондов, займы и кредиты; техническими - оргтехника, телефон, телеграф, информационные сети, транспорт; специальными - видеозапись, видеонаблюдение, подслушивающие устройства; информационно-коммуникационными - информация, поступающая по дипломатическим каналам, от политических партий, профсоюзов и общественных фронтов, НКО, из СМИ, научно-аналитических центров.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...